Разделы портала «Азбука веры» Богословие в тестах Популярное Сейчас в разделе 58  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 345 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Тест: Свидетели Иеговы 1. Как раньше называли себя Свидетели Иеговы? 1 Братья Христа 2 Свободные христиане 3 Исследователи Библии 4 Верные рабы Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Что вы должны знать о свидетелях Иеговы? Комментарий: Движение, ныне именуемое как «Свидетели Иеговы», было основано в конце 70-х годов XIX века Чарльзом Тейзом Расселлом в США. До 1931... Тест: Мужчина и женщина 1. На какие богоугодные основания для уклонения от супружеской близости указывает апостол Павел? 1 На согласие, в этом вопросе, между супругами 2 На упражнение в посте 3 На упражнение в молитве Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Комментарий: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в... Тест: Прп. Силуан Афонский Тест о преподобном Силуане Афонском составил иерей Дмитрий Трифонов, клирик храма святых мучеников Александра и Антонины в Селище Костромской епархии.   1. Что, по мнению старца Силуана Афонского, дает силы Любимого любить, влечет душу к молитве непрестанно, и не дает забыть Господа ни на секунду? 1 Благодать Божья 2 Пост 3 Поклоны 4 Участие в... Тест: Католицизм 1. В каком году произошло отпадение Римской Церкви от Единой Церкви Христовой? 1 1054 2 1086 3 1204 4 1453 Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: А.Л. Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви Ответить Пройти весь тест 2. Согласно римо-католическому учению, Дух Святой исходит: 1 только от Отца 2 только от Сына 3... Тест: Рождество Пресвятой Богородицы 1. Источник, из которого мы знаем о Рождестве Пресвятой Богородицы: 1 Четвероевангелие 2 Деяния святых апостолов 3 Послания св. ап. Павла 4 Священное Предание Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Богословско-литургический словарь. Рождество Богородицы Комментарий: Обстоятельства Рождества Пресвятой Богородицы не описаны в Священном Писании Нового Завета, но они отражены в Священном Предании, в частности...

http://azbyka.ru/test/page/10

Разделы портала «Азбука веры» Природа диаконства Православная Церковь не сталкивалась с проблемой диаконата в той степени, в какой знакома с ней сегодня Римо-католическая церковь, или церкви Реформации. Хотя, в отличие от них, диаконский чин и не исчез в Православной Церкви совершенно, но он не приобрёл и надлежащую ему роль. Низведённое к отправлению лишь богослужебных функций, это служение не сохранило своего социального аспекта. Но как здесь, так и там, диаконством были приобретены некоторые функции административного характера, что может дать отправную точку в дискуссии о подлинной сущности этого служения. Природу диаконства можно прояснить из самого чина поставления. Он совершается во время литургии внутри алтаря (ιερν или βμα), и сразу допускает новорукоположенного к служению. Фактически, диаконство есть степень священства (ιερατικν τγμα), и диаконский сан возводит своего носителя непосредственно к уровню священнослужения. То, что видимым образом совершается во время акта посвящения, указывает на духовную суть совершаемого, т.к. мы видим диакона стоящим εντος τους βηματος, «внутри святилища», если цитировать Вальсамона и других канонистов. Византийская молитва, читаемая при рукоположении, является прототипом практически всех подобных ей молитв на Православном Востоке, и гласит следующее: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи, и оскудевающая восполняющи, проручествует (προχειρζεται), (имярек), благоговейнейшаго иподиакона во диакона, помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». Формула молитвы косвенно выражает идею божественного призвания. Последующая молитва прямо призывает Святой Дух излиться на рукополагаемого. Псевдо-Дионисий говорит о «божественном избрании» (εκλογ); епископ здесь лишь провозгласитель (εκφαντορικς) этого избрания, или совершитель акта провозглашения (ανρρησις). Эта же мысль находит поддержку и у великого мистика XV века Симеона Солунского . 2 Богослужебные функции Согласно служебнику – книге, которая указывает, как надлежит совершать богослужения – диакон принимает участие в каждой литургии, но наряду с этим оговаривается, что в его отсутствие усвоенные ему возгласы произносятся священником.

http://azbyka.ru/diakonat-v-pravoslavnoj...

