Эти слова мне врезались на всю жизнь. Их правду я ощущаю и теперь. Они оказались в полной мере пророческими. Все новоиспеченные проповедники побывали во «чреве китове», в тюрьмах и лагерях. Предстояло пройти эту школу и мне, тогда 12-летнему мальчишке, любопытному, говорливому, грубому и жестокому по отношению к бабушке и трусливому перед отцом. И тогда меня поразили эти слова и запомнились на всю жизнь. Царство небесное Ивану Степановичу Проханову, скончавшемуся в 1933 г. в Праге, в изгнании. Москва До сих пор я писал только о Питере. Но в 20е годы я часто бывал и в Москве. Отец работал на Спиртоводочном заводе и жил на противоположном конце Москвы, или, точнее, за Москвой. Там, где теперь остановка метро «Сокол», а тогда это было село Всехсвятское. До Москвы ходил трамвай, или, вернее, два трамвая, т. к. надо было на одном трамвае ехать до Петровско — Разумовского, а там пересаживаться на другой. Для ребят поездка в Москву была событием. До нее надо было добираться часа полтора. «Село Всехсвятское» — это было не просто название; это было самое настоящее село, состоящее исключительно из деревянных домиков, обсаженных садиками. Много рябин. Яблони. Над местностью господствовали два здания: церковь Всех Святых и пожарная каланча. Оба здания сохранились, но теперь, в обрамлении десяти- и пятнадцатиэтажных домов, они кажутся игрушечными. Кроме церкви и каланчи, ничего не осталось от старого Всехсвятского. Отец жил в деревянном домике, в Изоляторном переулке, снимал комнату в 15 метров. Он иногда брал меня в Москву, а в 1928 году, утомленный вечными жалобами на мою лень и озорство, решил взять меня туда на постоянное жительство. Переехала также и Поля. Так я и прожил в Москве 8 месяцев. Если Питер 20х годов для меня ассоциировался с церквами, то Москва 20х годов для меня ассоциируется с театрами. В Москве у меня не было прежней вольницы. По воскресеньям я ходил в нашу Всехсвятскую церковь, а в остальные дни должен был регулярно посещать школу. Но зато отец (страстный театрал) считал своим долгом развлекать сынишку: раз в неделю (в воскресенье вечером) я обязательно бывал с отцом в театре.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

     Другое свидетельство о священническом служении передает в своих записках упоминавшаяся уже В. Г. Мирович. Она пишет: “Один из приятелей М. В., тоже священник, однажды сказал: «Когда М. В. в алтаре, он не так как мы, русские, служит, — он ходит перед Богом, предстоит перед Ним, как будто Бог на расстоянии пяти шагов от него. Когда он кадит у престола, он отступает в священном ужасе, чтобы не задеть касанием кадила Адонаи, на Него же не смеют чини ангельстии взирати. С таким лицом, какое я видел у М. В., Авраам беседовал под дубом Мамврийским со Святой Троицей, явившейся ему в виде трех Архистратигов небесных сил. — Мне жалко, прибавил этот священник, обратившись к нам, — что вы не видели этого лица Михаила Владимировича, и поэтому можно сказать, что вы вообще его не видели». О себе могу сказать, , что я это лицо видела у Михаила в день его крещения и еще несколько раз в жизни”.      Интересно и то, что пишет один из друзей о. Михаила — С. И. Фудель: “…Метро в Москве начали строить в 30-х годах. В 1936 г. отец Михаил Шик сказал мне:      — Молитесь везде. Какая будет радость когда вы, например, в метро почувствуете, что «небо отверсто», что нет преград для молитвы. Из этих слов можно заключить, что уже тогда московское метро было освящено молитвой отца Михаила. В том же, кажется, году он и погиб” .      Последнее место официального служения о. Михаила — храм свт. Николая у Соломенной Сторожки (Петровско-Разумовское). Отсюда оба они — и о. Михаил, и настоятель — о. Владимир Амбарцумов ушли за штат в связи с отказом поминать митрополита Сергия как Местоблюстителя Патриаршего престола при живом, но находившемся в заключении митрополите Петре — законном Местоблюстителе. С 1930 г. поминовение именно митрополита Сергия стало обязательным для всех служащих священников. Не уйдя вовремя за штат, оба они могли попасть под запрещение служить.      После этого, видимо, возникла необходимость для отца покинуть Томилино. Во всяком случае, вскоре после нашего отъезда отца там “искали”, приходили и в Москве к бабушкиным соседям по квартире; они сказали, что он переехал в какой-то город “на букву “М”, кажется, в Можайск. На самом деле это был Малоярославец — в 120 км от Москвы по Киевской дороге, — один из городов “101-го километра”. Там уже жило много людей, связанных с Москвой работой или семьей, но лишенных права проживания в Москве.

