Архимандрит Иустин (Пырву) …Таков «современный человек», лишенный благодати Божией, лишенный этих таинств исповеди и причастия и всех благ небесных и земных. Мы все время бежим от хорошего, отгоняем его и дошли до того, что нам неприятен запах ладана, базилика … Мы говорим: «Мне это не нравится!», «Меня это напрягает, у меня болит голова от этого дыма и чада свечей, я не могу тут долго находиться!» И приходит на нас всякое зло. Я ведь не против модернизации, не против прогресса. Прогресс очень хорош, но всё должно быть на своем месте. Чем цивилизованнее человек, чем он культурнее, информированнее, тем он лучше как христианин. Ценность народа, как и человека, тем выше, чем больше он знает Евангелие и живет по нему. Если бы человек внимательно читал только вторую вечернюю молитву, то и там он нашел бы всю философию христианина в двух-трех фразах: « Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое на ложи моем. Просвети ум мой светом разума Святаго Евангелия Твоего » – то есть человек должен весь день проживать со словом Евангелия. « Душу любовию Креста Твоего » – то есть речь идет о страдании за ближнего, о жертвенности, ибо напрасной была твоя жизнь, если она прожита в одиночестве и эгоизме! Нет, в душе должна быть любовь Креста Твоего . Христос для чего взошел на Крест? Он взошел на Крест из любви к человеку падшему, человеку погибшему. « Сердце чистотою словесе Твоего » – то есть вот где исходный центр жизни человеческой – в сердце. Сыне, дай Мне твое сердце! Ничего другого Христос не хочет, кроме сердца человеческого. Почему Христос стучит в дверь? Он стучит, чтобы ты открыл Ему свое сердце. « Тело мое Твоею страстию безстрастною » – то есть всегда надо иметь в виду, что только страдание ведет тебя по пути совершенства. « Мысль мою Твоим смирением сохрани » – другой вопрос: а что такое смирение? Оно – риза Божества. И вот так мы будем стараться исправить всю жизнь нашу. Вечерние молитвы – как исповедь перед духовником. Так было установлено, что ты должен исповедоваться перед духовником 4–5 раз в году. Заданы этакие вехи – исповедоваться в посты, чтобы человек знал. Но в общем исповедь – это как при зубной боли. Если у тебя начинает болеть зуб, ты уже не ждешь следующей недели, не ждешь, когда стоматолог приедет к вам в село, но едешь прямиком в Пятра-Нямц или Яссы и вырываешь зуб, потому что не можешь спать, не можешь работать, не можешь делать ничего. Вот то же самое происходит и с «зубом души». Начал грех грызть твою душу – иди к «врачу» и вырви свои грехи! И там ты уже встаешь исправленным, здоровым и продолжаешь нормальный ход своей жизни.

http://pravoslavie.ru/59364.html

Хочу привести еще одно свидетельство об отце Проклу, коль скоро мы находимся в монастыре, один из престолов которого освящен в честь Преподобного Серафима Саровского. Уверена, что очень многие из вас, глядя на отца Проклу, думали о святом Серафиме Саровском. О сходстве между ними. Монах Проклу (Никэу) в своей келлии Как-то я проходила через одно искушение. Пришла, как обычно, к отцу Проклу и хотела открыть ему все. Но ему ничего не надо было говорить: он отвечал прямиком на твои мысли. А я пребывала в большом смятении: хотела кое-что узнать о молитве, о сердечной молитве, но говорить ему о радости, об утешении Духа Святого побаивалась. Ведь все начинается с переживаний, и я боялась впасть в прелесть. Спрашивала об этом у своего духовника, но почувствовала, что он меня не понял, и поэтому хотела поговорить с батюшкой. Но не могла! Стояла рядом с ним и не могла! И батюшка заговорил так: – Есть такие минуты в жизни, когда Дух Святой утешает твое сердечко, и ты хочешь поговорить с кем-нибудь, а не с кем. Потому что он тебя не понимает. И все говорил и говорил, глядя на меня. А я не отваживалась сказать ему об этом, не отваживалась. И тогда он сказал, что у него побаливают ноги: – Ну, что мне делать с этими ногами? – А вы приезжайте к нам, мы покажем вас врачу! И он согласился! К