В дек. 1937 г. в католичество перешли сотни жителей пограничных с СССР повятов: Кременецкого, Дубенского, Здолбуновского, Ровенского и Костопольского. Апогеем «ревиндикации душ» стали события в с. Гриньки Кременецкого повята, где прошли массовые аресты местного населения, к янв. 1938 г. количество «новообращенных» католиков в селе превысило 200 чел. Поляки пытались превратить православный храм в Гриньках в костел, церковь была долгое время опечатана. Из-за большого резонанса событий в Гриньках депутаты сейма от «угодовского» лагеря вынуждены были отреагировать, вносили в сейм и правительство Польши петиции, не имевшие результата. Более действенным был отклик архиеп. Алексия (Громадского). По его благословению Гриньки посетили волынский епархиальный миссионер прот. Серафим Казновецкий и сотрудник консистории свящ. Антоний Брыних. За выступления против «ревиндикации душ» они были арестованы и отправлены в лагерь Береза-Картуска (ныне Берёза Брестской обл., Белоруссия). Несмотря на меры властей, с 25 по 29 янв. 1938 г. архиеп. Алексий совершил поездку по Лановецкому благочинническому окр., подбадривая местное население и призывая его стоять до конца за Православие. 28 марта 1938 г. в Кременце состоялось заседание Волынского епархиального юбилейного комитета по празднованию 950-летия Крещения Руси, на к-ром решено было выразить протест властям и направить делегацию для встреч с президентом, премьером и маршалом. 9 мая 1938 г. премьер-министр Ф. Славой-Складковский принял архиеп. Алексия, прот. Н. Малюжинского и жителя с. Гриньки Е. Ничку, но репрессии не прекратились. «Ревиндикационные» акции продолжились в 1938-1939 гг. в селах Сураж, Юськовцы, Краснолука, Вел. Дедеркалы и Осники Кременецкого повята, в ряде др. пограничных с СССР местностей. По данным властей, в 1938 г. в Волынском воеводстве удалось обратить в католичество из Православия 12 тыс. чел. По всей видимости, данные завышены, поскольку большие группы «новообращенных» вскоре вернулись в Православие, напр. в селах Боложовка и Гриньки Кременецкого повята, Подлужье - Дубенского, Вербче - Костопольского, Буща - Здолбуновского повята.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Деяния второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14 – 11/24 августа 1938 года в Сремских Карловцах в Югославии Источник Скачать epub pdf Второй Всезарубежный Собор РПЦЗ 1938 г Содержание Доклад архиерейскому Синоду блаженнейшого митрополита Антония о желательности созыва Собора с участием представителей клира и мирян Предсоборная комиссия Правила о составе Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян, и о порядке избрания и назначения их, принятыя Архиерейским Собором 12/25 октября 1935 года с изменениями и дополнениями, внесенными Архиерейским Собором 22 декабря – 4 января 1937/38 года Наказ Собору Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян 1938 г I II. Состав Собора III. Общее Собрание Собора IV. О Совете Собора и Отделах V. Порядок обсуждения вопросов VI. Совещание епископов VII. Секретариат Собора Список членов Второго Всезаграничного Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян 1938 года Представители клира Представители мирян Русский Всезарубежный Собор Высочайшее приветствие августейшего главы российского императорского дома Русскому Зарубежному Церковному Собору с участием клира и мирян Ответ зарубежного Церковного собора августейшему главе российского императорского дома Протокол торжественного собрания Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей, 1/14 августа 1938 года Протокол заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием клира и мирян, 2/15 августа 1938 года Протокол заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием клира и мирян, 4/17 августа 1938 года Высокопреосвященный Архиепископ Нестор обратился к собранию со следующими словами: I. Цели и деятельность Братства II. Организация Братства Доклад Протоиерея Иоанна Сокаля: «Просветительная и общественная деятельность духовенства, воспитание молодежи». I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проведённые современными историками исследования показывают, что только ленинградской тройкой осуждено 32714 человек, из них 23449 человек – жители Ленинградской области , но это далеко не все жертвы Большого террора. Всего в ходе Большого террора в Ленинграде и области с 5 августа 1937-го по 16 ноября 1938 года органами НКВД осуждены по политическим обвинениям 53 658 человек, из них 44 479 человек приговорены к расстрелу. В лагерях кроме этого расстреляно 2272 человека. А решением «двойки» в составе наркома внутренних дел СССР и прокурора СССР расстреляны ещё 17640 жителей Ленинграда и области . Когда