Церкви). В мае 1940 г. Бухарест посетила делегация англиканских архиереев. Лютеранская церковь Германии стремилась усилить свое влияние в Румынии: напр., осенью 1940 г. по приглашению рейхсминистерств науки и церковных дел известный профессор, богослов и публицист Н. Крайник (в 20-х гг. XX в. министр культов и искусств Румынии, до 22 авг. 1940 министр пропаганды Румынии) читал доклады в ун-тах Берлина, Вены, Бреслау и Кёнигсберга (ныне Калининград). Также лютеран. церковь поддерживала тесные связи с др. учеными и правосл. священнослужителями и членами их семей, бежавшими в Германию из присоединенной к СССР Сев. Буковины, и выплачивала им пособия. Весной 1941 г. рейхсминистерство церковных дел частично финансировало строительство правосл. церкви в Галаце. В то же время в 1939-1940 гг. в Бухаресте с разрешения Н. жил бежавший из оккупированной Германией Польши еп. Гродненский Савва (Советов) , который вел активную антифашистскую пропаганду. Представители РумПЦ участвовали в экуменических мероприятиях (напр., в 1943 в богослужении в лондонском Вестминстерском аббатстве, в регулярных Неделях молитвы в румын. церкви Парижа и др.). Наиболее тесные связи в годы войны РумПЦ сохраняла с Болгарской Православной Церковью. 4 июля 1941 г. Синод Болгарской Церкви по просьбе Н. отказался предоставлять помощь венг. правительству в хиротонии архиерея неканонической Венгерской Православной Церкви, поскольку «она имеет задачу денационализации оставшихся в Венгрии румын» (София. Централен държавен архив. Ф. 791к. Оп. 1. Д. 67. Л. 168; Оп. 2. Д. 168. Л. 1-2). Своеобразным рубежом в отношениях РумПЦ и РПЦ стали выборы Сергия (Страгородского) патриархом Московским и всея Руси в сент. 1943 г. Нем. посольство в Бухаресте пыталось оказать давление на Н., чтобы он осудил избрание Московского патриарха, однако эти действия, как отмечалось в телеграмме нем. посла в МИД Германии от 2 нояб., результата не имели (Politisches Archiv des Auswärtigen Amts Bonn. Inland 1 D, 4779). Не оказало воздействия на Н.

http://pravenc.ru/text/2565576.html

Кандидатура архим. Палладия, утвержденная нем. властями, долгое время оспаривалась в Украинской церковной раде и др. укр. орг-циях, что было связано с конфликтом Палладия с Огиенко из-за различия в политических взглядах. Только после того, как архим. Палладий (после хиротонии еп. Илариона (Огиенко)) дал письменное обязательство поддерживать все решения последнего, Иларион согласился на участие в наречении и хиротонии Палладия. Наречение архим. Палладия во епископа Краковского и Лемковского состоялось в Варшаве 16 янв. 1941 г., но из-за споров о территории епархии и количестве приходов (часть которых митр. Дионисий хотел сохранить в Варшавской епархии) архиерейская хиротония состоялась 9 февр. 1941 г. На следующий день Палладий был возведен в сан архиепископа. После оккупации нацистами Зап. Украины и создания 1 авг. 1941 г. дистрикта Галиция, вошедшего в Генерал-губернаторство, к Краковской епархии была присоединена территория современных Львовской, Ивано-Франковской и частично Тернопольской областей Украины; по декрету митр. Дионисия от 17 авг. 1941 г. епархия сменила название на Краковско-Лемковская и Львовская. Малочисленная Краковская епархия (24 прихода) была образована прежде всего для того, чтобы дать более чем 20 тыс. принявших Православие лемков своего епископа, который должен был их постепенно украинизировать. Фактически с сент. 1940 г. до весны 1941 г. епархией управлял близкий к украинским национальным кругам прот. Мартин Волков, бывший депутат польского сейма, возможно один из инициаторов учреждения кафедры. С 1939 г. Волков являлся настоятелем краковского Успенского правосл. прихода (существовал с 1918). Вместе с викарием свящ. Евгением Гриневичем он в 1940 г. украинизировал приход, заменил церковнослав. язык в богослужении украинским. Несмотря на то что кафедрой правящего архипастыря был определен Успенский храм в Кракове, архиеп. Палладий постоянно находился в Варшаве (долгое время не удавалось добиться согласия нем. властей на переезд архиерея в Краков), руководил епархией, опираясь на канцелярию в Варшаве, которой заведовал свящ. Александр Чубук-Подольский, а также на обладавшую особенно широкими правами Краковскую духовную консисторию, которой управлял в качестве секретаря прот. Мартин Волков, являвшийся фактически наместником правящего архиерея. Резиденция епископа оставалась в Варшаве еще и потому, что маловместительный Успенский храм в Кракове, размещавшийся в военных казармах на окраине города, в 1940 г. был реквизирован под военные нужды. В качестве компенсации немцы в дек. 1940 г. выделили правосл. общине Кракова бывшую синагогу «Агават Раим» Еврейского благотворительного об-ва в старой части Кракова. В 1941 г. архиеп. Палладий освятил в этом помещении храм Успения Божией Матери, там же разместилась консистория.

