Священный Синод одобрил позицию делегации Русской Православной Церкви на XII пленарной сессии Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью 6 октября 2010 г. 18:52 Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 6 октября 2010 года в Чистом переулке заслушал доклад митрополита Волоколамского Илариона , председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, об очередной пленарной сессии Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православными Церквами и Римско-Католической XII пленарная сессия Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православными и Римско-Католической Церквами проходила  с 22 по 27 сентября 2010 г. в Вене. В заседании приняли участие представители всех Поместных Православных Церквей за исключением Болгарской Православной Церкви . От Русской Православной Церкви в заседании участвовали председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион и профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Валентин Асмус. В качестве консультанта присутствовал первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун) . XII пленарная сессия продолжила начатое на XI пленарной сессии в Пафосе в октябре 2009 г. рассмотрение подготовительного документа о роли епископа Рима в церковном общении первого тысячелетия. По предложению православных участников диалога было решено не придавать официального статуса этому документу, в котором вопрос о первенстве Римского епископа рассматривается с точки зрения отдельных исторических свидетельств и прецедентов. Было признано целесообразным после доработки использовать этот документ в качестве материала для подготовки нового документа, который был бы ориентирован на решение насущных богословских вопросов во взаимоотношениях между Православной и Римско-Католической Церквами. Среди этих проблем — соотношение первенства и соборности в жизни Церкви. Для подготовки нового документа был сформирован специальный комитет, в состав которого вошел митрополит Волоколамский Иларион. Заслушав доклад владыки Илариона, Священный Синод одобрил позицию делегации Русской Православной Церкви на XII пленарной сессии Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью ( журнал 100 ). Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1292062.ht...

Богословскому осмыслению унии были посвящены заседания Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу. Русской Православной Церкви и представлявшему ее интересы митрополиту Кириллу удалось сплотить все Православные Поместные Церкви и выработать единую позицию по отношению к униатской агрессии. По докладу владыки Кирилла в декабре 1990 г. в Стамбуле Межправославная комиссия по богословскому диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами приняла заявление, что «единственной темой... диалога сегодня должна стать тема униатства», что решение этого вопроса — условие продолжения богословского диалога. Было предложено «ежегодно давать оценку в рамках Межправославной комиссии по диалогу с Римско-Католической Церковью отношениям между православными и римо-католиками, включая положение в регионах, вовлеченных в конфликт». Эта тема стала главной и в переговорах митрополита Кирилла с Папой Римским Иоанном Павлом II в марте 1991 г. 23 июня 1993 г. на заседании в Баламанде (Ливан) было подписано соглашение, в котором католическая сторона признала ошибочность унии как метода достижения церковного единства, но эти договоренности далеко не всегда реализовывались на практике Римско-Католической Церкви. Эта ситуация обсуждалась на встрече 12-13 января 1996 г. митрополита Кирилла в Риме с председателем папского Совета по содействию христианскому единству кардиналом Э.И. Кассиди. В совместном заявлении было подтверждено, что в документах Римско-Католической Церкви, а также в документах, принятых обеими Церквами, «говорится об исключении любых прозелитических действий», но было отмечено, что «практика не всегда отражает эти установки, порождая, таким образом, напряженность в отношениях между обеими Церквами». В мае 1997 г. на встрече в Бари ситуация на Западной Украине была признана сложной и требующей незамедлительных действий по ее преодолению. Движение к нормализации отношений было трудным: в 1997 г. на заседании в Константинопольском Патриархате представители всех Православных Церквей постановили продлить мораторий на темы для обсуждения с Римско-Католической Церковью, ограничив консультации вопросами преодоления унии и прозелитизма. Эти же проблемы были названы Священным Синодом Русской Православной Церкви главными препятствиями для возможной встречи Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси. Обсуждение продолжилось в 1998-1999 гг. Надежды на разрешение этих вопросов на 8-й пленарной сессии Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между православной и Римско-Католической Церквами (2000 г., Балтимор, США) также не оправдались: римо-католики не только не были готовы продолжать диалог, но фактически отказались даже от достигнутых договоренностей (в частности, было заявлено, что католическая сторона считает униатство нормальным явлением, поскольку униаты находятся в общении с Римом). После недели безрезультатных прений диалог был остановлен без планов его продолжения в будущем.

http://patriarch.patriarchia.ru/rimsko-k...

