XIII 15. 2; 16. 3-4). Эти столкновения не привели к конфронтации итуреев с иудеями. Более того, завоевание Помпея, разорившего И. (Ibid. XIV 3. 2) и захватившего Иудею в 63 г. до Р. Х., заставило их стать союзниками: после того как сторонники Помпея отравили Аристовула II, его дети, кроме казненного Помпеем Александра, нашли убежище у Птолемея Менная в Халкиде (Ibid. 7. 4). Последний даже предпринял попытку вернуть власть в Иудее сыну Аристовула II Маттафии Антигону (Ibid. 12. 1). Мирные отношения между итуреями и иудеями сохранились и после смерти Птолемея Менная в 40 г. до Р. Х., когда власть над И. перешла к его сыну Лисанию (Ibid. 13. 3). Правление Лисания не было долгим. В 36 г. до Р. Х. он был казнен Марком Антонием по настоянию Клеопатры, желавшей получить его земли (Ibid. XV 4. 1). В 30 г. до Р. Х., после смерти Клеопатры, Август Октавиан отдал земли Лисания Зинодору, предположительно сыну Лисания, получившему титул тетрарха и первосвященника, о чем свидетельствуют отчеканенные им монеты. Иосиф Флавий отмечал (Ibid. 10. 1-3; Idem. De bell. I 20. 4), что в правление Зинодора в И. появилось множество разбойничьих шаек, терроризировавших не только жителей города, но и прилегавших районов, прежде всего Трахонитиды. Чтобы положить конец грабежам, Август передал земли Зинодора Ироду Великому . Но окончательно в состав Иродова царства эти земли вошли только в 20 г. до Р. Х., после смерти Зинодора. История И. после смерти Ирода неясна ( Schürer . 1973; Jones. 1931). Очевидно, что И. была разделена на неск. частей. Область Зинодора перешла во владение Ирода Филиппа ( Ios. Flav. Antiq. XVII 11. 4), а затем Агриппы I Ирода и Агриппы II Ирода . Др. часть, Авилинея , называемая также тетрархией Лисания, не входила в число территорий, принадлежащих Филиппу, но по указу имп. Гая Калигулы перешла Агриппе I (Ibid. XVIII 6. 10), а после его смерти в 40 г. по Р. Х.- под прямое управление рим. прокураторов. В 53 г. по Р. Х. Авилинея передана имп. Клавдием Агриппе II (Ibid. ХХ 7.

