Отдел третий. Внешний и внутренний рост Римского католицизма XI. Состав населения Северной Америки. Европейская эмиграция и католическая часть её. Народности, входящие в состав римско-католической церкви и их сравнительное значение для нее. Процесс численного роста римско-католического населения. – XII. Основание епископии и рост церковной организации. Соборная форма церковного управления. Антикатолические движения. Юридическое положение римско-католической церкви в Соединенных Штатах. – XIII. Второй полный собор Балтиморский. Его историческое и каноническое значение для римско-католической церкви страны. Акты и декреты. – XIV. Монашеские ордена и их значение для созидания Римского католицизма в Америке. Иезуиты и сульпициане. Эмиграция мужских и женских орденов в Америку вслед за народной эмиграцией. Их важные услуги делу Римского католицизма. XI Население Северной Америки по своему составу почти исключительно пришлое. Туземное население, состоявшее из мелких индейских племен и до открытия материка занимавшее все его пространство, не имело сил сохранить свою самобытность и удержать за собой материк. В лице белых людей для него явился смертный приговор, как неизбежный результат враждебного столкновения сильного со слабым. С белыми людьми явилась высшая культура, пред которой должна была уступить первобытная культура туземного населения, и оно действительно по мере наступления белых людей начало отступать в дикие недра материка, пока наконец не сократилось до теперешнего ничтожного числа, которое собранное вместе едва ли составило бы один город средней величины среди множества городов пришлого населения. В настоящее время индейское население в пределах Соединенных Штатов не восходит до 300,000 человек, 308 между тем как все население по последнему цензу определяется в пятьдесят миллионов, 309 так что первое составляет ничтожную каплю в море пришлого населения. Если же все население страны своим умножением обязано почти исключительно внешнему наплыву переселенцев и естественному их приращению, то и роста каждой части этого населения надо искать в тех же причинах. Римско-католическое население, как составная часть всей массы населения, поэтому своим умножением должно быть обязано прежде всего и главным образом тем же общим причинам роста американского народа. Но чтобы составить ясное представление о процессе возрастания собственно римско-католического населения, необходимо сделать общий обзор возрастания всего американского населения, органическую часть которого оно составляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

2) Она имеет право общего надзора за правильным и успешным ведением дел в консисториях. 3) Она имеет и судебную власть: производить пересмотр решений консистории, рассматривает дела, поступающие по отзывам, апелляциям и протестам; является второй инстанцией по всем делам за исключением брачных и чисто церковных. Последние рассматриваются в 1-й инстанции, а 2-ая инстанция для них – консистория митрополита. 4) Она рассматривает и представляет Министру Внутренних Дел всякого рода предположения епархиальных начальств, требующие или нового закона, или какой-нибудь общей меры. Она же даёт заключения по делам, качающимся Римско-католической церкви. 5) Рассматривает все дела, по которым членам католической церкви необходимо войти в сношения с папой. 6) Заведывает общими капиталами и хозяйством Римско-католической церкви; производит ревизии отчётов о денежных суммах, отпускаемых из государственного казначейства на содержание. 7) Производит дела о поступлении в монашество, о желающих принять веру Римско-католической церкви. Все эти дела производятся в Коллегии на основании установленных законов. При Коллегии состоит прокурор, который назначается и увольняется Высочайшим приказом по представлению Министра Внутренних Дел. Прокурор имеет право при совещаниях и постановлениях Римско-католической Духовной Коллегии давать заключения, указывать законы, которые могут быть применены к данному делу, делать предложения и, в случае непринятия их, входить с протестом. Прокурор представляет Министру Внутренних Дел ведомость о решённых делах. Таким образом Коллегия находится в известных отношениях к Министру Внутренних Дел. В составе Министерства Внутренних Дел есть Департамент Иностранных Исповеданий и в нём особое отделение для дел Римско-католического исповедания. Все Высочайшие повеления, относящиеся до Римско-католической церкви, поступают в Коллегию из Министерства Внутренних Дел, но по судебным делам Коллегия имеет отношение к Сенату. Под ведение Коллегии управляют в России церковными округами митрополиты и архиереи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Само папство должно было сквозь пальцы смотреть на это ненормальное положение многих членов