В последней трети XIX столетия рядом с парком была открыта Академия. В 1917 году Петровско-Разумовское, к тому времени уже изрядно обжитое, вошло в состав Москвы. Одним из храмов, расположенных на его территории, был храм Святителя Николая. Храм Святителя Николая в Петровско-Разумовском, прозванный Соломенной Сторожкой, известен давно. Построен он в начале XX столетия, во время Первой мировой войны, и принадлежал сначала храму во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла при Сельскохозяйственном Институте. Теперь это изысканное небольшое строение находится в глубине жилых кварталов, среди дворов, несколько в стороне от Ленинградского проспекта и Кронштадтского бульвара. В конце 10х — начале 20х годов XX столетия в стенах Соломенной Сторожки служил замечательный священник, теперь прославленный как священномученик, иерей Василий Надеждин. Прожил он всего 35 лет (1895–1930), но его по праву можно назвать старцем. Передо мной — рассказ об одной из самых пронзительных судеб. Среди материалов будут и фрагменты писем Священномученика. Именно письма отца Василия и хочется сделать центром повествования. Василий Надеждин родился 12 января 1895 года в семье служащего дворцового управления Федора Алексеевича Надеждина и его супруги Софии Павловны. Василий был пятым ребенком в семье. Он родился на святках и был наречен в честь Василия Великого . То был его Ангел. Василий Надеждин смолоду мечтал быть священником; будто предчувствовал, какую ценность приобретет священство в недалеком будущем. Согласно семейному преданию, отрок Василий проводил до дома старого больного священника, который, благословив мальчика иконой Святителя Николая, предсказал ему будущее служение. Предсказание впоследствии исполнилось. Последний храм, в котором служил иерей Василий, был Святителя Николая, Соломенная Сторожка. Об отношениях в семье, а особенно об отношении детей к родителям — свидетельствует следующее письмо из архива. Федор Алексеевич пишет своей невестке Елене Сергеевне, матушке отца Василия: «В старину я слышал изречение: „Дети — благословение Божие“. Оглядываясь на прожитое мною долголетие и припоминая виденное мною в течение этого долголетия, конечно, я непререкаемо убедился в великой правде этого изречения. И меня лично не раз спасало от многих житейских искривлений сознание о моем долге и обязанностях перед детьми, в чем и видел благословение Божие». Федор Алексеевич был старостой Покровской церкви в Малом Левшинском переулке. Кончина старосты пришлась на Покров 1935 года. Отец на пять лет пережил своего сына.

http://azbyka.ru/fiction/okean-very-rass...

А все-таки, несмотря ни на какие личные невзгоды и напасти, следует спешить делать добро». В июле 1920 года Василий Федорович вернулся в Москву, сдать выпускные экзамены в Академию. Выпускники для сдачи экзаменов приходили на квартиру к отцу Владимиру Страхову. Еще после смерти сестры Анны Василий Федорович принял решение перебраться поближе к Москве, а теперь представилась возможность. В начале 1921 года Василий Федорович устроился счетоводом в Построечном управлении узкоколейки города Орехово-Зуево. Состоялся переезд в Петровско-Разумовское, к тестю Василия Федоровича, отцу Елены Сергеевны, Сергею Андреевичу Борисоглебскому. 3 июля 1921 года Василий Федорович был рукоположен Святейшим Патриархом Тихоном во диакона, а уже 7 июля, в праздник Рождества Иоанна Предтечи — во иерея. Приписан к церкви во имя святителя и Чудотворца Николая у Соломенной Сторожки. Храм Святителя Николая у Соломенной Сторожки — единственное место священнического служения отца Василия до самого дня его ареста в 1929 году. Храм был построен усердием офицеров 675 пешей тульской дружины, расквартированной в Петровско-Разумовском. Автор проекта — Федор Шехтель. Храм освящал Можайский епископ Димитрий (Добросердов) в 1916 году. Церковь была построена на земле Сельскохозяйственного Института и приписана к Институтской Петропавловской церкви. Институтский храм, как и все храмы при учебных заведениях, после революции был закрыт, а его прихожане стали посещать Никольскую церковь. К 1924 году в южной части летнего неотапливаемого храма был устроен теплый придел. Прихожане Никольского храма в начале двадцатых годов были, в основном, из научной интеллигенции, служившей при Сельхозинституте. Новый священник всем пришелся по душе, и вскоре группа профессоров Института — после того, как институтский храм был закрыт, — обратилась к отцу Василию с просьбой заняться христианским просвещением их детей. Отец Василий словно бы ждал этого предложения. Ведь он готовил себя именно к этой деятельности! Вскоре в храме появился большой прекрасный хор, составленный из приходской молодежи. Отец Василий очень много времени проводил с детьми, и, кажется, просто не мог от них устать. Вел с ними долгие беседы об основах христианского нравственного учения и отвечал на бесконечные вопросы. Вместе с подопечными посещал порой концерты классической музыки, разбирал литературные произведения. Помогали члены приходской общины.

http://azbyka.ru/fiction/okean-very-rass...

