священник Александр Усатов Мимикрия под Православие среди неохаризматиков и современных обновленцев Введение Одним из соблазнов и даже вызовов для православного сознания является деятельность на канонической территории Русской и Украинской Православных Церквей раскольнических и еретических общин, выступающих не только за решительное обновление православных традиций, но и пытающихся реализовать планы реформирования религиозного строя Православной Церкви. Ко времени II Ватиканского Собора (1962–1965) идеи aggiornamento (т.е. осовременивания Церкви) коснулись Римо-Католической церкви, что привело к значительным реформам ее строя. Постпротестантские деноминации в свою очередь подверглись «обновлению» под влиянием неохаризматического движения. В 1970-х годах выяснилось, что и Православная Церковь не обладает абсолютным иммунитетом против влияния неопятидесятничества 1 . Многие христиане, именующие себя православными, стали разделять взгляды как обновленчества начала ХХ века, так и неохаризматического «Движения веры». Распространение экуменизма лишь способствовало вовлечению православных мирян и священников в формирование такого нового явления, как «православное неопятидесятничество». За прошедшие тридцать лет оно нашло себе приверженцев среди американских греков, оформилось иерархически, и было воспринято в странах бывшего СССР раскольниками, пытающимися возродить обновленческое течение. Первым клириком РПЦ, который открыто вошел в богослужебное общение с неохаризматиками, стал бывший священник Сергей Журавлев. После лишения сана и отлучения от Церкви он в 2002 г. основал собственную псевдоправославную секту неопятидесятнического типа, и в настоящее время пытается выдавать себя за православного архиерея 2 . В XXI веке среди миссионеров РПЦ начал внедряться откровенно харизматическая миссионерская программа, что создало опасность легализации в Русской Церкви чуждых Ей неопятидесятнических учений и практик. Учитывая эти факты, следует признать насущную актуальность изучения деятельности современного обновленчества с неохаризматическим уклоном с целью выяснения, соответствует ли данная попытка реформирования Церкви православному учению о целях, методах обновления форм церковной жизни и духовного строя православного христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/mimikrij...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православная Латвия сегодня Интервью Митрополита Рижского и всея Латвии Александра 22.03.2006 516 Время на чтение 10 минут Митрополит Рижский и всея Латвии Александр - Владыка, на землях нынешней Латвии Православие насчитывает около 900 лет, однако, у наших соотечественников особый интерес вызывает новейшая история Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата, о которой в России знают очень мало. Можно ли вкратце перечислить ее основные вехи? - Хочу подчеркнуть, что Латвийская Православная Церковь Московского Патриархата является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви. В Латвии Православная Церковь не является первенствующей, она третья по значимости после Римо-католической и Евангелическо-лютеранской Церквей. В Латвийской Православной Церкви сегодня 117 приходов, расположенных в шести благочиниях: Рижском, Даугавпилсском, Лиепайском, Валмиерском, Резекненском и Мадонском. До 1992 года она называлась Рижской епархией Русской Православной Церкви. После распада Союза нам пришлось нелегко, потому, что многие нити, десятилетиями связывавшие епархию с каноническим центром были разорваны. Когда Латвия провозгласила независимость, Священноначалие, принимая во внимание наши просьбы, весьма своевременно сочло целесообразным придать епархии статус самостоятельной самоуправляемой Церкви. Такой же Томос в 1921 году был дарован святителем Патриархом Тихоном архиепископу Рижскому и всея Латвии Иоанну (Поммеру) - будущему священномученику Иоанну Рижскому. Имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возносится за богослужениями в наших приходах - как в русскоязычных, так и в латышских. Были моменты, когда некоторые политизированные, националистически настроенные люди говорили мне: " Мы не будем молиться за вашего Патриарха " . Но постепенно эти настроения менялись, ведь латвийцы видели, что наша Церковь привносит в общество умиротворение, несет всем жителям страны благо, добро и надежду. А впоследствии меня удостоили высшим орденом Латвийского государства - " Трех звезд " . Отвечая на эту награду я сказал, что рассматриваю ее как высокую оценку деятельности всех православных жителей Республики.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть Догматическое единство и раскол Церкви 16.01.2022 2856 Время на чтение 38 минут Фото: Господь Пантократор,мон.Хора,Византия   От редакции. В своей основательной статье, которую любезно предложил нам опубликовать правовед и византинист, доктор юридических наук А.М. Величко, автор предлагает свои размышления на актуальнейшую ныне тему единства и раскола Церкви. Учёный обстоятельно разбирает все те вопросы, которые являются точками расхождения между Православной Церковью и Римо-католической. Полагаем, что многие не согласятся с выводами автора, что разделение носит скорее характер несущественных расхождений и недоразумений. Однако, основательные познания автора в проблеме, приводимые им цитаты и факты, думается, заставят многих православных полемистов серьёзнее отнестись к своей антикатолической аргументации.   «Бог открывает Себя человеку, чтобы открыть человеку скрытый смысл его собственного существования и высшее задание его жизни» (протоиерей Георгий Флоровский)   «Истинный догмат есть слово Церкви, отвечающее слову Божию тогда, когда такой ответ требуется ходом истории и развитием религиозного сознания» (В.С. Соловьев)   «Я желал бы быть поистине церковным человеком» (Ориген)   I .   Церковь сотворена Господом нашим Иисусом Христом для спасения человека – всех людей, живущих во всякое время, и каждого, кому Бог даровал жизнь. Для этого Спаситель принял человеческий образ, потому и Церковь Небесная, пребывающая в вечности, неотделима от Церкви земной, существующей здесь и сейчас. Как некогда точно писал протопресвитер Александр Шмеман (1921-1983), «в каждом человеке спасается или гибнет весь мир, и потому к каждому человеку направлена и обращена Церковь и ради одного, бесценного и купленного «дорогой ценой», призвана все время оставлять девяносто девять» . Бог, продолжает его мысль другой современный богослов, создал человека не для того, чтобы тот «оставался в пределах природы» и влачил одинокое существование. Церковь – и есть то место, где уже сейчас начинается объединение всех людей в Троице; «дом Божий», таинственное протяжение Бога во времени, не только готовящее нас к новой жизни в единстве, но уже и сейчас делающее нас соучастниками этой жизни .

