Д. Гусев Схоластической эпохе римо-католического богословия учение о чистилище передано было в неполном, неясном и неопределённом виде, – в форме отрывочных, разрозненных и не связанных между собою мнений и положений, смешанных с разными народными суевериями и проникнутых – в значительной степени – чисто легендарным характером. Чтобы обставить свой догмат о чистилище возможно твёрже и прочнее, католические богословы-полемисты историю его начинают обыкновенно со времён самой глубокой древности. Кнолль – например, в своих «Institutiones theologiae dogmatico-polemicae» следы учения о чистилище видит почти во всех языческих религиях и философиях, как самых древних, так и самых близких к христианской эре времён, – у индийцев, у персов – в религии Зороастра, у греков – в Гомеровой Илиаде и философии Платона и стоиков, – у римлян – в Энеиде Вергилия, и наконец – у иудеев – в «Древностях» Флавия и иерусалимском талмуде 1 . Другой римо-католический писатель (Nicolas), задавшийся целью – философски обосновать догматы своей церкви, в одном месте своих „Etudes philosophiques sur le christianisme», – выходя из того положения, что в религиозных и философских мировоззрениях язычников имели место все вообще христианские догматы – в частности о чистилище, положительно утверждает, что этот догмат католической церкви сознаваем был язычниками гораздо яснее и определённее, чем все другие догматы христианства, – и в доказательство своего положения приводит места из Платона, Вергилия и Гомера 2 . В христианском мире историю учения о чистилище римо-католические богословы начинают обыкновенно с самых времён апостольских, и проводят ее через всё святоотеческое богословие, от Дионисия Ареопагита и до Григория великого включительно 3 . Мы не будем здесь вдаваться в подробный разбор того, – насколько справедлива эта претензия католических богословов обосновать свой догмат о чистилище давностью учения о нем, как в языческом, так и в христианском мире. Мы заметим только здесь, что главные основатели римо-католического учения о чистилище – средневековые богословы, в доказательство и оправдание своих положений об этом догмате, никогда не обращаются к языческой доктрине о загробной жизни; мало обращаются они также и, собственно, к святоотеческому учению о будущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/chis...

ЖМП 2 февраль 2012 /  12 марта 2012 г. 01:00 В поисках модели капелланского служения Введение института штатного военного духовенства в украинской армии — актуальная тема как для Министерства обороны Украины, так и для местных религиозных организаций. На право духовно опекать военнослужащих претендуют как минимум шесть христианских конфессий, а также представители мусульманской общины. О том, как регламентировать деятельность священнослужителей в украинской армии, рассуждали участники международной конференции в Киеве. Немного статистики В настоящее время в украинской армии на добровольных началах служат около 200 священнослужителей, а на территориях, принадлежащих Минобороны Украины, действует свыше 50 храмов и часовен. Согласно недавним социологическим опросам, в 200-тысячной украинской армии 67 тыс. военнослужащих верят в Бога. Среди офицерского состава верующими назвали себя 65%, из которых 19% признались, что нуждаются в постоянном духовном окормлении. Такие данные были приведены на научно-практической конференции " Вооруженные силы Украины и украинское военное душепастырство " , которая прошла в Киеве 13–15 декабря. При этом, как сообщил первый заместитель министра обороны Украины Владимир Можаровский, конфессиональная ситуация в стране остается сложной. Для регулирования деятельности религиозных организаций в армии при Министерстве обороны Украины создана рада (совет) по делам душепастырской опеки, куда вошли семь религиозных конфессий, имеющих своих последователей в армии. Помимо Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) в работе рады принимают участие священнослужители Римо-католической (РКЦ) и Греко-католической (УКГЦ) Церквей, мусульмане, евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) и представители раскольнических объединений — Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). Зарубежный опыт. Создание рады — это первый серьезный шаг украинского военного ведомства по регламентации деятельности священнослужителей в Вооруженных силах. Сегодня ее задача состоит в том, чтобы понять соотношение верующих военнослужащих, определиться с необходимым количеством священнослужителей в армии, понять специфику взаимоотношений представителей конфессий и в конечном счете выработать собственную модель института военных капелланов. Особое внимание при построении модели уделяется анализу современного зарубежного опыта. На конференции о принципах формирования и о функционировании структуры военного духовенства рассказали гости из США и России.

