Чрезвычайно важно раньше всяких детальных суждений о «Снегурочке» восчувствовать общий тонус всего этого смеющегося, радостного мироощущения и по возможности точнее расслышать в себе место «Снегурочки» на всей скале музыкальной оформленности. «Снегурочка», убеждая нас в бытии такого стройного и улыбающегося всеми весенними улыбками мира, поражает нас этой стройностью и завершенностью. Это даже не «Шехеразада». Знакомы ли вы с «Vers la flamme» (op. 72) Скрябина? Рвущееся куда–то в запредельность — ив этой пьесе Скрябина, и в «Шехеразаде» Римского–Корсакова. У Скрябина не ожидается успокоения. Запредельность — опять то же смятение, и здесь не только нет хотя бы заключительного разрешенного аккорда, но и в самом рвении нет желания успокоиться. Диссонирующее многозвучие с каждым шагом подвигается все более и более в светлую, но мятущуюся иррациональность, и каждый свой шаг оно пользует до конца, пронизывает во всех направлениях. Это как будто какая–то чудовищная всепожирающая мельница уничтожает все новые и новые зерна оформленного, индивидуального, перетирает их и воссоединяет с первобытно–единым. У Римского–Корсакова напряжение хочет успокоения. Тут не только жажда успокоиться, но реально дано и достижение этого спокойствия (см. конец первой части). Миновавши полосу надрывов и могучих взрывов, мы чувствуем себя в светлых и умиротворенных сферах. В «Шехеразаде» взрывность знает свою цель и потому оформленно достигает ее. В «Снегурочке» нет взрывности и прорыва из одного плана бытия в другой, от земного круга к небесной и чистой лазури; здесь все совершается уже в царстве достигнутой блаженной жизни. Композитор привлек все средства, чтобы дать эту законченность мироощущения. Прежде всего, отметим некоторые элементы скульптурности этого мироощущения. Скульптурность есть то, что охватывается зрением и осязанием. Это высший вид оформленности. Таков отчасти, напр., музыкальный образ Весны. Но поистине шедевр скульптурности — это первая песня Леля (в 1–м действии). Вот эта песенка: Земляничка–ягодка

http://predanie.ru/book/129563-forma-sti...

Опера «Садко» в исполнении Государственного академического Большого театра СССР. Опера «Царская невеста». Исполняет Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета. Опера «Ночь перед Рождеством». Постановка Киевского муниципального академического Театра оперы и балета для детей и юношества. Опера «Кащей бессмертный» . Спектакль Белорусской оперы. Режиссер-постановщик  Галина Галковская, дирижер Иван Костяхин. Увертюра «Светлый праздник». Исполняет оркестр Капеллы «Таврическая». Опера «Псковитянка». Санкт-Петербургская консерватория им. Римского-Корсакова, два Ариозо Ольги в исполнении Татьяны Павловской. Испанское каприччио. Исполняет Концертный симфонический оркестр Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Дирижёр — Станислав Дятлов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 158 823 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 февраля, 2019 26 января, 2019 17 октября, 2023 24 декабря, 2021 25 сентября, 2021 8 января, 2021 17 сентября, 2020 17 декабря, 2019 5 августа, 2019 5 февраля, 2019 26 января, 2019 17 октября, 2023 24 декабря, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/10-bessmertnyx-proizve...

Рик Уэйкман: Есть одно конкретное произведение, с которым я хотел бы поработать и сделать свою версию. Это «Тройка». Эта музыка настолько здорово поддается фортепьянным обработкам! Но для меня в этом есть некая опасность. Я действительно очень люблю музыку Прокофьева и Римского-Корсакова, и мне ужасно не хотелось бы сделать с их музыкой что-то такое, из-за чего сочтут, что так поступать с их великими творениями было нельзя. И я, безусловно, отдаю себе отчет в том, что должен быть предельно осторожен. Но к следующему Рождеству непременно хочу сделать «Тройку», потому что это очень Рождественское произведение! Корресподнент: Рик, Вы уже подумываете о том, чтобы снова приехать в Россию? Рик Уэйкман: Безусловно. Я здесь уже пятый раз, и лить впервые у меня есть возможность отыграть для публики живой концерт. Поверьте, это то, что я мечтал сделать уже очень давно. В колледже я изучал Прокофьева и Римского-Корсакова. Они стали моими героями. А независимо от того, чем ты занимаешься, всегда хочется посетить страну, откуда родом твои герои. Хочется вдохнуть их воздух и окунуться в ту атмосферу, которая их вдохновляла. Это не просто слова. Я люблю эту страну. Мне нравятся ее люди, и не только потому, что они дружелюбны. Здесь очень-очень музыкальные люди, которые любят музыку, любят рок, и получают от этого огромное удовольствие». Очевидно, что это интеллигентный, высоко культурный и одновременно скромный человек, искренне любящий Россию; музыкант-виртуоз и композитор, которого я назвал бы живым классиком.  В целом рок-музыка — это глубокое, серьезное явление, которое неразрывно вошло в культуру, существует, между прочим, уже пятьдесят лет, и хотим мы того или не хотим, будет существовать. Некоторые ее направления действительно, может быть, не без греха, но многочисленная литература, вышедшая на эту тему, грешит необъективностью, предвзятостью и даже клеветой. Искусство-то вообще не безупречно, оно не должно претендовать на духовность, оно все-таки душевно. Как правило, Рик Уэйкман одновременно использует на сцене 24 клавишных инструмента.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2150...

