Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Состоялось очередное заседание Совместной рабочей группы по рассмотрению проблем в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами в России 02.01.2011 30 декабря 2010 года в Институте философии, теологии и истории святого Фомы в Москве состоялась очередная встреча Совместной рабочей группы по рассмотрению проблем в отношениях между Русской Православной и Римско-католической Церквами в России. Во встрече приняли участие: заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых) — сопредседатель группы со стороны Русской Православной Церкви, генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский — сопредседатель группы со стороны Римско-католической Церкви, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям священник Димитрий Сизоненко, первый секретарь Посольства Святого Престола в Российской Федерации монсеньор Висвальдас Кульбокас, сотрудник Секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям диакон Алексей Дикарев, директор культурного центра «Духовная библиотека» Жан-Франсуа Тири. В начале встречи члены Совместной группы ознакомились с работой учрежденного Обществом Иисуса Института философии, теологии и истории святого Фомы в Москве. Участники заседания обсудили текущие проблемы православно-католических отношений в России. Были рассмотрены вопросы, связанные с передачей имущества религиозного назначения, государственно-церковных отношений, функционированием общин византийского обряда в России. Была подчеркнута общность позиции по различным социально значимым вопросам, которая проявилась, в частности, в работе над поправками к принятому недавно закону о передаче имущества религиозного назначения. Стороны договорились о необходимости более тесного взаимодействия в ситуациях, когда передача имущества религиозного назначения может вызвать межконфессиональную напряженность. Участники встречи особо подчеркнули необходимость углубления сотрудничества в области социального служения и культурно-просветительской деятельности. В связи с этим стороны договорились провести следующее заседание совместной рабочей группы в расширенном составе — с участием лиц, вовлеченных в социальную работу Русской Православной и Римско-католической Церквей. Члены Совместной группы выразили благодарность Апостольскому нунцию в Российской Федерации архиепископу Антонио Меннини за существенный вклад в развитие православно-католических отношений в России. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 02.01.2011 20:52:54

http://drevo-info.ru/news/9956.html

Как глава церкви папа имеет следующие виды primatus juirisdictionis: 1) Jus supremae legislationis – папа принадлежит верховная законодательная власть. По воззрению Римско-католической церкви, он один имеет право издавать общие законы для всей церкви, папа утверждает постановления вселенских соборов, учреждает новые монашеские ордена, диоцезы, миссии, допускает диспенсации, т. е. исключения из постановлений для отдельных случаев, раздаёт привилегии, т. е., жалует в пользу определённых лиц и учреждений такие права, которые по общему устройству не должны принадлежать этим учреждениям. Папские привилегии даются или на определённые сроки, или на неопределённое время – donec revocavero. Законодательные постановления папы в России имеют значение лишь по утверждении их русской верховной властью. 2) Папа имеет высшую законодательную власть – jus supremae inspectionis и jus supremae administrationis – право высшего надзора и управления. По праву высшего надзора в церкви папа может требовать для себя беспрепятственных сношений с епископами всех стран, отправлять во все государства особых уполномоченных от себя лиц, рассылать послания даже в страны не католические. Епископы обязаны по требованию папы представить отчёт или явиться лично в Рим (visitatis liminium urbis S.Petri). По праву высшего управления папа назначает епископов, кардиналов, митрополитов, генералов орденов; в некоторых же странах папа лишь утверждает этих лиц; на этом же основании папа имеет право входить во все дела подведомственные епископам и своими распоряжениями отменять всякое постановление епископа или всякое дело взять в непосредственное своё управление. Папа созывает вселенские соборы, председательствует на них и обнародует их постановления. Римско-католические епископы в России сносятся с папой в порядке, установленном законом, через митрополита всех Римско-католической церквей в России. 