На Дарю решили перенести службу на час, а так как это – четыре часа, то никого нет. Задержали начало на 30 минут. Все-таки кое-кто подошел, а к 7 (6) собралось много. Пришли Шмеманы, Бобринский, Борис Кошко 281 и Бибиков. Владыка был очень рад, что я не уехал. Русские, к счастью, держат себя очень выдержанно и благородно. Кое-кто побежал на поклон к немцам, но они ответили, что не нуждаются в добровольцах, и просят всех заниматься тем делом, на которое они приставлены. Понедельник 4/17 июня 1940. День Св. Духа. На Дарю – мало прислуживающих, но Шмеманы на месте и иподиаконствовали. Едва дошел до дома, задыхался и очень устал. Со мной ехал Андрей Шмеман. Молодое поколение так же относится к событиям, как и я: его больше всего потрясла трагедия Франции и отношение к ней самих французов. Среда 6/19 июня 1940. Вечером – очень странное сообщение Radio Paris. Général de Gaulle произнес в Лондоне какую-то речь, которую правительство дезавуирует (видимо, некоторые французы поехали в Англию). Четверг 7/20 июня 1940. В Billancourt П.В. Спасский и о. Савва 282 развили очень серьезную деятельность помощи лишившимся заработка. П.В. ездил на Halles 283 , и была произведена раздача продуктов. В церкви собрали на это дело 500 франков. В Sainte-Geneviève – большие события. Там был бой между отступающими французскими войсками, которые забаррикадировались на русском кладбище, и немцами, которые обстреливали его пушками. Около церкви упало 25 снарядов, но храм цел. [Русского] Дома немцы не тронули, но появились ночью пьяные солдаты, которые ворвались к о. Александру. К счастью, один из них оказался верующим, увидев иконы, сказал: «Я – католик». И с этими словами ушел неизвестно куда отсыпаться. Суббота 9/22 июня 1940. В «Paris-Soir» будто бы помещено нелепое сообщение о том, что митрополит Евлогий служил молебен при входе немцев. Кто мог сообщить такую злостную вещь? Видимо, кто-то желает натравить французов на бедных русских. Газету привез русский шофер из области, только что оккупированной немецкими войсками. Теперь он убеждает русские организации присоединиться к нему, чтобы низвергнуть Маклакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 месяцев «усиленных дознаний», затем 10 заседаний суда… Он был оправдан, но прокуратура оправдание опротестовала На третьем запротоколированном допросе, 20 декабря 1938 года, через 3 месяца после второго допроса, отец Димитрий отказался от своих предыдущих показаний и уже более никогда с ними не соглашался. С 5 февраля 1939 года по 23 июля 1940 года состоялось 10 заседаний Рязанского областного суда: после многих возвращений дела на дополнительные расследования 28 апреля 1940 года последовал наконец оправдательный приговор суда. Но власти не могли смириться с этим. После протеста заместителя Рязанского областного прокурора по спецделам Овчинникова в Верховный суд РСФСР состоялось новое судебное заседание, и оправдательный приговор отменили. Дело вернули на доследование с дополнительным обвинением по статье 58-11. Судебная борьба продолжалась еще восемь заседаний – до октября 1940 года, когда по указанию прокурора Рязанской области Николая Венедиктовича Жогина (бывшего слесаря и будущего заместителя Генерального прокурора СССР) дело по обвинению Орехова Д.И. по ст. 58 п.п. 10 и 11 ч. 1 УК РСФСР направлено на рассмотрение Особого совещания при НКВД. Ни на одном из заседаний суда отец Димитрий виновным себя не признал. Самооговор на допросе 22 сентября 1938 года объяснял давлением следователя. Дело он считал сфабрикованным, а показания против него отдельных свидетелей – лживыми. Сан с себя отец Димитрий снимать отказался. При заполнении всех личных дел, протоколов и других судебно-следственных документов объявлял себя православным священником. Пока шло судебно-следственное делопроизводство, отец Димитрий содержался в Рязанской следственной тюрьме 1. Он провел в ее камерах почти 3 года (2 года и 10,5 месяцев). На заседании Особого совещания при Народном комиссариате внутренних дел СССР от 19 ноября 1940 года огласили приговор: «Орехова Дмитрия Ивановича за участие в антисоветской группе заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет». «Зеленый расстрел» Сан отец Димитрий снимать отказался, на что в сопроводительных документах особо указывалось лагерному начальству