http://pravmir.ru/vospominaniya-ob-otce/

В ту пору одно за другим издавались распоряжения с петровско-феофановской " просветительской " направленностью, вроде указов о " всуе жегомых " церковных свечах или о " неупотреблении Святых Таин за лекарство аптекарское " . Выходили и такие распоряжения, которые грубо оскорбляли народное благочестие, указы против сооружения часовен, против обычая носить иконы по домам, против богатых риз, дорогих колоколов, драгоценных сосудов. Большой соблазн в народе вызывала настоящая одержимость царя разоблачением народных суеверий, под которыми подразумевались старинные благочестивые обряды. За разглашение ложных слухов о чудесах, видениях и пророчествах он назначил тяжкую кару - вырывание ноздрей и ссылку на галеры. Хуже того, духовникам велено было доносить властям, если кто на исповеди сознается в разглашении ложных слухов о чудесах. И светские и духовные власти обязаны были преследовать народных " пророков " , юродивых, кликуш. Кликуш и бесноватых было велено пытать, пока не сознаются в притворстве. Колдунов подвергали смертной казни. " Просветительское направление " в указах Петра сочетались с самым дремучим варварством» 47-49]. В то же время «чтобы содействовать делу духовного образования, Петр I издал указ, по которому дети духовенства, не обучавшиеся в школах, не допускались к церковным должностям. Без аттестатов " поповичей " запрещено было принимать и в чины " гражданской службы " , кроме " солдатского чина " . Пока число регулярных духовных училищ было невелико, в качестве временной меры при архиерейских домах и больших монастырях было велено устраивать начальные " цифирные " школы, куда принимались дети из всех сословий, а все дети духовных лиц обязаны были проходить эти школы под угрозой принудительной солдатчины. " Духовный регламент " провозгласил обязательность обучения для детей священнослужителей и причетников. Необученные недоросли подлежали исключению из духовного сословия» 35]. «Знаменательным явлением церковной жизни петровской эпохи было обращение ко Христу многих тысяч язычников и магометан.

http://pravoslavie.ru/77634.html

И, слава Господу Богу, на нашей станции «Университет» не было ни одного неприятного инцидента. Если человек интересовался, то подходил и брал Святое Писание. Если человек очень интересовался, то, получив, возвращался еще раз и брал уже несколько штук. Ну а те, которых наши громогласные восклицания: «Подарок к Пасхе от Патриарха!» – вовсе не привлекли, просто проходили мимо. Единственное, что нас расстроило: утром на второй день мы нашли три потрепанных дождем экземпляра Евангелия на крыше торговой палатки, но и то они явно были бережно положены сверху, а не порванными выкинуты в грязь. Но, в любом случае, небрежного обращения к Евангелию следовало ожидать, ведь об этом еще Спаситель нас предупреждал в притче о сеятеле. Как уже было отмечено выше, весьма порадовала соборность «юных апостолов». Недаром и Христос отправлял учеников на проповедь по двое. Присутствие рядом хотя бы одного товарища по разуму – огромная сила. Несколько типичных фраз, с которыми люди брали Евангелие: – Бог любит Троицу! Можно мне три штучки? – Я из другого города, можно с собой для друзей взять? – Наконец-то! Никогда не думала, что православные будут этим заниматься! – Я мусульманин, но жене возьму, она будет рада! – А от Иоанна когда раздавать будете? – Хм! Сретенский!!! Давайте мне пачку! Так что в целом народ жаждет, отнесся к акции благожелательно и с оптимизмом.  Дмитрий Корольков, 3-й курс   Что можно сказать о нашем «миссионерском стоянии»? Стояли по соседству: продавцы носков, распространители рекламных листовок «Одежда для больших», газет с предложениями работы и мы, активисты Русской Православной Церкви. Меня очень занимал вопрос: кто окажется важнее для этого множества людей, спешащего на работу через станцию метро «Петровско-Разумовская». Буквально через полчаса бабульки (со своими носками, газетами и листовками) с угрожающим ворчанием покинули место нашей дислокации… Запомнился один интересный случай. Подошел мужчина, взял «Подарок от Святейшего Патриарха», сказал, что до работы еще долго – почитает. Сразу почему-то вспомнилось из жизнеописания митрополита Антония Сурожского: «Попал ты, мужик». И действительно, через 40 минут возвращается (до работы он не доехал): «Слушай, парень, дай еще: хорошая штука, я сослуживцам отнесу».

