Зак.). III. Епископские распоряжения и распоряжения начальников монашеских орденов . Они действительны только в пределах власти епископа или начальника ордена и притом постольку, поскольку не противоречат законам церкви и служат к их разъяснению. Важным источником канонического права, в Римско-Католическом вероисповедании являются конкордаты. Конкордатом называется законодательный акт, представляющий собой соглашение между римским папой и государственной властью какого-либо государства относительно подданных его Римско-Католического вероисповедания. Этот институт сложился историческим путем. Первый конкордат (Вормский был заключен в 1122 году между Императором германским Генрихом V и папой Каллистом II по вопросу о замещении церковных должностей. В 1516 году заключен очень обширный конкордат между Львом Х и королем Франции, Франциском I-м. В 1753 г. – испанский. В общем правоведы насчитывают 7–8 конкордатов. Нынешний вид конкордатов сложился в XIX столетии. В 1801 году заключен конкордат между папой Пием VII и Наполеоном I, тогда еще первым консулом. По этому конкордату, имеющему значение и теперь, управление Римско-Католической церкви во Франции совершенно изменилось: старое историческое деление на епархии было уничтожено и согласовано с департаментами. Этот конкордат послужил образцом для составления их и между другими государствами. Русское правительство два раза заключало конкордаты с папами в 1808 и 1848 г. г. относительно положения Римско-Католической церкви в пределах Империи. По конкордату, заключенному в 1848 г. с Пием IX, определялось число епархий в пределах России. В Привислянском крае они оставались в старом положении, только управление их было устроено применительно к разделению на губернии. Этот конкордат сам по себе в настоящее время имеет значение только как исторический памятник, но положения его сохранились в ныне действующем уставе Римско-Католической церкви (т. XI Св. Зак. Рос. Имп. часть I-aя). Относительно юридической природы и значения конкордатов существуют три мнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

I. Каково учение Св. Писания о браке вообще и о браке священников в частности; как в первые времена Церкви учили о браке различные сектанты, что говорят церковные писатели, и каково было учение о втором браке. II. Какие, начиная с IV века, изданы были государствен­ными и церковными властями постановления о браке священных лиц; когда и по каким причинам канонически запрещено было жениться после рукоположения, и с какими препятствиями встретилось осуществление этого запрещения. III. Возможно ли, по учению канонического права право­славной церкви, уничтожить или изменить это запрещение и IV. в случае утвердительного ответа каким способом возможно было бы все это осуществить. Вопрос, который мы решаем в этом исследовании, не новый в православной Церкви. Им занимались в русской Церкви в последние года XVIII века; в греческой церкви – в первой половине XIX века; в сербской церкви – еще с первых годов XIX века. Но он еще не решен потому, что прежний энкратизм в измененной форме более или менее является авторитетным в этом и по сию пору. Задар (Zara). Окт. 1906 г. Е. Н. С давних пор в христианской церкви существует правило, что никто из рукоположенных в священный сан не может более жениться и, вследствие этого, рукоположение является законным препятствием к браку. Правило это имеет значение и в настоящее время в православной церкви и в церкви римско-католической с некоторым различением. Как обстоит это дело, в ча­стности, в православной церкви, скажем после. В римско-католической церкви законом установлено, что 1) в священный сан принимаются, собственно говоря, неженатые или вдовые после первого брака 2); могут быть и женатые, но с условием, если жена согласится дать обещание быть всегда девственной, и 3) брак после рукоположения иподиаконского запрещен, и кто это преступит, подлежит каноническому запрещению. Целибат, значит, в полном смысле 1 . У протестантов после того, как они отделились от римско-католической церкви, этот вопрос решается иначе. У них рукоположение имеет свое особое значение, которое в своей основе отлично от рукоположения православной церкви и церкви римско-католической, и законы о браке протестантских священников во всем одинаковы с брач­ными установлениями мирян 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению.   ЖУРНАЛ 11 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о II собеседованиях между представителями Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви Литвы. Справка: 7 февраля 2012 года в Москве, в Отделе внешних церковных связей, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, прошли II собеседования между представителями Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви Литвы, посвященные теме: «Актуальные проблемы преподавания религии в светской школе». Собеседования в Москве стали продолжением симпозиума «Христиане перед вызовом, брошенным институту семьи», организованного Литовской епископской конференцией с участием Русской Православной Церкви в январе 2011 года в Каунасе. Со стороны Русской Православной Церкви с докладами выступили председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион и руководитель сектора Основ православной культуры Отдела религиозного образования и катехизации Г.В. Демидов. Со стороны Римско-Католической Церкви Литвы во встрече приняли участие председатель Литовской епископской конференции архиепископ Каунасский Сигитас Тамкявичюс и викарий Каунасской епархии епископ Йонас Иванаускас. По итогам собеседований было принято коммюнике. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Считать полезным продолжение диалога с Римско-Католической Церковью Литвы.   ЖУРНАЛ 12 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о подготовке очередного заседания совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам» в Москве с 25 по 29 июня 2012 года. Справка: Совместная российско-иранская комиссия по диалогу «Православие-Ислам» образована в 1997 году. Ее заседания проходили в Тегеране (в 1997, 2006 и 2010 гг.) и Москве (в 1999, 2001, 2004 и 2008 гг.). На заседаниях комиссии были рассмотрены, в частности, вопросы места и роли религии в современном мире, межцивилизационного, межкультурного и межрелигиозного диалога, глобализации, проблемы терроризма и экстремизма, духовно-нравственного кризиса в обществе, а также отдельные вопросы христианского и исламского богословия и антропологии.

http://patriarchia.ru/db/text/2080949.ht...

