XIII 15. 2; 16. 3-4). Эти столкновения не привели к конфронтации итуреев с иудеями. Более того, завоевание Помпея, разорившего И. (Ibid. XIV 3. 2) и захватившего Иудею в 63 г. до Р. Х., заставило их стать союзниками: после того как сторонники Помпея отравили Аристовула II, его дети, кроме казненного Помпеем Александра, нашли убежище у Птолемея Менная в Халкиде (Ibid. 7. 4). Последний даже предпринял попытку вернуть власть в Иудее сыну Аристовула II Маттафии Антигону (Ibid. 12. 1). Мирные отношения между итуреями и иудеями сохранились и после смерти Птолемея Менная в 40 г. до Р. Х., когда власть над И. перешла к его сыну Лисанию (Ibid. 13. 3). Правление Лисания не было долгим. В 36 г. до Р. Х. он был казнен Марком Антонием по настоянию Клеопатры, желавшей получить его земли (Ibid. XV 4. 1). В 30 г. до Р. Х., после смерти Клеопатры, Август Октавиан отдал земли Лисания Зинодору, предположительно сыну Лисания, получившему титул тетрарха и первосвященника, о чем свидетельствуют отчеканенные им монеты. Иосиф Флавий отмечал (Ibid. 10. 1-3; Idem. De bell. I 20. 4), что в правление Зинодора в И. появилось множество разбойничьих шаек, терроризировавших не только жителей города, но и прилегавших районов, прежде всего Трахонитиды. Чтобы положить конец грабежам, Август передал земли Зинодора Ироду Великому . Но окончательно в состав Иродова царства эти земли вошли только в 20 г. до Р. Х., после смерти Зинодора. История И. после смерти Ирода неясна ( Schürer . 1973; Jones. 1931). Очевидно, что И. была разделена на неск. частей. Область Зинодора перешла во владение Ирода Филиппа ( Ios. Flav. Antiq. XVII 11. 4), а затем Агриппы I Ирода и Агриппы II Ирода . Др. часть, Авилинея , называемая также тетрархией Лисания, не входила в число территорий, принадлежащих Филиппу, но по указу имп. Гая Калигулы перешла Агриппе I (Ibid. XVIII 6. 10), а после его смерти в 40 г. по Р. Х.- под прямое управление рим. прокураторов. В 53 г. по Р. Х. Авилинея передана имп. Клавдием Агриппе II (Ibid. ХХ 7.

