Так мысля и исповедуя непревратно веру, утверждённую и проповедуемую в соборной и апостольской Церкви, принимаю семь святых Вселенских соборов. Первый, потому что он разбил и низложил Ария и его единомышленников вместе с их отвратительным твареслужением. Второй, ибо он изгнал и изверг из церковного ликостояния умалишённого Македония, впадшего в безумие, подобное Ариеву, — ведь и он, поместив всесвятой и вседетельный Дух среди творений, не стыдился служить твари. Но также и Третий, низложивший злочестивого Нестория и его новопридуманное богомерзкое суеверие: ведь он, дерзко и безрассудно отторгая нераздельно и ипостасно соединённого с Богом Словом целокупного человека от Божественной ипостаси Слова, измышлял и воображал его самоипостасным, почему и явившийся во плоти Сын и Слово Божие привиделся ему простым человеком, и соответственно этот трижды жалкий отказался называть пресвятую Богородицу Богородицей в собственном смысле. Четвёртый же — как сокрушивший и анафематствовавший несчастного Евтихия 3 и негодяя Диоскора с их бредовыми измышлениями и всеми их сторонниками: ибо они болтали, будто плоть Господа не единосущна нам, но соединение происходит из двух природ, однако после соединения они вместе исчезают в одной природе, так что ни та, ни другая, ни Божественная, ни человеческая не сохраняет своих свойств. И Пятый же — как иссекший и совершенно испепеливший возобновлённые на погибель их зачинателям мерзкие учения и порождения злочестивого Нестория, безбожного священноначальника столицы и Феодора, ещё более безбожного епископа Мопсуестийского, их и всех, больных тем же, что и они, суемудрием, — но также и как исторгший и искоренивший Оригена, Дидима, Евагрия, еллиномысленным суждением и неразумным мнением впавших в крайнюю глубину безбожия: ибо, выдумав степени и нисхождения Божества и предсуществование душ и отклонения и отпадения их от склонности к Богу, перемещая и перенося их по различным и многовидным телам, они, как говорится, изрыгая из чрева, баснословили и разглагольствовали о конце наказаний и восстановлении бесов. Но и Шестой — как отбросивший и ниспровергший сторонников Гонория, и Сергия, и Макария, празднословов и безумцев, а вместе с ними и безудержно впитавших их злочестие со странными и чудовищными их измышлениями: ибо несчастные не к добру приписывали Христу Богу нашему, Сущему из двух непревратных природ, одну волю и одно действие. Ещё же и второй Никейский священный и великий Собор, отметший и низвергший иконоборцев, а следовательно и христоборцев и обвинителей святых, с ними же вместе и отвратительную их манихейскую ересь: ибо те ненавидели писать на иконах единосущное нам святое тело Господа нашего Иисуса Христа, неистовствуя по поводу Его неписанности и неописуемости и безумно заключая из-за этого, что Он не единосущен нам.

http://pravmir.ru/intronizatsionnoe-posl...

Так расторгавших единство Троицы уничтожила сила Троицы. Большое и разнообразное прекословие также и относительно домостроительства Единородного; но обратим слово от общего к частностям. Опять Несторий, и опять Целестин и Кирилл. Первый разделял и унижал Христа, вторые в союзе с государем вместе с Владыкою скиптров низложили разделителя. Об этих делах молча письменно говорят Ефес и списки бывших там деяний. Потом, когда безумие Евтихия заговорило другой вздор, и совсем отрицалось от вочеловечения Спасителя и как то кудеснически представляло какое-то призрачное уподобление Его нам; то ужели следовало молчать, ужели духоносцам не следовало возстать и Божиим словом заставить молчать ложное учение? Разве не разгневался бы Бог, когда бы не стали защищать Его от хулений? И вот свиток Льва, как бы страшное рыкание льва, раздавшееся из Рима, спугнул зверя, дотоле архимандрита, выгнал из монашеского стада, и осудил и рассеял его мечтание и измышление. Этот богописанный свиток священнейший император Маркиан и предстоятель Константинополя Анатолий, вместе со всем Христособранным халкидонским собором, приняли с распростертыми объятиями и рукою и языком одобрили и подписали, и этим свитком покончили и с умствованием Диоскора, согласным с Евтихиевым. Также и после сего Вигилий согласился с благочестивым Юстинианом, и созвали пятый собор, чтобы анафематствовать чьи-то подпольного и темного происхождения сочинения, наполненные мерзостию. При таких обстоятельствах, и вашей христолюбивой кротости было необходимо созвать настоящее священное и многолюдное собрание, для двух благодетельных целей, чтобы уничтожить причину разногласия церквей и чтобы разделенное привлечь к соединению. Не мог ты, богочтимый государь, долго выносить, чтобы недавно сплетенная выдумка лжеучения разрывала хитон православия, но чрез нас, как чрез органов Духа, дерзаем сказать, и вместе с нами заткал разорванное и подогнал к целому, как было