Закрыть itemscope itemtype="" > Самый народный из всех русских композиторов К 180-летию великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (6 (19) марта 1844 - 8 (21) июня 1908) 19.03.2024 264 Время на чтение 8 минут Фото: Из интернет-источников «Несмотря на всю разность наших музыкальных индивидуальностей, мы идём по одной дороге, и я, со своей стороны, горжусь иметь такого спутника» П.И. Чайковский о Н.А. Римском-Корсакове В марте текущего года вся российская и мировая музыкальная культура отмечает 180-летие со дня рождения одного из мировых гениев музыки, русского музыкального гиганта, славного композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова – уникальное явление в истории русской и мировой музыкальной культуры. В своих произведениях он объединил все виды музыкального жанра, смог создать образы сложнейшего для России исторического периода, предсказать грядущие перемены и сатирически вскрыть тяжелейшие язвы русского общества. « Это композитор, который осуществил связь времен в русской музыке. Его творческий стиль перекинул мост от заветного глинкинского периода к Русскому Двадцатому веку, к поколению Стравинского, Прокофьева» (С.М. Слонимский). Музыкальное наследие Римского-Корсакова многогранно и колоссально: 15 опер; 3 кантаты: («Свитезянка», «Песнь о вещем Олеге», «Из Гомера»); программная симфоническая музыка: («Антар» - в др. редакции вторая симфония, «Испанское каприччио» , «Шехеразада» , «Светлый праздник»); 3 симфонии, симфониетта, концерт для ф-но с оркестром, Фантазия для скрипки с оркестром, Увертюра на темы трех русских песен, Сербская фантазия, 79 романсов, вокальные ансамбли, хоры, духовная музыка; камерно-инструментальные сочинения; два сборника обработок русских народных песен а также литературные и научные труды. Это – потрясающее наследие Римского-Корсакова и в русской, и в мировой культуре! В раннем детстве Николай хотел был мореплавателем. Поэтому отец и отдал его на обучение в Морской кадетский корпус.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/19/sa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Г. Климов. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в. Михаил Георгиевич (9.10.1881, с. Завидово Клинского у. Московской губ.- 20.02.1937, Ленинград), хоровой дирижер, педагог, автор переложений. Род. в семье рабочего-ткача. Окончил сельскую школу при Прохоровской фабрике в дер. Солнечная Гора Клинского у. Московской губ., в 1893 г. был принят по конкурсу в Синодальное училище церковного пения в Москве, где его наставниками стали С. В. Смоленский и В. С. Орлов . В 1900 г. К. окончил уч-ще с отличием, его имя было занесено на Золотую доску. В течение 2 лет К. преподавал хоровое пение и обучал игре на скрипке в Тамбовском жен. ЕУ. Составил методическое пособие «О церковном пении» (хранится в архиве К. в РНБ). В 1902 г. в изд-ве П. И. Юргенсона были опубликованы выполненные К. и свящ. В. В. Лебедевым переложения песнопений Триоди Постной для небольших хоров (в 1-й вып. вошли песнопения приготовительных недель к Великому посту и постовых служб, во 2-й - песнопения Страстной седмицы). В том же году Смоленский пригласил К. на должность помощника учителя пения (регента) в Придворную певческую капеллу в С.-Петербурге. С учителем пения капеллы С. А. Смирновым К. проводил церковные службы в Зимнем дворце и Царском Селе, стал любимым регентом имп. семьи. М. Г. Климов. Портрет. 1928 г. Худож. А. П. Остроумова-Лебедева М. Г. Климов. Портрет. 1928 г. Худож. А. П. Остроумова-Лебедева В 1904 г. К. поступил в С.-Петербургскую консерваторию, в класс теории Н. А. Римского-Корсакова , позднее - в дирижерский класс Н. Н. Черепнина . В период учебы он дирижировал студенческими спектаклями «Евгений Онегин» П. И. Чайковского , «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова (в последнем с разрешения автора К. сделал добавления к финальному хору - см.: Музалевский. 1960. С. 12). Весной 1908 г. К. окончил консерваторию с большой серебряной медалью и получил звание свободного художника; его имя было помещено на мраморной доске, где 1-м стоит имя Чайковского.