подведомого клира, начиная с епископов и кончая низшими клириками. Отсюда крайнее развитие разврата в римско-католическом духовенстве, отмеченное издавна и многими писателями запада. Отсюда далее даже возникновение некоторых религиозных движений в западной церкви на почве сознания указанной ненормальности в жизни римско-католического духовенства. Подобными же последствиями безбрачие духовенства должно сопровождаться в римской церкви в новейшее время и теперь даже более, чем когда-либо... Дело в том, что в настоящее время с упадком религиозного одушевления на западе находится очень мало лиц, желающих посвятить себя духовному званию, тем более что в большинстве западных государств это звание и в материальном отношении представляет из себя мало привлекательного. В духовное звание большею частью в новейшее время идут дети бедного сельского населения, идут часто не по своей воле, а по воле своих родителей, надеющихся на то, что, достигнув известных церковных степеней, их дети будут помогать им в безотрадном материальном положении. Само собою понятно, подобного рода клирики далеки от желания вести целомудренную жизнь. Отсюда нарушения безбрачной жизни в позднейшем римско-католическом клире не только не прекращаются, но даже увеличиваются. Почти всякий ксендз имеет при себе так называемую экономку. Насколько далеко идут в рассматриваемом отношении многие из членов клира, можно судить по известному делу Мацоха. Само собою понятно, это печальное явление в жизни римского клира искони вызывало и вызывает против себя неудовольствие в римско-католической церкви и при том в самом хорошем элементе её – в низшем классе общества, как наиболее религиозном. Мало понимая в догматических аномалиях римско-католической церкви, в filioque, в чистилище, даже обращая мало внимания на подобные аномалии, эти простецы веры, на коих зиждется все могущество римско-католической церкви, отлично видят следы безбрачия своего духовенства и, смущаясь ими, начинают колебаться в убеждении относительно чистоты своей церкви и, сомневаясь в этом, бегут из неё.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Греко-католическая духовная семинария во Львове доставляет своим питомцам полное содержание: квартиру, или помещение, одежду и пищу, отчасти также и учебные пособия. Образование же русские академики получают на богословском факультете Львовского университета. Впрочем, и в семинарии преподаются, или, как принято там выражаться, объясняются некоторые практические предметы, которые не входят в состав курса богословского факультета во Львовском университете. Таковы именно: объяснение церковного устава и изучение литургики. Преподавание этих предметов особо назначенными для того профессорами семинарии происходит в часы, свободные от посещения семинаристами лекций богословского факультета в университете. Есть основание думать, что эти предметы, не смотря на всю свою важность, занимают совершенно второстепенное место в общем курсе образования русских академиков в Галиции и преподаются далеко несоответственно своему действительному значению. На богословском факультете Львовского университета русские академики слушают весь курс богословия наравне с римско-католическими академиками. А так как Львовский университет доселе находится всецело в ведении поляков-католиков, то само собою разумеется, что курс богословского факультета – исключительно католический, специально приспособленный для богословов римско-католического вероисповедания. При известной довольно значительной разности действительной унии от римско-католичества не только в обрядовом, но и в догматическом отношении (действительная уния есть соединение русских с римско-католическою церковью, основанное па признании главенства папы), такой порядок вещей нельзя не признать в высшей степени странным и ненормальным. Русское греко-католическое духовенство в Галиции, очевидно, только в силу необходимости мирится с таким положением вещей, как с неизбежным злом. Таким образом, низшее и среднее образование кандидаты греко-католического священства в Галиции получают в начальных школах и гимназиях, находящихся в ведении поляков-католиков, наравне с католическими воспитанниками, а высшее свое образование они получают на богословском факультете Львовского университета, находящемся в полном распоряжении католиков, вместе с римско-католическими семинаристами. Законоучителями кандидатов греко-католического священства в Галиции во время обучения их в гимназиях и профессорами богословских предметов в университете (за немногими исключениями в тех и другом) являются римско-католические ксендзы, которые в Австрии более фанатичны, чем где-либо в другом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

