В дальнейшем межцерковные контакты продолжали активно развиваться. Так, 13 августа 1937 г. германский МИД переслал в Рейхсминистерство церковных дел тревожный доклад немецкого посла в Бухаресте о сближении Англиканской и Румынской Православной Церквей. [xv] В мае 1940 г. в Бухарест приезжала делегация англиканских архиереев и священников под руководством епископа Гибралтарского. В свою очередь, немецкие ведомства с 1938 г. по линии научных фондов приглашали молодых румынских богословов стипендиатами для учебы и научной работы в Германию, а православных профессоров богословия — для чтения лекций и докладов в немецких университетах. Так, например, осенью 1940 г. рейхсминистерства науки и церковных дел организовали поездку с докладами в университетах Берлина, Вены, Бреслау и Кенигсберга известного профессора-богослова из Бухареста Никифора Крайника, бывшего до 22 августа 1940 г. министром пропаганды Румынии. В это же время Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь поддерживала тесные связи с двумя другими румынскими профессорами, а также выплачивала пособия православным священнослужителям и членам их семей, бежавшим из присоединенной к СССР Северной Буковины в Германию. Весной 1941 г. Рейхсминистерство церковных дел даже частично финансировало строительство православной церкви в г. Галаце (на территории Румынии). [xvi] Сама же Румынская Церковь до 1941 г. старалась не занимать односторонней позиции. В этой связи следует упомянуть, что в 1939-1940 гг. в Бухаресте с разрешения Патриарха проживал бежавший из оккупированной нацистами Польши епископ Гродненский Савва (Советов), который вел активную антинемецкую агитацию, в частности, убедил Константинопольского Патриарха не признавать назначения Берлинского и Германского архиепископа главой Православной Церкви в Польском Генерал-губернаторстве. [xvii] В 1940-начале 1941 гг. в ответ на обращения немецких военных священников (лютеран и католиков) о разрешении им совершать богослужения в православных храмах; одна часть румынских архиереев ответила согласием, а другая была против. [xviii]

http://bogoslov.ru/article/637896

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец Глава 4. Таллиннская и Эстонская епархия (1945–1992) К 1945 г. ЭАПЦ лишилась 19 священнослужителей, репрессированных советскими карательными органами, из которых ни один не вернулся из заключения. Будем помнить их имена: Печерский викарный епископ Иоанн (Булин) – арестован 18 октября 1940 г.; священник Александр Филомафитский – арестован в 1940 г., скончался в 1941 г.; протоиерей Иоанн Коведяев – арестован в 1940 г.; протоиерей Валентин Смирнов – арестован 5 ноября 1940 г.; протоиерей Владимир Иродиопов – арестован в 1940 г.; священник Константин Хиоб – арестован 12 июня 1941 г., скончался в 1942 г.; диакон Симеон Карпин – арестован в 1941 г., скончался 16 июля 1941 г.; протоиерей Константин Колчин – арестован в июле 1941 г., скончался 18 июля 1941 г.; священник Иоанн Краав – расстрелян 7 июля 1941 г.; протоиерей Василий Ристкок – арестован в июне 1941 г., скончался 6 января 1942 г.; священник Иоанн Толстяков – арестован и убит в 1941 г.; священник Артемий Ваннер – арестован в 1941 г., скончался 7 августа 1943 г.; священник Николай Лейсман – арестован 13 июня 1941 г.; диакон Петр Козлов – арестован в 1941 г.; священник Иоанн Сергиев – арестован в 1941 г., скончался 22 марта 1943 г.; диакон Василий Астанин – арестован в 1941 г.; священник Леонид Лавров – арестован в 1944 г.; иеромонах Лин (Никифоров) – арестован в 1944 г.; священник Владимир Вихерпуу – арестован в 1945 г. Да упокоит Всемилостивый Господь в небесных селениях души Своих верных рабов! Таким образом, к середине 1940-х гг. ЭАПЦ утратила большую часть своего клира, и, несмотря на это, владыка Павел с присущим ему сознанием глубокой ответственности и архипастырского долга делал все возможное, чтобы упорядочить жизнь православной Церкви в Эстонии в специфических условиях Советского государства. Владыка Павел страдал тяжелым сердечным недугом, но это никак не отражалось на его повседневной деятельности, включавшей ревностное совершение богослужений, вдохновенную проповедь слова Божия, постоянное посещение приходов епархии и заботу о пополнении клира, о восстановлении разрушенных и пострадавших в военное время храмов. Архиепископ Павел возглавлял Эстонскую Апостольскую Православную Церковь полных шестнадцать месяцев до своей праведной кончины, наступившей в полночь 1 февраля 1946 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Собор в честь Преображения Господня. 