Митрополит Варсонофий отметил, что человек с горящим сердцем обязательно ходит в храм: " Для чего мы сегодня освятили храм? Для того, чтобы в него ходить, получать благодать Божию. Храмы строят для того, чтобы в них ходили, а не потому, что они - архитектурные памятники, украшают наши города, поселки и села. Человек с холодной душой, холодным, леденящим сердцем, в храм, конечно, не пойдет, но если у человека душа горит, он в храм обязательно пойдет. Дома он никогда не сидит: в воскресный день, праздничный, память великого святого - обязательно придет в храм, потому что здесь он поклоняется Воскресшему Господу, Божией Матери, святым. И получает такую благодать, какую дома, у телевизора, никогда не получит. Поэтому все нормальные люди, здоровые душой, стараются ходить в храм Божий, используют любую возможность " . В качестве примера архипастырь вспомнил собственное детство: " Помню, как мама успевала все делать. Да еще бежала за 20 километров на Рождество, на Пасху в храм! Нас она дома оставляла. Люди, которые горят любовью к Богу, все успевают: и все дела делают, и, самое главное, успевают в храмы Божии. Здесь Господь встречает каждого из нас и каждого благословляет, здесь Он нами познается " . Затем владыка обратился к евангельскому чтению этого дня: " Мы сегодня слышали Евангелие о явлении Воскресшего Господа двум ученикам, Луке и Клеопе. Как они познали Его? Когда Он с ними шел по дороге, они даже не подумали, что это Иисус Христос - обычный путник, шел по дороге, присоединился. И Он спросил у них - о чем вы так размышляете, братия? Да вот, говорят, мы думали, что Иисус - Мессия. И Господь раскрыл им все их болезни, все язвы. Когда раскрыл, дал им лекарство - привел Писания о Христе. А потом, когда они зашли в дом, Он преломил хлеб, и они увидели в преломлении хлеба - так это Христос! И Он стал невидим. Вот видите, Господь познается в Таинстве Евхаристии. Когда мы причащаемся, близко соединяемся со Христом. Для этого и храмы строим - чтобы ходить в них и приобщаться Богу. Только у людей, которые приобщаются Богу здесь, на земле, есть надежда иметь с Ним общение и в Царстве Божием " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Много событий произошло при дворе Саула. Подробно жизнь Давида описана в 1-й, 2-й, 3-й Книгах Царств. После смерти царя старейшины своим правителем избрали Давида. Именно благодаря Давиду – второму царю народа Израиля – Иерусалим занял центральное положение в ветхозаветной истории. В далеком X веке до Рождества Христова молодой правитель завоевал небольшую военную крепость у подножия Сионской горы, а к концу своего царствования сделал эту крепость столицей объединенного Израиля, градом Бога Всевышнего. К Давиду восходит мессианская линия: еще при его жизни пророк Нафан сказал, что от него произойдет Мессия (см.: 2 Цар.7, 14–16). Каждое значимое событие своего пути запечатлевал царь Давид в песнопениях. Один из самых известных псалмов – пятидесятый. В нем сохранилась история оплакивания святым царем своего падения. Библейские хронисты с поразительной откровенностью и точностью описывают это событие. Невозможно себе представить, чтобы преступление любого другого правителя было так подробно задокументировано, причем в книге (весьма консервативной, кстати), чьи тиражи впоследствии были бы рекордными в мире. Когда к царю пришел пророк Нафан (см.: 2 Цар.12) – тот самый, который предсказал рождение Христа из рода Давидова, – он начал с притчи: «В одном городе было два человека, один богатый, а другой бедный. У богача было очень много мелкого и крупного скота, а у бедняка не было ничего, кроме одной маленькой овечки, которую он купил. Он заботился о ней, и она выросла у него вместе с его детьми. Она ела из его тарелки, пила из его чаши и даже спала у него на груди. Она была у него как дочь. К богачу пришел путник, но богач пожалел взять что-либо из своего мелкого или крупного скота, чтобы приготовить пищу для пришедшего к нему путника. Вместо этого он взял овечку бедняка и приготовил ее для того, кто пришел к нему». Давид разгневался на богача и сказал Нафану: «Человек, который сделал это, заслуживает смерти». Пророк посмотрел в глаза царю и произнес: «Ты – тот человек». Со смирением выслушал Давид обличение пророка. Не просто выслушал, но и услышал. «Согрешил я пред Господом», – произнес царь. Но насколько велико было падение Давида, настолько же велико его покаяние. Он не оправдывает, не преуменьшает своего поступка – как это часто бывает – а омывает свою душу молитвенным воплем о помощи и прощении.