3) Папа есть верховный судья в Римско-католической церкви. Он единственный и непосредственный судья над кардиналами, митрополитами и епископами. К нему поступают апелляционные жалобы на решения епархиальных судов всех инстанций. Он имеет право привлечь к своему разбирательству все важнейшие дела (majores res). В источниках, впрочем, не определено в точности, что следует разуметь под majores res, которые папа может изъять из рассмотрения обыкновенных судебных инстанций и подчинить своему личному рассмотрению. 4) Затем, папа есть верховный учитель во всей Римско-католической церкви и обладает с 1869 г. свойством непогрешимости в определении учений и истин веры и нравственности. Это свойство понимается не в том смысле, что папа безгрешен во всех своих действиях; это свойство такое, каким обладали вселенские соборы. Восточной церковью этот догмат не признаётся.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Обязанности внутри университета г. Фрибург: 1999-2004; снова с 2006 куратор учащихся на богословском факультете университета Фрибург. 2002-2004 - руководитель департамента Богословия и религиоведения, философии. С 2000 член совета и зам. директора Межфакультетного института Восточной и Средней Европы. С 2003 член исследовательской комиссии университета Фрибург; с 2006 и.о. председателя комиссии. 2004-2006 - декан Богословского факультета. Обязанности вне университета: Член Общества Герреса. Член правления «Общества по изданию Corpus Catholicorum». Член совета «Комиссии немецко-говорящих догматистов и специалистов по Основному богословию» (1992-1998). Член Интернациональной богословской комиссии. Консультант Папского совета по содействию христианскому единству, Ватикан. Член комиссии «Вера и церковное устройство» ВСЦ (Всемирного совета церквей), одновременно член «Standing Commission» этой комиссии. Наблюдатель Конференции епископов Европы при комиссии «Церкви в диалоге» КЕЦ (Конференции европейских церквей). Сопредседатель православно-римско-католической комиссии по диалогу епископской конференции Швейцарии. Член-учредитель «Общества по изучению христианского Востока». Участница пересмотра и нового издания немецкого перевода служебника.   Католический взгляд на главную проблему в организации Всеправославного собора представляет Барбара Халленслебен, член Международной богословской комиссии Римско-католической церкви и Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-католической церковью и Православной Церковью. Интервью взято на международной научной конференции " Понимание задач следующего Собора Православной Церкви " (18-20 октября 2012 года). Католический взгляд на богословское содержание термина «церкви-сёстры» представляет Барбара Халленслебен, член Международной богословской комиссии Римско-католической церкви и Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-католической церковью и Православной Церковью. Доклад был прочитан на международной научной конференции " Понимание задач следующего Собора Православной Церкви " (18-20 октября 2012 года). Публикуется с сокращениями.

http://bogoslov.ru/person/285722

Итак, нет, кажется, надобности в сторонних миссионерах, среди воссоединённого народа, для утверждения его в Православии. Уповаю, что Господь, совершивший дело воссоединения, поддержит и утвердит оное навсегда своею благодатью. Если останутся в здешней стране какие разности, то они не имеют существенного религиозного значения и подобны различиям, существующим в разных других странах Церкви Православной. Хотеть искоренить все эти разности есть трудиться не для церковного единения, но для раскола, не на пользу Церкви Православной, но на пользу врагов её. Массы народные преобразуются и сливаются только временем. Но если нет особенной надобности во внешних миссионерских средствах для утверждения воссоединённого народа, то весьма сильная есть нужда во внешнем охранении сего народа от могущественной в западных губерниях латино-польской партии. В пределах Литовской епархии Православного народа едва третья часть противу Римско-католического: но важнее то, что все почти помещики и более трёх четвертей чиновников принадлежат к сему последнему исповеданию, а следовательно, Православный здешний народ зависит от Римско-католических помещиков по крепостному праву, а от Римско-католических чиновников по управлению. Естественно, Римско-католическое духовенство имеет полные средства: действовать на Православных, покушаться на их совращение, поддерживать совращённых, избегать ответственности по делам с Православными или изворотливыми решениями, или бесконечными проволочками. Независимо от сильнейшего местного преобладания, Римско-католическое духовенство имеет в столице самостоятельное управление и, пользуясь влиянием и связями своей партии, приобретает час от часу более силы и самонадеянности пред воссоединённым духовенством. Неудивительно, что эта самонадеянность разрешилась наконец дерзким совращением воссоединённых прихожан Диорновицких в Витебской и Порозовских в Гродненской губерниях. Достойно замечания, что эти совращения совершились в епархиях, управляемых непосредственно митрополитом Жилинским, пользующимся особенною доверенностью правительства, и совратители ссылались на его авторитет, как гласили слухи.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