Однако Петровское село принадлежало не Петру, а его дяде – Льву Кирилловичу Нарышкину, тому самому, что строил нарышкинские церкви по всей Москве, а потом его сыну – Ивану Львовичу, которого Петр отправил за границу учиться морскому делу. И вот его-то дочь, Екатерина Ивановна Нарышкина, фрейлина и любимая дальняя родственница государыни Елизаветы Петровны, одна из самых богатых невест России, в 1746 году вышла замуж за другого любимца государыни – графа Кирилла Григорьевича Разумовского. Их обручение было очень парадным, а на свадьбу приехала сама царица, которой Нарышкина приходилась «внучатой сестрой». И поэтому вся императорская фамилия посетила ее московский родовой дом на Воздвиженке, где был дан роскошный пир. На следующий день после свадьбы Нарышкину пожаловали в статс-дамы и одарили богатым портретом. Петровское же, как и дом на Воздвиженке, было ее приданым. Так у старой вотчины появился новый блистательный хозяин, давший ей второе имя – Петровско-Разумовское.   Наследство сиятельного графа Кирилл Григорьевич Разумовский, потомок малороссийского казака Григория Розума, был братом сиятельного Алексея Разумовского, фаворита императрицы Елизаветы, с которым она, по преданию, тайно обвенчалась и родила от него дочь Августу – легендарную княжну Тараканову. Кирилл Григорьевич выдвинулся на первые роли из-за положения при дворе брата, но в немалой степени и за счет блестящих личных способностей. Получив образование в Европе, он по возращении в Петербург, в 1745 году был пожалован в камергеры. Придворная «наука» была его стихией, в манерах светского обращения К. Г. Разумовский отличался тонким умением держать себя. Хорошо образованный, знавший иностранные языки, он с молодых ногтей пустился во все тяжкие великосветской жизни и почти ежедневно пребывал в обществе государыни. Наверно, именно поэтому, «в рассуждении усмотренной в нем особливой способности и приобретенного в науках искусства», граф Разумовский в 22 года был назначен президентом Академии наук – в тот год, когда состоялась его свадьба с Нарышкиной. Первый же указ елизаветинского фаворита на столь ответственном посту был о печатании при академии гражданских книг, «в которых польза и забота соединены были бы с пристойным к светскому житию нравоучением». В 1750 году он даже был избран в гетманы Малороссии, но к своим обязанностям относился так, что сам говаривал: «Последним гетманом был только Иван Мазепа». Есть предание, что именно ему, светскому льву Кириллу Разумовскому, Россия была обязана повальной галломанией русского высшего общества и его переходом на французский язык.