нашему и его сестры удивлению. – Ну, всё, приеду, завтра утром в 6 часов забирайте меня отсюда. И тогда мне выпало огромное счастье остаться с ним наедине, с глазу на глаз. А я все думала: «Сказать ему, не сказать?» И тут батюшка опять повторяет: – Хочешь сказать что-то, а некому. И я подумала: «Больше молчать нельзя, если он скажет это и в третий раз, я должна буду сказать ему!» И он в третий раз повторяет: – Хочешь сказать что-то, а некому. Я поняла, что батюшка читает меня как открытую книгу И тут я поняла, что батюшка читает меня как открытую книгу. Он действительно читал не только мое настоящее, но и прошлое. И только я хотела открыть рот, чтобы заговорить, как батюшка встал, как-то переменился в лице, и слезы потекли у него лицу. И тут он весь исполнился света, возводит глаза к небу и говорит:

http://pravoslavie.ru/154276.html

– Как же сияет! Страшен час смерти! Ты не видишь? Ну, ладно, увидишь! Примерно через полчаса зашли монахиня с моим супругом. И батюшка больше ничего не сказал об этом свете. Только время от времени поглядывал на это место и вздыхал. Мы долго у него не задержались. Он говорил нам только о смертном часе, о смерти, и все повторял: – Страшен час смерти. Простите, я забыла упомянуть одну деталь. До того, как мать Филофея пришла с моим супругом, батюшка все пытался показать мне свет, и тогда я сказала: – Батюшка, а может, там какой-нибудь отшельник в лесу? Может, это отшельник, может, вам надо пойти взглянуть на него? Батюшка говорит: – Меня ведь ноги не держат, я не смогу туда дойти. А потом, улыбаясь, озорно говорит: – Да и не время еще! Не время, но потом тоже туда пойду. Да… Потом, когда мы сели в машину, я тут же рассказала мужу о произошедшем, а он меня спрашивает: – И ты совсем ничего не видела? – Ничего. Даже впечатляющего заката не было. Только какие-то облачка на небе. И мы поехали домой, в Яссы, а когда доехали, было уже около половины одиннадцатого. И тут я получаю сообщение, что отец Иустин отошел ко Господу! Но даже тогда не поняла, о чем говорил батюшка. Разворачиваемся и тут же мчимся в Петру-Водэ. Там говорим, что нам надо к батюшке. Отца Иустина мы знали, у нас было его благословение, но мне и в голову не пришло, что отец Проклу говорил об отце Иустине как монахе, пришедшем проститься с ним. Когда мы вошли в храм, батюшка уже лежал там, в Петру-Водэ, наверху, у монахов, и начиналась утреня. И когда я увидела отца Иустина там, в гробу, худого, с восковым лицом и длинной белой бородой, в памяти тут же всплыли слова отца Проклу. Только тогда я поняла, о ком говорил батюшка. Меня охватил ужас: мы же просто заглянули в страницу «Патерика» Я рассказала монахиням, с которыми мы дружили, о том, что произошло, а они спросили, в котором часу он был у отца Проклу. И сказали, что в половине шестого он впал в кому. Я была потрясена, когда поняла, что это было чудо, и попросила их никому об этом не рассказывать, сохранить все в тайне. Меня охватил ужас: мы же просто заглянули в страницу «Патерика».

http://pravoslavie.ru/154276.html

Примечательно, что в псалме 17 Яхве описывается схожим образом: он восседает на херувимах (ср. с описанием Баала из поэмы о постройке дворца (I, 12–13): «На керубе восседая, мощно громыхает муж небесный!»), выпускает из ноздрей дым, а из своих уст – огонь, рассеивает по небу молнии (что, несомненно, отсылает к атрибутам ханаанского бога Грома и «Владыки Жара»). Атрибуты громового бога, ниспосылающего дождь, находим, в частности, также в книге Иова ( Иов.38:25–26 ), в книге пророка Амоса (4, 7] и пророка Иеремии (25, 30). Культ Баала был самым распространённым на территории Ханаана. В некоторых районах Сирии он был также известен под своим личным именем Хадад, или Адад («гром»). Этот молодой, сильный и смелый бог считался покровителем многих городов региона. Неслучайно именно с этим божеством связаны многочисленные сюжеты борьбы ветхозаветных пророков за чистоту веры в Израиле. Рис. 45. Баал. Фото автора