http://pravoslavie.ru/5904.html

Источником этой публикации послужили две папки из музея «Старой Москвы», на корешках которых золотом было оттиснуто «Architectura» и цифры «2» и «3». По–видимому, эти два альбома принадлежали к тем семи, в которых были собраны чертежи и рисунки баженовской и казаковской школы из Московской мастерской конца XVIII века. В этих альбомах были проекты церквей, дворцов, театров, оранжерей, мавзолеев, садовых павильонов, решеток и даже мебели. Многие из них были подписаны архитекторами Баженовым, Казаковым, Деламотом и др. Может быть, об этих альбомах В.И. Баженов писал М.Ф. Казакову? Но Матвей Федорович ответил, что у него их нет. Эта новость потрясла Баженова. Он слег и больше не поднялся до самой смерти. В более позднем варианте проекта храма исчезли два боковых флигеля, соединенные с основным зданием открытой балюстрадой, зато появилась двойная симметричная наружная лестница, восходящая своими развернутыми дугами на площадку паперти второго яруса. Сегодня неизвестно, кто был инициатором всех этих изменений проекта. Скорее всего, это сделано по желанию владельца имения. В архитектуре храма можно найти множество аналогий с творениями Баженова: мотив килевидных кокошников, орнамент из треугольников вокруг центрального барабана, пирамидки, шары и другие детали. Искусствовед Г.И. Гунькин считал, что «…от церкви Успения на Покровке к церквям Знамения и в селе Быкове прослеживается путь развития композиции двухколокольного храма в творчестве Баженова. Эту преемственность можно проследить и на последующих постройках, особенно на церкви Лазаревского кладбища, с которой быковская церковь имеет ближайшее родство в архитектурно–художественных и композиционных приемах». Н.А. Кожин убежден, что «творческая мысль Баженова чувствуется в церкви села Быково». Некрасов согласен с ним: «В 1788 году Баженов закончил замечательную церковь в с. Быкове… в поместье М.М. Измайлова». А.И. Михайлов высказывает об архитектуре храма другое мнение: «Автор быковской церкви часто повторяет любимый им мотив килевидной арки с двумя розетками в углах. Но этот же мотив мы находим и в казаковском царицынском дворце, причем рисунок арки совершенно тождественен. Можно ли допустить, чтобы Баженов после сломки своего дворца стал в быковской церкви повторять мотив, часто применяемый в новом дворце Казакова? Другим приемом в архитектуре быковской церкви являются вытянутые узкие ниши, заканчивающиеся двойной арочкой с гирькой. Рисунок этой арочки совпадает с рисунком оконных арок Петровского дворца. Таким образом, здесь повторяется мотив, уже развитый Казаковым в проекте Петровского дворца: сочетание в одной композиции двойной арки с гирькой и килевидного кокошника над ней. Наконец, нельзя не обратить внимания на сходство верхних объемов башен церкви в Быкове с аналогичной формой церкви Петровско–Алабино. Можно найти сходство также в рисунке шпиля шатра быковской церкви и того же мотива в церкви Вознесения на Гороховом поле».