1977 г. Архит. И. Н. Кудрявцев Собор в честь Преображения Господня. 1977 г. Архит. И. Н. Кудрявцев [Фин. Valamon Kristuksen kirkastumisen luostari] Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) К-польского Патриархата (в 1945-1957 находился в юрисдикции Московского Патриархата с адм. подчинением ФПЦ). Основан монахами Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря , эвакуированного с островов Валаамского архипелага на Ладожском оз. и получившего новое место пребывания в 1940 г. в коммуне Хейнявеси (маакунта (обл.) Этеля-Саво (Юж. Саво) в ляни (губернии) Итя-Суоми (Вост. Финляндия); ныне в маакунте Похйойс-Карьяла (Сев. Карелия)). Н. м. расположен на полуострове, с западной и северной сторон окружен оз. Юоярви, с вост. стороны - заливом этого озера. Общая площадь принадлежащих мон-рю земель - 450 га (90% - лесные угодья), из к-рых 350 находятся непосредственно рядом с обителью (приобретены в 2 этапа в 1940: по 1-й купчей - 300, по 2-й - еще 50) и 100 га - в Похйойс-Карьяла. История С началом советско-фин. войны (1939-1940) советские самолеты 5 дек. 1939 г. начали бомбить Спасо-Преображенский Валаамский мужской мон-рь. В 1940 г. обитель, с 1917 г. находившаяся на территории независимой Финляндии, была вынуждена сменить местоположение. Эвакуация монастырской братии (на 1939 - 205 чел.) проходила в 2 этапа: в дек. 1939 г. обитель покинули ее насельники, имеющие российское гражданство или нансеновские паспорта; после очередной бомбардировки мон-ря авиацией Балтийского флота РККФ ночью 4 февр. 1940 г. его во главе с игум. Харитоном (Дунаевым) покинули те из числа братии, кто имели гражданство Финляндии. Наиболее ценное имущество мон-ря было эвакуировано еще до начала войны ( Kohonen. 1982. S. 276). Основные работы по эвакуации проходили в марте 1940 г. под рук. наместника мон-ря иером.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

И уже 25 сентября Синод Эстонской Церкви информировал Нарвское благочиние о своем положительном решении о воссоединении с Матерью Церковью и запросил мнение нарвского духовенства 111 . Кроме того, по настойчивому требованию и под давлением делегатов печорского прихода митрополит Александр разрешил в Сорокамученическом храме совершать богослужения по старому стилю. Впоследствии митрополит Александр писал о том, что решение о воссоединении с Русской Православной Церковью было вызвано давлением со стороны советских властей и руководства Русской Церкви 112 . Жестокость органов НКВД по отношению к Церкви известна: в Советской России только в 1940 г. были арестованы 5100 священно- и церковнослужителей, 1100 человек расстреляны 113 . Однако в Эстонии осенью 1940 г. дело обстояло иначе: аресты этого времени затронули главным образом русское духовенство, прежде всего Печерского края, – были схвачены епископ Иоанн (Булин), протоиереи Иоанн Коведяев, Валентин Смирнов, Владимир Иродионов, священник Александр Филомафитский. Свидетельств об угрозе и давлении на митрополита Александра или на членов эстонского Синода со стороны властей осенью 1940 г. нет. Массовые репрессии в Эстонии были проведены НКВД позже – в июне 1941 г., когда были арестованы и депортированы свыше 10 000 человек, в том числе и представителей духовенства 114 . Что же касается отношения к «эстонской автокефалии» руководства Русской Православной Церкви, то со стороны последнего не было не только давления на митрополита Александра, но