http://pravenc.ru/text/1841423.html

(80-е гг. XVI в. (?), с. Даниловское (ныне г. Данилов Ярославской обл.) - ранее 1662, близ Вязниковской слободы (ныне г. Вязники Владимирской обл.)), создатель неск. мон-рей, зачинатель движения в В. Поволжье, отрицавшего церковную иерархию и таинства. По сообщению Игнатия (Римского-Корсакова) , архим. Новоспасского московского в честь Преображения Господня мон-ря , в 1687 г. ездившего в Кострому и Кинешму для увещевания старообрядцев (см. Старообрядчество ), К. происходил из крестьян дворцового с. Даниловского, принял постриг, «яко бяше убог сый и не имяше чим в мире питатися» ( Игнатий [Римский-Корсаков]. 1855. С. 97). А. И. Журавлёв называл К. «самопостриженником». В кон. XVI - нач. XVII в. (или в 20-х гг. XVII в.) К., уже имевший «чин священства», вместе с 30 пустынниками подвизался в лесах по р. Ветлуге. Здесь его навестил Корнилий Выговский (впосл. один из основателей старообрядческого Выголексинского общежительства ), стремившийся найти наставника в монашеском делании. Корнилий прожил в общине К. 2 месяца и, не получив из-за своей молодости от К. разрешения остаться с пустынниками, ушел в Вологду. В Житии инока Корнилия, созданном в 20-х гг. XVIII в. на основе рассказов Корнилия, описана жизнь отшельников на Ветлуге: «Сам Капитон обложен бысть тяжкими веригами железными, постом и поклонами томя себе. От братии же и инии же чрез день хлеб и сурово зелие по захождении солнца ядяху; по ядении же моляхуся и, мало уснувше, паки Псалтырь и каноны пояху. Свитающе же дню, благословение вземше, трудов земных касахуся, от своих бо трудов пищу себе приимаху. Такову наготу стяжаша: вместо свитки по пояс запон держаху, плеча же мантиею до пояса покрываху. И инии же на ребрах не спяху, но седя или стоя мало сна приимаху» ( Брещинский. 1985. С. 69-70). К. был строгим аскетом. Старообрядческий книжник Евфросин описал вериги К.: «Вериги на себе носил каменныя, плита созади, а другая спереди, по полтора пуда в обех, и всего весу три пуда. Петля ему бе пояс, а крюк в потолке, а обе железны, и то ему постеля: процепя крюк в петлю, повисаше спати» ( [Евфросин]. 1895. С. 10). По словам Семена Денисова (см. Денисовы ), писавшего о К. в «Винограде российском», уже в начале своего монашеского пути К. прославился строгостью жизни и пророческим даром.

http://pravenc.ru/text/1470335.html

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам концерта на Красной площади, посвященного Дню славянской письменности и культуры 24 мая 2015 г. 19:44 24 мая 2015 года, после богослужения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл на Красную площадь, где состоялся концерт «И в песне — вся история Отчизны...», посвященный Дню славянской письменности и культуры. Праздничные концерты в этот день продолжили начатую в прошлом году традицию выступления хоровых коллективов и массовое пение любимых народных песен в Санкт-Петербурге, Саратове, Рязани, Орле, Брянске, Калуге, Коломне, Новом Уренгое, Нижневартовске, Краснодаре, Хабаровске, Владивостоке, Находке, Уссурийске, Архангельске, Пскове, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Самаре, Красноярске, Омске, Новосибирске, Севастополе и многих других больших и малых городах состоялись одновременно как единый всероссийский концерт. Прямая трансляция праздничных мероприятий велась на телеканале «Культура». На празднике в Москве, организованном Русской Православной Церковью, Министерством культуры Российской Федерации и Правительством Москвы, присутствовали заместитель председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец, президент Фонда социально-культурных инициатив С.В. Медведева, руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы В.В. Черников, Патриарший наместник Московской епархии  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Заславский Павел , председатель  Отдела внешних церковных связей   митрополит Волоколамский Иларион , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  митрополит Истринский Арсений , члены делегаций Поместных Православных Церквей, иерархи и духовенство Русской Православной Церкви, православные добровольцы и молодежь. В концерте на главной площади страны приняли участие: Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации под руководством народного артиста России, генерал-лейтенанта Валерия Халилова; Центральный концертный образцовый оркестр Военно-морского флота Российской Федерации имени Н.А. Римского-Корсакова (военный дирижер — майор Роман Плотников); Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной (руководитель и дирижер — Дмитрий Дмитриенко); Большой сводный хор под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова; хор московского Сретенского монастыря; известные солисты ведущих музыкальных театров страны, популярные артисты кино и эстрады.

http://patriarchia.ru/db/text/4095322.ht...