http://pravenc.ru/text/1237731.html

2546. Зеленская Г. М. Образы Святой земли в Новом Иерусалиме//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 27–55. 2547. Ульянов О. Г. «Филоксения Авраама»: Библ. святыня и догматический образ//БТ. 1999. Сб. 35. С. 216–232. Дуб Мамврийский: археология, иконография. …другие сюжеты 2548. Евдокимов М., свящ. Подход к теме Суда в иконописи/Пер. с фр.: М. Л. Темина//Страницы. 1996. 3. С. 111–120. 2549. Крылов А. К., Крылова О. Ю. Композиционное построение сюжета с изображением скомороха в Мелетове и его литературный прототип (взаимодействие изобразительного и повествовательного)//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 122–128. 2550. Неволин Ю. А. Влияние идеи «Москва – третий Рим» на традиции древнерусского изобразительного искусства//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 71–84. Иконописцы (в алфавите имен) 2551. Алдошина Н. Е. К 100-летию монахини Иулиании (Марии Николаевны Соколовой): Докл. на вечере в Московской духовной академии//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 358–362. 2552. Филатов В. В. Государев жалованный иконописец Сергей Рошков половина XVII в.]//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 89–95. 2553. Постернак О. П. «Государев живописец» Иван Салтанов [XVII в.]//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 201–208. 2554. Щенникова Л. А. Иконописцы Древней Руси: ФЕОФАН Грек//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 249–259. Справочно-библиогр. материалы. См. также 1275–1279. История иконописи 2555. Кириллова М. В. Расцвет церковного искусства Моравской Сербии в преддверии турецкого завоевания (конец XIV – 1-я половина XV в.)//АиО. 2000. 4(26). С. 306–318 2556. Кызласова И. Л. Переписка Ф. Халле и Н. С. Трубецкого с Н. П. и С. Н. Кондаковым и//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 220–227. 2557. Максимов Е. Н. Опыт освоения византийской традиции в православном искусстве Кипра: [Докл. на конф. «Проблемы современной церковной живописи». Москва, 1996 г.]//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 10–17. 2558. Малков Г., диак. Иконописец и иконописание в Древней Руси/Ю. Г. Малков//АиО. 1998. 1(15). С. 291–320. 2559. Маслов К. И. К истории возникновения «русского стиля» церковной живописи//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 204–216. 2560. Матюшкина М. Л., Павлова К. Н. Габриэль Милле апр. 1867 – 8 мая 1953 г.]: Биобиблиографическое эссе//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 228–241.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оттон II Конклав, созванный после его смерти, проходил трудно. Оттон II хотел поставить Папой аббата Клюнийского монастыря Майоля, но тот отказался от предложения, сделанного ему Императором. Тогда Оттон выдвинул другую кандидатуру – епископа Павии и своего канцлера Петра Канепанову, по прозвищу Рыжий, которого также пришлось уговаривать согласиться стать понтификом. В конце концов он уступил настояниям Оттона, был избран Папой, и 10 декабря состоялась его интронизация. Став Папой, он принял имя Иоанн XIV, считая, что было бы недопустимой дерзостью на кафедре «князя апостолов» носить имя Петра, с которым его крестили. Между тем 7 декабря 983 г., в промежуток между избранием и интронизацией Иоанна XIV, Оттон II скончался в Риме, и Иоанн совершил его погребение в усыпальнице храма Апостола Петра на Ватикане. Императрица Феофано после смерти супруга выехала из Рима в Германию с 4-хлетним сыном Оттоном III, чтобы там отстаивать его права на императорскую корону. Вместе с августейшими особами из Рима удалился и немецкий воинский отряд. Воспользовавшись сложившейся обстановкой, Кресценции вернули себе властные позиции в городе, а их ставленник антипапа Бонифаций прибыл в Ветхий Рим из Нового Рима с солидными денежными средствами, которые ему вручил Император Василий II, впоследствии прозванный Болгаробойцей. В апреле 984 г. люди Кресценциев вооруженной толпой ворвались в Латеранский дворец, схватили Папу Иоанна, нанесли ему многочисленные побои и бросили в тюрьму замка Ангела, где он скончался через 4 месяца, заморенный голодом или отравленный ядом. Вслед за низложением Иоанна XIV состоялась интронизация захватившего папский престол Бонифация VII. Он занимал его 11 месяцев и умер 20 июля 985 г., успев за время своего непродолжительного понтификата ослепить кардинала-диакона Иоанна. Возможно, Бонифаций был убит. Во всяком случае, с его трупа «сорвали папские одежды, а его голое тело проволокли по улицам и выставили под статуей Марка Аврелия. Здесь оставленные на произвол толпы останки Бонифация подверглись неописуемым издевательствам» .

