334 Творения аввы Евагрия. с. 123. 335 авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. – Троице-Сергиева Лавра, 1900, с. 49. 336 св. Иоанн Златоуст. 7-я беседа на 1 Послание Корянфянам. 4.//Творения. Беседы на 1 Кор. – СПб., 1858, с. 117. 337 преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. – М., 1880, сс. 11 и 409. 338 Выражение Каменской, председателя Российского Теософского общества. Цит. по: Лодыженский М. В. Мистическая трилогия. Т. 3. Темная сила. – Пг., 1914, с. 183. Лодыженский был членом Российского Теософского общества. Свою «трилогию» он начинал писать с теософских позиций, полагая, что индуизм и христианство сущностно едины. В предисловии к третьему изданию своей книги Лодыженский написал: «Тогда работая над первым трудом нашим, мы относились совершенно одинаково как к христианским воззрениям, так и к воззрениям Раджа Йоги и теософского оккультизма, который ее проповедует. Мы ставили их на одну доску в наших исканиях. Но теперь мы уже не можем так же относиться к индусской теософии… В результате всех наших исследований мы и пришли к тому заключению, что исследователю, беспристрастно ищущему религиозную истину, нельзя не отвергнуть идей того самоутверждающегося обожествления человека, которые лежат в основании Раджа Йоги» (Лодыженский М. В. Мистическая трилогия. Т. 1. Сверхсознание. – Пг., 1915, с. II и 372). 339 Рерих Н. К. Обитель света. – М., 1992, с. 22. 340 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 276. 341 Цит: Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви. (Раскрытие православия в их творениях). – М., 1994, с. 61. 342 Блаватская Е.П. Теософия и практический оккультизм. – М., 1993, с. 9. 343 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 9 и Т. 1, с. 281. 344 преп. Феодор Студит. Наставления монахам, 123.//Добротолюбие. Т. 4. – Jordanville, 1965, с. 184. 345 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 366. 346 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 29. 347 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 362. 348 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 425. 349 Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 409

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Сильвестр ( Харунс Иоанн Антонович; 19.10.1914, Двинск Рижск. губ. – 18.5.2000, Равдон, близ Монреаля, Канада), архиепископ. По происхождению латыш. Среднее образование получил в Двинской русской гимназии, активный член РСХД в Латвии, окончил Парижский Св.-Сергиевский богословский институт со степенью кандидата богословия 1-го разряда (1938), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), пострижен в монашество (8.3.1938), иеродиакон (9.3.1938), иеромонах (10.4.1938), рукоположение совершил митр. Евлогий в храме Сергиевского подворья в Париже, помощник настоятеля Воскресенской церкви в Бельфоре (1938–1939), настоятель той же церкви (19.11.19381.9.1943), окормлял советских военнопленных в лагерях в восточных районах Франции (19421943), а затем на постройке Атлантической стены и на о. Джерси (1.9.19431944), по ложному доносу был арестован немцами и заключен в изоляторе на шесть недель (1944), тюремный и больничный священник Парижского округа (19441945), настоятель Скорбященской церкви на улице де ля Тур в Париже (3.11.194524.4.1956), игумен (7.1.1947), редактор епархиального журнала «Церковный Вестник» (19511956), архимандрит (7.1.1950), епископ Мессинский, викарий митр. Владимира (Тихоницкого) для юга Франции и Италии с местопребыванием в Париже (27.4.1952), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Владимир в храме Сергиевского подворья в Париже, настоятель Св.-Николаевского собора в Ницце (24.4.19561962), поселился в Ницце (1956), по совместительству настоятель храма Христа Спасителя в Сан-Ремо (19571962), возглавил богослужения при освящении верхней церкви Св.-Николаевского храма в Бари (22.5.1957), Архиерейским Синодом СевероАмериканской Русской Митрополии избран на должность правящего архиерея Канадской епархии с местопребыванием в Монреале (10.10.1962), проживал несколько месяцев в Покровской обители в Бюсси-ан-От до отъезда в Канаду, Советом профессоров Св.