Глава IV II. Устройство церквей римскокатолической, евангелическо-лютеранской, армяно-грегорианской, по их уставам, внесённым в Свод Законов Российской Империи §46. Краткий исторический очерк положения римско- католической церкви в России Хотя к католикам русское общество и правительство относилось строите, чем к другим иноверцам , как вследствие постоянного стремления их к прозелетизму, т. е. к пропаганде римско-католического учения среди русских, так и вследствие бедствий и гонений, которые терпели от католиков православные, подпавшие под власть Польши 63 , однако и католики-иностранцы, пребывавшие в России, не подвергались стеснениям в вере; правительство русское и им дозволяло частное отправление богослужения, но не дозволяло только до конца XVII в. иметь постоянное духовенство и особые церковные здания. Не разрешал в начале своего царствования католикам строить костёлы и иметь постоянных священников и Петр Великий. Вообще, никакой правильной организации римско-католической церкви в России до царствования имп. Екатерины II не было, так как и самое пребывание иноверцев в России было лить временным. Твёрдое основание устройства и управления римско-католической церкви в России положено было только в царствование имп. Екатерины II изданным ею, по просьбе самих католиков, входивших теперь в состав постоянных подданных Российской Империи, регламентом 1769 г. Дозволяя этим регламентом полную свободу католического богослужения, но без прозелетизма, т. е. без права пропаганды католической веры, 64 Екатерина II предоставила высшее заведывание церковными делами римско-католического вероисповедания Юстиц-коллегии лифляндских, эстлянских и финляндских дел, с тем, чтобы коллегия ни под каким видом не вмешивалась в самые догматы римской веры. В дальнейшей истории римско-католической церкви должно отметить учреждение в 1797 г. для духовных дел католиков при Юстиц-коллегии лифляндских, зстляндских и финляндских дел особого департамента, который в следующем 1798 г. отделен был от коллегии и подчинён архиепископу римских церквей, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

КАТОЛИЦИЗМ совокупность догматических, канонических, литургических и духовно-практических норм Римско-католической Церкви, определяющих ее конфессиональную идентичность КОАДЪЮТОР епископ в Римско-католической Церкви, епископ в Римско-католической Церкви, к-рый помогает правящему епископу (ординарию) в управлении диоцезом (архиеп-ством или еп-ством) и имеет право занять данную кафедру после того, как она станет вакантной КОММЕНДА в католической Церкви разновидность церковного бенефиция , временная передача на определенных условиях доходов от вакантной должности (аббата, епископа и др.) духовному или светскому лицу КОНВЕНТУАЛЫ в католич. Церкви общее наименование членов католич. орденов и конгрегаций, которые проживают совместно в одной общине КОНВЕРСЫ в широком смысле слова все христиане, принявшие крещение в сознательном возрасте; в IV-VII вв. К. называли мирян, решивших вести более строгую духовную жизнь, оставаясь в миру КОНКЛАВ особая закрытая консистория Коллегии кардиналов католич. Церкви, члены к-рой собираются для избрания нового папы Римского КОНКОРДАТ договор между Римско-католической Церковью (формально - Папским престолом как субъектом международного права) и к.-л. гос-вом, регламентирующий положение католич. Церкви в этом гос-ве НЕОСХОЛАСТИКА консервативное движение в католическом богословии, развивавшееся с 20-х гг. XIX в. до публикации энциклики «Aeterni Patris» (1879), когда решением папы Римского Льва XIII официальной программой католической интеллектуальной культуры стал томизм НЕПОГРЕШИМОСТЬ ПАПЫ РИМСКОГО догмат Римско-католической Церкви о безошибочной и непреложной учительной власти ее верховного понтифика НЕПОТИЗМ [от лат. nepos - внук, племянник], злоупотребление, связанное с предоставлением церковными иерархами привилегий, должностей, земельных владений, высших званий и титулов ближайшим родственникам НОВИЦИАТ в Римско-католической Церкви испытательный период перед принесением обетов в институтах посвящённой жизни НУНЦИЙ постоянный дипломатический представитель Папского престола, аккредитуемый при главах гос-в и при международных орг-циях; также личный ранг дипломата на службе Папского престола