http://pravenc.ru/text/1237731.html

2546. Зеленская Г. М. Образы Святой земли в Новом Иерусалиме//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 27–55. 2547. Ульянов О. Г. «Филоксения Авраама»: Библ. святыня и догматический образ//БТ. 1999. Сб. 35. С. 216–232. Дуб Мамврийский: археология, иконография. …другие сюжеты 2548. Евдокимов М., свящ. Подход к теме Суда в иконописи/Пер. с фр.: М. Л. Темина//Страницы. 1996. 3. С. 111–120. 2549. Крылов А. К., Крылова О. Ю. Композиционное построение сюжета с изображением скомороха в Мелетове и его литературный прототип (взаимодействие изобразительного и повествовательного)//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 122–128. 2550. Неволин Ю. А. Влияние идеи «Москва – третий Рим» на традиции древнерусского изобразительного искусства//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 71–84. Иконописцы (в алфавите имен) 2551. Алдошина Н. Е. К 100-летию монахини Иулиании (Марии Николаевны Соколовой): Докл. на вечере в Московской духовной академии//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 358–362. 2552. Филатов В. В. Государев жалованный иконописец Сергей Рошков половина XVII в.]//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 89–95. 2553. Постернак О. П. «Государев живописец» Иван Салтанов [XVII в.]//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 201–208. 2554. Щенникова Л. А. Иконописцы Древней Руси: ФЕОФАН Грек//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 249–259. Справочно-библиогр. материалы. См. также 1275–1279. История иконописи 2555. Кириллова М. В. Расцвет церковного искусства Моравской Сербии в преддверии турецкого завоевания (конец XIV – 1-я половина XV в.)//АиО. 2000. 4(26). С. 306–318 2556. Кызласова И. Л. Переписка Ф. Халле и Н. С. Трубецкого с Н. П. и С. Н. Кондаковым и//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 220–227. 2557. Максимов Е. Н. Опыт освоения византийской традиции в православном искусстве Кипра: [Докл. на конф. «Проблемы современной церковной живописи». Москва, 1996 г.]//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 10–17. 2558. Малков Г., диак. Иконописец и иконописание в Древней Руси/Ю. Г. Малков//АиО. 1998. 1(15). С. 291–320. 2559. Маслов К. И. К истории возникновения «русского стиля» церковной живописи//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 204–216. 2560. Матюшкина М. Л., Павлова К. Н. Габриэль Милле апр. 1867 – 8 мая 1953 г.]: Биобиблиографическое эссе//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 228–241.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При И. Рим посетил Гебхард II , еп. Констанцский. Папа благословил епископа основать бенедиктинское аббатство Петерсхаузен и передал ему главу свт. Григория I Великого (Vita Gebehardi episcopi Constantiensis. 16//MGH. SS. T. 10. P. 587). К понтификату И. относится самая ранняя из известных канонизаций, совершенных папой. 31 янв. 993 г. на Соборе, проходившем под председательством И., было зачитано составленное пресв. Герхардом Житие еп. Ульриха Аугсбургского, а затем принято решение о канонизации святого. Сохранилось послание И. всем иерархам «Галлии и Германии» от 3 февр. 993 г. с описанием деяний Собора и его постановлений (PL. 137. Col. 845-847; Jaffé . RPR. N 2945). И. возвел в кардинальское достоинство 7 чел., в т. ч. Бруно Каринтийского (впосл. папа Григорий V). Из-за давления, к-рое оказывали на папу рим. сенатор Иоанн (I) Кресценций и, возможно, представители рим. клира (среди рим. духовенства папа заслужил дурную славу, будучи неоднократно обвиняем в непотизме ; это нашло отражение в жизнеописании И. в Liber Pontificalis), в марте 995 г. папа был вынужден покинуть Рим. Укрывшись в Сутри, он отправил послов к герм. кор. Оттону III с просьбой о помощи. Узнав о готовности короля оказать поддержку изгнанному папе, римляне предложили тому вернуться, что И. и сделал. Весной 996 г. состоялся поход Оттона III в Италию. Однако король не застал папу в живых: И. скончался от лихорадки. Место его захоронения неизвестно. Вероятно, папа был погребен в оратории Девы Марии в башнях (Santa Maria in Turribus, капелле при входе в атриум Ватиканской базилики), который при нем был украшен фресками. В поздних источниках из-за ошибки, допущенной при переписи списка пап (см. ст. Иоанн XIV ), И. именуется Иоанном XVI. Ист.: LP. Vol. 2. P. 260; Jaff é . RPR. N 2928-2954; PL. 137. Col. 827-852; Papstregesten, 911-1024/Bearb. H. Zimmermann. W., 19982. N 641-740. (Regesta Imperii; Tl. 2. Abt. 5); Richeri Historiarum. IV 25-107//MGH. SS. T. 3. P. 636-657; Iohannes Canaparius. Vita S. Adalberti//MGH. SS. T. 4. P. 581-595; Willelmus Malmesburiensis. De gesta regum Anglorum. II 165-166//PL. 179. Col. 1132-1137; Annales Hildesheimenses, an. 995-996//MGH. SS. T. 3. P. 91; Martinus Oppaviensis. Chronicon, an. 986//MGH. SS. T. 22. P. 432.