http://sobory.ru/article/?object=01404

В 1911 году отец Иоанн получил звание профессора богословия и был назначен заведующим кафедрой богословия при Петровской сельскохозяйственной академии, а также настоятелем домового академического храма святых апостолов Петра и Павла. В 1916–17 годах читал лекции по богословию студентам Рижского политехнического института, эвакуированного в то время в Москву. В 1917 году епархиальный съезд избрал отца Иоанна членом Поместного Собора от Московской епархии. На Соборе он принимал активное участие в отделах богослужения и преподавания богословия в высших учебных заведениях. После революции, в 1918 году, кафедра богословия была упразднена; отец Иоанн продолжал служить священником в храме при академии. В 1919 году он был возведен в сан протоиерея. В ночь с 16 на 17 августа 1922 года отец Иоанн был арестован и заключен во Внутреннюю тюрьму ГПУ. 18 августа состоялся допрос, и на вопросы следователя священник ответил: «В православном кружке христианской молодежи-студентов бывал около пяти раз в качестве гостя в конце 1921 года и начале 1922 года. Руководителем его я не был. В одно из воскресений Великого поста, перед изъятием ценностей, мною было без всяких комментариев прочитано послание Патриарха Тихона. Считаюсь преданным суду Революционного Трибунала по обвинению в агитации против советской власти. Сознательно я никогда во время проповедей не касался политических тем, но возможно, что иногда приходилось указывать на тяжелое положение страны, голод и прочее». Следователь, по-видимому, сказал ему, что за содеянное он может быть выслан за границу, и отец Иоанн написал заявление, что просит разрешить ему добровольный выезд в город Ригу за свой счет. 19 августа следователь составил заключение по делу и написал: «Рассмотрев дело о гражданине Иване Алексеевиче Артоболевском, бывшем профессоре Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии по кафедре богословия, обвиняемом в использовании своего положения священнослужителя с целью контрреволюционной агитации во время проповедей в храме и в частном быту, в организации в Петровской сельскохозяйственной академии кружков христианской молодежи, в руководстве и придании им черносотенного характера, в разлагающей деятельности среди студенчества в виде постоянной антисоветской и антикоммунистической пропаганды, облеченной в религиозную форму, в распространении и чтении в церкви провокационного послания Тихона перед изъятием ценностей, то есть в пассивном сопротивлении изъятию, и в том, что с момента Октябрьского переворота и до настоящего времени он не только не примирился с существующей в России в течение пяти лет рабоче-крестьянской властью, но ни на один момент не прекращал своей антисоветской деятельности, причем в моменты внешних затруднений для РСФСР он свою контрреволюционную деятельность усиливал, – нашел, что всё вышеизложенное материалами, имеющимися в деле, подтверждается.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ноября 19 (2 декабря) Священномученик Сергий (Махаев) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Сергий родился 6 сентября 1874 года в семье священника Константина Георгиевича Махаева, служившего в Спасской церкви села Усово Московского уезда, где находилось имение великого князя Сергея Александровича. Духовное образование Сергей Константинович получил в Вифанской Духовной семинарии, которую он окончил по первому разряду в июне 1895 года. По окончании семинарии он был определен в псаломщики к московской церкви святителя Николая Чудотворца в Кошелях. С самого начала своей церковной деятельности Сергей Константинович проявил себя как педагог и ревностный проповедник слова Божия. Будучи псаломщиком, он исполнял обязанности учителя в Николо-Мясницкой двухклассной церковноприходской школе (с января 1896 по сентябрь 1897 года), причем делал это безвозмездно, затем (с сентября 1897 по август 1900 года) занимал должность учителя русского языка в старшем отделении Сергиевской в Рогожской слободе церковноприходской школы. В эти же годы он женился на Людмиле Сергеевне Цветковой, дочери московского священника Сергия Цветкова. Детей супруги Махаевы не имели. В 1900 году при Московской Иверской общине сестер милосердия Красного Креста, почетными попечителями которой являлись великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Феодоровна, была построена церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. На священническую вакансию в этой церкви 29 июля 1900 года был назначен псаломщик Сергий Махаев. Преосвященный Парфений (Левицкий), епископ Можайский, 15 октября 1900 года рукоположил его во диакона и 17 октября того же года во священника. В этой церкви отец Сергий прослужил девятнадцать лет. Став священником, отец Сергий получил возможность продолжить педагогическую деятельность уже в качестве законоучителя. С 10 сентября 1901 года с разрешения епархиального начальства он одновременно состоит законоучителем основных классов Петровско-Серпуховского городского начального училища и Торговых классов Московского общества распространения коммерческого образования. Он также становится членомсотрудником Московской комиссии Императорского Православного Палестинского Общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С 1876 г. причт составляют священник и псаломщик. Ныне причт составляют: священник Александр Иоаннов Альбов, окончивший курс в Новгородской духовной семинарии и переведенный сюда в 1876 году из Волькова (Новоладожского уезда): на вакансии псаломщика состоит диакон Василий Васильев Померанцев, окончивший курс в Новгородской духовной семинарии и поступивший сюда в 1862 г. На должности псаломщика состоят: Иоанн Андреев Смирнов и Павел Васильев Успенский. Церковь имеет 400 р. капитала и деревянный дом, в котором живет священник. До 1843 года причт содержался приношениями прихожан и ругою. Руги священнику приходилось от 15 до 20 четвертей ржи и ячменя, диакону – от 8 до 10 четвертей, причетникам – от 4 до 6 четв. Земли церковной было 36 десятин. С 1843 г. причту положено жалованье. Ныне получают: священник – 200 р.; диакон – 100 р.; один псаломщик – 70 р., другой – 60 р.; просвирня – 30 р. Руги собирается до 15 четвертей на причт. Церковную землю причт обработывает чрез наемных людей. Кроме того причт получает проценты с капитала в 1100 р., завещанного на вечное поминовение; за уроки Закона Божия священник получает – 60 р. в год, а диакон – 90. Дом для священника деревянный, на каменном фундаменте, крытый железом, построенный на церковной земле священником Янусовым и в 1872 году купленный церковью. Прочие члены причта имеют собственные дома на церковной земле. На отопление домов выдается от церкви 60 р. с. Соседние приходы: Коложицкий, Яблоницкий, Редкинский и Опольский. Приход состоит из 26 деревень и 7-ми мыз. Из деревень составляющих здешний приход, ближайшие к церкви (от 1 до 2 верст) суть: Ястребино, Шуговицы, Петровско, Беседа, Рогулово и Хревицы; более отдаленные (от 10 до 22 верст): Ромашево, Муликово, Устье, Юрка, Забелье, Поречье, Киноши и Ветки; остальные деревни: Смолеговицы, Котино, Хряково, Городня, Выползово, Лопец, и Недоблицы. К приходу принадлежат мызы: Беседа – в 2 вер. от церкви; Торма – в 4-х; Соловьева Горка – в 6-ти; Лопец – в 9-ти; Пустомержа – в 5-ти и Ивановская – в 15-ти.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