Речитатив «He was cut off out of the land of the living» Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь  [ Ис  53:8] Ария «But Thou didst not leave His soul in hell» Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тлении [Пс 15:10] Н. А. Римский-Корсаков (1844–1908) . «Светлый праздник. Воскресная увертюра на темы из Обихода» Увертюра «Светлый праздник» Римского-Корсакова — интересный пример светского музыкального произведения, полностью основанного на темах церковных песнопений. Композитор подробно рассказал о замысле увертюры и ее программе в своих воспоминаниях. Для первой части программы Римский-Корсаков использовал два стиха из 67-го псалма («Да воскреснет Бог...»), вторая часть программы отсылает нас к шестнадцатой главе Евангелия от Марка, где рассказывается о женах-мироносицах, пришедших к гробу Спасителя и обнаруживших, что камень отвален, а гробница пуста. Третью часть программы полностью написал сам композитор: «И облетела благодатная весть весь мир; и побежали от лица Его ненавидящие Его, исчезая, яко исчезает дым. «Христос воскресе из мертвых!» — поют ангельские сонмы на небесах с Херувимами и Серафимами. «Христос воскресе из мертвых!» — поют священнослужители в православных храмах, при дыме кадильном, при сиянии бесчисленных свечей и звоне колокольном» . Г. Малер (1860-1911) . Симфония 2. «Воскресение» Австрийский композитор Густав Малер, в отличие от Римского-Корсакова, не дает слушателям подробной программы своей Второй симфонии. Однако по названию, текстам хоровых частей и из обрывочных высказываний Малера можно легко понять замысел автора. Масштабная пятичастная симфония — это размышление о смысле человеческой жизни, о его смерти и грядущем воскресении. Для хорового финала симфонии композитор использовал стихи Ф. Г. Клопштока и собственный текст. В нем звучит надежда на то, что жизнь человеческая проходит не напрасно, на то, что мы будем жить вечно. Малер воспевает победу Спасителя над смертью: «О, смерть! Всепобеждающая! Теперь ты побеждена!..». С. В. Рахманинов (1873-1943) . «Светлый праздник» из Сюиты 1 для двух фортепиано

http://foma.ru/5-pashalnyih-shedevrov-kl...

14 января Владиславу Александровичу исполняется 84 года. О советской эпохе, о своей жизни, о русской музыке, о проблемах русской культуры и о том, легко ли быть русским музыкантом идёт разговор. «И прежде и теперь в России труднее всего быть русским», - вот лейтмотив этой беседы. Но и жизнеутверждающее: « Пока живёт родная песня, будет жить Русь». Этот разговор будет интересен всем, интересующимся русской культурой и недавней историей России. Запись беседы выполнил известный русский фотохудожник Анатолий Викторович Пантелеев, снимавший В.Г.Распутина, В.И.Белова, Г.В.Свиридова и других великих русских людей. Встречу и запись беседы с В.А. Чернушенко организовали председатель правления Общественного комитета восстановления легендарного храма Спас-на-Водах Владимир Александрович Бельков и наш постоянный автор капитан 1-го ранга запаса, член Президиума Петровской Академии наук и искусств (богословское отделение) Никита Иванович Поздняков. Владислав Александрович Чернушенко — русский музыкант, дирижёр и музыкальный педагог, Народный артист СССР , Лауреат Государственной премии РФ, Почётный гражданин Санкт-Петербурга. Родился 14 января 1936 года в Ленинг раде. Первую блокадную зиму пережил в осаждённом городе. В 1944 году, после двух лет эвакуации, поступил в Хоровое училище при Ленинградской государственной академической капелле. С 1953 года обучается на двух факультетах Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова – дирижёрско-хоровом и теоретико-композиторском. С отличием окончив консерваторию, четыре года работал на Урале педагогом Магнитогорского музыкального училища им. М.И. Глинки и дирижёром Государственной хоровой капеллы Магнитогорска. Вернувшись в Ленинград в 1962 году, организовал любительский Ленинградский камерный хор во Дворце культуры пищевой промышленности и руководил этим коллективом в течение 17 лет. Вновь стал учиться в Ленинградской консерватории и в 1967 году закончил её уже как дирижёр оперно-симфонического оркестра, а в 1970 году — аспирантуру. В 1971-1974 годы — второй дирижёр Ленинградского государственного академического Малого театра оперы и балета (ныне Михайловский театр). С этих лет активно занимается педагогической деятельностью — в Хоровом училище им. М.И. Глинки, Музыкальном училище им. М.П. Мусоргского, в Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, где с 1987 года был профессором кафедры оперно-симфонического дирижирования, а в 1979-2002 годах был ректор Консерватории. Работал дирижёром Симфонического оркестра Карельского радио и телевидения, выступал в качестве дирижёра симфонических и камерных концертов, ставил ряд спектаклей в Оперной студии при Ленинградской консерватории.