http://pravenc.ru/text/2458925.html

Александров Георгий Федорович (1908–1961), советский партийный и государственный деятель. В 1940–1947 гг. возглавлял Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Алексий (Громадский Александр Якубович) (1882–1943), митрополит. С 1918 г. в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. Ректор Кременецкой духовной семинарии (1919–1922). Епископ Луцкий, викарий Волынской епархии (1922). Епископ Гродненский и Новогрудский, член Синода автокефальной Православной Церкви в Польше (1923). Архиепископ Гродненский (1928–1934). Архиепископ Волынский и Кременецкий (1934–1940). Архиепископ Тернопольский и Галичский (1940–1941). В 1940 г. возвратился в юрисдикцию Московского патриархата. Архиепископ Ровенский и Кременецкий (1941). Архиепископ Волынский (1941). После установления режима немецко-фашистской оккупации не признал юрисдикции митрополита Варшавского Дионисия (Валединского) на Украине и предпринял меры по установлению канонически правомерного церковного управления. В августе 1941 г. созвал в Почаевской Лавре епископское совещание, на котором было принято решение о восстановлении автономного статуса Украинской Православной Церкви в юрисдикции Московского патриархата. В ноябре 1941 г. избран Экзархом Украины. Позднее возведен в сан митрополита Волынского и Житомирского. Убит по дороге из Кременца в Луцк украинскими националистами. Алексий (Кабалюк Александр Иванович ) (1877–1947), схиархимандрит, священноисповедник. Родился в карпато-русской деревне Ясенье в семье лесоруба. Уехал на Афон, где принял православие в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Поступил в Яблочинский монастырь на Холмщине. Иеромонах (1910). Второй раз посетил Афон в 1910 году в сане иеромонаха. После возвращения в Подкарпатскую Русь служил священником в с. Иза (бывшей тогда на территории Австро-Венгрии) в Подкарпатской Руси. Видный миссионер. От преследования австро-венгерских властей еще до революции был вынужден бежать в Америку, где продолжал свой миссионерский подвиг в карпато-русской колонии вместе со священномучеником Александром Хотовицким. Около 1913 г. добровольно вернулся в Австро-Венгрию. В 1914 г. был осужден в г. Мараморош-Сиготе на 4 года и шесть месяцев и штраф 1000 крон. Вернувшись из заключения, основал Св. Никольский монастырь в с. Иза и был там настоятелем до 1925 года. В 1921 году принял участие в организации церковного собора, на котором была образована Карпаторусская Восточная Православная Церковь в юрисдикции Сербской Православной Церкви. В 1920-е гг. возглавлял православные приходы в Карпатской Руси. Полномочный делегат Карпаторусской Православной Церкви на соборе Сербской Православной Церкви в г. Сремские Карловцы (1930). Инициатор и вдохновитель православного съезда в г. Мукачево (1944), на котором было принято решение о присоединении Карпаторусской Церкви к Московскому Патриархату. В 2001 г. Украинской Православной Церковью причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. Цветаевой. 230 “У мельницы” — первый опубликованный рассказ И. С. Шмелева (Русское обозрение. 