и вообще какого-либо пожелания восстановить общение. Инициатором контактов выступили митрополит Александр и Синод ЭАПЦ, направившие в Москву 10 ноября 1940 г. прошение о воссоединении с Русской Церковью. В ответном послании Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) писал митрополиту Александру: «Так как мы с Вами уговариваемся о мире, то прошу Вас с миром принять в свою систему и все, что сделано по Вашей епархии нами отсюда (мной и Владыкой митрополитом Елевферием [подразумевается воссоединение осенью 1940 г. части приходов на территории Эстонии с Русской Православной Церковью. – Ред.]). Считаться с управлением церковным, которое для нас было незаконным и как бы несуществующим, мы не могли, но и откладывать прошений паствы на неопределенное время, не зная, какую линию поведет Ваше управление, мы тоже не считали себя вправе» 115 . Важно отметить, что ознакомительная поездка в Эстонию викария Патриаршего местоблюстителя архиепископа Дмитровского Сергия (Воскресенского), будущего митрополита Виленского, экзарха Эстонского, о чьей властности не раз потом упоминал митрополит Александр, состоялась позже, в конце 1940 г., и была также вызвана обращением митрополита Александра с просьбой о воссоединении 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопреки версии о «либеральном повороте» Сталина к церкви и верующим в 1939 г. и отмене им гонений, 1940—1942 гг. отмечены новыми жестокими репрессиями по «церковным» делам. Масштаб гонений, разумеется, был не тот, что в 1937—1938 гг. (да и осталось священников к тому времени уже меньше), но сами гонения прекращены не были. Органы НКВД и сталинской юстиции продолжали в массовом порядке фабриковать дела против священно- церковно-служителей и мирян, что было бы совершенно невозможно, если бы действовал сталинский «документ» о прекращении гонений, подобный «Постановлению Политбюро от 11 ноября 1939 г.». Продолжались расстрелы. По данным исследователя гонений на церковь, преподавателя Свято-Тихоновского православного института Н.Е. Емельянова, в 1939—1940 гг. совершалось по 1100 казней в год по церковным делам, в 1941—1942—последовали новые тысячи казненных. И только с 1943 г. (в результате действительного, а не мнимого поворота государственной политики) число репрессий резко сокращается. Однако и этот отказ от искоренения религии в кратчайшие сроки, замечает Емельянов, «не означал прекращения преследования церкви. Хотя и в меньших масштабах, чем прежде, аресты архиереев, священников и активных мирян продолжались в послевоенный По данным правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, только в 1940 г. было арестовано 5100 церковников, расстреляно 1100, в 1941 г. арестовано 4000, расстреляно Продолжалась и фабрикация групповых дел. В 1940—1941 гг. органы НКВД в Архангельске «раскрыли» «контрреволюционную монархическую церковную организацию» схиепископа Петра (Федоскина), в 1942 г. сочинили «дело духовных дочерей архимандрита Серафима (Климкова)» в Москве и «антисоветской церковной организации» в В докладе уполномоченного КПК по Орджоникидзевскому краю Астраханцева члену Политбюро ЦК А. А. Андрееву «Об антирелигиозной пропаганде в Орджоникидзевском крае» от 18 июня 1941 г. говорится о вскрытых в крае в 1940—1941 гг. церковных антисоветских центрах. В частности, в Буденновском районе, «являвшемся за последнее время центром контрреволюционного тихоновско-имяславского церковного подполья, функционировало 4 церкви, в одной из которых вскрыт и ликвидирован подпольный монастырь», во второй половине 1940 г. ликвидирован «церковно-повстанческий центр». В ряде районов края были обнаружены «законспирированные кельи и молитвенные дома, обитаемые, в большинстве своем, беглыми монашескими элементами, бывшими попами и особенно ревностными фанатиками-верующими». Они «развернули свою контрреволюционную клеветническую деятельность, направленную к подрыву колхозного строительства и оборонного могущества

http://pravmir.ru/o-mnimom-povorote-stal...