http://pravoslavie.ru/159306.html

Перстень рыбака папы Римского Бенедикта XVI. 2005 г. (Исторический музей, Ватикан) Перстень рыбака папы Римского Бенедикта XVI. 2005 г. (Исторический музей, Ватикан) Особый П., относящийся к числу регалий, начиная с XIII в. носят Римские папы. Из-за изображения на нем ап. Петра, забрасывающего сеть, его принято называть «перстнем (кольцом) рыбака» (anulus piscatorius). П. символизирует исполнение папой слов Христа о «ловцах человеков» (Мф 4. 19; Мк 1. 17; Лк 5. 10). Впервые он упоминается в послании 1265 г. папы Климента IV к своему племяннику Пьеру Ле Гро де Сен-Жиль, в котором папа сообщает, что свои тайные письма (in suis secretis) он запечатывает не буллой, а особой «печатью рыбака» (sub piscatoris sigillo) ( Potthast. RPR. Bd. 2. S. 1544. N 19051). С кон. XIV в. и до 1842 г. этим П. запечатывались не только тайные, но и все личные письма папы и бреве (такая печать называлась sub annulo fluctuantis naviculae или sub anulo piscatoris). Самый ранний отпечаток такого П. сохранился на реликварии из рим. капеллы Санкта-Санкторум при Латеранском дворце и принадлежит папе Римскому Николаю III (1277-1280) (на нем изображен юноша-рыбак, стоящий с удочкой, на конце лески пойманная рыба; имеется подпись - «Secretum Nicolai PP. III»). Описание П. присутствует в инвентарях папского имущества в Авиньоне 1365 и 1369 гг. ( Hoberg H. Die Inventare des päpstlichen Schatzes in Avignon. R., 1944. S. 394, 404. (ST; 111)). Изображение ап. Петра, закидывающего сеть с лодки, стало общепринятым только со времени правления папы Римского Николая V (1447-1455), прежде же на папском П. могли изображать тиару и ключи ап. Петра или головы апостолов Петра и Павла. Церемониал А. Патрици Пикколомини предписывал вручение папского П. в конце чина избрания, при провозглашении имени нового папы ( Dykmans M. L " oeuvre de Patrizi Piccolomini ou le Cérémonial papal de la première Renaissance. Vat., 1980. T. 1. P. 49). Изначально после смерти папы П. (с заменой на нем имени) передавался его преемнику ( Dijk S. J. P., van. The Ordinal of the Papal Court. Fribourg, 1975. P. 536; Dykmans M. Le cérémonial papal de la fin du Moyen-Âge à la Renaissance. Brux.; R., 1977. T. 1. P. 159; 1981. T. 2. P. 267), но с 1521 г. его обязательно уничтожают сразу после констатации смерти папы (папа Иоанн XXIII в окт. 1962, незадолго до открытия II Ватиканского Собора, подарил свой П. санктуарию св. Иосифа Обручника в польск. г. Калиш как символ того, что св. Иосиф станет покровителем буд. Собора; в наст. время местонахождение этого П. неизвестно; после отречения папы Бенедикта XVI его П. не уничтожили, но лишь перечеркнули на нем печать знаком креста). Вручение П. и его уничтожение прежде входило в круг обязанностей камерленго . В наст. время эти функции выполняет декан коллегии кардиналов.

http://pravenc.ru/text/2580054.html

до Р. Х.; в Гадаре 1-й год новой эры назван «год 1 от освобождения Римом» ( Seyrig. 1959). Эры Герасы, Пеллы и Филадельфии ( Gatier. 1988. P. 165) начались с осени 63 г. Для Абилы и Диона ( Augé. 1988. P. 326) введение эры произошло между 64 и 63 гг.; надписи из Тафаса ( Rey-Coquais. 1978. P. 45) и из Хисфина на Голанах и Эль-Кунейтры указывают на начало отсчета с 64 г., но неясно, к территориям каких городов они относятся. В сер. II в. города Д. официально ввели в подписи на монетах ссылку на основание их Помпеем и его командующими ( Seyrig. 1959). Гадара называла себя «Помпея Гадара»; Пелла получила имя Луция Марция Филиппа, правителя Сирии в 61-60 гг. до Р. Х.: на монетах эпохи Луция Вера, Коммода и Элагабала город назван «Пелла Филиппа» с отсылкой к Помпею ( Smith. 1973. P. 52-54). Имя Авла Габиния, правившего в 57-55 гг. до Р. Х. Сирией и восстановившего многие города, при Коммоде и Элагабале, сражавшихся с арабами ( Appian. Syriaca. 51) и набатеями ( Ios. Flav. De bell. I 7. 7; Idem. Antiq. XIV 4. 4), было помещено на монетах из Канафы («Габиния Канафа») ( Rey-Coquais. 1981. P. 25-26). В эпоху рим. гражданских войн набатеи снова распространили влияние на Д. Когда Марк Антоний отдал Юж. Сирию Клеопатре, районом Эль-Канавата, где обычно помещают Канафу, владели набатеи. В год победы Августа при Акции (ок. 31 г. до Р. Х.) сражения евреев и набатеев шли в районе Диона (Иосиф Флавий называет его Диосполис - Ios. Flav. De bell. I 19. 2), Канафы ( Ios. Flav. Ibid.; Idem. Antiq. XV 4. 5) и Филадельфии ( Ios. Flav. De bell. I 19. 5). Перестроив вост. часть империи, Август передал земли к северу от Хаурана сначала Зенодору из Халкиды, к-рый отдал их часть набатеям, а после 23 г. до Р. Х.- Ироду Великому, к-рый построил здесь 2 военных лагеря, но в 12 г. до Р. Х. был вынужден призвать на помощь Рим. В 30 г. до Р. Х. он подчинил Гиппос и Гадару ( Ios. Flav. De bell. XV 7. 3; XV 10. 2-3). Скифополь и Пелла ему не подчинялись, а после смерти Ирода Гиппос и Гадара вновь были причислены к пров.