1895. No 7). 231 “Русское обозрение” — ежемесячный журнал (1890—1898). 232 Первый курс университета… — И. С. Шмелев закончил юридический факультет Московского университета (1894—1898). 233 …в усадьбе матери… — 14 июля 1895 г. И. С. Шмелев венчался с О. А. Охтерлони в с. Трахоньеве на Клязьме. 234 “Современные записки” — ежемесячный общественно-политический и литературный журнал (Париж, 1920—1940), ред. коллегия: Н. А. Авксентьев, И. И. Бунаков, М. В. Вишняк, А. И. Гуковский, В. В. Руднев. 235 …на немецком… — см.: Шмелев И. С. Библиография/Сост. Шаховской Д. M. Paris, 1980. С. 30—31. 236 И. А. понял… — имеется в виду оценка романа “История любовная” в кн. И. А. Ильина “О тьме и просветлении”. См.: Ильин И. А. Собр. соч. Т. 6. Кн. 1. С. 375. 237 …профессор-педагог немецкий… — возможно, речь идет о проф. А. Ф. Лютере, переводчике произведений И. С. Шмелева на немецкий язык. О нем см. прим. 714 к письму 183. 238 …мой успех в Праге… — Шмелев приехал в Прагу в мае 1937 г. в связи с торжественными церемониями по поводу 100-летия со дня смерти А. С. Пушкина, выступал 13 и 14 мая. 239 …моя речь о Пушкине и “купели Православия”… — “Заветная встреча. Из речи в столетнюю годовщину смерти Пушкина” (1937). 240 “Последние новости” — ежедневная газета (Париж, 1920—1940), редактор — П. Н. Милюков (с 1921 г.).  Ед. хр. 6. Л. 27 — 29. Письмо, рук. 241 …чудесная девчонка… — имеется в виду Люсьен Лекомт (Lucienne Lecomte) (p. 1920). В 1943 г. приняла православие и вышла замуж за Ива Жантийома (венчание 2 мая в соборе св. Александра Невского в Париже).  Ед. хр. 6. Л. 38, 39. Письмо, рук. 242 …нашему “Книгоиздательству писателей”… — имеется в виду “Книгоиздательство писателей в Москве” (1912—1923). 243 …когда рухнул французский фронт… — вероятно, И. С. Шмелев имеет в виду дату официальной капитуляции Франции 22 июня 1940 г. 244 …оказался в Пиренеях… — с 1940 г. Ив Жантийом был на военной службе в этом районе.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

986 Зутис В. Эллинизм в Америке. Нью-Йорк, 1954. С. 147. Цит. по: Ириней, митр. Послание Его Святейшеству Святейшему Афинагору//Русско-американский православный вестник. 1967. С. 219. 993 См.: Бочков П., свящ. История «Американской Православной Католической Церкви». От миссии к расколу и регрессу//Труды Перервинской Православной духовной семинарии. 12. М., 2015. С. 42–44. 998 Ириней, митр. Письмо Патр. Алексию 3.01.1967//Архив ОВЦС. Д. 49 «Русский Загранич­ный церковный раскол». П. «1968». Л. 8, 9. 1001 Никодим, митр. Американская православная митрополия//Архив ОВЦС. Д. 49 «Русский Заграничный церковный раскол». П. «1969». Л. 12. 1003 Orthodox America 1794–1976. Development o f the Orthodox Church in America. N.Y., 1975. C. 263. 1009 Подробнее см.: Л. Н. Парийский о церковной ситуации в Америке в середине 1940-х гг.//Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 6 (49). С. 65–118. 1010 Ляшевский С., прот. Копия письма неизвестному лицу//Архив Свято-Троицкой духовной семинарии. Фонд «Ляшевский». К. 1. П. 14. 