Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Жития святых Свт Евтихий Константинопольский 18.04.2024 19:23 Святитель Евтихий, архиепископ Константинопольский, жил в шестом веке. Он родился во Фригий, регионе в Малой Азии. Образование Евтихий получил от своего деда-священника. В отроческие годы он отправился в Константинополь, где продолжил изучать богословие. Потом он принял монашеский постриг, со временем стал архимандритом всех монастырей небольшой области Аманасия. В пятьсот пятьдесят втором году Евтихия возвели на патриарший престол. В начале своего служения он созвал Пятый Вселенский Собор, на котором были еще раз осуждены и преданы анафеме все ереси. Однако вскоре империю захватило новое лжеучение - «нетленномнителей». Святитель Евтихий изобличил ересь, но император Юстиниан обрушил свой гнев на Евтихия. Его лишили патриаршего сана и отправили в ссылку. Евтихий со смирением переносил изгнание, по его молитвам не раз совершались чудеса и исцеления. На патриарший престол он вернулся лишь спустя двенадцать лет и управлял паствой перед кончиной еще четыре года. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2024/04/18/19-2...

Древняя восточная церковь точно также возвышала свой авторитетный голос в пользу Августина. И она так же, как и западная, ни разу не высказывалась за осуждение его личности и его взглядов. Осуждая ересь Пелагия, Целестия и Юлиана, при том в самых решительных выражениях, третий, пятый и шестой вселенские соборы в то же время не осуждают епископа иппонского и не набрасывают даже малейшей тени подозрения на его личность и убеждения. Напротив, пятый вселенский собор, разбирая заблуждения еретиков, в качестве руководства прочитал несколько больших отрывков из сочинений Августина и одобрил заключающийся в них мысли 20 . Шестой вселенский собор на десятом заседаний точно также обращался к авторитету Августина и наряду с другими свидетельствами приводил выдержку из противопелагианского «против Юлиана» 21 . А пятый вселенский собор на третьем заседании, указывая на древних христианских писателей, как на авторитетных выразителей христианских писателей, как на авторитетных выразителей христианских писателей, как на авторитетных выразителей христианской истины, в числе авторитетных имен упомянул и имя Августина, выражаясь буквально так: «мы следуем во всем св. отцам и учителям церкви – Афанасию, Иларию, Василию, Григорию Богослову , Григорию нисскому , Амвросию, Августину, Феофилу, Иоанну константинопольскому, Кириллу, Льву, Проклу. Принимаем все, что они изложили о правой вере и в осуждение еретиков 22 . Шестой вселенский собор из уст Мансвета, епископа медиоланского, точно также выслушал свидетельство об авторитете Августина, как св. отца и учителя церкви, в следующих выражениях: «со всяким уважением приемлем, содержим, защищаем предания св. апостолов и достопочтеннейших отцов;… приемлем также православных отцов, которые…оставили нам спасительные учения, как то: учение досточтимой памяти Григория, епископа города Назианза, Василия, епископа каппадокийского, Кирилла, предстоятеля александрийского, Афанасия, первосвященника той же александрийской церкви, Иоанна, предстоятеля константинопольского, Илария епископа пиктавийского, славного всякою мудростью Августина, епископа иппонийского, досточтимого венца христова – исповедника Амвросия, предстоятеля медиоланской церкви, и также ученейшего и просвещеннейшего пресвитера Иеронима 23 . Таким образом на пятом и шестом вселенских соборах был подтвержден и засвидетельствован, между прочими громкими именами, также авторитет Августина, как св. отца и учителя церкви. А на седьмом вселенском соборе папа римский Адриан в особом послании на имя императора Константина, приводя свидетельство из творений Августина, выразился об иппонском богослове, как «славнейшем отце и прекрасном учителе» 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Pisarev...

