86. Беглов А. Прозелитизм среди мертвых: Католическая пропаганда записывает в ряды приверженцев Римского престола расстрелянных православных епископов//НГ-религии. И августа 1999 г. 15(38). С. 6. 87. Беглов А. «Миссионерская разведка» отца Николая Трубецкого. Как начиналась Псковская миссия//Альфа и Омега. 2001. 2(28). С. 243–251. 88. Беглов А. «Катакомбное наследство»: в реальности и на самом деле//Религия в России/Проблемы. 22 октября 2001: 89. Беглов А. Архиепископ Варфоломей (Ремов) : Argumentum advocati Dei. Настоятель Высоко-Петровского монастыря по материалам архивов его прихожан// Церковь в истории России. Вып. 5. М., 2003. С. 222–240. 90. Беглов А. Церковное подполье в СССР в 1920–1940-х годах: стратегии выживания//Одиссей. Человек в истории. 2003. М., 2003. С. 78–104. 91. Беглов А. Епископат Русской Православной Церкви и церковное подполье в 1920–1940-е гг.//Альфа и Омега. 2003. 1(35). С. 138–155. 92. Беглов А. Эволюция церковной жизни в условиях подполья: итоги двадцатилетия (1920–1940-е гг.)//Альфа и Омега. 2003. 2(36). С. 202–232. 93. Беглов А. Советское законодательство в отношении Русской Православной Церкви 1920–1940-х гг.: колебания границы легальности//Религии мира. 2004. М., 2004. С. 211–218. 94. Беглов А. Л. «Сергианское» подполье: к постановке проблемы//XV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Материалы. Том 1. М., 2005. С. 292–298. 95. Беглов А. Церковная оппозиция в 1940-е годы//Альфа и Омега. 2006. 2(46). С. 111–133. 96. Беглов А. Понятие «катакомбная церковь »: мифы и реальность//Меневские чтения. 2006. Научная конференция «Церковная жизнь XX века: протоиерей Александр Мень и его духовные наставники». Сергиев Посад, 2007. С. 51–59. 97. Беглов А. Опыт выживания православного монашества в советское время и возрождение русской аскетической традиции (на материалах архива нелегального Высоко-Петровского монастыря в Москве 1920–1930-х гг.)//Возрождение православных монастырей и будущее России. Материалы III Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». Нижний Новгород, 2007. С. 58–69.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1939 г. Бучис покинул Литву, новым главой Литовско-русской миссии был назначен свящ. Михаил Недточин. В 1940 г. миссия была упразднена, храм в Каунасе закрыт. В янв. 1942 г. при Каунасской римско-католической семинарии был основан ин-т «Руссикум» (по аналогии с рим. коллегиумом «Руссикум») для подготовки пропагандистов унии на оккупированных территориях СССР. Деятельность ин-та почти не имела результатов. Арх.: Wyznania na terenid województwa Wileskiego: Rys historyczny oraz stan obecny poszczególnonych kosciolów, potraktowany monograficznie. Wilno, 1937//ГА Брестской обл. Ф. Р-1. Оп. 10. Д. 2725. Ист.: Баслык Я., прот. Biлehckaя ceмihapыя: (Ycnaмihы сьвятара пра жыццё 20-я гг.: Урывак)/Пер. з рус.: А. Мн., 1997. 5. С. 77-83; Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха по отношению к РПЦ в свете архивных мат-лов 1935-1945 гг.: (Сб. док-тов). М., 2003; Sopo ko M. ycie religijne w Metropolii Wileskiej, 1939-1945: (Przygotowal do druku ks. T. Krahel)//Rocznik Teologii Katolickiej Uniwersytetu w Biaymstoku. 2008. N 7. S. 293-308. Лит.: Wyczawski H. E. Ruch neounijny w Polsce w latach 1923-1939//Studia Theologica Varsaviensia. 1970. T. 8. N 1. S. 409-421; idem. Cerkiew Wschodnia na terytorium (Archi)diecezji Wileskiej//Studia Teologiczne. Biaystok etc., 1987/1988. T. 5/6. S. 233-292; Гайгалайте А. И. Клерикализм в Литве в 1917-1940 гг.: АДД. Вильнюс, 1971; Аничас И. Ю. Католический клерикализм в Литве в 1940-1952 гг.: АДД. Вильнюс, 1972; Лаукайтите Р. В. Политич. положение и соц. деятельность монашества в Литве в 1919-1940 гг.: АКД. Вильнюс, 1988; она же. Вопрос об автокефалии правосл. Церкви в Литве в 1928-1940 гг.//Церковь в истории России. М., 2003. Сб. 5. С. 362-372; Odziemkowski J. Geneza i poczatki neounii w Polsce (1923-1924)//Odpowiedzialno i Czyn. Warsz., 1988. N 2. S. 76-87; Дabiдзюk М. Справа бeлapyciзaцыi Царквы святле naлimыki noльckix улад 1918-1939//Бeлapycki каляндар. Беласток, 1990. С. 67-92; ycie religijne w Polsce pod okupacja 1939-1945: metropolie wileska i lwowska, zakony/red.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