http://pravoslavie.ru/116813.html

На Кольском Севере советская власть была установлена весной 1920 года. С изменением власти изменилась религиозная политика. Советское государство взяло курс на уничтожение Православной церкви и гонение верующих. Сначала местные власти затребовали от приходов сведения о священнослужителях, описи богослужебного имущества и список не менее 20 граждан, согласных получить данное имущество под свое поручительство. В мае 1926 года в ГПУ КарельскойАССР были отправлены сведения о членах церковного совета «Кандалакшского коллектива верующих православного вероисповедания в селе Кандалакша Кемского уезда», избранных 21 сентября 1925 года сроком на один год: председатель совета Пушкарев Евдоким, товарищ председателя Полежаев Алексей, секретарь Каюков Сергей, казначей Кемов Илья, члены Лопинцев Демьян, Немчинов Иван, Крылов Афанасий, Жидких Константин, Жидких Иван. Священником служил Суворов Алексей Владимирович. В 1933 году по делу «О Кандалакшской контрреволюционной ячейке» были арестованы 29 человек – прихожане церкви, их приговорили к различным срокам наказания, в том числе трёх человек к расстрелу. В числе осуждённых был и священник Алексей Владимирович Суворов, которого приговорили к десяти годам концлагеря, позже заключение заменили ссылкой в Северный край на тот же срок. В 1937 году настоятелем церкви был назначен протоиерей Федор Михайлович Миролюбов – семидесятилетний священник, к этому времени уже трижды подвергавшийся репрессиям. Последний раз он был арестован 4 июля 1940 года, особым совещанием при НКВД 19 августа 1940 года приговорен к пяти годам ссылки в Красноярский край (предположительно, умер в дороге). Как правило, за арестом священнослужителей следовало и закрытие храма. 25 июля 1940 года Кандалакшским сельсоветом было принято решение «об удовлетворении просьбы граждан села Кандалакша о закрытии церквей» и переоборудовании храма Иоанна Предтечи под стационарный кинотеатр, а храма Рождества Богородицы под клуб. 5 сентября 1940 года Мурманский облисполком утвердил это решение.

http://sobory.ru/article/?object=45368

14 Благовещенский храм в Харбине строился по инициативе митрополита Мелетия с 1930-го по 1940 г., освящен 14 сентября 1941 г. Во время «культурной революции» в 1970 г. он был взорван. 15 Институт имени св. князя Владимира был открыт 29 августа 1934 г. в составе трех основных факультетов: богословского, политехнического и восточно-экономического. Впоследствии по распоряжению властей Маньжоу-Го в 1938 г. был закрыт политехнический факультет, а в 1940 г. – восточно-экономический. Политехнический факультет и 1-й курс восточно-экономического факультета вошли в состав Североманьчжурского университета, который в начале 1938 г. переименован в Свято-Владимирский Богословский). 16 Харбинская духовная семинария была открыта в 1938 г. на базе Свято-Алексеевского реального училища. Ректором Семинарии был назначен протоиерей Аристарх Пономарев. Помимо общеобразовательных предметов в программу семинарии входили и такие специальные дисциплины, как догматическое, нравственное, пастырское богословие, катехизис, история христианской Церкви, Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, гомилетика, церковный устав, греческий, латинский и церковно-славянский языки. Свято-Алексеевская духовная семинария, образовавшаяся из средней школы, предоставляла возможность окончившим ее поступать во все светские и в духовные высшие учебные заведения. 17 Боксерское (или ихэтуаньское) восстание направлено против иностранцев, чье влияние на жизнь Китайской империи во многом усилилось с проникновением западных миссионеров. Во время восстания были убиты сотни христиан, разорена Русская Православная миссия. 18 Софроний (Йогель Павел Павлович), иеромонах. В детстве привезен в Харбин родителями, эмигрировавшими из России. До 1940 г. был корреспондентом – хроникером церковного отдела газет «Заря» и «Харбинское время». В 1940 г. пострижен в монашество. Был назначен настоятелем одной из церквей Маньчжурии. 19 Мефодий (Герасимов Маврикий Львович; 1856–1932), митрополит. В 1894 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. С декабря 1898 г. епископ Забайкальский и Нерчинский. С 1912 г. Томский и Алтайский, с июля 1914 г. Оренбургский и Тургайский. Член Священного Собора Русской Православной церкви 1917–1918 гг. С 1918 г. архиепископ. В начале 1919 г. эмигрировал. С 1920 г. архиепископ Харбинский и Маньчжурский, с 1929 г. митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

