Скачать epub pdf УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (15/28 августа) Тропарь (глас 1) В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. Кондак (глас 2) В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста, яко бо Живота Мати к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную. Величание Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего и всеславное славим Успение Твое. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима , блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке Успение повсеместно праздновалось в Константинополе. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами в 15 день августа, день Успения Богоматери с 595 года сделался общецерковным праздником. Первоначально праздник совершался в разное время: в одних местах – в январе месяце, в других – в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «кончина (depositio) Девы Марии», а 14 августа – «взятие (assumptio) на небо». Такое разделение знаменательно тем, что показывает, как древняя Западно-Римская Церковь в согласии с Восточной Церковью смотрела на кончину Богоматери: не отрицая телесной смерти Богоматери, к чему склонна нынешняя Римо-католическая Церковь , Древнеримская Церковь верила, что за этой смертью последовало воскрешение Богоматери. Общее празднование Успения 15 августа в большинстве Восточных и Западных Церквей было установлено в VIII-IXbb. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой цели с IV-V вв. присоединяется и другая: обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан (еретиков IV века), отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы и, соответственно, отрицавших и Ее телесную кончину.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Скачать epub pdf Что значит исповедовать Троицу? «Христиане, несмотря на то, что все они исповедуют ортодоксальную веру в Троицу, в своем религиозном опыте по существу остаются настоящими «монотеистами». Можно даже смело сказать, что если бы учение о Троице было отвергнуто как ложное, бóльшая часть религиозной литературы была бы сохранена почти в неизменном виде» 1 . Это сказал римо-католический богослов Карл Ранер, и мы, к сожалению, должны признать правоту его слов. Слишком многие христиане в настоящее время затрудняются увидеть особый смысл в учении о Троице, а большинство просто игнорирует его как излишнее. «Три-в-Одном и Один-в-Трех» – разве это не что иное, как головоломка, богословская загадка? Разве я чувствую, что в учении о Троице содержится нечто, относящееся непосредственно ко мне? Какое практическое значение имеет это учение для моей повседневной жизни, моего понимания молитвы, человеческой личности, общества и политики? Будучи христианами, мы не просто монотеисты, как иудеи или мусульмане, и не политеисты, как Гомер, но мы видим в Боге одновременно и совершенное единство, и подлинное личностное различие. Вопрос в том, как это видение влияет на способ нашего мышления и действия – на практике? Прежде всего надо подчеркнуть, что учение о Троице является тайной, превышающей человеческое понимание. В данном случае я никак не могу согласиться с мнением Владимира Соловьева, для которого тринитарное учение «совершенно постижимо в его логическом аспекте» 2 . Владимир Лосский ближе к истине, когда пишет: «Троичный догмат есть крест для человеческой мысли... никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы» 3 . Из этого, однако, не следует, что о Троице вообще ничего сказать нельзя. Напротив, «тайна» в истинно богословском смысле слова – это именно то, что открыто нашему человеческому пониманию, хотя это откровение никогда не будет исчерпывающим, поскольку касается глубин «божественного мрака». То, что говорится о троичности Бога в Священном Писании , в определениях Соборов и у святых Отцов Церкви, необходимо принимать как истинное; и все же сказанное не выражает и не может выразить истину в ее живой, трансцендентной целостности.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/sv...

Д. Гусев Схоластической эпохе римо-католического богословия учение о чистилище передано было в неполном, неясном и неопределённом виде, – в форме отрывочных, разрозненных и не связанных между собою мнений и положений, смешанных с разными народными суевериями и проникнутых – в значительной степени – чисто легендарным характером. Чтобы обставить свой догмат о чистилище возможно твёрже и прочнее, католические богословы-полемисты историю его начинают обыкновенно со времён самой глубокой древности. Кнолль – например, в своих «Institutiones theologiae dogmatico-polemicae» следы учения о чистилище видит почти во всех языческих религиях и философиях, как самых древних, так и самых близких к христианской эре времён, – у индийцев, у персов – в религии Зороастра, у греков – в Гомеровой Илиаде и философии Платона и стоиков, – у римлян – в Энеиде Вергилия, и наконец – у иудеев – в «Древностях» Флавия и иерусалимском талмуде 1 . Другой римо-католический писатель (Nicolas), задавшийся целью – философски обосновать догматы своей церкви, в одном месте своих „Etudes philosophiques sur le christianisme», – выходя из того положения, что в религиозных и философских мировоззрениях язычников имели место все вообще христианские догматы – в частности о чистилище, положительно утверждает, что этот догмат католической церкви сознаваем был язычниками гораздо яснее и определённее, чем все другие догматы христианства, – и в доказательство своего положения приводит места из Платона, Вергилия и Гомера 2 . В христианском мире историю учения о чистилище римо-католические богословы начинают обыкновенно с самых времён апостольских, и проводят ее через всё святоотеческое богословие, от Дионисия Ареопагита и до Григория великого включительно 3 . Мы не будем здесь вдаваться в подробный разбор того, – насколько справедлива эта претензия католических богословов обосновать свой догмат о чистилище давностью учения о нем, как в языческом, так и в христианском мире. Мы заметим только здесь, что главные основатели римо-католического учения о чистилище – средневековые богословы, в доказательство и оправдание своих положений об этом догмате, никогда не обращаются к языческой доктрине о загробной жизни; мало обращаются они также и, собственно, к святоотеческому учению о будущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/chis...