Рим нам – не отец, но и Москва – не мать РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26683.html 01 марта 2006 Александр Щипков Рим нам – не отец, но и Москва – не мать Опубликовано: НГ-Религии (приложение к Независимой газете), 25 октября 2000 г.  Боже, послухай благання: Нищить недоля наш край. В сила народу, Боже, нам подай Александр Конинский " Молитва за Украину " Украина имеет все необходимые независимому государству внешние признаки: президента, армию и флот, таможню, национальные деньги, гимн, флаг и олимпийскую сборную. Не хватает на Украине лишь национальной церкви, которая в глазах остального крещеного мира символизировала бы монолит нации, и это, пожалуй, существенное ее отличие от " старшего брата " , который подобный символ имеет в лице Русской православной церкви Московского патриархата. Где два украинца, там три гетмана Известно, что за исключением России, где новая государственность строилась руками космополитичных демократов, все союзные республики трансформировались в независимые государства, эксплуатируя крайние националистические идеи. Украина не была исключением. Освободительная борьба объединила украинских националистов, которые, передав власть Леониду Кравчуку, потребовали восстановления исторической справедливости – реставрации " довоенной " религиозной традиции. Однако необратимые религиозные изменения, формировавшиеся под давлением исторических обстоятельств, не позволили буквально восстановить прошлое. В течение трех лет с 91-го по 94-ый шло интенсивное перераспределение религиозных зон влияния. Приходы Украинской православной церкви (УПЦ), находящейся в каноническом подчинении Московскому патриархату, были поделены между украинскими националистами, польскими националистами, и западно-украинскими националистами (галичанами). Первые создали две церкви – Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ) и Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), вторые – римо-католические приходы, третьи – Украинскую греко-католическую церковь (УГКЦ).

http://religare.ru/2_26683_1_21.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_94474.html 17 мая 2012 Волочак Гэйл Совместимость принципов биологической эволюции с восточным православием Источник:  http://www.bogoslov.ru/text/2592284.html Богослов.ру Активно обсуждаемая в последнее время тема взаимоотношений науки и религии находит свое отражение в публикуемом переводе статьи профессора кафедр радиационной онкологии, радиологии и клеточной и молекулярной биологии Медицинской школы Фейнберга Северо-Западного университета (Чикаго) Гэйл Волочак. Автор дает свой вариант ответа на вопрос о том, насколько принципы биологической эволюции сопоставимы с учением Православной Церкви. Введение: определение биологической Биологическая эволюция определяется как происхождение с модификацией. Это определение включает и микроэволюционные изменения (такие как изменения в частоте конкретного гена в рамках популяции от одного поколения к другому), и макроэволюцию (происхождение различных видов от общего предка через многие поколения). Эволюция как биологическая теория была впервые предложена Чарльзом Дарвином, британским натуралистом, который объяснил, что виды развиваются с течением времени и что они развились от общего предка. Он опубликовал две ключевые работы " Происхождение видов " и затем " Происхождение человека и половой отбор " Главные положения, предложенные Дарвином и принимаемые мэйнстримом научного сообщества до сегодняшнего времени, заключались в том, что существует общий предок всего живого на Земле, что виды развивались посредством изменения формы (результат наследственных мутаций), и этот естественный отбор выбирает изменения и движет видообразованием. В то время книги были спорными и с общественной, и с религиозной точки зрения. Истеблишмент церкви Англии высказался против книги в то время, хотя этот взгляд был смягчен непростым принятием в течение последующих десятилетий. Даже Римо-Католическая Церковь в конечном счете приняла про-эволюционную перспективу благодаря работам таких замечательных ученых, как Тейяр де Шарден и другие.