листаешь своды репрессированных за эти полтора года людей, то на каждой странице встречаешь имена представителей самых разных слоёв общества – и крестьяне, и мелкие служащие, и учителя, и священники, люди самых разных занятий и национальностей – то есть, весь народ, – а не только партократы, как сегодня пытаются представить политических жертв Большого террора некоторые тенденциозные исследователи. Сегодня доказано на многочисленных фактах, что люди попадали в эту «мясорубку» не за вину, а по разнарядке. Лидия Головкова, главный редактор книги памяти «Бутовский полигон», старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского Богословского института, участвуя в передаче «Русский взгляд» подчеркнула, что в 1937–1938 годах «даже не обязательно было слово сказать для того, чтобы быть арестованным, расстрелянным, потому что… например, по деревням… просто забирали для количества. И есть деревни совершенно оголённые. И мне недавно попался документ, где местные сотрудники НКВД отвечают, что не могут больше арестовывать мужчин, потому что остались деревни с одним мужиком» . Масштабы репрессий против верующих На 1937–1938 годы приходится и пик уничтожения духовенства Русской Православной Церкви. «Как производились аресты, допросы, с какой скоростью тройки выносили постановления о расстрелах, свидетельствуют данные правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий: в 1937 году было арестовано 136 900 православных священнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, расстреляно 21 500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 году арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 году арестовано 4000, расстреляно 1900» . Согласно данным ельцинской Комиссии при президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937–1938 годах было расстреляно 106 800 священнослужителей». Эпоха 1937–1938 годов – самый непримиримый натиск государства на Церковь, когда была уничтожена почти полностью епархиальная структура Русской Церкви.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

15 июня Л.А. Панаиоту написал секретарю Миссию И.И. Кумбарасу, что он хочет поехать за инструкциями в Москву, но не может, так как его паспорт находится в Иностранном отделении Ленинградской милиции. Новый смотритель отмечал, что его предшественники были вынуждены оставить службу «не по их желанию», и просил прислать сотрудника Миссии для проверки состояния имущества церкви. Леонид Афанасьевич указал, что его тоже предупредили о возможных проблемах с визой, и выразил беспокойство о судьбе храма «в случае его отъезда». Вскоре и этого смотрителя выставили из СССР, а 4 июля М.Т. Панаиоту подала заявление с просьбой освободить ее от работы бухгалтера с 5 июля [xiv] . При этом богослужения в церкви продолжались. 29 марта 1938 г. митрополит Алексий назначил ее настоятелем протоиерея Филофея Петровича Полякова. Он родился в 1893 г. в Петербурге в семье священника, окончил два класса Духовной семинарии, принял сан иерея в 1921 г. и подвергался арестам в 1927, 1930 и 1932 гг. Отец Филофей служил настоятелем Греческой церкви до осени 1938 г., а затем его вновь сменил отправленный было 29 марта за штат архимандрит Иоасаф (Журманов) [xv] . Ввиду того, что прихожан-греков почти не осталось, здание храма и инвентарь по договору от 4 октября 1938 г. были переданы двум русским представителем общины – Константину Ивановичу Андрееву и Петру Григорьевичу Никольскому. 19 ноября они приняли по акту все церковное имущество от архим. Иоасафа. 24 ноября в присутствии настоятеля была составлена новая инвентарная опись храма и используемых общиной помещений в жилом доме при нем. В это время в церкви еще оставалось 15 икон с серебряными ризами, шесть Евангелий в серебряных окладах, серебряная утварь общим весом свыше 13 кг и шесть колоколов, весивших около 3,5 тонн. В декабре службы в храме продолжались [xvi] . Однако акция по его закрытию уже была запущена. 29 ноября 1938 г. председатель Ленинградского совета А.Н. Косыгин отправил в Наркомат иностранных дел заявление с просьбой санкционировать закрытие Греческой церкви, «учитывая недопустимость дальнейшего оставления церкви без охраны, а также, что оставшиеся проживать в Ленинграде православные греки и другие верующие не претендуют на использование церкви» (что было явной неправдой). В заявлении Косыгина встречались и другие искажения фактов, в частности, он писал, что церковь была передана по договору в бесплатное пользование пяти греческим подданным в 1932 г. (на самом деле в 1935 г.), которые управляли ею до отъезда из Ленинграда в марте 1938 г. (в действительности до июня-июля). Ничего в этом письме не говорилось и о договоре от 4 октября 1938 г.