Борьба за Никейский Символ Веры. «Ново-никейцы», Каппадокийцы. Фeoдocuй I-й (379-395 г.). Константинопольский Собор 381-го г. (II-oй Вселенский). Христологический вопрос. Начало христологических споров. Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэстийский. Учение Кирилла Александрийского. Соперничество Александрийского и Константинопольского епископов. Несторий, как Константинопольский архиепископ. Третий Вселенский Собор в Ефесе, в 431 г. «Соборик» (Conciliabulum) Иоанна Антиохийского. Распоряжения императора Феодосия. Продолжение соборных заседаний. Отказ Нестория от кафедры и последующая судьба его. Попытки императора Фeoдocuя II-ro примирить спорившие партии. Судьба Ефесского Собора. Антиохийская уния. Антиохийская уния. Судьба несторианства. Несториане. Происхождение монофизитства. Так называемый «разбойничий» Ефесский Собор 449 г. Халкидонский Собор 451 г. IV-ый Вселенский Собор. Значение Халкидонского Собора. История монофизитов после Халкидонского Собора. Учение монофизитов и деление их. Император Юстиниан I-й (527-565 г.). Пятый Вселенский Собор 553 г. в Константинополе. Монофелитский спор. VI-й Вселенский Собор 680-681 г. Иконоборческий спор. Вопрос об иконопочитании после VII-ro Вселенского Собора. Иконоборчество на Западе. Павликиане. Итоги. Общее развитие догматики на Востоке до Св. Иоанна Дамаскина (включительно). Глава V. Христианское Богослужение. Суточное, седмичное и недельное богослужение. Годичный круг праздников. Круг Рождественских праздников. Почитание мучеников, святых, Пресвятой Девы Марии и ангелов. Почитание реликвий. Путешествие по святым местам. Иконы. Церковное песнопение с IV-XI-ro веков. Западные песнописцы. Церковные Таинства. Евхаристическая литургия. Богослужебный устав. Места христианского богослужения. Христианское искусство. Глава VI. Нравственная жизнь. Состояние религиозно-нравственной жизни вообще с IV-ro по XI-ый в. Монашество. История монашества. Монашество на Западе. Историческое значение монашества и урегулирование жизни его со стороны Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Относительно священников: о браке имеющих получить рукоположение (17–19), об образе жизни духовных лиц – недопустимости для клириков участия в мирских делах (6, 20, 81, 83). Апостольские правила устанавливают норму, подтверждаемую потом на последующих Соборах, о необходимости регулярного созыва епископских Соборов для решения важных догматических и дисциплинарных вопросов (37, 74). Правила, обращенные и к клирикам, и к мирянам, ограждают христиан от религиозного общения с иудеями, определяя время празднования христианской Пасхи и запрещая христианам пост в субботы и воскресенья (7, 64, 70, 71). Целый ряд правил посвящен совершению таинств крещения (47, 49, 50, 68) и покаяния (52, 62) и определяет епитимии за различные тяжелые преступления – крещение или причащение у еретиков, блуд, воровство, убийство, клятвопреступление (25, 45, 46, 61, 6567, 72). Правила Вселенских Соборов Все каноны, которыми руководится жизнь современной Православной Церкви (за исключением правил святых апостол), так или иначе восходят к Вселенским Соборам. Некоторые из них выработаны непосредственно на заседаниях этих Соборов, другие получили статус обязательности для всех благодаря утверждению на этих Соборах. Решения этих Соборов признаются голосом Вселенской Церкви. На Вселенских Соборах решались вопросы важного догматического характера, требующие внимания всей полноты церковной (отсюда их названия), но на них обсуждались также и текущие церковные дела, по которым отцы Соборов также выносили свое суждение. Кроме того, на этих Соборах принимались и утверждались правила Поместных Соборов и канонические постановления отдельных святителей, уточнялись ранее принятые дисциплинарные определения. Эти соборные решения по тем или иным вопросам и представляют собой правила Вселенских Соборов. Православная Церковь усвоила наименование Вселенские за семью Соборами, которые собирались на протяжении пяти веков, с 325 по 787 год: † Первый Вселенский (Никейский первый) – 325 год. † Второй Вселенский (Константинопольский первый) – 381 год. † Третий (Ефесский) – 431 год. † Четвертый (Халкидонский) – 451 год. † Пятый (Константинопольский второй) – 553 год. † Шестой (Константинопольский третий) – 680–681 годы. † Седьмой (Никейский второй) – 787 год. Эти Соборы признаются как Православной Церковью , так и Католической. Лишь от пяти из них сохранились правила. Ни Пятый, ни Шестой Вселенские Соборы не издали особенных правил, относящихся к церковному благочинию. Однако спустя десять лет после Шестого Вселенского Собора в 691 году был созван новый Собор, который осознавался самими участниками как его продолжение и был призван исправить это упущение. Поэтому, когда говорится о правилах Вселенских Соборов, имеется в виду собственно пять Соборов, к которым обыкновенно присоединяются правила так называемого ПятоШестого или Трулльского Собора, названного так по имени Трулльских царских палат, где проходили его заседания в 691–692 годах. Первый Вселенский Собор (Никейский первый)