Разделы портала «Азбука веры» План I. Вступление II. История развития экуменического движения III. Отношения Римо-католической церкви с экуменическим движением в период II Ватиканского Собора и послесоборный период. Документы собора и отношение к религиозным организациям: а) иудаизм; б) индуизм; в) ислам. IV. Заключение Рассматривая исторические события, касающиеся развития отношений Римо-католической церкви с экуменическим движением, исторические факты могут быть объективно изложены лишь при условии, когда исследователь «историк в своей работе выступает не как архитектор, а скорее, как ремесленник, умеющий выводить арки, опирающиеся на пилястры, которыми являются в данном случае факты, засвидетельствованные историей. Постройка при этом, тем прочнее, чем прочнее устои-факты и чем теснее связь между ближайшими событиями». 1 В предлагаемом сочинении есть намерение держаться именно этого принципа. Факт отпадения Римо-католической церкви от Вселенского Православия (1054 г.), повел за собой дробление на множество религиозных общин-конфессий, именующих себя христианскими церквами. Это дробление произошло во времена Реформации М. Лютера (XVI в), которая была естественной реакцией на католицизм, отпавший от Церкви. «Бремя свободы Христовой, участие в соборной жизни Церкви всей полнотой личности, оказалось не под силу римскому католицизму. Он возложил все бремя ответственности на папу. Критерием истины стал не Дух Святой, живущий в Церкви, а голос епископа, восседающего на Римской кафедре» 2 Таким образом: «В течение веков постепенно искажалось на Западе церковное восприятие христианства» 3 Искажалось восприятие Христа. Католики помутили Апостольское Предание, протестанты взялись поправить дело, и еще хуже сделали, потому как католики Предание «исказили», а протестанты и вовсе его отвергли, забывая, что «Священное Предание – единственный способ слышать, принимать, познавать Истину в присущем Ей свете, а не в естественном свете человеческого разума». 4 Но несмотря на все расколы мысль о спасении не покидает современный нам мир. Однако, спасение мыслится в братском единении человечества, точнее, в социальном коллективе, в прогрессивной демократии, но – вне Бога, без Христа. Нарождается «безбожная религиозность», которая поразила как христианский, так и католический мир. Протестанты мыслят объединение ради объединения, католики, только при условии признания папы – главой всех религий, т.е. «универсальной Церкви». 5 Такое понимание единства и породило стремление к развитию отношений Римо-католической церкви с экуменическим движением.

http://azbyka.ru/xitrospletennyj-ekumeni...