http://pravmir.ru/plach-plyaski-i-penie-...

Множество грехов привело к гибели двух держав. На оба государства народа Иакова вследствие греха, поразившего, словно ржа, народ и дворы царские, пал меч Господень – и обе державы погибли. Ассирийский царь Салманассар напал на Самарию, пленил царя Израиля Осию и бросил его в темницу, захватил страну и установил там свою власть. Кроме того, он приказал выселить израильтян в Ассирию, а Самарию заселил ассирийцами. Впоследствии на Иерусалим напал вавилонский царь Навуходоносор, захватил и разорил город до основания вместе с храмом Соломона. Пленив Седекию, последнего царя иудеев, Навуходоносор приказал на его глазах ослепить его сыновей, а потом ослепить и его самого и в кандалах, как рабов, отвести в Вавилон. В вавилонское рабство был угнан также и весь народ, кроме бедняков, которым велено было обрабатывать землю. Так погибли государство и свобода народа, которого Бог избавил от рабства египетского и вывел из Египта, которому открыл волю Свою и даровал заповеди Свои, погиб избранный народ Божий, чтобы никогда больше не вернуть своего былого могущества. Ибо презирали уставы Его, и завет Его, который Он заключил с отцами их, и откровения Его, какими Он предостерегал их, и пошли вслед суеты и осуетились... и оставили все заповеди Господа Бога своего... И прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего ( 4Цар. 17:15–16, 18 ). Тысячелетнему терпению Господню пришел конец, а с ним пришел и конец тысячелетнему царству Израиля. И всё это произошло не по какому-то закону природы, но вследствие действия святого и неотвратимого закона Господа Бога. XV. Дух и орудия духа Путник . Слушаю тебя, и мир вокруг меня предстает в каком-то новом свете, словно я рубашку вывернул. Проводник . Это меня радует. Только знай, что я выворачиваю рубашку природы и истории не с лица на изнанку, но с изнанки на лицо. Все те, что рассуждают о законах природы, видят изнанку природы. Но пришло время, когда пора начать снова читать законы природы, как в былые времена, с лица. А тот, кто видит природу и читает ее законы с лица, в свете нравственного закона Бога, единственного существующего во всей вселенной закона, читает внятно, ясно и разборчиво.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

