Первым по времени образцом должен стать приходской священник, открывающий глаза ребенку, юноше на духовную жизнь. – Образцом для любого молодого человека, желающего поступить в монастырь, остается Иисус Христос. Затем святые отцы, а потом у нас есть множество монахов и священников, могущих служить образцом для молодых. Первым по времени образцом должен стать приходской священник, открывающий глаза ребенку, юноше на духовную жизнь . Священник, раскрывший душу и сердце молодого человека для монашеской жизни, для служения Церкви, приобрел себе свидетеля во спасение. – Как вы смотрите на духовное обновление румынского богословия? – Его не надо обновлять, его надо сохранять. Румынской Церкви свойственен прекрасный рост, у нее есть история, традиция, жизнь, полная образцов, святых людей, мучеников!.. Высший образец жительства заключен в Иисусе Христе. Обновление означает размывание этого жительства. – В опросах, проводимых в нашем обществе, Церковь пользуется самым высоким доверием румын. Сказывается ли это доверие на уровне веры нашего народа? Высший образец жительства заключен в Иисусе Христе. Обновление означает размывание этого жительства. – Живую Церковь Иисус Христову не одолеть, пока есть молитвенники и постники, известные и неизвестные. Если об этой Церкви идет речь, тогда, если человек выражает доверие Церкви, это значит, что мы на верном пути!.. А если речь идет об институции с людьми и их грехами, тогда будем молиться Богу, чтобы Он всё поставил в правильное русло, чтобы сохранил нас от множества искушений, обуревающих нашу традиционную Церковь. Архимандрит Иустин (Пырву)      Экуменизм – Вы верите, что когда-нибудь христианские церкви объединятся вокруг Православия? – Это политический вопрос – шанс других церквей вернуться к первоначальным корням, хранящимся в Православии. Но судя по тому, как ведут себя сейчас другие христианские церкви, они не хотят идти в Православие. Престиж Православия мешает им. Они хотят ослабления Православной Церкви, которая чудесным образом хранила свою мощь две тысяч лет, а временами даже умножала ее в результате испытаний, которым подвергалась.

http://pravoslavie.ru/71501.html

Душепопечители румынского народа Беседа с настоятелем монастыря Путна архимандритом Мелхиседеком В румынских монастырях нередко можно увидеть группы людей, ожидающих у дверей кельи старца. Старчество как часть церковной жизни в Румынии достаточно распространено. Поехать к старцу за советом и молитвенной помощью считается здесь обычным делом, если, конечно, так можно назвать встречу с образцами святости. О современном румынском старчестве, его истории и значении рассказывает настоятель монастыря Путна архимандрит Мелхиседек . – Отец Мелхиседек, где истоки румынского старчества? – Старчество в Румынии появилось вместе с монашеством, когда наш народ был крещен в Православие. Это было намного раньше времени преподобного Паисия Величковского. До него были святой Никодим из Тисманы (1320–1406), преподобный Даниил отшельник, рядом с кельей которого Стефан Великий построил Путну, преподобный Василий – иеромонах из Пояна Мэрулуй. Сегодня нельзя назвать точную дату и имя того подвижника Божия, с которого началось старчество. – От кого приняли традицию старческого окормления современные старцы? – Известный далеко за пределами Румынии старец Клеопа (Илие) был учеником старца Иоиля (Гергиу) , который, в свою очередь, был учеником старцев, живших вокруг монастыря Сихастрия. И все сегодняшние старцы выучили эту науку у старцев тех обителей, где приняли монашество. – Назовите, пожалуйста, наиболее известных румынских старцев. – Помимо отца Клеопы, это отец Арсений (Папачок), отец Иустин (Пырву) , отец Адриан (Фэджецяну), отец Прокл (Никэу), отец Дометий (Манолаке) из монастыря Рымец, архимандрит Иоаким (Попа) из монастыря Фрэсиней, отец Филофей (Стойка) из монастыря Рымец. Сегодня во многих наших монастырях есть хотя бы по одному старцу, которые могут назидать людей духовной жизни в духе святых отцов. Особенно это касается больших монастырей. – Современные старцы, помимо монастырской школы любви, послушания и смирения, в коммунистическое время сполна прошли «курс» испытания веры жестокими гонениями и расправами. Это обстоятельство отличает их как-то от предшествующего поколения старцев?