298 Игорь Александрович Кистяковский (1876–1940), в России – известный юрист, адвокат. Преподавал в Московском университете, был видным деятелем кадетской партии. Член приходского совета Св.-Александро-Невского собора с 1935 г. 299 Пол (Францевич) Андерсон (1894–1985), американец, основатель и сотрудник издательства YMCA-Press, участвовал в основании Св.-Сергиевского богословского института, член «Православного дела». В 1941–1944 гг. и с 1961 г. – в США, председатель исполнительного комитета Толстовского фонда. 300 Прот. Георгий (Сергеевич) Сериков (1902–1991) окончил Св.– Сергиевский богословский институт в 1938 г., был рукоположен во иерея в 1940 г. Ответственный член РСХД. Служил в ряде церквей парижского района, в частности в церкви Всемилостивого Спаса в Аньере (1953–1961) и в Покровской церкви на ул. Лурмель (1961–1965 и 1969–1972). О. Георгий Сериков – автор богословских трудов, пианист и церковный композитор. 301 Андрей Вадимович Морозов (1897–1985), инженер, участник Первой мировой и Гражданской войн. Во Франции с 1925 г. Видный деятель и председатель РСХД во Франции (1928–1936), многолетний член правления Союза русских инженеров. 304 Вячеслав Афанасьевич Васильев (1898–1975), штабс-капитан Русского экспедиционного корпуса во Франции. В 1960-е гг. член приходского совета Св.-Александро-Невского собора. Диакон (1967) и сторож русского военного кладбища в Мурмелон-ле-Гран. 305 Светл. князь Владимир Дмитриевич Голицын (1902–1990), участник Гражданской войны в Русской армии ген. Врангеля. С 1920 г. во Франции, работал шофером. В 1940 г. член Комитета по организации представительства русской национальной эмиграции во Франции. Публиковался в эмигрантских журналах. 306 Анна Петровна Жихарева, ур. Брызгалова (1886–1975), во Франции с 1928 г., член РСХД, церковный деятель, преподавательница в русских школах. 307 Юрий Львович Войцеховский (1905–1944). В 1940–1944 гг. возглавлял Управление делами русской эмиграции в Бельгии, убит при эвакуации из Брюсселя с немецкими войсками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. 1934-1937 гг. связаны с пребыванием на калужской кафедре священномученика Августина (Беляева). В эти страшные для Русской Церкви годы собор начал вновь заполняться людьми, которых владыка своим примером учил не бояться открыто исповедовать веру. Люди приносили в собор цветы и украшали иконы и архиерейскую кафедру. В то время, когда другие храмы разрушались, Георгиевский кафедральный собор, благодаря владыке Августину, свидетельствовал о непрекращающейся духовной жизни. Священномученик Августин был расстрелян 23 ноября 1937 г. по приговору тройки УНКВД Тульской области. Вместе с ним были арестованы клирики собора: протоиерей Иоанн Сперанский, протоиерей Иоанн Остроглазов, протоиерей Павел Семеновский, священник Афанасий Любимов, священник Василий Макаров и его брат Яков, священник Александр Покровский, диакон Василий Становов, псаломщик Бабичев А.К., староста Тащина З.М., член церковного совета Филатова Е.А., регент Виноградов А.Ф., Сухов М.П., певчий Смирнов. Многие из них были впоследствии расстреляны вместе со священномучеником Августином. С 1937 по 1942 гг. — время, когда Калужская кафедра оставалась праздной, — в соборе сменилось около десятка священников. После ареста владыки и священнослужителей службу в Георгиевском соборе стали по очереди совершать священники Николо-Козинского храма — протоиерей Александр Кедров и священномученик архимандрит Иоаникий (Дмитриев). Вскоре о. Иоаникий был арестован и привлечен по делу священномученика Августина. На его место был назначен священник Волков В.В., но и он через десять дней был арестован. С ноября 1937 г. в Георгиевском соборе служил бывший священник храма великомученика Георгия на Воробьевке протоиерей П.А. Добронравов, который прослужил в соборе до весны 1939 г. После него Патриархией был прислан священник К.А. Рождественский. А в 1940 г. на его место был назначен протоиерей Антоний Попов. В феврале 1940 г. Георгиевский собор был ненадолго закрыт. После открытия (в том же 1940 г.) в соборе служил игумен Прокопий (Зимин), приехавший из Москвы по просьбе старосты Николо-Козинского храма Шумаковой Д.Д. Игумен Прокопий прослужил в соборе три недели, затем его место занял прибывший из Волоколамска протоиерей А.М. Анохин, который служил здесь до 18 ноября 1940 г. В конце января 1941 г. в соборе начал служить протоиерей Иосиф Куницкий. 21 мая 1941 г. в Калугу приехал протоиерей И.С. Соловьев и вскоре стал служить вместе с о. Иосифом. В это же время приехал протоиерей Г.К. Лысяк, который потом временно работал сторожем при кафедральном соборе.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Георгиев...