7 Подробнее об этом можно читать в Отечественных Записках за 1848 год. Т. LXI, в статье: «Очерк Истории Малороссии» – Соловьева; стр. 152. 11 В грамоте (сохранившейся до сих пор в виленском капитуле) на имя виленского епископа объявлено было следующее: «желая распространить римско-католическую веру в землях наших русских и литовских, мы, по воле и с согласия братьев наших светлейших князей и всех дворян (omnium nobilium) земли литовской, положили, установили, обещали и клятвою подтвердили всех природных литовцев обоего пола, всякого звания, состояния и достоинства во владениях наших литовских и русских к вере римско-католической и к покорности св. римской церкви привлечь, призвать и даже принудить (imo compellere), к какой бы секте (т. е. вере) они ни принадлежали. А дабы новообращенные в римское католичество литовцы каким-либо образом не отделились от послушания и обрядов римской церкви, мы, желая уничтожить все вообще и в частности каждое препятствие римско-католической вере, строго запрещаем литовцам обоего пола соединяться браком с русинами также обоего пола, пока наперед русин или русинка не признают самым делом покорности римской церкви. А если, против сего нашего запрещения, кто-либо из русинов обоего пола соединится браком с римско-католиком или католичкою; то сочетавшиеся не разлучаются, но тот из супругов, который принадлежит к другой секте, должен принять веру римско-католическую и действительно признать покорность римской церкви, к чему следуем принуждать их даже телесным наказанием» (ad quod etiam poenis corporalibus compellendi). Wilno. Kraszew. T. II. стр. 496 и 514. 12 Летописец, повествуя о возвращении Ягайла в Вильну после женитьбы его на Ядвиге (1386 г.), высказывает, между прочим, следующее: «и окрести Литву в немецкую же веру, половину своего города Вильны. И два литвина у него большки его, а тие крестишась в христианскую (т.е. православную) веру; он же хоть их крестити в свою же веру латинскую, они же не послушаша; король же Ягайло казни их многими муками и смерти повеле предати» (Времен. СОФ. Ч. I. стр. 381).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

Тогда же он произнес и свою пресловутую фразу, столь громко пронесшуюся по всей Германии: «Не беспокойтесь, мы не пойдем в Каноссу»! Подхватив это выражение, ультрамонтанская берлинская газета «Германия» писала по этому поводу: «Это – слова, имеющие необычайное значение. Католические догматы суть дело Св. Духа, безусловно обязательны для всякого католика, неизменны на все времена. Если эти догматы заключают в себе также требования, с которыми не может или не хочет согласиться светская власть, то этим самым объявляется война между церковью и государством, и притом война на жизнь и на смерть». И действительно, между церковью и государством началась ожесточенная борьба, получившая название «культурной борьбы». Первым шагом этой борьбы было изгнание иезуитов, которые, как крайние представители силлабуса и папской непогрешимости, фанатически настраивали римско-католическое население Германии против правительства. Хотя многие немецкие епископы представили блестящее свидетельство о благотворной деятельности этих патеров в своих диоцезах, однако закон по этому поводу, принятый значительным большинством, был издан императором 4 июля 1872 года, и гласил: «Общество Иисуса и сродные с ним конгрегации исключаются из области немецкого государства. Основание новых учреждений им запрещается, существующие в данное время подлежат закрытию в течение шести месяцев. Члены этих общин, если они иностранцы, подлежать высылке из государства, а если туземцы, то им может быть или совсем отказано или указано пребывание в определенном месте. Всякая деятельность ордена иезуитов, особенно в церкви, школе, как и в миссиях, отселе не допускается. Такое постановление, естественно, произвело целую бурю в римско-католическом обществе, и ультрамонтанские газеты ожесточенно возбуждали всех на защиту попираемой якобы римско-католической церкви, причем государственного канцлера Бисмарка выставляли, как воплощенного сатану. Агитация не осталась бесследной: началось сильное возбуждение среди римско-католического населения Германии, и возбуждение это выразилось в том, что не только оживились прежние римско-католические союзы, но 6 июля 1872 года был основан новый «Католический союз».