http://pravoslavie.ru/44612.html

– Хорошо ли в наши дни искать духовных наставников? Грядут времена, когда вы не найдете не только духовного руководителя, но и слов Писания и святых отцов – Лучше самому стяжать немного духовного разумения, ведь грядут времена, когда вы не найдете не только руководителя, но и слов Писания и святых отцов. Святые отцы советовали руководствоваться Священным Писанием и писаниями святых отцов, но наступают времена, когда и их не будет. – А до этих времен? – До этих времен учите их наизусть. В тюрьме у нас всегда был в уме молебен Пресвятой Богородице и акафисты, которые нам очень помогали. Настоящая молитва возносится не в монастыре, хотя он располагает всеми внешними условиями, благоприятными для созерцания и молитвы. В тюрьме мы были лишены красот этого очертания Карпатских гор: ты десятки лет сидел в четырех стенах и не видел солнечного лучика сквозь прутья оконных решеток. А если как-нибудь залезешь, чтобы взглянуть на солнышко, то надзиратель тут же вставал у тебя за спиной и давал 5 суток строгого ареста, откуда здоровым ты уже не выходил. Долина Фундэтура Понорулуй в Западных Карпатах. Фото: Себастьян Вот это страдание и было истинно монашеским состоянием. В основании монастыря лежит страдание; хочешь жить по-христиански, хочешь стать ближе к Богу? Надо побороться, чтобы постигнуть те похвалы, которые возносит Церковь, не произносить их голословно, а пережить этим теплом благодати и претворить их в дух, дематериализовать слово, которое мы сейчас еще и искажаем, торопясь закончить богослужение, поем святую литургию как можно сжатей, когда нам следовало бы забыть о всяком мирском попечении. Переживание и страдание будят в монахе молитву. Соблюдение правил и уставов без этого переживания порождает рассеянность и угашает дух молитвы. Бог не нуждается в том, чтобы Ему вычитывали молитвы, но Он хочет, чтобы твое слово стало транспарентным . Рейтинг: 9.9 Голосов: 561 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  В славянской традиции епископ восседает в середине храма на возвышении, называемом архиерейским амвоном. В греческой традиции для этого служит особое кресло с высокой спинкой и сенью, стоящее справа от солеи и называемое  архиерейским местом .

http://pravoslavie.ru/155849.html

Всегда в молчании, но слушая всех, батюшка научился прежде всего плакать в тайне сердца своего и погрузился в глубину смирения, о котором язык наш не способен свидетельствовать. Эти годы стали временем его затворничества. Тогда началось его всецелое горение о Боге и тогда же душа его была запечатлена некой величественной тайной, которая открывалась главным образом в чудесах, совершаемых Богом через него и тогда, и впоследствии, в годы свободы, под покровительством Матери Божией, Которой он посвятил свои ктиторские труды. Его хождение по мукам в антихристианских темницах было удивительным и по тому, как он умел превращать ужасные и демонические события в повод для христианского совершенствования. Как только это становилось возможно, он совершал святую Литургию на своей собственной груди, причащая Святых Таин множество заключенных, иногда уже стоявших на пороге смерти. Его пытали и допрашивали до августа 1949 года в тюрьме города Сучава, откуда он был переведен в Аюд – коммунистическую тюрьму для интеллигенции. Здесь он оставался до 1951 года, когда был отправлен в лагерь принудительного труда в Бая Сприе. Здесь пробыл до 1954 года, затем был переведен в тюрьму Герла, потом побывал и в других тюрьмах. О тюрьме Герла он вспоминал так: «Я уже не был личностью, я был номером – 267-м. Нам даже не разрешали обращаться друг к другу по имени; все мы носили номера. Вы можете представить себе это?» В 1960 году, когда завершался срок, данный ему за то, что он верил во Христа, он был спрошен, чем будет заниматься, когда его освободят, и ответил он: – Вернусь к служению Церкви, от которого меня оторвали! За такой ответ он получил еще четыре года тюрьмы безо всякого приговора и отбывал их в дельте Дуная в страшном лагере Периправа.      Отец Иустин не вынес бы разлуки со своими братьями во Христе, которых Бог призвал к Себе в мучениях, если бы ему не было открыто Матерью Божией, что ему предстоит совершить еще одно дело, прежде чем принять мученическую кончину. Этим делом было пробуждение мученического и исповеднического сознания во всех христианах, и это ему с успехом удалось – о чем свидетельствует его авторитет во всем христианском мире.

