Так и Древнейшая Церковь обетование, данное через Петра Церкви, не воспринимала как непогрешимость Петра, как признание Петра мистическим камнем, на котором зиждется Церковь , каковой камень продолжает будто бы таинственно жить в преемнике Петра – папе, являющемся видимым главою Церкви (ведь к этому сводится учение Римско-католической церкви о папе и его власти). Предварительно укажем еще, что, согласно Евангелию (на что ссылаются и отцы), власть ключей дана не только Петру (и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах 74 и т. д. ), но была дана и прочим апостолам и через них Церкви. Об этом читаем в том же Евангелии от Матфея двумя главами дальше ( Мф.18:18 ): Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. А в Евангелии от Иоанна повествуется о явлении Христа по Воскресении ученикам: Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ). Остановимся немного на древнейших толкованиях этих слов о камне в церковной традиции. Самое раннее толкование имеем у Тертуллиана , который считает, что слова Господа относились к Петру лично, а никак не к его преемникам. Иначе, но также отлично от римской точки зрения, толкует это место Ориген : слово, сказанное Петру, относится ко всякому, исповедующему Христа, Сына Божия. Мы все, истинно верующие и исповедующие Христа, Сына Божия, становимся живыми камнями, на которых зиждется Церковь . Другими словами: исповедание Петрово (и наше), вера в Сына Божия есть камень, на котором зиждется Церковь . Приведем это место Оригена : «Если и мы скажем, как Петр: Ты ecu Христос, Сын Бога Живаго, причем не плоть, не кровь открыли нам сие, но свет воссиял в нашем сердце от Отца, Который на небесах, то мы становимся Петром и нам тогда может быть сказано Словом Божиим: ты – Петр... и далее. Ибо камнем является всякий ученик Христов... Если же ты думаешь, что на едином том Петре обоснована Богом вся Церковь , то что ты скажешь об Иоанне, сыне громовом, или о каждом из апостолов? Или неужели мы осмелимся сказать, что только Петра одного не преодолеют врата адовы, а других апостолов и святых преодолеют?..» (Commentariorum in Matthaeum tomus XII, caput 10–11). Ориген видит в словах Христа обетование, данное всем христианам, истинно верующим в Сына Божия. Обычно отцы видят в этих словах обетование, данное Церкви в ее совокупности и единстве – Церкви, олицетворенной в Петре, к которому обращены слова. Так толкуют это место, например, Киприан и Августин.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Много, очень много в этих словах Лютера правды относительно тогдашнего состояния Западной Церкви. А между тем, в догматических основах учение о сущности священства, как особого иерархического служения по Божественному праву, римско-католическая Церковь в общем согласна с учением Церкви вселенской. Поэтому для уяснения указанных нами раньше догматических основ служения христианских пастырей, необходимо обратить внимание и на ту внутреннюю основу этого пастырского служения, которая в свое время была уже отмечена нами, именно на существование иерархии в среде всесвященнического общества для удовлетворения его религиозным нуждам, благодаря чему иерархия должна быть рассматриваема в самой живой неразрывной связи со всею Церковью, не вне ее, а в среде ее членов и для них. Это общее положение бесспорно подтверждается и всею историческою жизнию Церкви и ее всегдашнею верою. И первое, что открывается в этом случае с несомненностию, это то, что новозаветное священство чуждо всякой сословной исключительности. Несомненно именно, что, как, с одной стороны, не все верующие суть священники-иерархи, так, с другой – и то, что все верующие имеют право на иерархическое достоинство в силу своей священнической общехристианской близости к Богу и сыновнего дерзновения к Нему. В этом самое заметное с внешней стороны отличие новозаветного иерархического служения от подобного же в Ветхом Завете. Все мы, оправданные во Христе, с дерзновением призываем имя небесного Бога, как общего всем Отца; все близки к Нему, как чада Божественной любви и вместе с тем, как непрестающие грешить, недостойны «Великого Архиерея и Жертвы», как говорит св. Григорий Богослов 541 . Слова св. Апостола Павла, что в Христовой Церкви «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» 542 – эти слова всегда были присущи сознанию Церкви и относительно иерархических лиц. Единственное исключение представляет недопущение женщин к священнослужению. Званию древних