Заявление Пресс-службы Одесской епархии Украинской Православной Церкви по поводу возможного открытия в Одессе католической семинарии 7 жовтня 2005 р. 13:24 Пресс-служба Одесской епархии распространила официальное заявление, предостерегающее представителей Ватикана от очередного недружественного шага, которым может стать открытие семинарии в Одессе. Приводим текст распространенного заявления: «Как уже сообщалось в средствах массовой информации, глава Одесской областной администрации В. Цушко 27 сентября встретился с Апостольским нунцием в Украине архиепископом Иваном Юрковичем и епископом-ординарием, управляющим Одесско-Симферопольской диецезией Римо-Католической Церкви Брониславом Бернацким. В ходе беседы представители Ватикана высказали просьбу о возвращении помещения в Одессе, которое когда-то принадлежало этой Церкви, чтобы открыть в нем духовную семинарию для подготовки священников. Почему служители папского престола зачастили в Одессу, где католиков всегда было весьма немного? Для кого открывается семинария, и кто в ней будет учиться? Попробуем ответить на эти вопросы. Последние события наглядно показывают, что опасность католического прозелитизма в Украине отнюдь не безобидна. Сегодня, воспользовавшись, как всегда в истории, смутным временем и ослаблением нашего многострадального Отечества, Ватикан осуществляет очередной натиск на Восток, на Православие: в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого столетия на Западной Украине произошел наглый насильственный захват униатами православных храмов, осуществленный по благословению Папы; в 2002 году учреждены новые католические епархии, в том числе и у нас в Одессе. Напомним, что до 1917 года на территории Российской империи существовала только одна католическая епархия в Могилеве. В Одессе же ее никогда не было. А вот теперь — сообщение о возможности открытия католической семинарии в нашем богоспасаемом граде. И это при том неоспоримом - даже для самого Ватикана — факте, что подавляющее большинство украинских католиков проживает в трех западных областях страны — Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202091...

ИНТЕРВЬЮ С ПРОТОИЕРЕЕМ МАКСИМОМ КОЗЛОВЫМ Протоиерей Максим Козлов среди прихожан Протоиерей Максим Козлов на занятиях воскресной школы ЧТО ТАКОЕ УНИЯ И КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Наш корреспондент беседует со специалистом в области сравнительного богословия, автором учебных пособий о богословских разногласиях между Православной и Римо-католической церквями, преподавателем Московской Духовной Академии протоиереем Максимом Козловым.   - Отец Максим, этим летом много говорилось о встрече Святейшего Патриарха Алексия и Папы Иоанна-Павла II, однако встреча так и не состоялась. Как бы вы прокомментировали это? Надо отметить, что не состоялась встреча и несколько лет назад, во время экуменического конгресса в Австрии в Грацце, когда в последний момент ватиканская администрация стала настаивать на изменении в повестке дня этой встречи. А именно: на исключении наиболее актуальной для православной стороны униатской тематики. Собственно, проблема униатства и есть главнейшая проблема, как неоднократно указывал Святейший Патриарх, препятствующая на настоящий момент самой возможности этой встрече. - А не могли бы вы подробнее рассказать об униатстве? Униатство, или католичество восточного обряда, папство начало практиковать фактически с первого столетия после отпадения от единства Вселенской Церкви. Так называемые унианальные соборы, на которых те или иные части православной церкви пытались присоединить к папскому престолу, имели место уже в XI веке. Наиболее известные: Лионский 1274 г., Ферраро-Флорентийский с унией, заключенной в 1438 г. и, относящийся непосредственно к канонической территории нашей церкви, Брест-Литовский собор, или Брест-Литовская уния 1599 года.   На этих соборах, пользуясь малодушием, половинчатостью, богословской и жизненной уступчивостью части Православной Восточной иерархии, католики отторгали от единства Вселенского Православия те или иные части поместных церквей, или целые поместные церкви. Оставляя привычный восточный богослужебный обряд, но навязывая ренегатам православия католическую догматику.