прежде. И вот, вдохновившись внушением Святого Духа, оказавшись все согласными друг с другом и в мыслях и в выражениях, заявивши единомыслие с догматами грамотами от блаженнейшего отца нашего и верховнейшего папы Агафона к вашей державе, приняв сочувственно отношение святого собора 125-ти (епископов), бывшего под его председательством, проповедуем, что один от святой Троицы, Господь наш Иисус Христос, и по вочеловечении прославляется в двух совершенных естествах нераздельно, неслитно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Феодора Мопсуеетского можно было осуждать, но с другой стороны его можно было и защищать. Его можно было осуждать: Феодор был учителем еретика Нестория, если не в собственном, то в переносном смысле, т.е. Несторий несомненно воспитался на сочинениях Феодора и из них усвоил еретические убеждения. Учение Феодора ничем существенно не отличалось от несторианского. Он вооружался против церковного учения, что от св. Марии Девы родился Бог Слово; допускал, что между Богом Словом и человеком Христом во время земной жизни было единение не полное; он отличал в лице Богочеловека храм (человечество) от обитающего в нем Бога, противился названию: Богородицу, которое усвояла церковь св. Марии Деве и пр. 22 . Церковь пятого века, когда развилось и распространилось несторианство, хорошо понимала сродство учения Феодора с Несториевым, и в лице того или другого ее представителя произносила свое слово осуждения против сочинений Феодора. Св. Кирилл, борец против Нестория, в одном послании так отзывается о Феодоре: «Феодор был отцем зломыслия Несториева; сочинения его заключают хуления гораздо худшие Несториевых» (Д. V. 132). В другом послании, писанном к Акакию, епископу Мелитинскому, тот же Кирилл так отзывается о Феодоре: «некоторые удивляются тому, что принадлежит Феодору (написано Феодором) и что содержит в себе конечно равную и даже гораздо более худшую болезнь несчастий (чем Несториева). Ибо не Феодор был учеником Нестория, но последний был учеником первого; они как говорят одними устами, так и один яд изрыгают из своего сердца. Феодор имел хульный язык и перо послушное ему» (Д. V. 173). В послании к самому императору Феодосию младшему Кирилл прямо называет Феодора «отцом несчастия Несториева» (Д. V. 174), и старается вызвать императора принять меры против сочинений Феодора (Д. V, 133). Кирилл кроме этого писал сочинение против заблуждений Феодора, в котором он не находит довольно слов для изображения и изобличения лжеучений Феодора. Здесь он между прочим писал: «Феодор хулит таинство Христа н как бы порицает Бога Слово за то, что Он ради нас благоволил потерпеть истощение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Хотя проф. А.И. Осипов не приводит ссылку на цитату митр. Илариона, однако ее легко можно найти, так как владыка свои сочинения выкладывает в электронном виде. Соответствующая цитата содержится в одном из ранних его трудов: «Духовный мир преподобного Исаака Сирина » 15  (2000 год, первое издание с названием «Мир Исаака Сирина» было в 1998 году). Должно подчеркнуть, что в этой книге автор прямо утверждает, что учение свт. Григория Нисского о спасении всех людей и демонов «не было осуждено ни одним Вселенским или же Поместным Собором» 16 . Для того, чтобы рассмотреть это утверждение митрополита Илариона, необходимо сказать о том, как оно отображается в других его сочинениях, как представляет он Эсхатологию, и какие в его сочинениях в связи с таким утверждением возникли противоречия о Пятом Вселенском Соборе и в Эсхатологии. В современном издании книги «Духовный мир преподобного Исаака Сирина» (2010 год) взгляды автора на решение Пятого Вселенского Собора не изменились, и по-прежнему присутствует утверждение о том, что апокатастасис Григория Нисского никогда не осуждался ни Вселенским Собором, ни Поместным 17 . В другом своем сочинении «Таинство Веры: Введение в православное богословие» (2012 год) митрополит Иларион (Алфеев) пишет следующее: «итак, “конец геены” остается тайной, недоступной человеческому уму. Не случайно Церковь b VI beke осудила оригенистическое учение об апокатастасисе – всеобщем восстановлении, понимаемом как возвращение всех душ в первозданное состояние после окончания временных мучений грешников в аду и соединения всех под главою – Христом. Оригенистическая эсхатология была осуждена также и потому, что некоторые ее элементы, заимствованные из платонизма, явным образом противоречили Священному Писанию: к числу таковых относилось, в частности, учение о переселении душ. Отвергнув оригенизм, Церковь, однако, не отвергла ту надежду на спасение всех людей иверу в возможность всеобщего спасения» 18 . Как видно, владыка Иларион и в этой книге утверждает, что на Пятом Вселенском Соборе был осужден только оригенистический апокатастасис.