http://pravenc.ru/rubrics/122080.html

Тогда сирское православное духовенство чрез посредство константинопольского патриарха обратилось с жалобой к Порте, и выставляло на вид, что римско-католики и в особенности иезуиты наносят вред их религии. Порта вняла голосу просящих – и вот появляется фирман, которым воспрещается римско-католикам миссионерствовать в Турции. Содержание этого фирмана очень интересно. Здесь читаем: «некоторые дьяволы (Teufel) из французских монахов с целями худыми и с намерениями неправыми обходят страну, внушают греческой райе свое пустое французское учение: при посредстве глупых речей они отклоняют райю от древней веры и внедряют веру французскую: таковые французские монахи не имеют права пребывать нигде, кроме тех мест, где находятся их консулы; не должны они предпринимать путешествия и миссионерствовать». Вслед за этим начались гонения со стороны местной турецкой администрации против иезуитов и домиканцев в Сирии, их заключали в тюрьму, налагали на них пени. 1797 – Встретив неудачу среди Греков, в Константинополе и в Сирии, иезуиты обратили все свое усердие на Армян. Чтобы приобрести возможно больший успех, они сообщили своей пропаганде, политическую окраску и к религиозной проповеди присоединили планы о восстановлении политической независимости Армян и улучшении их материального быта. Расчеты иезуитов удались было. Но здесь на помощь ортодоксальной партии, т.е. не принимавшей римско-католицизма – пришла Порта. Против Армян, увлекавшихся римско-католицизмом, Порта не раз поднимала гонения, и эти гонения возобновлялись не только в прошлых веках, но даже и в нынешнем веке. Разумеется, такая ревность Порты об охранении Армянской церкви прямой пользы Грекам не приносила, но во всяком случае Греки из этих —368— примеров ясно могли уразумевать, что турецкое правительство не долюбливает римско-католиков, а это позволяло им возлагать благие надежды на Порту и в их собственных столкновениях с римско-католиками. Из истории этой борьбы Турецкого правительства с римско-католическим элементом среди армянской народности в оттоманской империи расскажем лишь один случай, но чрезвычайно характеристический с точки зрения того вопроса, который нас интересует: случай этот относится к XIX-мy столетию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

16 . Тот же самый опыт наконец говорит о том, что каждый наместник царя поставляется в своей должности непосредственно или посредственно самим же царем; в противном же случае наместник будет просто похитителем (узурпатором) царской власти. Но предполагать непосредственное призвание папы чрез Самого Господа к своему служению решительно нет никаких оснований, и этого не предполагают даже и сами римско-католики. Невозможно допустить и второе предположение – о посредственном законном поставлении какого-либо римско-католического епископа на папскую иерархическую степень. Не говорим неопределенно: на должность , потому что с именем должности соединяются более церковно-канонические права и преимущества папства, между тем как оно само, по понятию о нем римско-католической Церкви, есть четвертая церковно-иерархическая степень , ибо непогрешимость папы есть «отличие существенное и таинственное, т.е. имеющее свойство таинства» 205 . Но в таком случае требуется доказать установление таинства для папской степени священства, – чего доказать римско-католики не могут 206 . Известно, что «всякий первосвященник, из человеков избираемый, …сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон», «без всякого же прекословия меньший благословляется бóльшим» Евр. 5, 1. 4. 7, 7 207 . Поэтому «когда римско-католические епископы посвящают папу, они действуют столь же незаконно, как незаконно поступили бы священники, когда бы стали посвящать епископа». «Низшие благословляют высшего; – порядок церковный извращен и протестанты вполне оправданы» 208 . 17 . Справедливо говорят, что в учении о главенстве папы римско-католики смешали догматическую сторону предмета с церковно-каноническою, усвоив догматический смысл этой последней 209 . Но мало и этого: православный епископ (предположим такой случай) также может при известных обстоятельствах, подобно римскому, смешать указанные две стороны своего сана – и все-таки, в какой бы крайней степени ни происходило такое смешение, папство решительно и никогда не может произрасти на православной ниве, потому что в церковно-каноническом отношении первенство всегда принадлежало епископу старого Рима, хотя это первенство искони понималось Церковью только как первенство чести, а не власти 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