http://e-vestnik.ru/society/v_poiskah_mo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Ватикан издал официальный декрет об отлучении семи женщин-«священниц» (комментарий в свете веры) Отлученные " священницы " Как передает «Благовест-инфо» со ссылкой на «ZENIT» и «CNS», ватиканская Конгрегация вероучения издала новый декрет, подтверждающий отлучение от Церкви семи женщин, «рукоположенных» во священники в июне 2002 года. Декрет, подписанный префектом Конгрегации вероучения кардиналом Йозефом Ратцингером и ее секретарем архиепископом Тарчизио Бертоне 21 декабря, был опубликован 27 января. Первый декрет об отлучении «священниц» был выпущен 5 августа минувшего года, нынешний же документ окончательно подтвердил факт отпадения женщин от Католической церкви и отверг их протесты. Отлученные женщины «отказываются подчиниться дисциплинарным предписаниям Католической церкви и усугубляют свое положение тем, что собирают вокруг себя верующих, проявляя непослушание папе и епископам своих епархий, – говорится в декрете. Ввиду этого, как подчеркивается в декрете, наказание представляется не только справедливым, но и необходимым для защиты католического вероучения, верующих и единства Католической церкви. Рукоположение семи женщин, гражданок Германии, Австрии и США, совершил 29 июня 2002 года аргентинский епископ-раскольник Ромуло Антонио Браски. Среди участниц непризнанной Ватиканом церемонии была и бывшая первая леди штата Огайо Дагмар Селесте. Спустя месяц Ватикан потребовал от женщин покаяния, обещая в противном случае отлучить их от Церкви, однако «священницы» не захотели признавать свое рукоположение недействительным, после чего и вышел первый декрет об их отлучении. Героини скандала дважды обращались в Ватикан с просьбами об отмене декрета. Третьяков А.В., преподаватель Сравнительного богословия ПСТБИ Об отношении Римо-католической церкви к женскому священству

http://sedmitza.ru/text/396027.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Ватикан: курс на мировое правительство 29.10.2009 326 Время на чтение 9 минут С 16 по 23 октября на Кипре проходила встреча Смешанной комиссии по богословскому диалогу между православными и римо-католиками, посвящённая обсуждению вопроса " О роли епископа Рима в единстве Церкви в первом тысячелетии " . В силу различий в толковании участниками обеих сторон данного вопроса и в позициях отдельных Православных автокефальных церквей дискуссии оказались болезненными и не завершились принятием итогового документа. Тему оставили открытой для обсуждения до следующей встречи, запланированной на сентябрь 2010 г. в Вене. Между тем работе данной комиссии Ватикан придаёт особое значение, рассматривая её как важный шаг на пути к достижению признания православным миром идеи папского примата. Это было всегда одной из главных целей той политики " наведения мостов " , начало которой было положено II Ватиканским собором 1962-1965 гг. Но если при Иоанне Павле II Ватикан проявлял здесь определённую гибкость, то при Бенедикте XVII она уступила место более наступательной и жёсткой линии поведения, направленной на открытое возвышение авторитета римского понтифика. В июне 2007 г. Конгрегация доктрины веры издала документ " Ответы на вопросы, касающиеся некоторых аспектов католической доктрины " , в котором римское католичество названо " единственной подлинной христианской Церковью, которая одна обладает полнотой истины христианства " и в присоединении к которой другие христиане только и могут обрести подлинную полноту Христа. Православие и протестантизм названы неправомочными и " обладающими только некоторыми элементами истины и святости " . Как уточнил позже кардинал Левада, стоящий во главе данной конгрегации, " Восточные (православные) Церкви, которые не признают папу как преемника Петра, страдают несовершенством и являются лишь " частными или локальными Церквами " . Основой для обсуждения, состоявшегося на Кипре, стал Равеннский документ, принятый единогласно на заседании упомянутой Смешанной комиссии в октябре 2007 г. в отсутствие делегации РПЦ, вынужденной покинуть встречу. Он представляет собой описание административной структуры церкви, существовавшей до 1054 г., и теоретической модели первенства, представленной в трактовке Рима. Равеннский документ призван склонить православных к признанию особых прав римского епископа как " первого среди патриархов " 1. Речь идёт о том, чтобы добиться пересмотра православного понимания римского первенства в раннехристианской церкви как " первенства в любви " или " первенства чести " , но никоим образом не как некого специфического института, обеспечивающего особые права понтифика. Другими словами, Ватикан напрямую пытается утвердить своё главенство, мыслимое им как главенство власти.