Одновременно с Введенским собором выросла над вратами обители и церковь Владимирской иконы Божией Матери. Она-то, к счастью, неплохо сохранилась: единственная уцелевшая из кизицких церквей. Ее кирпичное кружево еще более прихотливо, чем то, что было у Введенского собора. Хотя по размерам она совсем мала: надвратные церкви почти никогда не бывают большими. Ее восьмерик, как фонарик, смотрит на все стороны своими плоскостями, каждая из которых пробита арочным окном и изукрашена вертикальными линиями узоров, напоминающими русскую деревянную резьбу. А вот петровско-екатерининский век – восемнадцатый, – в плане строительства не дал монастырю практически ничего. Только ограда с башенками опоясала обитель, причем, лишь с двух сторон… а с двух других была достроена только в следующем, XIX веке. 30-е – 40-е годы XIX века стали временем второго расцвета Кизического монастыря. Управлял обителью в это время знаменитый архимандрит Гурий (1830 – 45 гг.), обладавший замечательными способностями в хозяйственных делах. В 1830 – 40-х годах жители Москвы и Казани могли наблюдать в своих городах очень похожее зрелище. В местечке Старом Симонове, на тогдашней окраине Первопрестольной, вырастала, ярус за ярусом, высочайшая колокольня в Москве и одна из высочайших на Руси – «великая свеча» Рождество-Богородицкого Симонова ставропигиального монастыря. Она превзошла даже знаменитый «Иван Великий» в Кремле (82 м). А в то же самое время, на окраине Казани, за Гривкой, все больше и больше тянулась вверх на глазах изумленных горожан новая колокольня старого Кизического монастыря. Ее стало видно за несколько километров. Весь город из-за Казанки любовался загородной звонницей о 5 ярусах. Она тоже стала высочайшей на тот момент из всех казанских колоколен – 25 саженей (более 53 м, а вместе с крестом – 56 м) и оставалась таковой до конца XIX века – до постройки колокольни храма Богоявления на Большой Проломной (ныне – ул. Баумана). Она на 6 с лишним метров превосходила Спасскую башню Кремля. Поистине, Кизический монастырь вновь стал напоминать «лавру» – во всяком случае, по красоте своей удивительной звонницы, удачно вписавшейся в древний ансамбль. Эта колокольня 1835-37 годов, замечательное творение архитектора Фомы Петонди, стала первой из череды великих звонниц нашего края XIX – начала XX вв.: построенные через несколько десятков лет раифская и седмиозерная «свечи» во многом копировали ее пропорции и формы. Богатые купеческие пожертвования обеспечили отливку в те же годы крупных колоколов. Всего их на звоннице разместилось 12. Самый большой, на третьем ярусе, весил более 357 пудов 5,7 т) – его отлили в 1840 г на средства купца Петра Котелова. Интересно, что на его же деньги был создан и самый большой колокол соседнего Зилантова монастыря. Вообще «Котеловские» колокола XIX века можно отнести к числу крупнейших в нашем крае до революции.