Невозможно было себе представить, что православные братья из новообразованных в небольшом числе после Второй мировой войны зарубежных эстонских приходов станут предъявлять претензии на правопреемство по отношению к православной Церкви в Эстонии, объявляя себя ее законными наследниками, а тех, кто перенесли вместе со своей страной все тяготы гонений и сберегли храмы от закрытия и разорения и с кем они, приезжая в Эстонию, неоднократно сослужили, объявят «оккупантами». Не было прямой угрозы для православной Церкви в Эстонии и со стороны правительства Эстонской Республики, объявившего о реституции недвижимого имущества (в том числе церковного) на основании его принадлежности до 1940 г. Закон об основах реформы собственности был принят в Эстонии 13 июня 1991 г. и вступил в силу 20 июня 1991 г. На основании этого закона должна была быть осуществлена «компенсация допущенной нарушениями права собственности несправедливости» (ст. 2 п. 1). Согласно ст. 6 п. 2, «в качестве противоправного отчуждения имущества в настоящем законе рассматриваются национализация, коллективизация, а также отчуждение имущества в ходе противоправных действий, в том числе массовых репрессий, и иными способами... в период с 16 июня 1940 г. по 1 июня 1981 г.». Согласно ст. 9 п. 1, «правомочными субъектами реформы собственности являются действовавшие в Эстонской Республике до 16 нюня 1940 г. общественные организации и религиозные общины, если их уставная деятельность не прерывалась». 31 марта 1992 г. делегация епархиального совета Эстонской епархии Московского Патриархата на приеме у премьер-министра Т. Вяхи представила правительству Эстонской Республики свидетельства преемственности представляемой ими Церкви по отношению к действовавшей до 1940 г. Эстонской Апостольской Православной Церкви 160 . На основании справки, представленной делегацией, таллиннский городской суд решением от 29 июня 1992 г. признал православную Церковь в Эстонии субъектом реформы собственности, после чего начался процесс возвращения церковного имущества приходам 161 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Morey, C. R. The mosaics of Antioch. New York, Longmans, Green, & Co., 1938. Ricci, C, Tavole storiche dei mosaici di Ravenna. Fasc. VIII. S. Giovanni Evangelista, S. Michele in Africisco. S. Agata, Basilica Ursiniana. Roma, Istit. Poligr. dello Stato, 1937. (R. Istit. di archeol. e stor. dell’arte. Monumenti, 8). Gerola, G. I monumenti di Ravenna bizantina. Milano, Treves, 1930. XXXV, 60 p., 8 lit. (II Fiore dei musei e monumenti d’Italia, 13). Omont, H. Evangiles avec peintures byzantines du XI siècle. Paris, 1940. 187 tbl. Egbert, D. D. The Tickhill Psalter and related manuscripts. Princeton, Princeton Univ. Press, 1940. Grabar, A. Miniatures byzantines de la Bibliothèque Nationale. 66 phot, inédites. Paris, Edit, d’art et d’hist., 1939. Illustrations in the manuscripts of the Septuagint. Vol. 3. Psalms and odes. Pts. 1–2, ed. by E. T. De Wald, A. M. Friend and K. Weitzmann. Princeton, Princeton Univ. Press, 1941–1942. Der Nersessian, S. L’illustration du roman de Barlaam et Joasaph. Paris. 1937. Weitzmann, K. Byzantinische Buchmalerei des IX und X. Jahrhunderts. Berlin, 1935. Soterin, G. А. Τ βυζαντιν μνημεα τς Κπρου ΑΛεκωμα. Athen, Verb d. Akademie, 1935. XLVII S., 1 Karte, 57 S. Abb. 162 Taf. (Abh. d. Athener Akad. Phil.-hist. Kl. Bd. 3). Brehier, L. La sculpture et les arts mineurs byzantins. Paris, Ed. d’art et d’hist., 1936. 112 p., 96 pi. (Coll. hist, de l’art byzantin, 3). Braun, J. Die Reliquiare des christlichen Kultes und ihre Ent- wicklung. Freiburg i. Br., Herder, 1940. XXIV, 743 S. 157. Abb. Cecchelli, C. La cattedra di Massimiano ed altri avorii romano- orientali. Fasc. I–III. Roma, Istit. Poligr. dello Stato, 1936–37. 95 p., ill., 14 tav. (R. Istit. di archeol. e stor. dell’arte). Могатн, G. W. Die Maximianskathedra in Ravenna. Ein Meister- werk, christlich-antiker Reliefkunst. Freiburg i. Br., Herder, 1940. XI, 114 S., 16 Taf. (Freib. theol. Stud., 54). Goldschmit, A. u. Weitzmann, K. Die byzantinischen Elfenbeinskulpturen des 10. bis 13. Jh. (Hrsg. vom Deutsch. Ver. f. Kunstwiss.). Berlin, Cassirer, 1934. 95 S.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