В Санкт-Петербурге прошел региональный этап Рождественских чтений 4 декабря 2018 г. 19:24 3 декабря 2018 года в выставочном комплексе «Россия — моя история» в Санкт-Петербурге прошел региональный этап Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». В форуме приняли участие представители Санкт-Петербургской епархии , органов власти, образовательных учреждений, социальные работники, а также деятели культуры и искусства. Вели встречу председатель епархиального отдела религиозного образования и катехизации иерей Илия Макаров и студент Санкт-Петербургской духовной академии Давид Бобров. Чтения открылись выступлением оркестра консерватории под управлением ректора Алексея Васильева и женского хора Музыкального училища имени Николая Римского-Корсакова под управлением Сабины Жалмухамедовой. Музыканты впервые исполнили «Предрождественский гимн» (музыка Сергея Екимова, слова иерея Илии Макарова), который был написан специально для чтений в преддверии праздника Рождества Христова. Приветственное слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия зачитал председатель епархиального молодежного отдела протоиерей Константин Головатский. Председатель отдела по связям с религиозными объединениями администрации Санкт-Петербурга Владимир Иванов зачитал приветствие вице-губернатора города Александра Говорунова. В приветственном слове, в частности, отмечается, что Рождественские чтения стали знаковым событием в культурной и духовной жизни города, они помогают выработать рекомендации, направленные на создание благоприятных и плодотворных отношений между участниками воспитательного процесса. Председатель комитета по образованию Санкт-Петербурга Жанна Воробьева рассказала об образовательных программах в школах, посвященных духовно-нравственному воспитанию, о проектах, организованных комитетом совместно с Санкт-Петербургской епархией. «Главная педагогическая сложность нравственного воспитания заключается в том, что нравственности нельзя научить, — сказала она. — Мы можем культивировать у воспитанников стремление совершать нравственные поступки. Духовное-нравственное воспитание осуществляется на основе гуманистических ценностей. Сейчас, когда в образовательные программы включены основы религиозной культуры и светской этики и основы духовно-нравственного воспитания народов России, у педагогов появился дополнительный инструмент воспитания нравственности среди учащихся».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Вступительная статья I. Директора и регенты Степан Васильевич Смоленский Синодальный хор и училище церковного пения (июнь 1889 – май 1901) Прокурор А. Н. Шишков Синодальный хор Прокурор князь А. А. Ширинский-Шихматов год] А. В. Преображенский К кончине С. В. Смоленского А. В. Никольский. С. В. Смоленский и его роль в новом направлении русской церковной музыки А. В. Никольский С. В. Смоленский и его последнее учительство Василий Сергеевич Орлов Н. Д. Кашкин. Воспоминания о В. С. Орлове В. М. Металлов. Воспоминания о В. С. Орлове С. Н. Кругликов. Регент-мастер А. В. Никольский. Василий Сергеевич Орлов (регент и директор Синодального хора) Семен Николаевич Кругликов Из переписки Н. А. Римского-Корсакова и С. Н. Кругликова А. В. Никольский. Семен Николаевич Кругликов Александр Дмитриевич Кастальский А. Д. Кастальский. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке Из воспоминаний о последних годах Церковное пение и Московское Синодальное училище Заграничные письма Из писем 1917–1918 годов А. П. Смирнов Памяти А. Д. Кастальского А. В. Никольский А. Д. Кастальский как композитор и как исследователь народно-русской песни II. Педагоги и воспитатели Александр Константинович Смирнов А. П. Смирнов. О моем дяде А. К. Смирнов. Из воспоминаний (1893–1902) А. К. Смирнов. Пребывание Московского Синодального хора за границей Николай Николаевич Сокольский Письма к жене 1911 года III. Ученики и певчие Главы из автобиографической повести «История моей жизни» Александр Васильевич Никольский Из переписки с К. И. Балашевой Музыкальные заметки 1894 год 1895 год Алексей Алексеевич Сергеев Как я стал музыкантом (главы из воспоминаний) Николай Семенович Голованов Записная книжка ученика IV класса Московского Синодального училища церковного пения Николая Голованова 1903/04 учебный год 1 апреля (четверг) 2 апреля (пятница) Сергей Алексеевич Жаров Главы из воспоминаний Сергей Дмитриевич Кученков Воспоминания Александр Петрович Смирнов Воспоминания о Синодальном училище и хоре Николай Данилин Всенощная Рахманинова Николай Голованов Великий архидиакон Церковный календарь Синодального хора Василий Иванович Воздвиженский, Николай Сергеевич Ермонский Воспоминания о московском Большом Успенском соборе Сергей Александрович Шумский Материалы для разработки темы «Московское Синодальное училище и возрождение национальной духовной музыки» Влияние музыки Кастальского на исполнителей «Шестопсалмие» из Всенощного бдения Рахманинова О Рождественских ирмосах  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Безобразность и постмодернизм постановки «Тангейзера» 20.03.2015 530 Время на чтение 5 минут Первое разочарование от оперной постановки я испытала несколько лет назад, в Мариинском театре на опере «Снегурочка». Впервые я воочию увидела, как можно превратить художественный образ в без образ ие, без образ ность. Глядя на мусорные бачки, которые берендеи в лохмотьях катали по сцене, и на странных персонажей с пластиковыми головами-ящиками, стало обидно и за Николая Андреевича Римского-Корсакова, и за Виктора Васнецова, оставившего нам чудесные рисунки декораций и костюмов, и даже за архитектора Альберта Кавоса, построившего здание театра. Вряд ли он мог предполагать, что на этой сцене будет мусорный бак стоять. Художественный образ явно не получился. Единства и гармонии не было. Музыка и сценическое действие диссонировали между собой, зато эмоций было много... отрицательных больше. Про оперу «Тангейзер», поставленную режиссером Тимофеем Кулябиным на сцене Новосибирского театра, можно сказать то же самое. Музыка Вагнера «живет» отдельно от того, что твориться на сцене. Эмоций много. Положительных нет. Разве что, если только музыку слушать, а на сцену вообще не смотреть. В Новосибирском театре дело «мусорными бачками» не ограничилось. Режиссер решил ввести в действие нового персонажа по имени Иисус, (почему именно это имя?) Почему не столь популярный Гарри Поттер или Джек Воробей? Или, наконец, Дионис, Марс, Аполлон? Чем плох такой персонаж, для развлечения с Венерой? Много примеров изображений любовных игр этой красавицы оставили нам художники (Боттичелли, Веронезе, Рубенс). Почему-то вспоминаются только зарубежные художники. Видимо, наше искусство, взращенное на традициях иконописи, долго сохраняло целомудрие и чуждалось столь фривольных сцен. И все же, почему Иисус? Возможно, режиссера вдохновил сюжет пресловутого фильма Мартина Скорзесе? Что же хотел сказать нам художник, в данном случае режиссер? Очевидно, спектакль поставлен так, чтобы у зрителя возник определенный ассоциативный ряд.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Он выглядит значительно моложе своих далеко не юношеских лет» Мария Фомина поздравляет Алексея Николаевича Швечикова с 75-летием 20.12.2011 482 Время на чтение 3 минуты Сегодня, 20 декабря, исполнилось 75 лет постоянному автору «Русской народной линии», видному ученому и общественному деятелю, религиоведу и сектоведу, директору Межвузовского центра по религиоведению, члену Собора православной интеллигенции, доктору философских наук Алексею Николаевичу Швечикову . Редакция «Русской народной линии» от всей души поздравляет Алексея Николаевича с 75-летием. Желаем ему многая и благая лета для трудов и свершений во имя нашей дорогого Отечества и на пользу отечественной науки. Мы попросили соратницу А.Н.Швечикова, члена Собора православной интеллигенции, члена Союза художников, доцента Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова и Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Российской академии художеств, кандидата искусствоведения Марию Сергеевну Фомину поделиться своим мнением о юбиляре, его научной и общественной деятельности. Я познакомилась с Алексеем Николаевичем Швечиковым несколько лет назад, когда Божья воля привела меня в Собор православной интеллигенции. Надо сказать, что к тому времени я чувствовала себя очень духовно одинокой в той среде «обычной» постсоветской космополитической интеллигенции, которая доминирует в нашей творческой и интеллектуальной среде (если и не численно доминирует, то давит идеологически, и этот пресс все остальные ощущают, но большинство боится пикнуть). Алексей Николаевич принял меня очень радушно, мы сразу же разговорились о работах моего отца, С.Н.Семанова, которого, как я с удивлением узнала, читали и сам Алексей Николаевич, и другие члены Собора. До этого мне казалось в моей русской «башне из слоновой кости», что сочинения моего отца известны только очень узкому кругу людей. А здесь я оказалась среди единомышленников - причем практически по всем вопросам, и это было так необычно и радостно!