http://religare.ru/2_94474_1_21.html

Англиканский священник перешел в православие марта 2018 Англиканский священник Мартин Реймонд Дадли 24 марта в Хельсинки перешел в православие. Чин перехода в Православную Церковь в качестве мирянина совершил настоятель храма святителя Николая Московского Патриархата в Хельсинки протоиерей Николай Воскобойников в сослужении председателя епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Александра Дягилева . 25 марта Мартин Дадли впервые причастился за Божественной литургией из рук протоиерея Александра Дягилева. Ектении и возгласы на богослужении отец Александр возглашал на английском языке, поскольку имел опыт служения в Сурожской епархии в 2006-2007 годах. В проповеди отец Александр отметил символичность того, что Мартин Дадли перешел в православие и впервые причастился в день памяти преподобной Марии Египетской, давшей образ деятельного покаяния, связанного с полным отвержением прошлой жизни, а также в день памяти святителя Григория Двоеслова. Он напомнил эпизод из жития святителя: увидев на невольничьем рынке красивых светловолосых рабов, он спросил, откуда они, и, получив ответ, что это язычники из племени англов, ответил: " Это не англы, это ангелы " . Святитель намеревался отправиться миссионером в страну англов, но неожиданно был избран Папой Римским и не смог осуществить мечту. Тогда он отправил в Британию, проповедовать англам, саксам и ютам своего друга святителя Августина, ставшего первым архиепископом Кентерберийским. И доныне святитель продолжает миссию через молитвы к Небесному Отцу, и христиане Великобритании, особенно православные, считают его своим небесным покровителем. Мартин Дадли был известен как традиционалист, сторонник сближения Англиканской Церкви с Православной и Римо-Католической. Многие годы он был настоятелем храма святого апостола Варфоломея в самом центре Лондона, в Сити, построенного в 1123 году. Отец Мартин изучал и реконструировал древние богослужебные чины, использовал древние распевы, часто служил на латыни, в старинных облачениях, что нехарактерно для современной Англиканской Церкви. Тем не менее, на его службы съезжались люди со всего Лондона и даже из окрестностей. Отец Мартин был членом правительства Лондонского Сити, занимал должность управляющего Музея Лондона. Несколько раз его храм посещала королева Елизавета II, которой нравится именно такой вид совершения богослужения, во многих элементах похожий на православную службу. Тем не менее, в начале 2017 года, при достижении пенсионного возраста, отец Мартин уходит в отставку со всех постов и должностей и переезжает сначала в Бирмингем, а затем в Хельсинки, где начинает регулярно посещать службы в храме святителя Николая Московского Патриархата.

http://mitropolia.spb.ru/docs/anglikansk...