диаконисс не может быть, конечно, усвоено иерархическое достоинство, так как они не допускались до священнослужения и учительства в Церкви 543 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Так и древнейшая Церковь обетование, данное через Петра Церкви, не воспринимала как непогрешимость Петра, как признание Петра мистическим камнем, на котором зиждится Церковь , каковой камень продолжает будто бы таинственно жить в преемнике Петра – Папе, являющимся видимым Главою Церкви (ведь к этому сводится учение римско-католической Церкви о Папе и его власти). Предварительно укажем еще, что согласно Евангелию (на что ссылаются и отцы) власть ключей дана не только Петру («и дам тебе ключи царствия небесного, и что свяжешь на земли, то будет связано на небесах» и т.д.), но была дана и прочим апостолам и через них Церкви. Об этом читаем в том же Евангелии от Матфея двумя главами дальше (18:18): «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». А в Евангелии от Иоанна повествуется о явлении Христа по воскресении ученикам: «Сказав это дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (20:22–23). Остановимся немного на древнейших толкованиях этих слов о камне в церковной традиции. Самое раннее толкование имеем у Тертуллиана , который считает, что слова Господа относились к Петру лично, а никак не к его преемникам. Иначе, но так же отлично от римской точки зрения, толкует это место Ориген 231 : слово, сказанное Петру, относится ко всякому исповедующему Христа, Сына Божия. Мы все, истинно верующие и исповедующие Христа Сына Божия, становимся живыми камнями, на которых зиждется Церковь . Другими словами: исповедание Петрово (и наше), вера в Сына Божия есть камень, на котором зиждится Церковь . Приведем это место Оригена : «Если и мы скажем, как Петр: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», причем не плоть, не кровь открыли нам сие, но свет воссиял в нашем сердце от Отца, который на небесах, то мы становимся Петром, и нам тогда может быть сказано Словом Божиим: «ты – Петр» и далее. Ибо камнем является всякий ученик Христов... Если же ты думаешь, что на едином том Петре обоснована Богом вся Церковь , то что ты скажешь об Иоанне, сыне громовом, или о каждом из апостолов? Или неужели мы осмелимся сказать, что только Петра одного не преодолеют врата адовы, а других апостолов и святых преодолеют?..» (Commentariorum in Matthaeum, t. XII, c. 10 et 11). Ориген видит в словах Христа обетование, данное всем христианам, истинно верующим в Сына Божия. Обычно отцы видят в этих словах обетование, данное Церкви в ее совокупности и единстве, – Церкви, олицетворенной в Петре, к которому обращены слова. Так толкуют это место, напр., Киприан и Августин.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

А Иисус омыл наши грехи,и основал таинства православной церкви(в которых и грехи опускаются как на таинстве Исповеди,и душа человека соединятеся с Богом в таинстве Причастия, в таинстве Крещения человек отрекается от сатаны и становится членом церкви,после чего человек и получает право учавствовать в таинствах православной церкви). Владислав 1 ноября 2012, 16:41 Инквизиция в Российской империи (взято из Википедии). В Российской империи организация с похожим названием, «Приказ протоинквизиторских дел», была создана в 1711 году указом Петра I для надзора за епископами в их церковной хозяйственной и судебной деятельности в делах небольшой важности. В состав духовных инквизиторов входили представители чёрного и белого духовенства. В 1724 году Приказ протоинквизиторских дел прекратил свое существование, однако должности инквизиторов были упразднены лишь 25 января 1727 года. По словам П. И. Мельникова (принимавшего в качестве чиновника министерства внутренних дел участие в преследованиях старообрядцев), «действия московской инквизиции далеко не то, что действия инквизиции римско-католической; она просуществовала не более пяти лет и не успела развить свои действия, как хотелось инквизиторам … Главное же потому инквизиция не имела у нас значительного развития, что будучи противна духу православия она в самом духовенстве не встретила сочувствия» Владислав 1 ноября 2012, 16:40 Посмотрим даже Библию: Во Второзаконии (18, 9–13) сказано: " Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим " . Святой Апостол Павел в Послании к Галатам ясно говорит, что волшебники, как и прелюбодеи, блудники, идолослужители, еретики и прочие " Царствия Божия не наследуют " (5, 21).

