Скачать epub pdf О святом Вселенском пятом соборе Святой Вселенский пятый собор (он же второй из бывших в Константинополе) состоялся в 553 г. при самодержце Юстиниане I, материалы Собора включают в себя на латыни восемь деяний, согласно Досифею (Двенадцатикнижие. Кн. 5, гл. 16), а на греческом языке – пять, согласно «Синодикону» (т. 2, с. 261). Собрались на него отцы числом 165, среди которых блистали сначала Мина, а затем его преемник Евтихий, Константинопольские патриархи; Вигилий Римский, который, хотя находился в Константинополе, на Соборе не присутствовал ни сам лично, ни в лице легатов (точно так же случилось и на II Вселенском соборе), однако впоследствии подтвердил Собор изданием документа; Аполлинарий Александрийский, Домн Антиохийский; Дидим и Евагрий, замещавшие Евстохия Иерусалимского. Собор анафематствовал писания Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского, а также и самих Феодора и Диодора, согласно Фотию (кодекс 18) 169 и деянию VII Вселенского собора. Смотри еще в 1-м т. «Цепи толковников», на с. 14, о комментаторах, которые, изначально мысля сообразно с несторианскими догматами, оставили эти догматы в письменном виде и после смерти (в особенности епископ Мопсуестийский, который, став учителем Нестория, говорил, что иной – Бог Слово и иной – Христос, поскольку Христос страдал от душевных страстей и плотских пожеланий). Собор анафематствовал также сочинения блж. Феодорита против двенадцати глав св. Кирилла [ 170 ] и так называемое послание Ивы, еп. Эдесского, к Маре Персу [ 171 ] , анафематствовал и самого Оригена с Дидимом и Евагрием и их мерзкие учения. Они пустословили, что души существуют прежде тел [ 172 ] и после смерти одного тела переходят в другое, что муки имеют конец, что демоны должны получить первое достоинство ангельской благодати, которое они имели, что души должны воскреснуть обнаженными, без тел, что небесные тела имеют души, и прочее лживое. Собор анафематствовал еще Анфима Трапезундского, мыслившего так же нечестиво, как Евтихий, Севира, Петра Апамейского и Зоора [ 173 ] .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Франция Жан-Франсуа Тири: Противостоять искажению человеческой природы нужно укреплением в вере Есть замечательная бельгийка Маргарет Питерс, которая написала несколько книг о гендерной теории с католических позиций, но в целом католики в Европе реагируют на такой серьезный вызов медленнее, чем хотелось бы. Священник Димитрий Агеев: Мы должны поддержать французов в защите их детей от узаконенного растления Усыновление детей – не всеобщее право. Не могут усыновлять детей люди, ранее судимые, имеющие различные заболевания, есть другие ограничения. Не вижу никаких препятствий для отказа на усыновление однополым союзам. Во Франции почтили память советских и французских воинов, павших в борьбе с фашизмом Всего во Франции, начиная с 1940 года, против немецко-фашистских захватчиков воевали свыше 30 тыс. русских и советских людей, каждый пятый из них погиб. Семья священна! Тридцать лет Франция не видела такого собрания протестующих как 13 января этого года – в день, когда люди съехались в Париж со всей Франции, чтобы выступить против законопроекта об однополых браках. Французский суд подтвердил права России на Свято-Никольский собор в Ницце Свято-Никольский собор был построен императором Николаем II в 1912 году на месте виллы Бермон на главном курорте Лазурного берега, где в 1865 году умер его дядя — цесаревич Николай Александрович. Земля, на которой построен храм, была приобретена еще Александром II. О ситуации в Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (Экзархат Константинопольского Патриархата) Местоблюститель митрополит Галльский Эммануил: нет речи о расчленении Архиепископии и ее слиянии с митрополичьими епархиями (греческими православными митрополиями) Вселенского Патриархата в Западной Европе. Архимандрит Тихон (Шевкунов) посетил Парижскую духовную семинарию Особое внимание он уделил прошедшим во Франции демонстрациям в поддержку традиционного понимания семьи и в защиту прав детей, указав на значение этих демонстраций для всей Европы. Сдалась ли без боя Архиепископия?