Владимир Димитриевич Скачать epub pdf Содержание Кто Вы, доктор Зизиулас? «Евхаристическая экклезиология» Православие и папизм по Зизиуласу Наставники и фанариотская идеология Собрание ересей Заключение     На страницах «Православного Креста» уже рассматривались проблемы современного духовного образования, в частности – реформация духовных школ. Как известно, под предлогом необходимости повысить богословский и научный уровень студентов перед лицом вызовов современности наши семинарии и академии были переведены на западную т. н. болонскую систему. Но это лишь часть беды, изменения внешние, направленные на формирование не всесторонне развитых личностей, а узких специалистов с конъюнктурным мышлением. Другая же, еще более страшная реальность состоит в том, что в процессе обучения студентам, как правило, навязывается особое мировоззрение – модернистская идеология. Конечно, недопустимо разбрасываться обвинениями и подозревать преподавательский состав всех без исключения семинарий и академий в экуменизме и обновленчестве. Однако любой имеющий отношение к богословскому образованию человек с традиционными православными взглядами подтвердит, что ситуация в действительности тяжелая. Публикуемая ниже статья направлена на разоблачение одного из идолов современного «богословия» – митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), чья еретическая «евхаристическая экклезиология», к сожалению, сейчас весьма популярна в духовных школах Русской Православной Церкви. Кто Вы, доктор Зизиулас? В напряженной обстановке накануне критского собрания многие обратили внимание на тот факт, что комиссию по его организации возглавлял известный экуменист митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). (Модернистская догматика этого автора, к сожалению, уже давно вытеснила православное догматическое богословие преподобного Иустина (Поповича) из стен Богословского факультета Сербской Православной Церкви). Что же это за человек? Несколько лет назад крупное французское римо-католическое издательство «Серф» в серии «Православные» выпустило книгу бенедиктинца Патриса Майо «Павел VI и православные» (Patrice Mahieu. Paul VI et les Orthodoxes. Les editions du Cerf. Paris, 2012). (Автором предисловия стал еще один Константинопольский иерарх-модернист – митрополит Галльский Эммануил (Адамакис)). На основании ряда документов, в том числе обнародованных впервые, издание раскрывает подлинное отношение к православному Востоку папы-экумениста, при котором завершил свою работу Второй ватиканский собор и католическая религиозная организация по сути окончательно деградировала в результате легализации модернизма и «литургической» реформации.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Глава IV. Обсуждение вопроса о позволительности прибавления “Filioque”, внесенного латинянами в Символ Веры. Сочинение о сем вопросе Св. Марка Ефесского. После того как между православными и латинянами не было достигнуто никакого соглашения по первому обсуждаемому вопросу – вопросу о чистилище, и первая попытка найти возможность сближения в догматических расхождениях между Православной и Римо-Католической Церквами, для достижения истинной Унии, потерпела крах, и после того, как прошло несколько месяцев в бездействии, наконец, переговоры возобновились и было решено перейти к важнейшему пункту расхождения между двумя Церквами, именно – к вопросу “Filioque”. Вопрос этот заключался в следующем: в то время, как в Православной Церкви тот член Символа Веры , который говорит об похождении Св. Духа, неизменно читается так, как он был передан Отцами Второго Вселенского Собора: “И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго” и проч., латиняне внесли в этот член прибавление, имеющее догматический характер, именно – в Западной Церкви этот же член Символа Веры читается так: “Иже от Отца и Сына (лат. “Filioque”) исходящаго” и проч. Сначала это прибавление, вызванное по причине арианства, которое очень долго было сильно на Западе, имело более или менее случайный, и во всяком случае, не обязательный характер, и долгое время не было санкционировано Римскими Папами. Но уже в 12-м веке оно становится неотъемлемой частью латинской догматики и главным пунктом расхождения между Православной Церковью и Латинской. Православные считали, что не только догматическое учение об исхождении Св. Духа, заключающееся в этом слове (“Filioque”), говорящее, что Св. Дух исходит, в понятии бытия, не только от Отца, но и от Сына, – является совершенно неприемлемым и нелепым, но – и самый факт самовольного внесения прибавления в незыблемую общую святыню Христианства, Святой Символ Веры, – они считали делом незаконным. Об этом мы уже читали в слове св. Марка папе Евгению IV, где св. Марк призывал латинян изъять это прибавление из общего Символа Веры, ибо оно не только незаконно, но и является камнем преткновения для соединения Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Закрыть itemscope itemtype="" > Григорианский календарь приводит к утрате понимания русской истории Календарная реформа Папы Григория знаменовала отпадение католиков от полноты Православия 13.01.2023 2432 Время на чтение 8 минут Фото: slide-share.ru В период новогодне-рождественских праздников между Рождеством Христовым по Григорианскому календарю и Новым годом по Юлианскому календарю, традиционно возникают разговоры и споры вокруг календаря. Так произошло и на сей раз – снова было приковано внимание к календарной проблеме. Высказывались и пожелания, чтобы Российское государство вернулось на юлианский календарь. К сожалению, в дискуссиях нередко звучит немало поверхностных суждений, свидетельствующих о непонимании их участниками календарной проблемы. Поэтому для начала есть смысл немного разобраться в этой теме, провести исторический ликбез. Григорианский календарь был введён в Европе (в Римо-католической церкви) в 1582 году Папой Григорием XIII (уроженец Болоньи, в миру Уго Бонкомпаньи был Папой с 1572 по 1585 гг.), поэтому календарь и именуется Григорианским. Понтифик был известен еще и тем, что повелел отслужить благодарственный молебен после резни гугенотов в Париже. Словом, человек он был готовый пуститься во все тяжкие, решительный и бескомпромиссный. Разговоры о календарной реформе в Римской церкви поднимались и раньше. Уже в начале XVI века католики были готовы перейти на новый календарь. В 1514 году папа Римский Лев X (в миру Джованни Медичи, который был Понтификом с 1513 по 1521 гг., т.