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/20/on...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (4.11.1818, С.-Петербург - 3.05. 1885, там же), русский философ, историк, правовед, публицист. С 1835 по 1839 г. учился на юридическом факультете Московского университета, который окончил 1-м кандидатом прав с золотой медалью за соч. «О римском владении» (под рук. проф. Н. И. Крылова ). До сер. 1842 г. продолжал научные занятия в Москве. В университетские годы посещал салон А. П. Елагиной (матери И. В. Киреевского и П. В. Киреевского ), сблизился со славянофилами А. С. Хомяковым и К. С. Аксаковым (см. Аксаковы ). Несмотря на то что впосл. К. примкнул к западникам (см. Славянофильство и западничество ), близость к славянофилам в юности оставила в нем столь глубокий след, что «вполне западником он никогда не был» ( Корсаков. 1897. С. XVII). В это же время сблизился с Т. Н. Грановским, а по переезде в 1842 г. в С.-Петербург - с В. Г. Белинским , оказавшими на К. большое влияние. В 1844 г. защитил в Москве магист. дис. «Об основных началах русского судоустройства и гражданского судопроизводства от Уложения до Учреждения о губерниях». В том же году получил должность адъюнкта при кафедре истории рус. законодательства, которую занимал до 1848 г. В 1845 г. женился на А. Ф. Корш. К. Д. Кавелин. Фотография. 40-е гг. XIX в. К. Д. Кавелин. Фотография. 40-е гг. XIX в. С 1848 г. жил в С.-Петербурге. Служил редактором в городском отделе хозяйственного департамента Мин-ва внутренних дел (1848-1850), начальником учебного отделения в штабе военно-учебных заведений (1850-1853), начальником отд-ния в канцелярии Комитета министров (1853-1857). С кон. 40-х гг. XIX в. пропагандировал освобождение крестьян во влиятельных петербургских кругах. С этой целью вступил в Императорское Русское географическое об-во, был секретарем Императорского Вольного экономического об-ва (в первом об-ве для уничтожения крепостного права собирались этнографические и статистические данные о крестьянском быте, во втором готовились материалы по рациональному сельскому хозяйству).

