6 Ср.: myst. 3. 4. В римско-католическом дореформенном чине Крещения этот обряд совершался похоже, но священник при этом касался пальцем, омоченным в собственной слюне, произнося разные формулы для ушей и ноздрей (см.: Rituale Romanum. Tit. 1 , cap. 2). В современном чинопоследовании «Еффафа» слюна не употребляется, священник касается ушей и уст оглашаемого, произнося формулу (см.: Ordo Initiationis Christianae, 202). 7 Речь идет о помазании всего тела. (См. Алмазов А. История чинопоследований Крещения и миропомазания. (См.: Казань, 1884. С. 267–271. Ср.: Cyr. Hieros. catech. 2. 3. trad. apost. 21.) По мнению Б. Ботта, в миланском обряде совершительная формула таинства помазания больных (Елеосвящение) сохранила следы формулы древнего предкрещального помазания: Undo te oleo sanctificato ut more militis unctus et praeparatus ad luctam aeris possis superare cateruas (см.: Botte. B. Introduction. P. 62, n. 2). 10 Синод. перевод: «…се, Я посылаю Ангела Моего пред Лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». – Ред. 11 Синод. перевод: «…уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа». – Ред. 12 Ср.: myst. 5–6. 8. «Источником» (fons) церковные писатели называли и крещальную купель, и само Таинство Крещения (Алмазов. С. 5). Исидор Севильский , символически толкуя ступени крещальной купели, называет ее источником всех радостей (Isid. Hisp. eccl. offic. 2. 25. 4. PL 83:821). 13 Синод. перевод: «…когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно». – Ред. 14 Transitus eius («переход его»), т.е., вероятно, прохождения ангела-губителя мимо дверей иудеев в Египте (см.: Исх.12:11–14,22–27 ) или переход иудеями Чермного моря (слав. Красное море) ( Исх.14 ). Первое более правильно с историко-филологической точки зрения, второе более соответствует мысли свт. Амвросия. – Ред. 15 Ср.: exam. 1. 14: Eo tempore Domini quotannis Iesu Christi Pascha celebratur, hoc est, animarum transitus a uitiis ad uirtutem, a passionibus carnis ad gratiam sobrietatemque mentis, a malitiae nequitiaeque fermento ad ueritatem et sinceritatem.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Лучше не скажешь. Я бы только уточнил, что финансовые и сексуальные скандалы в церковной среде воспринимаются особенно омерзительно по двум причинам: во-первых, потому что «где ярче свет, там гуще тьма», и всякое пятно смотрится темнее на светлом и грязнее на чистом, а во-вторых, потому, что «право сильного» в Церкви - это фундаментальное извращение церковного сознания , противное самой природе церковности ( как бы много ни было поводов думать иначе ). Это «право сильного» может лукаво истолковываться как иерархический принцип и гарантия устойчивости системы, стабильности церковной жизни, однако, понимание иерархического начала столь приземленно, в призме падшего сознания и порожденной им системы представлений, по недоразумению называемой «здравым смыслом» (ну как «падшее» может быть «здравым», т.е. целостным, здоровым?) - это надругательство над замыслом Божиим об иерархическом начале, выраженном в словах: «...почитающиеся князьями народов, господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10; 42 - 45). На этом и строится иерархическое сознание Церкви Христовой, в этом контексте и следует понимать ту колоссальную власть, которая дается в ней пастырям и архипастырям. Нынешний Папа Римский пытается спасти репутацию Римско-Католической Церкви, принимая энергичные меры как в кадровой политике, выявляя и искореняя в церковной среде постыдный порок, так и принося покаяние за лже-пастырей. Политика прежнего Папы, суть которой сводилась к попыткам что-то исправить, замалчивая проблему, из опасения, что это повредит репутации Церкви , провалилась . Это неудивительно: нечистоты, не очищаемые вовремя, тщательно и энергично, из опасения, что «душок» просочится во вне, выходят из-под контроля и прорываются наружу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Когда указом Коллегии от 18-го мая 1829 года запрещено было вновь посвящать униатских священников к римско-католическим костелам, и только оставлены при последних священники, давно уже удалившиеся от приходов униатских и занимавшие места по обязательствам с духовенством римского обряда 85 , когда вслед за этим в 1831 году Могилевская римско-католическая консистория предписала ксендзам-настоятелям отказать занимавшим при костелах должности капелланов и викарных униатским священникам и вновь не принимать, – тогда оказалось, что киевские униаты только и жили римско-католическими костелами. Администратор Махновского деканата Войновский доносил после этого Белорусской консистории «о самобеднейшем положении находящихся в его деканате всех униатов, которые, по удалении греко-униатских священников от римско-католических церквей и каплиц, и воспрещении им по сим церквам исправлять тайны, лишены всякой помощи духовной и не имеют где даже исправить пасхальную исповедь и причаститься Св.