127 Священник Александр Гомановский (1886-?). Рукоположен в 1911 г., во время первой мировой войны служил фронтовым священником. С 1919 г. проповедник и секретарь Братства ревнителей и проповедников Православия. Духовный сын протоиерея Владимира Богданова (в тайном постриге иеромонаха Серафима). С 1922 г. до 1929 г. служил в храме прп. Саввы Освященного в Москве. Арестован в 1929 г., был в заключении на Соловках, после лагеря и ссылки скрывался. В 1938 г. тайно принял монашеский постриг с именем Даниил. Второй раз арестован в 1941 г. Умер в лагере. – Ред. 129 Инокиня Лидия (Лидия Дмитриевна Гаврилова, 1905–1994) – регент, духовная дочь о. Александра Гомановского. В 1930-х гг. отбывала ссылку в г. Семипалатинске. В начале войны оказалась в г. Верее; вместе с архимандритом Данилова монастыря Серафимом (Климковым) уехала на его родину – Западную Украину. Весной 1945 года они были там арестованы и приговорены к 10 годам ИТЛ. После лагеря жила в г. Житомире, регентовала в кафедральном соборе. Умерла и похоронена там же. – Ред. 130 В настоящее время на его месте – лесная поляна и лишь в густой траве можно найти остаток алтарного выступа храма. 132 Священник Петр Пушкинский – настоятель храма во имя св. пророка Илии в Верее. Был арестован в 1937 году. 133 Алексей Владимирович Комаровский (1914–1988), племянник М. Ф. Был арестован в 1933 г. и до 1936 г. отбывал заключение в Сибирских лагерях. 134 Храм свт. Николая у Соломенной сторожки в Петровско-Разумовском. Автор ошибается. Настоятелем храма в 1920-е гг. был о. Василий Надеждин. – Ред. 135 Алексей Владимирович Шенрок († 1968). Сын известного историка литературы В. И. Шенрока. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В начале 30-х гг. рукоположен во диакона целибатом. Отбывал ссылку в Средней Азии. Был близок к епископу Гермогену (Голубеву). 136 Максим Петрович Кончаловский – известный московский врач. Александр Дмитриевич Воскресенский – заслуженный московский врач-терапевт. Летом жил в Сергиевом Посаде, где встречался с Мансуровыми. Лидия Александровна Воскресенская, урожденная Бари. Жена А. Д. Воскресенского. Духовная дочь о. Сергия Мечева . Друг М. Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