Баал – одновременно сын Эля, поскольку тот «отец всех богов», и в то же время он именуется сыном космического бога второго ряда – бога сельского хозяйства, дождя и злаков Дагана (Дагона) 400 . Имя этого божества 401 , по одной из версий, означает «колос», по другой, менее вероятной, – «рыба». Библия сообщает, что почитание Дагана было особенно распространено среди филистимлян 402 . Культ Дагана существовал и в Угарите, судя по тому, что один из главных храмов этого города был посвящён данному божеству. Ещё одним важным персонажем ханаанского пантеона был бог Йамму (семитск. ym – «море»). Он – «Князь Моря, Правитель Реки», возлюбленный сын Эля, которому тот завещал свою власть. В одном из текстов он именуется «семиглавым драконом» 403 . У Баала был ещё один брат и соперник – бог Муту («смерть») – божество смерти, владыка подземного царства. Как и все боги, Муту был рождён от Эля. §5 Ханаанская мифология Возвышение Баала Текст, излагающий данный миф, сообщает о том, что Баал и его сподвижники неожиданно напали на Эля (Илу) в его дворце на горе Цафон. В результате «нечто» упало на пол, что обычно интерпретируется как оскопление верховного бога, т. е. лишение его власти.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Людмила 7 декабря 2010, 00:00 спасибо за информацию.Прочитав,чувствуешь себя частицей чего-то большого хорошего.Спасибо служителям Православной Церкви, высоко несущим знамя православия Игорь 6 декабря 2010, 20:00 Простите, хотел бы добавить, что " сеет муту не среди мириян и священноначалия, а среди мирян и священства. " Игорь 6 декабря 2010, 20:00 7. Некоторые каноны действительно могут истолковываться в историческом контексте, и следовательно не соблюдаются, но это не может касаться апостольских правил, что засвидетельствовано Трулльский собором вторым своим правилом, " чтобы Отныне... тверды и ненарушимы пребывали принятые и утвержденный жившими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданные именем святых и славных Апостолов восемдесятпять правил " . Вот и все, собственно, о 45-м апостольском правиле.А на недавнем собрании в наше Церкви, архиепископ Елисей разрешил тем священникам, которые имеют желание поминать инославных (в записках), в том числе мусульман, иудеев, поминать в Алтаре, но только не на проскомидии.Один священник сказал: " А что Алтарь после проскомидии уже на Алтарь, что в немсвященник может поминать мусульман? " .Записки с имена напротив которых было обозначено " мусульманин " или " некрещенный " я видел неоднократно.И подтверждаю тот факт, что поминались они священником именно на проскомидии.Как и тот факт, что совершаются одним из священников панихиды по инославным.Какое уж тут 45-е правило.Ведь церковь рулит! Мой последний комментарий на вашем сайте.6 декабря.Бог да хранит всех нас. Игорь 6 декабря 2010, 20:00 6. Вы предложили диалог в материале : " Церковь «рулит», или Кому и когда нужно рассказывать о внутрицерковных проблемах " .Не будет никакой дискуссии.Ибо выступит, допустим, о.Андрей Ткачев, патетически воскликнет " за что ты меня бьешь " и тут же обличит грех и злобу, нет, не свою, чужую.Ибо церковь действительно " рулит " .Сознательно написал Церковь с маленькой буквы.Потому как есть Церковь и церковь.Есть Благодать и есть " автоматическая благодать " , есть даже счетчик этой автоматической благодати. Я люблю Церковь и люблю священноначалие.Настоящее священноначалие.К тому же, которое говорит в Алтаре : " Я - Анархист " , пытаюсь выработать такое отношение, которое не приведет меня к греху осуждения, следствием чего будет духовная смерть.И у меня настоящая борьба, без красивых слов, высоких фраз, без осуждения и практически в одиночку.Священник, которому исповедаюсь не так часто бывает в городе.Нет, в Алтаре есть и иподъяконы и священник, которым так же как и мне не нравится то, что проишодит, но здесь далеко от Родины, мы одни.Пусть блудные чада Церкви и блудные сыны отечества, но все же чада и сыны.