http://pravoslavie.ru/552.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоанн Артоболевский. Фотография. Таганская тюрьма. 1938 г. Алексеевич Артоболевский (9.01.1872, с. Проказна Мокшанского у. Пензенской губ.- 17.02. 1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот., проф. богословия. Из семьи священника. После окончания в 1891 г. Пензенской ДС как лучший ученик был направлен для продолжения образования в МДА, которую окончил в 1895 г. 19 июня 1896 г. утвержден в степени кандидата богословия (магистранта). В марте-сент. 1896 г. помощник секретаря Совета и Правления МДА. С сент. 1896 по авг. 1905 г. преподавал Свящ. Писание и евр. язык в Вифанской ДС и географию во 2-м классе Филаретовского уч-ща при Александро-Мариинском доме призрения в Сергиевском посаде. В 1899 г. удостоен звания магистра богословия за работу «Первое путешествие св. ап. Павла с проповедью Евангелия: Опыт историко-экзегетического исследования», в том же году избран на должность преподавателя евр. языка в МДА. В период службы в МДА И. учился в Московском археологическом ин-те. Имел чин надворного советника. 6 июля 1905 г. Московским митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры рукоположен во иерея к ц. св. равноап. Марии Магдалины при Имп. коммерческом уч-ще в Москве, где в 1905-1911 гг. служил также законоучителем. В 1907 г. назначен настоятелем Александро-Невского храма при Усачевском уч-ще. С 1911 г. профессор богословия, зав. кафедрой богословия при Петровской сельскохозяйственной академии (до 1918, когда кафедра богословия в академии была упразднена) и настоятель домовой академической ц. во имя св. апостолов Петра и Павла. Об архитектуре этого храма И. была написана статья (Храм в Петровско-Разумовском: [История храма, архит. особенности храма]//Сб. в память 50-летия Высшей сельскохозяйственной школы в Петровско-Разумовском. М., 1917. Т. 2. Ч. 1. С. 46-98). И. был знаком с историком В. О. Ключевским, с которым они были родом из одного уезда. И. обладал широкой эрудицией, знал древние и новые языки. Был одним из инициаторов и участников комиссии по созданию юбилейного сб. «У Троицы в Академии (1814-1914)» (М., 1914). В 1916-1917 гг. читал лекции по богословию студентам Рижского политехнического ин-та, эвакуированного в то время в Москву. Был награжден орденом св. Станислава 3-й степени. В 1917 г. избран членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от Московской епархии. На Соборе принимал активное участие в работе ряда отделов. В 1919 г. возведен в сан протоиерея. В 1-й пол. 1922 г. участвовал в собраниях Союза христ. молодежи в помещении сельскохозяйственной академии.

http://pravenc.ru/text/Артоболевского.ht...

В 1896 году царь Николай II и сенат утвердили устав Товарищества Петровско-Никитской мануфактуры П.Г. Брунова. Вот что было сказано в тексте указа: «Государь император, по положению Комитета Министров, Высочайше повелеть соизволил разрешить Богородскому купцу Петру Григорьевичу Брунову, жене его Марии Гавриловне Бруновой и Богородскому купеческому сыну Ивану Петровичу Брунову учредить Товарищество на паях, под наименованием: «Товарищество Петровско-Никитской мануфактуры ковровых, клеенчатых и льноткацких изделий П.Г. Брунова и Ко». Одновременно с этим Брунов задумал строительство в Каменке недалеко от своей усадьбы величественной церкви во имя Живоначальной Троицы с приделами Черниговской иконы Божией Матери и первоверховных апостолов Петра и Павла, в день которых храмоздатель отмечал именины. Официально приход Троицкой церкви в Каменках был утвержден церковной властью 8 июля 1900 года. На обращение митрополита московского Владимира (Богоявленского) в Синод было дано такое заключение: «Согласно представлению Вашего Преосвященства, и заключению хозяйственного управления, Святейший Синод определяет: при Троицкой церкви в деревне Каменке Богородского уезда, открыть самостоятельный приход, с причтом из священника и псаломщика…». Купцы Бруновы были известны в округе и другими благотворительными и полезными начинаниями. Петр Григорьевич был попечителем училища при селе Сафонове и учредителем больницы при фабрике в Обуховской подгорной слободе. В 1899 году Петр Брунов на собственные средства учредил а затем содержал церковно-приходскую школу на погосте Лужки соседнего Бронницкого уезда, за что два года спустя был удостоен по указу Николая II орденом святой Анны третей степени. Супруга Мария Гавриловна была попечительницей школы в уже упоминавшейся Обуховской слободе. Петр Григорьевич Брунов скончался вскоре после строительства церкви в 1902 году. Его супруга Мария Гавриловна умерла через год. Дело попечения о храме продолжил их сын Иван Петрович, который еще с 1901 года занимал должность старосты Троицкой церкви в Каменке. Внук храмоздателя Троицкой церкви в Каменке Николай Иванович Брунов стал впоследствии известным советским искусствоведом, исследователем церковной архитектуры Византии и Древней Руси. Н.И. Брунов учился в Московском университете, работал педагогом, был членом Академии строительства и архитектуры. Большое влияние на ученого еще в гимназические годы оказали уроки теоретика искусства А.В. Бакушинского, а позднее в 1925 году – поездки в Стамбул и Малую Азию, где он смог познакомиться с древними византийскими памятниками.

