Заседания Пятого (553) и Шестого (680 – 681) Вселенских Соборов состоялись в самом Константинополе. Пятый Вселенский Собор, не провозгласив никаких новых догматов, торжественно повторил осуждение Нестория и Евтихия, а Шестой Вселенский Собор осудил монофелитскую ересь, возникшую в 40-е гг. VII в., ознаменовав тем самым новую победу Православия и завершающий шаг в христологических спорах. Собор 680 – 681 гг. анафематствовал, среди прочих, четырех Константинопольских Патриархов – Сергия, Павла, Пирра и Тимофея – привержецев монофелитства. В VIII – IX вв. Византия, а соответственно и все духовенство Патриархата, оказалось вовлеченным в новую смуту – иконоборческое движение. Константинопольскому Патриарху Герману пришлось особым посланием защищать правду иконопочитания. Но византийский император Лев III Исавр (717 – 741) открыто встал на путь иконоборцев и стал издавать указы против икон. Гонение на иконопочитателей по всей Византии продолжилось при сыне Льва – императоре Константине Копрониме. На Седьмом Вселенском Соборе (787) в г. Никее произошло осуждение иконоборчества и сформулирован догмат об иконопочитании, но само движение не успокаивалось и еще на протяжении более чем полувека продолжало колыхать умы людей. Лишь в 843 г. при императрице Феодоре произошло окончательное восстановление иконопочитания. Наряду с этим, как реакция на все церковные смуты в IX – X вв., ведется интенсивная литургическая деятельность. В это время появляются сочинения св. Иоанна Дамаскина , прп. Феодора Студита , прп. Симеона Метафраста , прп. Симеона Нового Богослова , что свидетельствует о великом литургическом наследии Византии. С 30-х гг. VII в. начинаются арабские завоевания, что привело к потере Византией ряда территорий и к упадку других ближневосточных Патриархатов (Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского), которые захлестнул ислам . Это повлекло за собой повышение удельного веса греческого этноса среди подданных императора. Неслучайно уже при императоре Ираклии (610–641) окончательно произошел переход к греческому языку в сфере государственного делопроизводства, а сам монарх сменил латинский титул «император» на греческий «басилевс». Константинополь же с этого времени становится центром православной жизни и мысли, центром цивилизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

предельно широко понимаемая литургическая и сакраментальная жизнь Церкви. Но при этом утверждается супрематия царства. В одном из своих законов Юстиниан говорит: " Что же есть более великого, более святого, чем императорское величество?! " В одном из законов, прямо относящемся к церковной жизни ( " Новелла 133-я " - " О монахах и монахинях и их образе жизни " ), Юстиниан говорит в предисловии: " Нет ничего недоступного для надзора царю, принявшему от Бога общее попечение о всех людях. Императору подобает верховное попечение о церквах и забота о спасении подданых. Император - блюститель канонов и Божественных Законов. Царь через Собор и священников утверждает Правую веру " . По тексту " 6-й новеллы " , " царство заботится и о догматах, и о чести священников, и о соблюдении церковных правил " , т.е. устрояет предельно широко понимаемую человеческую сторону Церкви. Законы Юстиниана, действительно, касаются всех сторон церковной жизни. В них говорится не только о вероучении, но и о богослужении. Император усваивает себе исключительное право толковать законы, но похоже, что он усваивает себе также право толковать церковные правила, применять их в практической жизни. Пятый Вселенский Собор, прошедший при Юстиниане, не издал ни одного канонического правила. Так же поступил много времени спустя после Юстиниана VI Вселенский Собор. В то же время Юстиниан и его преемники очень активно занимались церковным законодательством. При этом Юстиниан мог не только поддерживать те канонические нормы, которые существовали во Вселенской Церкви, но и создавать новые. Например, Юстиниан впервые ввел во Вселенской Церкви правило целибата (безбрачия) епископов. Прежде эта норма могла существовать как местная или как тенденция церковного развития. Но обязательной для Вселенской Церкви эта норма стала именно в законах Юстиниана. Приходится констатировать, что в известном смысле Юстиниан считал себя главой Церкви. В действительности византийский император никогда не мог стать абсолютным монархом в Церкви, каким стал на Западе папа.