1012 Фотиев К., свящ. Отчет о встрече специальной комиссии Митрополии с митрополитом Никодимом 21 января 1969 г. С. 2//Архив Свято-Троицкой духовной семинарии. Фоня «Маевский». К. 4. П. 1. 1021 Серафим (Иванов), архим. Митрополит Дионисий возвратился к власти//Православная Русь. 1940. 18–19. С. 8; ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1.Д. 194. Л. 1. 1026 В Генерал-губернаторстве//Церковная жизнь. 1940. 12. С. 190; Хиротония архиман­дрита Иллариона Огиенко//Православная Русь. 1940. 21. С. 8. 1028 По поводу «открытого письма» гг. Лосского и Пьянова//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1946. 3. С. 11. 1034 См.: Грамота Вселенского Патриарха//Церковная жизнь. 1947. 1. С. 1; Грамота Все­ленского Патриарха//Церковная жизнь. 1950. 1–2. С. 1. 1035 См.: Письмо Вселенского Патриарха на имя Высокопреосвященнейшего митрополита Анастасия//Церковная летопись. 1946. 3. С. 2. 1036 См.: Москва и Константинополь//Церковный вестник Западно-Европейского Православного Русского Экзархата. 1954. 1. С. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отец Николай поинтересовался, можно ли будет друзьям этих девушек заплатить деньги за поездку какому-нибудь министерству в Белграде, а девушки в свою очередь получат билеты на поезд в здешней дипмиссии, при этом расходы миссии будут покрыты суммой, депонированной в Белграде. Параллельно Мария Алексеевна Неклюдова в Белграде делала аналогичные запросы в различные государственные ведомства. Некоторого успеха все-таки удалось достигнуть. К концу октября Мария Алексеевна отправила банковский ордер на сумму чуть более 4 фунтов стерлингов на имя одной из девушек, Ирины Шаховской. Ее родители передали эти деньги через коммерсанта, у которого был счет в Лондоне. Отец Николай при этом утверждал, что 4 фунта — это даже не половина стоимости дороги из Белграда в Лондон . Историк-исследователь железных дорог Марк Смит предполагает, что, возможно, путешествие поездом из Лондона в Белград в начале 1940 года не было таким опасным, как думал отец Николай. Он пишет: «Я не вижу никакой проблемы доехать до Парижа или даже до Кале, а оттуда до Белграда. Немцы оккупируют Францию [май 1940 года], Италия — их союзник, США еще не вступили в войну, поэтому над Германией пока нет самолетов B-17, да и у Королевских ВВС нет тяжелых бомбардировщиков. Итак, в 1940 году, вероятно, вполне можно было проехать по железной дороге, и наиболее вероятный маршрут был бы такой: Париж-Лозанна-Милан-Загреб-Белград» . Юлии Бурачек ( прим. — в написании этой фамилии, мы придерживаемся общепринятого русского написания Бурачек, хотя в британских и американских юридических документах это имя пишется как Буратчок (Buratchok) и Буратчек (Butachek). Для окончательного решения этого вопроса необходимо нахождение написания фамилии Юлии на русском языке) было 23 года, когда она приехала в Англию с хором «Белградских соловьев» в апреле 1939 года. Она путешествовала по югославскому паспорту, который был выдан в Панчево, и была просто студенткой, но не певицей, судя по записям архимандрита Николая. Вместе с Еленой Родзянко Юлия жила в монастыре Святого Спасителя на Грейт-Кембридж-стрит в районе Хаггерстон, Лондон.