http://pravenc.ru/text/Десятиградие.html

У пророка Давида Господь ставит человеку в упрек не молитвенное общение с грешником, а соучастие в преступлениях, ибо здесь прямо говорится: «когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями собираешься, уста свои открываешь на злословие»– ст. 18. Иначе сказать, Господь упрекает за сами преступления, а не за общение с грешниками. Кроме того, если Господь явился на земле не судить людей, а спасти: Ин. 12:47.3:17 , то ты (сектант) кто, который судишь другого: Иак. 4:11–12 . Рим. 14:4 . Не судите, да несудимы будете ( Лк. 6:37 ), или не судите прежде времени: 1Кор. 4:4–5 . Наконец, только в иудействе возбранено сообщаться с так называемыми нечистыми, а св. Апостолу Петру «Бог открыл», чтобы не почитать ни одногочеловека скверным или нечистым: Деян. 10:28 . Да и Сам Господь не осудил женщину, взятую в прелюбодеянии: Ин. 8:3–5:11 . А потому скажем сектантам словами Апостола: Римл. 2:1 . Итак, из приведенного объяснения видно, что в свящ. Писании нет нигде повеления о том, чтобы не сообщаться в молитве с грешными людьми, а лишь повелевается не участвовать в преступлениях против веры и нравственности. Ин. 12:47 . И если кто услышит Мои слова, и не поверит, Я не сужу его; ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Ин. 3:17 . Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Иак. 4:11 . Не злословьте друг друга, братия; кто злословит брата, или судит брата своего, тот злословит закон, и судит закон: а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. 12 . Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого? Рим. 14:4 . Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен; ибо силен Бог восставить его. 5. Посему не судите никак прежде времени, пока не прийдет Господь. Деян. 10:28 . И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником: но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Ин. 8:3 . Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину взятую в прелюбодеянии. 10 . Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? 11 . Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди, и впредь не греши. Рим. 2:1 . Итак, не извинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. Читать далее Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений/Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. " Миссион. обозрение " , 1904. - XIV, 336 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Павла, приводимых сектантами против постов, как видно из контекста речи, совсем не подтверждает сектантского лжеучения: нужно обратить внимание на то именно, по какому поводу апостол писал к коринфянам и римлянам. Из той же 8 главы 1 Кор. ст. 9–13, видно, что апостол сам предпочитает вовсе не есть мяса, чем ядением соблазнить ближнего. В приведенных сектантами местах речь идет собственно о жертвах идольских, но ничего здесь не говорится относительно постов православной Церкви. Ап. Павел, хотя и сказал в 1Кор. 8:8 о пище, что «едим ли мы, ничего не приобретаем, и не едим ли, ничего не теряем», но в другом месте предостерегает от свободного выбора в пище: Рим. 14:15–20 и ясно указывает на различие пищи 21. Кто пренебрегает совокупностью наставлений ап. Павла, а руководствуется только излюбленными местами, тот проявляет непочтение к слову Божию, ибо не только соблазняет вкушением мяса в установленные посты, но и делается ослушником постановлений Церкви и ее предстоятелей, а потому к нему относятся грозные слова Самого Господа, сказавшого: «а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник» ( Мф. 18:17 ). 