http://pravoslavie.ru/guest/o_maxim.htm

Лицом к Востоку Нуждается ли Русская Церковь в «литургическом обновлении» 20 августа, 2016 Нуждается ли Русская Церковь в «литургическом обновлении» В преддверии православного фестиваля «Преображенские встречи. Имеющие надежду», который открывается сегодня в Москве, Правмир публикует интервью с кандидатом богословия иеромонахом Петром (Прутяну). Перед началом интервью отец Петр рассказал, что, оказывается, начиная с Адвента этого года (27 ноября 2016) римо-католические священники призваны вернуться к прежнему положению во время служения литургии, т.е. не стоять лицом к народу, как это было со времен II Ватиканского собора и до сегодняшнего дня, но «ad Orientem», лицом к Востоку, как всегда и везде молились духовенство и миряне. «Предлагаю рассматривать эту новость как своего рода «девиз» этих ответов и, возможно, всего фестиваля», – отметил священник. Обновления необходимы – Нуждается ли Русская Православная Церковь сегодня в литургическом возрождении? Насколько актуален вопрос о этом, который прозвучал еще на Соборе 1917-18 гг.? – Если бы в Русской Церкви удалось официально утвердить и воплотить в жизнь те предложения, которые обсуждались в Москве сто лет назад, это послужило бы импульсом к подлинному «литургическому обновлению» для всего Православия. И в этом смысле Собор 1917–1918 гг., хотя и был поместным, и вследствие исторических условий остался незавершенным, тем не менее, был гораздо более серьезным, чем недавно прошедший собор на Крите, который ничего не решил и ничего не сказал. Хотя поместные Православные Церкви являются автокефальными и не могут собраться вместе даже для «семейного фото», не думаю, что мы можем говорить о каком-либо «литургическом обновлении», которое касалось бы только Русской Православной Церкви. Теоретически каждый епископ может составить собственные литургию и устав для своей епархии, однако конкретные реалии, в которых живет Церковь, иные, и только наивные люди мечтают о переменах, способных совершиться в одночасье. Например, из более трехсот пятидесяти епископов Русской Православной Церкви я не знаю ни одного, который установил бы в своей епархии обязательное совершение утрени утром или литургии Преждеосвященных Даров вечером, не говоря уже об опущении тропаря третьего часа из эпиклесиса или о других исправлениях. В этих условиях все дискуссии об общем пении в храме, о «целовании мира» между верными, о служении с открытыми царскими вратами и о других подобных идеях остаются словами, не имеющими перспективы.

http://pravmir.ru/litsom-k-vostoku/

Лысково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты История Лысковской церкви уходит в глубокую древность. Возможно, церковь существовала в XIII-XIV веках, т. к. Лысково упоминается впервые в " Жалованной грамоте " 15 декабря 1505 года как большое поселение. В 1628 году в Лысково был основан униатский базилианский монастырь, а православный монастырь в этом селении впервые упоминается в документах в 1689 году как женский Покровский монастырь, которому король Август II в 1720 году выдал по настоянию российского императора Петра I жалованную грамоту как одному из немногих оставшихся в Православии монастырей. Ведомость о церкви 1859 года гласит: «Как видно из надписи, сделанной на стекле, церковь сия построена в 1725 году, кем - по документам не показано». К этой церкви 4 апреля 1842 года утвержден штат причта, а церковь за ветхостью и отсутствием средств для ремонта, приблизительно в 1892-1893 гг. была разобрана. Иконы и церковная утварь были перенесены в бывший римо-католический костел, построенный в 1783 году и 22 июля 1880 года выгоревший от удара молнии. Правительство ассигновало 8952 рубля 30 копеек серебром для восстановления данного костела, но уже в качестве православной церкви взамен разобранной. В 1883 году весной и летом на колокольню, находящуюся над притвором храма, был водружен купол, а в остальном здании были сделаны потолочные перекрытия, потолок, стропильные конструкции и железная крыша. Дальнейшие работы были приостановлены из-за наступления холодов. В 1884 году работы возобновились за счет правительственных сумм Гродненским церковно-строительным присутствием с подряда по смете, первоначально составлявшей 8952 рубля 30 копеек и дополнительной - на 3094 рубля 12 копеек под надзором и руководством техника инженера Золотарева. Устройство иконостаса и установка икон ознаменовали окончание работ. Таким образом, от бывшего Лысковского костела остались лишь стены и часть сводов. 11 декабря 1886 года церковь была освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=27646