http://pravoslavie.ru/37859.html

Все эти тезисы противоречат согласному учению Отцов Востока и Запада, а также практике и постановлениям Вселенских Соборов. В частности, их фактически осуждает Пятый Вселенский Собор, отцы которого в полемике с Римским папой Вигилием учили, что апостолы не находились в подчинении друг у друга, а также, что все значимые догматические решения по вопросам веры должны приниматься сообща, по образу Апостольского Собора 13 . Православная Церковь учит, что суду полноты Церкви подчинен каждый отдельный ее член, даже папа или патриарх, имеющий первенство чести: « Церковь имеет такую власть, что может посредством Вселенских Соборов рассматривать Писания, судить Патриархов, Пап, Епископов; может подвергать их, смотря по важности вины, наказаниям и эпитимиям, предписанным правилами » 14 . Безошибочностью, согласно православному учению, также обладает только вся Церковь в целом (представленная на Вселенском Соборе или выразившее свое согласие иным образом): « Единственный способ для выражения, в случае нужды, непогрешимого свидетельства Церкви касательно той или другой откровенной истины есть единодушное согласие, в рассуждении этой истины, всей Церкви учащей, за которым естественно должно уже последовать и согласие всех верующих. Для изъявления же такого согласия Церкви учащей возможны два способа: предстоятели частных Церквей могут выражать его, нарочито собравшись для этого все воедино на Собор Вселенский, но могут выражать и не собираясь на Соборы, а посредством взаимных сношений, оставаясь каждый на своем месте, при обыкновенном положении Церкви (in statu quo) » 15 . Учение о Чистилище. Католическая церковь учит, что если христиане, « поистине раскаявшись, умирают в любви Божией, прежде чем воздать достойными плодами покаяния удовлетворение за то, что они совершили или упустили, то души их после смерти подвергаются очищению муками в чистилище » 16 . Несмотря на то, что Православию совершенно не чуждо понятие о правосудии Божьем, идея очищающих мук, которые позволяют душам удовлетворить этому правосудию после смерти, отвергается Православной Церковью как не соответствующая Писанию и Преданию: « Нигде в Писании не упоминается об огне чистилищном, т.е. чтобы было временное какое наказание, очищающее души по смерти… Церковь правильно поступает, что приносит за умерших Безкровную Жертву, и воссылает к Богу молитвы об отпущении грехов их: сами же они не терпят никакого наказания, посредством которого бы очищались » 17 .

http://azbyka.ru/katolicizm

Разумеем оригенизм, еще и в то время занимавший умы общества. Борьба с ним в значительной степени наметила круг богословских интересов в Византии в VI в. и определила характер правильного разрешения многих вопросов мировоззрения, особенно в области антропологии (включая и эсхатологию). Параллельно велась другая великая борьба за церковную истину — борьба с монофизитством, одной из самых сильных и распространенных ересей в Византии. В этой сложной борьбе поднят был вопрос об установлении общепризнанных церковных авторитетов, и, таким образом, сделана была попытка всему историческому прошлому церковной жизни подвести итог, дать окончательную оценку и свести воедино все достигнутые положительные результаты научного богословия. В осуществлении этих стремлений важное значение имела эпоха (и деятельность) императора Юстиниана и ее средоточие — Пятый Вселенский Собор (553 г.). В результате поднятых при Юстиниане споров Церковь придала окончательную форму византийскому научному богословию, поставила его в определенные рамки и тем указала путь к приведению разнообразия богословских мнений к определенному единству. Литературная борьба с оригенизмом началась очень рано. Еще в III в. св. Мефодием Олимпийским были опровергнуты некоторые неправильные мнения Оригена (о вечности мира, предсуществовании душ, сходстве воскресших тел с настоящими только