http://pravoslavie.ru/43288.html

Несмотря на то что Баал узурпировал верховную власть, он всё ещё не имеет собственного дворца (храма), как остальные боги 407 . Но этот дворец он может построить только с благословения и согласия Эля, который всё равно остаётся формальным главой пантеона. Баал решает прибегнуть к посредничеству и помощи Асират (Ашеры). Богиня идёт к Элю и заверяет его, что отныне Баал «будет давать изобильный дождь» и будет «впредь посылать свой голос в облака». Эль даёт свою санкцию на строительство храма, и Баал теперь может соорудить дворец. Он обращается к Кусар-и-Хусасу, но требует, чтобы построенный дворец не имел окон, поскольку опасается, что через них сможет проникнуть Йамму 408 . Однако в конце концов он всё же соглашается на окна 409 . И Кусар-и-Хусас осуществляет постройку 410 . Баал и Муту После окончания строительства дворца Баал решает сразиться с Муту. Баал направил к нему посланцев сообщить, что отныне он, Баал, один является царём богов и людей, «так что боги могут жить в довольстве, а люди, их большинство на земле, будут вдоволь накормлены». При этом посланцев предостерегают, что им предстоит дойти до края света, где имеются две горы, под которыми находится вход под землю. Приподняв их, они смогут спуститься в царство Муту, где сам Муту восседает на троне в грязи и смраде, но они не должны приближаться к нему, дабы он не поглотил их, подобно тому как он поглотил многие человеческие жизни в результате засухи, вызванной небывалой жарой. Муту отправил посланцев обратно, приказав Баалу явиться к нему, поскольку Баал убил Йамму; теперь его очередь спуститься в подземный мир. Баал приказал своим посланцам сказать Муту: «Приветствую тебя, Муту, сын Илу! Я твой раб, твой навеки». Торжествуя, Муту объявил, что, очутившись в подземном мире, Баал утратит свою силу и будет побежден. Он приказал ему привести с собой сыновей и свиту: ветры, облака и дождь. Баалу ничего не остаётся как согласиться. Перед тем как спуститься в подземный мир, он соединился с тёлкой, и у него появился сын. Баал завернул ребёнка в свою одежду и поручил его Элю 411 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Это позволяет, конечно до некоторой степени, говорить и об общности лежащих в основе предполагаемого читательского восприятия представлений. Так, можно думать, что внимавшие словам Исайи знали, о каком существе идет речь в этом предсказании, к тому же они обладали образом, обеспечивающим его «узнавание». Прежде всего заметно изменение семантики лексической единицы br в книге Исайи по сравнению с хананейской мифической поэмой: еврейское слово , несомненно, значит «бегущий» и не указывает специально на вредоносность 933 . Септуагинта переводит его словом φεγοντος Параллельная лексема ‘qltwn (), тождественная угаритской ‘qltn со значением «извивающийся», переведена, соответственно, как σκλιον. Это греческое слово обладает двойным значением: собственно «извивающийся» и «коварный», «хитрый». Имя Левиафан (угарит. Латану) интерпретируется в Септуагинте как синоним слова что ясно следует из перевода их обоих одним греческим термином δρκων. Таким образом, его смысл как имени собственного либо был утрачен ко времени перевода, либо изначально не предполагался. Но существеннее то, что дает контекст. Угаритская поэма рассказывает о битве Ба‘лу с Муту, в интерпретации У Кассуто – борьбе жизни со смертью 934 . I-й столбец открывают слова Муту, обращенные к его противнику: он угрожает Ба‘лу поступить с ним так же, как тот некогда поступил со змеем Латану. Чем заслужил тот змей свою судьбу, установить в точности не удается, однако ясно, что это морское чудовище убито Балу, вероятно, в связи с его войной против бога моря и «речного судьи» Йамму 935 , претендовавшего на мировое господство. Известно из другой поэмы, что в битве с Йамму Ба‘лу обращался в бегство, но наконец победил при помощи заговоренного оружия. В сражении же с Муту он погибает и воскресает лишь благодаря своей сестре и супруге-деве ‘Анату, которая убила Муту и «просеяла его». Поскольку Муту проглотил Ба‘лу, из останков Муту, просеянных в землю, которая и олицетворяется ‘Анату, Ба‘лу оживает. Контекст пророчества Исайи также связан с темой смерти и воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Далее говорится, что Баал сопричёлся мёртвым, но о самом характере смерти ничего не сообщается. После лакуны указывается, что два посланца известили Эля, что они нашли тело Баала. Эль растерзал свои одежды, расцарапал лицо своё и, бия себя в грудь, опустился на землю 412 . Он вопиет в отчаянии: «Баал умер! Что станет с людьми?» Внезапно характер поведения Эля меняется: он начинает действовать чётко и со властью, понимая, что жизнь Вселенной оказывается под угрозой из-за смерти Баала, и потому просит Асират (Ашеру) выбрать одного из их сыновей преемником Баала на царском троне 413 . Богиня выбирает Атара, «Ужасного». Но, сев на трон, тот видит, что трон ему велик, и заявляет, что не может быть царём. Тем временем Анат отправляется на поиски тела Баала. Найдя его, она кладёт его себе на плечи и отправляется на север. Похоронив его, она жертвует много скота для погребального пира. Спустя некоторое время Анат встречает Муту. Схватив его, «она режет его ножом; через сито просеивает его; на огне поджаривает его; мельницей размалывает