Во главе церковного управления в епархиях стоят епископы, власть которых соответствует власти наших епархиальных епископов. В качестве вспомогательных органов, при епархиальных епископах состоят епископы суффраганы (викарные), кафедральный капитул и консистория. На обязанности консистории, существующей в каждой римско-католической епархии, лежит предварительное рассмотрение важнейших судебных и административных дел. Голос консистории только совещательный; в случае несогласия с мнением консистории, епископ не только в праве постановить решение по собственному усмотрению, но не обязан даже объяснять основания своего решения 100 . При консистории состоит особая канцелярия 101 . На решении консистории по дисциплинарным делам, вели виновные присуждаются к отрешению от должности и вообще к какому-либо строгому наказанию, допускаются отзывы недовольных таким решением. Отзывы эти подаются в Духовную Коллегию 102 . Что же касается дел, имеющих догматический или чисто канонический характер, разрешение которых превышает каноническую власть епископа, надо заметить, что такие дела представляются на разрешение римского папы 103 . Для ближайшего надзора за благосостоянием приходских церквей и служащими при них духовными лицами, епископом назначаются, для каждого округа епархии, деканы, соответствующие наших благочинным; непосредственное же управление каждою приходскою римско-католическою церковью и отправление духовных треб в приходе принадлежит приходскому священнику 104 . Монашество римско-католической церкви по существу своему утверждается на тех же началах, как н в церкви православной, т. е. существо монашества составляют обеты целомудрия, нестяжательности и послушания. Все находящиеся в России римско-католические монастыри (число их определяется штатами) состоят под главным ведением и надзором епархиального архиерея, который имеет право посещать и осматривать монастыри во всякое время лично или же поручать это другим лицам. Управляются монастыри по их правилам и уставам, по сколько они согласны с общими о римско-католическом духовенстве узаконениями и с гражданскими постановлениями 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на втором заседании рабочей группы Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви Италии в рамках Форума-диалога по линии гражданских обществ 29 мая 2018 г. 12:32 28 мая 2018 года в Риме состоялась вторая встреча Рабочей группы Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви Италии в рамках Форума-диалога по линии гражданских обществ. Выступая на открытии заседания, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сказал: Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла хотел бы поприветствовать делегацию Итальянской епископской конференции. Также хотел бы поблагодарить за оказанный представителям Русской Церкви братский прием. Это уже вторая встреча Рабочей группы Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви Италии в рамках Форума-диалога по линии гражданских обществ. Первая наша встреча состоялась в феврале 2017 года, когда Москву посетила делегация Итальянской епископской конференции во главе с ее председателем кардиналом Анджело Баньяско. Встреча в Москве была посвящена теме «Духовное и светское искусство как инструмент укрепления согласия». В ходе собеседования мы могли убедиться, что культурные связи между нашими народами имеют давнюю историю. Не могу не отметить, что помимо культуры нас объединяют и общие христианские традиции, приверженность евангельским нравственным идеалам. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл, принявший участников первой встречи в феврале прошлого года, «Италия и Россия являются странами, в которых хранится христианская традиция. Эта традиция влияет на жизнь людей». Мы согласились с тем, что культура и искусство обладают мощным консолидирующим потенциалом для народов наших стран, а также пришли к убеждению, что совместные встречи помогут нам наводить мосты для знакомства русских и итальянцев с духовными традициями друг друга. Поэтому было принято решение провести ближайшую встречу уже на итальянской земле и посвятить ее теме паломничества.

http://patriarchia.ru/db/text/5212224.ht...

Они совершенно свободны от церковных властей, обыкновенно чужды узкого конфессионализма и свободны от прозелитских тенденций. С распространением школьной системы по всей стране, краткие и простые религиозные упражнения, о которых ведется речь, продолжали совершаться. Но когда католическая эмиграция начала мириадами прибывать к нашим берегам и получила вес в политических делах, народная школа подверглась нападению в качестве протестантского агентства, по духу враждебного католической церкви». 755 Таким образом народной школе, построенной на шатком компромиссе государства с религией и разными вероисповеданиями, пришлось со временем встретиться с таким противником, который, явившись с крепкими традиционными началами, повел сильную агитацию против самого принципа шатко построенной школы. История этой агитации со стороны Римского католицизма против американской школы представляет интересную страницу в истории римско-католической церкви в Америке и её отношений к американской республике. XVIII Оппозиция Римского католицизма принятой системе народного образования есть естественное и логическое следствие общей системы римско-католической церкви, преследуемой ею во всех сферах жизни. В её отношении к разнообразным народам, входящим в её состав, издавна замечалась тенденция подчинить их своему авторитету не только в области религиозной, но и политической жизни. С этою целью она постоянно стремилась к захвату народного образования в свои руки, чтобы с детства внушать народам святость своего авторитета и воспитывать их в духе своих начал. С особенною ясностью эта тенденция в последнее время обнаружилась в Германии и во Франции, где она получила такое практическое значение, что государство оказалось бессильным пред нею в области принципа и прибегло к грубым насильственным мерам для подавления дальнейшего влияния римско-католического воспитания. Немецкая культурная борьба и французское гонение на иезуитов суть две вариации на одну тему – сознания государством своего бессилия противостоять римско-католическим принципам, вводимым в сознание народа посредством захваченного римско-католическою церковью в свои руки народного образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010