В последней трети XIX столетия рядом с парком была открыта Академия. В 1917 году Петровско-Разумовское, к тому времени уже изрядно обжитое, вошло в состав Москвы. Одним из храмов, расположенных на его территории, был храм Святителя Николая. Храм Святителя Николая в Петровско-Разумовском, прозванный Соломенной Сторожкой, известен давно. Построен он в начале XX столетия, во время Первой мировой войны, и принадлежал сначала храму во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла при Сельскохозяйственном Институте. Теперь это изысканное небольшое строение находится в глубине жилых кварталов, среди дворов, несколько в стороне от Ленинградского проспекта и Кронштадтского бульвара. В конце 10х — начале 20х годов XX столетия в стенах Соломенной Сторожки служил замечательный священник, теперь прославленный как священномученик, иерей Василий Надеждин. Прожил он всего 35 лет (1895–1930), но его по праву можно назвать старцем. Передо мной — рассказ об одной из самых пронзительных судеб. Среди материалов будут и фрагменты писем Священномученика. Именно письма отца Василия и хочется сделать центром повествования. Василий Надеждин родился 12 января 1895 года в семье служащего дворцового управления Федора Алексеевича Надеждина и его супруги Софии Павловны. Василий был пятым ребенком в семье. Он родился на святках и был наречен в честь Василия Великого . То был его Ангел. Василий Надеждин смолоду мечтал быть священником; будто предчувствовал, какую ценность приобретет священство в недалеком будущем. Согласно семейному преданию, отрок Василий проводил до дома старого больного священника, который, благословив мальчика иконой Святителя Николая, предсказал ему будущее служение. Предсказание впоследствии исполнилось. Последний храм, в котором служил иерей Василий, был Святителя Николая, Соломенная Сторожка. Об отношениях в семье, а особенно об отношении детей к родителям — свидетельствует следующее письмо из архива. Федор Алексеевич пишет своей невестке Елене Сергеевне, матушке отца Василия: «В старину я слышал изречение: „Дети — благословение Божие“. Оглядываясь на прожитое мною долголетие и припоминая виденное мною в течение этого долголетия, конечно, я непререкаемо убедился в великой правде этого изречения. И меня лично не раз спасало от многих житейских искривлений сознание о моем долге и обязанностях перед детьми, в чем и видел благословение Божие». Федор Алексеевич был старостой Покровской церкви в Малом Левшинском переулке. Кончина старосты пришлась на Покров 1935 года. Отец на пять лет пережил своего сына. |
А все-таки, несмотря ни на какие личные невзгоды и напасти, следует спешить делать добро». В июле 1920 года Василий Федорович вернулся в Москву, сдать выпускные экзамены в Академию. Выпускники для сдачи экзаменов приходили на квартиру к отцу Владимиру Страхову. Еще после смерти сестры Анны Василий Федорович принял решение перебраться поближе к Москве, а теперь представилась возможность. В начале 1921 года Василий Федорович устроился счетоводом в Построечном управлении узкоколейки города Орехово-Зуево. Состоялся переезд в Петровско-Разумовское, к тестю Василия Федоровича, отцу Елены Сергеевны, Сергею Андреевичу Борисоглебскому. 3 июля 1921 года Василий Федорович был рукоположен Святейшим Патриархом Тихоном во диакона, а уже 7 июля, в праздник Рождества Иоанна Предтечи — во иерея. Приписан к церкви во имя святителя и Чудотворца Николая у Соломенной Сторожки. Храм Святителя Николая у Соломенной Сторожки — единственное место священнического служения отца Василия до самого дня его ареста в 1929 году. Храм был построен усердием офицеров 675 пешей тульской дружины, расквартированной в Петровско-Разумовском. Автор проекта — Федор Шехтель. Храм освящал Можайский епископ Димитрий (Добросердов) в 1916 году. Церковь была построена на земле Сельскохозяйственного Института и приписана к Институтской Петропавловской церкви. Институтский храм, как и все храмы при учебных заведениях, после революции был закрыт, а его прихожане стали посещать Никольскую церковь. К 1924 году в южной части летнего неотапливаемого храма был устроен теплый придел. Прихожане Никольского храма в начале двадцатых годов были, в основном, из научной интеллигенции, служившей при Сельхозинституте. Новый священник всем