http://bogoslov.ru/article/6166355

протоиерея Иакова Смирнова (1732–5.10.1815), псаломщик (с 1776), настоятель (1780–1840). (1813–15.10.1875), настоятель (1842–1875). (1845–4.1.1923), настоятель (1877–1923). протоиерея Иоанна Лелюхина (30.1.1883–2.5.1945), второй священник (с 1919), настоятель (1923–1926). (24.7.1896–22.8.1963), настоятель Синодального прихода (1933–1936); помощник настоятеля (1955–1956). протоиерея Симеона Солодовникова (1.2.1883–20.3.1939), настоятель Синодального прихода (1936). протоиерея Николая Бера (27.3.1879– 9.3.1940), настоятель Патриаршего (с 1931 г. Евлогианского) прихода (1927–1940). протоиерея Владимира Феокритова (15.7.1881–10.7.1950), певчий (с 1908), диакон (с 1914), священник (1939); настоятель Евлогианского (с 1945 г. Патриаршего) прихода (1940–1950). иеромонаха Варфоломея (Кассано) (?–23.6.1746), псаломщик (с 1716), настоятель (1737–1746), племянник архимандрита Геннадия. схи-иеромонаха Иоанна (Дьяковского) в монашестве Ефрем (?–1795), настоятель (1766–1768) (в сане иеромонаха), позднее насельник Нямецкого монастыря в Молдавии, ученик прп. Паисия (Величковского) . иерея Стефана Ивановского (?–13.2.1765), псаломщик (с 1739) настоятель (1749–1765). иерея Василия Попова О упокоении Священнослужителей Русской Успенской церкви в Лондоне митрополита Серафима (Лукьянова) (1879–18.2.1959), служил в Успенской церкви в 1926 г. (в сане архиепископа, на правах викарного епископа митрополита Евлогия). архиепископа Нафанаила (Львова) (1906–7.11.1986), в 1950–1952 гг.управляющий приходами Зарубежной Церкви в Великобритании. архимандрита Николая (Гиббса) (1876–24.3.1963), (в миру Чарльз Сидней Гиббс, учитель царских детей страстотерпцев Алексия, Марии и Анастасии) служил в Синодальном приходе в 1937–1940 гг. архимандрита Льва (Жилле) (1893–29.3.1980), настоятель церкви свт. Василия Великого при Содружестве мученика Албания и преподобного Сергия в Лондоне (1944–1980); временами служил в Патриаршем приходе. архимандрита Лазаря (Мура) (1902–27.11.1992), помощник настоятеля Синодального прихода (1949–1951) (в сане игумена).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В свете этих обстоятельств РКМ (а под его воздействием и архиеп. Серафиму) пришлось пойти на серьезные уступки, но в результате временно склонить на свою сторону чиновников правительства генерал-губернатора и СД. Архиеп. Серафим к началу января 1940 г. письменно пояснил, что он не будет делать ничего, что могло бы привести к потере автокефалии Православной Церкви в Генерал-губернаторстве. Он также не будет переносить свою резиденцию в Варшаву, а оставит ее в Берлине, и наконец, в ближайшее время распорядится о следующих мероприятиях: назначение украинских священников в украинские приходы; сохранение выступлений и проповедей за богослужением на украинском языке; служение литургии на церковнославянском языке с украинским выговором. Кроме того, архиепископ сообщил, что он собирается назначить украинского священника администратором Холмщины, распустить православную консисторию в Варшаве и уволить русских служащих 180 . Обещание ничего не предпринимать против автокефалии вовсе не означало ее признания, видимо, архиеп. Серафим был вынужден временно «закрыть глаза» на формальное продолжение ее незаконного существования 181 . Указанные уступки на первых порах удовлетворили правительство Генерал-губернаторства, и 13 января 1940 г. начальник его отдела церковных дел написал в МИД, что он не может согласиться с поступившей запиской этого ведомства. Хотя передача церковного руководства архиеп. Серафиму еще не была полностью согласована, но фактически уже предопределена. В письме подчеркивалось: «Подразделение СД в Варшаве тоже судит о позиции Серафима в отношении украинцев как о полностью лояльной. Насколько мне известно, это мнение, к которому я присоединяюсь, разделяет и гестапо в Берлине» 182 . Таким образом, силы противоборствующих сторон в начале 1940 г. стали примерно равны, и они в конце концов пошли на своеобразное компромиссное соглашение. 