http://sobory.ru/article/?object=06239

Антоний ( Артемий Медведев ; 1908?) епископ, родился в г. Вильно. Учился в Петровско-Полтавском кадетском корпусе, закончил среднее образование в Крымском кадетском корпусе. В возрасте 22 лет поступил в Мильковский монастырь. В 1932 г. принял монашеский постриг. В годы второй мировой войны был военным священником в Русском охранном корпусе, затем в армии генерала А.А. Власова. Затем переехал в Джорданвилль (США). Занимался миссионерской деятельностью. 16 ноября 1956 г. хиротонисан во епископа. Аполлинарий ( Кошевой ; 18741933) епископ Белгородский, в 1919 г. эмигрировал. С 1927 г. епископ Североамериканский и Сан-Францисский. В 1929 г. возведен в сан архиепископа. Архангельский Алексей Петрович (1872?). Закончил Николаевскую академию Генерального Штаба. С 1913 г. Генерального Штаба генерал-майор. В ноябре 1917 г. начальник Главного Штаба Генерального Штаба. С марта 1938 г. до 1957 г. руководитель РОВС. Во время второй мировой войны примкнул к Русскому освободитель ному движению. С 1949 г. председатель Совета Российского зарубежного воинства с центром в Париже. Базилевич Василий Митрофанович – историк литературы, краевед, профессор Киевского университета. Расстрелян фашистами в г. Таганроге в годы Великой Отечественной войны Балабанов Федор Федорович (18971972), богослов, педагог, журналист, общественный деятель. В 1920 г. эмигрировал в Королевство СХС. Закончил богословский факультет Белградского университета. Преподавал в Призренской Духовной Семинарии. С 1934 г. преподавал в Духовной Семинарии св. Саввы в г. Сремские Карловцы Священное Писание , психологию, церковно-славянский язык, патрологию, философию. В 1925 г. редактор «Вестника Союза русских педагогов в Королевстве СХС». Чиновник Св. Синода Сербской Православной Церкви (до 1941 г.). В 1944 г. покинул Югославию. Жил в США. Трудился в русских церковных организациях. Балицкая Г.И. – жена русского офицера, занималась сбором пожертвований на нужды Церкви, после второй мировой войны уехала вместе с семьей в Венесуэлу. После смерти мужа приняла монашество с именем Христина, жила в Гефсиманской обители в Иерусалиме. Белич Александр (18761960), лингвист, славист. В 1937 г. был избран президентом Сербской Академии наук и искусств. Положил много труда на обустройство русских в Югославии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Однако многие до сих пор не знают, что появился такой «Союз старообрядческих начетчиков». — Союз был создан в прошлом году как своего рода наследник дореволюционного союза начетчиков. Предполагалось, что это будет некое историко-богословско-полемическое общество, которое будет защищать Старую Веру и нашу Церковь от нападок еретиков всех мастей. Однако, увы, как часто и бывает в нашей Церкви сегодня, оказалось, что это мертворожденное «дитя». Кроме некоторого количества опубликованных в старообрядческой печати материалов полемического характера, за год ничего не было сделано. В тоже время хоронить союз преждевременно. Не так давно в союз вступило несколько активных членов, с чьей деятельностью и связываются надежды на активизацию работы начетчиков. Кроме того, в последнее время изменилась и концепция подбора членов союза. Если ранее говорилось, что равноправными членами союза могут быть старообрядцы разных согласий, то сейчас говорится, что членами ССН могут быть только чада РПСЦ, а беспоповцы, беглопоповцы и единоверцы могут участвовать в его работе с правом совещательного голоса. — У многих христиан, особенно в среде священства, вызывает опасение участие наших старообрядцев в совместных с беспоповцами проектах: газетах, Интернет-сайтах. Считаете ли Вы подобную озабоченность обоснованной? Как складываются отношения с Вашим соавтором-поморцем? — Вопрос достаточно сложный. С одной стороны, все мы старообрядцы являемся наследниками первых страдальцев за Старую Веру. В этой связи у нас со старообрядцами других согласий единое историко-культурное прошлое, похожая ментальность. Как отмечают светские исследователи: «старообрядец зачастую чувствует на подсознательном уровне свою близость к другим старообрядцем в большей степени, чем с членом господствующей Церкви». Таким образом, мы находим некую единую площадку для, к примеру, совместной проповеди Старой Веры как истинного культурно-исторического наследия Древней Руси в противовес петровско-никоновской культуре. С другой стороны, для нас (рассуждая строго) все прочие староверы, принадлежащие к иным согласиям, являются либо раздорниками, как новозыбковцы или часовенные, либо еретиками, как поморцы, федосеевцы и проч.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204251...