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Следует упомянуть еще два серьезных возражения против идеи о том, что Ориген вовсе не был осужден на этом Соборе. Ей противоречит, во-первых, то обстоятельство, что монахи-оригенисты порвали общение с палестинскими епископами именно после того, как те признали постановления V Вселенского собора: «Когда богохранимый наш император прислал в Иерусалим деяния сего Собора и все палестинские епископы соглашались на оные, и письменно и устно утверждали оные (кроме Александра Авильского, который за сие и лишен епископства), тогда монахи Новой Лавры отделились от вселенского общения» . Осуждение «трех глав» не могло бы вызвать такой реакции, поскольку было инициировано во многом друзьями и покровителями оригенистов. Во-вторых, приняв эту идею, невозможно объяснить многочисленные и уверенные исторические свидетельства об осуждении Оригена на V Вселенском соборе. А среди них есть и свидетельства современников Собора. Помимо Евагрия Схоластика к ним относится прп. Кирилл Скифопольский (†560) — очевидец оригенистской смуты, который пишет, что император Юстиниан «мужественно восстал против ересей Несториевой и Оригеновой. Искоренил и предал оные проклятию изданными о сем указаниями, собранным теперь в Константинополе святым Пятым Вселенским Собором». И в другом месте: «Когда Пятый святой Вселенский Собор составился в Константинополе, то Ориген и Феодор Мопсуестский преданы всеобщему и вселенскому проклятию; также предано проклятию и то, что Евагрием и Дидимом говорено было о предсуществовании и восстановлении (апокатастасисе) всех вещей» . Поскольку в сохранившихся деяниях собора нет разбора учения Оригена, многие современные исследователи, вслед за Дикампом , полагают, что обсуждение оригенизма произошло на предварительном заседании собора, до его официального открытия. Основываясь на этом предположении, некоторые решаются утверждать, что Ориген все-таки был осужден не вселенским собором, но неким частным, «локальным». Такое мнение высказывает и Карташев: «все-таки строго формально осужден был Ориген не Вселенским Собором» .

http://pravoslavie.ru/63080.html

Последний, семьдесят пятый канон, вызывает наибольший интерес историков. В нем отразились представления образованной верхушки епископата (прежде всего, Исидора Севильского ) об идеальном правителе. Семьдесят пятый канон свидетельствует о том, что Церковь (в лице наиболее образованных епископов) претендует на то, чтобы направлять действия власти. Таким образом, IV Толедский собор (как, впрочем, и все вестготские общегосударственные соборы) выходит за пределы собственно церковного синода. Как было установлено, он является местом единения королевской власти и Церкви, их «симфонии», которая формировалась руками Исидора. Вершиной деятельности Исидора-правоведа следует все же считать «Испанский канонический свод», который стал основой для формирования церковного права Толедского королевства. Духовенство получило единый, систематизированный сборник постановлений, который в то же время мог служить пособием для обучения действующему каноническому праву в церковных и монастырских школах. Важно и то, что в процессе составления свода епископ Севильи включил испанские соборы в традицию Вселенской Церкви, тем самым повысив авторитет Церкви вестготского королевства. Суммируя вышесказанное, следует обратить внимание на следующий факт. В литературной традиции раннего Средневековья юридические понятия постепенно переходили в область богословия, наполняясь при этом новым содержанием. И это не удивительно, поскольку творцами новой культуры стали образованные клирики. Место римского юриста и судебного оратора как в интеллектуальной, так и в профессиональной жизни занял епископ, исполняющий судебные (а все чаще – и административные) функции в своем городе. В приходских и монастырских школах при всей вариативности круга изучаемых дисциплин, предпочтение все же отдавалось штудированию Священного Писания и постановлений соборов. Поэтому именно теология заняла ту нишу, которую в Античности занимало римское право, и постепенно поглотила его. Таким образом, под пером Исидора Севильского и его последователей на основе римской культуры постепенно формировалась культура новой эпохи. Однако правовые идеи учеников Исидора должны стать предметом отдельного исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Феофил и Златоуст. 