Преосвященный Виссарион, отправляясь в Петербург на заседания Св. Синода, сегодня приехал к нам в Посад с утренним поездом, и так как у нас сегодня же назначено было в 6 час. вечера экстренное заседание Совета, то его и попросили мы пожаловать в это заседание, чтобы in corpore, по счастливому совпадению обстоятельств, приветствовать его с докторством. Он был и благодарил корпорацию академическую за честь удостоения его степени доктора богословия». 3-го июля преосвященный Виссарион, епископ Костромской и Галичский, прислал преосвященному Савве визитную карточку со следующею надписью: «Станция Тверь, июля 3-го. Поздравляю Ваше Высокопреосвященство с возведением в степень доктора церковной истории. Пишу Вам в двух шагах от Вас. Еду в Питер присутствовать в Синоде. Благословите!» 7-го июля преосвященным Саввою получено письмо из Петровско-Разумовской Академии от профессора Анатолия Петровича Богданова следующего содержания: —427— «С чувством глубочайшей радости прочли мы, я и моя семья, известие, что Московская Духовная Академия поднесла Вам диплом на доктора Церковной истории. Кому же и украшать докторство Богословских наук как не такому светильнику Русской Церкви и такому святителю, как Вы. Примите, Ваше Высокопреосвященство, наше сердечное, искреннейшее и почтительнейшее поздравление и удостойте вспомнить в Ваших святых молитвах человека, приготовляющегося уже к переходу в другую, вечную жизнь и всегда глубоко чтившего Вас в своем сердце». В ответ на это письмо преосвященный писал: «Досточтимый Анатолий Петрович! Приношу Вам и любезному семейству Вашему искреннюю благодарность за поздравление меня с докторским званием. Священное знамение сего высокого звания я получил от Св. Синода лишь на сих днях; диплома же на это почетное звание от Совета Академии еще не имею. Примите достопочтеннейший Анатолий Петрович взаимно и от меня усердное приветствие с получением почетного звания доктора философии». 14-го июля преосвященным Саввою получено письмо из Харькова от протоиерея Иоанна Лукича Чижевского, который, от 10-го числа, писал:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 1 9 (2 декабря) Священномученик Сергий Махаев Священномученик Сергий родился 6 сентября 1874 года в семье священника Константина Георгиевича Махаева, служившего в Спасской церкви села Усово Московского уезда, где находилось имение великого князя Сергея Александровича. Духовное образование Сергей Константинович получил в Вифанской Духовной семинарии, которую он окончил по первому разряду в июне 1895 года. По окончании семинарии он был определен в псаломщики к московской церкви святителя Николая Чудотворца в Кошелях. С самого начала своей церковной деятельности Сергей Константинович проявил себя как педагог и ревностный проповедник слова Божия. Будучи псаломщиком, он исполнял обязанности учителя в Николо-Мясницкой двухклассной церковноприходской школе (с января 1896 по сентябрь 1897 года), причем делал это безвозмездно, затем (с сентября 1897 по август 1900 года) занимал должность учителя русского языка в старшем отделении Сергиевской в Рогожской слободе церковноприходской школы. В эти же годы он женился на Людмиле Сергеевне Цветковой, дочери московского священника Сергия Цветкова. Детей супруги Махаевы не имели. В 1900 году при Московской Иверской общине сестер милосердия Красного Креста, почетными попечителями которой являлись великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Феодоровна, была построена церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. На священническую вакансию в этой церкви 29 июля 1900 года был назначен псаломщик Сергий Махаев. Преосвященный Парфений (Левицкий), епископ Можайский, 15 октября 1900 года рукоположил его во диакона и 17 октября того же года во священника. В этой церкви отец Сергий прослужил девятнадцать лет. Став священником, отец Сергий получил возможность продолжить педагогическую деятельность уже в качестве законоучителя. С 10 сентября 1901 года с разрешения епархиального начальства он одновременно состоит законоучителем основных классов Петровско-Серпуховского городского начального училища и Торговых классов Московского общества распространения коммерческого образования. Он также становится членом-сотрудником Московской комиссии Императорского Православного Палестинского Общества.

