Уникальным для древнерус. храма архитектурным решением является узкий лестничный проход (ширина 65 см, длина более 4 м), устроенный в XII в. в юж. стене. Вход на лестницу расположен по центру юж. апсиды (диаконника); через проем (на высоте 4,9 м) в юж. пилоне лестница выводит на небольшую площадку-балкон (ширина 60-65 см, длина ок. 2,47 м). Напротив проема, на юж. грани юго-восточного столба, сохранилось гнездо с остатками деревянных брусьев, служивших опорой для помоста. Выход на балкон оформлен орнаментом (сохр. фрагмент XII в.). По наличию граффити XVII-XVIII вв. на стенах лестничного прохода можно считать, что в это время храм был действующим ( Maproлiha. 2001. С. 54-59). По мнению К. В. Шероцкого, проход предназначался для «новопостриженных монахов, проводивших некоторое время в храме, или для какого-либо хранилища, не исключая и погребального назначения» ( Шероцкий К. В. Киев: Путеводитель. К., 1917. С. 208). Холостенко считал, что балкон мог предназначаться для проповеди ( Холостенко. 1960. С. 6-16); В. Г. Пуцко решил, что он использовался для хора певчих ( Пуцко. 1979. С. 253-255); О. Певна предполагала, что здесь хранились реликвии, связанные со свт. Кириллом Александрийским, т. к. балкон имел выход в придел с фресковыми сценами из Жития свт. Кирилла ( Pevny. 1995. P. 123); по мнению В. Д. Сарабьянова, это остатки конструкции темплона или подъема к нему ( Сарабьянов В. Д. Новгородская алтарная преграда домонг. периода//Иконостас: Происхождение, развитие, символика/Ред.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 312-344). Все высказанные предположения представляются спорными. Наиболее вероятна версия о том, что балкон был местом, предназначенным для князя: юго-вост. часть храма и хоры традиционно считались в Византии и на Руси имп. или княжеским местом. Кроме того, напротив балкона, на стенах юж. апсиды, расположены сцены из Жития Александрийских святителей Афанасия и Кирилла - небесных покровителей кн. Всеволода, при этом непосредственно с княжеского места на балконе видна сцена «Свт. Кирилл учит царя» (автор наст. статьи предполагает, что в образе царя выведен основатель храма кн. Всеволод Ольгович). Возможно, архитектурная пристройка в юж. апсиде была устроена по заказу кн. Всеволода Ольговича как место моления князя ( Maproлiha. 2001. С. 54-59).

http://pravenc.ru/text/1840467.html

ПСРЛ – Полное собрание русских летописей. Пуцко 1978 – Пуцко В. Г. Ростовское шитье XVII века/Декоративное искусство СССР. 1978. 6. С. 47–48. Пуцко 1980/1981 – Пуцко В. Г. Памятники русского прикладного искусства веков в Ростове//Зборник. Myзej применьсте уметности. Белград, 1980–1981, Broj 24/25. С. 51–69. Пуцко 1987 – Пуцко В. Г. Эпитафиальный портрет царевича Димитрия и московская парсуна XV – начала XVII века//Зограф. Београд, 1987. 18. С. 54–64. Пуцко 2002 – Пуцко В. Г. Шитые пелены с изображением Богоматери Тихвинской//София. Новгород, 2002. 1. С. 24–26. Пшеничников 1886 – Пшеничников А. Соборный храм Вознесения Господня в Вознесенском девичьем монастыре в Москве. М., 1886. Пшеничников 1894 – Пшеничников А. Краткое историческое описание первоклассного Вознесенского девичьего монастыря в Москве. М., 1894. Ратшин 1852 – Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 1852. Редкая икона Вознесенского монастыря 1912 – Редкая икона, пожертвованная в Вознесенский монастырь//Известия Археологической комиссии. 1912. Вып. 46. Прибав. С. 166–167. Реестр расхищенных вещей Благовещенского собора 1813 – Реестр церковной утвари и прочих вещей Московского Благовещенского собора, расхищенных неприятелем в бытность в Москве. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 3,1813 г., д. 109. Ретковская 1954 – Ретковская Л. С. Смоленский собор Новодевичьего монастыря. М, 1954. Ретковская 1961 – Ретковская Л. С. Вселенная в искусстве Древней Руси//Труды Государственного Исторического музея. М, 1961. Вып. 33. Ретковская 1963 – Ретковская Л. С. О появлении и развитии композиции «Отечество» в русском искусстве вв.//Древнерусское искусство века. М, 1963. С. 235–262. Речменский 1913 – Речменский А. Собрание памятников церковной старины в ознаменование трехсотлетия царствования дома Романовых. М, 1913. РИБ – Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией (С.-Петербург, Петроград, Ленинград, 1872–1927)