по их ειδος " у). Впрочем, и после того в IV-VI вв. у Оригена было достаточно сторонников (Руфин, Евагрий, Дидим, св. Григорий Нисский, Немезий), более или менее приближавшихся к нему в своих воззрениях; в VI в. Оригену, между прочим, сочувствовали монофизиты (Феодор Аскида, Филопон) и отчасти некоторые православные (монахи Новой Лавры св. Саввы). Однако с крайностями оригенизма в VI в. уже никак нельзя было мириться. Голоса против Оригена в VI в. стали раздаваться чаще и чаще (Антипатр Бострийский, св. Ефрем Антиохийский, Феодор Скифопольский, преп. Варсануфий, Мина Константинопольский, Юстиниан). После долгих споров он, наконец, был осужден всецерковно (указ императора Юстиниана 543 г.; Вселенский Собор 553 г.)   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Ближайшим же образом правила Трулльского собора 691 года были дополнением к деяниям шестого вселенского собора, бывшего одиннадцатью годами ранее его, заседавшего тоже в царских палатах и имевшего в своём составе многих епископов из числа присутствовавших на шестом соборе. При такой тесной связи собора 691 года с шестым вселенским собором, правила Трулльского собора 691 года называются ещё, и гораздо справедливее, правилами шестого вселенского собора в Трулле. Такое название усвояется им уже в правилах (1.6) седьмого вселенского собора. Под таким названием они помещаются во всех сборниках церковных правил восточной церкви, между прочим, и в нашей Кормчей, и в Книге правил, как было сказано выше. Естественно, что и все православные канонисты смотрят на правила Трулльского собора так, как узаконила Церковь ( Π δa λi οn. Еп А θnaiç. 1841. р. 120–122. Иоанна, Курс Цер. Законов. 2:334–335. Соколов, Из лекций по церковному праву. Вып. 1:143–144). Не отрицают исторических фактов и лучшие из западных учёных. Так, например, известный протестантский историк соборов Гефеле говорит о Трулльском соборе следующее: «Пятый и шестой вселенские соборы составили только догматические определения и не оставили совсем правил касательно церковной дисциплины; правила эти будто бы нужно было присоединить к ним; созванный для этой цели дополнительный собор рассматривается и почитается тоже как вселенский, именно как продолжение шестого вселенского собора. Поэтому, без сомнения, он и держан был в том же помещении, в каком шестой собор. Так признавали и ныне признают этот собор греки и поэтому называют правила, о которых речь, прямо правилами шестого собора» (Hefele. Conciliengeschichte t. 3:299). Всё изложенное выше оправдывает фразу, употреблённую в моей книге о Трулльском соборе. По рецензии г. Суворова трудно даже догадаться, в чем он находит промах с моей стороны в данном случае. Затруднение разрешается только справкой с другими произведениями г. Суворова. В одном из них (Объём дисциплинарного суда в период вселенских соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Рассмотрим используемое в данном тексте прилагательное « ανιος ». Если мы обратимся к словарю Дворецкого, то получим следующие значения: «постоянный, непрерывный, вечный» . Данное слово в тексте анафематизма выступает определением по отношению к слову «ζων» («жизнь»), оно не имеет отношения к существительному « κλασις» («кара»). Какое же определение применяется составителем анафематизма по отношению к этому слову «кара»? Несколько раз повторяется прилагательное « τελετητος». Оно используется как в сочетании с существительным ζω (жизнь), так и в сочетании со словом «κλασις» (кара). Тот же словарь Дворецкого даёт следующие значения слова τελετητος : 1) незаконченный, неисполненный; 2) бесплодный, напрасный; 3) неумолимый, непреклонный; 4) бесконечный . Здесь можно усмотреть указание и на неотвратимость наказания, и на отсутствие пользы для того, кто ему подвергнется, и, само собой, на бесконечность этого мучения. В контексте данного анафематизма наиболее близким по смыслу представляется