http://sobory.ru/article/?object=04126

С благословения Божия нынешним Митрополитом Рашско-Призренским Владыкою Никифором дарована нам в управление древняя православная славянская святыня – Высоко-Дечанская Лавра, расположенная среди гор, населенных дикими арнаутами (албанцами), и полуразрушенная от набегов беспокойных соседей. В этой знаменитой Лавре покоятся целокупные мощи строителя её, святого короля Стефана Дечанского, открыто и сестры его, Царицы Елены, под спудом, в отдельных же ковчегах есть части мощей многих других святых угодников Божиих. На обязанность мою легла трудная задача – восстановить и оправить эту древнюю святыню, куда уже послано мною двадцать человек из числа испытанной братии нашей обители на Афоне. Имея постоянное свое местожительство в обители святого Иоанна Златоуста на Афоне, управляю этой Лаврой, а потому всепокорнейше просим Вас не отказать нам в посильной своей помощи – чем можете и как Господь Вам укажет. В той местности, раньше населенной православными сербами, теперь преобладает народность арнауты мусульманской веры, кои и истребили огнем и мечом почти всех православных сербов. Восстановлением Высоко-Дечанской Лавры и населением её русскими иноками привлекутся опять к святой вере отпавшие через ужасы и страх мусульманизма сербы и другие тамошние народности, имея пред собой свободной духовную опору – свою древнюю святыню Высоко-Дечанскую Лавру.  Призывая на Вас милости и щедроты Царя Небесного и Владычицы мира, остаемся навсегда Вашими смиренными молитвенниками. Настоятель обители святого Иоанна Златоуста и игумен Высоко-Дечанской Лавры иеросхимонах Кирилл с братией. Адрес для денежных, заказных и закрытых писем в нашу обитель, а также желающим своими приношениями содействовать обновлению Высоко-Дечанской Лавры следующий: через Одессу на Афон настоятелю обители святого Иоанна Златоуста и игумену Высоко-Дечанской Лавры иеросхимонаху Кириллу с братией. По введении по всей России вместо кредита золотой монеты затруднительно найти кредитных рублей, а подчас даже и невозможно, в особенности в деревнях и селах; а переводы и звонкую монету почтовые учреждения на Святую Афонскую Гору и вообще за границу не принимают и тем наносят святым нашим обителям весьма великую тщету. Поэтому мы учредили в городе Одессе своего доверенного. Он уполномочен законными доверенностями, и просим жертвователей и благодетелей наших золотую монету и переводы посылать через нашего доверенного по следующему адресу: В город Одессу. Базарная улица, дом 19. Доверенному Высоко-Дечанской Лавры для пересылки на Святую Афонскую Гору настоятелю обители святого Иоанна Златоуста и игумену Высоко-Дечанской Лавры иеросхимонаху Кириллу с братией.  Если же почему-либо почтовые чиновники не будут принимать жертвы для отсылки по сему адресу через Одессу, то просим посылать: через хозяйственное управление при Святейшем Синоде на Афон настоятелю обители святого Иоанна Златоуста и игумену Высоко-Дечанской Лавры иеросхимонаху Кириллу с братией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но как Иисус Христос тогда явился в виде человеческом, тогда Слово плотию бысть, когда самая полунощь была, когда сильная адская тма покрыла человеческие внутренние очи, и когда не сильно уже было наружное, чрез Пророков сообщаемое Слово Божие отвлещи человеков от тмы нечестия и заблуждений; явился яко Солнце правды на горизонте видимого мира сего, дабы полным сиянием Своим прогнать адскую тму и просветить человеков: так точно антихрист тогда явится во плоти, во образе человеческом, когда после совершенного людей отступления от власти Божией и власти человеческой, после великого распространения тмы его, начнет паки рассветать, начнет паки духовный свет просиявать чрез ревностную Евангельскую проповедь, начнет всех от греховного сна пробуждать, начнет всем внутренние очи открывать и просвещать, начнет человеков во многом количестве ко Христу обращать и спасение им оставлять. Чтобы духовный сей рассвет прекратить, чтобы Восточную сию зарю помрачить, чтобы распространение небесного Света Христова уничтожить; антихрист приидет в виде человеческом с великими ложными чудесами. В видимой неодушевленной природе премудрый Бог такой установил порядок, что то восток владычествует, то запад обладает, то свет везде сияет, то тма все покрывает, то день бывает, то нощь заступает, и иногда день более продолжается, а иногда нощь. Сей же наружных вещей от Бога уставленный порядок есть не что другое, как видимое изображение состояния духовного Света и духовной тмы: и сии такожде борются и переменяются. Бог сперва сотворил Ангельский разумный Свет, и не было никакой тмы, как разве только в единой внутренней возможности: потом часть оного Ангельского света свободно, по своей собственной воле, возможность быть темною в самое действие преобратила, преобратила свет свой во тму; преобратила, уклонившись и удалившись от Солнца правды, Триединого Бога, так, как и наружная нощь происходит от уклонения, от удаления, от захождения наружного солнца. – Премудрый Бог паки из тмы свету воссияти повелел; сотворил видимый мир и поставил в нем образ как вечного постоянного Света Божия, светоносный рай земный, в котором поселил человека для всегдашнего пребывания во Свете Божием, так и – сопротивления вольной диавольской тмы Свету Его – всегдашнее сопротивление нощи дню, наружной тмы наружному Свету.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Ист.: ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. С. 398-399; Т. 15. Стб. 129-130; 1908. Т. 21. Ч. 1: Книга Степенная царского родословия. С. 317; 1965. Т. 30. С. 138, 143; ДДГ. 1950. С. 371; Роспись жалования 1677 г.//ДАИ. Т. 9. 107; АЮБДР. 1864. Т. 2. С. 338; Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 540-552; 1891. Ч. 2. С. 314, 332, 373, 409, 422, 423, 468, 544-545; Игнатий (Лебедев), схиархим. Письма из заключения// Игнатия (Петровская), мон. Старчество на Руси. М., 1999. С. 214-315; он же. Письма мон. Ксении// Игнатия (Петровская), мон. Старчество в годы гонений: Прмч. Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001. С. 290-314. Лит.: Крылов И. З. Достопамятные могилы в моск. Высокопетровском мон-ре. М., 1841; [Высокопетровский мон-рь в 1812 г.]//ЧОИДР. 1858. Т. 4. Отд. 2. С. 41-42; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Высокопетровский мон-рь. М., 1873; он же. Списки настоятелей Моск. Высокопетровского мон-ря и его же надгробные памятники. М., 1874; он же. Древние и др. замечательные предметы в моск. Высокопетровском мон-ре. М., 1875; Высокопетровский мон-рь в Москве//Рус. достопамятности. М., 1880. Т. 3; Высоко-Петровский муж. 2-кл. мон-рь в Москве. М., 1899; Потапов А. А. Очерк др. рус. гражданской архитектуры//Древности: Тр. МАО. 1904. Т. 20. Гл. XXXVIII; Дедушенко Б. П. К истории ансамбля моск. Высоко-Петровского мон-ря//ДРИ. М., 1964: XVII в.; он же. Собор Петра митр. Высоко-Петровского мон-ря в Москве//Вопр. охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1976. Вып. 4; Памятники архитектуры Москвы: Белый город. М., 1989. С. 180-188; Датюк Т. Московский Высоко-Петровский мон-рь: Ист.-археол. справка//ППр. 1993. 1. С. 12-18; Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы по данным археологии. М., 1994. С. 152-176; Гарькавый И. Страница жизни Церкви//АиО. 1995. 1(4). С. 114-125; Игнатия (Петровская), мон. Высоко-Петровский мон-рь в 20-30 гг.//Там же. 1996. 1(8). С. 114-135; она же. Патриарх Сергий и Высоко-Петровский мон-рь//Там же. 1999. 3(21). С. 181-185; Беглов А. Архиеп. Варфоломей (Ремов): Argumentum advocati Dei: Настоятель Высоко-Петровского мон-ря по мат-лам архивов его прихожан//Церковь в истории России. М., 2003. Вып. 5. С. 222-240; Высоко-Петровский мон-рь: Патриаршее подворье. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/161083.html