-Сергиевского богословского института было предложено его назначение в качестве администратора Сергиевского подворья в Париже с целью воспрепятствовать его отъезду (24.1.1963), но проект не состоялся и он уехал в Канаду (18.4.1963), председатель РСХД (10.7.19631979), настоятель Св.-Петронавловского собора в Монреале (19631981), возведен в сан архиепископа (1966), временно управляющий Нью-Ингландской епархией (19661972), заместитель предстоятеля Американской Православной Церкви за болезнью митр. Иринея (Бекиша) (15.5.197425.10.1977), председатель 4-го и 5-го Всеамериканских соборов (101311.1975; 2528.10.1977), уволен на покой по болезни (1.7.1981), долголетний член редколлегии «Вестника РХД».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Маркова; 1881 - 21 февраля 1938), священника Евгения (Исадского; 1879 - 31 января 1930), священника Димитрия (Беляева; 1875 - 10 декабря 1937), иеромонаха Василия (Мазуренко; 1882 - 8 января 1938), послушницы Марфы (Ковровой; 1897 - 16 марта 1938), Матфея (Гусева; 1868 - 18 января 1938), Андрея (Трофимова; 1882-11 июня 1938); от Ростовской епархии: священника Николая (Попова; 1864 - 26 марта 1919); от Санкт-Петербургской епархии: монахини Марии (Леляновой; 1874 - 17 апреля 1932); от Саранской епархии: священника Владимира (Четверина; 1874 - 2 сентября 1918). 3 Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Церквей для включения их в святцы. Справка В Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на июль 2006 года поименно канонизирован 1701 человек. Из них: Архиерейским Собором 1989 года — 1 человек; Архиерейским Собором 1992 года — 7 человек; Архиерейским Собором 1994 года — 2 человека; Архиерейским Собором 1997 года — 3 человека; Архиерейским Собором 2000 года — 1097 человек. Решениями Священного Синода включены в Собор новомучеников и исповедников Российских: от 27 декабря 2000 года — 57 человек (Комиссия по канонизации святых (ККС), 51-е заседание); от 22 февраля 2001 года — 15 человек (52-е заседание); от 17 июля 2001 года — 32 человека (53-е заседание); от 6 октября 2001 года — 36 человек (54-е заседание); от 26 декабря 2001 года — 39 человек (55-е заседание); от 11 марта 2002 года — 30 человек (56-е заседание); от 24 апреля 2002 года — 2 человека (57-е заседание); от 17 июля 2002 года — 82 человека (57/58-е заседания); от 7 октября 2002 года — 19 человек (59-е заседание); от 24 декабря 2002 года — 14 человек (60-е заседание); от 7 мая 2003 года — 42 человека (61-е заседание); от 30 июля 2003 года — 28 человек (62-е заседание); от 6 октября 2003 года — 14 человек (63-е заседание); от 26 декабря 2003 года — 18 человек (64-е заседание); от 25 марта 2004 года — 20 человек (65/66-е заседания); от 17 августа 2004 года — 21 человек (67/68-е заседания);

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203267...

ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАРФОЛОМЕЙ (Ратных; 1894 - 1938), иером., прмч. (пам. 28 янв., 19 нояб.- в Соборе Крымских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Холмогоров (25 янв. 1875 г., с. Андреевское Коломенского у. Московской губ. -16 янв. 1938 г., Новосибирская обл., Сиблаг), протоиерей, священномученик (пам. 3 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ Арсеньевич Сунгуров (1876-1937), сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ (Мазуренко; 1882-1938), иером., прмч. (пам. 26 дек., в Соборе Винницких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Даниилович Залесский (1887 – 1938), сщмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВАСИЛИЙ Викторович Гурьев (1869-1937), сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ (Преображенский Вениамин Сергеевич; 1876-1945), еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии, свт., исп. (пам. 31 июля, 5 окт., в Соборе Ивановских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ Владимирович Агафоников (1885-1937), прот., сщмч. (пам. 26 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАСИЛИЙ Алексеевич Аменицкий (1872-1938), прот., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122344_6.html

