Эти произведения относятся к 1-м десятилетиям XIX в. и отличаются общими стилистическими признаками, что может служить указанием на их принадлежность к одной местной мастерской. Наиболее ранней иконой этой группы является икона Божией Матери «Утоли моя печали» (1806) из ц. вмч. Георгия «за верхом», где находился придел, посвященный этому образу. По местному преданию, чудотворный образ Божией Матери «Утоли моя печали» пребывал в ц. свт. Николая Чудотворца (Николы на Пупышах), его точную копию для ц. вмч. Георгия «за верхом» заказал калужский купец Сысоев после избавления от болезни, которая застигла его в Кёнигсберге. Вероятно, в связи с этим событием на иконе появились кондак и надпись: «Утоли болезни», а также образы избранных святых на полях ( Малинин. 1912. С. 112). Икона отличается высоким мастерством исполнения: великолепным рисунком, точными пропорциями, тонким многослойным письмом личного, к-рое во многом продолжает традиции живописи более раннего времени. Мастер использует излюбленный калужанами холодный колорит. В той же мастерской написана еще одна икона Божией Матери «Утоли моя печали», хранящаяся в ц. вмч. Георгия «за верхом». Их объединяют не только стилистика и время создания, но и совпадение в деталях, включая повторение состава святых на полях. К произведениям данной мастерской могут быть отнесены иконы Божией Матери Казанской, образ к-рой прославился в Калуге. В описаниях калужских древностей упоминается чудотворный образ, принесенный из Вязников в Калугу местным купцом Тимофеем Никитичем Судовщиковым, по прозвищу Смирной, по молитвам перед этим образом исцелилась жена Судовщикова. Его списки получили широкое распространение (Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Казанской, что в г. Калуге, в Преображенской под горою церкви//Калужские ЕВ. 1863. 18. Приб. С. 309-316; Пуцко. 2009; Чугреева. 2009). Один из них в наст. время находится в Спасском соборе московского Андроникова мон-ря. На его нижнем поле помещена надпись, удостоверяющая происхождение и бытование списка: «Истинное изображение и мера с чюдотворного образа Казанския Пресвятыя Бцы что слывет Смирных в Калуге пот горою близь Оке реке».

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Арх. Р-58. Л. 46). В нач. XX в. акад. В. Д. Фартусов в пособии для иконописцев рекомендовал изображать Л. «типа русского, со средней величины бородой, волосы просты; в фелони и омофоре»; в руке - хартия с изречением: «Чада, не бойтеся нахождения их, не могут бо нам что без Божия попущения сотворити» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 292). Наиболее ранние сохранившиеся изображения Л. датируются кон. XIV в. В графической манере выполнен поясной образ Л. на резной каменной иконе кон. XIV - нач. XV в. (собр. Т. А. Мавриной и Н. В. Кузьмина; Николаева. 1983. С. 128. Табл. 54-1; Пуцко. 1996. С. 55). Святой представлен в фелони, клобуке, с крещатым омофором на плечах, правая рука простерта перед грудью, левой он поддерживает Евангелие; на лике выделены широко раскрытые глаза; надпись с именем расположена вертикально по сторонам нимба. Изображение Л. шито на пелене «Покров Божией Матери с избранными святыми» кон. XIV - нач. XV в. (ГИМ; Стерлигова. 2005) - на полях каймы представлены святители, среди к-рых - Московские митрополиты Петр и Алексий; образ Л., поясной, прямоличный, размещен на правой кайме внизу; он в белом клобуке, перед грудью обеими покровенными руками держит Евангелие. На кресте XIV в. (серебро, чернь; СИХМ) Л. изображен вместе со святителями Николаем, Василием Великим, Иоанном Златоустом, Григорием Богословом и с архидиак. Стефаном. Свт. Леонтий, еп. Ростовский. Роспись Рождественского собора Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий Образ Л. на иконах, в росписях и в произведениях лицевого шитья XV-XVI вв. имеет редкую иконографическую деталь: пряди волос, выбившиеся из-под белого клобука. Возможно, такая детальная разработка лика Л. связана с почитанием его мощей, к-рые со времени их обретения в 60-х гг. XII в. и до 1609 г. открыто почивали в Успенском соборе Ростова в белокаменной раке, присланной вел. кн. Андреем Боголюбским. В большинстве произведений волосы рыжие, что, очевидно, является портретной особенностью Л. На фронтальных образах святого вьющиеся волосы показаны по обе стороны лика.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Вознесение Господне. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 20 об.) Очевидно, под влиянием западноевроп. образцов эпохи Проторенессанса в московской художественной среде появляется М. в виде миндалевидного сегмента в композиции сидящего на престоле Христа-Судии. К древнейшим относятся миниатюра Переславского Евангелия (кон. XIV - нач. XV в., РНБ. F.n.I.21) и 2 центральные иконы самых древних рус. деисусных чинов - из иконостаса московского Благовещенского собора (посл. четв. XIV в., мастер круга Феофана Грека) и владимирского Успенского собора (1408, мастера прп. Даниил Чёрный, прп. Андрей Рублёв). По мнению В. Г. Пуцко, иконография «Спас в силах» происходит от композиций европ. алтарей с тронным образом Христа. И. А. Кочетков считает, что визант. извод Христа-Судии на престоле с иконографическими деталями зап. происхождения, в т. ч. миндалевидной М., мог появиться после распространения в Русской Церкви Иерусалимского богослужебного устава, т. е. с эпохи митр. Киприана. Появление формы «славы» в виде миндалевидной М. Кочетков связывает с упрощением формы овала и не спешит возводить к лат. образцам. Мастер Переславского Евангелия использовал также сложные цветовые эффекты для характеристики М. как части теофанического видения. М.- пурпурно-лилового цвета, но при пересечении с контурами предметов или др. «слав» отсвечивает тем цветом, к-рый пересекает. Композиция «Спас в силах» стала характерной для центральной иконы Христа Вседержителя на престоле в деисусном чине высокого рус. иконостаса, однако форма М. здесь, как правило, тяготеет к простым геометрическим фигурам (кругу и квадрату). Близкие к миндалевидной по характеру М. славы встречаются и в др. теофанических композициях, напр. в иллюстрации 9-го кондака Акафиста Пресв. Богородице («Всякое естество ангельское удивися») с образом сидящего на престоле в горнем мире Христа Еммануила или Христа средовека,- на рус. иконах «Похвала Пресв. Богородицы, с клеймами Акафиста» (начиная с 3-й четв. XIV в. и позднее), «Покров Пресв. Богородицы» (новгородская икона 2-й пол. XVI в., из собрания Н. П. Лихачёва, ГРМ).