Околово. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Околово - деревня в Логойском районе Минской области Республики Беларусь. Административный центр Околовского сельсовета. Околовский сельский Совет расположен на северо-востоке Логойского района. Расстояние до районного центра - Логойска - 35 километров. В середине 19 века была собственностью помещика Иосифа Волловича, имела статус местечка, где находился римско-католический, парафиальный костёл. В 1847 году население составляло 173 человека (32 дома). Дошедшие до нас источники, свидетельствующие о религиозной жизни в д. Околово, относятся к 18 веку. Околовская униатская церковь святых Бориса и Глеба очень подробно описывается в «Визите» 1763 г. Храм был построен деревянным, с двумя куполами и девятью окнами. Имел три входа. Внутри церковь была богатой отделки и красиво украшенной. Среди икон, особенно чтился образ Матери Божьей Ченстоховская, под серебряным окладом с двумя позолоченными коронами и иными ценностями. Вклад земли церкви был пожалован сиятельной помещицей Бригитой из Завишей Свентицких. Очень похоже на то, что и сама церковь была построена за её счёт. Приход в 1763 г. состоял из деревень Околово, Волковичи, Жестиное, Жердяжье, Заборье, Городец, в которых вместе числилось только 60 приходских дворов. Настоятелем с 1744 г. становится священник Иоанн Пекарский. История самостоятельного греко-униатского Околовского прихода сложилась, в отличие от других приходов, особенно трагическим для Православия образом. В начале XIX столетия Околовский приход перестает упоминаться в церковных документах и со временем о его существовании забывается вовсе. Только в 1840 г., в связи с массовым возвращением униатских приходов в лоно Православной церкви, возник вопрос о принадлежности вкладов земли Околовского римо-католического костёла и проверке прихожан по метрическим книгам. Суть спора между православным духовным ведомством и католическим приходом был в следующем. Православное духовенство утверждало (и не без оснований), что построенный в 1798 г. помещиком Михаилом Воловичем Околовский костел находится на месте старой Борисо-Глебской униатской церкви, которая и была в предыдущее время уничтожена помещиком-католиком. Соответственно земля, как вклад бывшей униатской церкви, а также и костел, должны быть возвращены в собственность Православного духовенства.