10(23)11.1960 24.07(06.08)1961 01(14)11.1961 Киприан Зернов 01(14)01.1962 09(22)12.1964 Леонтий Гудимов 23.01(05.02)1965 06(19)11.1966 Владимир Котляров 12(25)12.1966 11(24)06.1971 Гермоген Орехов 20.01(02.02)1972 20.02(04.03)1972 21.02(05.03)1972 26.03(08.04)1975 17(30)11.1979 06(19)04.1985 17(30)06.1985 в/у Владимир II Иким 17(30)06.1985 07(20)07.1990 07(20)07.1990 06(19)07.1999 04(17)07.2002 24.04(07.05)2003 Иларион Алфеев Подольская. обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Подольск (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1923 г. (?) 29.05(11.06)1922 Подольская (см. Каменец-Подольская) Покровская Основана в 1931 г. Местопребывание – в г. Покровск (Республика Немцев Поволжья, ныне – Саратовская обл.). Саратовское викариатство. Упразднена в 1940 г. 20.04(03.05).1931 21.08(03.09)1931 Серафим Зборовский 21.08(03.09)1931 01(14)10.1940 Полесская Основана 04.1918 (образована из частей смежных епархий, отошедших в пределы нового суверенного Польского государства). С 1922 г. – в составе самочинной Польской «автокефалии». С 04.1940 – в юрисдикции Московского Патриархата. С 15(28)10.1940 – по указу Патриаршего Местоблюстителя об образовании Западного экзархата вошла в его состав наряду с Волынско-Луцкой, Тернопольско-Галицкой, Гродненско-Виленской епархиями. 04.1918 04.1940 20.05(02.06)1941 Полесская (см. Брестская, Пинская) Полонская Основана ок. 1923 г. Именование – по г. Полонск 3594 (Минская область БССР, ныне – Брестская область). Житомирское (Волынское) викариатство. 1923 – (02.1929) – Максим Руберовский 3595 Полоцкая Основана в 1104/1105 г. (выделена из епархии Переяславской). Местопребывание – в г. Полоцк (ныне – Витебская область, Беларусь). Сведения о первом епископе помещены в летописях под 1105 г. «В лт . 6613/1105] Постави митрополитъ Мину Полотьску декаб въ 13 днь» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 280–281). Но, по предположению митрополита Макария (Булгакова) , епархии были учреждены во всех городах, выделенных в удел сыновьям Св. Владимира. Полоцк получил в удел Изяслав ( Макарий (Булгаков) , митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Т. 2. M., 1995. С. 31). Частично предположение владыки Макария подтверждается данными об основании кафедрального собора Св. Софии Премудрости Божией, которое относят к середине XI в. (Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв. Л., 1982. С. 94) Но или имена ранних епископов полоцких не сохранились, или должно признать основание епархии более поздним – с 1105 г. (выделенной из Переяславской епархии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оказывается, есть особый декрет 17 ноября, который приравнивает русских апатридов во всем к французам в военном деле и в деле помощи семьям. Мать Любовь сообщила о катастрофическом положении в Moisenay; там Владыкой только что пострижены две новые монахини, а денег нет. Все обитательницы ищут хотя бы самой грубой работы. Надо бы им взять шитье на интендантство, благо мать Евдокия – француженка, а их проект работы на заводе не решает вопрос о существовании обители. Нельзя ее бросать на произвол судьбы. 