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/16/...

Запретный плод и брачный пир Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 14 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 1 Выпускной класс моей воскресной школы приблизился к вратам Римо-католической церкви. Это была учебная экскурсия. Мы были взволнованы, мы были напуганы. По нашим евангелическим представлениям мы стояли у древа запретного плода, мы собирались увидеть то, о чем слышали только в проповедях — отвергшуюся Христа вавилонскую блудницу. А я в тот день прикоснулся к чему-то святому, вызывающему благоговение и страх. С этого момента христианство уже никогда не могло для меня заключаться в словах Удивительная милость и Какой у нас прекрасный друг — Христос . Пасторы в деловых костюмах за кафедрами в центре церкви с хором, пианино и органами, маячащими в глазах, более не интересовали меня. Тогда я, конечно, не знал, что в этот день началось мое обращение в Святое Православие.  Время бунта Это было время хиппи, гражданских маршей протеста, социальных экспериментов, безумия вьетнамской войны. В мире моего колледжа жили “дети цветов”, он был наполнен бунтарством против устоев общества и мечтами о мире, в котором правят любовь, нежность и мир. Церковь представлялась мне разбитой и беспомощной. В самом деле, в течение 6 лет я нечасто направлял свои стопы в церковь и лишь изредка читал Библию или молился. Но я по-прежнему считал себя христианином, хотя, конечно, мое христианство было своеобразным. Христианский мир в моем представлении был похож на кафе. Когда я все же собирался в церковь, передо мною лежало меню. В Высокой Церкви я пленялся облачением и литургией, колокольным звоном и ладаном, пением и уставной молитвой. Но в церквах, где мне предлагалась такая пища, я чувствовал интеллектуальное высокомерие, ставившее под сомнение основы христианства, как я их себе представлял. Эта пища была для меня горьковато-сладкой. Иногда я посещал церкви с “традиционным” мировоззрением, относящиеся к Библии как к Слову Божию, но эти церкви в большинстве своем были антилитургическими. Чего-то не хватало. Это была хорошая пища, но не “пи­та­тельная”.

http://pravmir.ru/zapretnyiy-plod-i-brac...