Разделы портала «Азбука веры» ( 27  голосов:  4.5 из  5) Москва До сих пор я писал только о Питере. Но в 20е годы я часто бывал и в Москве. Отец работал на Спиртоводочном заводе и жил на противоположном конце Москвы, или, точнее, за Москвой. Там, где теперь остановка метро «Сокол», а тогда это было село Всехсвятское. До Москвы ходил трамвай, или, вернее, два трамвая, т. к. надо было на одном трамвае ехать до Петровско — Разумовского, а там пересаживаться на другой. Для ребят поездка в Москву была событием. До нее надо было добираться часа полтора. «Село Всехсвятское» — это было не просто название; это было самое настоящее село, состоящее исключительно из деревянных домиков, обсаженных садиками. Много рябин. Яблони. Над местностью господствовали два здания: церковь Всех Святых и пожарная каланча. Оба здания сохранились, но теперь, в обрамлении десяти- и пятнадцатиэтажных домов, они кажутся игрушечными. Кроме церкви и каланчи, ничего не осталось от старого Всехсвятского. Отец жил в деревянном домике, в Изоляторном переулке, снимал комнату в 15 метров. Он иногда брал меня в Москву, а в 1928 году, утомленный вечными жалобами на мою лень и озорство, решил взять меня туда на постоянное жительство. Переехала также и Поля. Так я и прожил в Москве 8 месяцев. Если Питер 20х годов для меня ассоциировался с церквами, то Москва 20х годов для меня ассоциируется с театрами. В Москве у меня не было прежней вольницы. По воскресеньям я ходил в нашу Всехсвятскую церковь, а в остальные дни должен был регулярно посещать школу. Но зато отец (страстный театрал) считал своим долгом развлекать сынишку: раз в неделю (в воскресенье вечером) я обязательно бывал с отцом в театре. Таким образом, я за полгода узнал все московские театры как свои пять пальцев. И может быть, самое интересное, что тогда было в Москве, — это театр. Свою работу о романе Булгакова «Мастер и Маргарита», напечатанную в «Гранях», я начинаю с рассказа о московских театрах 20х годов. Сейчас опять повторю: кто не жил тогда в Москве, никогда не поймет, что значил для нас всех театр.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

16 июня. Понедельник. Вторично приехал в свою дачу – Ахтырку. Сил у меня слишком мало. Вечером, со священником прогуливаясь по улице и по саду князя, несколько раз должен был останавливаться, чтобы перевести дух – одышка одолевала. 24 июня. Вторник. Рожд. св. Иоанна Предтечи... Сижу дома. Где лечиться и как лечиться? Нужно бы жить при семье. А. Павлычу хочется, чтобы я переселился под ближайший его надзор, напр., в Петровско-Разумовское. Но где же там остановиться? У пр. Леонида? В его министерской даче хорошо жить здоровому, а не хворому. У других? Знакомых и родных нет. Среди чужих жить не могу. 1 июля. Вторник. Дышу, – слава Богу и за то, что дышу. Но, признаюсь, после шестимесячного лечения желал бы и ожидал бы более того. Но власть Божия, видно, такова. Источник жизни сокращается, а не расширяется. 4 ч. июля. В 10 часу утра пожаловал, навестил меня, владыка митрополит. Главной целью его было вызнать, чем имеется в виду закончить лечение, для которого переместился я в нижний этаж здания академического. Не предвидя такого вопроса при первом свидании и не зная, до какого градуса доведено будет излечение к концу вакации, я просил у владыки позволения отвечать ему в конце июля или в начале августа. Частности вопроса могут вести: к избранию ли какого мне помещения в Москве, где удобно было бы сноситься с врачами, или к поездке куда-либо за границу, или в южные страны России. – Грудь моя слаба теперь: я не могу писать даже об этом без волнения. 6 июля. Воскресенье. Посетил меня пр. Гавриил Ив. Вениаминов 882 и, между прочим, предложил доктора гомеопата Гольденберга, у которого лечится теперь владыка, давно отказавшись от аллопатов... Но я предупредил, что спрошу моих докторов, действительно ли так хладнокровно они относятся к вопросу: лечиться у того или другого рода докторов. И обещал известить Гавриила Ивановича относительно Гольденберга. «Во всяком случае я могу явиться к вам с доктором, осмотреть вас, без всяких обязательных для вас последствий?» – «Против этого ничего не могу вам возражать», отвечал я.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Над нами Пастырь бдит… Светлой памяти новопреставленного о.