1940 Четверг 22 декабря 1939/4 января 1940. Митрополиту отказано в aumoniers orthodoxes 217 , потому что-де русские слишком рассеяны и их обслужить невозможно. Попробуем через Общеправославный комитет. Суббота 24 декабря 1939/6 января 1940. Сочельник Рождества. В «Journal Officiel» 218 вновь декрет о carte d’identite 219 , и без тех несомненных льгот, которые обещали, повторяется старое, родители мобилизованных забыты. Народ начал собираться на всенощную очень рано. Были приняты все предосторожности: колпачки на бра, незажигание люстр, синий свет в фонарике. Служил владыка Митрополит с двумя священниками. До этого о. Николай с Сашей [Шмеманом] и о. Владимиром ездили в гимназию, где тоже была всенощная. Повечерие сократили. Владыка сказал проповедь об Институте 220 . Отдельные части богослужения передавались на диски и будут, видимо, использованы для радиопередачи завтра. [...] Народа было очень много и в нижней церкви, где начали всенощную в 5 (слишком рано), и на паперти. Воскресенье 25 декабря 1939/7 января 1940. Рождество Христово. Служба в этом году была очень торжественна, хотя настроение было грустное. Съехались все военные: Андрей, Ярослав, Петрик – кроме Сергея, которого не выпустили на праздники. Пришел даже Михаил [Слезкин?], и штат был представлен блестяще. Владыка чувствует себя слабо, но крепится. Народа очень много и наверху и внизу, много военных во дворе. Суббота 31 декабря 1939/13 января 1940. Владыка чувствует себя плохо. Температура поднялась до 39,5. Доктора опасаются воспаления легких. Слабость у него большая. Вчера был очень плохой день. Вечером – concilium. Вызываю Labry, самого крупного специалиста. Пока лечат Владыку Манухин 221 , Айтов 222 и Жаворонков 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому и названия большинства этих источников были связаны с именем святого или с чудотворной иконой, а паломничества сюда совершались в дни их празднования. Наблюдение о том, что святые источники или чтимые места 1940-х гг. были связаны с находившимися здесь ранее церковными святынями, подтверждают и другие случаи нелегальных паломничеств регионального и местного значения, оставшиеся за пределами перечня Г. Г. Карпова. Паломничество к источнику Соленый ключ в местечке Табынск Гафурийского района Башкирии было связано с культом Табынской чудотворной иконы Божией Матери, существовавшим еще до революции, когда в Табынске действовал монастырь, в котором и находилась икона 94 . В Пензенской области как центры местных паломничеств в середине 1940-х гг. были известны святой источник в городе Нижний Ломов и источник Семь ключей в Шемышейском районе. Оба они были частью бывших монастырских комплексов 95 . Кушникова дубрава — известное место паломничества в Кирсановском районе Тамбовской области, где находились два святых источника, представляло собой территорию бывшего Александро-Невского мужского монастыря 96 . Особняком в перечне Г. Г. Карпова стоит известное “с давних времен” паломничество к Светлому озеру в Горьковской области, в котором по легенде исчез “град Китеж”. Светлое озеро не связано ни с каким церковным культом и уже в XIX в. стало самостоятельным объектом богомолья. Не вполне ясно происхождение моления у “святой яблони” в селе Подгорное Хлевенского района Воронежской области, которое совершалось с 1930-х гг. Несмотря на то, что эта яблоня была срублена, из окрестных сел в конце 1940-х гг. к месту, где она находилась, стекались “огромные толпы людей” 97 . Однако, возможно, не стоит и это моление относить к изначально внецерковным практикам. По наблюдению историка А. С. Лаврова, поклонение святым рощам или камням в России было частью местного культа святых, обычно вполне церковного: «Любое упоминание о священных камнях или деревьях, связанных с теми или иными культами, нельзя безусловно упорядочить как языческие “пережитки”, отрывая их от связанного с ними культа святых», — пишет исследователь 98 . Таким образом, все известные нам места нелегальных паломничеств, за исключением Светлого озера в Горьковской области, были в свое время центрами культов святых или чудотворных икон и существовали в рамках традиционной религиозной культуры Российской Церкви. Именно в этом качестве они сохранились до конца 1940-х гг. как объекты массовых и регулярных богомолий. В советское время эти монастыри были закрыты, церкви и часовни разрушены, связанные с ними церковные традиции вытеснены за пределы легальности. Однако благодаря еще сильной религиозности российского населения они продолжали существовать в подполье.