http://pravmir.ru/tag/franciya/page/13/

О происшествии, то есть о начале бытие души человеческой Войди глубже в себя самого, всмотрись в душу свою как бы в некое зеркало, разбери ее устройство, и увидишь, что ты создан по образу и по подобию Божию... И удивительно, в чем только состоит этот образ и подобие!.. Ум человеческий не может постигнуть ни условий бытия Божия, ни того, каким образом сущность души нашей производится и является к бытию. Вопрос: Откуда бывают души человеческие и из чего происходят? Ответ: Пусть твоя любовь знает касательно сего предмета, что у Отцов Церкви не малое было исследование о происхождении души, но осталось неизвестным: нисходит ли она от Адама, или дается каждому порознь? Признали, что этот вопрос не разрешим в настоящей жизни. Действительно вопрос велик и не может быть обнят человеком. Вопрос: Как же решит эти недоумения? Ответ: Хотя вопрос о происхождении души остается окончательно неудоборазрешимым в настоящей жизни, однако же для возможного решения надобно признать, что души творятся Богом не из ничего, а от душ родителей. Ибо имея такое начало, они не имеют необходимости подвергаться смерти, потому что от духовного семени, от душ родителей, а не от плоти и крови их, происходят они; вместе с тем они необходимо подвергаются заразе первородного греха, потому что природа корня сообщается и летораслям его. Как гадаю сам (говорит св. Григорий Богослов ) и как слышу от мудрых, душа есть Божественная некая струя и приходит к нам свыше. Душа происходит от Бога, то есть творится Богом. Вопрос: Когда же именно совершается Божественное творение души? Ответ: О происхождении душ человеческих 4 Православная Церковь , на основании Священного Писания всегда держалась, как и ныне держится (Правосл. испов. ч. 1, на вопр. 28) мысли, что они творятся Богом. Об этом непререкаемо засвидетельствовал пятый Вселенский собор, когда, осуждая мнение Оригена о предсуществовании человеческих душ, выразился: « Церковь , последуя Божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другое после, по лжеучению Оригена ».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dusha-...

Скачать epub pdf Память благоверного царя Юстиниана и царицы Феодоры Память 14 ноября Святой Юстиниан, император Византии, был славянин: он родился в селении Вердяне, близ города Средца 7444 , в нынешней Болгарии. Его дядя Юстин, который также был уроженец Вердяны, пешком в одном тулупе пришел в Константинополь. Здесь он, благодаря своим природным дарованиям, быстро возвысился, а потом сделался даже императором. В Константинополь он перевел вслед за собой из Вердяны свою жену Лупкиню с ее сестрой Бегляницею, матерью Управды. Этот Управда, по смерти Юстина, и занял византийский императорский престол с именем Юстиниана. Император Юстиниан известен в истории своими успешными войнами с врагами Византийской империи, а также изданием полного собрания римских законов. Но, сверх того, он прославился своими заслугами в пользу христианской Церкви и православия. Так, он предпринял немало забот к распространению христианства и к искоренению язычества. Закрыв языческие школы в Афинах, он повелел, чтобы преподавание наук вели иноки. Язычество более всего подвергалось его преследованиям в самой столице его царства – Византии, а также и в Малой Азии. С целью обращения ко Христу язычников Юстиниан послал в Малую Азию Иоанна, епископа Ефесского, и тот крестил там до 70 тысяч язычников, а император построил для обращенных до 90 церквей. Наряду с распространением христианства Юстиниан радел о сохранении чистоты православной веры. В его царствование продолжали беспокоить Православную Церковь несториане, которые учили, что Христос не был Богочеловеком и что Божество только обитало в Нем, как в простом человеке 7445 . Еще более несториан волновали Церковь монофизиты, учившие, что в Иисусе Христе Божеское естество поглотило человеческое. Против этих-то произвольных измышлений человеческого разума Юстиниан составил песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий», которую повелел петь за Богослужением 7446 . По его же стараниям в 553 году был созван пятый Вселенский Собор для осуждения несторианских мыслей в сочинениях Феодора Мопсуетского, Феодорита Киррского и Ивы Едесского 7447 и для прекращения раздоров в Церкви 7448 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Эней Газский (около 445 или около 450 – не ранее 512 или 534) Труды на иностранных языках Эней Газский Философ–неоплатоник, принявший христианство. Биография После него остались 25 писем и сочинение: «Феофраст или о бессмертии души и воскресении». Эней принадлежал сначала к школе неоплатоников, а потом принял христианство. Время его жизни относят к концу V—VI bb. Сочинение Энея «Феофраст» с богословской точки зрения имеет глубокий интерес, потому что в нём, вместе с основательным раскрытием христианских догматов бессмертия души человеческой и будущего воскресения, излагаются автором мнения по этим вопросам древних философов и основательно разбирается весьма распространенная в древнее время теория переселения душ. Поводом к написанию сочинения было для Энея то, что теория переселения душ находила себе последователей среди христиан; её держался даже такой богослов, как Ориген, и только в VI веке пятый вселенский собор своим осуждением положил конец её следам в христианстве. В связи с догматом бессмертия души и воскресения тел автор излагает христианское учение о происхождении мира видимого и невидимого и промышлении Творца, с опровержением некоторых языческих и философских мнений по этим вопросам. Произведение Энея имеет диалогическую форму, любимую у греческих философов и встречавшуюся нередко в святоотеческой литературе. Беседу ведут афинский мудрец Феофраст, именем которого автор назвал своё сочинение, сириянин Аксифей и александриец Египт. Речь носит характер простой, живой беседы, без строго определенного плана. Развитие мыслей идет свободно, сообразно направлению разговора; местами логическая связь как бы теряется, нередко встречаются повторения. Для развития и ясного раскрытия своих положений Эней, наряду с диалектической аргументацией, пользуется сравнениями, аллегориями: из явлений природы и обыденной жизни человека он выводит посредством аналогии высшие отвлеченные истины религиозные и философские. Содержание «Феофраста» разнообразится множеством изречений древних философов, мифами и преданиями. Обширное применение мифов и преданий при изложении христианских истин и разборе теории переселения души свидетельствует о том, что Эней хорошо знал мифологию и древнюю философию и многое из них внес в своё сочинение, так как видел и в той, и в другой следы христианского учения. «Феофраст» может быть разделен на две части.