http://pravenc.ru/text/469700.html

1759-1766); Дионисий в 4-й раз (после 1767-1774); Никифор из Смирны (ок. 1778-1790); Анфим (ок. 1779); Каллиник (до 1780-1792); Гавриил (1792-1810); Даниил (1810-1811); Кирилл (1811-1813); Дорофей Проинос (1813-1821); нмч. Никифор Пилусиот (1821-1824); Герасим (1824-1829); Григорий (1830-1840); Герасим (1840-1853); Кирилл (1853-1873); Дионисий Харитонидис (1873-1880); Неофит Папаконстантину (1880-1886); Дионисий Харитонидис вторично (1886-1887, затем К-польский Патриарх); Матфей (1890); Кирилл Димитриадис (1890-1908); Каллиник (1908-1910); Поликарп (1910-1922). После 1922 г. епархия была упразднена. Архитектура Рим. город находился в юго-зап. части совр. Эдирне (стены укреплений еще сохранялись в XIX в.). Собор Св. Софии не сохранился, но известен по фотографиям XIX в. Построенный в V-VI вв., представлял собой купольный тетраконх с амбулаториями и галереей. После завоевания А. (1361) Мурад I превратил Св. Софию в мечеть Халабие. Баязид I Йылдырым построил на месте раннехрист. базилики мечеть (кон. XIV в.). Ядро совр. города возникло в 10-е гг. XV в. к северу и северо-востоку от цитадели. К тому времени относятся Старая мечеть (Эски-джами; 1403-1413, девятикупольная с арочным портиком вдоль фасада), бедестен (1418, перекрыт 14 куполами), перестройка визант. моста (1420, совр. мост Газимихаль). Церкви Христа, Одигитрии и св. Стефана сгорели в 1526 г. Последняя была восстановлена и стала подворьем Афонской Великой лавры . Лит.: Le Quien. OC. Vol. 1. P. 1172-80; Choisy A. L " art de bâtir chez les Byzantins. P., 1883. P. 131 sq.; Pauly, Wissowa. T. 7. Col. 2174-2175; Αξιτης Π. Η Αδριανοπολις π τν ρχαιοττων χρνων μχρι το 9. Θεσσαλονκη, 1922; Laurent V. La liste épiscopale du synodicon de la métropole d " Adrianople//EO. 1939. Vol. 38. P. 1-34; Aslanapa O. Edirnede osmanl devri abideleri. Istanbul, 1949; Mavrodinov N.//Actes de VIe Congrès international des Études Byzantines. [P., 1951]. Vol. 2. P. 286-290; Ö zde G. Edirne Imar planina hazrlk etüdü. Istanbul, 1951; Velkov V. Die thrakische und dakische Stadt in der Spätantike. Sofia, 1959. S. 96; Edirne: Edirne " nin 600. fetih yildönümü armaan kitabi. Ankara, 1965; Γριτσπουλος Τ. Α. Αδριανοπολις//ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 453-460; Zachariadou E. A. The Conquest of Adrianople by the Turks//StVen. 1970. Vol. 12. P. 211-217; Kreiser K. Edirne. Edirne, 1975; Venedikov I. Thracian art treasures. Sofia, 1975; Asdracha C. La région des Rodopes aux XIIe et XIVe s.: Étude de géographie historique. Athènes, 1976; Искусство стран и народов мира. М., 1978. Т. 4. С. 455; La Thrace orientale et la Mer Noire: Géographie ecclésiastique et prosopographie. P., 1987; Soustal P. Thracien//TIB. W., 1991. Bd. 6. S. 161-167.

http://pravenc.ru/text/Адрианополя.html

2004. C. 92-110). Возможно, в поздневизант. время составлено анонимное Житие (Meteor. Metamorph. 382, XV в.- BHG, N 1349b). Особняком стоит апокрифическое Житие Н., т. н. Хождения Николая (Periodoi Nikolaou), сохранившиеся в нескольких редакциях (BHG, N 1349с-к). Согласно этому тексту, оформленному как панегирик, с 5-го года жизни Н. посвятил себя аскезе, так что ему являлись Св. Дух и ангелы (гл. 2); в 14 лет он оставил свой город и 3 года исцелял больных и бесноватых в окрестностях Кесарии Филипповой (гл. 3); во время римско-персид. войны Н. явился в облаке на поле боя и помог римлянам (главы 4-5); затем год (или 7 лет) и 9 месяцев он пребывал в сир. Армении, откуда ушел в Апамею, где невидимым оставался 100 дней в храме арх. Михаила и исцелил от нечистого духа девочку (главы 6-8); оттуда отплыл на Кипр, исцелил 45 бесноватых при помощи помазания и омовения (главы 9-10); из Антиохии Н. направился в Иерусалим и Рим, победив по дороге беса (главы 11-12); торжественно встреченный папой, он остался в Риме на 4 месяца (гл. 13), а оттуда ушел через Египет в Заиорданье, где провел 5 лет в строгом подвиге (гл. 14); в Ассирии Н. освободил от беса сына градоправителя Насараха (гл. 16); пройдя через М. Азию, Аравию и острова, Н. достиг Мир, исцеляя больных и бесноватых и уже при жизни распространяя ощутимое издали благоухание (гл. 17); ему навстречу вышел патриарх, он поставил Н. главой всей Ликии (гл. 18); умирая, Н. увидел арх. Михаила и ангелов и обратил к Богу долгую молитву за своих почитателей (главы 19-20); душу Н. забрали на небо ангелы, а тело погребли жители Мир (главы 21-22). Этот народный текст ориентируется в т. ч. на апокрифические акты. Первые энкомии Н. появляются еще до IX в.: это тексты, приписываемые Проклу К-польскому (BHG, N 1364с) (к-рый, судя по тексту, был знаком только с «Деянием о стратилатах», но это не может свидетельствовать о том, что энкомий действительно принадлежит Проклу, как считает Дж. Чоффари - Cioffari. 1987. P. 20-21)) и Андрею Критскому (BHG, N 1362; перечисляет Деяния Н., бытовавшие в Мирах); от последнего полностью зависит анонимное Похвальное слово (BHG, N 1364f), сохранившееся в единственном списке XIV в.; 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

