Душепопечители румынского народа (версия для печати)/Православие.Ru Душепопечители румынского народа Православие.Ru , 18 февраля 2011 г. C архимандритом Мелхиседеком беседовал Игорь Зыбин В румынских монастырях нередко можно увидеть группы людей, ожидающих у дверей кельи старца. Старчество как часть церковной жизни в Румынии достаточно распространено. Поехать к старцу за советом и молитвенной помощью считается здесь обычным делом, если, конечно, так можно назвать встречу с образцами святости. О современном румынском старчестве, его истории и значении рассказывает настоятель монастыря Путна архимандрит Мелхиседек . Архимандрит Мелхиседек на празднике Успения Божией Матери в монастыре Путна – Отец Мелхиседек, где истоки румынского старчества? – Старчество в Румынии появилось вместе с монашеством, когда наш народ был крещен в Православие. Это было намного раньше времени преподобного Паисия Величковского. До него были святой Никодим из Тисманы (1320–1406), преподобный Даниил отшельник, рядом с кельей которого Стефан Великий построил Путну, преподобный Василий – иеромонах из Пояна Мэрулуй. Сегодня нельзя назвать точную дату и имя того подвижника Божия, с которого началось старчество. – От кого приняли традицию старческого окормления современные старцы? – Известный далеко за пределами Румынии старец Клеопа (Илие) был учеником старца Иоиля (Гергиу) , который, в свою очередь, был учеником старцев, живших вокруг монастыря Сихастрия. И все сегодняшние старцы выучили эту науку у старцев тех обителей, где приняли монашество. – Назовите, пожалуйста, наиболее известных румынских старцев. – Помимо отца Клеопы, это отец Арсений (Папачок), отец Иустин (Пырву) , отец Адриан (Фэджецяну), отец Прокл (Никэу), отец Дометий (Манолаке) из монастыря Рымец, архимандрит Иоаким (Попа) из монастыря Фрэсиней, отец Филофей (Стойка) из монастыря Рымец. Сегодня во многих наших монастырях есть хотя бы по одному старцу, которые могут назидать людей духовной жизни в духе святых отцов. Особенно это касается больших монастырей.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

И мы не можем сделать этого без духовника. Когда человек пошел к духовнику и поплакал о грехах своих, исповедуя их со времен своего младенчества, тогда он становится человеком, здоровым душевно. А если ты становишься здоровым, тебя уже не могут оставить равнодушным душевные терзания других. И из любви к ближнему ты должен попытаться спасти ему душу. Нужно, однако, иметь рассудительность, ибо Христос сказал: «Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6). Впредь вы должны быть весьма мудрыми, как змеи, чтобы суметь приобрести и другие души Христа ради и чтобы они спаслись. – «Видел ли ты ближнего твоего – ты видел Бога твоего», – говорил святой Климент Александрийский… – Да. Как я говорил до этого об образе Божием в человеке. Или как говорили отцы, что «от ближнего приходит тебе спасение, но и осуждение тоже». Если ты пришел к духовнику и не скрыл от него (и Бога) ни одного греха и если соблюдаешь каноны, ты попадешь в рай. Но необходимо жалеть о своих прегрешениях, иначе ты не получишь прощения от Бога. Однако если ты пребываешь в духовной связи с духовником и стараешься следовать его советам, то будешь иметь душу здоровую и ревность о святыне. Надо заботиться, однако, о том, чтобы не оставалось неисповеданных грехов, потому что в миру, в мирских храмах, таинство покаяния весьма трудно исполнить. Это потому, что христиан много, священников же довольно мало, а духовников и того меньше. И поэтому у духовника нет достаточного времени на то, чтобы исследовать душу христианина, и тот может вернуться домой с неисповеданными грехами (совершёнными по неведению, например). В былые времена у людей имелись записные книжки, в которых они помечали свои грехопадения, чтобы не забыть их на исповеди, а теперь, после того как и коммунизм прошелся по бедным людям, совершенно утратилось это здоровое обыкновение… Иеросхимонах Иулиан (Лазар). Фото: pemptousia.ro      Епитимии – Вспоминаю, что отец Иустин (Пырву) тоже упоминал о таком обычае. Я хочу спросить вас, батюшка: можно ли исповедоваться в тот период, когда ты под епитимией и тебе запрещено причащаться?