http://fond.ru/kalendar/1287/sergiy/

По версии ученых, следователь, возможно, объяснил священнику, что за это он может быть выслан за границу, и отец Иоанн сам написал заявление с просьбой опустить его в Ригу. За эту добровольность следователь решил выпустить его из-под стражи с обязательством уехать в семидневный срок. Однако пастыря отпустили всего на два дня: другой следователь ревтрибунала, усмотрев в предъявленном священнику обвинении его опасность и способность «причинить ущерб диктатуре рабочего класса», приказал снова арестовать его и отправить в Таганскую тюрьму, где он пробыл до осени. В октябре 1922 года было составлено обвинительное заключение, где в вину протоиерею Иоанну уже вменялось зачитывание с амвона послания патриарха Тихона. Священника приговорили к 3 годам заключения, но в январе 1923 года постановлением ВЦИК он был освобожден. В 1924 году отец Иоанн был награжден митрой и включен в состав членов Высшего Церковного Совета при Святейшем Патриархе Тихоне. Все складывалось, вроде бы, хорошо, он даже вернулся в Петропавловский храм и служил в нем вплоть до его закрытия в 1927 году, а затем был назначен настоятелем Введенского храма в Черкизово. В январе 1933 года священника опять арестовали вместе с другими пастырями по обвинению в беседах на религиозные темы и антисоветской пропаганде. После трехлетней ссылки он вернулся в Москву, но в январе 1938 года был в снова арестован, на этот раз по поводу «академического дня». Этот повод имел отношение не к Петровской академии, а к Московской духовной академии, в которой учился отец Иоанн и которая была давно уже закрыта властями. Ее выпускники приходили на молитвенные собрания, вспоминая о своем пребывании в стенах «у Троицы». По обвинению в контрреволюционной агитации отца Иоанна приговорили к смертной казни. Он был расстрелян 14 февраля 1938 года и похоронен в общей могиле на полигоне в Бутово. На Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года он был канонизирован как священномученик. Напомним, что и сын последнего настоятеля Петропавловского храма Иван Иванович Артоболевский тоже оказался причастен к русской истории: он стал академиком, крупнейшим специалистом по теории машин и механизмов.

http://pravoslavie.ru/552.html

Вследствие этого преосвященный Амвросий был предметом разговоров для профессоров академии даже за их товарищеским обедом, после которого они написали ему письмо следующего содержания: «Ваше преосвященство, епископ Амвросий! Учебный персонал Петровской Академии, собравшись в дружеском кружке, вспомнил сегодняшнюю вашу высоконравственную и глубокоразумную речь и высказанное вами сочувствие к процветанию Академии. Счастлива была бы Россия и русский народ, имея больше таких представителей церкви, как вы. Пусть ваши дни будут долги для плодотворной работы. Ф. Арнольд, И. Шерцель, А. Темирязев, А. Фадеев, Г. Густавсон, Шишкин, Реш, Турский, Чижев, В. Собичевский, Г. Траутенвальд, Захаров, Фр. Фельдман, Шене, Иванюков, Як. Цветков, Р. Шредер». На этом акте был и слышал речь преосвященного Амвросия тогдашний московский Почт-Директор тайный советник и камергер С. Подгорецкий. 28-го ноября вечером он писал Преосвященному Амвросию о впечатлении его речи на студентов следующее: «На акте у нас говорил речь архиерей; говорил более получаса и – так хорошо, так разумно, все так его заслушались, что как бы онемели. 400 человек стояли так тихо, что слышен был бы полет мухи. Говорил он о вещах интересных для всякого человека: об идеалах, т. е., о совершенстве, к которому должен стремиться всякий, о совести, о свободной воле человека, о несовершенстве человеческих знаний, о влиянии религии на честного человека и, наконец, просил студентов, чтобы они не подрывали религии и не смеялись над нею между крестьянами, так как вместо нее ничего не могут дать им. Любо было слушать его, – душа радовалась. Целый день после этого почти только и говорили, что про его речь. Таких архиереев надо со свечкой поискать. Вот отзыв одного студента Петровско-Разумовской Академии». Преосвященному Амвросию принадлежала мысль об учреждении в Москве Общества попечения о детях просящих милостыню. При помощи Божией мысль эта скоро осуществилась и 27-го декабря 1879 года состоялось открытие Общества. В день открытия сам преосвященный совершал Божественную литургию в Спасской, на Сретенке, церкви, а после литургии он произнес речь, в которой выяснил сущность обязанностей, принятых на себя членами новооткрытого общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Конечно, он не был политическим слепцом. Его скорее можно назвать царём-идеалистом, но не от того, что увлекался какими-то несуществующими и невероятными философскими или социальными " идеями " , а потому, что всегда оставался преданным лишь одному вечному и бесспорному идеалу - Иисусу Христу. " Дон-Кихот Самодержавия " Дочь поэта Ф.И Тютчева фрейлина А.Ф. Тютчева (в замужестве Аксакова) назвала Николая Павловича " Дон-Кихотом Самодержавия " . Это определение в данном случае вполне уместно, если само нарицательное имя " Дон-Кихот " воспринимать в его в первичном значении, как обозначение человека, беспрекословно преданного чести и долгу. Николай Павлович был последним в европейской истории стражем легитимизма, базирующегося на нераздельных христианских принципах иерархии и патернализма. Потому в 1849 году он, наперекор рациональным выкладкам и расчётам, бросил русскую армию на подавление венгерского восстания, угрожавшего целостности австрийской империи и существованию династии Габсбургов. Однако прошло всего несколько лет, и Австрия заняла резко враждебную позицию по отношению к России. Подобное развитие событий стало крушением не только легитимистской политики Николая I, но и предательством исходных христианских принципов " Священного союза " . Однако Николай Павлович в том крушении повинен не был, до конца исполнив роль благочестивого и благородного правителя. При Николае Павловиче Россия начала возвращать себе то, что было отброшено и предано забвению со времени Петровской " голландизации " страны - национально-государственное самосознание. Это не было, как иногда утверждается, только " имперской идеологией " ; идея о " величии империи " осеняла весь XVIII век. Но петровско-екатерининское " величие " отражало только внешний абрис страны, её размеры и государственную мощь. При Николае I пришло осознание, что Россия не просто великая мировая держава, но она уникальна, неповторима, что она не только не стала за сто лет " голландией " , но и никогда не сможет ею стать, потому что она - обитель Православия. Возникло понимание нового содержания, иного смысла русского исторического бытия, совсем не сводящегося теперь только к калькированию, копированию европейских форм, норм и приёмов. В его эпоху складывается русское национально-государственное самосознание, явленное великими творцами и подвижниками.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