http://pravoslavie.ru/44861.html

Кирилла, но и раньше его, в западной письменности, особенно у св. Илария). Однако, при статическом понимании боговоплощения и при общей христологической неясности, приводившей постоянно к колебаниям в сторону докетизма (и именно у свв. Кирилла и Илария) идея кенозиса, самое большее, констатируется, но не раскрывается в святоотеческом богословии. Однако вся христологическая проблематика Халкид. догмата необходимо приводит, как как своему основанию и предпосылке, к учению о кенозисе Божества в боговоплощении. 282 Это соотношение между вариациями мировой закономерности и основным ее путем может быть уподоблено (однако не более чем уподоблено) статистической средней, выражающей закономерность ряда, при всех его вариациях. Именно так, индетерминистически, а не детерминистически должна быть понимаема закономерность мира, и к такому пониманию идет теперь и научная мысль. Отсюда же проистекает одновременная безусловность (по отношению к основной цели) и условность (по отношению к путям ее достижения) пророчества . «Иногда я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его. Но если народ этот, на который я это изрек, обратится от своих злых дел, я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел благодетельствовать Его» ( Иер. 17, 7–10 ). 283 Язычники признаются повинными лишь в том, что они, познавши Бога, не прославили Его как Бога ( Рим. 1, 21 ), но осложнили это богопознание, «осуетились в умствованиях своих» вследствие приражений падшего естества. Они прегрешили пред Божественной Софией, ибо «Славу нетленного Бога обратили в образ», подобный человеку и животным, т. е. не распознали различия Славы Божией, Божественной Софии, от тварной и в человеке падшей Софии. 286 По этому поводу Римско-католическая церковь установила свой недоразуменный догмат 1854 г. ο совершенном изъятии Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

(Какие змиины козни, какие прикровенные фальши и увлечения злохитрым обманом укроются от таких очей, и какая противоблагодатная гордыня не низложится и не сокрушится под такими ногами Самого Единосущного Сына Божия?): „Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последния дела твои больше первых“ (заметим это практическое направление). „Но имею немного против тебя: потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное“. (Мы видели образ жены светоносной, сообразной с Материю Сына Божия, матери „сохраняющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа“, словом – Церкви православной, гонимой древним змием: здесь указуется совсем противоположного рода жена, подручная уже, очевидно, змию обольстителю, извратительница пророчественного достоинства, самозванно только восхищаемого ею, учащая христианские души изменять Единому только их жениху и главе – Самому Господу, и идолослужительствовать пред человеком грешным, как пред непогрешимым Господом. Да освободит Христос, Сын Божий, всякую именуемую по Его имени церковь от применения к ней и даже от приражений духа и очертания этой новой Иезавели, не смешиваемого, впрочем, ни в каком случае ни с чем, в той же самой церкви, благодатно живым, принадлежащим уже —489— истинной вере и верности Христу!). „Я дал ей, – продолжает Сын Божий о жене-Иезавели, время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот Я низвергаю ее на одр, и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих“ (Какое глубокое расстройство во всех членах своих, от самозванной своей головы до ног, уничижаемых клерикалами мирян, испытывала и испытывает церковь неправославного Запада, некогда подобно Фиатирской процветавшая и плодоносная особенно практическим христианским направлением, а потом попустившая подобной той же церкви воздействовать в себе Иезавелину духу! Сколько горя пало на политический мир и общественную жизнь Запада, любодейно изменившего с своею церковию единственному Главе всего небесного и земного! Мы говорим о Римско-католической церкви только в том отношении, насколько она неправославна или допустила у себя Иезавелиной злостной лжи).