Валентина Петровская, будучи духовной дочерью о. Агафона, в конце 20-х гг. приняла постриг. В 1926 г. она защитила диплом по антропологии и вскоре стала крупнейшим специалистом по патоморфологии туберкулеза. К началу 1980-х гг., когда она закончила свою профессиональную деятельность, ей принадлежало несколько крупных теоретических трудов в разных областях медицины, она была профессором патоморфологии и вырастила не одно поколение исследователей. Все это время матушка Игнатия находила силы, время и мужество работать для Церкви. Ею написаны статьи по православной гимнографии, а также службы некоторым новопрославленным святым. Эти службы вошли в богослужебный обиход Русской Церкви. Кроме этого, всю свою жизнь, даже в самые беспросветные годы, она писала заметки, которые потом складывались в большие и малые книги, писала без всякой надежды на публикацию, “в стол”, для себя. Публикуемые нами воспоминания матушки Игнатии “Высоко-Петровский монастырь в 20–30 годы” могут служить введением к серии публикаций из истории Высоко-Петровского монастыря тех лет. Сбор материалов был начат несколько лет назад по благословению протоиерея Глеба Каледы группой прихожан храма преп. Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре. О. Глеб внимательно руководил этой работой и не уставал напоминать о том, что годы гонений — это героическая эпоха в истории русского Православия, о том, что подвиг русских новомучеников, опыт их духовной жизни — великое сокровище нашей Церкви и что наше будущее зависит от того, окажемся ли мы достойны их крови, научимся ли использовать опыт их мученической и исповеднической жизни. Помня об этом, мы решаемся опубликовать собранные нами свидетельства и документы. Кроме рукописных материалов той эпохи и воспоминаний о ней, существуют записи бесед с последними ныне здравствующими чадами отцов Высоко-Петровского монастыря. Данные этих записей мы используем в примечаниях. А. Б. В настоящее время появились публикации о Высоко-Петровском монастыре — его истории, архитектуре, судьбе отдельных зданий 6 . Нашей задачей является дать облик Высоко-Петровского монастыря в годы 1923–1935, когда он находился под духовным управлением архиепископа Варфоломея (Ремо­ва). По данным 1922 года владыка Варфоломей, являясь викарием Московской епархии, был последним ректором Московской Духовной Академии перед ее закрытием. Центральным управлением ему был передан Высоко-Петровский монастырь, окормляя который, он продолжал свою научно-педагогическую деятельность. О последнем факте мы узнаем из дневниковых записей владыки Вениамина (Милова), опубликованных в 1990–91 годах 7 .