http://pravenc.ru/text/2561826.html

Богоматерь с Младенцем («Богоматерь Ростовская») с предстоящими Ростовскими святителями. Икона. 2-я пол. XVIII в. (ГМЗРК) Богоматерь с Младенцем («Богоматерь Ростовская») с предстоящими Ростовскими святителями. Икона. 2-я пол. XVIII в. (ГМЗРК) Ростов был центром резьбы по дереву, о чем свидетельствуют сохранившиеся произведения XV-XVI вв. На резной иконе «Ростовские святые и свт. Николай Чудотворец» (кон. XVI в., ГММК) - прямоличная фигура И. с двуперстно благословляющей десницей, в левой покровенной руке Евангелие. На деревянном кресте (сер. XVI в., ГМЗРК) с ростовым изображением свт. Леонтия на обороте, на средней перекладине в круглых медальонах, вырезаны полуфигуры Ростовских святителей, в т. ч. образ И. ( Бобринский А. А. Народные рус. деревянные изделия. М., 1914. Вып. 12. Табл. 195. 1-3; Табл. 196. 2, 3). На иконе «Ростовские святители и свт. Петр Московский» (сер. XVI в., РГИАХМЗ) представлены святители Иаков, Леонтий, Исаия и И., на раме полуфигура свт. Петра, митр. Московского ( Николаева Т. В. Мелкая пластика, скульптура, декоративная резьба//Очерки рус. культуры XVI в. М., 1977. Ч. 2. С. 364). Серебряную раку И. украшали 2 накладные сюжетные композиции в овальных картушах, выполненные одним из лучших московских ювелиров А. И. Ратьковым в 1796 г. (ГМЗРК, см.: Пуцко. 2004. С. 145-156). В картушах, изготовленных из серебряной позолоченной пластины в технике чеканки, изображены чудеса во время погребения святителя: многофигурная похоронная процессия, вверху над собором в облаках благословляющий И.; 2-е чудо - исцеление архим. Стефана. На серебряном с позолотой окладе нижней крышки Евангелия 1776 г. московского мастера Я. Фролова (происходит из ц. Толгской иконы Божией Матери Ростова, ГМЗРК) в 15 медальонах - чеканные изображения рус. святых, среди к-рых преобладают Ростовские чудотворцы, в центре «Явление Толгской иконы Божией Матери Ростовскому еп. Трифону». В большом медальоне, в правом верхнем углу, представлен И. в динамичном повороте к центру, с Евангелием в руке. Во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. образ И. вводился в многочисленные произведения ростовской финифти с изображением Ростовских святителей (в основе иконографий - традиц. изводы). Такие иконы развозились паломниками по всей России. Эта же иконографическая линия продолжается в совр. росписи по эмали.