http://pravmir.ru/evolyutsiya-tserkovnoy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Казачий поэт Николай Туроверов и коллаборационизм Об идеологии казацкой «самостийности» 21.10.2021 2755 Время на чтение 11 минут В среде современного казачества сегодня большой популярностью пользуется поэзия Николая Туроверова, писавшего в 20-50 годы прошлого столетия. Проводится фестиваль казачьей культуры «Туроверовские чтения». В Ростове-на-Дону в честь него назван переулок. При этом биографы поэта часто замалчивают тот факт, что во время оккупации Франции он сотрудничал с прогитлеровской русской газетой «Парижский вестник», и старательно подчеркивают, что Николай Туроверов, казак, участник Белого движения, сражался против гитлеровцев во французской армии, в составе Иностранного легиона. Таким образом поэта противопоставляют казакам-коллаборационистам вроде ген. П. Н. Краснова, пошедшим на службу Гитлеру. И кое-кто, исходя из этого, утверждает, что Н. Туроверов никак не мог сотрудничать с коллаборационистами. Тут, правда, неясно. В статье Михаила Кожемякина « Николай Туроверов. К вопросу о белоэмигрантах в Иностранном легионе » о о службе поэта-казака в Иностранном Легионе сообщается: « 1939 - начало 1940 г. - Туроверов служит в Северной Африке, участвует в подавлении " возмущения " друзских племен (Ближ. Восток), командует подразделением туземных солдат. Местом постоянной дислокации 1-го иностранного кавалерийского полка в межвоенные годы был Сус (Тунис). Следовательно, если выяснить, какие подразделения полка перебрасывались в 1939 г. для подавления волнений друзских племен, можно с определенной вероятностью определить номер эскадрона Туроверова. 1940 г. - Подразделения 1-го кавполка Легиона переброшены во Францию и, в преддверие начала активной фазы войны с нацистской Германией, приданы 97-й дивизионной разведывательной группе (GDR 97). В составе данного соединения, развернутого на базе 1-го и 2-го иностранных кавполков и некоторых других французских колониальных частей, на май 1940 г. числились 4 эскадрона - штабной, конный, моторизованный и артиллерийско-пулеметный. В то же время стандартный кавалерийский полк Французской армии накануне Второй мировой войны состоял из четырех кавалерийских эскадронов и эскадрона тяжелого оружия. Следовательно, во Франции в 1940 г. оказались не все военнослужащие 1-го иностранного полка, а только его " командировочная " боевая группа. Был ли среди переброшенных в Европу бойцов своей части легионер Н.Туроверов - еще предстоит выяснить. Участие поэта во Французской кампании 1940 г. пока остается под вопросом».

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/21/...