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Вместо разбора нашей статьи голословно обвинил нас во лжи» Открытый ответ священнику Павлу Островскому авторов статьи «О миссионерской ответственности священника Павла Островского» 17.03.2023 1958 Время на чтение 5 минут Фото: сайт Православная манга С удивлением узнали о бессодержательной по существу, агрессивной и оскорбительной реакции священника П. Островского на нашу статью «О миссионерской ответственности священника Павла Островского». Основной целью статьи было призвать о. Павла к большей миссионерской ответственности и привлечь внимание общественности к проблемам осуществления православной миссии Церкви в современных условиях. Священник П. Островский вместо критического и аргументированного разбора нашей статьи голословно обвинил нас во лжи и в ультимативной форме потребовал от нас (с уже наклеенным ярлыком «авторов лживой статьи») вступить с ним в онлайн-дискуссию в интернете. Подобные «полемические приемы» далеки, на наш взгляд, от чистоплотности. Наша «ложь», по утверждению о. Павла, заключается в том, что: 1) его фразы выдергиваются из контекста; 2) потом этим фразам дается наша интерпретация; 3) затем наша интерпретация приписывается о. Павлу и выдается как его, а не наша, позиция. Но: 1) в статье приводится прямая речь священника П. Островского, зачастую настолько обширная, что говорить в данном случае «о выдергивании из контекста» или «приписывании» ему нашей позиции нет никаких оснований; 2) никакая «позиция» о. Павлу в статье не приписывается; в ней приводятся его высказывания и результаты его «творческой» деятельности (в виде «православной манги») , чреватые, на наш взгляд, многими негативными последствиями и несовместимые с православной миссией. Почти вся статья состоит из документально подтвержденных цитат о. Павла. Каждый читатель статьи по ее многочисленным ссылкам легко может убедиться, «вырвано» что-то из контекста высказываний о. Павла или нет. Впрочем, никакой контекст не в силах оправдать то, что он озвучивает широкой аудитории, убеждая, например, учеников православной гимназии в том, что большинство из них матерятся, смотрят фильмы 18+ и рукоблудствуют (фильм «О миссионерской безответственности священника Павла Островского» (00:08:18-00:08:41)). Или обсуждая жизнь Церкви следующим образом: « Я бы собрал бы всех епископов всех тех церквей, где есть Литургия, вы знаете, от каждой бы церкви мы сделали бы делегатов, от Русской Церкви десять, тех, которым мы доверяем, от Римо-Католической там десять кардиналов, включая Папу Римского, от лютеран, у них тоже литургия, от восточных церквей древних, там, от армян. Нужно было бы их где-нибудь собрать, в каком-нибудь большом соборе, запереть их там и, пока не договорятся, не выпускать. Год пусть обсуждают, два. Ну еду носить, понятно, одежду сменную. И не выпускать, пока не договорятся, как это было раньше на Соборах. Тоже же были постоянно тёрки, но собрались ребята, обсуждают.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/17/vm...

И.А. Глухов Скачать epub pdf Вместо предисловия «Злоба еретиков и богохульников вынуждает нас совершать вещи недозволенные, выходить на вершины недостижимые, говорить о предметах неизреченных, предпринимать исследования запрещенные. Следовало бы довольствоваться тем, чтобы искренней верой выполнять то, что нам предписано, а именно: поклоняться Богу Отцу, почитать с Ним Бога Сына и исполняться Святым Духом. Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия тайн неизреченных. Заблуждения других вынуждают нас самих становиться на опасный путь изъяснения человеческим языком тех тайн, которые следовало бы с благоговейной верой сохранять в глубине наших душ». 1 Введение. Понятие о секте В Пространном Катехизисе Православной Восточной Кафолической Церкви говорится только о ереси и расколе; о секте же не упоминается. « Секта» – слово латинское и в переводе на русский язык означает «правило», «метод», в особенности философский, «учение», «школа», «секта». Древние римские писатели этим словом обозначали философскую партию или школу, державшуюся отличного (особого) от господствовавшего в то время учения, метода и т. п., или политическую партию. В таком смысле приверженцы Антония называются у Цицерона сектантами, а Тацит говорит о секте стоиков, секте циников и др. Затем слово «секта» стали применять и к религиозным обществам, отличавшимся в своих верованиях и учении от остальной массы. В таком смысле Плиний Младший говорит о «секте христиан», появившейся в его время среди иудеев; в таком же смысле употребляется это слово и в латинской Библии (Деяние 24:5–14). С усилением христианской Церкви слово «секта» стало применяться лишь к тем христианским обществам, которые хотели жить сами по себе, совершенно отдельно от господствующей Церкви, и обособлялись от нее в учении или порядке, управлении и дисциплине, то есть имели характерные признаки ереси и