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

  Poutsko B. Les martyrs varègues de Kiev (938)//Analeeta Bollandiana: reveue critique d’hagiographie. T. 101. Bruxelles, 1983. P. 363–385; Пуцко В. Киевские мученики-варяги//Вестник Русского христианского движения. Вып. 141. Париж; Нью-Йорк; М., 1984. С. 178–196. Пуцко В. Г. Князь Владимир и возникновение христианского искусства на Руси//Русь эпохи Владимира Великого: государство, церковь, культура. Материалы Международной научной конференции в память тысячелетия кончины святого равноапостольного князя Владимира и мученического подвига святых князей Бориса и Глеба. Москва, 14–16 октября 2015 года. М.; Вологда, 2017. С. 254–271; Пуцко В. Г. Biзahmiя i Християнський Cxiд у дyxobhi kyльmypi держави//Русь на nepexpecmi cbimib. (Miжhapoдhi виливи на формування держави). IX–XI ст. Чephirib, 2006. С. 134–140. Лукин П. В. Сказание о варягах-мучениках в начальном летописании и Прологе: текстологический аспект//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. 4(38). С. 73–96; Введенский А. М. Житие варягов-мучеников: летопись и Пролог//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. 4(38). С. 63–72; Lukin P. V. Narration on the Varangian Martyrs in rhe Primary Chronicle and the Synaxation (Prologue)//Scrinium. 2012. Vol. 7. Ars cjristiana. In memoriam Michail F. Murianov. P. 259–306; ГиппиусА. А. Кто был «первый ходатай нашему спасению»? (К дискуссиям о проложных житиях киевского цикла)//Русь эпохи Владимира Великого: государство, церковь, культура... С. 341–350. Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. Изд. 2. М., 2001. Стб. 82. Шахматов А. А. Как назывался первый святой мученик?//Известия Отделения русского языка и словесности. 1907. Т. 9. С. 261–264. Там же. С. 264. Андрощук Ф. Скандинавские древности в социальной топографии древнего Киева//Ruthenica. Т. 3. 2004. С. 19. Пуцко В. Киевские мученики-варяги. С. 189–190; Пуцко В. Архитектурный ансамбль княжего двора в Киеве//Кремли России. М., 2003. С. 230–231. Ил. 2:5; Пуцко В. Церковная топография древнего Киева (храмы и реликвии)//Архитектура и археология Древней Руси. Материалы научной конференции к 100-летию со дня рождения М. К. Каргера (1903–1976), 26–28 ноября 2003 г., и научного заседания, посвященного 90-летию ученого, 27 мая 1993 г. (Труды Государственного Эрмитажа. Т. 46). СПб., 2009. С. 74.