http://azbyka.ru/pyatyj-vselenskij-sobor...

После столь бурной жизни она на некоторое время исчезает из столицы в Африку. По возвращении в Константинополь Феодора уже не была прежней легкомысленной актрисой: она, оставив сцену, вела уединенную жизнь, интересуясь церковными вопросами и занимаясь пряжей шерсти. В это время ее увидел Юстиниан. Красота Феодоры поразила его. Увлеченный император приблизил ее ко двору, пожаловал званием патрикии и вскоре женился на ней. Со вступлением Юстиниана на престол она сделалась императрицей Византии. В своей новой роли Феодора оказалась на высоте положения: оставаясь верной женой, она интересовалась государственными делами, умела в них разбираться и влияла в этом отношении на Юстиниана. В восстании 532 года, о чем будет речь ниже, Феодора играла одну из главных ролей; она своим хладнокровием и энергией, может быть, спасла государство от дальнейших потрясений. В своих религиозных симпатиях она открыто стояла на стороне монофизитов, в противоположность колеблющейся политике супруга, который большую часть своего долгого царствования, при некоторых уступках в пользу монофизитства, держался, главным образом, православия. В последнем случае Феодора лучше Юстиниана понимала значение для Византии восточных монофизитских провинций, в которых заключалась живая сила для империи, и хотела вступить на путь примирения с ними. Феодора умерла от рака в 548 году задолго до смерти Юстиниана. 350 Юстиниан вступил на престол с идеями императора римского и христианского. Видя в себе наследника римских цезарей, он считал своим священным долгом восстановить единую империю в пределах I-II века. Как император христианский, он не мог допустить, чтобы германцы-ариане притесняли православное население. Константинопольские государи, являясь законными наследниками цезарей, имели исторические права на Западную Европу, занятую варварами. Германские короли были лишь вассалами византийского императора, который делегировал им власть. Франкский король Хлодвиг получил звание патриция от Анастасия; от него же получил свое королевское утверждение Теодорих остготский.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Юстиниан, решив начать войну с готами, писал: «Готы, захватив силой нашу Италию, решили ее не отдавать». 352 Он остается естественным сюзереном всех правителей, обосновавшихся в пределах Римской империи. Как император христианский, Юстиниан получил миссию насаждать правую веру среди неверных, будут ли то еретики или язычники. В IV веке Евсевий Кесарийский в своей «Похвале Константину», писал, что после того как восторжествовавшее христианство разъясняло творение демонов, т. е. ложных богов, языческие государства отжили свое время. «Единый Бог возвещен всем; вместе с тем единая империя явилась для всех: это – империя Римская... В одно и то же время, как бы небесной волей, два зерна добра возрасли для людей: это Римская империя и христианская вера. Вышедши как бы из одного корня две великих силы сразу все подчинили и соединили узами любви: это – единодержавная Римская империя и учение Христа». Эта теория IV века жила и в VI веке. Из нее для Юстиниана вытекало обязательство воссоздать единую Римскую империю, которая, по словам одной его новеллы, 353 доходила прежде до двух океанов и которую римляне по небрежности потеряли, и установить в воссозданной империи единую христианскую веру как среди схизматиков, так и среди язычников. Такова была идеология Юстиниана, заставлявшая этого всеобъемлющего политика и крестоносца мечтать о подчинении всего известного тогда мира. Но надо помнить, что обширные притязания императора на отторгнутые части Римской империи не были исключительно его личным убеждением. Подобные притязания казались естественными и населению занятых варварами провинций, которые, попав в руки ариан, видели единственного защитника в лице Юстиниана. Положение Северной Африки при вандалах было особенно тяжело; они открыли суровые преследования против православного туземного населения, заточали жителей и представителей духовенства в тюрьмы, конфисковывали имущество. Беженцы и изгнанники из Африки, среди которых немало было православных епископов, приезжали в Константинополь и умоляли императора выступить в поход против вандалов, обещая всеобщее восстание туземцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Рядовой войска Христова Иван Жук Речь пойдет о монахе Несторе, в миру — Николае Константиновиче Онуке. Монах Нестор (а для нас он тогда был просто абстрактный «Дедушка») всегда представлял собой человека довольно юркого, бойкого, и, в общем-то, незаметного. Американское чудо блаженной Ксении Монахиня Корнилия (Рис) Молодой человек проснулся в мусорном контейнере на следующее утро. Это было поистине ужасное пробуждение. Богословие Происхождение Последования ко Святому Причащению Священник Михаил Желтов Настоящий очерк открывает серию статей о происхождении и содержании Последования ко Святому Причащению. «Нет ничего среднего между истиной и ложью» (свт. Марк Эфесский), или К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова? Иеромонах Иов (Гумеров) В 2005 году отец Георгий сказал, что «современный христианин не может всерьез поддерживать, скажем, учение о бессмертии души человека» (Кифа. 2005. 