http://ruskline.ru/rnl_tv/2020/01/13/leg...

Особенности русской культуры на рубеже веков, сущность и стилевые особенности Нового направления, московская и петербургская школы, жанровая панорама и стилистика духовно-музыкальных сочинений, Литургия и Всенощное бдение С. Рахманинова. Особенности русской культуры на рубеже – ХХ веков. Исторический период рубежа веков точнее 1890–1917(1918) гг. довольно сложный для осознания во всей его противоречивости как в политической составляющей так и в плане совершенно удивительных процессов, происходивших в русской культуре и искусстве. Этот период нередко называют русским духовным Ренессансом, за которым также закрепилось метафорическое наименование «Серебряный век». При всем многообразии художественных течений эстетических платформ характерных для искусства данного периода необходимо отметить ярко выраженную русскую национальную основу в творчестве ряда композиторов писателей художников влияние религиозной философии Вл. Соловьева, С. Булгакова , В. Розанова , Н. Бердяева и др. Идеи Всеединства Богочеловечества (Вл. Соловьев) правдоискательства думается немало способствовали появлению религиозно нравственных тем в искусстве в том числе и в музыке Так наиболее ярко и непосредственно христианские мотивы проявились в одной из вершин музыкального искусства начала XX века опере Н. Римского Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» кантатах С. Танеева « Иоанн Дамаскин » «По прочтению псалма» симфонической увертюре Н. Римского Корсакова «Светлый праздник» с использованием тем из пасхальных песнопении Более опосредованно христианская тема прозвучала в поздних произведениях П. Чайковского – опере «Иоланта» шестой симфонии и др. Одним из характерных художественных признаков культуры данной эпохи становится диалогичность, взаимодействие или синтез разных видов художественного творчества – литературы, изобразительного искусства, музыки. «Россия – молодая страна и культура ее – синтетическая культура», писал в статье 1912 года Александр Блок, – «Русскому художнику нельзя и не надо быть «специалистом». Писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте, тем более – прозаик о поэте и поэт о прозаике < > . Так же неразлучны в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы от них и друг от друга философия, религия, даже – политика. Вместе они образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры. Слово и идея становятся краской и зданием, церковный обряд находит отголосок в музыке» 15]. И здесь важно отметить, что синтетическая природа, диалог различных культурных эпох стилей, художественных пластов были характерны и для духовной музыки рубежа веков, исторического периода получившего наименование Новое направление.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1885 г. К. был в числе кандидатов на пост директора Синодального училища церковного пения в связи с планировавшимся его преобразованием по образцу реформы Придворной певческой капеллы в 1883 г.; по поручению управляющего Московской Синодальной типографией А. Н. Шишкова составил учебные программы по муз. предметам, для чего советовался с Римским-Корсаковым (в то время помощником Балакирева, управляющего Придворной капеллой). Однако назначение К. не состоялось, и его учебные программы не были востребованы. В 1894-1898 гг. по приглашению С. В. Смоленского К. преподавал в Синодальном училище гармонию, в 1898-1910 гг. был членом Наблюдательного совета при уч-ще, в 1901 г. поддержал смещенного с поста директора Смоленского в его конфликте с прокурором Московской синодальной конторы кн. А. А. Ширинским-Шихматовым . В 1907 г. был назначен директором уч-ща вопреки мнению членов Наблюдательного совета, выдвинувших на это место А. Д. Кастальского , что спровоцировало конфликт в уч-ще и вокруг него, продолжавшийся до конца жизни К. Тем не менее в период его директорства продолжали приниматься меры по преобразованию Синодального училища в высшее учебное заведение, получившие развитие уже после смерти К., при Кастальском. Соч.: О русских духовных сочинениях [Римского-Корсакова, Чайковского и др.]//Совр. известия. 1884. 207. 29 сент.; Концерт детского оркестра г-на Эрарского//Артист. 1893. Кн. 4. 29. С. 163-164; Духовный концерт в Синодальном уч-ще//Там же. 1894. Кн. 1. 33. С. 176-177; Духовный концерт Синодального хора//Там же. 1894. Кн. 6. 38. С. 146-147; Духовный концерт в память А. Ф. Львова//Новости дня. 1895. 4506. 24 дек.; После трех духовных концертов//Семья. 1897. 14. 6 апр. С. 4-5 (переизд.: Синодальный хор и уч-ще церк. пения: Концерты, периодика, программы. М., 2004. С. 850-852, 971-975, 975-976, 984-986, 989-991. (РДМДМ; Т. 2. Кн. 2)); Письмо А. А. Ширинскому-Шихматову [от 14.01. 1901]//Синодальный хор и уч-ще церк. пения: Воспоминания, дневники, письма. М., 1998. С. 144-146. (РДМДМ; Т. 1); Из переписки Н. А. Римского-Корсакова и С. Н. Кругликова//Там же. С. 213-216; [Отзывы 1899-1904 гг. о духовно-муз. сочинениях Г. Я. Ломакина, М. М. Ипполитова-Иванова, А. А. Архангельского, А. Д. Кастальского, прот. М. А. Лисицына, А. Т. Гречанинова, В. И. Ребикова, С. В. Панченко, А. А. Ильинского, В. С. Калинникова, П. Г. Чеснокова, Э. Ф. Направника]//Синодальный хор и уч-ще церк. пения: Исслед., док-ты, периодика. С. 387, 393-395, 399, 407, 416-417, 418, 423. М., 2002. (РДМДМ; Т. 2. Кн. 1).