пришелся по душе, и вскоре группа профессоров Института — после того, как институтский храм был закрыт, — обратилась к отцу Василию с просьбой заняться христианским просвещением их детей. Отец Василий словно бы ждал этого предложения. Ведь он готовил себя именно к этой деятельности! Вскоре в храме появился большой прекрасный хор, составленный из приходской молодежи. Отец Василий очень много времени проводил с детьми, и, кажется, просто не мог от них устать. Вел с ними долгие беседы об основах христианского нравственного учения и отвечал на бесконечные вопросы. Вместе с подопечными посещал порой концерты классической музыки, разбирал литературные произведения. Помогали члены приходской общины. |
Однако Петровское село принадлежало не Петру, а его дяде – Льву Кирилловичу Нарышкину, тому самому, что строил нарышкинские церкви по всей Москве, а потом его сыну – Ивану Львовичу, которого Петр отправил за границу учиться морскому делу. И вот его-то дочь, Екатерина Ивановна Нарышкина, фрейлина и любимая дальняя родственница государыни Елизаветы Петровны, одна из самых богатых невест России, в 1746 году вышла замуж за другого любимца государыни – графа Кирилла Григорьевича Разумовского. Их обручение было очень парадным, а на свадьбу приехала сама царица, которой Нарышкина приходилась «внучатой сестрой». И поэтому вся императорская фамилия посетила ее московский родовой дом на Воздвиженке, где был дан роскошный пир. На следующий день после свадьбы Нарышкину пожаловали в статс-дамы и одарили богатым портретом. Петровское же, как и дом на Воздвиженке, было ее приданым. Так у старой вотчины появился новый блистательный хозяин, давший ей второе имя – Петровско-Разумовское. Наследство сиятельного графа Кирилл Григорьевич Разумовский, потомок малороссийского казака Григория Розума, был братом сиятельного Алексея Разумовского, фаворита императрицы Елизаветы, с которым она, по преданию, тайно обвенчалась и родила от него дочь Августу – легендарную княжну Тараканову. Кирилл Григорьевич выдвинулся на первые роли из-за положения при дворе брата, но в немалой степени и за счет блестящих личных способностей. Получив образование в Европе, он по возращении в Петербург, в 1745 году был пожалован в камергеры. Придворная «наука» была его стихией, в манерах светского обращения К. Г. Разумовский отличался тонким умением держать себя. Хорошо образованный, знавший иностранные языки, он с молодых ногтей пустился во все тяжкие великосветской жизни и почти ежедневно пребывал в обществе государыни. Наверно, именно поэтому, «в рассуждении усмотренной в нем особливой способности и приобретенного в науках искусства», граф Разумовский в 22 года был назначен президентом Академии наук – в тот год, когда состоялась его свадьба с Нарышкиной. Первый же указ елизаветинского фаворита на столь ответственном посту был о печатании при академии гражданских книг, «в которых польза и забота соединены были бы с пристойным к светскому житию нравоучением». В 1750 году он даже был избран в гетманы Малороссии, но к своим обязанностям относился так, что сам говаривал: «Последним гетманом был только Иван Мазепа». Есть предание, что именно ему, светскому льву Кириллу Разумовскому, Россия была обязана повальной галломанией русского высшего общества и его переходом на французский язык. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоанн Артоболевский. Фотография. Таганская тюрьма. 1938 г. Алексеевич Артоболевский (9.01.1872, с. Проказна Мокшанского у. Пензенской губ.- 17.02. 1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот., проф. богословия. Из семьи священника. После окончания в 1891 г. Пензенской ДС как лучший ученик был направлен для продолжения образования в МДА, которую окончил в 1895 г. 19 июня 1896 г. утвержден в степени кандидата богословия (магистранта). В марте-сент. 1896 г. помощник секретаря Совета и Правления МДА. С сент. 1896 по авг. 1905 г. преподавал Свящ. Писание и евр. язык в Вифанской ДС и географию во 2-м классе Филаретовского уч-ща при Александро-Мариинском доме призрения в Сергиевском посаде. В 1899 г. удостоен звания магистра богословия за работу «Первое путешествие св. ап. Павла с проповедью Евангелия: Опыт историко-экзегетического исследования», в том же году избран на должность преподавателя евр. языка в МДА. В период службы в МДА И. учился в Московском археологическом ин-те. Имел чин надворного советника. 