Тайнам». «Особенно тяжело», – писал Войновский далее, – «положение тех униатов, которые не были причислены к какому-либо униатскому приходу, а получали удовлетворение в своих нуждах от состоящих при римско-католических церквях униатских священников». И Белорусская консистория не нашла других средств помочь этому горю, как только, в виду «сходственности исповедания униатского с римско-католическим» и «взаимного отправления богослужения римско-католическим и греко-униатским духовенством в церквах обоего обряда, по единоверию сих обрядов от незапамятных времен введенного и до сих пор продолжающегося... даже в столице», – протестовать пред Могилевской римско-католической консисторией против ее запрещения, распространенного на всех униатских священников, состоявших при римско-католических костелах, а не на одних вновь назначаемых 86 . То же «единоверие двух обрядов» было причиной и тому, что ряды униатского духовенства стали наполняться чистыми католиками, которых направляли сюда разные интересы одних влекла сюда семейная жизнь, других прельщали фундуши, третьи шли, не надеясь, по своей необразованности, занять сносное место в римско-католическом клире, но зная, что в униатской церкви их невежество не составит большого препятствия для движения по службе.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Так как существовавшие до сего времени законы по данному вопросу давали возможность римско-католическому духовенству препятствовать совершению упомянутых браков и этим задерживать слияние католиков с православными, ибо родившиеся в сих браках дети должны быть православными, то Комитет Министров постановил: 1) брак лица римско-католического исповедания с лицом православного исповедания мож. быть оглашен в одной православной церкви, но в таких случаях требуется, чтобы лица римско-католического исповедания, вступающие в брак с православными, представили причту православной церкви, в которой должно быть совершено оглашение, взамен предбрачного свидетельства приходского римско-католического священника, удостоверение местной полиции о внебрачном их состоянии и правоспособности ко вступлению в брак и 2) чины местной полиции, при выдаче упомянутых удостоверений, руководствуются метрическими свидетельствами о рождении таких лиц, паспортами, легитимационными книжками и другими видами на жительство, а при доказанной невозможности представить таковые – и показанием не менее, как двух достоверных свидетелей 214 . Но впоследствии оказалось, что закон 11 мая 91 г. не вполне устранил препятствия к заключению вышеозначенных браков, так как лица римско-катол. исповедания должны были представлять исповедные свидетельства от ксендзов, a сии последние отказывать в выдаче таковых свидетельств. В избежание этого Синод указом, от дек. 18-го 1891 г. за предписал, чтобы священно-церковнослужители при совершении браков между лицами православного и римско-католического исповеданий не требовали от последних представления исповедных свидетельств от ксендзов 215 . Этим распоряжением Синода был положен конец вмешательству, впрочем, до Синодского указа 1891 г. за законному, римско-католического духовенства в смешанные браки, заключаемые между лицами православного и римско-католического исповеданий. §5. Ведение церковно-приходских документов. На обязанности церковных причтов возложено существующими законоположениями ведение следующих церковно-приходских документов: а) клировых ведомостей (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

Предметы ведения Римско-Католической духовной коллегии касаются управления всеми делами Римско-Католической церкви, – ее имуществами и сношениями. В частности: 1) В Коллегии собираются и хранятся полные сведения о состоянии церквей, находящихся в пределах России. 2) Она имеет право общего надзора за правильным и успешным ведением дел в консисториях. 3) Она имеет и судебную власть: производить пересмотр решений консистории, рассматривает дела, поступающие по отзывам, апелляциям и протестам; является второй инстанцией по всем делам за исключением брачных и чисто церковных. Последние рассматриваются в 1-й инстанции, а 2-ая инстанция для них – консистория митрополита. 