http://pravenc.ru/text/293397.html

(К. К. и.). Из составленного в XVII в. Сказания о К. К. и. известно, что она являлась списком Вязниковской Казанской иконы Божией Матери. В 1627 г. от Вязниковской Казанской иконы исцелилась от тяжелой болезни Евфимия Симеонова Судовщикова, жена калужского купца, «московского гостя», Тимофея Никитина Судовщикова по прозвищу Смирной. В память о чуде она повелела сделать список иконы с изображением чудес от явленного в Казани образа. Обложив новописаную икону драгоценным окладом, Судовщикова принесла ее в Калугу и поставила в деревянной Преображенской ц., что под горой, близ Оки. Здесь хранилось рукописное Сказание нач. XVIII в. о принесении иконы в Калугу, в к-ром имелись правки по списку Сказания XVII в. 22 окт., в день празднования «осенней Казанской», в Преображенскую ц. из Троицкого собора Калуги стали совершаться крестные ходы (Крестные ходы, ежегодно совершаемые в Калужской епархии с чудотворными и особо чтимыми св. иконами//Памятная книжка и Адрес-календарь Калужской губ. на 1916 г. Калуга, 1915. С. XX). Казанская Калужская икона Божией Матери. 1627 г. Оклад 2-й пол. XIX в. Фотография. Нач. ХХ в. Казанская Калужская икона Божией Матери. 1627 г. Оклад 2-й пол. XIX в. Фотография. Нач. ХХ в. К. К. и. была хорошо известна царскому дому. В 1674 г. по указу царя Алексея Михайловича в хоромы царицы Наталии Кирилловны знаменитому царскому иконописцу Симону Ушакову велено было написать список чудотворной К. К. и. с указанием размера (50,6×42 см) ( Успенский А. И. Царские иконописцы. 1910. Т. 2. С. 352). В том же году боярин Б. М. Хитрово, в ведении к-рого с 1655 по 1680 г. находилась Оружейная палата Московского Кремля, приложил к К. К. и. в Преображенской ц. небольшой (16,5×13,8 см) гравированный Казанский образ Божией Матери на серебряной позолоченной пластине с вкладной надписью на обороте (КОКМ) ( Пуцко. 2009. С. 174-175; Чугреева. 2009. С. 178). Этот образ упомянут в описи Преображенской ц. 1800 г., составленной благочинным Калуги иереем Преображенской ц. Иоанном Сомсоновым. Подобный резной образ (21,7×18,1 см, ГИМ) с изображением К. К. и. в 1665 г. был вложен царем Алексеем Михайловичем и царицей Марией Ильиничной Милославской о здравии их сына Симеона в Успенский собор Тулы. Об особом значении К. К. и. для царской фамилии говорит то, что главной вкладчицей в строительство калужской каменной Преображенской ц. 1709-1717 гг. с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери была сестра царя Петра I, царевна Наталия Алексеевна, пожертвовавшая 1 тыс. р. К чудотворной К. К. и. несли св. реликвии, драгоценные приклады. По описи 1800 г., икона стояла в Казанском приделе Преображенской ц. (к-рую по приделу часто называли Казанской) с южной стороны от царских врат в большом, обложенном серебром деревянном резном кузове-киоте, имеющем вид храма с 7 главками. Икона имела серебряный позолоченный оклад с камнями и жемчугом, к 1800 г. он был уже ветхим, с осыпающимся жемчугом, о чем на полях листа описи была сделана приписка.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