http://pravenc.ru/text/2462053.html

Настоящая популярность к опере пришла в 1898 г., когда в роли царя Бориса выступил Шаляпин. Авторская редакция «Бориса Годунова» была восстановлена в 1928 г. Ленинг радским театром оперы и балета. Впоследствии появилась еще одна редакция «Бориса Годунова» - ее осуществил не кто иной, как большой поклонник Мусоргского Д. Шостакович. Сейчас на сценах мира можно увидеть оперу в любой из этих редакций, а споры, какая из них «лучше», до сих пор ведутся среди музыковедов, музыкантов и любителей оперного искусства. Очень драматичные драмы Мусоргского не похожи ни на красочные сказки Римского-Корсакова, ни на благородный былинный эпос Бородина, ни, уж конечно, на лирическую сердечную Россию Чайковского. Он хотел живописать правду - как он ее понимал. «Создать живого человека в живой музыке» - так определял Мусоргский цель своего творчества. Неспроста он высоко ценил и любил творчество А.С. Даргомыжского, от которого очень многое воспринял и которого называл «великим учителем правды». Именно Даргомыжский особенно пристально работал с речевой интонацией и словом, поэтому романсовые и песенные интонации в его сочинениях нередко уступали место речитативу. Мусоргский также широко использовал речитатив и достиг небывалых высот в искусстве имитации живой человеческой речи музыкальными средствами. Если в произведениях Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова народные темы воплощались в «окультуренном», благопристойном виде, как лубочные картинки, то Мусоргский первым показал в музыкальных сочинениях «бесмысленный и беспощадный» русский бунт. И даже в фортепианном цикле «Картинки с выставки», где, казалось бы, само название говорит нам о некоем переносе в нереальную плоскость (цикл написан под впечатлением посещения выставки погибшего художника В. Гартмана, друга Мусоргского), образы композитора предельно выпуклы и реалистичны. Для Мусоргского необычайно важной была тема обездоленного, одинокого и обманутого «маленького» человека. Созданные им образы - будь то сельский дурачок из романса «Светик Савишна», или несчастная сиротка, просящая подаяние, или измученный крестьянин, замерзающий в глухом лесу («Трепак») - органично становятся в ряд с персонажами Гоголя и Достоевского. Они порой находятся почти у грани, где человеческое стирается, и непонятно, послужили ли этому их личностные обстоятельства, или в большей мере вина лежит на социуме, который породил такие лики. Мусоргский показывает нам человека, достойного сочувствия и прощения. Особое значение как выражение народного горя и печали приобрел у Мусоргского жанр колыбельной («Калистрат», «Колыбельная Ерёмушке», «Спи, усни, крестьянский сын»).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Завышенные требования по элементарной теории музыки, началам гармонии и многоголосию объясняются профессиональной позицией К. как регента, к-рого интересовала подготовка певчих - детей, а затем взрослых для церковных хоров. При этом ориентиром служил совр., довольно сложный церковно-певч. репертуар. В 1900 г. издания К. были представлены на Всемирной выставке в Париже. В 1903 г. в Вятке, где К. занимал должность руководителя народных хоров, он организовал ок. 16 школ хорового и церковного пения (из них 4 бесплатные), по-видимому, в ответ на звучавшие со стороны критиков обвинения в излишней сложности обучения в учебных заведениях общего типа. В последующих изданиях К. обратился к церковно-певческому исполнительскому искусству. В работах «Церковный хор» (1908), «Спутник начинающего регента» (1907, расширенное изд.: 