http://azbyka.ru/otechnik/Enej-Gazskij/

Минувшее воскресенье Церковь посвятила памяти святых отцов шести Вселенских соборов. В связи с этим уместно было бы подробнее обсудить одно из соборных решений, которое доныне вызывает в некоторых кругах жаркие споры. О Пятом Вселенском Соборе можно услышать три различных утверждения: 1) что Ориген не был осужден; 2) что Ориген был осужден, но не было осуждено учение о конечности адских мук; 3) что было осуждено учение о конечности адских мук, но не вообще, а именно и только в интерпретации Оригена. Рассмотрим, насколько состоятельно каждое из этих утверждений. В 553 году в Константинополе святым Юстинианом Великим, императором Византии, был созван собор, который Церковь признала как Пятый Вселенский. Он осудил Феодора Мопсуэстийского, отдельные творения блж. Феодорита Киррского и Ивы Эдесского, а также Оригена, Дидима и Евагрия Понтийского. Церковный историк Евагрий Схоластик (†594) пишет, что в то время в Палестине возникла большая смута из-за монахов-оригенистов, которым покровительствовал епископ Феодор Аскида, приближенный к императору. Патриарх Иерусалимский Евстохий предпринял меры к тому, чтобы сподвигнуть императора к новому, более масштабному осуждению оригенизма, чем то, которое было за десять лет до того по инициативе св. Юстиниана на поместном Константинопольском соборе. Чтобы отвлечь внимание от оригенизма, Феодор Аскида стал говорить о необходимости осуждения Феодора Мопсуэстийского и про-несторианских писаний Феодорита и Ивы. В результате, как замечает Евагрий Схоластик, «так все устроил ко благу Всесвятой Бог, чтобы [на созванном соборе] нечистое было изглажено и там и здесь» , то есть, последовало осуждение и «трех глав» с одной стороны, и Оригена с другой. Церковный историк пишет, что сначала было осуждение «трех глав», а «потом, когда монахи — Евлогий, Конон, Киприан и Панкратий подали [императору] письменное донесение против учения Оригена… и против последователей его нечестия и заблуждения, Юстиниан спросил у отцов Собора и об этом, предоставив им копию с того донесения и свое послание к [папе] Вигилию о том же предмете. Из всего этого можно было уразуметь, что чистоту апостольских догматов Ориген старался наполнить эллинскими и манихейскими плевелами. Посему, вслед за восклицаниями в укоризну Оригену и его вымыслам, на Соборе составлен был Юстиниану доклад, которого иные места изложены так: “избегли мы, избегли этого; ибо не признали гласа чуждых, но такого человека (Оригена), как татя и разбойника, связавши крепко узами анафемы, извергли вне священной ограды”. Потом немного ниже: “Силу наших деяний вы узнаете из чтения их”. К этому присовокупили они и все главы, которые обыкновенно защищаемы были почитателями Оригенова учения, и из которых явствовало, в чем они соглашались [с православными], и в чем разногласили и многообразно заблуждались… С великим тщанием избрали они и выставили на вид много и других богохульств Дидима, Евагрия и Феодора» .