Максима Обухова 26.04.2023 691 Время на чтение 5 минут Так Господу было угодно, что мне, многогрешной, пришлось узнать о смерти отца Максима из уст одного из ближайших его друзей. Ещё не было нигде ничего сказано и написано. Ещё недавно с этим человеком мы старались что-то сделать для болящего батюшки Максима, созванивались с ним, советовали, помогали, чем могли. Он деликатно выслушивал и … следовал своим курсом. Он напоминал мне Антона Павловича Чехова, тоже как он выпускника лучшего российского медицинского вуза. Чехов закончил медицинский факультет Императорского Московского Университета, и отец Максим – выпускник Первого Московского медицинского университета им. И.М.Сеченова – детища ИМУ. Он тоже, как А.П. Чехов, всё знал о своей болезни. Могу сказать, что врачи, его лечившие, удивлялись его мужеству. Так же, как великий А.П.Чехов, он, как русский врач, наследник великой отечественной медицинской школы, жертвовал собой ради сирых и убогих, беззащитных и обреченных обществом. Лично мне пришлось познакомиться с отцом Максимом в конце 90-х годов, когда в клубе знаменитой фабрики «Вымпел» на Старо Петровско-Разумовском проезде активно работало одно из замечательных духовно-патриотических обществ «Наследники Александра Невского». Это Всероссийское общество возглавлял к.т.н., кандидат богословия, один из руководителей Госстроя России Н.В.Маслов. Воспитанник Глинских старцев. Здесь готовились и печатались труды по Глинской пустыни, ее наследии. Изданная «СимфонИя по трудам Святителя Тихона Задонского» в 1999 году получила Гриф Министерства образования России на использование этого великого Труда как учебного пособия в общеобразовательных учреждениях. Впервые святоотеческий труд был рекомендован как учебное пособие. Здесь, в клубе фабрики «Вымпел», в обществе «Наследники Александра Невского» велась работа с ещё живыми орденоносцами этой высокой воинской награды, проводились встречи с молодежью. Здесь, 23 октября 1998 года, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, состоялась первая конференция православных учителей. И здесь началась подготовка к проведению Первого Всероссийского духовно-просветительского форума «Глинские чтения», которые традиционно стали проходить в Троице-Сергиевой Лавре в течение многих лет 27-29 июля.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/26/na...

Узнав о необычной маленькой крестьянке, в Себино потянулись люди. И просили: пусть помолится. Так ребенок, который грозил стать «лишним ртом» и обузой семье, стал ее кормить. Первое путешествие и переезд в Москву В 14 лет Матрона уехала за пределы своей деревни: в первое и единственное большое путешествие в жизни ее взяла дочь помещика, жившая по соседству, Лидия Янькова. Паломницы побывали в Киево-Печерской лавре, в Троице-Сергиевой лавре и, по преданию, в Кронштадте, где маленького слепого подростка подозвал к себе сам праведный Иоанн Кронштадтский: «Иди, иди ко мне, Матронушка. Смена моя идет…». А в 17 лет у девочки отнялись ноги. С этих пор блаженная принимала людей сидя. И тогда впервые стала говорить о грядущих страшных днях: «Будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать»… Но, казалось, никто не принимал ее слова за близкое пророчество: будет, может, но — вряд ли с нами. Село Себино, родина блаженной Матроны Для нее гонения начались с ее дома: оба брата, вступившие в партию, не могли терпеть рядом с собой блаженную сестрицу, к которой вереницей шли люди. В 1925 году Матрона перебралась в Москву и жила там уже до конца своих дней. «Жила» не всегда повернется язык сказать — скиталась по подвалам, сараям, по квартирам, где нельзя было долго задерживаться, чтобы не подставить хозяев. На Ульяновской улице, на Пятницкой, в Сокольниках, в Вишняковском переулке, у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, в Царицыне, наконец, в Староконюшенном переулке. И еще не раз умудрялась возвращаться в родное село, навещать своих престарелых родителей. Много раз чудом избегала ареста: уезжала за считанные минуты до приезда милиции. Однажды «служитель порядка» все же выследил слепую старицу, победоносно пришел забирать и услышал от нее: «Беги скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Он послушался, уехал домой и обнаружил там обгоревшую от полыхнувшего керогаза жену — успел отвезти ее в больницу, все закончилось благополучно. Слепая действительно никуда не делась, но на следующий день, придя на работу, милиционер наотрез отказался ее забирать. Как ребенок…

http://ruskline.ru/opp/2023/03/07/blazhe...