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святой Псалмопевец Давид говорит: Мир мног любящим закон Твой (Господи) и несть им соблазна ( Пс.118:165 ) и Кроткие насладятся множеством мира ( Пс.36:11 ). «Мир всем» и «Возлюбим друг друга» – провозглашает священнослужитель за Божественной Литургией, низводя Божественный мир на предстоящих в храме и призывая их к взаимной любви. Святая Церковь молится о свышнем мире и спасении душ предстоящих в храме сем с верою, благоговением и страхом Божиим. Приглашая верующих благоговейно приуготовиться к принятию Святых Христовых Таин, священнослужитель наставляет их молиться в тишине и спокойствии духа, с чистой совестью, свободной от дурных страстей и земных забот, единодушно с взаимной друг к другу любовью. Этим он напоминает всем, что Бог наш есть Бог мира и любви, о чем свидетельствуют святые евангелисты Матфей (5:23–24) и Иоанн ( 1Ин.4:8 ). Истинно верующий человек, возлюбивший Христа и весь живот 47 свой предавший Христу Богу, не может не любить людей и весь мир Божий, ибо: Все прекрасно в Божьем мире! Сотворивый мир в нем скрыт, Но Он в чувстве, но Он в мире, Но Он в разуме открыт. Познавать Его в твореньи, Видеть Духом, сердцем чтить, Вот в чем жизни назначенье, Вот что значит в Боге жить! Стремление к миру, дружбе и любви – основная черта характера христианина. Кто со страхом Божиим и благоговением часто причащается Святых Христовых Таин, в том живет Христос, и Он движет волею, разумом человека, управляет всеми его чувствами. Святой апостол Павел пишет: И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия возлюбившаго меня и предавшаго Себя за меня ( Гал.2:20 ). Из всего сказанного тебе, ясно, матушка, сколь необходимо нам, как можно чаще, соединяться со Христом в Его пречистых Тайнах, чтобы быть здравыми и сильными духом, чтобы любить всех и жить со всеми в мире и чтобы не лишиться жизни вечной, ибо Христос сказал: Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, не пиете Крове Его, живота не имате в себе ( Ин.6:53 ). Отличительные черты литургии нашей от римско-католической и протестантской

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

– Брак, правильно совершенный, остается в силе до конца жизни супругов и не должен быть расторгнут, за исключением одного случая, указанного Самим Спасителем, – случая нарушения супружеской верности (Мф, 19:9). Церковью не возбраняется вступать во второй брак, в случае смерти кого либо из супругов, но отдается преимущество перед таким браком – честному вдовству ( 1Кор. 7:8 и др.). – Союз брачный не составляет необходимости для христианина. Напротив, девство считается выше супружества, если кто добровольно принимает его для служения Господу и сохраняет в чистоте ( Мф. 19:11–12 ; 1Кор. 7:8–9 и др.). Разности в совершении таинства брака у католиков. – В римско-католической церкви расторжение брака ни под каким условием не допускается, даже в случае нарушения кем либо из супругов супружеской верности, каковое учение противно прямому и ясному учению об этом Самого Иисуса Христа ( Мф. 5:32; 19: 9 ). В тех же случаях, когда супруги не желают или не могут жить вместе, католическая церковь старается заменить развод или разлучением супругов, или же, – если супруги непременно хотят вступит в новый брак, – признанием первого брака недействительным. Последняя практика довольно распространена, но доступна только богатым, так как дело обычно направляется в Рим к требует больших расходов. Если кто может понести эти расходы. то в его документах о первом браке особая следственная комиссия в Риме старается найти какую-нибудь неправильность, и в виду этой неправильности первый брак объявляется недействительным и несуществующим. Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела освященным елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая его немощи телесные и душевные. Посылая апостолов на проповедь, Господь Иисус Христос дал им власть исцелят всякую болезнь и всякую немощь ( Мф. 10:1 ), и апостолы, очевидно, исполняя заповедь и установление Своего Божественного Учителя, «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 ). По вознесении Господа, апостолы передали это таинство священнослужителям Церкви, как видно из следующих слов ап. Иакова: «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь: и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:11–16 ). Таким образом, благодатная сила, преподаваемая в таинстве елеосвящения, состоит не только в исцелении от болезней, но и в прощении грехов, от которых большею частию и происходят наши болезни. Видимую сторону таинства составляют: семикратное помазание болящего освященным елеем н молитва , произносимая священником при помазании.