На их счастье, друзья заметили на лугу, недалеко от пещеры, старого человека, по виду горца. Они окликнули его, рассказали, что с ними случилось, и объяснили, что они никак не могут найти тот вход, через который попали в пещеру в первый раз. «Это еще никому не удавалось, – ответил старый горец. – Лучше спускайтесь в долину и так, хотя и кружным путем, да доберетесь домой». – «А как называется пещера, в которой мы были?» – спросили друзья. «Загадка!» – услышали они в ответ. 42. «Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты…» (Пс. 118:37). Воспоминание о мире Воспоминание о кислых яблоках заставляет морщиться при виде яблок, Слово «огород» заставляет вспомнить о мозолях на ладонях. Рассказы о прошлых путешествиях заставляют сердце биться сильнее, Воспоминание о мире равносильно воспоминанию о суете сует. 43. «Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.» (Ин. 14:19). Кто ты? Один человек заблудился в лесу и вышел к избушке отшельника. Поприветствовав старца, путник спросил: «Скажи мне, кто ты?» – «Я – это ты», – услышал он в ответ. – «Нет, так не пойдет. Я – это я, а ты – это ты». – «Хорошо, – согласился отшельник. – Я – это я, а ты – это я». – «Нет, нет, – снова возразил гость. – Не нужно смешивать мое «я» и твое «я». – «Если ты говоришь о себе – «я» и я говорю о себе – «я», то какая между этими двумя «я» разница?» – спросил старец. «Ну как, какая разница? Я – гость, а ты – отшельник». – «А если мы оба – гости?» – задал вопрос отшельник. «Как это?» – не понял человек. «Ты мой гость, а я – гость этого мира. Тогда что получается?» – «Что мы – одно…» – прошептал, удивляясь сам себе, пришедший. 44. «Никто да не обольщает вас пустыми словами…» (Еф.5:6). Самая высокая гора Африки В классе шел урок географии. Учительница вызвала ученика к доске: «Покажи нам, пожалуйста, на карте самую высокую гору Африки и скажи, как она называется?» Ученик плохо выучил урок. Он долго смотрел на старую карту, наконец, нашел гору с полустертой надписью и, ткнув в нее указкой, неуверенно прочитал: «Манджаро…». – «Как, как? – переспросила учительница. – Не путайся в словах, и повтори еще раз, пожалуйста». Ученик, чувствуя, что ошибается в названии, украдкой поглядел вопросительно на класс. Оттуда прошептали: «Кили…» Услышав подсказку, он уверенно и бойко ответил: «Самая высокая гора Африки называется Манджаро-кили».

http://isihazm.ru/1/?id=126

На ноги, или лучше сказать, на подошву ноги, чтобы защитить ее от острых камней, евреи надевали сандалии, сделанные или из невыделанной кожи, или из простых деревянных дощечек из тростника, или из коры пальмового дерева. Они привязывались к ногам двумя ремнями, из которых один проходит между большим и следующим за ним пальцем, а другой обходил кругом пятки, вдоль, по ступне и здесь связывался с первым ремнем. Сандалии, очевидно, была обувь очень дешевая. В книге пророка Амоса Господь укоряет Израильтян, что они продают бедного за пару сандалий, т. е. за самую дешевую цену ( Ам.2:6 ). Кто отказался от права на женитьбу, в виду невозможности для себя содержать жену, тот отдавал и свои сандалии, в наглядное доказательство того, до какой бедности он дошел. Поэтому разутый, с которого сняты сандалии, было бранным словом, означавшим мота, который обеднел до того, что у него остались только сандалии. Сандалии неизбежно надеваются лишь для путешествия по каменистым тропам в горной местности. По траве и песку путник идет босиком, держа в руке сандалии. Такова была обычная обувь евреев. Имели они, правда, и башмаки. Башмак, говорит Талмуд, делается из более мягкой, а сандалии из более грубой кожи. У некоторых башмаков, которые мы скорее назвали бы туфлями, были деревянные подошвы и кожаные верхушки. Раввин Хийя говорит: „неприлично чтобы ученик мудрого носил башмаки». (Nork, стр. 52) Но иногда евреи снимали с себя обувь и ходили босыми и на улице, для выражения особой печали и горя. Так, Давид, во время возмущения Аввесалома, вышел из Иерусалима босиком. „Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал. Голова у него была покрыта, он шел босой“. ( 2Цар. 15: 30 ). Так и пророку Исаии для выражения печали Господь повелел сбросить с ног сандалии свои. „В то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди, сними вретище с чресл твоих, и сбрось сандалии с ног твоих. Он так и сделал; ходил нагой и босой“ ( Ис. 20: 2 ). Напротив, запрещая пророку Иеремии обнаруживать свою печаль, Господь говорит ему: вздыхай в безмолвии, плача по умерших не совершай; но обвязывай себя повязкою и обувай ноги твои в обувь твою“ ( Иез. 24:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