5) Дела распорядительные и исполнительные. Консистория рассылает указы и циркуляры, ведет списки духовным лицам в епархии, принимает и хранит метрические книги, собирает статистические сведения и пр. Что касается до порядка производства дел в консистории, то он такой же, как и в губернских присутственных местах. Ответственность за правильность ведения дел несет епархиальный архиерей. Семинария По постановлению Тридентского собора каждый епископ должен учредить в своем диоцезе коллегию или семинарию, в которой воспитанники получили бы и общее образование, и специальную подготовку к служению в церкви. В настоящее время в германских государствах место семинарий занимают богословские факультеты при университетах или соответствующие им учебные заведения, куда принимаются лица, получившие среднее образование в гимназиях. В России и до настоящего времени сохранились семинарии; по праву Римско-Католической церкви личный состав начальников, преподавателей и воспитателей, равно объем, направления и распорядок преподавания в этих учебных заведениях находится в полной и исключительной зависимости от местного епископа: не допускается никакого вмешательства со стороны государственной власти. В последнее время наше правительство, в виду несоответствия такого положения дел государственным интересам, распространяет постепенно право своего надзора и на эти учебные заведения, несмотря на оппозицию со стороны Римско-Католической иерархии. Каждый диоцез Римско-Католической церкви разделяется на округи, которые называются деканатами. В каждом округе состоит особое должностное лицо, называемое деканом, которое назначается епархиальным начальством из лиц, заслуживающих особого доверия и способных к администрации и производству следствия. Декан имеет право и обязанность ближайшим образом наблюдать за духовными лицами и за состоянием приходов. V. Назначение на должности и размещения бенефиций Форма назначения на должность по Римско-Католическому праву бывает обыкновенная и чрезвычайная. Самая форма назначения обозначается технически: provisio, collation или donation beneficia. Обыкновенная форма назначения (ordinaria provisio) бывает libera и non libera, сверх того еще есть форма по jus devolutionis.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Святейший Патриарх Алексий: В повестке дня двусторонних отношений с Римско-Католической Церковью остаются проблемы, требующие реального разрешения 24 июня 2008 г. 14:52 В последнее время осуществляется диалог с Римско-Католической Церковью по целому ряду актуальных вопросов современности, особенно таких, как защита традиционных христианских ценностей, роль религии в жизни общества, нравственные проблемы, отношение к семье, отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, выступая с докладом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Между тем Патриарх напомнил, что в повестке дня двусторонних отношений с Римско-Католической Церковью остаются проблемы, требующие реального разрешения. Среди них — вопрос миссионерской деятельности католиков на традиционно православных землях России и других стран СНГ. Для обсуждения этих тем действует созданная в 2004 году Совместная рабочая группа по рассмотрению проблемных ситуаций, существующих во взаимоотношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. «Хотелось бы также увидеть долгожданный прогресс в вопросе об отношении греко-католиков к православным в тех регионах Западной Украины, где последователи унии составляют численное большинство, — заявил Предстоятель Русской Православной Церкви. — К сожалению, мы не наблюдаем положительной динамики в этом вопросе, и представители канонического Православия продолжают испытывать притеснения со стороны греко-католического окружения». Диалог с инославными Церквами ведется в соответствии с принятыми Юбилейным Архиерейским Собором Основными принципами отношения Русской Православной Церкви к инославию. Как сообщил Святейший Патриарх Алексий, представители Московского Патриархата принимали участие в заседаниях Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церковью, которые проходили в Белграде (Сербия)) в 2006 году и в Равенне (Италия) в 2007 году. Его Святейшество напомнил, что принятие итогового документа Смешанной комиссии происходило в октябре 2007 года в Равенне без участия представителей Русской Православной Церкви, которые были вынуждены покинуть данную сессию диалога в связи с тем, что без всякого предварительного согласования в число его участников были включены представители ЭАПЦ Константинопольского Патриархата . Это, в соответствии с решениями Архиерейского Собора 2000 года, сделало невозможным для делегации Московского Патриархата продолжение работы в комиссии. Пресс-служба Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г. Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/426780.htm...