http://pravoslavie.ru/63003.html

Осенью 1991 года, недолго пробыв в монастыре Секу, он приехал в родное село Петру Водэ, чтобы, по благословению высокопреосвященного Даниила (Чоботя), митрополита Молдовы и Буковины, а ныне Патриарха Румынии, основать мужской монастырь в имя святых архангелов. В 1992 году в Петру Водэ был введен афонский устав, по благословению викарного епископа Ясской архиепископии, присутствовавшего на освящении храма. У отца настоятеля было желание посвятить монастырь поколению, павшему жертвой за Христа в тюрьмах, тем, чьи святые останки покоятся и в храме в раках, и на монастырском кладбище, каковы священник Георгий Калчу, священник Штефан Марку, поэт Раду Гир, Тудор Попеску и другие. Вспоминая о святых узниках коммунистических тюрем, батюшка говорил: «Я так тоскую по ним и так радуюсь при мысли, что мы снова увидимся! Радуюсь гораздо больше, чем при мысли о том, что увижусь с родителями».      Петру Водэ в скором времени стал очагом монашеского жительства и мысли, обновлявшим и вдохновлявшим всю румынскую жизнь, подлинным оазисом духовной христианской свободы. Неукоснительное соблюдение учения православной веры и хранение исторической правды румынского народа делает этот монастырь чистым проводником воли Бога, проповедуемой и исполняемой отцом настоятелем Иустином. Больше всего он старался о том, чтобы Христос во- о бразился в нас, его чадах, объединенных духовным родством. Любовь отца Иустина к нам, ученикам, явилась подобием любви Божией к его святости. Во всех своих ктиторских и благотворительных служениях батюшка особо заботился о том, чтобы они совершались по уставу и благословению Церкви. Для финансирования он использовал только пожертвования верующих, так что в строительстве его монастырей участвовала вся страна – в знак победы Духа Святого, всеобщего духовного и литургического единства, которому он с любовью служил.      Батюшка активно вникал как в детали, так и в принципиальные стороны румынской православной жизни. Он делал это, прежде всего, как духовник, но также и как ктитор множества скитов, монастырей и приходских храмов по всей стране. Строительство монастыря во имя святого Иустина Философа и святых мучеников румынских, осуществленное попечением батюшки и трех других бывших узников коммунистических тюрем на месте трудового лагеря в Поарта Алба (Канал), где погибло столько священников, доставило ему самое высокое душевное удовлетворение, ибо таким образом и Румыния отныне сможет по достоинству чтить своих мучеников.