http://pravoslavie.ru/72982.html

Не будем же отступать от канонов, насколько можно. Кое-какие снисхождения духовник может сделать, но не так, чтобы можно было оправдывать себя: “Это ничего, то ничего, всё ничего”, – ибо тогда мы совершенно погубим себя» . Священник Георгий Калчу , тоже узник коммунистических тюрем, справедливо обращает внимание на такой момент: если нет исповеди, то ко Святой Чаше может подойти кто угодно, хоть некрещеные, хоть занимающиеся святотатством, принимающие Святое Причастие для того, чтобы выплюнуть его и использовать затем в своих неблаговидных целях – для магии и т.д. «А откуда священнику знать, – пишет отец Георгий, – что люди подходят с истинным благоговением и верой, если он не знает их души? А как он может узнать их душу, если не исповедует их?.. Эти слуги диавола, лжи и обмана в погоне за наживой притворяются благочестивыми, даже церковными людьми, приходя время от времени на службу. Выходит… что священник, завидев их благочестивую внешность, тут же должен преподать им Святое Причастие, пусть они даже и не исповедуются» . Священник Георгий Калчу.      Что касается общей исповеди, то отец Георгий Калчу говорит о ней так: «Мне кажется, что здесь имеет место какой-то популизм с целью “завоевания клиентов”, своего рода коммерция вокруг Святых Даров, хотя могут быть и, конечно, есть некоторые благоговейные люди, исповедующиеся и причащающиеся подобным образом. В любом случае количество здесь действует в ущерб истинной духовности» . Категорически против подобного популизма и попустительства был архимандрит Иустин (Пырву): «Мы им попустительствуем и не думаем о том, что если немного не добавить порядка с этими канонами, то потеряем верующего, и он больше не придет на исповедь. Современный человек дошел до крайне тяжелой стадии. Бог накажет и священника, с легкостью отпускающего грехи, и верующего, который радуется этому отпущению. Они оба попадут в один котел. Причастить кого-то недостойно?!» . Эти свидетельства румынских духовников можно приводить без конца. И не только героических подвижников прошлого, но и ныне здравствующих поборников Православия. Приведем точку зрения только двух из них.

http://pravoslavie.ru/65683.html

– Современная мать уже не рожает много детей, как в былые времена. Это умная позиция или проявление эгоизма, грех? От подвига матерей зависит настоящее и будущее нации – От подвига матерей зависит настоящее и будущее нации. Некто спросил священника: «Чего нам не хватает, чтобы дать человеку должное воспитание?» А он ответил: «Матери! Потому что помимо того, что дает человеку общество, первое семя посевает в душе мать». – Существенно ли изменилось нынешнее румынское село по сравнению с тем, что было пять, шесть десятилетий тому назад? Что хорошего в нынешнем селе, что плохого? – Румынское село было колыбелью христианской духовности. И остается им, впрочем. Однако утрачена семейственность – состояние, которое ты ощущал, особенно в праздники, что всё село – это одна семья, как было раньше! Власть Церкви – во власти каждого человека, входящего в нее Архимандрит Иустин (Пырву) – Является ли изгнание бесов испытанием для монаха? Кто может бороться с диаволом на его поле? – Всякий священник, всякий монах уполномочен бороться посредством молитвы с диаволом. Но человек не является «полем диавола», человек – это Божие существо, которое на время оставлено во власти зла. Душа обожествлена благодатью, тело обожествляется через рождение и крещение. Сила молитвы велика, и это фундаментальная проблема веры, нашей Церкви. – В храмах, монастырях действительно видишь народ, больше или меньше – в зависимости от события, праздника. Однако что можно наблюдать – так это то, что в храме вообще собираются бедные люди, больные, те, кто не имеет таланта жить. А кому хорошо живется, кто успешен и в карьере, и в бизнесе, те приходят в храм так, только для галочки, как будто желая этим сказать, что у них и в этом плане «всё схвачено». Или приходят, только когда им нужно создать имидж для выборных кампаний, когда хотят, чтобы их видели в «гуще народа». Как вы оцениваете это? Из славы Церкви все крадут по кусочку! Но каждый будет судим по своим делам, своей вере – Из славы Церкви все крадут по кусочку! Но каждый будет судим по своим делам, своей вере. Человек, исполняющий свой долг там, где он находится, со страхом Божиим и уважением к закону, с уважением к себе подобным, – настоящий христианин. В храм приходят и богатые , и бедные, и живущие во Христе, и люди сомневающиеся, и ищущие. Всё дело в том, чтобы их встретили тепло, помогли, если они нуждаются в помощи. В этом роль Церкви – чтобы верующий находил ее [помощь], когда испытывает нужду.