http://sedmitza.ru/lib/text/10369617/

Изначально сложились два взгляда на причины и пути возникновения иконок с изображением мироносиц. А. В. Рындина и В. Г. Пуцко предполагали их новгородское происхождение, зависимость от живых контактов с западным миром и традиции паломничеств в Святую Землю (Рындина А. В. Особенности сложения иконографии в древнерусской мелкой пластике: «Гроб Господень»//Древнерусское искусство: Художественная культура Новгорода. М., 1968; Пуцко В. Г. Каменные иконки и кресты в Ростове Великом//Byzantinoslavica. Т. 32. Prague, 1971, с. 87–90; Рындина А. В. Древнерусская мелкая пластика. Новгород и Центральная Русь XIV–XV вв. М., 1978). Однако этот взгляд не сразу утвердился в науке, вызвав частую в России «почвенническую» реакцию. Т. В. Николаева считала сюжет южнорусским, выработанным на основе византийских образцов (Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII–XVI веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960, с. 36–37; она же. Древнерусская мелкая пластика XI–XVI вв. М., 1968; она же. Древнерусская мелкая пластика из камня XI–XV вв. М., 1983). Ее косвенно поддержала О. И. Подобедова, разбирая сюжет об иконке из Ярославля (см. Приложение). Возможность развития мелкой пластики, рождающей схожую с романской иконографию «автохтонно», допускал и В. Н. Лазарев (Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М., Л., 1947, с. 51). Разнице происхождения соответствовала и разница хронологии – среди «южных» дат фигурировали предельно ранние, вплоть до X века. Шкала их оппонентов, при известной разнице между датами Рындиной и Пуцко, была более умеренной и не опускалась ниже XIII века (подробнее см. прим. 7). Впоследствии В. Рындина особо подчеркнула общность иконок с паломническим искусством, Г. Пуцко же в ряде статей усилил аргументацию за их генетическую связь с западной традицией и задумался над возможностью поиска идейного и иконографического источника в искусстве крестоносцев, в области Латинских королевств (Рындина А. В. Древнерусские паломнические реликвии... с. 63–64; Пуцко В. Г. Крестоносцы и западные тенденции в искусстве Руси XII – начала XIV в.//Actes du XVe Congres international d’etudes byzantines, Athenes-1976. Athenes, 1981. T. 2, c. 953–972; он же. Сюжеты новгородских каменных икон//Церковная археология. Мат-лы 1-й Всерос. конф. СПб. – Псков, 1995. Ч. 2, с. 159–184; Пуцко В. Г. «Гроб Господень» в каменной пластике средневекового Новгорода//ППС. Вып. 98. СПб, 1998, с. 159–184). В это же время был доказан прямой перенос конкретных деталей из романо-готических композиций XII–XIII вв., что сняло вопрос происхождения типологии изображений (Беляев Л. А. Русское средневековое надгробие. М., 1996, с. 183–210; BeliaevL. A. Russian pilgrims art from the 12 th to the 15 th century – archaeological elements and problems of Romanesque influence//JBAA. 1998. Vol. 151, p. 203–219, pis. XXIV–XXVII, библиография; Беляев Л. А. Об источниках иконографии «Гроба Господня» в новгородской пластике XIII–XV вв.//Славяноведение. 1999. 2, с. 16–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

34 Пуцко В. Г. Ростовская икона Троицы Ветхозаветной: иконография и стиль//Троицкие чтения. 2001–2002 гг. Большие Вяземы, 2003. С. 142–154. 37 Там же. С. 121. 48. Размер иконы (68,0 х 44,0 см) практи­чески совпадает с размером предыдущей (68,0 х 46,0 см), и это позво­ляет предположить их назначение в качестве предалтарных. 39 Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери. XIV–XVI века. М., 1979. С. 262–264, 377. 3. С. 265–268. 4. 42 Пуцко В. Г. Элитарный иконописный образец в восприятии народных мастеров Русского Севера//Локальные традиции в народной культуре Русского Севера (Материалы IV Международной научной конференции “Рябининские чтения – 2003”). Петрозаводск, 2003. С. 409–411. 43 Пуцко В. Элитарные иконы на Русском Севере//Соловецкое море. Историко-литературный альманах. Вып. 7. Архангельск-Москва, 2008. С. 41–46. 44 Paдojчu С. Buзahmujcko сликарство од 1400. до 1453//Моравска школа и доба. Научни скоп у Ресави. 1968. Београд, 1972. С. 1–12. 45 Острогорски Г. Одлуке Стоглава о икона и принципи buзahmujcke ukohorpaфuje//Острогорски Г. Сабрана дела. 5. Београд, 1970. С. 182–202; Успенский Л. А. Богословие иконы Православ­ной Церкви. С. 240–253. 46 Подробнее см. Пуцко В. Г. Белорусская иконопись XVI–XVIII вв. на путях европеизации и фольклоризации//Белорусский сборник. Вып. 3. СПб., 2005. С. 42–55; Он же. Белорусская икона XV–XVII веков: от византийской традиции к европейскому культурному контексту//Обретение образа. Православная белорусская культура в славянском мире. Минск, 2009. С. 11–27; Он же. Иконопись Беларуси в контексте культуры Slavia Orthodoxa: контакты и конфликты//Там же. C. 28–48; Он же. Фoльkлopuзaцiя давнього волинського ikohonucy//Волинська ikoha: дocлiджehhя та pecmabpaцiя. Вип. 13. Луцьк, 2006. С. 5–7; Он же. Волинський ikohonuc в ykpaïhcьkiй kyльmypi на мeжi cbimib//Волинська ikoha: дocлiджehhя та pecmabpaцiя. Вип. 14. Луцьк, 2007. С. 5–8. 47 Голейзовский Н. К. Два эпизода из деятельности новгородского архиепископа Геннадия//Византийский временник. Т. 41. М., 1980. С. 130–140; Пуцко В. Г. “Четырёхчастная” икона Благовещенского собора и “латинские мудрования” в русской живописи XVI века//Благовещен­ский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1999. С. 218–235.

http://pravmir.ru/folklornyiy-element-v-...