http://bogoslov.ru/article/3756641

С 1928 по 1938 г. служил личным секретарем и келейником архиеп. Нестора. В 1933-1934 гг. Н. сопровождал его в поездке по Египту, Палестине, Италии и Югославии; в 1937-1938 гг.- в Индию по приглашению католикоса Моран Мар Василия Геваргезе II . Весной и летом 1938 г. архиеп. Нестор и Н. посетили Англию, где было создано братство ап. Фомы для сбора средств на работу миссии РПЦЗ в Индии под покровительством вел. кнг. Ксении Александровны. Н. был назначен секретарем братства. В мае архиеп. Нестор и Н. принимали участие в праздновании 950-летия Крещения Руси и в паломничестве англикан к Богоматери Уолсингемской. C 4 по 7 июля 1938 г. Н. участвовал в конференции, которую проводило Содружество святых Албания и Сергия в Хай-Ли (Англия). С 14 по 24 авг. 1938 г. был участником II Всезарубежного Собора РПЦЗ, проходившего в Югославии. 9 нояб. 1938 г. в г. Коломбо брит. колонии Цейлон была учреждена миссия РПЦЗ, которую возглавил Н. На Архиерейском Соборе РПЦЗ 1939 г. в Югославии он представлял Пекинскую миссию в Китае. 13 сент. того же года Н. освобожден от должности начальника миссии в Коломбо и назначен казначеем Пекинской духовной миссии. Однако 24 нояб. он поступил в мон-рь прп. Иова Почаевского в с. Ладомирова в Словакии. С 1941 по 1944 г., во время Великой Отечественной войны, активно участвовал в распространении православно-просветительской литературы на территориях СССР, оккупированных герм. войсками и их союзниками. С этой целью Н. написал ряд катехизаторских и апологетических работ. Также он окормлял лагерь, устроенный словацкими властями для советских граждан, бежавших с оккупированных немецкими войсками территорий. 31 июля 1944 г. Н. вместе с братией отбыл из Ладомировы в Братиславу. С сер. янв. до 30 апр. 1945 г. находился в Берлине, исполняя обязанности настоятеля Воскресенского собора. Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 2 янв. 1945 г. Н. был назначен представителем Церкви при созданном нем. властями Комитете освобождения народов России. После окончания войны, в 1945-1946 гг., служил благочинным приходов РПЦЗ в англ. зоне оккупации в Германии с местопребыванием на центральном подворье братства прп. Иова Почаевского в Гамбурге. Н. активно защищал права беженцев, препятствовал брит. военной администрации насильственно выдавать их СССР и способствовал переселению беженцев в США.