http://pravoslavie.ru/63003.html

Месяц тому назад, я вроде уже говорил вам, я присутствовал на некоторых актах спектакля, поставленного в тюрьме Даном Пуриком . Это был спектакль, который Дан Пурик играл специально для того, чтобы я его увидел. Я пробыл час с лишним там, в соседней камере, перед телевизором. И когда вошел сюда через час с лишним, я уже был совершенно чужим: у меня уже не было моих вещей, икон, стола, книг, у меня не было ничего, господин, я был чужим. «Разве это я? И это моя комната?» Мне потребовалось минут пять, чтобы вернуться в себя и занять свое нормальное место. И теперь отдаю себе отчет в том, что происходит с бедными малыми детьми, которые день и ночь сидят, разинув рот, перед телевизором, компьютером. И ты видишь, как они деформируются, меняются, как уже не видят реальность такой, какая она есть: они видят ее такой, какой ее преподносят им! Этими средствами людей дрессируют, а потом с ними можно делать всё что хочешь. Архимандрит Иустин (Пырву)      Телевизор Когда мать сидит перед телевизором по три-четыре часа с ребенком на руках и смотрит всю эту бесовщину, то как этот ребенок получится здоровым? Он станет модифицированным человеком, вдохновляющимся только тем, что видит по телевизору. Молодежь Молодежь методически заражают идеей насилия, молодежь методически разрушают, начиная с ее чувствительности, с души. Если мы не будем заботиться о нашей молодежи, то будем горько раскаиваться в этом спустя какое-то время. Молодежь – это как инвестиция в будущее. Если ты хорошо инвестируешь в талант, то будешь хорошо жить в старости. А если плохо инвестируешь в талант, то ответишь за это. За то, что мы не сориентировали ее, молодежь будет судить нас через какое-то время. А что мы им скажем? Поэтому знамения будущего можно прочесть в поведении нашем и нынешней молодежи. За то, что мы не сориентировали ее, молодежь будет судить нас через какое-то время. А что мы им скажем? Что не знали? Что нас это не волновало? Извинениями не исправишь того, что испортил от эгоизма, глупости или безразличия.

http://pravoslavie.ru/71616.html

Так на чердаке охранки мы и пролежали лицом вниз 10 дней в зловещей темноте, пронизываемой лишь тусклым мерцанием свечи да грязными ругательствами громил, охранявших нас, как только им казалось, что мы хотим пошевелиться. А ведь это так нелегко лежать, как распятый, днями и ночами напролет, лицом вниз, не смея сделать и самого малого безобидного движения. Помню, время заключения на чердаке было таким кошмаром, мукой и отчаянием, что показалось мне целой вечностью, потому что было такое ощущение, что оно не кончится никогда. Омерзительный тип После десяти дней этой затянувшейся епитимии секуристы с багровыми лицами стали нас допрашивать. Одного за другим нас спускали с чердака и вели в какие-то камеры, где задавали всякие вопросы: то вкрадчивые, то провокационные, то заискивающие, то угрожающие. Следователи, поднаторевшие в истязании подобных себе людей, прибегали ко всяким низостям, не боясь нарушить элементарные правила уважения к человеку, зная, что за это их никто не будет привлекать к ответственности. Иеромонах Иустин (Пырву), 1948 г. Если ты упорно молчал или пытался настаивать на своей невиновности, тебя сразу же сдавали бугаям, специализирующимся на жестоких побоях и пытках. Для них было удовольствием мучить тебя, подвергая самым жестоким мучениям, пока ты не рухнешь без чувств. Тогда, увидев, что ты потерял сознание, они принимались обливать тебя водой, ведро за ведром, пока не придешь в себя, и тогда молотили тебя с удвоенной яростью. Но только я не об этих ужасах хочу рассказать вам, а о некоем Константине Дойне, страшной фигуре, мерзком провокаторе, много зла сотворившем за свою жизнь, ввергнув в тюремную преисподнюю массу неповинных людей. Но я только сейчас узнал, кем была эта тварь и чем она занималась, а тогда, в 1948 году, встретившись с ним, считал его благочестивым, искренне болеющим за судьбу нашего народа, почему и повелся на его уловки. Человек без Бога и совести, Дойна, чтобы спасти свою шкуру, зачастил в самые разные круги, якобы собираясь организовать «сопротивление» новой власти