6 (33). С 10). Пятый Вселенский Собор и осуждение оригенизма Диакон Георгий Максимов О Пятом Вселенском Соборе можно услышать три различных утверждения: 1) что Ориген не был осужден; 2) что Ориген был осужден, но не было осуждено учение о конечности адских мук; 3) что было осуждено учение о конечности адских мук, но не вообще, а именно и только в интерпретации Оригена. Рассмотрим, насколько состоятельно каждое из этих утверждений. Протоиерей Валериан Кречетов: «Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение» Те формы, к которым пришла Церковь как Тело Христово в течение многих веков, требуют одухотворения, а не изменения. А Бог есть Дух, и с помощью Божией на дух, а не на форму должны быть направлены усилия. Беседа о покаянном делании Игумен Нектарий (Морозов) Что есть покаяние? Каково место исповеди в покаянном делании и вообще жизни христианина? Нужно ли исповедоваться перед Причащением? Фотогалереи Анатолий Заболоцкий. Русь. Веси. Грады. Лики. Земля ФОТОГАЛЕРЕЯ Анатолий Заболоцкий В скитаниях по градам и весям, зачастую пешком, с тяжелой ношей аппаратуры, в трудных погодных условиях, в ненастье и морозы, когда оптика потеет, измерительные приборы врут, а источники питания садятся, глаза художника выхватывают сюжеты, о которых он сам говорит: «жизнь подарила увидеть».

http://pravoslavie.ru/67500.html

О том, что Пятый Вселенский Собор осудил Оригена, свидетельствуют и отцы Шестого собора: «Наш святой и вселенский Собор, отвергнув заблуждение нечестия от прежних времен доселе, и неуклонно следуя по прямому пути святых и славных отцов, во всем благочестиво присоединился к голосу пяти святых и вселенских соборов, именно — собора 318-ти святых отцов, собиравшихся в Никее против неистового Ария… [далее — перечисление других соборов — д. Г.М.] …кроме того, последнего из них, пятого святого Собора, собранного здесь против Феодора Мопсуетского, Оригена, Дидима и Евагрия» . Также и в определении VII Вселенского собора, при перечислении решений предыдущих соборов, сказано: «С тем вместе анафематствуем бредни Оригена, Евагрия и Дидима, как сделал это пятый [вселенский] Собор, бывший в Константинополе» . В церковной историографии утвердилось мнение об осуждении Оригена как об основном решении собора, даже более значимом, чем осуждение «трех глав». Прп. Феофан Исповедник в своей «Хронографии» пишет: «В этом году был святой и вселенский пятый Собор против Оригена суемудренного и Дидима невидящего и Евагрия и их еллино-мудренной болтовни, а равно и против безглавых глав» . Примечательно, что Оригена он ставит на первое место, а отцы VII Вселенского собора, как видно из приведенной выше цитаты, даже вовсе не упоминают о «трех главах», и представляют осуждение Оригена и его последователей как главное дело V Вселенского собора. Стоит также обратить внимание, что на четырнадцатом заседании VI Вселенского Собора было подробное разбирательство относительно некоторых документов, относящихся к деяниям Пятого Вселенского собора, и установлено, что они впоследствии были сознательно искажены монофелитами. Отцы собора указали примеры таких искажений, провозгласили анафему «всем вообще подделывателям деяний Святого и Вселенского Пятого Собора» и повелели исправить книги, приведя их к первоначальному виду . Сохранившийся текст деяний собора касается только осуждения «трех глав», и в нем нигде не разбирается учение Оригена. Сам он упоминается дважды. Первый раз, на пятом заседании, при рассмотрении вопроса о возможности осуждения еретиков посмертно, было отмечено: «если кто обратится к временам святой памяти Феофила или прежде, найдет, что Ориген анафематствован после смерти: это же ныне над ним сделала и ваша святость и Вигилий, благочестивейший папа древнего Рима» . Отцы Вселенского Собора упоминают здесь как общепризнанное осуждение Оригена Александрийским собором 400 г., а также в Константинополе и Риме в 543 г. Второй раз Ориген упоминается по имени в 11-м анафематизме восьмого заседания: «Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена с их нечестивыми писаниями… и всех мудрствующих подобно вышеупомянутым еретикам… — таковой да будет анафема» .