http://sobory.ru/article/?object=13653

Приложение II Краткие канонические суждения о летосчислении Вопрос: Что такое старый и новый стиль летосчисления? Ответ: Старый стиль есть исконный, первоначальный, древний христианский. Он унаследован от времен апостольских по Священному Преданию древнейшей Церкви и положен в основу как христианского летосчисления Первым Вселенским Собором (325 г.), так и определения празднования Святой Пасхи со всеми зависящими от нее праздниками и постами. Попытка же Римо-Католической Церкви в XVI веке, при папе Григории, ввести новый, «научный» стиль привела к созданию лишь псевдонаучного и противоканонического стиля. Ибо вопрос о стиле научно неразрешим. Итак, старый стиль – символ единения христиан во всем мире, а новый стиль – символ бунта, революции и разъединения христиан. Доказательства: «Предания установлены для нас Писанием или без Писания; также и преданные догматы имеют одинаковую силу с письменными» (Книга Правил. Алфавит). «Храним не нововводно все, писанием или без писания, установленные для нас церковные предания» (Догматическое определение VII Вселенского Собора). «Мню, яко Апостольское есть и сие: да держимся неписаных преданий» ( Василий Великий , пр. 91 и 92; см.: 1Кор.11:2 ; 2Фес.2:15,3,6 ). Также и священные каноны сами решительно объявляют себя: «твердыми и нерушимыми» (VI Вс. Соб., пр. 2), «несокрушимыми и непоколеблемыми» (VII Вс. Соб., пр. 1) и «непреложно свидетельствуют к уважительному соблюдению их, особенно для пастырей» (IV Вс. Соб., пр. 1). Нестроения в Церкви не могут быть устранены чрез посягательство на эти каноны. Знаменитый митрополит Петр Могила заявил, что не только Патриарх, но и сшедший с неба Ангел не заставит его поступить вопреки церковным канонам. Так мыслит и действует иерарх, бывший лучшим украшением Православной Церкви. « Церковь , по требованию коренных оснований ее возникновения и источного начала ее существенных норм, не вправе изменять свои постановления, раз она остается Церковью. Если Церковь , по ее исходному началу, не есть дело рук человеческих, а есть учреждение Высшей Воли, то нам не предоставлено право изменять основные нормы ее жизни и устройства, как это ясно и выражено во 2-м правиле VI Вселенского Собора» (Журнал заседаний Российского Предсоборного Присутствия 1906 г. «Церковные Ведомости» 21, 1906).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Верховная Рада готовится голосовать за «антинародные законы» Кратко о скандальных законопроектах 4511 и 4128, которые могут быть в четверг проголосованы Верховной Радой Украины 16 мая, 2017 Кратко о скандальных законопроектах 4511 и 4128, которые могут быть в четверг проголосованы Верховной Радой Украины Кратко о скандальных законопроектах 4511 и 4128, которые могут быть в четверг проголосованы Верховной Радой Украины. Автор: Митрополит Антоний (Паканич), Управляющий делами Украинской Православной Церкви Если проанализировать их содержание, а также принять во внимание те негативные процессы, которые они неизбежно вызовут в общественной и религиозной жизни Украины, то можно смело сказать, что упомянутые законодательные инициативы по своей сути являются «антицерковными», «антизаконными» и, что наиболее важно, «антинародными». Поясню свою мысль. Во-первых, данные законопроекты вызывают жесткую реакцию и оценку со стороны многих религиозных организаций Украины. Ведь по итогам их принятия у любой конфессии в нашей стране можно будет очень просто отнять любое принадлежащее ей имущество. В подтверждение моих слов приведу следующие комментарии. Епископ Харьковско-Запорожской диецезии Римо-Католической Церкви Станислав Широкорадюк: «Относительно законопроекта Еленского 4128. Создается анархия. Здесь ясно написано, что все делается для того, чтобы Киевский патриархат смог забрать приходы Московского патриархата к себе. Создается коррупционная схема, для того, чтобы свободно переходили приходы в Киевский патриархат… А почему не сделать, как во всем мире: каждая религиозная община должна быть юридическим лицом! Церковь должна быть юридическим лицом! Такой закон будет защищать Церковь. Я, упаси Боже, не за Московский Патриархат. Но таких законов не должно быть! Здесь молчать нельзя. Есть юридическое лицо, которое имеет право на свою собственность, права, защищается Конституцией. А здесь хотят сделать, как на Майдане. Проголосуем, и все! На майдане возле церкви революция идет… Вы понимаете к чему идет?! Это не хорошо, это не справедливо! Кто сильнее, тот и прав – это не по-христиански. То же рейдерство.

http://pravmir.ru/verhovnaya-rada-gotovi...