6 июля 1905 г. Московским митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры рукоположен во иерея к ц. св. равноап. Марии Магдалины при Имп. коммерческом уч-ще в Москве, где в 1905-1911 гг. служил также законоучителем. В 1907 г. назначен настоятелем Александро-Невского храма при Усачевском уч-ще. С 1911 г. профессор богословия, зав. кафедрой богословия при Петровской сельскохозяйственной академии (до 1918, когда кафедра богословия в академии была упразднена) и настоятель домовой академической ц. во имя св. апостолов Петра и Павла. Об архитектуре этого храма И. была написана статья (Храм в Петровско-Разумовском: [История храма, архит. особенности храма]//Сб. в память 50-летия Высшей сельскохозяйственной школы в Петровско-Разумовском. М., 1917. Т. 2. Ч. 1. С. 46-98). И. был знаком с историком В. О. Ключевским, с которым они были родом из одного уезда. И. обладал широкой эрудицией, знал древние и новые языки. Был одним из инициаторов и участников комиссии по созданию юбилейного сб. «У Троицы в Академии (1814-1914)» (М., 1914). В 1916-1917 гг. читал лекции по богословию студентам Рижского политехнического ин-та, эвакуированного в то время в Москву. Был награжден орденом св. Станислава 3-й степени. В 1917 г. избран членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от Московской епархии. На Соборе принимал активное участие в работе ряда отделов. В 1919 г. возведен в сан протоиерея. В 1-й пол. 1922 г. участвовал в собраниях Союза христ. молодежи в помещении сельскохозяйственной академии. |
В 1896 году царь Николай II и сенат утвердили устав Товарищества Петровско-Никитской мануфактуры П.Г. Брунова. Вот что было сказано в тексте указа: «Государь император, по положению Комитета Министров, Высочайше повелеть соизволил разрешить Богородскому купцу Петру Григорьевичу Брунову, жене его Марии Гавриловне Бруновой и Богородскому купеческому сыну Ивану Петровичу Брунову учредить Товарищество на паях, под наименованием: «Товарищество Петровско-Никитской мануфактуры ковровых, клеенчатых и льноткацких изделий П.Г. Брунова и Ко». Одновременно с этим Брунов задумал строительство в Каменке недалеко от своей усадьбы величественной церкви во имя Живоначальной Троицы с приделами Черниговской иконы Божией Матери и первоверховных апостолов Петра и Павла, в день которых храмоздатель отмечал именины. Официально приход Троицкой церкви в Каменках был утвержден церковной властью 8 июля 1900 года. На обращение митрополита московского Владимира (Богоявленского) в Синод было дано такое заключение: «Согласно представлению Вашего Преосвященства, и заключению хозяйственного управления, Святейший Синод определяет: при Троицкой церкви в деревне Каменке Богородского уезда, открыть самостоятельный приход, с причтом из священника и псаломщика…». Купцы Бруновы были известны в округе и другими благотворительными и полезными начинаниями. Петр Григорьевич был попечителем училища при селе Сафонове и учредителем больницы при фабрике в Обуховской подгорной слободе. В 1899 году Петр Брунов на собственные средства учредил а затем содержал церковно-приходскую школу на погосте Лужки соседнего Бронницкого уезда, за что два года спустя был удостоен по указу Николая II орденом святой Анны третей степени. Супруга Мария Гавриловна была попечительницей школы в уже упоминавшейся Обуховской слободе. Петр Григорьевич Брунов скончался вскоре после строительства церкви в 1902 году. Его супруга Мария Гавриловна умерла через год. Дело попечения о храме продолжил их сын Иван Петрович, который еще с 1901 года занимал должность старосты Троицкой церкви в Каменке. Внук храмоздателя Троицкой церкви в Каменке Николай Иванович Брунов стал впоследствии известным советским искусствоведом, исследователем церковной архитектуры Византии и Древней Руси. Н.И. Брунов учился в Московском университете, работал педагогом, был членом Академии строительства и архитектуры. Большое влияние на ученого еще в гимназические годы оказали уроки теоретика искусства А.В. Бакушинского, а позднее в 1925 году – поездки в Стамбул и Малую Азию, где он смог познакомиться с древними византийскими памятниками. |