XIV. Против иудеев. XV. Слово о проклятии. XVI. Слово на Новый год. XVII. О Лазаре. Т. 2: I. Беседы к антиохийскому народу о статуях. II. Слова огласительные. III. Беседы о бессилии диавола. IV. Беседы о покаянии. V-XIII. Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых. XIV. Беседы о святом апостоле Павле. XV-XLI. Похвальные беседы и слова о святых мучениках. XLII. О судьбе и провидении. XLIII. О молитве. Т. 3: Беседа на притчу о должнике. - О расслабленном. - О надписании книги Деяний. - О перемене имен. - О Прискилле и Акиле. - О браке. - О вдовстве. - Беседы на Евтропия. - Письма к разным лицам. Т. 4: Беседы на книгу Бытия. - Пять слов об Анне. - О Давиде и Сауле. Т. 5: Беседы на Псалмы. - На слова пророка Давида. - На великую седмицу. - О Давиде царе и Павле апостоле. Т. 6: Толкование на пророка Исаию. - Беседы на слова пророка Исаии. - Толкование на книгу пророка Даниила. - Беседа о воздержании. - Об утешении при смерти. - Обозрение книг Ветхого Завета. - О творении мира. Т. 7: Толкование на святого Матфея Евангелиста. Т. 8: Беседы на Евангелие от святого Иоанна. Т. 9: Беседы на Деяния Апостольские. - Беседы на Послание к Римлянам. Т. 10: Беседы на первое Послание к Коринфянам. - Толкование на второе Послание к Коринфянам. - Толкование на Послание к Галатам. Т. 11: Беседы на Послание к Ефесянам. - Беседы на Послание к Филиппийцам. - Толкование на Послание к Колоссянам. - Толкование на первое Послание к Фессалоникийцам. - Толкование на второе Послание к Фессалоникийцам. - Толкование на первое и второе Послания к Тимофею. - Толкование на Послание к Титу. - Толкование на Послание к Филимону. Т. 12: Дополнения к творениям святого Иоанна Златоуста. (К беседам. - К письмам. - К толкованиям на Священное Писание. - К Литургии святого Иконописный подлинник Византия. XIV. Вселенские учители. Икона. Византия. XIV в. Византийский музей. Афины. Константинополь. 985. Перенесение мощей Иоанна Златоуста в Константинополь в храм святых Апостолов. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

http://patriarchia.ru/db/text/912599.htm...

до Р. Х.; в Гадаре 1-й год новой эры назван «год 1 от освобождения Римом» ( Seyrig. 1959). Эры Герасы, Пеллы и Филадельфии ( Gatier. 1988. P. 165) начались с осени 63 г. Для Абилы и Диона ( Augé. 1988. P. 326) введение эры произошло между 64 и 63 гг.; надписи из Тафаса ( Rey-Coquais. 1978. P. 45) и из Хисфина на Голанах и Эль-Кунейтры указывают на начало отсчета с 64 г., но неясно, к территориям каких городов они относятся. В сер. II в. города Д. официально ввели в подписи на монетах ссылку на основание их Помпеем и его командующими ( Seyrig. 1959). Гадара называла себя «Помпея Гадара»; Пелла получила имя Луция Марция Филиппа, правителя Сирии в 61-60 гг. до Р. Х.: на монетах эпохи Луция Вера, Коммода и Элагабала город назван «Пелла Филиппа» с отсылкой к Помпею ( Smith. 1973. P. 52-54). Имя Авла Габиния, правившего в 57-55 гг. до Р. Х. Сирией и восстановившего многие города, при Коммоде и Элагабале, сражавшихся с арабами ( Appian. Syriaca. 51) и набатеями ( Ios. Flav. De bell. I 7. 7; Idem. Antiq. XIV 4. 4), было помещено на монетах из Канафы («Габиния Канафа») ( Rey-Coquais. 1981. P. 25-26). В эпоху рим. гражданских войн набатеи снова распространили влияние на Д. Когда Марк Антоний отдал Юж. Сирию Клеопатре, районом Эль-Канавата, где обычно помещают Канафу, владели набатеи. В год победы Августа при Акции (ок. 31 г. до Р. Х.) сражения евреев и набатеев шли в районе Диона (Иосиф Флавий называет его Диосполис - Ios. Flav. De bell. I 19. 2), Канафы ( Ios. Flav. Ibid.; Idem. Antiq. XV 4. 5) и Филадельфии ( Ios. Flav. De bell. I 19. 5). Перестроив вост. часть империи, Август передал земли к северу от Хаурана сначала Зенодору из Халкиды, к-рый отдал их часть набатеям, а после 23 г. до Р. Х.- Ироду Великому, к-рый построил здесь 2 военных лагеря, но в 12 г. до Р. Х. был вынужден призвать на помощь Рим. В 30 г. до Р. Х. он подчинил Гиппос и Гадару ( Ios. Flav. De bell. XV 7. 3; XV 10. 2-3). Скифополь и Пелла ему не подчинялись, а после смерти Ирода Гиппос и Гадара вновь были причислены к пров.