4) Она рассматривает и представляет Министру Внутренних Дел всякого рода предположения епархиальных начальств, требующие или нового закона, или какой-нибудь общей меры. Она же дает заключения по делам, касающимся Римско-Католической церкви. 5) Рассматривает все дела, по которым членам католической церкви необходимо войти в сношения с папой. 6) Заведывает общими капиталами и хозяйством Римско-Католической церкви; производит ревизии отчетов о денежных суммах, отпускаемых из государственного казначейства на содержание. 7) Производит дела о поступлении в монашество, о желающих принять веру Римско-Католической церкви. Все эти дела производятся в Коллегии на основании установленных законов. При Коллегии состоит прокурор, который назначается и увольняется Высочайшим приказом по представлению Министра Внутренних Дел. Прокурор имеет право при совещаниях и постановлениях Римско-Католической Духовной Коллегии давать заключения, указывать законы, которые могут быть применены к данному делу, делать предложения и, в случае непринятия их, входить с протестом. Прокурор представляет Министру Внутренних Дел ведомость о решенных делах. Таким образом Коллегия находится в известных отношениях к Министру Внутренних Дел. В составе Министерства Внутренних Дел есть Департамент Иностранных Исповеданий и в нем особое отделение для дел Римско-Католического исповедания. Все Высочайшие повеления, относящиеся до Римско-Католической церкви, поступают в Коллегию из Министерства Внутренних Дел, но по судебным делам Коллегия имеет отношение к Сенату.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Между тем благочинный Наркевич входил к преосвященному Антонию вторично с донесением, что жена его публично порицает Православие и ругает его, Наркевича, не исправляясь и в других отношениях. Для избежания соблазна и посмеяния, которое легко может последовать при формальном исследовании, производимом Римско-католическими духовными, он, преосвященный, отнёсся к Минскому гражданскому губернатору и просил, дабы он распорядился секретно об исследовании выше означенных поступков жены благочинного Наркевича, обще с духовным депутатом вице-благочинным Маркевичем, и о тюремном её заключении впредь до исправления; а за сим просить моего посредства, дабы впредь Греко-униатское начальство само предпринимало исправительный меры в отношении Греко-униатских священнических жён и дочерей, хотя бы они были Римско-католического исповедания. Как исправительной меры и наказания епитимией подведомого духовенства предоставлены власти местных епископов как по Римско-католическому, так и по Греко-униатскому ведомству; означенный же выше отказ Минской Римско-католической консистории в содействии по упомянутому делу ясно указывает, в каком затруднении поставлены Греко-униатские епархиальные начальства в отношении священнических жён Римско-католического исповедания, преданных порокам: то, находя требование преосвященного Антония весьма основательным, долгом поставляю просить посредства вашего сиятельства, дабы разрешено было Греко-униатскому духовному начальству принимать впредь самому исправительные меры в отношении Греко-униатских священно и церковно-служительских жён и дочерей, к Римско-католическому обряду принадлежащих. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 30 мая за 260, о дозволении канцеляристу консистории Карнизному присоединиться из Римского к Греко-униатскому исповеданию Служащий по штату Литовской консистории канцелярист Михаил Викентиев сын Карницкий в поданном прошении в оную консисторию изъяснил, что он, в продолжение семилетнего при Жировицком кафедральном соборе пребывания, достаточно убедился, что Греко-униатское вероисповедание великолепными своими обрядами и другими церковными постановлениями первенствует над Римско-католическим, ныне им исповедуемым, и удостоверился, что в недрах Греко-униатского можно достигнуть вечного блаженства, а потому возымел непоколебимое желание оставить Римско-католическое, а присоединиться к Греко-униатскому исповеданию, и за тем, прибегая под покровительство Литовской Греко-униатской духовной консистории, просит сделать надлежащее распоряжение о записании его к сонму чад своих, дозволении совершить исповедь и приобщиться святым тайнам по Греко-униатскому обряду в кафедральном соборе, и, наконец, снестись с Римско-католическим духовным начальством насчёт исключения его из ведомства оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Франциска в городе Варшаве; 2) вместе с сим учредить при штабе каждого из трех расположенных в названном округе армейских корпусов по одной должности евангелическо-аугсбургского проповедника, с присвоением каждому содержания в год: жалованья 