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Общей задачей Реформации было низвергнуть римско-католическое иго и освободить духовную жизнь людей от деспотизма. Английский король Генрих VIII ввел даже в богослужение специальное ектенийное прошение такого содержания: «От насилия епископа Римского и его нестерпимых обид избави нас, Господи!» Таким образом, Реформация по своему историческому происхождению явилась протестом против римского католицизма. Причина ее – отрицательные черты многих сторон жизни Римско-католической церкви того времени, в недрах которой она родилась. Протестантизм, однако, не избег естественных при подобных исторических явлениях крайностей. Протестуя, например, против неограниченной власти Римского папы, его церковного абсолютизма, он отказался от всякого церковноиерархического авторитета. Предоставляя верующим широкую возможность чтения Библии и полную свободу ее толкования, протестанты выступали против противоположных крайностей, бытовавших в Римско-католической церкви. Римско-католическое учение о Таинствах в смысле «opera operatum» вызвало в протестантизме другую крайность – отказ от них и понимание их в смысле несущественных знаков Церкви. Независимость от Рима, полная свобода в понимании и трактовке всех вопросов вероучения, нравственности, культа и прочего, признание единственной основой вероучения только Священное Писание , с исключением из пользования Священного Предания, – все это явилось чрезвычайно благоприятной почвой, на которой выросли многочисленные и самые разнообразные ветви Реформации. Реформационное движение вспыхнуло почти одновременно в Германии (1517) и Швейцарии (1519), дав начало двум основным ветвям протестантизма – лютеранству и кальвинизму, и формально окончилось Вестфальским миром 1648 г., формально потому, что церковное реформирование в протестантизме никогда не прекращалось и продолжается до сих пор. В 1534 г. от Римско-католической церкви отделилось англиканское исповедание, которое хотя и ближе других стоит к православию, но рассматривается нами как одно из направлений протестантизма. Существует, правда, мнение, что при всей сложности образующих его элементов англиканство не может рассматриваться как одно из проявлений протестантского религиозного типа, а должно быть признано самостоятельным явлением, имеющим многие черты и протестантизма, и католичества.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

—366— писателя начала XVIII-ro века, Турки, примечая у иезуитов беззаконные поползновения их против Греков, должны были «насильственно, уздою и удилами обуздывать» этих пришельцев Запада. 1794 Вообще, если возвышался голос Константинопольского патриарха и более ревностных Греков против латинских пропагандистов, и в особенности иезуитов, то Порта поспешала на помощь своим православными подданным и принималась за решительные меры. Так, в конце XVII-ro века, султан Мустафа II издал строгий гаттишериф, под страхом тюремного заключения и денежной пени, воспрещающий совращения и переход христианских подданных Турции в римско-католицизм. 1795 Даже голос иерусалимского патриарха, гораздо менее уважаемого Турками, чем его столичный собрат, имеет, в подобных же случаях очень большое значение. Вот рассказ из не особенно отдаленного прошлого. В 40-х годах XIX-ro века римско-католические пропагандисты в одном месте Патестины (в Бенжале) успели обратить несколько православных семейств к латинской вере. Узнав об этом, иерусалимский патриарх начал ходатайствовать пред султаном о запрещении указанным миссионерам проповедовать их веру среди православных патриархии. И запрещение исходатайствовано: новообращенные римско-католики должны были возвратиться под сень греческой церкви. 1796 Дело шло о каких-то падких на деньги палестинских арабах. Латинские пропагандисты, и в особенности иезуиты не находили себе простора не только среди православных, живущих на глазах греческой церковной власти, но и вдали от этой последней, наприм., между православными сирийцами Турции. Порта и здесь становились среди дороги римско-католических миссионеров. Укажем на один случай в этом роде, поучительный по теми отзывам, какие делаются при —367— этом относительно римско-католической религии со стороны магометанских властей. Вот что происходило в Сирии в начале XVIII века. В Сирию проникли иезуиты и некоторые другие католические ордена, стали утверждать папизм, и начали пренебрежительно относиться к православным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Второе дело – в пастве. Паства, религиозно настроенная, нравственно благополучная, духовно удовлетворенная, в самой себе носит защиту против всяких чуждых влияний. Но об этом мы будем пространно говорить в рубрике о сектантской пропаганде. Теперь же перейдем