31 . Арашкевич Марк Петрович – Инспектор высшего начального училища – По избранию – Мирянин от Омской епархии – 29 – Томский Учительский Институт – Станица Сандыктавская, Кокчетавского уезда, Акмолинской области. 32 . Арефьев Михаил Иванович – Член Государствнной Думы IV созыва, избран в заместители члена Высшего Церковного Совета – По избранию – От Государственной Думы – 53 – Университет – Петроград. 33 . Арсений – Архиепископ, с 28 ноября 1917 г. Митрополит Новгородский и Старорусский, член Предсоборного Совета, Товарищ председателя Священного Собора, член Соборного Совета, председатель Отдела о правовом положении Церкви в Государстве, был избран кандидатом в Патриархи, избран в члены Священного Синода – По должности – 55 – Доктор церковной истории – Новгород. 34 . Артамонов Леонид Константинович – Генерал от инфантерии – Член Предсоборного Совета – 58 – Академии: Инженерная и Генерального Штаба – Петроград. 35 . Артоболевский Иоанн Алексиевич – Священник, профессор Сельско-Хозяйственной Академии в Петровско-Разумовском – По избранию – Клирик от Московской епархии – 46 – Магистр богословия – Москва. 36 . Архангельский Василий Иоаннович – Диакон Михаило-Архангельской церкви, Хвалынского уезда – По избранию – Клирик от Саратовской епархия – 50 – 1-й класс духовной семинарии – С. Телятниково, Хвалынского уезда, Саратовской епархии. 37 . Архангельский Иван Иванович – Секретарь Оренбургской Духовной Консистории – По избранию – Мирянин от Оренбургской епархии – 40 – Университет – Оренбург. 38 . Архангельский Леонид Григорьевич – Псаломщик Ново-Вознесенской церкви г. Пскова – По избранию – Клирик от Псковской епархии – 27 – Духовная семинария – Псков. 39 . Астров Павел Иванович – Член Московского Окружного Суда, избран в заместители члена Высшего Церковного Совета – Член Предсоборного Совета – 51 – Кандидат юридических наук – Москва. 40 . Афанасий – Иеромонах, преподаватель Владимирской Духовной Сеиннарии – По избранию – От монашествующих – 31 – Кандидат богословия – Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но архиепископ Иродион был борцом за принцип и разослал по епархии универсал, что бесшкольные кандидаты впредь не будут посвящаться, не взирая ни на какие выборы и ходатайства. Циркуляр интересен по изображению процедуры выборов с их махинациями и злоупотреблениями и по стилю южно-русского языка тогдашнего духовенства Петровско-Аннинского времени. Епископ сообщает, что в его архиерейский дом присылаются с рекомендациями их владельцев (патронов) церквей, или прихожан кандидаты на священство, однако не умеющие читать, тем более разуметь чтомое, явно за данные ими взятки. За непоставление таковых в священники «владельцы и парохияне ропщуть, и, щось непотребное в уме своем вмещая, на нас – архиерея клевещуть… З долгу нашого пастырского, благие между паствою устроевати порядки всеусердне желаючи, судили мы – архиерей – до пречестностей ваших сим предварить универсалом, через который имети хощем, а бы хто не есть желатель священства, а барзей з детей священнических, во всякой возможности прилагали тщания обучатися в коллегиуме нашем знания веры и всех догматов утвержденных церковных, чим бы возмогли удостоити себе священства и управления паствою. Ибо, если таковые желателе в обучении ся