В период 1936-1938 гг. жертвами террора в К. и Г. е. стали многие представители духовенства. В ночь на 4 дек. 1936 г. в Костроме был арестован сщмч. Никодим (Кротков) , архиеп. Костромской и Галичский. 27 марта 1937 г. Особое совещание при НКВД СССР приговорило его к ссылке в Красноярский край на 5 лет. Однако уже в авг. Ярославское обл. управление НКВД приняло решение о начале нового следствия по делу сщмч. Никодима. 24 сент. он был вновь арестован и этапирован из Красноярского края в Ярославль. Сщмч. Никодим скончался 21 авг. 1938 г. в ярославской тюрьме в Коровниках. В нач. авг. 1937 г. на Костромскую кафедру был назначен еп. Феодосий (Кирика) . Однако 26 авг. 1937 г. он был арестован и, по-видимому, вскоре погиб. 29 сент. в Москве был арестован управлявший епархией в 1930-1932 гг. сщмч. Димитрий (Добросердов) , архиеп. Можайский, викарий Московской епархии; его расстреляли 21 окт. 1937 г. под Москвой, в Бутове. В авг.-сент. 1937 г. арестам подверглись представители сельского духовенства. Почти в каждом районе против них выдвигали обвинения в создании «фашистско-диверсионных», «террористических, вредительских и шпионских», «церковно-монархических» групп, после чего арестованных приговаривали к высшей мере наказания. Всего в 1937-1938 гг. в епархии (в границах совр. Костромской обл.) были арестованы и расстреляны свыше 130 священников. Среди них - иерей сщмч. Василий Разумов, настоятель Троицкой ц. в с. Троица Нерехтского р-на. После ареста еп. Никодима он публично молился о нем на богослужениях. 5 авг. 1937 г. свящ. Василий был арестован и 21 сент. расстрелян. Свящ. П. П. Мегалинский в 1937 г. незадолго до своего ареста сберег от поругания мощи прп. Варнавы Ветлужского, с 1930 г. находившиеся в Архангельской кладбищенской ц.- последнем действующем храме Варнавина. Предвидя скорое закрытие церкви, он тайно закопал мощи на кладбище (место неизв.). Вскоре свящ. П. Мегалинский был арестован и 26 дек. 1937 г. расстрелян. Накануне, 1 мая 1938 г., в Костроме были арестованы многие из еще остававшегося на свободе духовенства, в т. ч. 28 апр.- 3 из 4 священников Иоанно-Златоустовского кафедрального собора во главе с настоятелем прот. Павлом Князевым. Настоятеля собора сослали на 5 лет в Семипалатинскую обл. Казахстана, где он и скончался в 1940 г.; 2 др. священника были приговорены к 5 годам заключения в лагерях. 27 апр. 1938 г. в Костроме был арестован поселившийся здесь после освобождения из заключения на Соловках бывш. проф. Московской ДА историк Н. И. Серебрянский . Приговоренный к 5 годам заключения, он скончался в Сиблаге 23 мая 1940 г.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

от Екатеринбургской епархии: иеросхимонаха Иоанна (Кевролетина; 1875–1961); от Московской епархии: схиархимандрита Игнатия (Лебедева; 1884–1938), протоиерея Иоанна Тарасова (1867–1937), протоиерея Николая Крылова (1875–1941), протоиерея Павла Преображенского (1882–1937), протоиерея Константина Пятикрестовского (1877–1938), протоиерея Сергия Голощапова (1882–1937), игумена Евтихия (Качура; 1891–1937), священника Димитрия Крючкова (1874–1952), священника Владимира Красновского (1889–1937), священника Василия Никитского (1889–1938), священника Димитрия Русинова (1871–1937), священника Василия Парийского (1894–1937), священника Константина Немешаева (1879–1937), иеромонаха Аристарха (Заглодина-Кокорева; 1886–1937), диакона Николая Цветкова (1879–1937), диакона Никифора Литвинова (1892–1937), Василия Ефимова (1903– 1937), монахиню Параскеву (Матиешину; 1890–1952); от Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря: иеромонаха Патрикия (Петрова; 1877–1933), иеромонаха Сергия (Гальковского; † 1918), иеродиакона Андроника (Барсукова; † 1917), монаха Тавриона (Толоконцева; 1871–1939); от Рязанской епархии: священника Матфея Рябцева († 1918), протоиерея Николая Динариева († 1918), священника Николая Правдолюбова (1892–1941), священника Александра Орлова (1878–1941), протоиерея Сергия Правдолюбова (1890–1950), Евгения Дмитрева (1913–1937), Павла Парфенова († 1918), Веру Самсонову (1880–1940); от Пензенской епархии: иерея Иоанна Калинина-Оленевского (1854–1951); от Саратовской епархии: священника Дионисия Щеголева (1880–1937); от