Первое собрание «немецкого» Строительного комитета состоялось 12 августа 1940 г. На нем председательствовал А. Н. Фену, присутствовали священник Е. Ножин, князь С. Н. Романовский и другие члены комитета (Протокол 1, 12 августа 1940 г. (Архив Храма-памятника в Лейпциге). Leipziger Zeitung. 1940. 17. Juli. S. 3. Комитет зарегистрирован в реестре с 2131 16 июля 1940 r.:«Komimee zur Erbauung und Erhaltung der russischen orthodoxen Gedächtniskirche zu Leipzig e.V.». Протокол Строительного Комитетаот 6 января 1939 г. (Архив Храма-памятника в Лейпциге). См. письменные характеристики на членов Строительного комитета, поданные Отделом кадров НСДАП на имя обер-бургомистра Лейпцига 18 августа 1941 г. (Stadtarchiv Leipzig, Kap. 42.0, Nr. 2, Bl. 130). Письмо саксонского чиновника министру церковных дел Германии, и дальнейшую переписку см.: BA, R901/69300, Bl. 228–232. См. письмо митрополита Серафима (Ляде) А. Н. Фену от 23 июля 1942 г. (Архив Храма-памятника в Лейпциге). Родионов А. Частица веры нашей, русской//Трибуна. 2004. 28 декабря. С. 7. Письмо Патриарху Алексию через протопресвитера Н. Колчицкого и протоиерея Ф. Казанского передали 11 октября 1945 г. священник Ф. Соловьев, протоиерей Г. Романович и профессор К. Д. Илич (Православные русские приходы в Германии//Журнал Московской Патриархии. 1945. 12. С. 7–8). См.автобиографии священников в архиве Храма-памятника. Биографию архиепископа Мстислава (Волонсевича) см.: Журнал Московской Патриархии. 1978. 7. С. 14–15. «Храм, наряду с его предназначением памятника, стал также духовным центром для русско-православных христиан в Лейпциге и его следующей окрестности живущим. Особенно много людей посещали богослужения во время Второй мировой войны. Сюда приходили угнанные нацистами " восточные рабочие " , если они могли получить увольнение: они черпали здесь новые силы, новую надежду на освобождение» ( Ein Symbol der Freundschaft. Russische Gedächtniskirche//LVZ. 1963. 23. September). . Шкаровский М. В. Нацистская Германия и православная Церковь. М., 2002. С. 308.

http://sedmitza.ru/lib/text/6864892/

Пятница 6/19 апреля 1940. Оказалось, что министерство желает не в 11, а в 10 1/2. Решили поэтому служить более скромную заутреню в 8 часов (о. Николай), а более торжественную с минимальным освещением – в 10 1/2 и после нее сейчас же литургию в верхнем храме. Суббота 7/20 апреля 1940. Лазарева суббота. Нижняя церковь остается вообще без пасхальных служб, что очень нехорошо. Меня ловит во дворе pere Jouanny. Он возобновляет в воскресенье французский православный приход, нанял помещение рядом с румынской церковью и просит об официальном титуле. Надо об этом подумать. Всенощная под Вход Господень в Иерусалим прошла очень хорошо. Было очень много народа. Справились без посторонней помощи. Воскресенье 8/21 апреля 1940. Вербное воскресенье. На последние дни Страстной вся тяжесть наблюдения за порядком возлагается на Андрея Шмемана. Был полнейший штат: 18 человек. Выносили две пары свечей, было 4 иподиакона. Вечером – чин елеосвящения. Меньше народа, чем обычно. До поздней ночи сидел у Зандера. Приготовляли к отправке письма воинам. Всего отсылается, кроме «12 Евангелий» и брошюры Вали 241 (которых послано 200 экземпляров), свыше 1200. Понедельник 9/22 апреля 1940. Св. и вел. понедельник. Окончательного решения Префектуры об освещении и о толпе так и не знаем. Опять был о. Жуанни, который желает, чтобы его сделали archipretre de la paroisse orthodoxe franchise 242 . Вторник 10/23 апреля 1940. Св. и вел. вторник. В церкви Sainte-Geneviève сегодня первый раз исполнялись песнопения Страстной седмицы, гармонизированные Максимом 243 . Говорят, написаны они удивительно музыкально. Во время всенощной – звонок из Префектуры. Commissaire principal 244 сообщает, что толпа в 5000 человек невозможна из-за отсутствия убежищ и что свет недопустим снаружи. Но нас интересует купол, а не свечи. Упросили его приехать вечером и на месте все решить. [...] В 10 часов вечера приехали высшие чины Префектуры и defense passive 245 и решили, что делать заутреню ночью на Дарю нельзя из-за освещенного купола и толпы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В новом помещении французского православного прихода собралась под руководством