1908), критикуя недостатки церковного пения своего времени, он предлагал ввести изучение образцов гармонизации по изданиям Придворной певческой капеллы: «Обиходу», выпущенному под рук. Н. И. Бахметева , и «Пению при всенощном бдении древних напевов» (1888), подготовленному при участии Н. А. Римского-Корсакова , Е. С. Азеева , А. А. Копылова и др. К. также рекомендовал списки песнопений для церковных служб. Для возрождения интереса к древним распевам предлагал записывать с голоса церковное пение в монастырях с последующей гармонизацией. В работах К. поднимаются актуальные вопросы муз. грамотности регентов и певчих, даются рекомендации по улучшению вокально-хорового строя; изложение теории при этом сочетается с практическими указаниями. Большой заслугой К. является издание книги о Г. Ф. Львовском (1911), с к-рым он состоял в переписке до конца жизни композитора. В книге наряду с биографическими сведениями приводится список сочинений Львовского (66 наименований, 41 с краткими аннотациями). С 1900 г. К. издавал в Москве произведения Львовского (30 номеров). Как регент К. придерживался гл. обр. стиля изданий Придворной певческой капеллы. В репертуар руководимых им хоров входили сочинения А. Ф. Львова , Бахметева, прот. Михаила Виноградова , Н. М. Потулова , Римского-Корсакова, А. А. Архангельского и в особенности Львовского.

http://pravenc.ru/text/1680991.html

Ответ Римского-Корсакова был следующим: «...Читал вашу программу музыкальных классов Синодального хора, которая теперь у Балакирева, и сделал по его распоряжению на оную замечания. Читал также безлинейную ерунду Разумовского (т. е. программу преподавания церковного пения у вас же). 1) Считаю в вашей программе капитальной ошибкой то, что вы ее распределяете соответственно 8-ми научным классам. Музыкальное образование ничего общего с научным не имеет, и вести это параллельно нельзя. Что ж, в класс вы посадите ученика, хорошо идущего по музыке и скверно по наукам? 2) Напрасно вы так подробно расписали игру на скрипке и фортепиано; следовало бы написать желаемые конечные экзаменационные результаты, вот и все. 3) Программа элементарной теории слишком подробна (как программа), можно было бы ограничиться прежним перечнем, как сделано у нас. » 136 Таким образом выясняется, что Кругликов не разделял убеждения Римского-Корсакова о несинхронном прохождении научных и музыкальных предметов и о приоритете последних: в отличие от Капеллы Синодальное училище, очевидно, тогда мыслилось как духовное учебное заведение с углубленным изучением церковно-певческих и музыкальных дисциплин. Что же касается более конкретного содержания программ Кругликова, то оно неизвестно; скорее всего, программы 1885 года так и остались на бумаге, поскольку пришедший в 1889 году в училище на должность директора Смоленский никаких планов и программ не обнаружил и впоследствии неоднократно подчеркивал, что ему пришлось все начинать заново. Между тем отношения Шишкова с Кругликовым продолжались еще несколько лет. По всей видимости, Добровольским были недовольны, и его управление рассматривалось как временное. В начале 1886 года его попытались заменить Смоленским, от первого предложения отказавшимся. Кандидатура Кругликова отпала летом 1887 года. Участь Семена Николаевича решил визит в жаркий летний день к Шишкову не в сюртуке, а в летнем костюме, что было сочтено управляющим непочтительным. Словом, светский образованный музыкант Кругликов, который, по мнению Шишкова, «и одеться-то не умел порядочно», в Москве конкурса не прошел.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010