Тамбовской епархии: архиепископа Тамбовского и Шацкого Вассиана (Пятницкого; 1879–1940); от Ярославской епархии: протоиерея Феодора Поройкова (1875–1938), священника Петра Зефирова (1879–1918), священника Николая Писаревского (1868–1933), священника Василия Крылова (1892–1938), священника Николая Розова (1870–1930), священника Иоанна Рудинского (1867–1930), Георгия Седова (1883–1960). СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о двустороннем диалоге Русской Православной Церкви с Коптской, Сирийской Православной и Армянской Апостольской (Киликийский Католикосат) Церквами, организуемом в соответствии с решением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429478/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви МАРДАРИЙ (XIII-XVII вв.?), затворник, в Дальних пещерах почивающий, прп., Киево-Печерский (пам. 13 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) МАРДАРИЙ (Исаев Михаил Исаевич; 1886-1938), иером., прмч. (пам. 5 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ († между 1437 и 1439), жена заозерского св. блгв. кн. Димитрия Васильевича, Иоасафа Каменского, св. блгв. кнг. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАРИЯ Георгиевна Виноградова (1886-1938), прмц. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), послушница МАРИЯ Мартиниановна Журавлёва (1869-1937), послушница, прмц. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ (Лелянова Лидия Александровна; 1874-1932), мон., прмц. (пам. 4 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ Ивановна Мамонтова-Шашина (1890 - 1938), послушница, прмц. (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ Павловна Носова (1872-1938), послушница, прмц. (пам. 27 апр., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ Ильинична Портнова (1888-1937), послушница, прмц. (в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ (Рыкова Мария Сергеевна; 1892 - 1937), мон., прмц. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ (Цейтлин Мария Васильевна; 1869-1938), мон., прмц. (пам. 2 дек., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ († 18.08.1919), мц. (пам. 5 авг., 23 мая, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_33.html

послушницы Антонины (Новиковой; 1880 — 20 марта 1938), послушницы Надежды (Кругловой; 1887 — 20 марта 1938), послушницы Евдокии (Архиповой; 1886 — 14 марта 1938), послушницы Ольги (Жильцовой; 1887 — 14 марта 1937), Иоанна (Чернова; 1880 — 10 апреля 1939), Иоанна (Васильева; 1869 — 6 декабря 1932), Василия (Архипова; 1876 — 14 марта 1938), Пелагии (Балакиревой; 1901 — 30 июня 1943); от Мурманской епархии: иеромонаха Моисея (Кожина; 1868 — 7 сентября 1931), послушника Федора (Абросимова; 1897 — 14 октября 1940); от Нижегородской епархии: священника Иакова (Гусева; 1887 — 26 декабря 1937); от Псковской епархии: священника Пантелеймона (Богоявленского; 1881 - 1918), священника Александра (Гривского; 1874 - 11 (24) октября 1918), священника Василия (Триумфова; 1848 - 26 февраля 1919), священника Гавриила (Преображенского; 1878 - 26 февраля 1919), священника Василия (Розанова; 1872 – 27 ноября 1937); от Санкт-Петербургской епархии: протоиерея Григория (Поспелова; 1877 — 1921), протоиерея Григория (Сербаринова; 1881 — 8 января 1938); от Саранской епархии: священника Виктора (Европейцева; 1885 — 30 января 1931); от Тамбовской епархии: протоиерея Сергия (Лаврова; 1872 — 18 января 1934). 3). Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. ЖУРНАЛ 32: СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Сопредседателя подготовительного комитета по подготовке и проведению Дней славянской письменности и культуры, о проведении в этом году в г. Воронеже Дней славянской письменности и культуры в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Доклад принять к сведению. 2). Выразить удовлетворение проведением в Воронеже Дней славянской письменности и культуры в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 3). Сердечно благодарить руководство Воронежской области, государственные и общественные организации и Преосвященных архипастырей, принявших участие в этом празднике, за труды и содействие в его проведении.