именно русское прилагательное «бесконечный», так как в этом же тексте говорится, что наказанию не будет конца: «τν γων πατρων σαφς μς κδιδασκντων μ εναι τλος κολσεως» («святые отцы ясно нас научают, что нет конца наказанию нечестивых»). Заключение В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты: 1) Поместный собор 536 года выразил учение о бесконечности наказания грешников, понимая эту бесконечность именно как отсутствие конца этого наказания во времени; 2) На данный момент нельзя сказать точно, принял ли Пятый Вселенский Собор данный анафематизм Юстиниана, но можно совершенно точно сказать, что этот анафематизм был принят на двух поместных соборах в Константинополе и был признан всеми православными Патриархами. Отсюда следуют такие выводы. Если рассмотреть эту ситуацию с точки зрения канонического права, то так как этот собор не был оспорен впоследствии ни одним Вселенским либо поместным собором и был одобрен православными предстоятелями, это означает, что его решения прошли церковную рецепцию, то есть они были восприняты Церковью и являются действующими. Следовательно, тезис о том, что наказание грешников, осужденных на Страшном Суде, будет иметь конец, несовместим с учением отцов этих Соборов и может быть определен как еретический. С вт.Иоанн Златоуст недвусмысленно утверждает в 1-м увещании к Феодору падшему, что муки грешников будут бесконечными. Не существует линии отцов, защищающей учение о конечности мук. Прямым текстом об этом говорит только свт.Григорий Нисский (живший до Пятого Вселенского Собора) и автор спорного сочинения Исаака Сирина. Слова свт.Григория Нисского другой свт.Герман Константинопольский считает позднейшей вставкой и осуждает в труде «Антаподотикос». Попытка сторонников мнения о конечности мук толковать остальные тексты отцов в таком ключе есть лишь вольная интерпретация.

http://bogoslov.ru/article/4900148

Вопрошан бяше и о иных винах многих, во извещении низложения его помянутися имущих. Но везде бе не имый во устех своих обличения, весьма бысть безответен. Аще же что рече, то не яко Архиереови или честному подобаше мужу. Но зело легко и правде не согласно. Наипаче же посрамлен бысть своим писанием, еже тайно посылаше к Святейшим Греческим Патриархом, многими лжами и клеветы на благочестивейшего Самодержца и на все православное Государство исполнив. Сего чтение и о прочтих винах стезание пребысть от четвертого часа дне далее до второго часа нощи. Вонь же Царь преблагочестивый, Святейшии Патриарси и весь Собор освященный койждо во своя си отъиде, Никон же отпустися на подворье Архангельское. Паки в день пятый Декамврия собрася весь освященный Синод в ту же царскую палату столовую, идеже сам поборник благочестия Царь православный со своим пресветлым синклитом, с князи и боляры и иными думными людьми присутствовавше. Благоволи же Богом хранимый самоповелитель, Святейшии Патриарси и весь освященный Собор бывшему Патриарху Никону призвану быти, теми же Боголюбивыми Епископы, Александром Вятским и Велико-Пермским, и Мефодием Мстиславским и Оршанским, и пречестным мужем из Нижнего Печерского монастыря Архимандритом Иосифом. Он же, зван быв, шествова санми, благослови люди и кресту преднесому, и пришед предста Святейшим Патриархом пред всем собором, а зане же по оставлении престола Патриаршего прииде вторицею, кресту предносиму, аки Патриаршествуяй, а не смиренным образом, яко же судиму подобаше, – повелеша Святейшии Патриарси крест Святый Архидиакону своему от крестоносца взять. И бысть тако. Чтени же тогда Быша всем во услышание Славенским диалектом из Греческого преведении свитцы Святейших Патриарх Православных. Тут же и Греческим с подписанием рук Святейших Патриарх и иных многих Архиереев Греческих предлежавшим: в них же содержахуся, на преступления Никонова от Святых 7 соборов вселенских, и от иных поместных, и от различных канонописателей правила узаконенная, предложися же и книга Номоканона, именуемого Восточного, юже Никон не ведый, еже глаголати нарече Еретическую быти. Тогда Святейшии Патриарси, вземше ту книгу, начата целовати, велиими возносяще похвалами, и вопросиша Греческих Архиереев, тогда присутствовавших, приемлют ли ону, яко праведную и не лестную; и вси реша: приемлем и целуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