о. Жуанни молодежь, интересующаяся религиозными вопросами. [...] Дело у о. Жуанни налаживается. Он не только совершает каждую неделю литургию, но начал служить и всенощные. Церковь обогатилась множеством святынь: на стенах, в алтаре, на престоле святые мощи. Помощники о. Жуанни – необыкновенно симпатичные молодые люди. Среда 28 ноября/11 декабря 1940. Митрополит получил текст меморандума, поданного Горчаковым немцам. В нем обвиняются в работе на пользу Англии, чуть ли не в шпионаже, все наши церковные организации. Каждая пишет опровержение. Пятница 30 ноября/13 декабря 1940. Митрополит Серафим собрал на Boileau представителей организаций, чтобы сообщить им важную новость о церковных делах. Днем был в Епархиальном управлении. Меморандум передан Коковцову немцами с просьбой ответить. Обстоятельный и серьезный ответ уже дан. Тихон Александрович собирается съездить к митрополиту Серафиму и спросить его официально об его отношении к меморандуму Горчакова. Суббота 1/14 декабря 1940. Митрополит Серафим на собрании заявил всем представителям общественных организаций, что он не предпринимал никаких шагов против митрополита Евлогия, прочитал бумагу 18 октября, которую все уже знали, и «умыл руки». Владыка поручил Тихону Александровичу Аметистову съездить к нему в связи с моим разговором на rue Boileau. Митрополит Серафим подтвердил Тихону Александровичу, что не согласен с действиями кн. Горчакова. Вторник 4/17 декабря 1940. О. Иоанн Клочко 314 сообщил мне, что, как следствие моего разговора в понедельник и посещения Тихоном Александровичем Аметистовым, митрополит Серафим написал кн. М. Горчакову письмо с требованием не вмешиваться более в церковные дела и не заниматься интригами от имени духовенства, которое не дало ему на это никакого поручения. Среда 5/18 декабря 1940. Митрополит был сегодня днем у Сиверса с кн. Мещерской 315 . Выглядит он очень плохо: язык заплетается, и ходит совсем слабо. Несмотря на это, служил всенощное бдение под Николая Угодника. Церковь почти полна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.В. Шкаровский Глава III. Религиозное возрождение на оккупированной территории СССР 1. Феномен экзархата Московской Патриархии в Прибалтике Религиозная ситуация в различных регионах оккупированной части СССР, как и германская церковная политика в них, при наличии основных общих черт все же отличалась определенным своеобразием. Поэтому следует подробно рассмотреть ее на отдельных территориях. По-своему уникальной являлась ситуация в Прибалтике и на Северо-Западе России. Это был единственный регион, где сохранился и даже вырос экзархат Московской Патриархии во главе с митрополитом Сергием (Воскресенским). Прибалтийские республики Литва, Латвия и Эстония только в июле 1940 г., после занятия их советскими войсками, вошли в состав СССР. На их территории проживало 510 000 православных, объединенных в 400 приходов (в Латвии 164, Эстонии 164 и Литве 72), имелось 6 монастырей. Но только Литовская Церковь , которой в 1924–1940 гг. управлял митрополит Елевферий (Богоявленский) оставалась к 1940 г. в юрисдикции Московской Патриархии. Эстонская же Православная Церковь в 1923 г., а Латвийская в 1936 г. были приняты в юрисдикцию Константинопольского патриарха. Так как это было сделано без канонического отпуска Московской Патриархии, последняя никогда не признавала законность данного акта. В августе 1940 г. Синод, а затем и глава Латвийской Церкви митрополит Августин (Петерсон) под давлением значительной части мирян и духовенства ходатайствовали о воссоединении с Русской Церковью. В том же месяце с подобным ходатайством обратился и глава Эстонской Церкви митрополит Александр (Паулус). В конце 1940 г. в Прибалтику в качестве полномочного представителя Патриархии выехал архиепископ Сергий (Воскресенский). Сначала главой православных приходов Латвии и Эстонии был назначен митрополит Елевферий, но 1 января 1941 г. он скончался, и новым митрополитом Литовским, а с 24 марта 1941 г. и экзархом всей Прибалтики стал архиеп. Сергий. 28 марта 1941 г. митрополиты Августин и Александр в кафедральном соборе Москвы публично принесли покаяния в грехе раскола и были приняты в литургическое общение 682 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010