IV благотворительный Пасхальный концерт «Светлый Праздник» пройдет в Петербурге Санкт-Петербург, 4 апреля 2014 г.      24 апреля 2014 г. в Санкт-Петербурге во Дворце Белосельских-Белозерских (Невский проспект, дом 41) состоится IV благотворительны й Пасхальный концерт «Светлый Праздник» . Устроителем торжества выступает Любительский церковный хор «Астрон» , созданный архимандритом Елеазаром, приснопамятным духовником Свято-Троицкой Александро-Невск ой Лавры. Продолжая традицию Благотворительны х просветительских концертов, заложенную архимандритом Елеазаром в 2010 году, и посвященных главным событиям церковного года, Пасхальный концерт «Светлый Праздник» познакомит слушателей с историей и мировым значением Праздника, традициями празднования Пасхи Христовой в России. Яркая, содержательная, насыщенная программа познакомит зрителей с лучшими произведениями русских и зарубежных, классических и современных деятелей искусства: Н. А. Римского-Корсако ва, Р. М. Глиэра, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, С. В. Рахманинова, В. Гаврилина, Б. Пастернака, А. С. Пушкина и других авторов.      Торжественными Пасхальными песнопениями концерт откроет организатор Праздника – Любительский церковный хор «Астрон». Множество талантливых артистов соберет сцена одного из красивейших дворцов Санкт-Петербурга – как известных имен, так и юных талантов: актеров театра и кино, студентов Санкт-Петербургс кой Государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсако ва, балетных школ, учащихся Музыкального лицея Комитета по культуре Санкт-Петербурга и других творческих коллективов города Святого апостола Петра. Традиционно основная часть зрительских мест распределена среди социально-незащи щенных групп нашего города: ветеранов ВОВ, пожилых людей, в том числе проживающих в приютах, людей с ограниченными физическими возможностями. Перед началом концерта организована ознакомительная экскурсия по парадным залам дворца князей Белосельских-Бел озерских, в ходе которой участники познакомятся с подлинными дворцовыми интерьерами, судьбами архитектора и владельцев, историей торжеств, проводимых в стенах дворца и событиях, связанных с этим старинным особняком. Экскурсия по парадным залам: 18:00 (предварительная регистрация обязательна) Концерт: с 19:00 до 20:30, без антракта Вход свободный по пригласительным билетам. Добровольные пожертвования. Приглашаем всех желающих вместе с нами разделить торжественный, ликующий, светозарный Светлый Праздник Пасхи Христовой - священной и таинственной Пасхи, «двери райские нам отверзающей»! Концерт посвящен памяти архимандрита Елеазара. Сайт хора www.astronchoir.ru 4 апреля 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/69751.html

1. «Евгений Онегин» П. Чайковского 27 раз 2. «Пиковая дама» П. Чайковского 21 раз 3. «Кармен» Ж. Бизе 18 раз 4. «Князь Игорь» А. Бородина 17 раз 5. «Иван Сусанин» М. Глинки 15 раз 6. «Руслан и Людмила» М. Глинки 12. раз 7. «Садко» Н. Римского-Корсакова 11 раз 8. «Борис Годунов» М. Мусоргского 9 раз 9. «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова 7 раз 10. «Вражья сила» А. Серова 6 раз 11. «Хованщина» М. Мусоргского 4 раза Балетные спектакли перечислять не будем, скажем лишь, что на первом месте стояло «Лебединое озеро». Этот спектакль был показан в том сезоне 23 раза. Нет, и еще раз повторим, что расширение репертуара само по себе ни о чем не говорит. Важно, чтобы сохранялась основа репертуара. А так уж сложилось, что Большой театр нельзя представить себе без его основных спектаклей. Они – лицо театра, они, собственно говоря, и есть Большой театр. Другие спектакли могут быть, пусть будут, основных же спектаклей не быть не может. Кто-то назвал однажды «Лебединое озеро» визитной карточкой Большого театра. Как это так – Большой театр без «Лебединого озера»?! А между тем – вот он, факт. В сезоне 1979/80 года «Евгений Онегин» шел 12 раз вместо 27, «Пиковая дама» – 10 раз вместо 21, «Руслан и Людмила» – 5 раз вместо 12, «Кармен» – 3 раза вместо 18, «Князь Игорь», «Иван Сусанин», «Снегурочка» на сцене Большого театра не идут совсем, «Лебединое озеро» на сцене Большого театра не идет совсем. Вот вам и визитная карточка! Правда, этот спектакль в сезоне 1979/80 года был показан 7 раз (вместо 23) в Кремлевском Дворце съездов. Но мы говорим о Большом театре. С таким же успехом можно было показать его хоть сто раз по телевизору, и эти телевизионные сто раз не заменили бы и одного спектакля на подлинной сцене подлинного Большого театра. Но как же быть с репертуаром? Не расширять и не изменять его совсем? Не ставить новых спектаклей? Закостенеть на 10—15 устоявшихся названиях? Развитие театра и его репертуара я сравнил бы с ростом и развитием дерева. Каждое дерево с самого начала запрограммировано в своем росте и развития и осуществляется по заложенной в него (не знаем, где хранится и как действует) программе. Могучее взрослое дерево, распростершее широкую крону, нельзя сравнить с тем деревцем о трех веточках, которое было сначала. Но, несмотря на то что веточек стало в тысячи раз больше, а ствол стал в тысячи раз мощнее и все дерево в тысячи раз шире и выше, это все-таки то же самое дерево. Оно и росло и развивалось по единой разумной программе. На липе не начнут расти сосновые шишки, а на яблоне – желуди.