раскола. Сообразно с этим, средневековые католические богословы стали употреблять это слово, как термин, для обозначения обществ, отделившихся от союза с Римо-Католической Церковью и совершенно исказивших ее вероучение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Православные школы К оглавлению Во второй половине XVI в. в пределах Киевской митрополии наряду с римо-католиками активный прозелитизм стали проводить и протестанты различных направлений. Поэтому перед наиболее дальновидными церковными деятелями остро встал вопрос о сохранении чистоты православного вероучения не только путем создания братств, но и собственно средствами духовного просвещения — организацией школ, типографий и развитием православной богословской мысли (126). Главными центрами православного образования стали учрежденные в конце XVI в. школы Острожская, Львовская и Виленская, а впоследствии и ряд других. Плодом их деятельности явилось множество книг, изданных ими с целью защиты Православия. Кроме того, они воспитали и подготовили выдающихся деятелей для борьбы с унией. До середины XVI в. западнорусская богословская мысль сохраняла традиции древних русских училищ и не успела еще подвергнуться польскому и западноевропейскому влиянию. Множество посещавших юго-западную Россию выходцев из Греции, иноков из монастырей Святой Горы Афон, нередко живших здесь долгое время, поддерживали стремление местных православных христиан к просвещению; они же нередко становились и первыми учителями в открывавшихся школах. Таким образом, уже с самого начала западнорусские православные школы придерживались традиций византийского богословия. Но постепенно существование рядом с высокоразвитыми в научном плане римско-католическими и протестантскими коллегиями и гимназиями, а также отдаленность Греции привели к заимствованиям православными богословами ряда особенностей инославных школ. Это объяснялось также и тем, что многие западнорусские богословы получали образование в римско-католических и протестантских учебных заведениях Польши и других стран Европы. В силу необходимости опровергать доводы инославных богословов их методами в западнорусской Церкви деятели просвещения достигли весьма значительного уровня; но как во внешней форме богословских полемических сочинений, так до некоторой степени и в самом направлении они невольно подчинились латино-польскому влиянию. Это влияние проявилось также и в усвоении некоторых латинских церковных обрядов и обычаев, а также некоторых воззрений, не принятых в Православной Церкви, хотя эти разности никогда не нарушали единства Православной Восточной Церкви. Острожская школа

http://sedmitza.ru/lib/text/436375/

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > От Руси до Руси – от Распутина до Путина Семь эпох в истории Руси 30.12.2023 392 Время на чтение 12 минут Фото: Из личного архива автора Предисловие: восточные славяне. Более 1000 лет назад западных славян – сорбов, чехов, поляков и словаков – постепенно вынуждали под давлением Германии принимать христианство (вскоре эти земли станут католическими), причем нигде это не было так очевидно, как в Моравии, где немцы вытеснили православных миссионеров. С другой стороны, южные славяне – болгары и македонцы, сербы и черногорцы (но не хорваты и словенцы, которым под давлением Германии пришлось стать католиками) – являются членами Православной Церкви. Восточные славяне, численность которых более чем в три раза превышает численность западных и южных славян вместе взятых, с их обширными землями, которые в настоящее время называются Российской Федерацией, Белоруссией и Украиной и известны в истории как Русь, также являются членами Православной Церкви. Мы можем выделить семь эпох в истории земель восточных славян, или Руси, причем седьмая эпоха только что началась. 1. Языческая Русь: до 988 года. Восточные славяне были язычниками, поклонявшимися силам природы, до 988 года, когда первые из них были крещены в Киеве православными миссионерами из Болгарии, Константинополя, Моравии, Венгрии и Карпатской Руси (большая часть которой сейчас называется Закарпатьем). Это событие известно как Крещение Руси. Однако Крещение всех восточнославянских народов продолжалось несколько поколений, а язычество на Руси сохранялось в виде различных суеверий на протяжении веков. 2. Киевская Русь: 988-1283 года. Чтобы выжить, тогдашнему главному восточнославянскому княжеству, называвшемуся Киевская Русь, приходилось противостоять агрессии как с востока (монголо-татары), так и с запада (римо-католики). Власть великих князей Киевских (Киев стал считаться «матерью городов русских») стала ослабевать из-за нападений вероломных правителей других русских княжеств, которые со своими последователями боролись за власть в братоубийственных междоусобицах.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/30/ot...