http://pravenc.ru/text/2564776.html

«Глубокоуважаемый Б.А. Получили ваше поздравительное письмецо, которое вы послали своей покойной бабушке! Но она умерла 18-го апреля, я вам об ее смерти сообщала. Теперь повторяю. Сороковой день будем справлять 14-го мая по ст. стилю... Она и в загробной жизни не оставит нас своими молитвами пред Богом. Храни и помоги вам Всевышний перенести благодушно потерю своей любимой, незабвенной бабушки. Будьте здоровы. С приветом к вам В.Д. Село Новое, 16 мая н. Стиля». Материал подготовила О. С. Тульская Преподобномученица Анастасия (Бобкова)  (1890–1938 ) родилась в селе Кузяево Волоколамского уезда Московской губернии, в крестьянской семье. В течение 7 лет была послушницей Акатовского монастыря до его закрытия. Затем трудилась псаломщицей в храме с. Шестаково Волоколамского района. В 1938 году по наговору была арестована, и расстреляна 5 апреля. Дни памяти: 5 апреля (н.ст.), день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских. Тюремная Преподобномученица Александра (Дьячкова) (1893–1938 ) родилась в крестьянской семье в Богородском уезде Московской губернии. Послушница Акатовского монастыря. После его закрытия жила в разных деревнях Волоколамского и Богородского районов, трудилась сторожем и уборщицей в храмах. По ложному обвинению в антиколхозной агитации была сначала приговорена к пятилетнему заключению на строительство Беломорканала, после освобождения вновь была арестована и расстреляна 14 марта 1938 года на Бутовском полигоне. Дни памяти: 14 марта (н.ст.) и Собор новомучеников и исповедников Российских. Преподобномученица Екатерина (Черкасова) (1892–1938 ) родилась в селе Кашино Волоколамского уезда Московской губернии, в селе крестьянина. Более 7 лет была послушницей Акатовского монастыря, затем жила в Истринском районе. Была арестована на основании лжесвидетельских показаний и расстреляна 5 февраля 1938 года на Бутовском полигоне. Память совершается 5 февраля (н.ст.) и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских. 2 Это были замечательные, высокообразованные и одаренные многими дарами Божьими архиереи.  Священномученик Герман, епископ Вязниковский (1883–1937) был духовным сыном ныне прославленного старца схиархимандрита Гавриила (Зырянова) (1844–1915). (Преподобный Гавриил был настоятелем Седмиезерской пустыни под Казанью.) Архиепископ Варлаам (Ряшенцев)) (1878–1942) – выдающийся иерарх Церкви, духовный писатель. прозорливый старец.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

91 Так в тексте. Имеется в виду Уильям, архиепископ Кентерберийский (искаженный перевод с английского). 93 Речь идет все о том же обновленческом епископе Сергии (Ларине), который принес покаяние и вернулся в лоно Русской Православной Церкви в декабре 1943 г. 94 На встрече в Кремле митрополитов Сергия (Страгородского) , Алексия (Симанского), Николая (Ярушевича) с И. В. Сталиным затрагивался вопрос об амнистии. И. В. Сталин предложил митрополиту составить такой список и передать его Г. Г. Карпову. Из представленного списка многие архиереи были расстреляны, о чем Патриарх Сергий знать не мог. Митрополит Евгений (Зернов) расстрелян в 1937 г. Архиепископ Ювеналий (Масловский) расстрелян в 1937 г. Митрополит Павел (Борисовский) расстрелян в 1938 г. Епископ Венедикт (Алентов) расстрелян в 1937 г. Архиепископ Павлин (Крошечкин) расстрелян в 1937 г. Епископ Григорий (Козлов) расстрелян в 1937 г. Епископ Григорий (Козырев) расстрелян в 