399 – 407 г. III. Христологические споры §135. Общий обзор. Александрийская и антиохийская школы §136. Ересь Аполлинария, 362 – 381 г. §137. Несторианские споры, 428 – 431 г. §138. Вселенский собор в Эфесе, 431 г. Компромисс §139. Несториане §140. Евтихианские споры. «Разбойничий собор», 449 г. §141. Вселенский собор в Халкидоне, 451 г. §142. Ортодоксальная христология, анализ и критика §143. Монофизитские споры §144. Три капитула и Пятый вселенский собор, 553 г. §145. Монофизитские секты: яковиты, копты, абиссинцы, армяне, марониты IV. Антропологические споры §146. Характеристика пелагианских споров §147. Внешняя история пелагианского спора, 411 – 431 г. §148. Пелагианские споры в Палестине §149. Позиция Римской церкви. Осуждение пелагианства §150. Пелагианская система: изначальное положение и свобода человека; грехопадение §151. Пелагианская система: учение о возможностях человека и Божьей благодати §152. Система Августина: изначальное состояние человека и свобода воли §153. Система Августина: грехопадение и его последствия §154. Система Августина: первородный грех и происхождение человеческой души §155. Доводы в пользу учения о первородном грехе и наследственной вине §156. Ответы на возражения пелагиан §157. Учение Августина об искупительной благодати §158. Учение о предопределении §159. Полупелагианство §160. Победа полуавгустинианства. Собор в Оранже, 529 г. Глава Х. Греческие Отцы Церкви и богословская литература I. Греческие отцы церкви §161. Евсевий Кесарийский §162. Историки церкви после Евсевия §163. Афанасий Великий §164. Василии Великий §165. Григорий Нисский §166. Григорий Назианзин §167. Дидим Александрийский §168. Кирилл Иерусалимский §169. Епифаний §170. Иоанн Златоуст §171. Кирилл Александрийский §172. Ефрем Сирин II. Латинские отцы церкви §173. Лактанций §174. Иларий из Пуатъе §175. Амвросий §176. Иероним как богослов и ученый §177. Труды Иеронима §178. Августин §179. Труды Августина §180. Влияние Августина, его связь с католичеством и протестантизмом

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний, патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник , которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку. Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества – Божеское и человеческое, – и по этим двум естествам – две воли , но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной. Достойно внимания, что на этом Соборе произнесено было отлучение в числе других еретиков, и Римского папы Гонория, признавшего учение о единоволии православным. Определение Собора подписали и римские легаты: пресвитеры Феодор и Георгий, и диакон Иоанн. Это ясно указывает, что высшая власть в Церкви принадлежит Вселенскому Собору, а не папе Римскому. Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах называемых Трулльскими, для решения вопросов по преимуществу, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым . Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил Св. Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных Соборов, и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов, и составили так называемый «Номоканон» , а по-русски «Кормчая Книга» , которая и является основанием церковного управления Православной Церкви. На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение к безбрачию священников и диаконов, строгие посты в субботы Великого Поста, и изображение Христа в виде агнца (ягненка). СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее , при императрице Ирине (вдове императора Льва Хазара), и состоял из 367 отцов. Собор был созван против иконоборческой ереси , возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре , который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