http://azbyka.ru/fiction/prodolzhenie-vr...

Мероприятие приурочено к 170-летию Н.Римского-Корсакова. 2 июня. ПРАВМИР. На Украине впервые проходит Православный фестиваль-конкурс юношеского исполнительства «Славянское лето». Фестиваль проходит с 1 по 3 июня 2014 года по благословению архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки в г. Запорожье, — сообщает пресс-служба Запорожской епархии . Мероприятие приурочено к 170-летию Н.Римского-Корсакова. Организаторами выступили Запорожская епархия Украинской Православной Церкви, Департамент культуры, туризма, национальностей и религий Запорожской ОГА; общественная организация «Запорожский детско-юношеский симфонический оркестр», торгово-промышленная транснациональная корпорация «Керамист». Директор фестиваля-конкурса юношеского исполнительства “Славянское лето”- главный дирижер Православного ДЮСО Запорожской епархии УПЦ Сергей Скрипник Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 января, 2018 26 мая, 2015 23 декабря, 2014 14 ноября, 2014 24 октября, 2014 9 сентября, 2014 5 августа, 2014 2 августа, 2014 15 июля, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/zaporozhskaya-eparhiya...

Горбунов посоветовал подать графу «челобитную», которая, однако, «по некоторым причинам» не была подана графу. В этой сочиненной Горбуновым челобитной было наложено следующее: «Благочестивого корени отрасли благоцветущей, ветви позлащенной, благоразумному и благоизрядному и пресветлому, благочестием сияющему, по царской милости заступнику нашему от сильных врагов, добронравному благочестию, Господину честнейшему, нелицемерному о нас печальнику, графу Сергию Дмитриевичу. Мы, Государевы певчие всех станиц, вершники, нижники, демественники и путники, Константин Бражников, Сергей Ляпунов, Степан Смирнов, Евстафий Азеев, Евгень Маньков, Константин Варгин, Немчин Гейслер, Юрья Второв, Олександр Копылов, Вася Панков, низменно касаясь честным твоим стонам, много челом бьем и просим тебя держать нас, Государевых сирот, в своей милости до скончания живота и никоим обычаем нас не оставлять». Ловкая речь Бражникова при поднесении им графу фотографии его бывших сослуживцев была сказана 5 мая 1895 года и напечатана на другой день в том же «Новом времени». Появился гениальный проект оставления Бражникова управляющим административною и хозяйственною частью Капеллы с освобождением его как не музыканта от какой бы то ни было музыки, предполагавшейся к передаче целиком в руки С.М. Ляпунова, преемника Римского-Корсакого. Какой добрый человек расстроил эту комбинацию внезапно назначенной ревизией Капеллы, я не знаю, но ревизия вскрыла лишь немногие темные стороны этой свистопляски и обобрания как Капеллы, всех имевших в ней хоть какие-нибудь залежные деньги, так равно и растраты сбережений учеников. Ведь нельзя же было обнаруживать и трогательный ансамбль Бражникова с чинами Контроля и Кассы… Тем не менее время управления Балакирева при начальнике графе С.Д. Шереметеве следует считать поворотным пунктом в жизни Капеллы, хотя бы по постройке нового дома и по попытке парализации царившей итальянщины, но преобразованию штатов Капеллы и по деятельности Римского-Корсакого. Дома Капеллы, независимо от ценности занимаемого ею сквозного на две улицы участка земли, представляют огромную ценность сами по себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Любя пожить, поиграть в картишки, иногда и кутнуть, Аренский как глава, начальник Капеллы не только не мог, но и не умел быть начальником, не знал ни педагогики, ни административного дела, ни хозяйства, ни церковного пения. Вскоре дельцы из болота Капеллы поняли Аренского каждый по-своему, и Капелла начала быстро падать. Главные элементы этой печальной истории были распределены следующим образом. 1) Ссора Балакирева с Римским-Корсаковым отразилась при выходе Балакирева из Капеллы тем, что Балакирев рекомендовал на свое место Ляпунова, не подозревая, что уход из Капеллы Римского-Корсакова был зачтен ему, Балакиреву, в очень большой минус (что, конечно, и вполне справедливо) и что Ляпунов уже успел показать себя во всей неприглядности своих недостатков. Через Сергия Дмитриевича Шереметева искали хоть какого-нибудь порядочного человека-музыканта и, по рекомендации Римского-Корсакова, остановились на Аренском, едва отбиваясь от массы кандидатов всякого сорта. Между тем Ляпунов с действовавшим за кулисами Балакиревым были настолько близоруки и самоуверенны, что составили уже приблизительно будущий список сослуживцев Ляпунова-управляющего. Назначение Аренского разбило вполне их планы и жестоко уязвило самолюбивого и злопамятного Ляпунова. Его ума хватило лишь на самое непозволительное, грубое и вредное для дела, демонстративно враждебное отношение к Аренскому чуть не с первого дня их совместной службы. Ляпунов не спускал Аренскому решительно ничего, ставя каждую