1937 г. Архиепископ Мефодий (Абрамкин) расстрелян в 1938 г. Архиепископ Онуфрий (Гагалюк) расстрелян в 1938 г. Епископ Тихон (Шарапов) расстрелян в 1937 г. Епископ Ираклий (Попов) расстрелян в 1938 г. Епископ Иннокентий (Никифоров) расстрелян в 1937 г. Епископ Онисим (Пыляев) расстрелян в 1938 г. Архиепископ Иннокентий (Тихонов) расстрелян в 1937 г. Архиепископ Макарий (Звездов) расстрелян в 1937 г. Епископ Серапион (Шевалеевский) расстрелян в 1937 г. Епископ Иоанн (Широков) расстрелян в 1937 г. Епископ Иннокентий (Клодецкий) расстрелян в 1937 г. Епископ Антоний (Панкеев) расстрелян в 1938 г. Епископ Феодор (Смирнов) расстрелян в 1937 г. Епископ Вячеслав (Шкурко) расстрелян в 1937 г. Архимандрит Афанасий (Егоров) расстрелян в 1937 г. Иеромонах Феофан (Адаменко) расстрелян в 1937 г. Из скорбного списка оставался лишь один – епископ Николай (Могилевский) , который был освобожден и возглавил Алма-Атинскую кафедру. (Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. М., 2001. С. 105–128.) 103 Ответ с благодарностью И. Сталина был отправлен 22 февраля 1944 г. РГАСПИ. Ф. 628. Оп. 1. Д. 404. Л. 34.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Он был мне и духовным отцом, и даже другом» Ушёл от нас истинный Божий служитель — митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий 31.10.2020 1198 Время на чтение 3 минуты Утром 30 октября 2020 года, когда Православная Церковь празднует день прмч. Андрея Критского и иконы Божией Матери «Избавительница», отошёл ко Господу Хранитель Печского престола митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович). Вот и ещё один истинный пастырь Христов ушёл от нас в Царствие Небесное. Какая череда истинных Божиих служителей уходят от нас один за другим! - духовник Свято-Данилова монастыря архимандрит Даниил (Воронин) - игумен Герман (Чесноков) - протоиерей Всеволод Чаплин - протоиерей Александр Шумский - протоиерей Димитрий Смирнов - архидиакон Илиодор (Гариянц) - митрополит Амфилохий (Радович) Последнего я знал очень близко. Он даже был мне дальним родственником. Во всяком случае сам он звал меня «Леонид» или «наш СимОнович». Сколько удивительных бесед провели мы с ним, сколько знаний о Сербии и Черногории передал он мне. И воистину он был мне и пастырем, и духовным отцом, и просто отцом, и даже, как это ни странно звучит, – другом. Причём не в том личном значении этого слова, а в том значении, в каком он был другом всем Сербам, Черногорцам и Русским. Удивительной была его простота. Человек, учившийся в 7 университетах, свободно говоривший на 5 языках, прекрасно знавший древнегреческий, церковно-славянский и латынь, замечательно писавший и говоривший, в обычном общении был на удивление прост, открыт и доходчив. Интересно, что в голове у него всегда неотступно стояли те или иные возможности перевода слов с одного языка на другой. Как-то в храме, проходя мимо меня, он вдруг как бы сам с собой произнёс: - Стягоносцы!... - Да, так можно перевести! - догадался я, что речь идёт о русском слове «Хоругвеносцы». - Можно! – живо и как-то обрадованно подхватил он. То есть он постоянно искал древние эквиваленты славянских слов. Ибо в современном сербском языке «Хоругвеносцы» будут звучат как « Бapjяkmape» или «Репидоносацы». Но общий древний для всех славян корень «стяг» тут, конечно, более торжественен и сакрален, и более отвечает смыслу древнерусского слова «хоругвь».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/31/on...