На десятом заседании в Равенне (октябрь 2007 года) Международная смешанная комиссия по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью утверждает, что дала «твердую основу для будущей дискуссии по вопросу о первенстве в Церкви на вселенском уровне» (пар. 46). «Твердая основа», как это следует их 46 параграфа вышеприведенного текста, является признанием того, что в первом тысячелетии, до окончательного разделения 1054 года, Римский епископ признавался первым среди пяти патриархов в рамках нормально функционировавшей тогда соборной системы. На заседании была также намечена тема для дальнейшей дискуссии по вопросу о примате: «Остается более глубоко изучить вопрос о роли епископа Римского в общении всех Церквей. Какова особая функция епископа «первого престола» в экклесиологии кинонии и в свете сказанного нами о соборности и власти в данном тексте? Как понимать и воплощать учение первого и второго Ватиканских соборов о вселенском первенстве в свете церковной практики первого тысячелетия? Вот критические вопросы для нашего диалога и наших надежд на восстановление полного общения между нами» (пар. 45). Ясно, что тема серьезная, чем же, однако закончится диалог? По оценкам международной прессы Le Figaro 15/11/2007, Τ he Times 16/11/2007, а в основном итальянской, все идет к объединению церквей на основе признания первенства Папы за счет принесения в жертву, возможно, каких то папских привилегий. Запад ожидает объединения римо-католиков с православными на основе начатого соглашения со сдержанным оптимизмом. На православном Востоке занимают весьма осторожную позицию и исполнены тревожных ожиданий. А в это время верующий народ задается вопросом: не будет ли искажена при этом православная вера? В нашей недавней статье мы отмечали, что диалог православных с католиками в том виде, как он развивался до сего дня, показывает, что все идет к объединению униатского типа по плану, разработанному в Ватикане. Мы выразили надежду на то, что «православные не уступят в ответ на извечные папские притязания и не амнистируют унию, не признают за Папой какого-либо примата власти и вселенской юрисдикции, не согласятся принимать участие в ватиканских планах по объединению, что прямо или косвенно приведет к пренебрежению неискаженной православной веры» (Статья, озаглавленная «Беспокойство по поводу готовящегося Ватиканом объединения православных и римо-католиков», в журнале Παρακαταθκη 54 2007).

http://pravoslavie.ru/36441.html

Архимандрит Лука (Винарчук) в составе украинского миротворческого контингента ЖМП 2 февраль 2012 /  12 марта 2012 г. 01:00 В поисках модели капелланского служения Введение института штатного военного духовенства в украинской армии — актуальная тема как для Министерства обороны Украины, так и для местных религиозных организаций. На право духовно опекать военнослужащих претендуют как минимум шесть христианских конфессий, а также представители мусульманской общины. О том, как регламентировать деятельность священнослужителей в украинской армии, рассуждали участники международной конференции в Киеве. Немного статистики В настоящее время в украинской армии на добровольных началах служат около 200 священнослужителей, а на территориях, принадлежащих Минобороны Украины, действует свыше 50 храмов и часовен. Согласно недавним социологическим опросам, в 200-тысячной украинской армии 67 тыс. военнослужащих верят в Бога. Среди офицерского состава верующими назвали себя 65%, из которых 19% признались, что нуждаются в постоянном духовном окормлении. Такие данные были приведены на научно-практической конференции " Вооруженные силы Украины и украинское военное душепастырство " , которая прошла в Киеве 13–15 декабря. При этом, как сообщил первый заместитель министра обороны Украины Владимир Можаровский, конфессиональная ситуация в стране остается сложной. Для регулирования деятельности религиозных организаций в армии при Министерстве обороны Украины создана рада (совет) по делам душепастырской опеки, куда вошли семь религиозных конфессий, имеющих своих последователей в армии. Помимо Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) в работе рады принимают участие священнослужители Римо-католической (РКЦ) и Греко-католической (УКГЦ) Церквей, мусульмане, евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) и представители раскольнических объединений — Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). Зарубежный опыт. Создание рады — это первый серьезный шаг украинского военного ведомства по регламентации деятельности священнослужителей в Вооруженных силах. Сегодня ее задача состоит в том, чтобы понять соотношение верующих военнослужащих, определиться с необходимым количеством священнослужителей в армии, понять специфику взаимоотношений представителей конфессий и в конечном счете выработать собственную модель института военных капелланов. Особое внимание при построении модели уделяется анализу современного зарубежного опыта. На конференции о принципах формирования и о функционировании структуры военного духовенства рассказали гости из США и России.