С благословения Божия нынешним Митрополитом Рашско-Призренским Владыкою Никифором дарована нам в управление древняя православная славянская святыня – Высоко-Дечанская Лавра, расположенная среди гор, населенных дикими арнаутами (албанцами), и полуразрушенная от набегов беспокойных соседей. В этой знаменитой Лавре покоятся целокупные мощи строителя её, святого короля Стефана Дечанского, открыто и сестры его, Царицы Елены, под спудом, в отдельных же ковчегах есть части мощей многих других святых угодников Божиих. На обязанность мою легла трудная задача – восстановить и оправить эту древнюю святыню, куда уже послано мною двадцать человек из числа испытанной братии нашей обители на Афоне. Имея постоянное свое местожительство в обители святого Иоанна Златоуста на Афоне, управляю этой Лаврой, а потому всепокорнейше просим Вас не отказать нам в посильной своей помощи – чем можете и как Господь Вам укажет. В той местности, раньше населенной православными сербами, теперь преобладает народность арнауты мусульманской веры, кои и истребили огнем и мечом почти всех православных сербов. Восстановлением Высоко-Дечанской Лавры и населением её русскими иноками привлекутся опять к святой вере отпавшие через ужасы и страх мусульманизма сербы и другие тамошние народности, имея пред собой свободной духовную опору – свою древнюю святыню Высоко-Дечанскую Лавру. Призывая на Вас милости и щедроты Царя Небесного и Владычицы мира, остаемся навсегда Вашими смиренными молитвенниками. Настоятель обители святого Иоанна Златоуста и игумен Высоко-Дечанской Лавры иеросхимонах Кирилл с братией. Адрес для денежных, заказных и закрытых писем в нашу обитель, а также желающим своими приношениями содействовать обновлению Высоко-Дечанской Лавры следующий: через Одессу на Афон настоятелю обители святого Иоанна Златоуста и игумену Высоко-Дечанской Лавры иеросхимонаху Кириллу с братией. По введении по всей России вместо кредита золотой монеты затруднительно найти кредитных рублей, а подчас даже и невозможно, в особенности в деревнях и селах; а переводы и звонкую монету почтовые учреждения на Святую Афонскую Гору и вообще за границу не принимают и тем наносят святым нашим обителям весьма великую тщету. Поэтому мы учредили в городе Одессе своего доверенного. Он уполномочен законными доверенностями, и просим жертвователей и благодетелей наших золотую монету и переводы посылать через нашего доверенного по следующему адресу: В город Одессу. Базарная улица, дом 19. Доверенному Высоко-Дечанской Лавры для пересылки на Святую Афонскую Гору настоятелю обители святого Иоанна Златоуста и игумену Высоко-Дечанской Лавры иеросхимонаху Кириллу с братией. Если же почему-либо почтовые чиновники не будут принимать жертвы для отсылки по сему адресу через Одессу, то просим посылать: через хозяйственное управление при Святейшем Синоде на Афон настоятелю обители святого Иоанна Златоуста и игумену Высоко-Дечанской Лавры иеросхимонаху Кириллу с братией. |
Но как Иисус Христос тогда явился в виде человеческом, тогда Слово плотию бысть, когда самая полунощь была, когда сильная адская тма покрыла человеческие внутренние очи, и когда не сильно уже было наружное, чрез Пророков сообщаемое Слово Божие отвлещи человеков от тмы нечестия и заблуждений; явился яко Солнце правды на горизонте видимого мира сего, дабы полным сиянием Своим прогнать адскую тму и просветить человеков: так точно антихрист тогда явится во плоти, во образе человеческом, когда после совершенного людей отступления от власти Божией и власти человеческой, после великого распространения тмы его, начнет паки рассветать, начнет паки духовный свет просиявать чрез ревностную Евангельскую проповедь, начнет всех от греховного сна пробуждать, начнет всем внутренние очи открывать и просвещать, начнет человеков во многом количестве ко Христу обращать и спасение им оставлять. Чтобы духовный сей рассвет прекратить, чтобы Восточную сию зарю помрачить, чтобы распространение небесного Света Христова уничтожить; антихрист приидет в виде человеческом с великими ложными чудесами. В видимой неодушевленной природе премудрый Бог такой установил порядок, что то восток владычествует, то запад обладает, то свет везде сияет, то тма все покрывает, то день бывает, то нощь заступает, и иногда день более продолжается, а иногда нощь. Сей