http://pravoslavie.ru/63080.html

На Соборе присутствовало 650 епископов. Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха . При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория). ПЯТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году, в городе Константинополе , при знаменитом императоре Юстиниане I . Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского , в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто о этих трех сочинениях. Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый 4-й Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь , что она будто бы уклонилась в несторианство. На Соборе присутствовало 165 епископов. Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью. Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия. ШЕСТОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в городе Константинополе , при императоре Константине Погонате , и состоял из 170 епископов. Собор созван был против лжеучения еретиков – монофелитов , которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами продолжались и грозили Греческой Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Четвертый Вселенский Собор (451 г.) составил вероопределение о двух природах во Христе; Шестой (680 г.) – о двух волях и действиях во Христе; Седьмой (787 г.) – об иконопочитании. Пятый Вселенский Собор (553 г.) осудил сочинения трёх учителей сирийской церкви Феодора Мопсуэстийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского за их несторианские и евтихианские заблуждения. Из них лично был осужден только не раскаявшийся Феодор Мопсуэстийский, двое же остальных были помилованы, так как отреклись от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью . Собор повторно осудил Нестория и Евтихия, а также анафематствовал ряд положений оригенизма (учение о переселении душ, апокатастасисе и проч.). Шестой Вселенский Собор своим вторым правилом утвердил догматические тексты и постановления, встречающиеся в правилах святых Апостолов, 12-ти святых Отцов и 9-ти древних Поместных Соборов: Анкирского (ок. 314 г.), Неокесарийского (между 314–319 гг.), Гангрского (между 361–370 гг.), Антиохийского (341 г.), Лаодикийского (ок. 363–370 гг.), Сардикийского (347 г.), Карфагенского (419 г.). Константинопольского (394 г.) и Карфагенского (ок. 256 г., при священномученике Киприане). Хотя соборные вероопределения обладают непререкаемым авторитетом, тем не менее, в прошлом имели место случаи их дополнения и разъяснения. Так, например, Второй Вселенский Собор дополнил и даже видоизменил текст Символа веры Первого Собора, а Пятый и Шестой Соборы дополнили христологические определения Третьего и Четвертого Соборов. Подобного рода непогрешительные дополнения и разъяснения, в случае необходимости, могут появляться и в будущем. 2. Вероопределения Поместных Соборов Из Поместных Соборов, проходивших в период Вселенских Соборов, в догматическом отношении наибольший интерес представляют два. Первый – это Карфагенский Поместный Собор 419 г., на котором были приняты правила, рассматривающие учение о каноне Священного Писания , первородном грехе, благодати и др. Второй – Пято-Шестой, или так называемый Трулльский Собор 691–692 гг. Результатом деятельности Трулльского Собора стали 102 канонических правила, которые составили основу Православного канонического права. На Соборе были утверждены догматические тексты, которые содержатся в правилах святых Апостолов, в правилах святых Отцов и в правилах 9-ти Поместных Соборов. Православная Церковь рассматривает Трулльский Собор как продолжение Шестого Вселенского Собора. Поэтому каноны Трулльского Собора часто называются Правилами Шестого Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010