http://pravoslavie.ru/71501.html

Бегство от себя Архимандрит Иустин (Пырву) Человек бежит от себя из страха : он боится суда совести за всё произошедшее в нашем мире, мире в целом, в минувшем [XX] веке. Светлые люди, у которых на совести нет грехов, которые никому ничего не должны, никогда не торопятся, они останавливаются и разговаривают с каждым: с соседями, братом, матерью. У них имеется время и для больного, и для бедного, и для нуждающегося в совете, помощи. Тогда как те, у которых на душе что-то есть, кто охвачен страстью постоянного собирания вещей без меры, – это истинные больные нашего времени. С ними невозможно говорить нормально, у них всегда что-то на уме, они постоянно подсчитывают, но не по мерке Божией, а лишь по мерке человеческой. Ошибка брата Мы должны следовать примеру Спасителя, взявшего на Себя грехи всего человечества: когда видим, что брат наш совершает ошибку, не будем торопиться бросить в него камень, а прежде всего сочтем себя виновными в этой ошибке, а это значит понести слабости брата, и так ему станет легче. Бог больше всего любит этот вид жертвы, и нет венца большего, чем за это, потому что Господь сказал так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим», – это первая и великая заповедь. А вторая подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» . Однако не станем думать, будто мы, если мы непотребны душой, сможем помочь сегодняшнему непотребному обществу. Отсутствие любви В падении человека из нашего окружения виновны и мы. Ты не любишь Бога, если не любишь ближнего своего. В падении человека из нашего окружения виновны и мы, бесспорно. Ты не любишь Бога, если не любишь ближнего своего. В зле, происходящем в мире, виноват каждый из нас, если мы с равнодушием смотрим на то, что происходит с нашим соседом, братом, другом, супругом, отцом; тогда мы не можем ждать и того, что кто-нибудь протянет нам руку, и тщетно ждем помощи от Бога. Святой евангелист Иоанн говорит: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Его любовь до того совершенства достигает в нас, что мы будем иметь дерзновение в день Суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» (ср.: 1 Ин. 4: 16–17).