В сер. 1940 г., при Н., в РумПЦ действовали 5 митрополий (Молдавская, Буковинская, Бессарабская, Олтенийская, Трансильванская) и 13 епископий (Констанцская, Бузэуская, Куртя-де-Арджешская, Галацкая, Хушская, Романская, Рэдэуцкая, Карансебешская, Клужская, Орадянская, Арадская, Хотинская, Измаильская) (Власть и Церковь в Вост. Европе. 2009. Т. 1. С. 91-92), клир составляли 9067 священнослужителей, действовали 10 ДС, в к-рых учились 2656 студентов, и 5 ДА, где обучались 200 чел., а также 3 богословских фак-та - Бухарестского, Кишинёвского и Черновицкого ун-тов, на которых занимались 2,5 тыс. студентов (ГлСПЦ. 1941. 2. С. 46; 7. С. 163). 28 июня 1940 г. Румыния передала Советскому Союзу Бессарабию и Сев. Буковину, откуда в Румынию мигрировали все 3 служивших на этих территориях архиерея и часть священнослужителей. 30 авг. Румыния была вынуждена передать Венгрии Сев. Трансильванию, где венг. власти стали проводить политику насильственной мадьяризации и репрессий, в т. ч. и в отношении РумПЦ: была расформирована ДА в Тимишоаре, 2 правящих архиерея и представители интеллигенции высланы из страны, изгнаны или убиты неск. сот священников, а также члены правосл. общин, разрушены церкви, тысячи румын перешли в католичество или поддержали унию. Позже Румыния передала Болгарии Юж. Добруджу. 6 сент. 1940 г., после вынужденного отречения от румын. престола Кароля II в пользу его 18-летнего сына Михая I, в Румынии было сформировано правительство во главе с премьер-министром ген. Й. В. Антонеску, который вступил в альянс с гитлеровской Германией. 12 окт. в Румынию были введены немецкие войска, 23 нояб. она присоединилась к Тройственному пакту. В этот период Н. неск. раз обращался к королю и главе правительства с просьбой об отставке и о разрешении вернуться в Нямецкий мон-рь, но эти прошения удовлетворены не были. Антонеску заявил, что новые порядки коснутся и РумПЦ. Н. представил ему ответные предложения (тесная работа с гос-вом, ужесточение требований к кандидатам во иереи и архиереи). 3 дек. 1940 г. начал работу Синод РумПЦ. Совместно с министром по делам религии Браиляну Синод представил правительству меморандум из 30 пунктов, в к-ром затрагивались организационные вопросы РумПЦ и проблема крещеных евреев. Потеря страной земель в 1940 г. была провозглашена как акт, противоречащий Божественной справедливости (Bundesarchiv Berlin. R 5101/23174. Bl. 30, 36). В кон. 1940 г. Антонеску подписал закон, согласно к-рому в Румынии на легальном положении оставалось только 7 Церквей и конфессий (в т. ч. РумПЦ, к к-рой отнесли и старообрядцев), всем приступавшим к служению представителям духовенства требовалось утверждение Министерства по делам религий. В марте 1941 г. правительство запретило всем священнослужителям вступать в к.-л. партии, а все священники, участвовавшие в гражданской войне 21-24 янв. 1941 г., были лишены сана (Ibid. Bl. 40).

http://pravenc.ru/text/2565576.html

В 1918-1920 гг. шла румынизация Кишинёвской ДС (с 1920 ДС им. митр. Гавриила (Банулеску-Бодони)), к-рую проводили ректоры: архим. Виссарион (Пую; 1918-1919), прот. Виктор Попеску (1919-1920), прот. Константин Попович (с 1920). Семинария была вновь реорганизована в 1927 г.; курс обучения сократили с 10 лет до 8, преподавание полностью шло на румын. языке, мн. учителя присылались из Румынии. В Бессарабии открылись семинарии с 8-летним сроком обучения: в Измаиле (преобразована из уч-ща в ДС им. митр. Мелхиседека (Стефанеску) в 1918), в Единце (Единцах). Школы псаломщиков действовали в Кишинёве и в мон-ре Добруша (с 1924). Под патронатом К. е. находился епархиальный лицей для девушек и нормальная школа для девушек в Кишинёве. В 1927 г. Хотинский еп. Виссарион (Пую) в мон-ре Жапка (см. Жабский в честь Вознесения Господня мон-рь ) открыл сельскую школу профессий для девушек. Крупным центром церковной мысли стал созданный в 1926 г. богословский фак-т в Кишинёве (в составе Ясского ун-та). На фак-те преподавали видные представители румын. церковной науки: Василий Раду, Галактион Гала, Никифор Крайник, Фома Булат и