Известно, что основной чертой американской науки является дух индивидуальной свободы и потому также право на личное убеждение, как в гражданской, так и в церковной областях. Эту основную черту американской науки, Геккер перенёс в сферу своих богословских религиозных убеждений, создав своеобразную богословскую систему. Стоя, таким образом, на почве религиозного субъективизма, Геккер, само собою понятно, отмечает немало дефектов в жизни римско-католической церкви. Главным недостатком этой последней жизни Геккер считает то, что она убивает в верующих внутреннюю энергию духа. Особенно это направление в римско-католической церкви, по его мнению, началось со времени появления реформации, родоначальники, которой всю сферу религиозно-церковной жизни свели к внутреннему субъективному я человека. Вступив в решительную борьбу с этими основоначалами протестантизма, римско-католицизм, по Геккеру, вдался в противоположную крайность, свёл всю сферу религиозно-церковной жизни к внешней – сухой форме. Спасши чрез это откровенную истину, римско-католицизм вместе с тем убил внутренне-религиозную жизнь. Задачей церкви в настоящем её состоянии по мнению Геккера, должно быть то, чтобы содействовать пробуждению и развитию внутренне-религиозной жизни под непосредственным руководством каждой отдельной души от Св. Духа. В своих богословских воззрениях Геккер, таким образом, очень близко примыкает к Ньюману, поскольку подобно последнему допускает возможность догматического развития. И вместе с тем он отличается от этого последнего, поскольку делает выводы из теории развития догматов. Исходя из этой теории, он именно в противоположность Ньюману относится напр., отрицательно к некоторым высшим формам добродетельной жизни римско-католической церкви. Все высшие добродетели, составляющие в римском католицизме содержание так называемых евангельских советов-безбрачия, бедности, послушания и проч., с его точки зрения не имеют религиозно-моральной ценности, ибо для лиц с сильным характером все эти добродетели не могут представлять подвига; таковое значение имеют эти добродетели лишь для лиц со слабым характером, возбуждая энергию в них, но являясь таковыми, указанные добродетели и для подобного рода лиц не могут иметь и не имеют особенной ценности, ибо не редко являются бременем для самих этих лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Москве открылся Летний институт для представителей Римско-католической церкви 02.09.2015 В Москве начал работу Летний институт для представителей Римско-Католической Церкви , организованный по благословению митрополита Волоколамского Илариона Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия при участии Папского совета по содействию христианскому единству. В числе участников Института – католические священнослужители и миряне из Италии, Франции, Испании и Румынии, обучающиеся в Папских университетах Рима. Куратором группы выступает сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Иакинф Дестивель . Для слушателей Летнего института организованы ежедневные занятия по русскому языку, лекции церковных и светских экспертов. Также в программе – посещение святых мест и исторических достопримечательностей Москвы и других городов. 30 августа состоялся приветственный ужин, в ходе которого руководитель Учебно-методического управления ОЦАД Мигель Паласио рассказал представителям Римско-Католической Церкви о задачах Института и запланированных мероприятиях. 31 августа гости посетили Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, где их принял заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков). Отец Филарет тепло приветствовал гостей и рассказал им об истории создания Отдела, его председателях, направлениях деятельности. Особое внимание заместитель главы Отдела внешних церковных связей уделил православно-католическому диалогу. «В настоящее время приоритетными направлениями сотрудничества между Московским Патриархатом и Святым Престолом является защита христиан в разных регионах мира, главным образом на Ближнем Востоке, а также сохранение традиционной нравственности», - подчеркнул архимандрит Филарет. От лица группы священник Иакинф Дестивель поблагодарил отца Филарета за интересное выступление и преподнес ему памятный подарок. Затем секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) прочитал слушателям Института обзорную лекцию о современном состоянии отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. Мероприятия Института сопровождают руководитель Учебно-методического управления ОЦАД Мигель Паласио, помощник секретаря Комиссии Московского Патриархата по регулированию студенческого обмена Д.И. Серов и референт Международного отдела ОЦАД Д.В. Журавлев. Летний институт для представителей Римско-Католической Церкви продлится до 13 сентября. Doctorantura.ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 02.09.2015 18:22:36

http://drevo-info.ru/news/19398.html