2Кор. 6:4 . Но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах. 5 . Под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах. 2Кор. 11:27 . В трудах в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. 1Кор. 3:9 . Берегитесь однако же, чтобы эта свобода (в пище) ваша не послужила соблазном для немощных. 10 . Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? 11 . И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. 12 .А согрешая таким образом против братьев, и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. 13 .И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего. Рим. 14:15 . Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи своею пищею того, за кого Христос умер. 20 . Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Рим. 14:21 . Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничеготакого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Читать далее Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений/Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. " Миссион. обозрение " , 1904. - XIV, 336 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И. осудил 65 положений лаксистской морали. В 1678 г. иезуиты, противники квиетизма , стали инициаторами инквизиционного процесса против испан. пресв. Мигеля де Молиноса , автора опубликованного в 1675 г. соч. «Духовный проводник» (Guía espiritual) (одним из учеников де Молиноса считался И.). 18 июля 1685 г. де Молинос был арестован по обвинению в аморальном поведении, 28 авг. 1687 г. осужден Конгрегацией римской инквизиции. 3 сент. де Молинос в рим. ц. Санта-Мария сопра Минерва публично отрекся от своих взглядов. Папской буллой «Coelestis Pastor» от 20 нояб. 1687 г. квиетизм как учение был осужден; де Молинос приговорен к пожизненному заключению. 18 авг. 1678 г. И. по просьбе китайских католиков провозгласил св. Иосифа небесным покровителем Китая. По аналогичной просьбе Испании св. Иосиф был объявлен покровителем и этой страны (19 апр. 1679). В 1679 г. И. беатифицировал испан. миссионера в Лат. Америке архиеп. Лимы Торибио Альфонсо де Могровехо-и-Робледо (1538-1606; канонизирован в 1726), подтвердил почитание 5 блаженных Римско-католической Церкви: Амадея IX Савойского (1435-1472), Юлианы Фальконьери (1270-1341; канонизирована в 1737), Симона из Липницы (1435-1482; канонизирован в 2007), Петра Арменголя (1238-1304) и Антония Стронконе (1381-1461). 10 марта 1681 г. И. внес в общецерковный католич. календарь под 31 авг. память католич. св. Раймонда Нонната (1200-1240; вместе с Петром Ноласко он основал орден, занимавшийся выкупом христиан из плена). Лит.: Colombo G. Notizie biografiche e lettere di Papa Innocenzo XI. Torino, 1878; Michaud E. Louis XIV et Innocent XI d " après les correspondances diplomatiques inédites du ministère des affaires étrangères de France. P., 1882-1883. 4 vol.; Sauer A. Rom und Wien im Jahre 1683: Ausgewählte Actenstücke aus römischen Archiven. W., 1883, 2009 2; Gérin Ch. Louis XIV et St.-Siège. P., 1894. 2 t.; Immich M. Papst Innocenz XI. B., 1900; Giussani A. Il conclave di Innocenzo XI. Como, 1901; Fraknói G., Óváry L. Papa Innocenzo XI (Odescalchi) e la liberazione dell " Ungheria dal giogo ottomano.