25 Якунина Л. И. Памятник портретного искусства конца XV века//Древнерусское искусство XV — начала XVI веков. М., 1963. С. 263–284; Масленицын С. И. Ярославская иконопись. М., 1973. С. 29–31. Табл. 40. 29 G. et M. Sotiriou. du Mont Sinan. I–II. Ath–nes, 1956–1958; Sinai: Treasures of the Monastery of Saint Catherine/Gen. ed. Manafis K. A. Athens, 1990. 31 См. Пуцко В. Киевский художник XI века Алимпий Печерский (По сказанию Поликарпа и данным археологических исследований)//Wiener Slavistisches Jahrbuch. XXV. 1979. С. 63–88. 32 Пуцко В. Г. Монастыри и развитие русской иконографии святых//Монастыри России. Можайск, 2000 (Материалы VII Российской научной конференции, посвящённой памяти Святителя Макария. Вып. VII). С. 122–144. 33 Карабинов И. А. “Наместная икона” древнего Киево-Печерского монастыря//Известия Гос. Академии материальной культуры. 5. 1927. С. 102–113; Пуцко В. Печерский ктиторский портрет//Зограф. 13. 1982. С. 42–48. 34 Пуцко В. Г. Крест преподобного Авраамия Ростовского//История и культура Ростовской земли, 1994. Ростов, 1995. С. 96–104. 36 Силкин А. В. Малоизвестные памятники Строгановского лицевого шитья из Ростова Великого//ПК НО. 1984. Л., 1986. С. 420–423. 38 См. Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиевский Посад, 1892; Иеромонах Иоанн (Кологрив). Очерки по истории русской святости. Брюссель, 1961; Пуцко В. Г. Русское монашество XV века. Калуга, 1992. 39 Маясова Н. А. Образ преподобного Сергия Радонежского в древнерусском шитье (К вопросу об иконографии)//Древнерусское искусство: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. М., 1998. С. 40–53; Нарциссов В. В. Проблемы иконографии преподобного Сергия Радонежского//Там же. С. 54–62. 40 См.: Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства XV–XIX веков. Каталог/Сост. Воронцова Л. М., Зарицкая О. И., Шитова Л. А. М., 1992. 42 Зонова О. В. Вновь открытая икона “Сергий Радонежский” из Успенского собора Московского Кремля//Государственные музеи Московского Кремля: Мат. и исслед. III (1980). С. 42–55; Гусева Э. К. Об иконе преподобного Сергия Радонежского в житии круга Дионисия из Троицкого собора//Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 91–116.

http://pravmir.ru/ikonografiya-russkih-s...

6 Пуцко В. Г. Византия и становление искусства Киевской Руси//Южная Русь и Византия. Сборник научных трудов. Киев, 1991. С. 79–99. 7 Грабар А. Н. Крещение Руси в истории искусства//Владимирский сборник в память 950-летия крещения Руси. Белград, 1938. С. 73–88; Он же. Светское изобразительное искусство домонгольской Руси и “Слово о полку Игореве”//Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XVIII. M.; Л., 1962. С. 233–271. 8 Velmans T. Rayonnement de l’icone au XII е et аи début du XIIIe siècle//XVe Congrès International d’études byzantines. Rapports et co-rapports. III. Art et archéologic. Athènes, 1976. P. 195–227. Pl. XLI–LI; Пуцко В. Икона в домонгольской Руси//Icone und frühes Tafelbild; Halle. 1988. C. 87–116. 10 Лазарев В. Н. Византия и древнерусское искусство//Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. М., 1978. С. 220. 11 Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. I: Древнерусское искусство X – начала XV веков. М., 1995. С. 54–57. 9. 12 Пуцко В. Г. Русские иконы святителя Николая по данным мелкой каменной пластики XIII–XV веков//Почитание святителя Николая Чудо­творца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. М., 2007. С. 121–131. 14 Grabar A. Les manuscrits grecs enluminés de provenance italienne (IX–XI esiècles). Paris, 1972. 15 Пуцко В. Г. Сакральное искусство Руси перед монголо-татарским нашествием: результаты и перспективы развития//Проблемы славяно­ведения. Вып. 7. Брянск, 2005. С. 3–10. 17 Пуцко В. Г. Церковь и рецепции византийской духовной культуры в русском обществе XI–XV вв.//Проблемы славяноведения. Вып. 10. Брянск, 2008. С. 9–19. 18 Xyngopoulos A. Icones du XIII e siècle en Grece//L’art byzantin du XIII е siècle. Symposium de Sopoani. 1965. Beograd, 1967. P. 75–82; Weitzmann K. Thirteenth Century Crusader Icons on Mount Sinai//The Art Bulletin. Vol. XLV. 1963. P. 179–203; Он же. Icon Painting in the Crusader Kingdom//Dumbarton Oaks Washington. 1966. P. 49–83; Byzantium. Faith and Power (1261–1557). New York, 2004. P. 341–381.