http://pravoslavie.ru/63080.html

Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Пятый Вселенский собор. Отцы православной Церкви и еретики; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.      V Вселенский Собор открылся 5 мая 553 года в зале, соединявшем храм Святой Софии с патриаршим дворцом. В нем участвовали 153 епископа, которые, как и на прежних Соборах, представляли Поместные Церкви не равномерно и не пропорционально числу епископских кафедр. Более половины отцов Собора составляли епископы Константинопольского Патриархата – их было 83. Антиохийский Патриархат представлен был 39 епископами, Александрийский, опустошенный отпадением значительного большинства египетских христиан в монофизитство, – десятью, Иерусалимский – пятью. Присутствие Римского Патриархата на Соборе в лице девяти епископов Восточного Иллирика не соответствовало его масштабам и влиянию. Папа Вигилий, находившийся во время соборных деяний в Константинополе, несмотря на приглашения, которые ему неоднократно направлялись от лица Собора, уклонился от участия в нем, а следовательно, и от председательства. Западную Церковь представляли также семь африканских отцов. Святой Юстиниан, инициатор созыва Собора, предложивший его программу, в центре которой оказался возбужденный им вопрос о «трех главах», и предвосхитивший своим «Исповеданием» основные богословские идеи, сформулированные Собором, прямого участия в нем, не в пример своим предшественникам, не принимал, передавая свою волю отцам Собора через посланцев, которые, выполнив порученное им, тотчас покидали соборную палату. Со стороны императора это было проявлением деликатности и должно было способствовать нестесненному обсуждению богословских тем преемниками апостолов. Патриарх Константинопольский святой Евтихий Председательствовал на Соборе патриарх Константинопольский святой Евтихий, президиум составили патриархи Александрийский Аполлинарий и Антиохийский Домн, а также замещавшие отсутствовавшего Иерусалимского патриарха Евстохия епископы Раифский Стефан, Тивериадский Георгий и Созитанский Дамиан. В списке соборных отцов следующие за ними места занимают епископ Гераклеи Пелагской Бенигн, замещавший отсутствовавшего архиепископа Фессалоникийского Илию, Феодор Аскида – архиепископ Кесарии Каппадокийской, архиепископ Эфесский Андрей, епископ Тунийский Секстилитан, представлявший примаса Африки Примоза Карфагенского, и архиепископ Гераклеи Фракийской Мегефий. За ними по диптиху следовали митрополиты либо представлявшие их по причине их отсутствия епископы.

http://pravoslavie.ru/66460.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Отцы V Вселенского собора, свтт. - житие V Вселенский Собор. Роспись Успенского храма Любостинского монастыря, 1402-1405 гг. Пятый Вселенский собор, состоялся в 553 году в Константинополе. Память 25 июля и в 9-ю неделю по Пятидесятнице (память святых отцов шести Вселенских соборов) Император Юстиниан Великий, вступивший в 527 году на императорский престол, желал присоединить монофизитов к Церкви. В Египте православные составляли меньшинство и такое разделение представляло опасность для Церкви и государства. Его жена, императрица Феодора, была тайной монофизиткой, и под ее влиянием он иногда действовал в ущерб Православию. Например, под ее влиянием, в 533 году он сделал уступку монофизитам, допустив прибавление в трисвятой песне: распныйся за ны, хотя строгие последователи Халкидонского собора считали такое прибавление монофизитским. В 535 году Юстиниан возвел на константинопольский патриарший престол Анфима, тайного монофизита. В 536 г. в столицу прибыл папа Агапит, в качестве посла остготского короля Теодориха Великого. Узнав о еретичестве Анфима, Агапит, несмотря на угрозы Феодоры, донес о нем царю. Юстиниан тотчас же низложил Анфима, а на его место поставил пресвитера Мину. Под председательством Мины был составлен небольшой собор из епископов православных и монофизитских, на котором обсуждался вопрос о присоединение монофизитов. Но вследствие их упорства рассуждения ни к чему не привели. Патриарх снова их осудил и император подтвердил прежние строгие законы против них. Монофизиты бежали в Великую Армению, где упрочили свою ересь. Между тем Феодора продолжала вести интриги в пользу монофизитов. По ее проискам, после смерти папы Агапита (+ 537) на Римскую кафедру был поставлен римский диакон Вигилий, давший ей еще прежде обещание с подпиской помогать монофизитам. Потом она нашла себе еще двух усердных помощников, проживавших при дворе епископов — Федоре Аскиде и Домициане, которые были тайными монофизитами. Оба они советовали императору заняться обращением монофизитов и даже предложили для этого план. Именно, что они смогут присоединиться только тогда, когда Православная Церковь осудит учителя несторианства Феодора Мопсуестийского и его последователей — блаженного Феодорита и Иву Эдесского. Так как их сочинения не осуждены, то это служит соблазном для монофизитов, и они подозревают православную Церковь в несторианстве. План это был составлен в пользу монофизитов и во вред православным: в случае его исполнения Церковь оказалась бы в противоречии сама с собой, осудив Феодора и Иву, признанных православными на Халкидонском соборе.