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Об этом-то Таинстве и напоминал ефесским пастырям ап. Павел, когда говорил им: «внимайте себе и всему стаду, в котором вас Дух Святый поставил блюстителями (епископами), – пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел кровно Своею» ( Деян. 20, 28 ). Поэтому пресвитеры и называются ещё пастырями (епископы – архипастырями), ибо они должны так же питать и напоять своих прихожан духовно, как пастыри своих овец и вообще стада питают телесно. В. Каковы в Церкви степени Священства? О. Необходимых степеней три: ДИАКОНЫ, которые служат при Таинствах и церковных службах, но сами не могут совершать их; ПРЕСВИТЕРЫ, которые совершают церковные службы и таинства, в зависимости от своего епископа; и, наконец, ЕПИСКОПЫ, которые не только могут совершать все службы и таинства, но преподают чрез рукоположение и другим благодатный дар совершать их, так что без епископов не может быть благодатной жизни в церкви, – ни иерархии, ни служб, ни Таинств. О епископской власти рукоположения писал ап. Павел своим ученикам-епископам, а) Титу: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты завершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» ( Тит. 1, 5 ); и б) Тимофею: «рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим. 5, 22 ). 52 В. В каких церквах сохраняется в настоящее время законная иерархия? О. Из существующих ныне церквей неоспоримо законное священство имеет наша Православная Церковь , которая, как мы уже знаем, уже и по этой причине именуется Апостольскою. Преемственную от апостолов иерархию имеет Римско-католическая; армянская и некоторые другие ДРЕВНИЕ Церкви. Несомненно НЕ ИМЕЮТ законного священства все сектантские и протестантские общины, так как в них нет епископского, преемственного от апостолов, рукоположения. 53 В. Что есть брак? О. Брак есть Таинство, в котором жених и невеста дают обещание взаимной супружеской верности пред священником, а он благословляет их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковию. «Что Бог сочетал, человек да не разлучает» ( Мф. 19, 6 ), – сказал о брачном союзе Спаситель. Отсюда мы видим, что 1) – союз этот от Бога, и 2) страшный грех у тех, кто изменой этот союз разрушает. «Посему оставит человек отца своего и матерь, – писал ап. Павел: – и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть. Тайна сия велика, – я же говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5, 31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Быть учеником Христовым для Церкви всегда означало свидетельствовать о Воскресении Христовом. Потому что возвещать Воскресение Христово означает в то же время распространять истину о существовании вечной жизни в Царствии Небесном. Весть о воскресении с самого начала наталкивалась на непонимание. Многие не могли примириться с истиной о воскресении тела, с тем, что оно будет участвовать в вечной жизни (пп. 995–996). Поэтому весьма важно дать определение того, что значит «воскреснуть». Смерть есть временное отделение души от тела. После смерти душа возносится к Богу, а тело подвергается тлению. При этом душа пребывает в ожидании того времени, когда снова соединится со своей прославленной плотью. Римско-католическое богословие на вопрос: «Кто воскреснет из мертвых?», отвечает словами Писания: «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин. 5:29 ). Христос воскрес из мертвых со Своим собственным телом. Так будет и с нами. Когда произойдет воскресение? По Писанию, «в последний день» ( Ин. 6:39–40, 44, 54; 11:24 ), потому что воскресение связано со вторым пришествием Иисуса Христа. Человек может сочетаться со Христом принятием крещения на основании веры в Бога. Однако для того чтобы человек мог быть воскрешен, он должен сначала умереть во Христе. Для его будущего весьма важно, чтобы он умер во Христе, потому что кто умирает во Христе, тот во Христе и оживет (пп. 997–1005). И несмотря на то, что смерть – это завершение земной жизни, что она есть следствие первородного греха, благодаря Христу христианская смерть имеет положительный смысл. В этом контексте приводится выражение святого Игнатия Антиохийского , который в послании к Римлянам (6,1–2) пишет: «Лучше мне умереть за (ες) Христа Иисуса, нежели царствовать над всей землей. Его я ищу, умершего ради нас; Его желаю, воскресшего ради нас. Рождение мое приближается... Дайте мне увидеть свет чистый: когда я туда приду, буду человеком» 46 (п. 1010). Поскольку Церковь понимает смерть как встречу человека с Богом, она призывает своих членов к тому, чтобы они были готовы к смерти. Потому что после отделения души от тела бессмертная душа подвергается частному суду, на котором оценивается жизнь человека по его отношению ко Христу. Тогда человек либо вступает в блаженную жизнь, либо навсегда отвергается.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010