«Годы жизни святой блаженной Матроны в Москве - время жестоких гонений на Церковь и на верующих, - напомнил архимандрит Иов Гумеров. - Блаженная Матрона была старицей и принимала людей, чтобы им помочь. Это быстро становилось известно соседям и властям. Поскольку она была прозорливой, то знала о грозящей опасности. Сама не боялась за себя, но знала, что могут пострадать хозяева, у которых она жила». В 1937-1938 гг. были расстреляны более 100 тысяч священно- и церковнослужителей. Только на Бутовском полигоне похоронены около 1000 человек, казненных за исповедание православной веры. Чтобы не подвергать риску других людей, Матрона часто переезжала с места на место. Среди адресов, по которым она жила, называют Вишняковский переулок, Пятницкую улицу, Загорск (Сергиев Посад), Царицыно, Петровско-Разумовское и др. Заботились о Матроне послушницы, как их называют в Житии, или хожалки, которые жили вместе с ней. Москвичка Елена видела их, когда приходила молиться на могилу блаженной в 1991 году. «Это были худенькие женщины, все в черном, - вспоминает она. - Они были строгие и одновременно благодатные. Описать это трудно. Видимо, Матронушка за них очень сильно молилась». Откуда были эти женщины, почему оказались рядом с Матроной, неизвестно. Сохранилось лишь несколько имен: Пелагея, Даша, Татьяна, Груша. Да еще Поля Ракитинская, которая приехала в Москву со станции Узловая, расположенной примерно в 50 км от села Себино. «Я приехала к Матроне, - вспоминала жительница Себино Александра Гуськова, навещавшая старицу в Москве. - Домик деревянненький был такой. Стучусь. Выходит хожалка. «Вам кого?» «Я приехала к Матронушке». «Я не могу вас пустить, я вас не знаю». Дверь открыта была. Матрюша услышала и говорит оттуда: «Пусти, пусти ее»». В середине 30-х годов Иван и Михаил Никоновы тоже переехали в Москву, об этом их потомки рассказали сотрудникам себинского музея. Известно, что Иван помогал Михаилу строить дом на Воробьевых горах. Достоверных сведений об отношениях братьев с блаженной Матроной не сохранилось. Но на похороны сестры они пришли.