1369 В этом последнем смысле появилась, напр., в 1859 году в Журнале Землевладельцев статья Дубенского, против которой в том же журнале написал полемическую статью известный наш публицист Η.П. Гиляров-Платонов. 1372 «Србобран» (1900 г. 43, от 23 февр.) называет кандидатами на новую митрополичью кафедру двух лиц: крушедольского архимандрита Анатолия Янковича и оточского протоиерея Илию Матича, который в скором времени намерен вступить в монашеский чин в монастыре Гомирье (в пределах карловицкой митрополии). 1374 То были: Григорий Евтанович из Сараева, Воислав Шола и Владимир Радович из Мостара, Лазарь Иованович из Тузлы и Константин Куюнджич из Ливна. 1375 На практике назначение митрополитов принадлежит австрийскому императору; митрополит в свою очередь не может сделать ни одного назначения в подведомственном ему клире без согласия светского правительства. Поэтому назначаются исключительно такие личности, которые прежде всего австрийские чиновники и потому не только не радеют о религиозных и национальных интересах своего народа, а скорее действуют против них. 1377 Не хотим верить слухам, пущенным некоторыми сербскими газетами, о подкупе патриаршего синода австро-венгерским правительством (ср. Моск. Ведом. 1899, 267, объяснение газ. «Свет»), или о давлении на патриархию со стороны султана и турецких властей. 1378 Напечатаны в сербском переводе с греческого в официальном органе боснийско-герцеговинской иерархии «Источник», 4 1899 г. и в «Срп. Сионе " 1899, 11. 1382 Четвертый член боснийско-герцеговинской депутации Владимир Радович скончался 24 августа 1899 г. в г. Мостар. 1386 Печальное положение боснийско-герцеговинской церкви, вследствие терроризующей и деморализующей деятельности оккупационных властей, раскрывается в брошюре: прав. бос. херц. свештенства». Нови Сад, 1899). 1387 Застава, 1899, 199. Здесь же описывается далее случай борьбы православной общины г. Ливна с местным протоиереем из-за навязываемого общине неугодного ей священника. 1389 Моск. Вед. 1899, 209. Корреспондент Моск. Ведомостей прибавляет к этому, что в правительственную великую гимназию в Сараеве ежегодно поступает больше ста православных сербов, но так обстоит дело, и непременно всегда случается, что из этого большого числа ежегодно оканчивают 3, 4, 5 и 6 воспитанников. Заметим кстати, что крайнее стеснение боснийско-герцеговинских студентов венского университета вызвало в сентябре 1899 г. даже демонстрацию против гр. Каллая. Застава, 1899, 155. Царигр. Гласник. 41.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так шло время, а вопрос все не решался. В 1991 году была сформирована инициативная группа, выступающая за строительство Иоанно-Владимирского собора в Баре. В день празднования святого Василия Острожского 12 мая того же года, когда жители Бара по обычаю собираются в близлежащем монастыре Рибняк , священник Богич Фемич призвал всех собравшихся выразить публичный протест, так как власти Бара препятствуют строительству православной церкви в городе. Уже на следующий день о.Богич организовал акцию протеста на городской площади. Он принес на площадь стол и стул и начал трехдневный личный протест, не взяв с собой ни еды, ни воды. Перед ним лежала петиция о возведении собора, в которой было поставлено более 5000 подписей. А это немало, учитывая, что в самом Баре на тот момент проживало всего около 11 000 человек. За протестом последовал митинг перед зданием општины. Власти были вынуждены уступить. В итоге они выделили участок под строительство – целых 2 гектара земли в самом центре Бара неподалеку от набережной. На локации тотчас установили большой деревянный крест, который освятил митрополит Амфилохий (Радович) , а на праздник святителя Николая, в тот же год, его заменили на бетонный. Регулярно, в любую погоду, накануне воскресных и праздничных дней перед крестом осуществлялись богослужения. Это и положило начало возникновению великолепного собора Иоанна-Владимира в Баре. Однако с момента получения земли и до начала строительства прошло много лет. Денег долго не было, поэтому работы по возведению собора начались только в 2006 году. Тогда в основание будущего храма был заложен первый камень. В Баре было организовано несколько благотворительных вечеров, и деньги на строительство храма были собраны благодаря пожертвованиям неравнодушных людей со всех концов света. Фундамент собора начали возводить лишь три года спустя – в 2009 г., на котором 29 августа 2009 года митрополит Амфилохий (Радович) совершил первую литургию. Одновременно началось строительство крипты храма, посвященной святому Александру Невскому . Уже накануне Пасхи 2010 г. она была готова для проведения богослужений, и, начиная с этого времени, здесь стали регулярно проходить службы.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010