Ответственность за слово Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 22-29 ноября. – Украина – горячая точка. – Американцы в Киеве. – Образ Церкви в СМИ. – Освоение медийного пространства. – Преодоление смуты. – Календарные дебаты. – Сектанты, похожие на бизнесменов. – Рождественский пост. В центре внимания как светских, так и церковных СМИ на прошлой неделе была ситуация на Украине. Напомним, что 21 ноября в этой стране прошли президентские выборы, результаты которых отказалась признать оппозиция во главе с Виктором Ющенко. В течение недели на Украине происходили митинги и забастовки сторонников двух основных претендентов на пост главы государства. В поддержку Ющенко выступили представители «мировой общественности», заинтересованные  в том, чтобы окончательно отторгнуть Украину от России, порвав всяческие связи между двумя братскими народами. Как сообщает «Русская линия» , «23 ноября представители раскольнических и еретических деноминаций Украины опубликовали заявление в поддержку противоправных действий сторонников Виктора Ющенко. Обращение подписали «патриарх» Киевский и всея Руси Филарет (УПЦ КП), верховный архиепископ Украинской греко-католической церкви Любомир Гузар, епископ церкви христиан веры евангельской Украины Михаил Паночко, заместитель главы конференции римо-католических епископов Украины Маркиян Трофимьян, епископ Украинской христианской евангельской церкви Леонид Падун, епископ Украинской лютеранской церкви Вячеслав Горбенчук». Вдохновленные такой поддержкой, «сторонники Ющенко полностью блокировали здания правительства и администрации президента Украины», - передает «Радонеж» . Однако их действия не ограничиваются противоправными выступлениями на улицах Киева: «В ночь с 18 на 19 ноября был осквернен самый древний храм г. Полтавы, памятник архитектуры, который «охраняется» государством - Спасская церковь». «Примечательно, что в эту же ночь, таким же образом, были осквернены памятник славному полковнику Келлину, возглавлявшему военный гарнизон крепости Полтава во время шведской осады, и памятник легендарной подпольщице Ляли Убийовк, боровшейся против немецко-фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной Войны», - сообщает клирик Спасского храма г. Полтавы протоиерей Александр Антонюк