http://pravoslavie.ru/129122.html

В 1914–1918 годах служил в армии в чине унтер-офицера инженерных войск. В 1918 году принял православие. Вскоре женился на княжне Наталье Дмитриевне Шаховской – известной детской писательнице. Семья поселилась в Сергиевом Посаде, где Михаил Владимирович принимал участие в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины Свято-Троицкой Сергиевой лавры, а также преподавал историю в Сергиево-Посадском педагогическом техникуме. В1925 году митрополитом Петром (Полянским) рукоположен во диаконы; в том же году арестован и сослан в Туркестан. В ссылке в 1927 году рукоположен во священники. Был близок к отцу Сергию Мечёву . После возвращения в Москву с 1928 по 1930 год служил в храме Святителя Николая на Маросейке, где его очень тепло приняли прихожане, а с 1930 по 1931 год – в Никольской церкви у Соломенной Сторожки. Преследуемый властями, вынужден был уехать из Москвы. Поселился в Малоярославце, совершал богослужения в устроенной им домовой церкви. На жизнь (в семье родилось пятеро детей) зарабатывал переводами и литературным трудом. В 1937 году был арестован и 27 сентября расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Священномученик Василий Надеждин (1895–1930) Родился в Москве в благочестивой семье служащего Дворцового управления. Предки его ревностно служили на церковных приходах Тамбовщины. В 1910 году окончил Заиконоспасское духовное училище, в 1920-м – Московскую духовную академию. 7 июня 1921 года рукоположен Святейшим Патриархом Тихоном во иерея к церкви Святителя Николая у Соломенной Сторожки в Петровско- Разумовском, приход которой составляла преимущественно научная интеллигенция, сотрудники Петровской (ныне – Тимирязевской) сельскохозяйственной академии. Как пастырь отец Василий имел особое попечение о молодежи, вступавшей в жизнь в богоборческое время. Был дружен со священником Владимиром Амбарцумовым, С. А. Никитиным (будущим епископом Стефаном). 28 октября 1929 года арестован. В Бутырской тюрьме встретился и имел продолжительную беседу с отцом Сергием Мечёвым , с которым был духовно близок. Приговорен к трем годам лагерей. В ноябре 1929 года отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, но из-за прекращения навигации оставлен до весны в Кеми. 19 февраля 1930 года скончался в лагерной больнице от сыпного тифа и последовавшей гангрены. Прославлен в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Протоиерей Сергий Смирнов (1873–1945)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Папа, будучи от рождения не православным, просил «маму» держать православный быт в доме. Все церковные праздники у нас начинались, конечно, хождением в церковь, а потом — обязательно праздничный стол, на который «мама» была большой мастерицей: всё было вкусно, несмотря на скудость продуктов. Последней страницей в открытой священнической жизни отца была светлая страница, связанная с его службой в храме Святителя Николая у Соломенной сторожки. Это была замечательной красоты деревянная шатровая церковь, построенная за северной окраиной Москвы неподалеку от Петровско-Разумовской (ныне Тимирязевской) академии. Когда-то к академии ходил от Страстной площади паровичок — позже его сменил трамвай, — и одна из остановок называлась необычно и необъяснимо трогательно: «Соломенная сторожка». Давно снесена была эта самая сторожка под соломенной крышей, но в памяти зацепилось удивительно русское название, которое позже прилепилось к украшенному ажурной резьбой павильону остановки, а позже перешло и на возведенный перед революцией храм. Прихожанами были большей частью преподаватели и служащие академии, обожавшие своего батюшку, отца Василия Надеждина, также прославленного позже в лике святых священномучеников. Проповедями батюшки — русского красавца с добрыми голубыми глазами и красивым голосом — заслушивались прихожане, хотя и не всегда были проповеди отца Василия в пользу властей. Но тучи сгущались, милиция запретила батюшке появляться в своем доме у храма, и, в конце концов, в слякотную осеннюю ночь 1929 года отца Василия арестовали. Сослан он был в кемский лагерь, где заболел сыпным тифом. Следом началась гангрена: с уколом внесли батюшке инфекцию. Беременная жена его, оставив, в Москве четверых детей, поехала к мужу и измыслилась скрытно причастить его Святых Таин. 19 февраля отец Василий скончался. Похоронили его в Кеми. По воспоминаниям очевидцев весть о кончине любимого батюшки быстро облетела прихожан, и они потихоньку стали собираться в темном храме. Службы не было, и тишину нарушали только редкие женские всхлипы да потрескивание свечей. Их тусклый свет освещал образа иконостаса и стоявшую у амвона высокую аскетическую фигуру близкого друга отца Василия — отца Владимира Амбарцумова. Его удлиненное смуглое лицо было скорбным и величественным. Он тихо начал свое прощальное слово об умершем друге, об ушедшем духовном пастыре, об осиротевших его чадах: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10, 11). Говорил он об отце Василии как о человеке бесконечной доброты и любви к людям и призвал духовных его чад не забывать осиротевшую семью доброго батюшки…

http://pravmir.ru/kaleda-moli-boga-o-nas...