Прешове, стал доцентом. В 1954 г. был хиротонисан во епископа Жатецкого. В 1956 г. избран Предстоятелем Православной Чехословацкой Церкви. Занимал этот пост в сане Митрополита до 1964 г. Иоанн ( Михаил Борисович Максимович ; 18961966) – епископ. Родился в дворянской семье в местечке Адамовка Харьковской губ. Предки его по отцовской линии были выходцами из Сербии. В его роду был митрополит Тобольский Иоанн, подвижник, миссионер, духовный поэт и писатель, живший в XVIII в. и причисленный в 1916 г. к лику святых. Учился в Петровско-Полтавском кадетском корпусе, затем в Харьковском университете на юридическом факультете, который закончил в 1918 г. Во времена гетмана П.П. Скоропадского служил в харьковском суде. Вместе с семьей эмигрировал в Королевство СХС. В 1925 г. закончил богословский факультет Белградского университета. Будучи на последнем курсе, посвящен митрополитом Антонием в Свято-Троицкой церкви Белграда во чтеца. В 1926 г. в Мильковском монастыре принял монашеский постриг с именем Иоанн. До 1929 г. законоучитель в сербской гимназии в г. Великая Кикинда. Преподаватель и воспитатель в Духовной Семинарии св. апостола Иоанна Богослова Охридской епархии в г. Битоли. По своим взглядам был убежденным монархистом. В 1934 г. хиротонисан во епископа Шанхайского. Прославился как великий чудотворец. В 1994 г. канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви За Границей. Иоанн ( Дмитрий Алексеевич Шаховской; 19021989) – архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский. Родился в Москве. Учился в Императорском Александровском лицее. В 1920 г. эмигрировал. В 1926 г. принял монашеский постриг на Афоне. В 19321945 гг. настоятель Свято-Владимирского храма в Берлине. Во время второй мировой войны секретарь митрополита Серафима (Ляде) в Германии. С 1947 г. епископ Бруклинский. С 1950 г. архиепископ. Иоасаф ( Иван Васильевич Скородумов ; 18881955) – архиепископ. Родился в семье сельского священника в Новгородской губ. В 1912 г. окончил СПбДА. В том же году принял монашеский постриг. Участник первой мировой войны. В 1920 г. эмигрировал. В Королевстве СХС законоучитель в кадетском корпусе. В 1930 г. в сане архимандрита получил назначение в Канаду, хиротонисан митрополитом Анастасием во епископа. Возглавил кафедру в г. Эдмонтоне. С 1950 г. служил в Аргентине. Скончался в 1955 г. в сане архиепископа Аргентинского и Парагвайского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010