После этого принимаю святой собор, собравшийся прежде в Ефесе из 200 священных учителей, против суемудрого Нестория и его богохульств, по низ- —119— ложении которого собор премудро определил, что во Христе Боге нашем – одна ипостась и две природы неслиянно и нераздельно, – Оного и Того же объявил Богом и человеком и святую Марию исповедал Богородицею в собственном и истинном смысле. Затем принимаю священный собор божественных и богоносных, сошедшихся в Халкидоне, 630 отцов, который осудил нечестивых Евтихия и Диоскора и их исполненное мрака и тьмы слияние, предав их анафеме, и Христа Бога нашего благочестиво провозгласил совершенным Богом и совершенным человеком – в двух природах и одной ипостаси – неслиянно и нераздельно. Далее принимаю пятый святой собор из 165 святых отцов, опять, в этом Богом хранимом граде собравшийся, который посек нечестивые мысли Феодора и Нестория, а также Оригена , Дидима, Евагрия и последователей их худомыслия, прежде многими содержимого в тайне, а тогда уже дерзко возродившегося и распространившегося, ибо благодаря им они болтали вздор и следовали более Иудейской и Еллинской вере, чем Христианской. Затем принимаю шестой вселенский собор 170 священных мужей, в том же царствующем граде собравшийся, который провозгласил как свойства природ во Христе, так и природные действования и хотения, и анафемствовал Феодора, епископа Фаранского, Гонория, Кирия и Сергия, Пирра, Павла и Петра, по Божию попущению на свою погибель получивших священство в церкви, – также Макария, наименованного предстоятелем Антиохии, и Стефана, его ученика, – кроме того Полихрония, старца с ребяческим умом, – которые учили, что у Христа Спа- —120— сителя нашего и Бога одна воля и одно действование. Наконец принимаю после сего опять собравшийся вторично в Никее в наши времена седьмой священный собор 150 отцов, который запечатлел все предшествовавшие святые соборы и догматы их и принял искони преданное Церкви поклонение честным и священным иконам, определив, чтобы им поклонялись подобно изображению животворящего креста. Отлучили мы от Церкви пустословивших о поношении и низвержении их и обвинявших христиан в том, что они поклоняются им, как (языческим) богам, то есть Феодосия, Василия, Сисинния, по Божию попущению начальствовавших епископскими престолами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1) Поставление Оригена на последнее место в этом списке нарушает хронологический порядок, и что по содержанию своего учения он выбивается из этого ряда «христологических еретиков». Однако некорректно навязывать «кабинетные» схемы перечисления ересиархов отцам собора, которые следовали уже устоявшейся традиции добавлять имена новоосужденных еретиков к тем, которые были осуждены прежде ; 2) В этом анафематизме упомянуты только те еретики, которые были осуждены на предыдущих вселенских соборах. Но, во-первых, не только Ориген, но еще двое из этого списка еретиков — Аполлинарий и Македоний — никогда прежде поименно не осуждались Вселенскими Соборами, а во-вторых, внесение имени Оригена требовалось для преодоления смуты в Палестине. Учитывая это обстоятельство, а также личное участие в полемике с оригенизмом императора, созвавшего Собор, появление имени Оригена в списке осужденных еретиков совсем неудивительно; 3) Епископ Феодор Аскида не допустил бы осуждения Оригена. Однако он уже допустил это, когда подписал предложенное императором осуждение Оригена десятью годами ранее. Как свидетельствует современник событий, оригенисты Феодор Аскида и Дометиан Галатийский смогли войти в круг помощником императора-антиоригениста именно потому, что «скрывали свою ересь» ; 4) Анафематизм совпадает с цитатой из послания св. Юстиниана, в которой, однако, имени Оригена нет. Но это никак не исключает возможности того, что при составлении нового текста отцы собора или даже сам император предложили добавить имя еще одного ересиарха. 5) Папа Вигилий в послании, признающем V Вселенский собор, не упоминал Оригена. Но, как замечает Кастеллано, причиной скорее всего было то, что для Запада, в отличие от Востока, более чувствительным вопросом было осуждение «трех глав», тогда как оригенизм давно уже не составлял предмет споров. Учения Оригена были осуждены соборно в Риме в 400-м и в 494-м годах, и тот же папа Вигилий уже признал письменно решения антиоригенистского Константинопольского собора 543 г., инициированного во многом его легатом Пелагием . Осуждению же «трех глав» противились на Западе многие, и в ряде областей по этой причине произошли расколы из-за того, что папа Вигилий подписал решения собора. Целое столетие ушло на то, чтобы преодолеть это разделение. Следует добавить также, что в древнем списке латинского перевода деяний V Вселенского собора, вероятно, выполненного для самого папы Вигилия, имя Оригена в списке осужденных собором еретиков присутствует.

http://pravoslavie.ru/63080.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010