http://pravoslavie.ru/71616.html

Штефан Миндя Встреча с доктором Штефаном Миндей привела меня в восторг, встреча с диаконом Штефаном Миндей доставила душе небесное утешение, встреча с его семьей – женой и шестью детьми – доставила невыразимую радость, а встреча с человеком Штефаном Миндей стала для меня настоящим благословением. Родился он в Румынии, рос, учился и работал в Америке, а теперь отец Штефан предпочел вернуться на родину. На самом деле, принимая это решение, он следовал духовному совету старца Иустина (Пырву) , с которым находился в тесном общении. В Америке он был директором отделения нейрохирургии и спинальной онкохирургии Медицинского центра Стэнфордского университета и профессором, преподавателем минимально-инвазивной спинальной хирургии того же учреждения. Сегодня доктор Миндя живет в Констанце, лечит и оперирует всех страдальцев, независимо от их социального статуса, а по воскресеньям служит в одном из храмов этого города на Черноморском побережье. Несмотря на свою загруженность, отец диакон имел терпение рассказать мне о некоторых моментах своей жизни, о пациентах, спасенных им чудесным образом, по великой Божественной тайне. Я познакомилась с ним в одной из частных клиник Констанцы. Попав туда с серьезной проблемой, вошла в кабинет, где мне предстояло услышать медицинское заключение на свой счет. Но, увидев на стенах кабинета иконы, сразу забыла о своих недомоганиях и страхах, естественных для больного человека, и ощутила необъяснимое состояние полного благополучия. Я ждала, когда появится университетский профессор доктор Штефан Миндя, о котором знала, что он получил медицинское образование в Северо-Западном университете Чикагской медицинской школы и в Медицинской школе Стэнфордского университета. Специализируется он по общей нейрохирургии, минимально-инвазивной спинальной нейрохирургии, нейроонкологии (включая хирургию спинальных опухолей и спинальных метастаз), эндоскопической хирургии, радиохирургии, по сколиозу и спинальному стенозу. Я ждала, что сейчас увижу важного и неприступного человека. И когда увидела, как он заходит, у меня, честное слово, было такое ощущение, будто кто-то шагнул в кабинет прямо со страниц Патерика. Высокий, красивый и кроткий, с исцеляющим взглядом, он разогнал куда-то все мои боли, а когда заговорил – тепло, приветливо, по-дружески, – я реально онемела.

http://pravoslavie.ru/116329.html

– Какие слова вы обратили бы к тем представителям нашей Церкви, которые приняли бы экуменическое решение, мотивируя это тем, что, мол, этого требует «исторический момент», глобализация, присоединение к Европе? – Пусть они возвратятся к слову Христову, к советам святых отцов – там содержатся ответы на все их инициативы. Архимандрит Иустин (Пырву)      Мать и Церковь – Николай Йорга сказал: «У нас есть две сущности, сохраняющие душу румынского народа: Церковь и сёла». И, говоря о Церкви, уточнял, что речь идет в первую очередь о монастырях. Женщины растили детей в уважении к Церкви, в страхе Божием независимо от эпохи, руководства, идеологий – Да. И матери этого народа!.. Женщины растили детей в уважении к Церкви, в страхе Божием независимо от эпохи, руководства, идеологий. Женщины своей самоотверженностью, заботой о детях и будущем своей семьи победили и Сталина, и Дежа, и Чаушеску . Конъюнктурные диктаторы хотят за несколько лет разрушить то, что народ созидал два тысячелетия. Все бури проходят. Они оставляют раны, но проходят. Поэтому человек, румын, должен быть уверенным в том, что правда в конце концов всегда оказывается на стороне мудрых и терпеливых. Пример терпения румынских матерей должен стать уроком для всех людей, политики ли они, интеллектуалы или обычные труженики. А село! Село было очагом, в котором завязалась ткань народа, в селе румын чувствовал себя дома. Города были населены самыми разными народами, а в селе, где и работа была тяжелее, жил румын, трудясь в поте лица своего, причем очень редко – на себя одного. – Ион Сырбу, великий и забытый писатель , бывший политзаключенный, писал в одном из своих писем, отправленном из Крайовы 18 июня 1985 года: «Пристал ко мне на улице один мой стукач, говорит: “Ты веришь в Бога?” – “Верю!” – “Веришь, что Он существует?” – “Существует”, – сказал я. “Откуда ты это знаешь?” – “Мне сказала это мама. А мама никогда не лжет”». – Прекрасно, прекрасно!.. Мама делает из младенца человека, она указывает ему путь, открывает ему Бога. Красивая семья, сплоченная, благоразумная в своем поведении – вот что создает завтрашнюю смену любому обществу. Молитва матери о ребенке сильнее и слышнее даже молитвы священника. К одному священнику всё время ходила одна женщина и платила за молебны, чтобы вернулся ее сын, ушедший из дому и пропавший где-то. Священник сказал ей: «Ты уже столько денег оставила в церквах, сколько весит он сам! Лучше молись о нем, и он вернется. Молитва матери не имеет себе равных в этом мире».