На этот вопрос Господь ответил законнику рассказом притчи о милосердном самарянине. «Некоторый человек, — сказал Он, — шел по дороге из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили и ушли, оставив его едва живым. Мимо умирающего прошел священник, а потом левит, но ни тот и ни другой, служители Божий, не оказали несчастному помощи. Но вот на дороге появился еще один путник. Это был самарянин, чужестранец и враг иудеев. Увидев израненного еврея, добрый самарянин сжалился над ним, омыл и перевязал его раны, посадил на своего осла и привез в ближайшее селение; там он поместил его в гостиницу и вообще хорошо о нем позаботился. А на другой день, отправляясь в путь, он оставил больного на попечение хозяину гостиницы, которому дал денег и сказал: «Позаботься о больном; и если издержишь что больше, я, когда возвращусь, отдам Таким образом, помощь, оказанная самарянином, была внимательна, любовна и серьезна, без ожидания какой-либо награды или выгоды. Одним словом, это было действие «милующего сердца». Закончив притчу, Господь спросил блюстителя закона: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Законник ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же». Из этих заключительных слов Христа совершенно ясно, что ближний нам — это всякий нуждающийся в нашей помощи человек. Итак, если в Ветхом Завете для еврея был ближним только еврей, то Христос упраздняет все национальные, расовые, религиозные и политические границы. Во Христе все люди братья, а потому и все ближние, так как все люди — дети Одного Отца Небесного. Проявленное милосердие к любому человеку открывает дверь к братопознанию, а это ведет к Богопознанию. Сострадание и милосердие есть колыбель Божественной любви в сердце человека. Чем ближе сердце человека к брату, тем оно становится ближе к Богу. И наоборот. Эту истину замечательно выразил святой подвижник Авва Дорофей в своем символическом круге. Не любя своего ближнего, нельзя любить Бога и невозможно войти в Царство Отца Небесного. Поэтому, кто прошел мимо страдающего человека, не оказав ему никакой помощи, тот потерял путь в Царство Небесное. Притча о мытаре и фарисее. Лк. 18: 9-14

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

На этот раз апостолы, вероятно, и не поняли, почему Господь отослал их. Хотел ли Он удалить их от соблазна, или же отнять у них труд, который они исполняли неохотно, – может быть и то, и другое. Неужели не приходилось тебе тяготиться обязанностями, исполнять их неохотно, без любви, без увлеченья, и очутиться вдруг с пустыми руками, пораженным и ошеломленным ударом, который у тебя отнял дотоле нелюбимый тобою труд? Но после первого чувства неудовольствия ученики, вероятно, наслаждались отдыхом и тишиной, и радостным сознанием, что работа дня окончена и что Господь Сам посылает их на отдых. Недолго продолжалось их спокойствие. Скоро поднялся ветер, началась буря, «и лодку било волнами, потому что ветер был противный» ( Мф. 14:24 ). Так один час внезапно, непонятно для нас самих, иногда изменяет и для нас целую жизнь, и в одно мгновение исчезают все наши надежды. Они погибали, а Спаситель был далеко. Он их отпустил без Себя в опасный путь. Можем ли мы удивляться тому, что вера учеников поколебалась? И ты, усталый путник, изнемогающий среди бури житейской, когда тебе кажется, что Господь тебя покинул, вспомни: «И увидел их бедствующих в плавании» ( Мк. 6:48 ). Он, для которого ночь светла, как день, смотрел на них, видел страх и смущение, овладевшее ими, видел их трепет, внимал их отчаянному воплю. Он увидел их бедствующих, почему же не поспешить тотчас к ним на помощь? Забыл ли Он о них? Нет. Он за них молился. От Него не ускользнуло ничего, что происходило в той лодке, и Он молился о внутренней, духовной их безопасности, Он предотвращал не внешнее, а внутреннее крушение. Он знал, что для них, как и для нас, в тысячу раз лучше испытать бурю и противный ветер, заставляющие взывать к Нему, чем тихое, безмятежное плавание, среди которого Спаситель наш забыт. Он хотел спасти их не от разъяренной стихии, а от неверия, легкомыслия, ожесточения сердца. Не будем же бояться бури, а будем помнить, что «Господь же предстал мне и укрепил меня... и избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства» ( 2Тим. 4:17–18 ). Он наблюдает за нами, Ему известна наша борьба, наши бессильные страдания, наше отчаяние; Он видит нас, бедствующих. Всю тяжесть нашего бремени Он берет на Себя и готов нести его с нами. Забыть нас Он никогда не может. «Вот, Я начертал тебя на дланях Моих» ( Ис. 49:16 ). Только Он – «твердыня моя, и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь» ( Пс. 61:7 ). О терпении