др. В 1936 и 1938 гг. вышли 2 издания подготовленного Василием Раду и Галактионом Галой перевода Библии на румын. язык. Публиковались труды по богословию, истории Церкви (в т. ч. в Бессарабии), литургике, сектоведению, написанные преподавателями и выпускниками Кишинёвского богословского фак-та и Кишинёвской ДС. В 1940 г. Кишинёвский богословский фак-т переехал в Яссы, осенью 1941 г. был объединен с богословским фак-том в Черновицах (ныне Черновцы). В церковной музыке велики заслуги свящ. Михаила Березовского († 1940), 40 лет руководившего митрополичьим хором в кишинёвском кафедральном соборе; музыку для молдав. гимна написал свящ. Александр Кристя. С развитием церковной науки связан подъем издательской деятельности. В Бессарабской митрополии продолжилось издание офиц. органа - ж. «Lumintorul» (выходил до 1944). В 1929-1940 гг. публиковалась «Газета православной румынской миссии в Бессарабии»; миссия также издавала ж. «Misionarul» (Миссионер). В 1926-1940 гг. в Бэлце публиковались «Церковные заметки» - журнал-руководство для пастырей и миссионеров и офиц. издание «Хотинская епархия» (в 1942-1943 ж. «Бессарабская церковь»). В 1923-1940 гг. в Измаиле публиковался «Бюллетень Четатя-Албской епархии». «Союз православных священников Бессарабии» издавал еженедельную газ. «Луч». Студенты Кишинёвского богословского факультета печатали ж. «Студент» (1928-1933, в 1933-1934 «Народная мысль», в 1936-1938 «Молодежная трибуна»). Для учащихся семинарий выходили журналы «Наш язык» (Кишинёв) и «Звезда» (Измаил). Епархиальный лицей в Кишинёве публиковал ж. «Подснежники». В 1929-1939 гг. в Кишинёве профессора Фома Булат и Константин Томеску издавали ж. «Архивы Бессарабии».

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Первый час собрания был ужасен. Особенно тяжело было мое положение, так как, по-видимому, Владыка думал, что я его обманул и просил собрать собрание без надобности. Мих. Мих. не давал никому говорить, был недопустимо резок. Владыка уходил, его возвращали. Уходил Мих. Мих., его тоже возвращали. В конце концов Мих. Мих. выразил согласие, чтобы все объединились вне его и чтобы через меня все его оповещали о работе. Утверждение его, что все делается, было сразу разбито рядом вопросов о. Михаила Черткова о тюрьмах и госпиталях, Зандера – о духовной помощи и других членов собрания о необходимости часто говорить с немцами. Выяснилось, что очень много Мих. Мих. сделать не может и совместные усилия более чем полезны. Как только Мих. Мих. окончательно ушел, у всех развязались языки, все поделились сведениями, и в полчаса все было решено. Владыка понял, в чем дело, и очень благодарил собравшихся. Мне поручили дальнейшую координацию работы всех организаций. Среда 1/14 августа 1940. Первый Спас. Заезжал на Boileau на похороны тамошнего протодиакона, о. Петра [Васильева]. По благословению Митрополита его ездил хоронить наш протодиакон о. Тихомиров, и впервые было на Boileau объединение юрисдикций. Кроме меня был и Саша Шмеман. Суббота 4/17 августа 1940. О. Василий Тимофеев 297 и В.В. Попов (помощник старосты) приезжали благодарить Митрополита за командирование о. Тихомирова на похороны протодиакона с Boileau. Пятница 10/23 августа 1940. Вернулся Коковцов, и вообще, русский Париж пополняется. Среда 29 августа/11 сентября 1940 В церковных делах много тревожного. Есть приходы, где почти все уехали в Германию на работу. В других местах приходы разбрелись. Много священников в очень тяжелом положении. Встает вопрос о переселении их с их прихожанами в Германию. Четверг 30 августа/12 сентября 1940. Храмовой праздник Св. Ал. Невского. Утром – очень торжественная служба. Митрополиту сослужило 9 священников, а на молебен вышел 10-й (о. Лев Липеровский). Штат (старшие) был в полном почти составе. После службы – крестный ход вокруг храма. Чудный солнечный день, много народа. Староста устроил чай, но там была такая толкучка, что я угощал своих помощников отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Понедельник 16/29 апреля 1940. Второй день Св. Пасхи. На праздниках вновь