То же мы находим и у наших русских беспоповцев. Когда у толкователя какая либо точка зрения выступает резко и занимает явно господствующее положение, тогда легко отнести его к той или иной группе. Но у толкователей, менее решительных и последовательных, иногда две или даже три точки зрения соединены так, что трудно решить, какая из них у него первенствует. В таком случае толкователя с одинаковым правом можно причислить либо к той, либо к другой группе. Вот почему при распределении толкований по этим группам нелегко соблюсти точность. Мы применим это распределение по этим группам при изложении протестантских толкований; потому что именно у протестантов эти направления в толковании, за исключением догматического, выразились с наибольшей определённостью, и каждое из них у них имеет много представителей. Напротив, у древне-церковных, у средневековых, у восточно-православных и у римско-католических богословов в толкованиях рассматриваемого места господствует догматическое направление, за немногими и редкими исключениями. Поэтому при изложении всех вообще толкований нужно держаться какого-нибудь другого распорядка. По нашему мнению, все толкования удобно распределить в хронологическом порядке и по вероисповеданиям, а когда очередь дойдёт до протестантских толкователей, то мы их распределим по вышеупомянутым группам. Хронологический порядок есть самый естественный, потому что раннейшие толкования, несомненно, оказывали влияние на позднейшие, а позднейшие не могли влиять на раннейшие. При хронологическом распорядке сама собой развёртывается картина постепенного раскрытия мнений. Но, держась хронологического порядка, можно в то же время распределить толкователей по исповеданиям, к которым они принадлежат. Достаточное основание для распределения толкований по вероисповеданиям заключается в том, что в каждом вероисповедании как богословие вообще, так экзегетика и догматика в частности, так и толкование рассматриваемого учения Апостола в особенности, шли и досоле идут своими путями, развивались своеобразно. Протестантские толкования этого учения, как с догматической, так и с экзегетической стороны, не похожи ни на древне-отеческие, ни на римско-католические, ни на православные. Толкования римско-католических и восточных богословов в существенном сходны с древне-отеческими; но в них шире, полнее и подробнее раскрывается и обосновывается то, о чём у отцов и учителей Церкви сказано было кратко. Существенных различий между толкованиями римско-католических и восточных богословов нет, если не принимать в расчёт трёх-четырёх римско-католических богословов, которые в способе толкования рассматриваемого места близко стали к протестантам и дали изъяснения его, совершенно отличные от толкований, как отцов и учителей Церкви, так и восточных и остальных римско-католических богословов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Когда у толкователя какая-либо точка зрения выступает резко и занимает явно господствующее положение, тогда легко отнести его к той или иной группе. Но у толкователей, менее решительных и последовательных, иногда две или даже три точки зрения соединены так, что трудно решить, какая из них у него первенствует. В таком случае толкователя с одинаковым правом можно причислить либо к той, либо к другой группе. Вот почему при распределении толкований по этим группам не легко соблюсти точность. Мы применим это распределение по этим группам при изложении протестантских толкований, потому что именно у протестантов эти направления в толковании, за исключением догматического, выразились с наибольшею определенностью, и каждое из них у них имеет много представителей. Напротив, у древне-церковных, у средневековых, у восточно-православных и у римско-католических богословов в толкованиях рассматриваемого места господствует догматическое направление, за немногими и редкими исключениями. Поэтому при изложении всех вообще толкований нужно держаться какого-нибудь другого распорядка. По-нашему мнению, все толкования удобно распределить в хронологическом порядке и по вероисповеданиям, а когда очередь дойдет до протестантских толкователей, то мы их распределим по вышеупомянутым группам. Хронологический порядок есть самый естественный, потому что раннейшие толкования, несомненно, оказывали влияние на позднейшие, а позднейшие не могли влиять на раннейшие. При хронологическом распорядке сама собою развертывается картина постепенного раскрытия мнений. Но, держась хронологического порядка, можно в то же время распределить толкователей по исповеданиям, к которым они принадлежат. Достаточное основание для распределения толкований по вероисповеданиям заключается в том, что в каждом вероисповедании как богословие вообще, так экзегетика и догматика в частности, так и толкование рассматриваемого учения Апостола в особенности, шли и доселе идут своими путями, развивались своеобразно. Протестантские толкования этого учения, как с догматической, так и с экзегетической стороны, не похожи ни на древне-отеческие, ни на римско-католические, ни на православные. Толкования римско-католических и восточных богословов в существенном сходны с древне-отеческими, но в них шире, полнее и подробнее раскрывается и обосновывается то, о чем у отцов и учителей Церкви сказано было кратко. Существенных различий между толкованиями римско-католических и восточных богословов нет, если не принимать в расчёт трех-четырех римско-католических богословов, которые в способе толкования рассматриваемого места близко стали к протестантам и дали изъяснения его, совершенно отличные от толкований, как отцов и учителей Церкви, так и восточных и остальных римско-католических богословов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010