http://pravoslavie.ru/4914.html

Скачать epub pdf Глава третья «И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» ( Откр.3:1 ). Пятый Ангел – это Ангел Сардийской Церкви. Сардис (Сарды) – древний город, столица Лидийского царства. Имя последнего царя Лидии, легендарного Крёза – обладателя несметных богатств, стало нарицательным. До наших дней дошла крылатая фраза «богат, как Крёз». И Сардис считался символом богатства. Сардийскую Церковь обычно воспринимают как символ Церкви Нового времени. В конце Средних веков Церковь только внешне выглядит живой, но внутри она была больше мертвой, чем живой. Сколько бы ни было Церквей на планете, они все находятся в руках Господа Иисуса Христа. И Он продолжает невидимо ходить среди семи золотых светильников – семи Церквей: некоторые Он тушит, некоторые зажигает. Бог никому не открывал, какую Церковь Он «зажжет», а какую «потушит». Первой из Церквей потухла Римская, превратившись в римо-католическую ересь. Фиатирская Церковь, которая в свое время насчитывала порядка 500 епископов, была полностью разрушена мусульманами и исчезла – Христос потушил и этот светильник. «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» ( Откр.3:1 ), то есть ты притворяешься живым, сохраняешь колоссальную активность, но в глазах Бога ты – мертвец. Евангельские заповеди требуют от нас, чтобы мы не только совершали внешние добрые дела, но и внутренне росли. Причем внешний рост должен быть непосредственным результатом роста внутреннего. Внешние добрые дела, в свою очередь, должны порождать постепенное внутреннее развитие любви, кротости, целомудрия, чистоты, смирения, воздержания и других евангельских добродетелей. А христиане Сардийской Церкви слишком сосредоточились на внешнем и забыли о самом важном – о внутреннем. «Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим» ( Откр.3:2 ). Господь говорит Сардийской Церкви, что ее дела – недоделанные, несовершенные; у нее много внешнего, а мало внутреннего, много внешних дел, а внутреннего роста незаметно. Церковь заснула, но необходимо проснуться, потому что смерть приближается.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Скачать epub pdf Статья архимандрита Георгия (Капсаниса) , игумена монастыря Григориат (Святая Гора Афон), посвящена вопросам богословского диалога с Римо-Католической церковью. Содержание 1. Экклесиология униатских общин идентична экклесиологии, на которой утверждалась Уния XVI в. Это подтверждают слова еп. Димитрия Салахаса, прозвучавшие на его рукоположении. 2. Ватикан поддерживает Унию 3. Экуменическая терпимость к Унии с точки зрения экклесиологии крайне проблематична 4. Ватикан использует богословский диалог как средство соблазнения православных и изменения их церковного сознания     Недавно Папа Римский назначил епископом и апостольским экзархом для немногочисленных афинских униатов рукоположенного 24 мая 2008 г. во епископа Каркавийского униатского клирика г-на Димитрия Салахаса, профессора Римского Института Восточных Исследований и члена Смешанной богословской комиссии диалога между православными и католиками. Для афинской униатской общины это событие, видимо, судя по произнесенной речи г-на Салахаса, произнесенной им в день рукоположения, и сообщения, размещенного на их интернет-сайте, имеет очень важное значение. Но для православных этот факт может быть охарактеризован как печальный и вызывающий, поскольку снова возвращает к жизни проблему Унии, в очередной раз обнаруживает намерения Ватикана в отношении Православия и показывает, сколь опасна для Православия перспектива так называемых богословских диалогов. Это достаточно убедительно доказывают следующие факты. 1. Экклесиология униатских общин идентична экклесиологии, на которой утверждалась Уния XVI в. Это подтверждают слова еп. Димитрия Салахаса, прозвучавшие на его рукоположении. В начале он говорит: «Наша община составляет малую часть Кафолических Церквей на Востоке». И это – правда: все униатские общины вышли из недр Православных Восточных Церквей и стали «кафолическими», поскольку приняли папский примат и папские догматы . Они называют себя «Кафолическими Церквями на Востоке», потому что верят, что общение с Папой сделало их «кафолическими», полными церквами, гарантируя им кафоличность, в то время как прочие Восточные Церкви, не имеющие общения с Папой (Православные Церкви и антихалкидонские, монофизитские и несторианские церкви, которые не присоединились к Унии), «кафолическими» не являются. Они, как говорит о них II Ватиканский Собор, суть «частные или поместные Церкви, между которыми первое место занимают Патриархальные Церкви» (Указ об экуменизме, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Б. Карандаев. Изъятие церковных ценностей в 20-е годы. artlib.ru Все 70 лет своего существования советская власть, осуществляя борьбу с религией, ведя антирелигиозную пропаганду, заявляла, что в новом советском обществе религия отомрет сама собой, благодаря просвещению и распространению передовых знаний о мире и человеке. Однако с самого начала и до ее последних дней, советская власть была вынуждена оказывать различные формы внешнего давления и преследования по отношению к религиозным организациям, стремясь к их полному уничтожению. Такая разрушительная деятельность свидетельствовала о полном бессилии антирелигиозной пропаганды и подтверждала слова иудейского законоучителя Гамалииила, сказанные им синедриону об апостолах Христовых: «Отстантье от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5,38-39). Русская Православная Церковь была в Советском Союзе самым крупным религиозным объединением и остается таковым сегодня на всем постсоветском пространстве. Более того, сегодня Русская Православная Церковь – вторая по количеству верующих христианская конфессия в мире, уступающая по этому показателю лишь Римо-Католической Церкви. Если в начале ХХ в. в Российской Империи проживало 84 млн. православных, для которых действовало около 50 000 храмов то в 2006 г. Русская Православная Церковь окормляла уже около 160 млн. верующих, для которых действовало 26 тыс. храмов. Эти цифры показывают нам, в первую очередь, некоторые масштабы того урона, который нанесли советские гонения Русской Православной Церкви. Именно экономическое и административное давление на Церковь, а не антирелигиозная пропаганда стали доминантой советской религиозной политики. Опубликованный 23 ноября 1918 г. Декрет Совета Народных Комиссаров об отделении Церкви от государства и школы от Церкви уже содержал в себе положения, лишавшие Церковь всего движимого и недвижимого имущества.