ст. 681 п. 62). Примечание. 2) Министр Внутренних дел, находя, что установленный Высочайше утв. 11 Мая 1891 г. положением комитета Министров порядок совершения браков между лицами Православного вероисповедания и римско-католического исповедания не совсем устраняет препятствия к заключению таковых браков, так как лица римско-католического исповедания должны представлять исповедные свидетельства от Ксендзов, которые отказывают в выдаче таковых свидетельств, просил Г. Синодального Обер-Прокурора принять меры к устранению такого существующего препятствия к заключению браков между лицами Православного и римско-католического исповеданий. Святейший Синод, рассмотрев предложение о сем Г. Синодального Обер-Прокурора, определил: в устранение встречаемых препятствий, при заключении браков между лицами Православного и римско-католического исповеданий дать знать для исполнения и руководства по духовному ведомству циркулярными указами, чтобы священно-церковно-служители при совершении браков между лицами Православного и римско-католического исповеданий не требовали от последних представления исповедных свидетельств от ксендзов (Ук. Дек. 18 дня 1891 года 16). 18… года … дня. По указу Его Императорского Величества , токого-то города или села, такой-то церкви священнослужители и церковные причетники производили обыск о желающих вступать в брак, и оказалось следующее: 1) жених (здесь показывается звание, или чин, место служения, имя, отчество, фамилия, православного или латинского исповедания и проч.), жительствует такого-то города или такого-то уезда и села приходе сей церкви. 2) Невеста (здесь написать звание, имя, отчество и фамилию, православного или лютеранского исповедания и проч.) жительствовала доныне города или уезда и сила такого-то, в приходе церкви такой-то. 3) Возраст к супружеству имеют совершенный, а именно: жених стольких-то лет, а невеста стольких-то лет, (§§ 23, 27) и оба находятся в здравом уме (§20). 4) Родства между ними духовного или плотского родства и свойства, возбраняющего по установлению св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

Сморгонский ксендз донес митрополиту Жилинскому, будто бы некоторые его прихожане, признанные католиками по разбирательству в 1843 году, вследствие рапорта Сморгонского священника Гинтовта, были вызваны полицейскими мерами в город Ошмяну, и здесь благочинный склонял их к принятию православия. Римско-католическая консистория, не проверив этого доноса непосредственно, или через местного латинского декана, отнеслась, с разрешения митрополита Жилинского, в Литовскую духовную консисторию с просьбою сделать распоряжение, чтобы священник Гинтовт и благочинный Петровский не понуждали сказанных прихожан к православию. Та же римско-католическая консистория отнеслась в Виленское губернское правление с просьбою воспретить Ошмянскому земскому суду призывать полицейскими мерами сказанных римско-католиков, а также предписать всем городским и земским полициям не понуждать католиков являться к православному духовенству для увещаний, в виду того, что закон не дозволяет господствующей церкви употреблять понудительные средства при обращении иноверцев в православие. Литовская консистория потребовала по этому делу объяснения от благочинного Петровского. Благочинный объяснил, что все поименованные в доносе лица были совращены в католичество из православия, а потому Сморгонский священник не только имел право, но и обязан был склонять их к возвращению в православие. Это и удалось ему по отношению к некоторым из них. Сам же благочинный никогда не вызывал в Ошмяну ни одного из указанных совращенных для увещаний. Римско-католические власти воспользовались этою клеветою Сморгонского ксендза, с одной стороны, чтобы доказать, особенно пред лицом западных недоброжелателей России, будто католики подвергаются в России преследованию и угнетению, а с другой – чтобы по возможности оградить от обратного возвращения в православие совращенных прежде и теперь совращаемых ими в латинство. Митрополит просил посредства Святейшего Синода перед главным римско-католическим начальством, чтобы отменено было указанное постановление Виленской римско-католической консистории, и чтобы предписано было гражданскому начальству оставить без действия указанное отношение той же консистории в Виленское губернское правление, а также чтобы подвергнут был взысканию Сморгонский ксендз за ложный донос и клевету. То и другое ходатайства Иосифа были уважены.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