http://pravmir.ru/folklornyiy-element-v-...

19 Пуцко В. Крестоносцы и западные тенденции в искусстве Руси XII – начала XIV в.//Actes du XV e Congrès International d’études byzantines. Athènes–1976. T. II; Art et archeology. Communications. Athènes, 1981. C. 953–972. 20 Порфиридов Н. Г. Два произведения новгородской станковой живописи XIII века//Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1968. С. 140–144; Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976. С. 35–46, 157–165. 22 Лихачева Л. Д. Икона “Никола в житии” из погоста Озерёво//Сообщения Государственного Русского музея. Вып. X. Л., 1974. С. 91–96; Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. С. 199–203; Святой Николай Мирликийский в произведениях XII–XIX столетий из собрания Русского музея. СПб., 2006. С. 48–49. 23 Пуцко В. Г. Вологодская икона тронной Богоматери и проторенессансная живопись Италии//Послужить Северу… Историко-художественный и краеведческий сборник. Вологда, 1995. С. 152–163. 25 Лаурина В. К. Об одной группе новгородских провинциальных царских врат//Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. С. 145–178. 26 Пуцко В. Г. Новые направления в русском искусстве XIV века//Russia Mediaevalis. T. IV. München, 1979. С. 35–70. 30 См. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982; Северные письма. Каталог/Сост. Вешнякова О. Н., Кольцова Т. М. Архангельск, 1999. 31 Пуцко В. Г. Локальные традиции в русской иконописи//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2008. 2 (32). С. 72–84. 32 Псковская икона XIII–XVI веков. Альбом-каталог/Сост. Родникова И. С. Л., 1991; Васильева О. А. Иконы Пскова. М., 2006. 33 Подробнее см. Пуцко В. Г. Ростовская икона Спаса Нерукотвор­ного//История и культура Ростовской земли. 2003. Ростов, 2004. С. 341–353; Он же. Иконы XIII–XV вв. из Ростовской земли: проблема историко-художественного контекста//История и культура Ростовской земли. 2004. Ростов, 2005. С. 254–270; Он же. Ростовская иконопись в истории русского искусства//История и культура Ростовской земли. 2005. Ростов, 2006. С. 486–498; Он же. Иконы Ростова Великого после 1453 г.: о роли византийской традиции//История и культура Ростов­ской земли. 2007. Ростов, 2008. С. 183–203.

http://pravmir.ru/folklornyiy-element-v-...