http://e-vestnik.ru/reports/v_poiskah_mo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ватикан: курс на мировое правительство 29.10.2009 329 Время на чтение 9 минут С 16 по 23 октября на Кипре проходила встреча Смешанной комиссии по богословскому диалогу между православными и римо-католиками, посвящённая обсуждению вопроса " О роли епископа Рима в единстве Церкви в первом тысячелетии " . В силу различий в толковании участниками обеих сторон данного вопроса и в позициях отдельных Православных автокефальных церквей дискуссии оказались болезненными и не завершились принятием итогового документа. Тему оставили открытой для обсуждения до следующей встречи, запланированной на сентябрь 2010 г. в Вене. Между тем работе данной комиссии Ватикан придаёт особое значение, рассматривая её как важный шаг на пути к достижению признания православным миром идеи папского примата. Это было всегда одной из главных целей той политики " наведения мостов " , начало которой было положено II Ватиканским собором 1962-1965 гг. Но если при Иоанне Павле II Ватикан проявлял здесь определённую гибкость, то при Бенедикте XVII она уступила место более наступательной и жёсткой линии поведения, направленной на открытое возвышение авторитета римского понтифика. В июне 2007 г. Конгрегация доктрины веры издала документ " Ответы на вопросы, касающиеся некоторых аспектов католической доктрины " , в котором римское католичество названо " единственной подлинной христианской Церковью, которая одна обладает полнотой истины христианства " и в присоединении к которой другие христиане только и могут обрести подлинную полноту Христа. Православие и протестантизм названы неправомочными и " обладающими только некоторыми элементами истины и святости " . Как уточнил позже кардинал Левада, стоящий во главе данной конгрегации, " Восточные (православные) Церкви, которые не признают папу как преемника Петра, страдают несовершенством и являются лишь " частными или локальными Церквами " . Основой для обсуждения, состоявшегося на Кипре, стал Равеннский документ, принятый единогласно на заседании упомянутой Смешанной комиссии в октябре 2007 г. в отсутствие делегации РПЦ, вынужденной покинуть встречу. Он представляет собой описание административной структуры церкви, существовавшей до 1054 г., и теоретической модели первенства, представленной в трактовке Рима. Равеннский документ призван склонить православных к признанию особых прав римского епископа как " первого среди патриархов " 1. Речь идёт о том, чтобы добиться пересмотра православного понимания римского первенства в раннехристианской церкви как " первенства в любви " или " первенства чести " , но никоим образом не как некого специфического института, обеспечивающего особые права понтифика. Другими словами, Ватикан напрямую пытается утвердить своё главенство, мыслимое им как главенство власти.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Вместо разбора нашей статьи голословно обвинил нас во лжи» Открытый ответ священнику Павлу Островскому авторов статьи «О миссионерской ответственности священника Павла Островского» 17.03.2023 1976 Время на чтение 5 минут Фото: сайт Православная манга С удивлением узнали о бессодержательной по существу, агрессивной и оскорбительной реакции священника П. Островского на нашу статью «О миссионерской ответственности священника Павла Островского». Основной целью статьи было призвать о. Павла к большей миссионерской ответственности и привлечь внимание общественности к проблемам осуществления православной миссии Церкви в современных условиях. Священник П. Островский вместо критического и аргументированного разбора нашей статьи голословно обвинил нас во лжи и в ультимативной форме потребовал от нас (с уже наклеенным ярлыком «авторов лживой статьи») вступить с ним в онлайн-дискуссию в интернете. Подобные «полемические приемы» далеки, на наш взгляд, от чистоплотности. Наша «ложь», по утверждению о. Павла, заключается в том, что: 1) его фразы выдергиваются из контекста; 2) потом этим фразам дается наша интерпретация; 3) затем наша интерпретация приписывается о. Павлу и выдается как его, а не наша, позиция. Но: 1) в статье приводится прямая речь священника П. Островского, зачастую настолько обширная, что говорить в данном случае «о выдергивании из контекста» или «приписывании» ему нашей позиции нет никаких оснований; 2) никакая «позиция» о. Павлу в статье не приписывается; в ней приводятся его высказывания и результаты его «творческой» деятельности (в виде «православной манги») , чреватые, на наш взгляд, многими негативными последствиями и несовместимые с православной миссией. Почти вся статья состоит из документально подтвержденных цитат о. Павла. Каждый читатель статьи по ее многочисленным ссылкам легко может убедиться, «вырвано» что-то из контекста высказываний о. Павла или нет. Впрочем, никакой контекст не в силах оправдать то, что он озвучивает широкой аудитории, убеждая, например, учеников православной гимназии в том, что большинство из них матерятся, смотрят фильмы 18+ и рукоблудствуют (фильм «О миссионерской безответственности священника Павла Островского» (00:08:18-00:08:41)). Или обсуждая жизнь Церкви следующим образом: « Я бы собрал бы всех епископов всех тех церквей, где есть Литургия, вы знаете, от каждой бы церкви мы сделали бы делегатов, от Русской Церкви десять, тех, которым мы доверяем, от Римо-Католической там десять кардиналов, включая Папу Римского, от лютеран, у них тоже литургия, от восточных церквей древних, там, от армян. Нужно было бы их где-нибудь собрать, в каком-нибудь большом соборе, запереть их там и, пока не договорятся, не выпускать. Год пусть обсуждают, два. Ну еду носить, понятно, одежду сменную. И не выпускать, пока не договорятся, как это было раньше на Соборах. Тоже же были постоянно тёрки, но собрались ребята, обсуждают.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/17/vm...