http://pravoslavie.ru/71501.html

Иеросхимонах Паисий (Олару) У великих румынских старцев был свой духовник, Духовник с большой буквы, схимник, которого звали Паисием. «Мне не терпелось выйти из тюрьмы, чтобы только увидеть отца Паисия (Олару), — признается старец Иустин (Пырву) . — У меня сердце в груди горело от желания увидеть его, и после освобождения я пошел прямо к келлии отца Паисия и два дня ждал под дверью, чтобы он принял меня на Исповедь». Не меньше, чем архимандрит Иустин, его любила и любит до сих пор вся верующая Румыния. Старец Паисий был грандиозной духовной величиной, обладавшей огромными благодатными дарами, и в 2025-м году будет причислен к лику святых. Откроем для себя эту великую личность и для начала ознакомимся с жизнеописанием новоявленного преподобного Паисия Румынского. Отец Паисий появился на свет 20 июня 1897 года в селе Строешть коммуны Лунка уезда Ботошань, в бедной семье, где уже было пятеро детей. Родители, Иоанн и Екатерина, воспитывали их в глубокой вере и любви к Богу. Отец был лесником, а мама смотрела за домом и детьми. Окончив начальную школу, отец Паисий ушел в армию и воевал на Первой мировой. Вернувшись с фронта, молодой Петр, с малых лет избранный Богом для монашеской жизни, покинул в 1921-м году отчий дом и поступил в ближайший к родному селу скит Козанча. 9 июня 1922 года он был пострижен в монашество с наречением имени Паисий. Спустя несколько лет несения послушаний в храме и братстве он, с юных лет преисполненный ревности о Боге и жаждавший уединенной молитвы, удаляется на безмолвие в леса неподалеку от Козанчи, где сооружает себе маленькую келлию с часовенкой. Монастырь Козанча в наши дни Днем нес послушание в скиту, а ночью подвизался в молитве, посте и бдении. Однако его жизнь во Христе оставалась сокровенной, и никому из учеников неведомы были его слезы и подвиги. Собственные ученики появились у отца Паисия, еще когда он не был старым, и самыми близкими из них стали еще совсем юные тогда Костаке Илие, впоследствии знаменитый архимандрит Клеопа , и два его брата. В этом скиту, в безмолвии и молитве, послушании и неукоснительном участии в церковных богослужениях, отец Паисий прошел высшую школу духовничества, смирения и терпения, очищения от страстей и обновления духа.