http://pravenc.ru/text/1319752.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕДРОВЫ семья рус. музыкантов (регентов, певцов, педагогов, авторов духовных сочинений), к-рые внесли значительный вклад в распространение рус. музыки на Западе. Николай Николаевич Кедров - старший (далее: Н. Н.- старший) (28.10.1871, С.-Петербург - 29.01. 1940, Париж) род. в семье диакона ц. Спаса Нерукотворного образа при Придворно-конюшенном ведомстве Николая Никитича Кедрова (1837-1904), который в сер. 70-х гг. XIX в. стал священником придворной Спасо-Преображенской ц. в Стрельне близ С.-Петербурга. Ок. 1890 г. окончил регентский класс Придворной певческой капеллы . В 1890-1894 гг. пел в Бесплатном хоровом классе И. А. Мельникова (под упр. Ф. Ф. Беккера), там же обучал вновь поступивших певцов. В нач. 90-х гг. XIX в. пел в мужском хоре Думского кружка любителей хорового пения, в любительском хоре вел. кн. Сергея Михайловича, в муж. хоре ц. Ахтырской иконы Божией Матери при Гос. контроле Российской империи. В 1894-1897 гг. учился в С.-Петербургской консерватории (класс пения С. И. Габеля). По семейному преданию, изучал теорию композиции у Н. А. Римского-Корсакова . В 1895 г. начал выступать как солист (баритон) в спектаклях оперного класса консерватории, с 1896 г.- в спектаклях с.-петербургского Об-ва музыкальных собраний. В сезонах 1897-1899 и 1900/01 гг. пел в Московской частной русской опере, в сезоне 1899/1900 гг.- в Большом театре, в 1902 г.- в Мариинском театре. Большую известность Н. Н.- старший приобрел как концертный певец. С 1897 г. солировал в таких произведениях, как «Страсти по Матфею» и Месса си минор И. С. Баха, 9-я симфония Л. ван Бетховена, оратория «Христос» Ф. Листа, «Маленькая торжественная месса» Дж. Россини, «Реквием» К. Сен-Санса, «Иоанн Дамаскин» С. И. Танеева и др. Большая часть этих выступлений состоялась в серии Общедоступных концертов хора и оркестра гр. А. Д. Шереметева в С.-Петербурге. Сольные концерты Н. Н.- старшего в нач. 1900-х гг. проходили ежегодно в Малом зале С.-Петербургской консерватории, его голос характеризовали как «мягкий, красивый, бархатный, прекрасно обработанный».

http://pravenc.ru/text/1684097.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010