http://pravmir.ru/vysoko-petrovskij-mona...

7) К любви Божией себя возбуждай всячески, елико можеши, наипаче сие рассуждение со Псаломником в себе глаголя: в поучении моем возгорится огонь 41 . 8) егоже изволяеши непрестанно любити Бога, на Того присутствование всегда внутренними очами да взираеши, и сего ради от всякого злого дела и слова и помышления престани. Почему вся честно, смиренно и с сыновней боязнью твори, глаголи и помышляй. 9) Кротость с похвалой и смирение с честностью купно буди. 10) Слово тихо, смиренно, честно и полезно буди; молчаливость же да рассуждает словеса, яже имаши глаголати. А праздное и гнилое слово отнюдь да не исходит из уст твоих. 11) Смех аще случится, до осклабления (улыбки) только буди, и то не часто. 12) Ярости, и запальчивости, и свара блюдися; в гневе же умеренно имей себя. 13) В ядении и питии воздержание да хранится всегда. 14) Во всякой вещи снисходливый буди, и Бог тя ублажит, такожде и люди похвалят. 15) Смерть всему конец, о которой всегда молиться должно 42 . Видите, какое благолепное указуется житие христианину-молитвеннику. Правда, что тут больше говорится о молитве, то есть об умном и сердечном к Богу обращении, но тут же означены и разные добродетели, – и все они таковы, что без них и молитве нельзя состояться, что всякий сам испытает и узнает на деле, стань только в молитве упражняться, как следует. Как станешь молиться, когда обременен невоздержанием, или возмущен гневом и досадой, или в не мире с кем стоишь, или развлечен заботами и рассеянностью и проч.? А если этого не иметь, то надо иметь противное, то есть добродетели. Почему святой Иоанн Лествичник говорит о молитве, что она есть матерь и дщерь добродетелей. Слыша сие, подумает иной: «Какие большие требования! Какое бремя тяжелое и грузное! Где нам на это взять и сил и времени?» Но воодушевитесь, братие! Совсем немного надобно, а надо возыметь только одно: ревность о Боге и спасении в Нем души своей. Душа по природе имеет много доброго, только оно забросано всякою худобой. Как только возродится в душе ревность о спасении и богоугождении, тотчас все ее добро соберется около сей ревности, и в душе сразу явится немало добра. Потом ревность, благодатью Божией укрепляемая, при помощи сего начального добра, начнет приобретать и всякое другое и обогащаться им, – и все начнет расти постепенно. Сама ревность имеет уже и зародыш молитвы. Естественной добротой она попитается на первый раз, а потом начнет питаться приобретаемою трудом добротой, и расти, и крепнуть, и возрастет, и начнет петь и воспевать Богу в сердце благогласную и многосоставную песнь молитвенную. Господь да поможет вам успеть в этом. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010