мелочь ребром и на официальную бумажную почву, а Аренский, новичок, деликатный и неопытный, часто давал самые невинные поводы при случае к таким выходкам и не имел не твердости, ни уменья с первого же раза вразумить Ляпунова и показать ему его место. Обширная переписка Аренского с Ляпуновым даст будущему историку Капеллы много пикантных страниц. Вскоре около Аренского, совершенно не умевшего выбирать людей, доверчивого и доброго, собралась кучка сущих негодяев с подсунутым ему экономом Глебовым во главе, только что проворовавшимся в Ксеньинском институте и притворившимся сумасшедшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В целях музыкальных церковная мелодия в их произведениях не редко приносилась в жертву художественной отделке, в которой они теряли свою индивидуальность. Более свободны от этого недостатка у Балакирева – „Херувимская“, „Достойно есть“, и „Да молчит“, а у Римского-Корсакова – „На реках Вавилонских“, „Да молчит“ и „Чертог твой“. Произведения эти при всех своих художественных достоинствах вполне церковны. В 1888 году под редакцией Римского-Корсакова было издано Придворной певческой капеллой „Всенощное бдение древних напевов“, которое было написано в диатонической гармонии, с точным сохранением основной мелодии, но только с большею, сравнительно с Потуловскими переложениями, свободой голосоведения. В переложениях капеллы септаккордов так же нет, как и у Потулова, но в отличие от последнего введены хроматические знаки в сопровождающих мелодию голосах. Гармонизация Всенощного бдения“, изданного капеллой, удовлетворяя всем требованиям истинно церковного пения, имеет сверх —247— сего строго национальный характер и производят весьма благоприятное впечатление на слушателя. В виду этого „книга эта имеет все преимущества подлинного церковного обихода четырехголосного и должна быть признана в церковном клире и практике образцовою в точном смысле“ 2825 . В том же церковном и национальном духе, конечно только с различным успехом, зависящим от таланта и индивидуальных особенностей композитора, писали свои произведения: Азеев, Бирюков, Копылов, Войденов, Полуэктов, Малашкин, Орлов, Смоленский, О. Метталлов, Ставровский, Гречанинов, Чесноков, Кастальский и некоторые другие. Эти трудолюбивые работники внесли много нового в понимание духа и строя наших древних напевов и в технику их гармонизации. Особенной художественной красотой и талантливостью отличаются произведения Гречанинова, Кастальского и Чеснокова, которые сумели претворить наши древне-обиходные мелодии в настоящие художественные творения, ярко окрашенные национальным колоритом и проникнутые глубоким религиозно-поэтическим настроением.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выдающаяся советская и российская оперная певица (меццо-сопрано), актриса, режиссер, педагог, профессор. Выпускница Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова. В 1963 году дебютировала на сцене Большого театра еще будучи студенткой, исполнив роль Марины Мнишек в опере Мусоргского «Борис Годунов». В 1964-м в составе труппы Большого театра выступила на сцене Ла Скала и была отмечена прессой. В 1975 году успех на гастролях в США утвердил Елену Образцову как звезду мировой оперы. Она блистала на лучших оперных сценах Европы и Америки, исполняя сложнейшие партии в «Хованщине» Мусоргского, «Царской невесте» Римского-Корсакова, «Пиковой даме» Чайковского, «Аиде» Верди. Ее партнерами были Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Владимир Атлантов. Образцова исполнила 85 оперных партий, записала 10 оперных альбомов с величайшими дирижерами и исполнителями.   Бархатистый тембр, огромный диапазон голоса, умение давать психологическую трактовку своим образам и яркая внешность сделали Образцову невероятно популярной. Ее называли лучшей Кармен XX века на мировой оперной сцене. Римма Васильевна Маркова (3 марта 1925 – 15 января 2015) Советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России. Родилась в Самарской области, в семье актера Василия Маркова. Окончила студию при Вологодском драматическом театре. Работала в театре им. Ленинского комсомола. Актриса Театра-студии киноактера. Первой ее серьезной ролью стала Фрося в спектакле «Вторая любовь». И хотя спектакль, выдвинутый на Сталинскую премию, ее удостоен не был, сама Римма Маркова получила известность. На одном из приемов прима-балерина Майя Плисецкая наградила молодую актрису Маркову поцелуем со словами: «За Фросю». Сыграла в 80 фильмах, трех телеспектаклях. В фильме «Скворец и Лира» играла вместе с Любовью Орловой. Ее запомнили по ролям в фильмах «Покровские ворота», «Гардемарины, вперед», «Ночной дозор», «Дневной дозор», сериал «Воронины». В декабре 1994 года за большие заслуги в области киноискусства ей было присвоено звание Народной артистки РФ. Юлия Владимировна Берёзовая (22 января 1973 – 16 января 2015)