19 января 1940 г. по приглашению уполномоченного генерал-губернатора доктора Хейбера состоялось обсуждение вопросов, затрагивающих Православную Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После латинских уроков был у Зандера с о. Ж. Жуанни. Очень серьезно обсудили все дело помощи мобилизованным. Французский комитет будет издавать с конца января православную газету для воинов с религиозными статьями и практическими сведениями. Заключили с ним полный конкордат. Суббота 7/20 января 1940. Владыке лучше, но все же он так слаб, что вместо положенных получаса смог просидеть пять минут, а ему все время лежать неполезно. В «Journal Officiel» опять закон о призыве. Все, кто десять лет во Франции, могут записываться во французские полки, а некоторые специалисты – прямо в интендантство. «Случайно» видел у Осоргиных сестру милосердияиз Autun, которая сообщила радостную весть: Блуму 225 разрешили отмечать всех русских раненых, заботиться специально о них как доктору и устроить как церковнику приезд о. Германа 226 . Полковник, заведующий госпиталем, разрешил даже устроить настоящую chapelle orthodoxe 227 в одной из больниц. Это очень большая победа. Понедельник 9/22 января 1940. На епархиальном совете оформлена передача временно верховной власти епископу Иоанну совместно с советом, который будет действовать согласно инструкции Митрополита. Среда 11/24 января 1940. Разговорился после обеда со студентами [Богословского института]. Они все единодушны со мной: не дается никакой практической подготовки; выходят из Института не кандидаты в пастыри, а полуученые люди, которые неприменимы в жизни. Теория убила практику. Вторник 17/30 января 1940. Н.Н. Кедров Мать 228 первая утром прочла в «Последних новостях» весть о кончине Николая Николаевича. Телеграмма пришла только к обеду. Хотя мы и знали о болезни Н.Н., но его кончина была все же неожиданным ударом для всей нашей семьи, с которой он был близок и [которой] любим. [...] Смерть Н.Н. – великая потеря для России и русской культуры, которой он служил всю жизнь, потеря и для православной Церкви, которой он был верным сыном. За 43 года крестового похода с русской песнью по всему миру Н.Н. со своим квартетом завоевал славу, которая выпадает редко на долю музыканта и певца. Он не только знакомил с русской музыкой и песнью весь мир, но и привлекал людей к России, подлинной, национальной, вечной. Квартет жил, пока жил Н.Н., а теперь его дело кончено. Колюн 229 будет продолжать музыкальное дело отца, но такого квартета не создашь. Ник. Ник. был замечательный гармонизатор и прекрасный духовный композитор. Его «Отче наш» – одно из лучших в нашей богатой духовной сокровищнице. Незадолго до смерти он написал заупокойную ектению и передал ее Н.П. Афонскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далеко не последнюю роль в этом процессе играли незарегистрированные общины и заштатное духовенство. Последнее стало основным кадровым резервом легальной Церкви как на епархиальном, так и на общецерковном уровне. В период войны развернулась и была признана властями церковная благотворительность. На пять лет (до 1948 г.) к легальному существованию вернулись паломничества к неофициальным (находившимся не в действующих монастырях) святыням и традиционные крестные ходы внутри приходов. Была легализована и постепенно нашла свое место в системе государственного распределения ресурсов хозяйственная деятельность Русской Церкви. Можно сказать, что легализация церковного подполья была одним из важнейших механизмов церковного возрождения 1940-х гг. Переход большей части церковной жизни к нелегальному существованию в 1920–1930-е гг. и ее возвращение в сферу легальности в 1940-е гг. были бы невозможны без участия в этих процессах легальной церковной иерархии — епархиальных архиереев и центрального церковного руководства. Исследованию их места в процессах, происходивших в церковном подполье в 1920–1940-е гг., и посвящена настоящая статья. Легальный епископат и церковное подполье в 1920–1930-е гг. Впервые вопрос о взаимоотношениях легального епископата и церковного центра с церковным подпольем поставили зарубежные историки В. И. Алексеев и Ф. Ставру, изучавшие жизнь Православной Церкви на оккупированных территориях во время Великой Отечественной войны. В немецких архивах ими была обнаружена записка Патриаршего экзарха Прибалтики митрополита Сергия (Воскресенского), бывшего с конца 1920-х гг. управляющим делами Временного Патриаршего Синода, а затем — Патриархии в сане епископа Дмитровского и одним из ближайших помощников Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского). Оказавшись в 1941 г. на оккупированной территории Прибалтики, митрополит Сергий вынужден был отстаивать перед немецкими властями необходимость сохранения канонического общения Прибалтийского Экзархата с Московской Патриархией.

http://pravmir.ru/ekopat-russkoy-pravosl...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010