81 Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. С. 244. Ср. Навагинский С. Церковное подполье. С. 14–15; Демьянов А. И. Истинно-православное христианство. С. 19–20, 29–30, 68–70. 84 Значимость этого момента в становлении субкультуры столь высока, что наш источник говорит о 1943 г. как моменте возникновения “дедушек”. Это явный анахронизм. Недаром в том же источнике подчеркивается связь между появлением “дедушек” и недостатком священников, который начал ощущаться в первой половине 1930-х гг. См. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 291. Л. 97. 87 Если “катакомбная” субкультура последовательно отделяла себя от базовой религиозной культуры, то последняя фактически не делала сколь-нибудь эффективных попыток в том же направлении. Проповеди и другие меры, предпринимаемые епископатом с целью оградить своих прихожан от влияния альтернативной субкультуры (см. ниже), очевидно, не давали результатов. Это объясняется взаимодействием ряда факторов: противодействием властей; двойственной позицией самого Священноначалия Патриаршей Церкви, по меньшей мере с пониманием относившегося к нелегальной церковности; падением образовательного уровня легального духовенства, которое, по признанию епископов, не было способно противостоять влиянию субкультуры (см. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 291. Л. 99), а также высокой эффективностью “катакомбной” проповеди, обусловленной тем, что представители обеих религиозных культур продолжали жить бок о бок, пользоваться общими святынями, а “богослу­жения” представителей альтернативной субкультуры порой оставались единственной возможностью молиться в отсутствие храмов. Так или иначе, уже на рубеже 1940–1950-х гг. элементы альтернативной субкультуры начинают встречаться в ограде легальной Церкви. См., например: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 285. Л. 191–193; Беглов А. Церковное подполье в СССР в 1920–1940-х годах: стратегии выживания. 89 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 12. Л. 8; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. С. 256–257. 90 Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи: (XVIII — начало ХХ в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т. 1–2. СПб., 1999. Т. 1. С. 339; Беглов А. Церковное подполье в СССР в 1920–1940-х годах: стратегии выживания.

http://pravmir.ru/evolyutsiya-tserkovnoy...

эмигрантов по всему миру. Получая заметную финансовую прибыль от продажи книг, в 1937 г. братия обители построила странноприимный дом. Созданный при миссии в 1933 г. рус. хор регулярно выступал с концертами в различных населенных пунктах Словакии. С 1930 г. в миссии регулярно проводился праздник русской Рождественской елки для детей. Также миссия принимала активное участие в ежегодном праздновании Дня русской культуры. В Ладомирове действовала школа для детей местных жителей, в которой преподавались как общеобразовательные, так и вероучительные дисциплины. Ученики также обучались типографскому делу. В 1937 г. по инициативе миссии на военном кладбище в Ладомирове была заложена часовня в память рус. воинов, погибших в Словакии в годы первой мировой войны. В 1938 г. на Русской правосл. выставке в Женеве деятельность миссии была представлена в виде отдельной экспозиции. Благодаря просветительской деятельности братии число православных в Вост. Словакии ежегодно росло. Так, если по переписи населения 1921 г. в Словакии проживало ок. 2100 граждан правосл. исповедания, то к 1940 г. их было уже 12,5 тыс. чел. Большое значение имела подготовка кандидатов в священники для правосл. приходов Вост. Словакии. К 1940 г. было подготовлено не менее 20 чел. 23 сент. 1940 г. Архиерейский Собор РПЦЗ утвердил «Положение о пастырско-богословских курсах при братстве прп. Иова Почаевского в Ладомирове». Курсами, действовавшими в стенах И. П. м. в 1940-1944 гг., заведовал настоятель обители архим. Серафим (Иванов). И. П. м., к-рый до второй мировой войны являлся одним из важнейших очагов русского монашества в рассеянии, одновременно был и крупнейшим церковно-издательским центром рус. зарубежья, чаще именуясь в этом качестве как Православное типографское монашеское братство прп. Иова Почаевского (Почаевское или Ладомировское братство). Действовавшая с осени 1924 г. в Вишни-Свиднике, а с 1926 г. в Ладомирове Русская церковная типография прп. Иова Почаевского (иногда также называлась Церковной типографией при православной миссии в Словакии) обеспечивала богослужебными книгами и литургическими календарями фактически всю русскую эмиграцию.

http://pravenc.ru/text/578212.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010