294 руб., столовых 99 руб., добавочных 393 руб., квартирного довольствия – по положению и разъездных денег по 500 руб. в год каждому, взамен прогонных денег, и по одной должности причетника из нижних чинов, с определением каждому в год жалованья 2 руб. 70 коп. и порционных денег на время разъездов по 7 р. 15 коп. в месяц 169 . В 1888-м году апреля 14-го Министру Внутр. Дел было предоставлено право разрешать совершение актов гражданского состояния и ведение книг для оных при филиальных римско-католических церквах и викарными священниками 170 . Наконец, в 1889 г. августа 28-го законодательство коснулось капиталов римско-католического духовенства, хранящихся в Варшавской Конторе Государственного Банка. Капиталы сии хранились до 1885 г. в Польском Банке, причем большая часть их заключалась в наличных деньгах, на которые Банком уплачивалось от 3-х до 4-х сложных процентов. С 1885-го года, после переобразования Польского Банка, по переходе вкладов означенных капиталов в ведение Государств. Банка – по Варшавской его Конторе, – последним, по существующим правилам, уплачиваются по бессрочным вкладам лишь 2% простые. С целью увеличить доходность сих капиталов и усилить авторитет Римско-Католической Духовной коллегии в С.-Петербурге, как учреждения правительственного, в коем сосредоточены все суммы римско-католических церквей Империи, были приняты следующие меры: 1) так называемые постоянные капиталы (от которых подлежат расходованию только проценты), принадлежащие приходским, филиальным и другим церквам и часовням в губерниях Цар. Польского, а также институтам Римско-Католического духовенства, равно как и строительные капиталы по-монастырских церквей, обратить чрез посредство Госуд. Банка, в государственные процентные бумаги и хранить в соответствующих Отделениях этого Банка – по месту нахождения учреждений, коим капиталы принадлежат; 2) временные капиталы (подлежащие расходованию вместе с получаемыми на них процентами), принадлежащие учреждениям, перечисленные в пункте 1-м, также сдать вкладами на хранение, в наличных деньгах, в соответствующие провинциальные учреждения Банка; 3) как временные, так и постоянные капиталы упраздненных: приходских, филиальных и других церквей и монастырей, по обращении их в государственные процентные бумаги, препроводить в Римско-Католическую Духовную коллегию для образования неприкосновенного вспомогательного капитала на нужды Римско-Католических церквей Царства Польского, от какового капитала на будущее время расходовать лишь проценты и не иначе, как с разрешения Министерства Внутр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

– Чтó мешает, с точки зрения римско-католиков, дать мысли совершенно обратное течение, т.е. существо и законы царствия Божия полностью и без каких-либо посредств перенести на мирские (и ближайшим образом на христианские) царства? Помимо многих других причин, сделать это мешает более всего одна, главная причина, это – косность человеческой природы и рабство ее пред стихийно-материальными силами. Ведь несравненно легче омирщить духовное, нежели одухотворить мирское! Не напрасно поэтому называют папство «колоссальным образом и знамением падшего человечества» 192 . И все-таки последний случай (т.е. одухотворение материального мира) естественнее, нежели римско-католическое омирщение Церкви 193 , ибо мы молимся не о том, чтобы воля Божия и на небе была, как на земле, а наоборот, о том, чтобы она и на земле была, как на небе Лк. 11, 2 . 8 . Ослепление римско-католиков приводит их далее к ложному взгляду и на Главу Церкви, – Христа Спасителя, ибо в основу римско-католического учения о церковном главенстве папы положено, – если говорить по существу, – скрытое убеждение о ненахождении в земной части Церкви Главы всей Церкви. И, однако, не Господь ли всевидящий, вездесущий и всемогущий есть эта Глава? По какому же праву римско-католики применяют к Божественной Главе Церкви понятия, отвлеченные от мирских правителей? Если Господь обещает верующим пребывать с ними «во вся дни до скончания века» Мф. 28, 20 , то странно после этого рассуждать об отсутствии в земной части Церкви ее Главы. Чего не видим мы своими плотскими очами – еще не значит, чтобы этого не было и в действительности. 