же наружных вещей от Бога уставленный порядок есть не что другое, как видимое изображение состояния духовного Света и духовной тмы: и сии такожде борются и переменяются. Бог сперва сотворил Ангельский разумный Свет, и не было никакой тмы, как разве только в единой внутренней возможности: потом часть оного Ангельского света свободно, по своей собственной воле, возможность быть темною в самое действие преобратила, преобратила свет свой во тму; преобратила, уклонившись и удалившись от Солнца правды, Триединого Бога, так, как и наружная нощь происходит от уклонения, от удаления, от захождения наружного солнца. – Премудрый Бог паки из тмы свету воссияти повелел; сотворил видимый мир и поставил в нем образ как вечного постоянного Света Божия, светоносный рай земный, в котором поселил человека для всегдашнего пребывания во Свете Божием, так и – сопротивления вольной диавольской тмы Свету Его – всегдашнее сопротивление нощи дню, наружной тмы наружному Свету. |
Ист.: ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. С. 398-399; Т. 15. Стб. 129-130; 1908. Т. 21. Ч. 1: Книга Степенная царского родословия. С. 317; 1965. Т. 30. С. 138, 143; ДДГ. 1950. С. 371; Роспись жалования 1677 г.//ДАИ. Т. 9. 107; АЮБДР. 1864. Т. 2. С. 338; Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 540-552; 1891. Ч. 2. С. 314, 332, 373, 409, 422, 423, 468, 544-545; Игнатий (Лебедев), схиархим. Письма из заключения// Игнатия (Петровская), мон. Старчество на Руси. М., 1999. С. 214-315; он же. Письма мон. Ксении// Игнатия (Петровская), мон. Старчество в годы гонений: Прмч. Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001. С. 290-314. Лит.: Крылов И. З. Достопамятные могилы в моск. Высокопетровском мон-ре. М., 1841; [Высокопетровский мон-рь в 1812 г.]//ЧОИДР. 1858. Т. 4. Отд. 2. С. 41-42; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Высокопетровский мон-рь. М., 1873; он же. Списки настоятелей Моск. Высокопетровского мон-ря и его же надгробные памятники. М., 1874; он же. Древние и др. замечательные предметы в моск. Высокопетровском мон-ре. М., 1875; Высокопетровский мон-рь в Москве//Рус. достопамятности. М., 1880. Т. 3; Высоко-Петровский муж. 2-кл. мон-рь в Москве. М., 1899; Потапов А. А. Очерк др. рус. гражданской архитектуры//Древности: Тр. МАО. 1904. Т. 20. Гл. XXXVIII; Дедушенко Б. П. К истории ансамбля моск. Высоко-Петровского мон-ря//ДРИ. М., 1964: XVII в.; он же. Собор Петра митр. Высоко-Петровского мон-ря в Москве//Вопр. охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1976. Вып. 4; Памятники архитектуры Москвы: Белый город. М., 1989. С. 180-188; Датюк Т. Московский Высоко-Петровский мон-рь: Ист.-археол. справка//ППр. 1993. 1. С. 12-18; Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы по данным археологии. М., 1994. С. 152-176; Гарькавый И. Страница жизни Церкви//АиО. 1995. 1(4). С. 114-125; Игнатия (Петровская), мон. Высоко-Петровский мон-рь в 20-30 гг.//Там же. 1996. 1(8). С. 114-135; она же. Патриарх Сергий и Высоко-Петровский мон-рь//Там же. 1999. 3(21). С. 181-185; Беглов А. Архиеп. Варфоломей (Ремов): Argumentum advocati Dei: Настоятель Высоко-Петровского мон-ря по мат-лам архивов его прихожан//Церковь в истории России. М., 2003. Вып. 5. С. 222-240; Высоко-Петровский мон-рь: Патриаршее подворье. М., 2004. |
Валентина Петровская, будучи духовной дочерью о. Агафона, в конце 20-х гг. приняла постриг. В 1926 г. она защитила диплом по антропологии и вскоре стала крупнейшим специалистом по патоморфологии туберкулеза. К началу 1980-х гг., когда она закончила свою профессиональную деятельность, ей принадлежало несколько крупных теоретических трудов в разных областях медицины, она была профессором патоморфологии и вырастила не одно поколение исследователей. Все это время матушка Игнатия находила силы, время и мужество работать для Церкви. Ею написаны статьи по православной гимнографии, а также службы некоторым новопрославленным святым. Эти службы вошли в богослужебный обиход Русской Церкви. Кроме этого, всю свою жизнь, даже в самые беспросветные годы, она писала заметки, которые потом складывались в большие и малые книги, писала без всякой надежды на публикацию, “в стол”, для себя. Публикуемые нами воспоминания матушки Игнатии “Высоко-Петровский монастырь в 20–30 годы” могут служить введением к серии публикаций из истории Высоко-Петровского монастыря тех лет. Сбор материалов был начат несколько лет назад по благословению протоиерея Глеба Каледы группой прихожан храма преп. Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре. О. Глеб внимательно руководил этой работой и не уставал напоминать о том, что годы гонений — это героическая эпоха в истории русского Православия, о том, что подвиг русских новомучеников, опыт их духовной жизни — великое сокровище нашей Церкви и что наше будущее зависит от того, окажемся ли мы достойны их крови, научимся ли использовать опыт их мученической и исповеднической жизни. Помня об этом, мы решаемся опубликовать собранные нами свидетельства и документы. Кроме рукописных материалов той эпохи и воспоминаний о ней, существуют записи бесед с последними ныне здравствующими чадами отцов Высоко-Петровского монастыря. Данные этих записей мы используем в примечаниях. А. Б. В настоящее время появились публикации о Высоко-Петровском монастыре — его истории, архитектуре, судьбе отдельных зданий 6 . Нашей задачей является дать облик Высоко-Петровского монастыря в годы 1923–1935, когда он находился под духовным управлением архиепископа Варфоломея (Ремова). По данным 1922 года владыка Варфоломей, являясь викарием Московской епархии, был последним ректором Московской Духовной Академии перед ее закрытием. Центральным управлением ему был передан Высоко-Петровский монастырь, окормляя который, он продолжал свою научно-педагогическую деятельность. О последнем факте мы узнаем из дневниковых записей владыки Вениамина (Милова), опубликованных в 1990–91 годах 7 . |
7) К любви Божией себя возбуждай всячески, елико можеши, наипаче сие рассуждение со Псаломником в себе глаголя: в поучении моем возгорится огонь 41 . 8) егоже изволяеши непрестанно любити Бога, на Того присутствование всегда внутренними очами да взираеши, и сего ради от всякого злого дела и слова и помышления престани. Почему вся честно, смиренно и с сыновней боязнью твори, глаголи и помышляй. 9) Кротость с похвалой и смирение с честностью купно буди. 10) Слово тихо, смиренно, честно и полезно буди; молчаливость же да рассуждает словеса, яже имаши глаголати. А праздное и гнилое слово отнюдь да не исходит из уст твоих. 11) Смех аще случится, до осклабления (улыбки) только буди, и то не часто. 12) Ярости, и запальчивости, и свара блюдися; в гневе же умеренно имей себя. 13) В ядении и питии воздержание да хранится всегда. 14) Во всякой вещи снисходливый буди, и Бог тя ублажит, такожде и люди похвалят. 15) Смерть всему конец, о которой всегда молиться должно 42 . Видите, какое благолепное указуется житие христианину-молитвеннику. Правда, что тут больше говорится о молитве, то есть об умном и сердечном к Богу обращении, но тут же означены и разные добродетели, – и все они таковы, что без них и молитве нельзя состояться, что всякий сам испытает и узнает на деле, стань только в молитве упражняться, как следует. Как станешь молиться, когда обременен невоздержанием, или возмущен гневом и досадой, или в не мире с кем стоишь, или развлечен заботами и рассеянностью и проч.? А если этого не иметь, то надо иметь противное, то есть добродетели. Почему святой Иоанн Лествичник говорит о молитве, что она есть матерь и дщерь добродетелей. Слыша сие, подумает иной: «Какие большие требования! Какое бремя тяжелое и грузное! Где нам на это взять и сил и времени?» Но воодушевитесь, братие! Совсем немного надобно, а надо возыметь только одно: ревность о Боге и спасении в Нем души своей. Душа по природе имеет много доброго, только оно забросано всякою худобой. Как только возродится в душе ревность о спасении и богоугождении, тотчас все ее добро соберется около сей ревности, и в душе сразу явится немало добра. Потом ревность, благодатью Божией укрепляемая, при помощи сего начального добра, начнет приобретать и всякое другое и обогащаться им, – и все начнет расти постепенно. Сама ревность имеет уже и зародыш молитвы. Естественной добротой она попитается на первый раз, а потом начнет питаться приобретаемою трудом добротой, и расти, и крепнуть, и возрастет, и начнет петь и воспевать Богу в сердце благогласную и многосоставную песнь молитвенную. Господь да поможет вам успеть в этом. Аминь. |
| |