е. в разгар религиозного кризиса и зарождения лютеровского протеста) пригласил знаменитого астронома Николая Коперника, чьё имя гремело в европейской науке, принять участие в подготовке календарной реформы. Надо отдать должное Копернику – он вежливо отказался участвовать в этом деле, поэтому не замарал своё имя участием в сомнительном предприятии. Разработчиком Григорианского календаря стал немецкий математик и астроном, как и положено иезуит, Христофор Клавиус (1538-1612). Надо заметить, что провозглашённая Папой Григорием календарная реформа вызвала протесты не только в Православных Церквях, но даже Парижский и Венский университеты, которые в те времена были весьма авторитетными центрами науки, отвергли календарную реформу папы Григория и иезуита Клавиуса.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/13/gr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Диакон Владимир Василик: «Не стоит искать знамений на пустом месте» Диакон Владимир Василик о совпадении дат православной и католической Пасхи и невозможности сегодняшнего сближения с католиками 19.04.2011 1125 Время на чтение 4 минуты Совпадение григорианской и юлианской Пасхи - не такое уж и редкое явление. В этом можно убедиться, просмотрев график, прилагаемый к этой статье . Но совпадение Пасхи два года подряд – явление действительно довольно редкое. Последний раз такое было почти 70 лет тому назад – в 1942 и 1943 годах (в следующий раз - в 2037 и 2038 годах), в страшные военные годы, когда православный мир в своем большинстве, за исключением Румынии и Болгарии, боролся против фашистской чумы. И не только против фашистской чумы, но, по сути дела, против католическо-протестантской Европы. Как известно, Римский папа во время войны отказался осудить нацизм, хотя позже охотно осудил коммунизм. При формальном совпадении Пасхи происходило отнюдь не сближение, а глубокий раскол христианского мира. Нередкое совпадение григорианской и нашей Православной Пасхи вызвано переносами внутринедельного цикла, которые нивелируют пяти-шестидневную разницу в лунном цикле, на что указал один из выдающихся специалистов в области византологии и хронологии, консультант фильма «Гибель империи. Византийский урок» Павел Кузенков. Думаю, что не стоит искать знамений на пустом месте. Поиск «сходящихся звезд» – болезнь современного человека. Несмотря на свою кажущуюся рационалистичность, он весьма суеверен. И как древнему римлянину, в карканье ворон ему чудится приговор судьбы, в появлении мышей – признак конца света и т.д. Так что совпадение Пасхи ни о чем не говорит. В раннехристианском мире существовало серьезное различие практики малоазийских христиан, которые праздновали Пасху первого нисана, и римской практики, близкой к современной, - празднования Пасхи после первого весеннего полнолуния. Даже Первый Вселенский собор не везде смог навести порядок с единообразием пасхалий. Но это не мешало единоверию и единомыслию христиан. И, напротив, с 1054 по 1583 годы, после т.н. «великой схизмы», ухода римского патриархата из Православия, при едином календаре, единой пасхалии у нас не было абсолютного никакого единства в вере. Его и не могло быть по вине Римо-католической церкви, которая попрала наиболее существенные догматы Христианства. Это и «филиокве», и неверие в то, что смерть Христова была животворящей, и в пребывание Духа Святого в теле Его в смерти. Это и отдача всей власти над Вселенской Церковью папе с приписанием ему вероучительной непогрешимости и непозволительным смешением начала светского и церковного в «теории двух мечей» – соединения в лице папы светской и верховной власти. Католики отсекли себя от Вселенской Церкви. И пока эти и прочие заблуждения преодолены не будут, невозможно говорить о нашем единстве и евхаристическом общении.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/19/di...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Экуменические бесчинства будут, видимо, продолжаться» Диакон Илья Маслов об акции «Неделя молитв о единстве христиан» с участием сотрудника ОВЦС священника Алексия Дикарева 26.01.2018 1428 Время на чтение 4 минуты В среду, 24 января, в Москве прошло межконфессиональное моление в рамках ежегодной «Недели молитв о единстве христиан», традиционно проводимой римо-католиками с 18 по 25 января, сообщает редакция сайта «Благодатный огонь» . В кафедральном соборе «Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии», на сайте которого мероприятие было анонсировано в качестве «богослужения о единстве христиан», собрались представители католиков, пятидесятников, Армянской апостольской церкви, лютеран. Православным участником этой экуменической встречи, как и в предыдущие годы, стал иерей Алексий Дикарев - сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянно на протяжении последних лет принимающий участие в экуменических мероприятиях «Недели молитв о единстве христиан». Под руководством католического архиепископа Паоло Пецци собравшиеся слушали и пели песнопения на евангельские темы, которые перемежались речами-проповедями представителей христианских конфессий. «Взойдя на кафедру в алтарной зоне храма, отец Алексий Дикарев прочитал на русском языке богослужебный евангельский отрывок, после чего заявил, что на данном мероприятии он представляет председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), и назвал экуменическое собрание в рамках " Недели молитв " " доброй традицией " , - говорится в репортаже " Благодатного огня " . - Священник Дикарев сказал, что " разделения стали злом, которое вошло в христианскую среду с первых же дней существования Церкви Христовой " , и посетовал, что " в течение двух тысяч лет христианства слово Божие не смогло настолько проникнуть в сердца человеческие, чтобы любовь, проповедуемая Господом, смогла преодолеть ненависть и разделения между христианами " . Затем отец Алексий напомнил, что 27 января отмечается День памяти жертв Холокоста: " Как могло случится так, что почти через две тысячи лет христианской истории воспитанные в христианской цивилизации люди могли развязать бесчеловечные гонения на народ, из которого произошел Господь наш Иисус Христос, Его Пресвятая, Пречистая Матерь и святые апостолы? " ».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/26/ek...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010