арестовали многих русских, которые неосторожно оставались во Франции, в том числе Платона Стефановича 259 . Задержаны и другие младороссы. Опять появилась эпидемия доносов. Вчера три шофера, русских, беседовали на Mirabeau 260 , а сегодня одного из них вызвали в Префектуру. Оказывается, один из трех донес, что там говорили непозволительные вещи. Четверг 19 апреля/2 мая 1940. Утром – на Дарю. Заутреня и обедня – скромные: пустая церковь , поют три псаломщика. Все русские до 35 лет записаны как престатеры 261 и должны явиться в понедельник на осмотр. Получил повестку и Саша Нелидов, хотя он записался добровольцем. У Владыки был многолюдный и оживленный прием молодежи (17 человек). Митрополит был в духе и рассказывал о Галиции, о Холмщине и об архимандрите Игнатии, своем инспекторе семинарии. Сергея и всех русских на пасхальную ночь возили на грузовике в Мурмелон 262 . Очень многих отпустили к о. Сильвестру 263 в Бельфор. Воскресенье 22 апреля/5 мая 1940. Всех русских, живущих в Париже и департаменте Сены, будут осматривать на этой неделе. Владыка посвятил в стихарь А.Д. Семенова- Тянь-Шанского 264 , в диакона – Еремина 265 . Понедельник 23 апреля/6 мая 1940. Был Коля Полторацкий, которого забрали на осмотр, несмотря на болезнь почек и слабое зрение. Осмотр очень примитивный, и берут всех, даже раненых и увечных. Вторник 24 апреля/7 мая 1940. О. Василий Тимофеев показывал мне проект храма Знамения, коорый будет сооружаться на углу boulevard Exelmans и rue Michel-Ange по проекту Чистякова 266 . Будет немного длиннее теперешнего, но уже и почти размеров Дарю. Постройка из fibrociment 267 с куполами и звонницей займет два месяца. [...] За Страстную и Пасху приход разбогател, так как в 16-м квартале живут одни богатые русские, которые пошли на rue Boileau поблизости. За Святую ночь доход церкви был, по словам М. Горчакова , в 6 000. Сегодня митрополит Евлогий в сопровождении Т.А. Аметистова сделал митрополиту Серафиму ответный визит. Настроение на rue Boileau в последнее время очень миролюбивое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[vi] Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека (1820-1970). Париж, 1971. С. 221. [xxi] Пассат В.И. Русская Православная Церковь в Молдавии в 40 - начале 60-х годов XX века//Церковь в истории России. Сб. 4. М., 2000. С. 294; Шорников П.М. Политика румынских властей и кризис Православной Церкви в Бессарабии. 1918-1940 годы//Отечественная история. 1998. 5. С. 158-159. [xxii] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943/Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 153. [xxv] Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви 1917-1997. М., 1997. С. 215; Глазков К.В. Указ. соч. С. 46-47. [xxvi] Священник Виталий Беспалко. Бессарабская митрополия//Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 724-725. [xxviii] Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994. С. 314. [xxix] Сабенникова И.В. Российская эмиграция (1917-1939): сравнительно-типологическое исследование. Тверь, 2002. С. 232. [xxxii] Шорников П.М. Политика румынских властей и кризис Православной Церкви в Бессарабии. 1918-1940 годы. С. 159. [xxxiv] Заявление службы коммуникации ОВЦС Московской Патриархии об аргументах представителей Румынской Православной Церкви, оправдывающих решение об учреждение епархий «Бессарабской митрополии» от 25 марта 2008 г.//сайт pravoslavie.ru. [xxxvi] Протоиерей Виктор Потапов. 100-летие Леснинской женской обители Пресвятыя Богородицы//Русское Возрождение. 1985. 32. С. 166. [xxxvii] Архимандрит Гавриил (Динев). Животопис на схиигумения Мария (Дохторова)//Бялата емиграция в България. София, 2001. С. 320-321; Митрополит Вениамин (Федченков). Записки архиерея. М., 2002. С. 931. [xxxviii] Шорников П.М. Политика румынских властей и кризис Православной Церкви в Бессарабии. 1918-1940 годы. С. 160. [xl] Шорников П.М. Политика румынских властей и кризис Православной Церкви в Бессарабии. 1918-1940 годы. С. 161.

http://bogoslov.ru/article/656120

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010