священника ( Белов, Якобсон. 1953. С. 148; Пуцко. 1999. С. 168; Яшаева и др. 2011. 185). К группе древнерусских церковных предметов относят также нек-рые бронзовые кресты-тельники, каменные кресты-«корсунчики», крестики с эмалью ( Колесникова. 2006. С. 130-132, 137; Яшаева и др. 2011. 204, 205). Вырезанные из стеатита иконы, кресты и образки XI-XIII вв. происходят из визант. центров, прежде всего К-поля и Фессалоники ( Банк. 1978. С. 89-114). На стеатитовых иконах сохранились следы позолоты, иногда краски. Особенно популярными были изображения св. воинов Георгия, Феодора, Димитрия. В разных вариациях они представлены на 3 иконах из стеатита и одной из темного сланца ( Яшаева и др. 2011. 37-39, 43). На стеатитовых иконах встречаются сцены «Благовещение», «Рождество Христово», «Вознесение», а также изображения Христа Пантократора, Богоматери с Младенцем, Богоматери на троне (Там же. 40-42, 44, 45; Банк. 1978. С. 99). Стеатитовый 2-сторонний образок-евлогия XII в. с 6-конечным крестом и крестом в круге, вероятно, был произведен в М. Азии ( Яшаева и др. 2011. 46). X-XI веками датированы миниатюрные резные пластинки из слоновой кости, вероятно происходящие из Фессалоники (пластинка с изображением св. Димитрия и креста на оборотной стороне, служившая створкой складня), или более многочисленные работы местных мастеров из костей домашних животных (миниатюрный образок с изображением свт. Николая, пластинка-иконка от ларца (реликвария?) с изображением ап. Луки, пластины от шкатулки с резными крестовидными розетками в круге). Найдены также пластины разной формы с изображениями животных, птиц, с растительным и геометрическим орнаментом для украшения шкатулок культового и светского назначения, а также погребальных покровов. К предметам церковной утвари относятся происходящие из центров Вост. Средиземноморья литые бронзовые кацеи (кадильницы) XI-XIII вв. с гравировкой, в т. ч. одна - с изображением Христа Пантократора, а также курильницы, лампады, лампадофоры, фрагменты хоросов. Сохранились фрагменты серебряного потира с евхаристической надписью и именами Константина и Константа (?) (Там же.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Действительно, с именем Нифонта связаны по меньшей мере две церковных постройки, в разной степени отразивших особый интерес новгородского епископа к свт. Клименту Римскому . В 1153 г. «иде боголюбивый архиепископ Нифонт в Ладогу, и заложи церковь камяну святого Климента» (НПЛ. С. 29, 215). До наших дней храм не дожил, и потому невозможно понять, как и в какой мере в нем нашла себе выражение свято – климентовская тема. Надо, однако, отметить, что образ свт. Климента присутствует и в посленифонтовской церковной живописи и Ладоги – в Георгиевском соборе последней четверти XII в., и Новгорода – в церкви Спаса на Нередице конца того же столетия. Из скупой похвалы епископу в «Новгородской первой летописи» следует, что, вероятно, до Климентовской церкви по его заказу была построена также «Пльскове святого Спаса церковь » (НПЛ. С. 29, 216), в которой надо видеть Спасо – Преображенский собор Мирожского монастыря. Очевидно, храм на Мироже строила та же артель, которая затем перебралась в Ладогу (Раппопорт 1993. С. 58) 80 . Среди сохранившихся фресковых росписей псковской церкви, в ее северо-западном компартименте, имеется развернутый житийный цикл свт. Климента. Фрески сохранились плохо, но ясно, что деятельность святителя представлена в апостольском контексте – как продолжение проповеди свв. апостолов Петра и Павла (Сарабьянов, Смирнова 2007. С. 117). Высказывались также предположения о возможной связи с епископом Нифонтом драгоценного реликвария новгородской работы с изображением свт. Климента (так называемой архангельской ставротеки) (Пуцко 1969. С. 241–245; Медынцева 1991. С. 56–68; Царевская 1999. С. 260–272). Тот факт, что первый из известных на Руси храмов, посвященных свт. Клименту Римскому , был начат новгородским епископом не в Новгороде, а в периферийной Ладоге, что программная «климентовская тема» в храмовой росписи впервые зазвучала также не в кафедральном центре, а в пригороде, подчеркивает демонстративную половинчатость уступки, сделанной епископом Нифонтом «партии» митрополита Климента Смолятича в Новгороде.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Совсем не случайно, как это было принято в Калуге, в документах указывалось, что Космодамианский храм у Московских ворот. Таким образом, два барочных шедевра были соединены друг с другом, подчёркивая значимость каждого из них для боголюбивых и верноподданых православных калужских жителей. Проект, по которому был построен храм Космы и Дамиана, отмечался многими исследователями, в том числе В. Г. Пуцко, который обращался к некоторым страницам истории этой церкви. Об этой святыне города на Оке написано следующее: " Возведённая в 1794 году церковь Космы и Дамиана (ул. Суворова, 177) отличается от других культовых сооружений барочной композицией, оригинальным планом и своеобразной трактовкой традиции пятиглавия " (из книги: Фехнер М. В. Калуга (Серия " Города СССР " ), 1971, стр. 162). И как итог: " Выразительность композиции, близкой к лучшим произведениям барокко, позволила предположить участие в её создании учеников Ф. Б. Растрелли " . В клировых ведомостях 1848 года, сохранившихся в ГАКО (Государственный архив Калужской области) значится: " Построена в 1794 году тщанием прихожанина калужского мещанина Филиппа Иванова Белова и доброхотных дателей " . К концу XIX - началу ХХ века встречается чаще всего следующая запись: " Космодамианская г. Калуги церковь... Построена она в 1794 году тщанием прихожан и доброхотных жертвователей " . Таким образом, хотя сохранились не все имена тех, кто был причастен к благотворительным делам, но события истории Космодамианского храма показывают, что в приходе во все времена находились жертвователи, благодаря которым преображалась и хорошела калужская святыня. Законченный и привычный для нас вид храма формировался постепенно, не сразу. Тем более что в период строительства церкви приход не был многочисленным, а кварталы вокруг храма населёнными. Но благодаря пожертвованиям, заботе о благоукрашении храма со стороны клира и прихожан внутреннее убранство радовало глаз. Со временем в церкви появились иконы в серебряных окладах и позлащённые, с жемчужными убрусами, с каменьями.