http://pravoslavie.ru/154274.html

Этот пустынник не разрешил мне даже взглянуть на его келлию в земле, где он спит и молится. О нем известно в монастырях, но немногие говорили с ним, немногие знают его имя. Говорят, что некоторым даже не удается его увидеть и что такие схимники обладают силой даже ходить на богослужения в горные монастыри, и там их никто не видит. Ходят посреди людей, посреди монастырской братии, а они их не видят. Стоят на литургии в храме у стеночки в тени, и никто не видит, что они там. Да, есть еще такие схимники и сегодня, молящиеся подобно пламени огня, которые никогда не спускаются с горы и там умирают, а ты даже не знаешь, что они умерли. Они вечные. А монахинь даже больше, чем монахов. Мученицы! В горах Рарэу только я знаю пятерых, на большой удаленности друг от дружки. Женщины с изобильно украшенной добродетелями жизнью. С ними нельзя говорить иначе, как только по средам, полчаса. Только лишь. А в Джумэлэу их гораздо больше. Пустынницы-затворницы, удалившиеся туда из крупных монастырей, таких как Драгомирна, Нямецкий, Агапия, Владимирешть-Галаць, из Пятра-Фынтынеле в Нэсэуде, даже сама настоятельница монастыря Пасэря из Бухареста там. И многие, многие другие… Десятки и десятки монахинь, только я хорошо знаю… ровно 28 пустынниц. Сейчас, в декабре, я ходил туда к одной старой монахине, чтобы помочь ей. Километрах в 15-ти отсюда – я добираюсь туда около часа. И узнал от нее, что прибыли еще другие исихастки, новые… Прямо посреди нашего разговора ему позвонил по дребезжащему телефону сам великий духовник Иустин (Пырву) из монастыря Петру-Водэ, его давнишний друг. Сказал, что пришлет ему двух монахинь из монастыря Пояна-Майчилор, это где-то под горой Чахлэу. Одна – выпускница медицинского факультета, другая – богословского; женщины, пожелавшие отшельничать здесь, в горах Рарэу. И с послезавтрашнего дня брат Иоанн будет оказывать им приют в своем домике и начнет копать им землянки. Скит Пояна-Майчилор. Фото: Doxologia.ro Восхождение к раю Постепенно начинаю понимать, что эти анахореты святой жизни не зря выбирают Иоанна. Прежде всего потому, что он знает горы. Потом – всегда жил там, среди них. Они столько лет наблюдали за ним из своего лесного сумрака, видели его дела, безукоризненное поведение, радость, с какой он спешит помочь каждому – и святому, и грешнику в равной мере. 15 лет он стойко пребывает в пустыне, ни на минуту не меняя своей послушливой христианской жизни.