11 Николаева Т. В. Рязанская икона с изображением Бориса и Глеба//Славяне и Русь. М., 1968. С. 451–458; Пуцко В. Падвесны бронзавы абразок з Konыci//Мастацтва, 1994. 2. С. 69–73. 12 Поппэ А. В. О роли иконографических изображений в изучении литературных произведений о Борисе и Глебе//ТОДРЛ. Т. XXII. Взаимодействие литературы и изобразительного искусства Древней Руси. М.–Л., 1966. С. 24–45. 13 Малышевский И. И. Когда и где впервые установлено празднование памяти св. Владимира 15 июля?//Труды Киевской Духовной академии. 1882. Кн. 1. С. 55–64. 14 Пуцко В. Haйдabhiшi зображення святого князя Володимира//Православний bichuk. 1988. 7. С. 47–51. 15 Сотникова М. П., Спасский И. Г. Тысячелетие древнейших монет России: Сводный каталог русских монет X–XI веков. Л., 1983. С. 60–81, 115–180. 16 Кондаков Н. П. Изображение русской княжеской семьи в миниатюрах XI века. СПб., 1906; Пуцко В. Тема коронования в миниатюре Трирской Псалтири//Българско средневековие. София, 1980. С. 300–307. 17 Каликин Ф. А. Портретное изображение псковского князя Довмонта//ТОДРЛ. Т. XVIII. 1962. С. 272–276; Fr. Kampfer. Das russische Herrscherbild: Von den Anfangen bis zu Peter dem Grossen. Recklinghausen, 1978. S. 145–148. Abb. 73. 18 Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси//Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII — начала XV веков. М., 1980. С. 46. 19 См. Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974; Он же. Михаил Ярославич, великий князь Тверской и Владимирский. Тверь, 1995. 20 Курочкина Н. А. Святой благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской в русской иконописи конца XVII — начала XX вв. Тверь, 1996. 21 Бегунов Ю. К. Житие Александра Невского в станковой живописи начала XVII века//Взаимодействие литературы и изобразительного искусства Древней Руси. С. 311–326; Он же. Древнее изображение Александра Невского//Byzantinoslavica. XLII. 1981. С. 39–42. 23 Дмитриева Р. П., Белоброва О. А. Пётр и Феврония Муромские в искусстве Древней Руси//ТОДРЛ. Т. XXXVIII. Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства. Л., 1985. С. 138–178.

http://pravmir.ru/ikonografiya-russkih-s...

Попова Е. А., 1990. Позднескифские жертвенники с городища «Чайка»//СА. Попович М. В., 1985. Мировоззрение древних славян. Киев. Порфиридов Н. Г., 1930. Заметки о двух археологических памятниках Новгородского музея//Новгородский гос. музей. Материалы и исследования. Вып. 1. Новгород. Приходник О. М., 1975. Слов " яни на Noдiллi (VI–VII). Kuib. Прокопий из Кесарии. 1950. Война с готами. М. Пропп В. Я., 1963. Русские аграрные праздники. Л. Пропп В. Я., 1976. Фольклор и действительность. М. Пропп В. Я., 1986. Исторические корни волшебной сказки. Я. Прошин Г., 1988. Второе крещение//Как была крещена Русь. М. Пушик С., 1983. Довкола Збруцького idoлa//Ykpaiha. Пушкина Т. А., 1984. Бронзовый идол из Черной могили//Вестник МГУ. История. Серия 8. Пушкина Т. А., 1987. Височные кольца гнездовского комплекса//Труды V МКСА. Т. 3. Вып. 16. М. Пуцко В. Г., 1983. Русская путевая икона XI в.//Памятники культуры. Новые открытия. 1981 г. Пуцко В. Г., 1985. Древнейшие типы киевских энколпионов//Доклады советской делегации на V МКСА. Киев. Пуцко В. Г., 1989. Створка креста-энколпиона из Грабцева//КСИА. Вып. 196. Рабинович М. Г., 1953. Древняя Москва//По следам древних культур. М. Равдит Т. В., 1988. Погребения Х–Х1вв. с монетами на территории древней Руси. М. Paдзiebcьkuй В., Бурма В., 1975. Медобори. Льbib. Раевский Д. С., 1977. Очерки идеологии скифо-сарматских племен. М. Раевский Д. С., 1985. Модель мира скифской культуры. М. Рапов О. М.. 1988. Русская церковь в IX – первой трети XII вв. Принятие христианства. М. Раппопорт П. А., 1971. Данилов//КСИА. Вып. 125. Раппопорт П. А., 1975. Древнерусское жилище//САИ. Вып. EI-32. Л. Рассамакт Ю. Я., 1990. Eheoлimuчhi поховання Nibhiчho-Зaxiдhoro Приазов " я//Apxeoлoriя. Ратич О. О., 1957. Дpebhьopycьki apxeoлoriчhi пам " ятки на mepumopii зaxiдhux областей УРСР. Kuib. Ратич О. О., 1976. Населення Прикарпаття i Boлuhi в епоху Kuibcьkoi Pyci та в nepioд фeoдaльhoi poздpiблehocmi//Населення Прикарпаття i Boлuhi за доби розкладу nepbichooбщuhhoro ладу та в давньоруський час. Kuib.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010