http://pravenc.ru/text/468793.html

Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством с половины XVI до конца XVIII столетия//Православный палестинский сборник. 1895. Т. XV. Вып. 1 (43 выпуск). Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII вв. М., 1914. Каптерев Н.Ф. Церковно-обрядовые реформы Никона//Богословский вестник. 1908. Т. 3. Карамзин Н. М. История государства российского. СПб., 1830—1831. Т. I—X. Карлович В.М. Исторические исследования, служащие к оправданию старообрядцев. Т. I—III. М.-Черновцы, 1881—1886. Карташев А. В. Смысл старообрядчества//Сборник статей, посвященных П. Б. Струве. Прага, 1925. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Париж, 1959. Т. I—II. Кириллов И.А. Третий Рим (Очерк исторического развития идеи русского мессианизма). М., 1914. Кириллов И.А. Правда старой веры. М., 1916. Кириллова Книга: Книга иже во святых отца нашего Кирилла, архиеп. Иерусалимского на ocмiй век (тщанием о. Мих. Рогова). Москва, Печатный Двор, 1644. Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV и в первой половине XVI вв. М., 1960. Ключевский В. О. Сочинения. Т. I—VIII. М., 1956—1959. Книга о вере святой истинной и православной и освященной церкви восточной (издана тщанием о. Ст. Вонифатьева). Москва, Печатный Двор, 1648. Книга о новоявленных чудесах пр. Сергия. Творение Симона Азарьина. СПб., 1888 (ПДПИ. Т. LXX). Козловский И. П. Ф. М. Ртищев. Историко-биографическое исследование. Киев, 1906. Колосов В. Старец Арсений Грек//ЖМНП. 1881. 9—10. Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. Изд. 4-е. СПб., 1906. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. I-4. М., 1954-1976. Крестьянство и националы в революционном движении, 1666-1671 гг. Разинщина/Ред. С.Г. Томсинский. М.-Л., 1931 Лексинский летописец. См.: Материалы к изучению русского сектантства и старообрядчества/Ред. В. Бонч-Бруевич. СПб., 1908. Т. I. С. 314 и сл. Лилеев М. И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII—XVIII вв. Киев, 1895. Лилеев М. И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII—XVIII вв. Киев, 1893.

http://sedmitza.ru/lib/text/439595/

(Borgiani illirici. 9), и др. Уникальный образец книжности «народного христианства» представляет собой пергаменный глаголический свиток-амулет (Vat. slav. 11) рубежа XIV-XV вв., содержащий молитвы-заговоры - своеобразный прототип позднейших кириллических Абагаров . Старшие древнерус. памятники В. б. относятся к рубежу XIV-XV вв. Это пергаменные «Служебник митрополита Исидора» (Vat. slav. 14), в работе над к-рым принимал участие руководитель владычной канцелярии при митр. Киприане протодиак. Спиридон, писец Евангелия 1393 г., Киевской Псалтири 1397 г. и Морозовского Евангелия , и миниатюрная тайнописная Псалтирь с восследованием, написанная «полусловицей». Из рукописей украинско-белорус. происхождения XVI-XVIII вв. в собрании В. б. значительный интерес представляют Великий Требник Западнорусской митрополии 40-х гг. XVI в. (Borg. illir. 15), отличающийся богатством содержания (см.: Ваврик М. Цihhuй памя " тник обрядовости Кïивськоï мumponoлiï XV-XVI ст.//Analecta Ordinis S. Basilii Magni. Romae, 1963. Vol. 4 (10). Fasc. 3-4. С. 391-460), и Сборник полемический 20-х гг. XVII в. (Vat. slav. 12), включающий список Пространного жития Кирилла (Константина) Философа редкой юго-зап. группы. Музей светского искусства Ватиканской библиотеки Музей светского искусства Ватиканской библиотеки Среди приобретений ХХ в. в фонде Vaticani slavi довольно много поздних (XVIII-XIX вв.) старообрядческих рукописей. В 1985 г. совокупный слав. рукописный фонд В. б. получил подробное описание (параллельно на болг. и итал. языках), снабженное библиографией и историей фондов. А. А. Турилов Другие собрания В XVIII в. в составе В. б. были сформированы антикварные и художественные собрания. В 1738 г. приобретена значительная коллекция греч. и рим. монет кард. Алессандро Альбани (фонд Medagliere), уступавшая лишь коллекциям франц. королей. Поступавшие из рим. катакомб предметы времен раннего христианства (изделия из слоновой кости, эмали, бронза, художественное стекло, терракота и др.) стали основой созданного в 1757 г.

http://pravenc.ru/text/149915.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010