http://pravenc.ru/text/Десятиградие.html

А ведь, кажется, всякого рода пособий — книг, брошюр, листков — для подготовки к исповеди издано более чем достаточно. Но... это — непонятно, то — неинтересно, до этого — руки не дошли, да... и вообще, времени нет... А на нет и суда нет — суда человеческого. Но будет Суд Божий, и никому его не избежать...  Глава 1. Грех ГРЕХ ИЗ СЛОВАРЕЙ: Полный церковно-славянский словарь -М.,1993 (репринт): - беззаконие. Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля, т. 1 - М., 1955: - поступок, противный закону Божию; вина перед Господом. Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.) - М., 1989, т. 2 (репринт): - 1) промахнуться, не попасть в цель; 2) миновать, пропустить что-либо; 3) нарушить религиозные предписания. Словарь русского языка С. И. Ожегова - М., 1972: - 1) нарушение религиозных предписаний, правил; 2) предосудительный поступок; 3) грешно (разг.) - нехорошо. Философская энциклопедия - М., 1962: - понятия нет. Советский энциклопедический словарь - М., 1980: - понятия нет. Полный православный богословский энциклопедический словарь - М.,1992 (репринт): - непослушание воле Божией. ИЗ ТЕКСТОВ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ: В Библии понятие «грех» встречается 497 раз, от: «...если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит...» (Быт. 4,7) до «...чтобы не участвовать вам в грехах...» (Откр. 18, 4). Слово Спасителя: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34). Слово Апостола: Возмездие за грех - смерть (Рим. 6, 23). Слово пророческое: Всякий верующий в Него (Иисуса Христа) получит прощение грехов именем Его (Деян. 10, 43). ИЗ СВЯЩЕННИЧЕСКОГО ОПЫТА, ИЗ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ЛЮДЕЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ: «Всем грешен: словом, делом, помышлением...» «Ничем никогда не грешил, только меня все обижали». «Грехов? Да нет, не было. Всегда всем только добро делала». «Чего там конкретно? Всем грешила, а конкретно не знаю». «Не помню что-то...». «Грех? А что это?». ИТАК, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГРЕХ? Желающих узнать богословский ответ на этот вопрос отсылаем к статье из Богословского энциклопедического словаря, помещенной в Приложении III. Ну а мы постараемся ответить на него как можно проще и в то же время подробнее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Греч. оригинальный текст хронографии сохранился в одной рукописи - Bodl. Baroc. 182. Fol. 1-331 (XI-XII вв.), к-рая содержит большие лакуны (изд.: Ioan. Malal. Chron.; PG. 97. Col. 9-790). В рукописи полностью утрачены начало - введение И. М. и 1-я книга и конец хронографии, текст обрывается на описании событий 563 г., и, до какого момента он был продолжен, определить не удается. Кроме того, мн. разделы хроники были сокращены и представляют собой лишь конспект оригинального текста И. М. Частично отсутствующие отрывки восстанавливаются по неск. позднейшим греч. хронографическим сводам. Среди них важны «Тускуланские фрагменты» (Cryptoferr. Z α XXXIV f. 62r - 69v; VI-VII вв.; см.: Mai. De fragmentis historicis tusculanis// Idem. Spicilegium Romanum. 1839. Vol. 2. Append. 1-28; PG. 85. Col. 1807-1824); «Хроника 889 г.» (Paris. gr. 854. Fol. 71v - 99r, XIII в.; см.: Сгатег. 1839. P. 165-230); хронографический свод X в., в котором сохранилась 1-я книга хронографии И. М. (Paris. Suppl. gr. 682. Fol. 9r - 22v, X в.; см.: Wirth. 1894. S. 3-10); компилятивная «Эклога» из хронографий И. М., Георгия Синкелла и Феофана Исповедника (нач. IX в.), также сохранившая фрагменты 1-й книги И. М. (Paris. gr. 1336. Fol. 143r - 161v, XI в.; см.: Сгатег. 1839. P. 231-242; Paris. gr. 1630. Fol. 234r - 239v, XIV в.; см.: Joannes Antiochenus. 1868). Нек-рые фрагменты хронографии читаются также в неск. рукописях XVII в. ( Krumbacher. Geschichte. S. 331; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 320). Недостающие отрывки частично восстанавливаются по средневек. переводу хронографии на церковнослав. язык (см. ниже). Книги в составе хронографии могут отличаться по характеру изложения. Хронист отмечал, что разделы о мировой истории он писал, опираясь на источники (книги 1-14), в отличие от описания событий современной ему истории, начиная с времени правления визант. имп. Зинона (см.: Истрин. 1994. С. 5). Каждая из последних 4 книг хронографии (книги 15-18) посвящена правлению одного императора (Зинона, Анастасия I, Юстина I и Юстиниана I); для более ранних периодов хронист не выделял подобных хронологических рамок. Основная композиционная единица хронографии - описание правлений царей и др. властителей. Характеристики персонажей, особенно рим. и визант. императоров, даются в форме т. н. соматопсихограмм, т. е. некомментированного перечисления эпитетов, относящихся как к внешности, так и к внутренним качествам человека.