http://sobory.ru/article/?object=00915

Основным источником для житийного цикла послужила Пространная редакция Жития П., включающая описания 19 посмертных чудес (кроме клейма 28). В клейме 10 использован эпизод из Жития прп. Сергия Нуромского. В ряде случаев нарушен хронологический порядок сюжетов, детали изображения не всегда точно соответствуют тексту Жития. В цикл включено неск. оригинальных композиций (изображение преподобного в дупле, чудеса о грабителях и др.). В ряде случаев иконописец конкретизирует место действия, помещая на фасад храма соответствующий образ ( Пуцко В. Г. Древние иконы в Павло-Обнорском мон-ре//Русская культура на пороге 3-го тысячелетия: Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 116-125). В клейме 5 представлена одна из святынь мон-ря - крест, к-рым прп. Сергий Радонежский благословил П. на отшельническую жизнь. На иконе П. с сюжетами жития XVIII в. (?) (ВГИАХМЗ) святой изображен фронтально в рост, его руки разведены в стороны (правая с жестом благословения, в левой - развернутый вверх свиток с уникальным пространным текстом). Вверху Св. Троица, по сторонам свободно расположены сцены из Жития П. в неск. регистрах (состав сюжетов не определяется из-за плохой сохранности живописи). Вероятно, П. представлен в житийном цикле на иконе «Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие, с 18 клеймами жития» посл. четв. XVII в. из Покровского Глушицкого мон-ря Кадниковского у. Вологодской губ. (ВГИАХМЗ): в клейме 11 показано, как некий монах Павел приходит к прп. Дионисию «на благословение». В качестве самостоятельной композиции в монументальной живописи иллюстрировался сюжет встречи преподобных П. и Сергия Нуромского (Павлов Обнорский мон-рь, фотография сделана между 1879 и 10-ми гг. XX в., ВГИАХМЗ). В совр. иконописи он получил распространение в кратком варианте - пребывание П. в лесу среди зверей и птиц (ростовые иконы мастерской «Православная икона» в Сергиевом Посаде, мастерской во имя прп. Алипия Печерского; образ из местного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского мон-ря). Известны изображения П. в дупле: роспись на столбе возле раки П. (фотография после 1909, ВГИАХМЗ), совр. графические иллюстрации. Вологодскими мастерами создавались иконы с редким, не связанным с Житием, сюжетом моления П. перед Богородицей (выносная икона XVII в. под записью, ВГИАХМЗ; ср. аналогичные изображения преподобных Корнилия Комельского и Иосифа Волоцкого): П.- справа в коленопреклоненной молитве с простертыми к Божией Матери руками.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

В Минске состоится конференция «Языки православной культуры» 11 марта 2009 г. 16:26 27 апреля 2009 года Божественной литургией в минском Свято-Духовом кафедральном соборе откроется Х Международный фестиваль православных песнопений. Об этом сообщила директор проекта Лариса Густова. Первым мероприятием юбилейного фестиваля станет научно-практическая конференция «Языки православной культуры». Форум откроется 27 апреля в 11.00 в конференц-зале здания Минской епархии. Мероприятие соберет 15 участников из разных стран мира. С докладами выступят доктор искусствоведения, заместитель директора Калужского художественного музея Василий Пуцко, главный редактор журнала «Древняя Русь» Елена Конявская, кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории имени П.И. Чайковского Николай Денисов, руководитель эстонского мужского вокального ансамбля «Kredo» Валерий Петров и др. Центр просвещения и милосердия Белорусского экзархата /Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/580342.htm...

   001    002    003    004    005    006   007