И.А. Глухов Скачать epub pdf Вместо предисловия «Злоба еретиков и богохульников вынуждает нас совершать вещи недозволенные, выходить на вершины недостижимые, говорить о предметах неизреченных, предпринимать исследования запрещенные. Следовало бы довольствоваться тем, чтобы искренней верой выполнять то, что нам предписано, а именно: поклоняться Богу Отцу, почитать с Ним Бога Сына и исполняться Святым Духом. Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия тайн неизреченных. Заблуждения других вынуждают нас самих становиться на опасный путь изъяснения человеческим языком тех тайн, которые следовало бы с благоговейной верой сохранять в глубине наших душ». 1 Введение. Понятие о секте В Пространном Катехизисе Православной Восточной Кафолической Церкви говорится только о ереси и расколе; о секте же не упоминается. « Секта» – слово латинское и в переводе на русский язык означает «правило», «метод», в особенности философский, «учение», «школа», «секта». Древние римские писатели этим словом обозначали философскую партию или школу, державшуюся отличного (особого) от господствовавшего в то время учения, метода и т. п., или политическую партию. В таком смысле приверженцы Антония называются у Цицерона сектантами, а Тацит говорит о секте стоиков, секте циников и др. Затем слово «секта» стали применять и к религиозным обществам, отличавшимся в своих верованиях и учении от остальной массы. В таком смысле Плиний Младший говорит о «секте христиан», появившейся в его время среди иудеев; в таком же смысле употребляется это слово и в латинской Библии (Деяние 24:5–14). С усилением христианской Церкви слово «секта» стало применяться лишь к тем христианским обществам, которые хотели жить сами по себе, совершенно отдельно от господствующей Церкви, и обособлялись от нее в учении или порядке, управлении и дисциплине, то есть имели характерные признаки ереси и раскола. Сообразно с этим, средневековые католические богословы стали употреблять это слово, как термин, для обозначения обществ, отделившихся от союза с Римо-Католической Церковью и совершенно исказивших ее вероучение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Ответ. Речь здесь идет о постановлении Вселенского IV Собора (подтвержденного в дальнейшем папами и Соборами) относительно запрета как-либо изменять Символ веры путем убавлений или прибавлений: « Тем, которые дерзнут или составлять другую веру, или проповедовать, или учить, или преподавать другой символ желающим обратиться к познанию истины из язычества, или из иудейства, или из какой-нибудь ереси, таковым, если будут епископы или клирики, епископам быть чуждыми епископства, а клирикам — клира; если же будут монашествующие или миряне, таковым быть под анафемою » 1 . Этот запрет был практически дословно воспроизведен Вселенским VI Собором: « Тем, которые дерзнут или составлять другую веру, или распространять или учить, или преподавать другой символ желающим обратиться к познанию истины из язычества, или иудейства, или ереси какой-нибудь, или вводить новые слова, или изобретать чтение, к превращению ныне нами определенного, — тем, если они епископы или клирики, быть чуждым — епископам епископства, клирикам клира, если же монахи, или миряне, быть под анафемой » 2 . Покойный гн Соловьев, разумеется, задавая этот вопрос, предполагает ответ, который давали на него представители Римской Церкви еще на Ферраро-Флорентийском соборе: « Изъяснение, раскрытие, провозглашение истины уже существующего прежде никоим образом не может называться добавлением или сложением иной веры » 3 ; « Коль скоро Символ совершенен и запрещены прибавки к нему, то это нужно понимать относительно смысла и иной [по содержанию] веры; а разъяснения для Церкви не запрещены » 4 . Как пишет римо-католический догматист И. Поле, речь в этих определениях, с точки зрения Римской церкви, может идти « только о еретических добавлениях » 5 , т. е. воспрещается вставлять в Символ веры ересь и только ересь. Таким образом обсуждение самой вставки в Символ (каковую православные считают безусловно запрещенной Вселенскими Соборами) устраняется и заменяется рассуждением исключительно об учении, содержащемся в этой вставке.

http://azbyka.ru/shest-otvetov-i-tri-vop...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010