к отдельным видам пропаганды и к указанию специальных средств борьбы с ними. Начнем с римско-католической пропаганды. В качестве необходимых мер в борьбе с римско-католической пропагандой надо указать следующие. В тех приходах, где начинают обнаруживаться попытки римско-католических пропагандистов повлиять на православную паству и начинают сказываться следы такого влияния, пастырям необходимо познакомить своих пасомых с отступлениями римско-католической церкви от чистого учения древней Церкви, остановившись в особенности на тех, которые, для непредубежденных православных умов, представляются преимущественно неприемлемыми. Таковы: догмат о главенстве и непогрешимости папы (вопреки многочисленным свидетельствам истории о многих папах – тяжких грешниках и даже еретиках), причащение мирян над одним видом с лишением их чаши и лишение младенцев причастия вопреки словам Спасителя: «Пийте от нея вси» ( Мф.26:27 ), запрещение мирянам читать Слово Божие и др. До последнего времени в борьбе с католицизмом православные богословы почему-то совсем не уделяли внимания положению мирян в католической церкви, резко отличающему в этом отношении последнюю от Церкви Православной. В католической церкви, как мы уже отмечали, миряне – plebs, чернь, а духовенство – аристократия. Там все права в Церкви принадлежат духовенству, а мирянам оставлены одни обязанности, сводящиеся к беспрекословному подчинению своему клиру. Между тем, в Православной Церкви и миряне должны быть активными, деятельными членами в соответствующих сферах церковной деятельности (кроме чисто благодатной, право на которую сообщается в таинстве священства), всеми правами облеченными. Дарованная Творцом человеку свобода – дело безграничной любви Божией. Предоставленная Основателем Церкви – Иисусом Христом и св. Апостолами верующим свобода в Церкви – акт величайшей любви и доверия первых к последним. В совместном и пастырей и мирян церковном строительстве – проявление истинной соборности Церкви и веяния Св. Духа, пребывающего не только в пастырях, но и в мирянах, и через тех и других действующего. Если пастырь умело разъяснит своим пасомым эту особенность православно-церковной жизни, а затем сумеет привлечь их к церковной работе, то этим он уже забронирует свою паству против римско-католического влияния. Трудно представить, чтобы после этого миряне согласились отказаться от предоставляемых им Церковью свободы и прав и отдать себя в рабство.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Во второй половине дня состоялась встреча председателя ОВЦС с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству. В ходе переговоров были обсуждены вопросы, относящиеся к сфере контактов между Русской Православной и Римско-Католической Церквами, включая состояние православно-католических отношений в России и других странах СНГ, деятельность Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, а также перспективы взаимодействия православных и католиков перед лицом вызовов современного мира. 17 сентября председатель ОВЦС Московского Патриархата встретился с государственным секретарем Ватикана кардиналом Тарчизио Бертоне. Архиепископ Иларион подчеркнул необходимость развития взаимополезного сотрудничества между Святым Престолом и Русской Православной Церковью на международной арене, выразив надежду на то, что Ватикан, осуществляя свою внешнеполитическую деятельность в странах СНГ, будет проводить регулярные консультации с местными структурами Московского Патриархата. В тот же день председатель ОВЦС встретился с префектом Конгрегации по делам Восточных Церквей кардиналом Леонардо Сандри, изложив позицию Московского Патриархата по всему комплексу проблем, существующих между православными и греко-католиками на Украине. Архиепископ Иларион подчеркнул, что, к сожалению, данная проблематика продолжает оставаться наиболее трудноразрешимой во взаимоотношениях Русской Православной и Римско-Католической Церквей. Председатель ОВЦС призвал католическую сторону приложить все усилия для скорейшего решения означенных проблем. Во второй половине дня архиепископ Иларион встретился с председателем Папского совета по культуре архиепископом Джанфранко Равази. В ходе беседы была подчеркнута большая роль христианской культуры в деле развития плодотворного диалога между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. Архиепископ Иларион и архиепископ Равази обсудили практические аспекты ряда намеченных совместных проектов Московского Патриархата и Римско-Католической Церкви в области культуры, в частности, проведение «Дней русской духовной культуры» в Риме, намеченных на весну 2010 года.

http://patriarchia.ru/db/text/810642.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010