занехають тщательства и усердного радения, то желания своего отнюдь лишатся и священства удостоени не будут. Но трудящиеся в коллегиуме и учением себе изнурящии, по силе Д. Регламента и мимо наследников поставляемы будут во презвитеры». Но бедный ревнитель школы и законности, архиеп. Иродион на сей раз просчитался. Аннинское правительство по военным расчетам ухаживало за гетманскими силами. Архиеп. Иродион был удален на покой. Мало того. Аннинское правительство, неся знамя традиций Петрова царствования, в частности, провозглашая необходимость для духовенства школьного ценза, в данном случае, по политическим соображениям, ради Южной России, издало даже в 24.IV.1735 г. циркуляр, подрывавший усилия архиереев в духе Дух. Регламента, и рекламировало для Южной России не новый школьный ценз, а старые, столь дефективные выборы.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

А дальше в 1682 году грянул стрелецкий бунт. Боярина Кирилла Полуэктовича насильно постригли в монахи, село Петровское перешло малолетнему Льву Кирилловичу, и опекуншей осталась его мать Анна Леонтьевна Нарышкина. Боясь за судьбу внуков и за себя, она дала обет построить здесь каменный храм во имя апостолов Петра и Павла, небесных покровителей малолетнего государя, и в память о разыгравшейся в Кремле трагедии, к которой Нарышкины оказались причастны. В следующем же после бунта 1683 году она выделила под церковь большой участок земли и еще подарила в нее три колокола на вечное поминовение «по муже своем боярине Кирилле Полуехтовиче Нарышкине и по детех своих и по всех родителех своих», как гласила надпись на одном из колоколов. Каменный вотчинный храм, златоглавый, с белокаменными резными наличниками и витыми колонками, был освящен в 1691 году. О его «замечательном благолепии» говорили все москвичи. Он стал не только прекрасным памятником московского барокко, но и самой замечательной постройкой села Петровского, оставаясь такой на протяжении веков. Менялись хозяева села, менялось его предназначение, и церковь, начавшая свою жизнь вотчинной, всегда была душой Петровского и прожила с ним вместе целую жизнь, осеняя его непростую, но выдающуюся судьбу. Юный Петр I обожал дедовскую вотчину и ее церковь. По преданию, он пел в ней на клиросе, читал Апостол и подарил в храм эту богослужебную книгу 1684 года издания с собственноручной надписью. Иные историки считают эту надпись «дьяческой пометою» о том, что сия книга, принадлежавшая государю, подарена им «в подмосковную вотчину боярыни Анны Леонтьевны Нарышкиной, в село Петровское, к церкве святых верховных апостол Петра и Павла». Она хранилась в храме вплоть до революции. Петр же усердно осваивал местные земли, выстроил для себя летний дворец, начал разбивать здесь первый регулярный парк в голландском вкусе и сам сажал молодые дубки. Считается, что Петр же около села основал ферму – скотный двор с голландскими коровами и назвал это свое маленькое экспериментальное владение сельцом Астрадамским, то есть Амстердамским, это имя осталось в названии местной улицы. Другая версия, что эти ранние петровские эксперименты проходили поблизости от Петровского, в селе Острогонове, также превратившегося в Астрадамское.

http://pravoslavie.ru/552.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010