И так, не проходи никто мимо страждущего, не оказав ему помощи, но прими его в дом свой с любовью, как Самого Христа и Господь за молитвы нищих примет нас в Свое Царствие, которое уготовал Он всем любящим Его. 8 сентября Повесть из Лимониса В Кипрской стране настало некогда бездождие, и епископ страны той, дабы преклонить на милость Бога, усугубил молитву свою. И глас быль с неба, ему: после утрени выйдя туда то, и когда встретил человека, попроси молитвы его, и снидет дождь. Епископ вняв гласу сему, исполнил приказание свыше. Первым, коего увидел епископ, был человек, старец, несший для продажи дрова. Епископ тогда остановил его. Старец, положив дрова, просил благословения, но епископ взаимно поклонившись ему, просил его молитвы для орошения дождем земли. Старец сей, признавая себя грешником, отрицался и только после усиленных просьб архиерея исполнил просьбу его, и тотчас ниспал дождь на землю. Тогда архиерей просил старца сего, для пользы многих, рассказать ему жизнь свою. Повинуясь приказанию архипастыря, старец начал сказание о жизни своей: Прости меня, отче, я грешник есмь, рожденный среди суеты, и по настоящее время не имею спокойствия, ниже какого-либо утешения. Ты видишь, ныне я несу дрова для продажи, тоже повторится и завтра, и далее, и таким образом я провожу жизнь свою, более ничего я не имею. Если погода препятствует мне заняться обычно, то пребываю в нужде, столько времени, сколько стоит непогода, но я не унываю, а славлю Господа. По выслушании речи старца, душевную пользу получил епископ и все с ним бывшие и сказал епископ, подлинно старец сей исполнил писание, ибо сказано: я пришелец есмь на земли. Тогда, по распоряжению архиерейскому. Старец тот принят был в обитель, где обеспечен был в необходимом, до смерти своей. 9 сентября Память св. отец третьего Вселенского Собора Третий вселенский собор был в двадцать пятый год царствования Феодосия, сына Аркадия. Недостойный патриарх Константинопольский, Несторий начал проповедовать ересь, что в лице Господа нашего Иисуса Христа нужно различать Бога и человека, т. е. проповедовать две ипостаси, вопреки учения Церкви Православной, которая в лице Господа исповедует единую ипостась Богочеловека. Сначала Кирилл патриарх Александрский, после многократных увещаний еретику – обратит на путь истины, просил Калистина. Римского папу, содействовать вразумлению заблудшего. Потом, когда вразумления не имели успеха, сии два мужа – Кирилл и Калестин, донесли царю Феодосию о пагубной ереси. Царь повелел созвать собор, как для обличения и низвержения патриарха Нестория в случае его упорства, так и для утверждения православного догмата. На соборе сем, по числу третьем вселенском, в составе двухсот св. отцов, упорный еретик низложен и осужден, а догмата православный о единой ипостаси Господа нашего Иисуса Христа утвержден. Не осуждать, но сожалеть нужно о согрешающих

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но не еретиков они имели в виду этим устрашить или отвратить, ибо и после сего было много еретиков, но Символ никто не дерзнул изменить, кроме вас одних. Итак, запрещение относится к тексту, а не (только) к смыслу, как вы считаете. И, следовательно (поскольку вы нарушили это запрещение), ваши епископы и клирики уже – не епископы и не клирики, будучи низложены такими великими и древними Соборами, а миряне – подлежат анафеме и отлучению. Этими же почти словами определяют и последующие Соборы, Пятый и Шестой, и после них – Седьмой, который и восклицает великим гласом: “Мы держимся законов Церкви; мы соблюдаем определения Отцев; мы прибавляющих или убавляющих нечто от Церкви анафематствуемъ”. И засим: “Если кто все предание церковное писанное и не писанное презрит, да будет анафема” 4 . Разве вы не нарушаете писанное предание Отцев тем, что вносите новшество? Как вы не краснеете, произнося в остальном весь Символ так, как его составили те Отцы, а одно единственное слово вставляя отсебятины? Ибо прибавлять или изымать слова, это – дело еретиков, которые желают благодаря сему укрепить свою ересь. Разве вы поступили бы так в отношении Евангелия или Апостола, или кого-нибудь из ваших Учителей? Разве вы бы не потребовали наказания дерзнувшему на это, если бы он был схвачен? Даже если бы и не было таких постановлений и страшных прещений и множества запрещений, разве не стыдно в чужия писания, уже изданные и господствующия во всей вселенной, вставлять свои собственные слова, и этим возбуждать такой соблазн в Церквах? Безчувственные и огрубелые вы, “у вас железная душа в сердце” 5 : вы презираете братьев, терпящих соблазн и разделенных с вами, только бы вам не отказаться от своей воли и новшеств! Что еще? – После Седьмого Вселенского Собора собирается иной Собор снова, во время Василия, императора Ромеев, созванный Святейшим Патриархом Фотием. Этот Собор был назван Восьмым Вселенским и имел легатов Иоанна, блаженного Папы Ветхого Рима, – Павла и Евгения епископов, и Петра, пресвитера и кардинала.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

- Расскажите подробнее о предварительной программе IV Всезарубежного Собора, одобренной на майском заседании Архиерейского Синода РПЦЗ в Мюнхене. - По милости Божией Предсоборная комиссия составила очень, на мой взгляд, сбалансированный список докладчиков и тем. Этот список был представлен Архиерейскому Синоду в мае месяце и, с некоторыми изменениями, был утвержден. На Соборе день будет начинаться с самого главного - с совершения Божественной литургии. Первые три рабочих дня Всезарубежного Собора будут посвящены главной теме Собора. В первый день, мы надеемся, будет задан тон последующим дискуссиям: доклады протоиерея Николая Карыпова (Австралия), иерея Николая Савченко (Россия) и представителя нашей братской Сербской Православной Церкви. Напомним, что на I Всезарубежном Соборе почетным председателем был Патриарх Сербский Димитрий и были приглашены все архиереи Сербской Церкви, а II Всезарубежный Собор был созван по благословению Патриарха Сербского Гавриила. Хотя он, по состоянию здоровья, не участвовал в работе Соборе, однако он туда направил своих представителей, которые были полноправными членами Собора. Можно сказать, что для нашей Церкви Сербская Церковь является залогом нашего единения с вселенской Церковью. Кроме Сербской, на Соборе не будет докладчиков или наблюдателей из других Церквей, в том числе и от Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Второй день Собора откроется докладом председателя комиссии по переговорам с Московским Патриархатом Преосвященного архиепископа Марка, а затем будут сделаны сообщения членами этой комиссии по следующим темам: церковно-государственные отношения (сергианство), экуменизм, процесс переговоров, церковно-канонические и имущественные вопросы и совместные итоговые документы комиссий по переговорам. Даст Бог, к концу третьего дня Собора будет вынесена резолюция по главному вопросу. Четвертый и пятый рабочие дни Всезарубежного Собора будут посвящены вопросам нашего служения в современном мире: приход, молодежь, миссионерство, экклезиология, вызовы XXI века. Докладчиками в эти два дня будут: архимандрит Лука (Джорданвиль), протоиерей Виктор Потапов (Вашингтон), протоиерей Гавриил Макаров (Австралия), священник Андрей Филиппс (Англия), А.В. Псарев (Свято-Троицкая семинария), Б. Ле Каро (Швейцария) и Г.А. Скок (Канада).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010