К числу юридическо-канонических обязанностей, лежащих на клириках, принадлежат: 1) Целибатство, введенное папой Григорием XII в 1079 году, т. е., обязанность духовных лиц не вступать в брак; брак, заключенные иподиаконом, диаконом и священником, в Римско-Католической церкви считается недействительным, но, по русскому праву, такой брак не считается недействительным и сопровождается лишь особыми последствиями. 2) Произнесение духовными лицами каждый день положенных молитв. 3) Удаление от общественных удовольствий, от занятий медициной, хирургией и светской юриспруденцией. 4) Невмешательство в мирские дела. 5) Обязанность иметь место жительства (domicilium) при бенефиции, и наконец 6) Безусловное послушание церковной власти. Все духовные лица Римско-Католической церкви или клирики, хотя бы и не находились при должностях, состоят в распоряжении папы и тех лиц, которых он уполномочивает на службу церкви. Б. Римско-Католическая иерархия I. Главенство папы В церковной иерархии первое место занимает папа; он есть глава Римско-Католической церкви. Избирается папа коллегией кардиналов из своей среды. Пассивным правом избрания, равно как и правом подачи голоса пользуются исключительно кардиналы. Избрание происходит в конклаве; обыкновенный способ избрания есть закрытая подача голосов: каждый избиратель-кардинал пишет на записке имя кандидата и свое имя и опускает ее в урну. Получивший две трети голосов наличных избирателей и провозглашается папой. В случае недостатка голосов до двух третей, производится дополнительная баллотировка. В истории были случаи открытого и единогласного указания избирателями кандидата; эта форма называется «per inspirationem». Главенство папы есть существенный пункт учения Римско-Католической церкви и догмат. Но главенство папы до новейших времен понималось канонистами и иерархами неодинаково. По этому вопросу существует две теории, которые допускаются не только в научных сочинениях, но и в законодательстве, и в канонических учреждениях этой церкви. Первая из этих теорий называется аристократическо-епископальной.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

С самого начала своего понтификата Папа Бенедикт XVI заявил о стремлении развивать сотрудничество между Римско-Католической и Православной Церквами. Так, данная тема была затронута во время выступления Папы Бенедикта XVI на XXIV Евхаристическом конгрессе Италии в г.Бари 29 мая 2005 года. Тем не менее, несмотря на обнадеживающие заявления Папы Бенедикта XVI, напряженность в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами сохраняется. На встрече председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, состоявшейся 22 июня 2005 года в Москве, католической стороной вновь было озвучено намерение перенести кафедру главы Украинской Греко-Католической Церкви из Львова в Киев, утвердить его титулование по этому городу. Православная сторона заявила о неприемлемости с канонической, экклезиологической и пастырской точки зрения идеи упоминания Киева в титуле главы Украинской Греко-Католической Церкви и перенесения его кафедры в этот город. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Считать полезным участие Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в торжествах по случаю начала понтификата Папы Римского Бенедикта XVI. 3. Одобрить позицию Преосвященного митрополита Кирилла, выраженную в ходе встреч с Папой Римским Бенедиктом XVI, председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером и другими высокопоставленными представителями Римско-Католической Церкви. 4. Выразить надежду на урегулирование существующих проблем и развитие добрых отношений с Римско-Католической Церковью ради совместного христианского свидетельства в мире, переживающим наступление агрессивного секуляризма. ЖУРНАЛ ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о некоторых аспектах информационной деятельности Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Отмечая значительные достижения последних 15 лет в сфере информирования широкой общественности о жизни Церкви и взаимодействия со светскими СМИ, считать полезным развитие системы официальных печатных и электронных изданий, излагающих позицию Церкви для широкого круга читателей.

http://sedmitza.ru/lib/text/429889/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010