http://sedmitza.ru/lib/text/429520/

16/29 марта 1938 года слушали: ходатайство атамана Семёнова от 14 февраля 1938 года за 198 о возведении архиепископа Нестора в сан Митрополита. Постановили: Ходатайство атамана Семёнова о возведении архиепископа Нестора в сан Митрополита доложить Архиерейскому Собору, для чего передать его в Соборную Канцелярию при выписке из сего определения. [Подписи. ] 16/29 апреля 1938 г. 377. Из статьи в газете «Царский вестник» «В обществе памяти Императора Николая II» [...] В Музей памяти Императора Николая II продолжают поступать в дар предметы, главным образом фотографии [...] Издан каталог музея (по 1 июля 1937 г.) на русском языке и продаётся по себестоимости [...] Между прочим, в музей поступили следующие предметы: 1) От архиепископа Нестора: медаль с изображением Императора Николая II и Короля Александра I, и альбом с видами храма-памятника в Харбине, посвященного памяти умученных Императора и Короля. Письмо епископа Нестора Священному Синоду Русской Православной Церкви заграницей Священному Синоду Русской Православной Церкви заграницей. Представляю при сем своё заявление о наложении отлучения на клеветников, возводящих на Архипастырей Русской Православной Церкви Заграницей в моём лице безосновательное обвинение в принадлежности к масонству. Такое обвинение возводится не только на меня, но и на других наших Архипастырей. Пора положить конец этой недостойной клевете, приносящей огромный неисчислимый вред нашей Церкви. И как решительную меру в этом направлении я предлагаю настоящее моё заявление, которое усердно прошу Священный Синод поддержать своим высокоавторитетным словом и со своей стороны принять действенные меры против лиц, дерзающих клеветать на священнослужителей. Всепокорнейший слуга Священного Синода Архиепископ НЕСТОР. 1938 г. [Собственноручная резолюция митрополита Анастасия:] 1938. 15/28 июня. К докладу Синоду. М[итрополит] Анастасий. Указ из Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей 633. Преосвященному Нестору, архиепископу Камчатскому и Петропавловскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937 году было арестовано 136900 православных священнослужителей, из них расстреляно – 85300; в 1938 году арестовано 28300, расстреляно – 21500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно – 900; в 1940 году арестовано 5100, расстреляно – 1100; в 1941 году арестовано 4000, расстреляно – 1900 . В одной Тверской области было расстреляно только в 1937 году более двухсот священников. Осень и зиму 1937 года сотрудники НКВД едва успевали ставить свои подписи под " следственными " бумагами, а в выписках из актов о проведении в исполнение смертного приговора секретарь Тройки всегда ставил 1 час ночи, потому что на написание этой цифры тратилось меньше всего времени. И получалось, что все приговоренные в Тверской области были расстреляны в одно и то же время. К весне 1938 года власти сочли, что Русская Православная Церковь физически уничтожена и отпала необходимость содержать специальный государственный аппарат по надзору за Церковью и проведению в жизнь репрессивных распоряжений. 16 апреля 1938 года Президиум Верховного Совета ССР постановил ликвидировать комиссию Президиума ЦИК ССР по вопросам культов. Из 25 тысяч церквей в 1935 году после двух лет гонений в 1937 и 1938 годах в Советской России осталось всего 1277 храмов и 1744 храма оказались на территории Советского Союза после присоединения к нему западных областей Украины, Белоруссии и Прибалтики. Таким образом, во всей России в 1939 году храмов стало меньше, чем в одной Ивановской области в 1935 году. Можно с уверенностью сказать, что гонения, которые обрушились на Русскую Православную Церковь в конце тридцатых годов, были исключительными по своему размаху и жестокости не только в рамках истории России, но и в масштабе всемирной истории. В 1938 году советская власть завершила двадцатилетний период гонений, в результате которых процесс разрушения был доведен до положения необратимости. Если храмы, которые были отданы под склады или разрушены, можно было в обозримой перспективе восстановить или отстроить заново, то более сотни архиереев, десятки тысяч священнослужителей и сотни тысяч православных мирян были расстреляны, и эта утрата была незаменима и невосполнима. Последствия этих гонений сказываются и по сию пору. Массовое уничтожение святителей, просвещенных и ревностных пастырей, множества подвижников благочестия понизило нравственный уровень общества, из народа была выбрана соль, что поставило его в угрожающее положение разложения. Причем власти и дальше не собирались останавливать процесс закрытия храмов, он продолжался и неизвестно, до чего бы дошел, если бы не Великая Отечественная война.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010