http://pravoslavie.ru/156663.html

Старец Адриан (Фэджецяну), много лет проведший в тюремных застенках за веру и почитаемый наряду с такими исповедниками, как архимандрит Иустин (Пырву) и архимандрит Арсений (Папачок), на вопрос: «Как можно распознать хорошего духовника?» – отвечал так: «Хорошим духовником может быть только злой! Только строгий, который чтит поучение, которое дал ему Дух Святой в Требнике, в Агиасматаре и во всех наших книгах. Тот, кто слишком часто подает тебе причащение, чтобы ты глотал его, как суп, каждый день, – это не духовник» . А на вопрос: «В крайних случаях можно спастись и без причащения, исповеди…» – старец Адриан (Фэджецяну) отвечал так: «Не в крайних! Не в крайних! А ну-ка прочти вот тут, читай вслух, чтобы все слышали: “Чадо, столько-то лет повелевают божественные отцы не причащаться тебе Святых Таин, а только пить великую агиасму. И если ты будешь придерживаться того, чтобы не причащаться, то разрешатся тебе грехи твои… А если дерзнешь преступить заповедь святых отцов и причастишься, будешь сочтен вторым Иудой” . Итак, если ты тем не менее не желаешь считаться с этим и причащаешься, то будешь сочтен равным Иуде и будешь иметь судьбу Иуды» . Иеромонах Дионисий (Игнат) , 78 лет проживший на Афоне в строгих монашеских подвигах, учит в этой связи так: «Да не смеет никто когда-нибудь пойти причащаться не исповедавшись… Не будем говорить: “Да ну, ничего страшного в том, что я поел, я попил, я поспал и еще кое-что сделал. Пойду причащусь”, – как, я слышу, делают паписты, ведь у них литургия совершается поздно. Католики говорят так: “Нам хотелось есть, и мы с утра поели. Поели, выкурили и по сигаретке… Давайте теперь выпьем и кофейку, чтобы взбодриться. Да, но ведь в церкви еще не закончилась литургия! Пойдем-ка причастимся”, – и идут, причащаются. Ну разве это приготовление?.. Я не представляю себе, как католики допускают такое. Видишь, они говорят, что еда – это одно, а причащение – это другое, это пища духовная. Как бы там ни было, но если нет приготовления, это погибель… Иеромонах Дионисий (Игнат).     

http://pravoslavie.ru/65683.html

Траву, скошенную в поле, приносили в тюрьму, рубили, ставили варить и подавали политзаключенным В другой раз нас, содержавшихся там, хватали из камер и избивали только для утоления садистских наклонностей тюремщиков. Потому что часто бывало так, что тюремщики приходили из города разгоряченные алкоголем и всю свою звериную ярость, все низменные инстинкты изливали на нас, после стольких мучений превратившихся в жалкие ходячие скелеты. Излюбленными орудиями, которыми тюремные бугаи молотили нас, были металлические прутья и резиновые палки величиной с черенок лопаты. А иногда они не довольствовались побоями и прибегали к безжалостным пыткам. Вонзали нам иголки под ногти или на пару минут бросали в жутко раскаленные печи для депаразитации. А вытащив нас, задыхающихся, из этого ужасной пекла, обливали холодной водой, «чтобы мы освежились». Так многие из нас и заработали воспаление легких или туберкулез и погибли совсем молодыми. Если сесть и хорошенько подумать, то я только чудом остался жив в тех страшных испытаниях, через которые довелось пройти. Иеромонах Иустин (Пырву) С питанием дело обстояло не лучше. Я среди прочего хотел бы сказать, что в июне-июле мы питались только баландой из вареной травы. Траву, скошенную в поле, приносили в тюрьму, рубили, ставили варить и подавали политзаключенным. И было великим праздником, если раз в месяц в котелке появлялась еда из фасоли или вареного риса. От подобного режима питания мы не только до того истощали, что даже на ногах не держались, хоть караул кричи, но и начали пухнуть. Стоило надавить на тело пальцем, как на нем образовывалась ямка. Это было верным доказательством того, что ткани организма стали разлагаться и утратили способность выводить воду. Однако вода не выводилась также и по причине непомерного количества соли в так называемых кушаньях, которыми нас потчевали. Когда мы все слегли, нас соблаговолил навестить врач, который мельком глянул на нас, ни о чем не спрашивая, но через несколько дней мы обнаружили, что меню стало лучше. Чтобы дать нам прийти в себя, нас стали кормить супом с несколькими плавающими кружочками жира, вареной капустой, рисом и даже вареной фасолью. Но только эта поблажка стала для нас новым наказанием, не менее суровым. Желудки наши, отвыкшие от подобной пищи, не смогли ее выдержать, и большинство заболело дизентерией. А перевод в тюремный лазарет никогда ничего не давал, потому что там ты оставался один и протянуть тебе руку помощи было просто некому.

http://pravoslavie.ru/154274.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010