http://pravenc.ru/text/ИОАНН МАЛАЛА.html

Как известно, Царство Божие, в новозаветной терминологии может обозначать и Царскую область, и Царскую власть. В первом случае понятие Царства есть понятие чисто эсхатологическое, его наступление ожидается в будущем и мыслится оно как иное, прославленное бытие. Но в значении Царской власти Царство Божие осуществляется и в нынешнем эоне. Эту возможность предполагает и то слово Христово о «Царстве Божием внутри вас», которое сохранил евангелист Лука (XVII. 21) и сознание апостола Павла, что «Царство Божие не пища и питие, но правда и мир и радость в Святом Духе» (Рим. XIV. 17). Если Господь двукратно словом о Царстве отвечает на замечания Никодима о творимых Им знамениях, в этом слове тоже слышится мысль о Царстве как некой данности, уже теперь доступной человеческому опыту. Вообще в Ин. представление о Царстве Божием, уже наличном, явно преобладает над представлением чисто эсхатологическим. Этому отвечает и своеобразность Иоанновской терминологии, последовательно проводимой на протяжении всей книги. Если термин Царства Божия после III. 5 больше не возвращается, то в ст. 15 и 16 мы имеем, в том же значении, термин «жизнь вечная», а в ст. 17 термин «спасение». Понятие «жизнь вечная» (ср. III. 36a-IV. 14, 36; V. 24; VI. 40, 47, 54; X. 28; XII. 25, 50; XVII. 2-3 и др.) или просто «жизнь» (ср. III. 36b; VI. 53; VIII. 12, X. 10 и др.) и остается тем синонимом понятия Царства Божия, который наблюдается на протяжении всего Ин., поддаваясь легче, чем понятие «Царства Божия», толкованию в смысле реальности наличной или, во всяком случае, достижимой уже в нынешнем эоне, оно тем не менее остается синонимом понятия «Царство Божие», поставленного в III. 3 и 5 как толкование всего догматического учения Четвертого Евангелия. Тема беседы Господа с Никодимом ставится в ответе Христовом на молчаливый вопрос Его собеседника: «...если кто не родится свыше, не может увидеть Царствие Божие» (III. 3). «Свыше» есть перевод греческого νωθεν, но νωθεν может значить не только «свыше», но и «снова»: в латинских переводах так и стоит denuo. В свете Иоанновских параллелей (ср. III. 31; XIX. 11-23) первый перевод заслуживает предпочтение. Он возобладал и в святоотеческом богословии. Но если «новое рождение» не есть непременно «рождение свыше», то «рождение свыше» при любом его толковании есть и «новое рождение». И в таком смысле, совершенно буквально, и понял его Никодим. Отзывом на его недоуменное замечание (ст. 4) Господь уточняет Свой ответ (ст. 5): «...если кто не будет рожден от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

http://zavet.ru/b/casbez/005.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010