Глава 19. Христианский Запад после Великого разделения (краткий обзор) Усиление власти Римского Папы. XI век ознаменовался не только Великим разделением греко-православного Востока и римо-католического Запада, но и усилением власти Римского Папы в Западной Церкви. Решающую роль в этом сыграл Папа Григорий VII (Гильдебранд) (его понтификат (правление) продолжался с 1073 по 1085г.). Он провел церковную реформу, имеющую целью поднятие авторитета духовенства в обществе, усиление роли монашества в церковной жизни, а главное – достижения Церковью полной независимости от светских государей. До этого авторитет Римского Папы признавался главным образом в вопросах вероучения и церковной дисциплины. Что касается епископов, то они были прежде всего государственными служащими, исполнявшими в том числе и чисто светские обязанности, например, судей, сборщиков налогов и даже правителей областей. Это было связано с тем, что их избрание и назначение зависело от воли императора или же того или иного короля. Папа мог только следить за их правоверием. По замыслу же Григория VII, архиепископы, епископы, аббаты (настоятели крупных монастырей) и вообще все духовенство должны были стать людьми Папы, полностью независимыми от светских государей. Он смог добиться этого, лишив императора Священной Римской (Германской) Империи Генриха IV права назначать и наделять властью епископов и аббатов в пределах его государства. Последний стал этому противиться, даже начал военные действия против Папы. Григорий VII отлучил его от Церкви, и в конечном итоге император вынужден был покориться Папе и испросить у него прощение в местечке Каносса на севере Италии. Таким образом, Папа Григорий VII, будучи государем в Риме и прилегающей области, возвысился над прочими государями Западной Европы в церковном отношении, доказав им, что он не зря носит титул «Наместника Христа» (в христианской древности этот титул усваивался каждому епископу). Однако это в дальнейшем не избавило Пап от трудностей политического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Известнейший патролог, в 2010 году принявший Православие, о том, где искать границы Церкви, как жить с людьми иной веры и что делать, когда вера уходит 11 декабря в актовом зале Сретенской духовной семинарии состоялась встреча со схиархимандритом Гавриилом (Бунге) – настоятелем Крестовоздвиженской пустыни близ швейцарского города Лугано, известнейшим патрологом, автором целого ряда книг, переведенных на многие европейские языки. В рамках встречи была проведена презентация книг отца Гавриила, вышедших в издательстве Сретенского монастыря и посвященных страстям уныния, гнева и чревоугодия. Книги впервые опубликованы в новом переводе, и в них схиархимандрит Гавриил рассматривает упомянутые недуги как одни из главных болезней нашего времени, а также рассказывает о способах борьбы с ними. Все произведения являются результатом научных изысканий и основаны на тщательном анализе творений отцов Древний Церкви, прежде всего Евагрия Понтийского (345–399). Именно Евагрия Понтийского схиархимандрит Гавриил называет величиной первого плана в ряду древних психологов, психоаналитиков и психотерапевтов и классиком христианской психотерапии.  Путь к православию В начале встречи ведущий иеромонах Матфей (Самохин) кратко пересказал для собравшихся в зале биографию схиархимандрита Гавриила. Схиархимандрит Гавриил родился в 1940 году в городе Кельн (Германия) и был крещен в Римо-католической церкви. В 1961 году, во время учёбы в Бонне, совершил путешествие в Грецию, где посещал православные обители, встречался с монахами святой жизни, два года провёл на острове Лесбос, жил в семье священника. Каждое воскресение будущий схиархимандрит Гавриил ходил на службы в православный храм, где к нему относились с большой любовью, как он сам свидетельствовал. Затем он неделю прожил в Афинах в духовной семинарии. В 1963 году, после окончания учебы в Университете, он поступил в католический бенедиктинский монастырь, где вскоре принял монашеский постриг. Прожил 18 лет в бельгийском монастыре Шеветонь. Затем по благословению духовника основал скит в горах Швейцарии, где вот уже более тридцати лет ведет жизнь монаха-затворника.

http://pravmir.ru/chto-delat-eli-uhodit-...

История подготовки магистерской диссертации епископа Сергия (Голубцова) «Живописное и иконописное направления в церковной живописи и их онтологическая оценка» Источник Аннотация Публикуются и анализируются документы, посвященные полемике епископа Сергия (Голубцова) и Л. А. Успенского по проблеме существования в православной Церкви двух иконописных направлений – «традиционно византийского» и «живописно-реалистического». отправной точкой полемики послужили тезисы еп. Сергия для Родосского совещания 1961 года, в которых оправдывается наличие в православии обоих путей иконописи и допустимость внесения в живопись церковного национального элемента и особенностей русского стиля. Позиция Л. Успенского , который считал «живописно-реалистическое» направление «итальянским стилем» и бледным подражанием римо-католическому религиозному искусству, подвигла еп. Сергия приступить к написанию диссертации по этой проблематике. Архиепископ Сергий (Голубцов) родился в 1906 году в семье профессора церковной археологии московской духовной академии А.П. Голубцова . владыка был иконописцем и реставратором. Тема его кандидатского сочинения также посвящена церковному искусству: «способы воплощения богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева». Во время подготовки магистерской диссертации владыка Сергий (Голубцов) был епископом новгородским и старорусским, с 1959 по 1967 год. В 1961 г. на острове Родос состоялось Первое Всеправославное Совещание 1 . Заранее была выдвинута для разработки и обсуждения тема: «Изучение путей к упрочению и развитию богослужебной жизни Православной Церкви и традиционного византийского и вообще православного искусства в различных его выражениях (церковная музыка, иконография, архитектура, священная утварь и облачение и т. д.)». Не удивительно, что председатель отдела внешних церковных сношений московской патриархии епископ Никодим (Ротов) обратился именно к владыке Сергию с просьбой представить проект документа от делегации русской православной церкви, однако личная скромность и унаследованная от отца научная тщательность заставили Владыку Сергия первоначально отказаться от предлагаемого поручения.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010