http://pravoslavie.ru/37106.html

Закрыть " Священники и богословы иначе, чем светские люди, рассказывают о религиозных учениях " 02.05.2008 404 Сербская Православная Церковь, а также другие Церкви и религиозные объединения Сербии после более чем десятилетнего молчания заняли особое место в обществе. Это выразилось и в том, что в последнее время сербское телевидение показывает больше программ на религиозную тематику. Такие программы как " Религиозный календарь " и " Религиозная мозаика Сербии " уже довольно давно с успехом идут на одном из ведущих сербских каналов. Их главный редактор и продюсер епископ Бачский Ириней считает, что эти программы отличаются от остальных проектов, посвященных вопросам религии, которые показывают остальные телевизионные каналы. - Большинство программ, за редким исключением, которые сегодня идут на нашем телевидении, сербские или зарубежные, говорят о вопросах веры и религиозной жизни с культурологической точки зрения. Сейчас на телевидении идет хороший сериал " Духовные люди " . В последние десятилетия прошлого века выходили программы " Время фресок " , " Свидетели веков " , " Монастырь Хиландар " . Они представляли сербское культурное наследие, указывая на его культурное и историческое значение и лишь поверхностно касаясь его первоначального религиозного значения и делания. Помимо культурно-исторических программ, сегодня, к сожалению, есть и такие, в которых жизнь Церкви рисуется в негативном свете, неправильно толкуется Библия. - Кто является авторами программ " Религиозный календарь " и " Религиозная мозаика Сербии " ? - Эти передачи - продукт, созданный Сербской Православной Церковью в сотрудничестве с другими религиозными объединениями. В этом заключается их существенное отличие от программ, которые являются результатом работы частных компаний. Вместе с Бачской епархией Сербской Православной Церкви над программой трудятся Римо-католическая Белградская архиепископия, исламская община Сербии, еврейская община и три протестантские церкви. Каждая из них занимает свое, отведенное ей место и эфирное время.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Заметка о церковном этикете Итак, мы видим, что обращения «святой отец» или «владыко святой» — не только не запрещено, но даже прямо прописано в современных православных богослужебных книгах. Тут следует упомянуть, что вообще обращение «святые» в новозаветных апостольских писаниях адресовано ко всем реальным членам Церкви – Крещённым и участвующим в Евхаристии. 7 ноября, 2011 Итак, мы видим, что обращения «святой отец» или «владыко святой» — не только не запрещено, но даже прямо прописано в современных православных богослужебных книгах. Тут следует упомянуть, что вообще обращение «святые» в новозаветных апостольских писаниях адресовано ко всем реальным членам Церкви – Крещённым и участвующим в Евхаристии. Вся внешняя сторона церковной жизни выражает внутреннее содержание религии христианской. И вопрос об этикете не есть вопрос внешний, формальный. Этикет выражает статус человека в Церкви. «Святой отец» Существует миф (прочно приевшийся в русскоязычной православной литературе благодаря необдуманному высказыванию протодиакона А.Кураева в одной из своих ранних, к слову, весьма полезных книг), будто такое обращение «римо-католическое и не принятое для православных». Как раз наоборот – в Римской Церкви такое обращение уместно только к Папе Римскому. Как же обстоят дела в Православии? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к официальным текстам православной традиции. Открываем наш современный Часослов (т.е. книгу, по которой и ныне совершается богослужение на православных приходах и в монастырях). Открываем чин Великого Повечерия и чин Полунощницы. После окончания этих служб совершающий чреду иеромонах обращается к стоящим в храме священникам монастыря и монахам: «Благословите, отцы святые, и простите мне грешному». На что получает ответ из храма: «Бог простит тебя, отче святой». Затем после отпуста повечерия вся братия подходит к игумену, испрашивая прощение: «Благослови, отче святый, и прости мне грешному». Если мы откроем Триодь Постную на службе Пятка 6-й седмицы Великого Поста или на службе Великой Среды, то увидим, что устав предписывает после последования Изобразительных испрашивать прощение друг у друга.

http://pravmir.ru/zametka-o-cerkovnom-et...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010