Введение. Аналогия между догматами веры и высшей нервной деятельностью человека Если кто-то усомнится в важности и незыблемости для нормальной жизнедеятельности человеческого организма здоровых принципов его высшей нервной деятельности, то это вызовет по крайней мере удивление, если не усмешку. Между тем основополагающие аксиомы веры можно по аналогии рассматривать как невидимые духовные принципы, определяющие целостное мировосприятие и поведение человека, и потому отнюдь не менее важные, чем принципы высшей нервной деятельности. Органичная связь догматических, этических и мистических аспектов человеческой жизни такова, что «нельзя тронуть одного, чтобы не задеть двух других» с. 5]. Для подтверждения этой органической взаимосвязи рассмотрим, например, историю догмата об исхождении Духа Святого от Отца и связанную с этой историей ошибку латинского богословия об исхождении Духа Святого «и от Сына» (Filioque), повлекшую за собой определенные серьезные последствия. Об исхождении Духа Святого «только» от Отца «через Сына» и монархии Отца Православная догматическая мысль признает ипостасным, личным свойством Святого Духа исхождение от Бога Отца. Среди св. отцов Православной Церкви наличествует полноценное согласие по поводу единоначалия Отца в Троице, что означает, что исхождение Духа, равно как и рождение Сына, возводятся ими исключительно к Богу Отцу как Причине. Мысль об исхождении Духа Святого «и от Сына» (Filioque), принятая в свое время в латинском римо-католическом богословии как догмат, прямо нарушает единоначалие ипостаси Отца в троичном богословии. Богословская несостоятельность догмата Filioque и последствия его принятия Римской Церковью В.Н. Лосский в своем блестящем сочинении «Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице» подчеркивает, что, с богословской точки зрения, Filioque нарушает симметрию и одновременность единства сущности и троичности ипостасей, которые существуют в православной триадологии благодаря исповеданию единоначалия Отца в Троице. Именно единоначалие ипостаси Отца «устанавливает совершенное равновесие между природой и Лицами» в Троице, «не давая перевеса ни одной, ни другим» с. 347].

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Диакон Владимир Василик: Богословие папы Римского изменилось в сторону двоения истины и лукавства Православный ученый подвел итоги пятилетия понтификата Бенедикта XVI 20.04.2010 322 Время на чтение 4 минуты «Что касается богословия Бенедикта XVI, то частично я уже высказывался по этому поводу в своих публикациях. А следующая моя статья будет посвящена проблеме эволюционизма в оценке Бенедикта XVI. Когда я стал пристально рассматривать его богословское наследие, я ужаснулся, насколько изменилось парадигма Римо-католической церкви, и изменилась она не в лучшую сторону. Я бы сказал, что она изменилась в сторону двоения истины. В предыдущие времена было все более однозначно, все было достаточно ясно, хотя с рядом воззрений, безусловно, мы примириться не могли, поскольку они противоречили православной, христианской истине, но, тем не менее, по крайней мере, было нечто понятное, прозрачное, очерченное, определенное, о чем можно было спорить. А в настоящее время, временами читая некоторые тексты Бенедикта XVI, кардинала Йозефа Ратцингера, я прихожу в недоумение. Человек занимается элементарным двоением истины, элементарным лукавством и запутыванием очевидных и ясных богословских вопросов, в том числе таких важнейших вопросов, как отношение к иным религиям, отношение к эволюции, отношение к феномену человека как такового, отношение к жизненно важным этическим проблемам», - заявил в интервью «Русской народной линии» доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик , подводя итоги пятилетия понтификата папы Римского Бенедикта XVI. Как сообщает «Сибирская католическая газета», папа Бенедикт XVI вернулся в Рим из поездки на Мальту вечером в воскресенье 18 апреля. А на 19 апреля пришлась пятая годовщина его избрания Римским епископом (это событие имело место 19 апреля 2005 г.). В связи с этой датой понедельник 19 апреля был объявлен в Ватикане нерабочим днем, а папа встретился за праздничным ланчем со своими кардиналами и другими видными представителями Римской курии.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/20/di...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010