http://pravicon.com/info-3114

Юстиниан I Великий (482/483–14.11.565) Юстиниан I Великий Флавий Пётр Савватий Юстиниан (лam. Flavius Petrus Sabbatius Iustinianus, др.-греч. Φλβιος Πτρος Σαββτιος ουστινιανς), более известный как Юстиниан I (др.-греч. ουστινιανς Α " ) или Юстиниан Великий (др.-греч. Μγας ουστινιανς), император Византийской империи (527-565), богослов. Юстиниан получил образование благодаря своему дяде императору Юстину I; был приближён им к императорскому двору и оказывал большое влияние на государственные дела. Вступив на престол, стремился восстановить Римскую империю в её прежних границах, её былое величие. Период его правления был ознаменован эпохой первого наивысшего расцвета Византии. Был женат на благоверной царице Феодоре. Юстиниан, полководец и реформатор был одним из наиболее выдающихся монархов раннего средневековья. Его правление знаменует собой окончательный этап перехода от римских традиций к византийскому стилю правления. Историки дают противоречивые оценки нраву и поступкам императора Юстиниана. В нем сочетались противоположные свойства человеческой натуры: решительность и робость; алчность, мелкая скаредность и безграничная щедрость; мстительность и великодушие; упорство в достижении поставленных целей и приступы внезапного отчаяния. Во время правления Юстиниана произошли первая пандемия чумы, которая унесла половину населения Византии, похолодание 535-536 годов и крупнейший бунт в истории Византии и Константинополя — восстание «Ника», спровоцированное налоговым гнётом и церковной политикой императора. Известно, что император был набожным – он проводил Великий пост в суровом воздержании и молитвах, без хлеба, только на воде и растениях. Он глубоко почитал некоторых святых и был свидетелем чудесных откровений. При этом императоре был возведён новый знаменитый храм святой Софии в Константинополе, взамен разрушенного, поражающий своей красотой и великолепием и остававшийся на протяжении тысячи лет самым грандиозным храмом христианского мира. Юстиниан также был богословом, ему принадлежит написание нескольких богословских трактатов. Первый период своей богословской деятельности (518-536 гг.) император по преимуществу посвятил утверждению «феопасхисткой» формулы, вторую (536-565) половину — осуждению «Трех глав» (неправославных сочинений Феодорита Киррского, Ивы Эдесского и Феодора Мопсуетского). При нем был созван Пятый Вселенский собор, который состоялся в 553 году в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/

Разделы портала «Азбука веры» Популярное Сейчас в разделе 16  чел. Всего просмотров 553 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию V-VI Вселенский Собор – Константинопольский, Трулльский (691г.) - Брачное право - Жизнь монашествующих - Искажения благочестия - Канон священных книг - Наложение епитимий - Некоторые ереси - Нравственные преступления - Образ жизни и положение клириков - Общение с еретиками и иноверцами - Принятие и лишение сана - Принятие иноверцев и отпавших - Христианское благочестие - Церковная дисциплина - Церковное законодательство - Церковное имущество - Церковное судопроизводство - Церковное управление - Частные исторические ситуации Трулльский собор был созван императором Юстинианом II в 691 году в Константинополе. Для его заседаний была отведена зала со сводами, так называемыми “труллами”, так что собору официально присвоили название Трулльского. Поскольку Пятый и Шестой Вселенские соборы не выносили никаких дисциплинарных определений, данный собор, собранный через 10 лет в том же месте, стал рассматриваться на Востоке, как продолжение и восполнение их работы, так что приобрел значение Вселенского. Данный собор имеет огромное значение в истории Православной Церкви. Его задачей было унифицировать и дополнить церковные нормы. Он не только принял 102 новых правила и подтвердил правила предшествующих Вселенских соборов, но и узаконил для всей Церкви 85 апостольских правил, ряд правил поместных соборов и святых отцов, имевших до этого лишь локальное значение. Легаты римского папы на этом соборе отсутствовали; он никогда не признавался Вселенским со стороны Римской Церкви и рассматривался ею, как поместный собор греческих иерархов. Ряд правил Трулльского собора направлен против обычаев Римской Церкви, что и стало одной из основных причин его неприятия на христианском Западе. Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010