http://pravoslavie.ru/157326.html

Он был прекрасным монахом… и подвижником, и исповедником; монахом с исключительными интеллектуальными данными. «Румынский патерик» ведь дошел и до библиотеки Ватикана… Хоть он больше и занимался умственным трудом, но это не мешало ему быть и рачительным монахом-хозяйственником. Это был практичный человек, очень активный. Он был путеводителем нашей православной жизни. Он поистине хранил трезвенный дух монашеской жизни Сихастрии. В последнее время, последние пару лет, я был его духовником. И он, бедняжка, жертва гонений рода сего, словно лишился памяти в последний год жизни. И я был потрясен, когда увидел его в последний раз на одре болезни: когда я читал над ним разрешительную молитву незадолго до того, как он преставился ко Господу; я увидел в нем настоящего святого! У него было такое необыкновенное и светлое лицо, словно он говорил с ангелами! Отец Иоанникий и отец Иустин      И в гробу он сохранил на лице ту же душевную красоту, какую я знал у него и какую он забрал с собой на тот свет: хоть он уже и предал дух свой в руки Божии, но сохранил ту же стать душевную и телесную. Там, в своей раке, он словно говорил. Меня сильно впечатлила эта его красота, и я очень радовался, поскольку видел в нем истинного молитвенника пред Богом, на небесах, о жизни нашей монашеской. И думаю, он даже превзошел многих самых преуспевших подвижников Сихастрии, поскольку прожил жизнь свою изгнанником под неусыпным надзором секуритате – врага номер один румынского Православия. А ведь это немаловажно – сделать столько великих дел для Православия в подобных условиях, непрестанно видя перед глазами своими смерть. Даже потеря памяти произошла у него по злобному коварству того же врага – лишь бы замолкли боговещанные уста этого кладезя премудрости. Бог да вселит его в селениях праведных, и да молится он и о нас! Архимандрит Иустин (Пырву) Atitudini Могила отца Иоанникия Отец Иоанникий (Бэлан) – один из великих духовников, рожденных миру землей, освященной стопами подвижников монастыря Сихастрия. Родился он 10 февраля 1930 года в селе Станица Нямецкого уезда в семье простых верующих тружеников. По окончании коммерческого лицея в городе Р о ман юноша 4 ноября 1949 года решительно направил свои стопы к старинной монашеской обители – монастырю Сихастрия.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Увлеченность богословием сделала отца Иустина одним из лучших студентов семинарии, и впоследствии, в конце 1960-х годов, служа преподавателем в семинарии Нямецкого монастыря , он поражал студентов своими познаниями в догматике, древнегреческом, французском и немецком языках. После упразднения маршалом Антонеску семинарии при монастыре Черника батюшка продолжил обучение в богословской семинарии города Рымнику-Вылча. В 1941 году в Яссах он был рукоположен в священный сан архиереем Валерием (Могланом), викарием Ясской митрополии. В 1942 году отца Иустина отправили в качестве священника-миссионера на Восточный фронт; в армии он служил святую Литургию до 23 августа 1944 года, когда вернулся вместе с отступающей румынской армией. С 1946 года отец Иустин продолжил обучение в семинарии города Р о ман. Перемена политического режима поставила его в двусмысленную ситуацию, когда он, как старший из студентов семинарии, вынужден был исполнять должность председателя семинарского Общества румыно-русской дружбы. Те обстоятельства, что он не подписал ни одной из большевистских инициатив, но проводил занятия, воспитывая христианский и национальный дух, привели к его аресту 14 мая 1948 года и осуждению на 12 лет тюрьмы. В 2008 году отец Иустин говорил одному из журналистов: «Легионерство не было сектой; оно во всем следовало Апостольской Церкви, учению о православной вере и самоотверженно служило Церкви Христовой, за которую отдали свои жизни многие мученики, посвятившие всех себя без остатка Церкви и народу. Я лично знал в тюрьме людей, отдававших свою пайку хлеба и последнюю рубашку более немощным, будучи не в силах выносить страдания своих братьев; им было легче умереть самим, чем видеть, как умирают их братья. Они обладали такой силой исповедания веры – православной веры, – что многие из надзирателей, растроганные глубиной их любви, обезоруживались этой твердостью веры». Годы заключения были для отца Иустина непрекращающимся мученичеством Христа ради, а режим направлял к тому все возможные средства: голод, холод, пытки, унижения, лишение сна, света, воздуха, общения. Когда же было, как казалось, особенно тяжело, батюшка предавался молитве и аскезе и в течение 17 лет нес подвиг молчания; и в эти же годы его знаменитые собратья по заключению и страданию во Христе, составлявшие интеллектуальную элиту страны: Петре Цуця, Мирча Вулкэнеску, Константин Нойка, Даниил Теодореску, Думитру Стэнилоае, Иларион Феля, Джордже Ману, Никифор Крайник и многие другие, – элиту, которую истребляли у него на глазах, – изливали свою любовь, читая своим со-узникам университетские лекции.

http://pravoslavie.ru/63003.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010