http://pravmir.ru/2015-poteri-goda/

Совесть человека на любом месте и в любых обстоятельствах придется к месту и, в конце концов, не посрамит того, к то к ней прислушивается. Потому что голос совести в человеке – это Божественный голос. Голос совести в человеке – это Божественный голос Недавно мы разговорились с отцом на ту же тему, но уже в приложении к другой – музыкальной сфере. Отец рассказал, как ему посчастливилось в Симферополе, в 1960-х годах, попасть на выступление известного струнного квартета имени Римского-Корсакова. Музыканты выступали в зале с лучшей на то время в Крыму акустикой – в Симферопольском Доме офицеров. Это был небольшой и довольно скромный зал, но сделанный на совесть, и его устроители особо позаботились о том, чтобы в зале была хорошая акустика. Огорчило отца только то, что зал был полупустым. И тем не менее артисты не только «отработали программу», но, видя и понимая, что в зале присутствуют подлинные ценители их творчества и любители классической музыки, играли снова и снова, причем обращались с авансцены к зрителям и слушателям с невероятным по нынешним меркам вопросом: «Что бы вам ещё хотелось услышать?» «Такого полного и творческого, высокого единения исполнителей и слушателей я больше в своей жизни не встречал!» – признался отец. И я удостоился наблюдать похожую ситуацию, когда в конце 1990-х в Симферополь приехал выдающийся джазовый музыкант, саксофонист Алексей Козлов, который выступал тогда в дуэте с пианистом Вячеславом Горским. И, как в случае с квартетом Римского-Корсакова, зал был полупуст, но те, кто пришли, – пришли вполне осознанно. И артисты, понимая и ценя это, действительно выкладывались «по полной». Концерт был великолепен, но особенное восхищение вызывали пассажи пианиста! И вот, когда концерт окончился и отшумели овации, Алексей Козлов постучал пальцем по микрофону, прокашлялся и сказал: – Пожалуй, я всё же должен открыть вам маленький секрет. Дело в том, что этот концерт не должен был состояться, потому что, когда мы со Славой пришли в театр, оказалось, что подходящего инструмента нет. То, что вы видите сейчас на сцене, – это вообще-то не рояль, а… как бы сказать помягче… Словом, это «Красный Октябрь», на котором учатся играть девочки в первом классе музыкальной школы. К тому же в нём не хватало струн, не говоря уже о том, что он был безнадежно расстроен… Спасибо, нашелся добрый человек, который нам помог и привёл это убожество в более-менее сносный вид. И вот если бы была такая специальная медаль «За отвагу» для музыкантов, то её надо было бы вручить Славе за то, что он на этих дровах отработал концерт.