В 1911 году настоятелем Петропавловского храма и преподавателем богословия в Московском сельскохозяйственном институте, то есть в бывшей Петровской академии, стал выдающийся пастырь, священномученик Иоанн Алексеевич Артоболевский. Родом из Пензы, из семьи священника, он окончил Московскую духовную академию, одно время занимался историей в Московском археологическом институте, был учеником Ключевского, а в 1905 году принял священнический сан. Через несколько лет отца Иоанна избрали профессором и заведующим кафедры богословия в Московском сельскохозяйственном институте, избрали вопреки желанию министра просвещения, который не соглашался с его кандидатурой, считая его «либералом», – под этим словом тогда понимали всякого свободомыслящего, развитого и ученого человека. Отцу Иоанну предстояло стать последним настоятелем этой церкви.   «В те годы дальние, глухие» После указа СНК об отделении Церкви от государства и школы от Церкви кафедра богословия в Московском сельскохозяйственном институте была закрыта, церковь была отделена от института и теперь ненадолго стала обыкновенным приходским храмом, в котором продолжал служение отец Иоанн, в 1919 году возведенный в сан протоиерея. Он стал совсем ненужным власти, как и вверенный ему храм на территории академии союзного значения, что и определило его судьбу. Первым ударом было изъятие церковных ценностей в апреле 1922 года – собрали чуть больше пуда. В августе отец Иоанн был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации «с использованием своего положения священнослужителя», а также в организации кружка христианской молодежи при Петровской сельскохозяйственной академии и в распространении «провокационного» послания патриарха Тихона по поводу изъятия церковных ценностей. Священник отвечал, что на собраниях христианской молодежи бывал, но «не руководительствовал», на воскресной службе в Петропавловском храме действительно читал послание патриарха Тихона, но не комментируя, и вообще не касался в проповедях политических тем, кроме слов о тяжелом положении страны и о голоде.

http://pravoslavie.ru/552.html

Священномученик Василий (Надеждин ) .12.01.1895-19.02.1930. Ил.: Иерей Василий Надеждин. Фото 1920-х гг.; Из последнего письма отца Василия жене Елене, написанного в пересыльной тюрьме в Кеми 24 декабря 1929 года. В. Надеждин; Его жена Елена; Могила Василия (Надеждина) на кладбище в Кеми. Фото//Фома. февраль 2021. — С.24-27. — (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Священномученик Василий родился 12 января 1895 года в Москве в семье чиновника Дворцового управления Федора Надеждина. В 1910 году окончил Заиконоспасское духовное училище, в 1916 году — Московскую духовную семинарию и в том же году поступил в Московскую духовную академию. Однако после прихода к власти большевиков духовная академия (в начале 1919 года) была закрыта. В 1919 году Василий Федорович обвенчался с Еленой Сергеевной Борисоглебской и уехал в село Никольский Поим Чембарского уезда Пензенской губернии, где служил знакомый ему священник, и поступил учителем в школу. В марте 1921 года он решил переехать с семьей поближе к Москве и устроился счетоводом в управлении узкоколейки в Орехово-Зуеве. 24 июня 1921 года Василий Федорович был рукоположен во диакона, а 26 июня — во священника к Никольскому храму у Соломенной Сторожки в Москве, построенному как храм 675-й пешей Тульской дружины в начале ХХ столетия. В храм ходили разные люди, но состав приходской общины прежде всего определялся близостью Петровско-Разумовской академии. Группа ее профессоров и преподавателей обратилась к отцу Василию с просьбой заняться религиозно-нравственным воспитанием их детей. Он живо отреагировал на просьбу: создал молодежный хор, поющий на правом клиросе храма, учил юношей и девушек не только церковному пению, но и церковной службе, разбирал основные вопросы вероучения, ходил с ними на концерты классической музыки, читал и обсуждал литературные произведения. Для маленьких детей в доме отца Василия проводились запрещенные тогда рождественские елки. Отец Василий был прекрасным проповедником. Московская духовная академия, хотя и была официально закрыта, продолжала существовать.

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-214-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010