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

Наибольшие же труд и усилия принял на Себя сам Господь Иисус в объявлении людям царства небесного. «И ходил Иисус по всей Галилее, уча ...и проповедуя Евангелие Царствия». Что может быть радостнее для людей, чем Благая весть о Царстве, причем о Царстве благословенном и вечном? «Ищите прежде Царства Небесного; ...а все остальное приложится вам» ( Мф.6:33 ). То есть просите у Царя небесного прежде то, что больше всего и важнее всего и что Царь готов вам дать – просите быть наследниками царства и царевичами, а о еде и питье и одежде не заботьтесь, как это делают не знающие Бога. Ибо не знающие Бога заботятся о второстепенном потому, что не знают Царства Небесного; они служат нечестивому, как черные поденщики за корку хлеба или за коренья, которыми свиньи питаются, поскольку у них затуманены глаза, чтобы видеть Царя небесного и Отца света. И когда Богу молитесь, не забывайте, что ищете Царства: «Да приидет Царствие Твое» ( Мф.6:10 ). Если придет Царствие, придет и Царь; придет Он, и вселится в вас триединый Бог – Отец, Сын и Дух Святой. И благословенно Царство, которое на небесах, и благословенно будет также Царство внутри вас. И сердца ваши будут исполнены истины, света и радости. Ибо поймете вы, зачем человек живет; воистину, поймете ясно цель и смысл жизни. Путники в пути должны выполнять указания Проводника. Иначе собьются с пути и пропадут. Особенно должны беспрекословно повиноваться всем указаниям, до малейших, Проводника на тесном пути, ведущем к вечной жизни в царстве небесном. Сказал Господь: «Кто сотворит и научит (всем, и наименьшим, заповедям), тот великим наречется в Царстве Небесном» ( Мф.5:19 ). В одной этой фразе высказаны два принципа. Каждый путник обязан, во-первых, сам выполнить заповеди Христовы и, во-вторых, научить своих спутников, как достичь желанной цели, которой является Царство Небесное. Ибо путь тесен и опасен, а по обе стороны от него полно соблазнов и сетей антихристовых. Последователь Христа должен остерегаться всяких соблазнов, которыми злой дух желает совратить человека с праведного пути. Потому Господь строго предостерегает, говоря: «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царство Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геену огненную» ( Мк.9:47 ). Убогий Лазарь, весь в язвах, вошел в Царство Небесное, тогда как здравый и сытый богач был брошен в огонь адский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Наконец, дошел Авраам до страны Сихем, до места, где рос большой дуб. Там Господь еще раз явился ему и сказал, что именно эту страну Он дает Аврааму и семье его. Авраам построил на этом месте жертвенник из камней и принес дар Богу. Но не сразу остановился путник, ведомый Богом. Долго еще он бродил по окрестным холмам, пока, наконец, не пришел окончательно, со всеми стадами своими и стадами своего племянника, в ту самую землю, которую указал ему Бог. Не совсем удобно было это место для поселения, слишком тесно, чтобы жить там всем. Стада Авраама и Лота были весьма велики, и пастухи их начали ссориться между собой. Узнав об этом, Авраам позвал Лота и сказал ему: «Нехорошо нам и нашим пастухам ссориться. Вот, вся земля перед тобою. Посмотри на нее, как зелена она и прекрасна. Выбери ту сторону, которая тебе больше нравится, а я уйду в другую сторону и возьму с собой стада мои». Лот посмотрел и увидел, как хороша была земля по берегам реки. Как зелены поля, как полноводна река, и ушел он в пригожую долину. А Авраам пошел со своими стадами в другую сторону. И вновь услышал Авраам голос Божий: – Вот, всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе, и детям твоим, и потомство твое будет очень большое, как песок морской, и произойдет от тебя великий народ. Не раз говорил Господь Аврааму, что у него будут дети и внуки. Но состарились Авраам и жена его Сарра, и у них все еще не было детей. Однажды, жарким летним вечером Авраам сидел в тени большого дуба около своего шатра. Вдруг он увидел перед собой Трех Странников, совсем особенных, и сразу понял, что в их образе к нему пришел Сам Господь Бог . Он выбежал навстречу, поклонился до земли и сказал: – Не проходите мимо меня. Отдохните в тени. Я велю принести воды и умою вам ноги. Я принесу вам хлеба, и вы подкрепитесь, и тогда пойдете дальше. Странники согласились и присели отдохнуть. Сарра поторопилась сделать Им лепешки, слуги зажарили мясо, принесли молока. Когда еда была готова, все лучшее, что у них было, Авраам сам принес ее, угостил Странников, и пока они обедали, прислуживал Им. Странники спросили Авраама:

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Настойчивый вопль дошел до слуха Господа, и случилось то, что случалось всякий раз, когда до Спасителя доносился призыв горячей, непреклонной веры. Иисус остановился и велел позвать слепого. Чего ты хочешь от Меня? — спросил Он. Учитель! чтобы мне прозреть! — отвечал нищий. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел. Опять перед нами один из многочисленных примеров силы веры. Где есть живая вера, там поразительные чудеса совершаются постоянно. Вера — лучшее лекарство от болезней всякого рода, и не только там, где действует непосредственная сила Господа, но также и в тех случаях, где деятелями являются простые люди. Истинно, истинно говорю вам, — обещал Господь, — верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит (Ин. XIV, 12). Сбылось неложное обетование Спасителя. Верою люди творили то же, что и Он. Вот два рассказа. ... По пыльной итальянской дороге, ведущей к Равенне, шел путник. Грубый поношенный плащ покрывал его высокую, слегка сгорбленную фигуру, но, несмотря на бедное одеяние, в его манерах и поступи чувствовалось что-то величавое. Утомленный вид и потрепанные сандалии говорили о том, что он идет издалека. То был святой Аполлинарий, епископ Равеннский. Солнце уже село. Гасли последние блики света на вершинах деревьев, и быстро спускалась на землю безлунная южная ночь. Святой Аполлинарий остановился. До цели пути было далеко. Пришлось искать ночлег: Он осторожно постучался у дверей одинокой придорожной хижины и в ответ на оклик хозяина попросил разрешения провести ночь. Его пустили... Неохотно, но пустили. - Куда идешь? — начал разговор хозяин, садясь с ним рядом. - В Равенну... Здесь мне надо служить Призвавшему меня. - Кому это? - Я буду служить Господу... Я — христианин! Наступило молчание. Хозяин-язычник нахмурился. Первое, что мелькнуло у него в голове, — это желание немедленно прогнать непрошеного гостя. Но он удержался: блеснула новая мысль. — Послушай, — сказал он глухо, — у меня есть слепой сын... Знаешь ли ты муку отца, потерявшего сына? А это легче, чем видеть его калекой... Можешь ты мне помочь? Наши боги ничего не могут. Я уже перестал их просить. Но, говорят, ваш христианский Бог делает чудеса для Своих... Может Он исцелить моего мальчика?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010