9 . Принять за истину римско-католические доводы в пользу видимого главенства в Церкви не позволяют еще следующие соображения. Римско-католики согласно с православными учат о том, что совершитель церковных таинств есть Сам Господь И. Христос; в особенности в таинстве евхаристии Он есть и «приносяй и приносимый» 194 ; – что «хотя хлеб и вино в таинстве евхаристии претворяются собственно в тело и кровь Господа, однако Он присутствует в сем таинстве не одним телом Своим и кровию, но всем существом Своим, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Для устранения этих неудобств, учреждено было в 1810 г. главное управление духовными делами иностранных исповеданий. В 1817 г. это управление было слито с Министерством Народного Просвещения, а в 1832 г. (указ. 2 февраля) отделено от этого Министерства и присоединено к Министерству Внутренних Дел. В ведомстве Министерства Внутренних Дел главное управление духовных дел иностранных исповеданий остается и до настоящего времени. § 48. Современное устройство римско-католической церкви в России 94 В Российской Империи двенадцать епархий римско-католического исповедания: 1) архиепархия Могилевская, к которой принадлежат римско-католические церкви в губернии Могилевской и в Великом Княжестве Финляндском, а также все те церкви, которые не входят в состав прочих епархиальных округов в Империи; подведомственные ей епархии: 2) Виленская, к которой принадлежат римско-католические церкви в губерниях Виленской и Гродненской; 3) Луцко-Житомирская – в губерниях Киевской, Волынской и Подольской; 4) Тельшевская – в губерниях Ковенской и Курляндской; 5) Тираспольская – в губерниях Херсонской, Екатеринославской, Таврической, Саратовской, Астраханской и Бессарабской, а также в Кавказском крае; 6) архиепархия Варшавская и подведомственные ей епархии: 7) Августовская (Свинская); 8) Калишская; 9) Келецкая; 10) Люблинская; 11) Плоцкая: 12) Сандомирская 95 . Высшим центрально-правительственным учреждением для римско-католической церкви является учрежденная в конце прошлого столетия римско-католическая Духовная Коллегия в С.-Петербурге. Учреждение это, соответствующее нашему Св. Правительствующему Синоду, состоит из председателя – архиепископа-митрополита могилевского, двух членов, которые назначаются один из епископов, а другой – из прелатов, и заседателей, по одному от каждой епархии 96 . В Духовной Коллегии сосредоточивается главное управление всеми делами римско-католической церкви и ее имуществом 97 . Заседания римско-католической Духовной Коллегии назначаются ее председательствующим по мере надобности 98 . При Коллегии состоит прокурор и канцелярия 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Примечание. За безуспешностью сделанных отступившему от православия в иудейство духовным начальством увещаний, дело об отступлении поступает к рассмотрению светского уголовного суда. (Реш. Сенат. по делу Розенбера. Опред. Синод. 17 – 29 Ноября 1878 г. 1936. Ц. В. 50.) Всякое малейшее помешательство церкви православной в правилах ее и в священнослужении, оскорбление чем-либо ее служителей и всякое отвлечение от нее строжайше воспрещаются. (Ст. 85 Уст. Пред. Прест. изд. 1876 г.) Запрещается римско-католическому белому и монашествующему духовенству в губерниях западных иметь в домах, церквах и монастырях своих для служения людей православного исповедания. (Ст. 86 там.) Запрещается римско-католическому духовенству детей православного исповедания, находящихся в уездных училищах, посылать в римско-католические церкви к слушанию службы вместе с католиками. Все то, что касается до веры, равно катихизис, духовное католическое начальство обязано преподавать этим детям через священников православного исповедания. (Ст. 87 там.) Запрещается духовенству римско-католического исповедания преподавать православным духовные требы, или делать внушение, до религии касающиеся, и тем еще более запрещается ему входить в какое-либо посредство, сношение, представление и ходатайство о желающих отступить от православия. (Ст. 88 там.) За нарушение постановленного в предыдущей статье для духовенства римско-католического правила, когда данное нарушение надлежащим исследованием гражданского начальства будет обнаружено, полагаются взыскания и наказания на основании правил, постановленных в Уложении о наказаниях. Монахи, изобличенные в делании ученикам других вер внушение правил веры римско-католической, не допускаются к исправлению духовных треб для мирян, кроме случаев крайней необходимости. Члены римско-католических Духовных Консисторий, которые будут уличены в потворстве и в принятии посредничества относительно желающих отступить от православия, удалятся от присутствия. Примечание. Духовные лица римско-католического исповедания, виновные в учинении хотя бы и в первый раз поступков в предыдущей статье поименованных, подвергаются суду общих судебных мест на законном основании. (Ст. 95 там.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010