http://pravoslavie.ru/127322.html

Характер использования К. н. в партесном концерте в свою очередь оказал влияние на многохорные партесные гармонизации (со 2-й трети XVIII в.). «В целом можно выделить две тенденции: с одной стороны, сохраняются черты традиционного применения ключей, как в постоянном четырехголосии, с другой - складываются комбинации ключей, аналогичные концертному партесному стилю. Иногда встречаются симбиозы этих тенденций, соединение различных принципов нотации» (Там же. С. 101). В кон. XVIII-XXI в. В кон. XVIII в. ключи «до» были вполне употребимы в нотах и учебных пособиях, изданных в России и предназначенных для любителей музыки. Общеевропейская тенденция к упрощению ключевой записи на рубеже XVIII и XIX вв. привела к ограничению набора ключей в инструментальной нотации, к-рый практически совпадает с современным. В вокальных же партиях светских сочинений старинные ключи начинают выходить из употребления лишь в сер. XIX в. (при переиздании оперных партитур М. И. Глинки под ред. М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова в 70-х гг. XIX в. ключи «до» в вокальных партиях были заменены на скрипичный ключ). Нотации духовной музыки эта тенденция не коснулась до кон. XIX в. (напр., в изд. духовных концертов Д. С. Бортнянского под ред. П. И. Чайковского в 80-х гг. XIX в. полностью сохранена принятая в них комбинация «обычных» ключей: C1 - C3 - C4 - F4). Ключи по традиции применялись в учебных пособиях по истории и теории церковного пения того же времени (см., напр., в изд.: Разумовский Д., прот. Церковное пение в России. М., 1867. С. 118-119 и др.) и в многочисленных изданиях церковной музыки вплоть до нач. ХХ в. Наряду с 4-строчной записью хоровой партитуры в «обычных» ключах в посл. трети XIX в. широкое употребление получила 2-строчная хоровая партитура в скрипичном и басовом ключах, а далее и 4-строчная партитура в тех же ключах (тенор записывался в скрипичном ключе с октавной транспозицией). Упрощения в области применения К. н. в симфонической партитуре были индивидуальным выбором тех или иных композиторов (напр., отказ от тенорового ключа у Римского-Корсакова, А.

http://pravenc.ru/text/1841544.html

е. лишенном образований чистой мысли, лишенном всяких структурных форм. И во–вторых, существует художественное мироощущение, характеризуемое известным накоплением структур на основе чистого эстетического опыта. К первой категории принадлежит чистая музыка, чистая, т. е. абсолютно беспрограммная, абсолютно лишенная всякой так называемой изобразительности, совершенно не вызывающая никаких обязательных ассоциаций из пространственно–временного плана бытия. Таково, например, большинство симфоний, квартетов, сонат: V симфония Глазунова, концерты для скрипки Бетховена, Мендельсона, Чайковского, IV соната Скрябина и т. д. Ко второй категории принадлежит большинство произведений остальных искусств — слова, красок и т. д., — а также отчасти и произведения программной музыки (которую мы здесь понимаем широко) , начиная от таких синтезов поэтического слова и звука, как романсы Чайковского и Рахманинова, и кончая такой изобразительной музыкой, как «Шехеразада» или «Испанское каприччио» Римского–Корсакова, и включая сюда также музыкально–драматически–симфонические миры Римского–Корсакова и Вагнера. Что в так называемой музыке, т. е. в искусстве звуков, отнюдь не все чисто–музыкально, но существуют и элементы, например, живописные, это ясно каждому, кто прослушает изумительную по своему гармоническому и метрическому складу музыку Стравинского в балете «Петрушка». Живописание, как–то: изображение праздничного гула толпы, танцы медведя, песни Ухаря–Купца и пр. и пр. — все это до того органически усвоено этой музыкой, что отвлечься от живописности никак не возможно. Это, конечно, гораздо больше живопись, чем чистая музыка. Или вспомните, например, столь популярное в музыке изображение моря: «Фингалова пещера» Мендельсона, «Am Меег» Шуберта, «Le шег» Дебюсси, увертюра к «Золоту Рейна» Вагнера, «Буря» Чайковского, «Остров смерти» Рахманинова, Ясно одно: музыка может производить живописное впечатление. С другой стороны, отнюдь не все, например, поэтические произведения вызывают впечатление исключительно своей образностью, хотя с малых лет нам почему–то твердят в школе, что поэзия есть мышление образами.

http://predanie.ru/book/129563-forma-sti...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010