его; на полях она засеивает его, и птицы поедают его» 414 . Затем Элю кажется, что «жир капает с неба и мёд течёт в водах». Это означает, что Баал вернулся в мир. Эль разражается смехом и объявляет, что будет сидеть и отдыхать, потому что «победоносный Баал жив, Царь Земли существует» 415 . Муту возвращается через семь лет и жалуется на то, как с ним поступила Анат. Он предъявляет претензии богам, что Баал отнял у него власть, и противники начинают борьбу снова. Они бодаются и лягаются, как дикие быки, кусают друг друга, как змеи, пока не валятся на землю. Баал оказывается сверху. Затем богиня солнца Шапаш сообщает Муту предупреждения Эля о том, что продолжать борьбу бесполезно, и Муту подчиняется, признавая верховную власть Баала. Затем Анат получает весть, что впредь царствовать будет Баал, и теперь начинается благословенная эпоха, когда у быка будет «голос газели, а у сокола голос воробья» 416 . §6 Ритуальная практика в Древнем Ханаане Главными местами совершения ритуалов были святилища, которые могли быть двух типов: в городах это были храмы, а за пределами поселений – открытые места, располагавшиеся на горах и возвышенностях.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Господи! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моления, когда наказание Твое постигало его. Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Были беременны, мучились, и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали. Появление здесь Возлюбленного, который оплакивается, как умерший, и рождается, как Дух спасения, причем этот последний «творится на земле», важно для мессианской темы. Теперь отметим только, что все эти понятия, символы и ожидания связаны с историческим «мы» народа, от лица которого здесь вещает пророк. Потому кульминации – убийству змея – предшествует призыв: «Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих» (ст. 26:20–21). Эти слова помещают всю ситуацию в исторический контекст, хотя, что естественно для пророческой литературы, это исторический контекст не прошедшего или настоящего, а будущего времени. Подытоживая сравнение с фрагментом угаритской поэмы, можно заметить следующее, что выделяет библейское мышление на фоне хананейского эпоса. 1 . События угаритского мифа происходят в метаисторическом прошедшем времени (Urzeit) 940 , а предмет пророчества Исайи помещен в историческом будущем времени. 2 . Ба‘лу сначала убивает змея, затем борется с богом смерти Муту; Господь сначала побеждает смерть, затем убивает змея. 3 . В поэме о Ба‘лу действуют боги, а люди оказываются только жертвами обстоятельств; у Исайи действуют в основном люди, вся борьба ведется вокруг них. 4 . Ба‘лу является причиной жизни, Муту – причиной смерти. Господь в Библии является причиной как жизни, так и смерти 941 . Все эти различия не уничтожают имеющихся параллелей, к числу которых принадлежат: борьба со змеем, плач о Возлюбленном, тема победы над смертью, мотив умирающей и возрождающейся природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Видимо, распоряжение о набеге на Муту было чисто эмоциональным: Мухаммад чувствовал ухудшение здоровья, еще незаметное для окружающих, и решил, пока не поздно, сквитаться с убийцами своего любимца – решение неразумное для большого политического деятеля, но по-человечески вполне понятное. Через два дня после приказа о походе Мухаммаду стало плохо, начались головные боли и лихорадка. Но он еще держался: руководил молитвой и даже соблюдал очередность посещения жен. Затем, видимо, начали отказывать почки, так как к головным болям и лихорадке прибавился еще отек ног, он не мог передвигаться без посторонней помощи и стал терять сознание. Мухаммад стойко переносил страдания, уверенный, что через них он войдет в вечную жизнь без грехов, и не позволял себя лечить. Когда же Маймуна во время обморока дала ему какое-то лекарство, то он, очнувшись, заставил ее съесть оставшееся. Многочисленные рассказы о последних днях Мухаммада не позволяют представить последовательность его поступков и высказываний: слишком многим впоследствии хотелось приписать себе заслугу быть рядом с пророком в его последние дни и часы или вложить в его уста высказывания в свою пользу. Наиболее достоверными представляются рассказы Аиши, к которой напоследок перебрался Мухаммад, извинившись перед остальными женами, когда ему стало совсем плохо. К. ней его уже перенесли на руках 514 . Не будучи в состоянии руководить молитвой, Мухаммад поручил обязанности имама Абу Бакру 515 . Естественно, что сподвижники пророка в этой обстановке не торопились выступать в поход, тем более что многие не хотели подчиняться 19– (или 17-) летнему юнцу. Когда Мухаммад узнал об этом, то нашел силы выйти в мечеть и публично осудить противников назначения Усамы. Это напряжение совершенно истощило Мухаммада. Когда на следующий день, в воскресенье, Усама с некоторыми участниками похода пришел его навестить, Мухаммад не мог говорить, а только положил ему руку на голову. Наутро Мухаммаду стало значительно лучше. Он даже вышел к утренней молитве, сидел рядом с Абу Бакром и, как сообщают некоторые, произнес короткую речь, в которой призвал помнить о потустороннем наказании и о том, что он разрешал им и запрещал только то, что разрешено и запрещено Кораном.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010