2–3). Ангел, который послан пред лицом Господа Иисуса Христа, Мессии, приготовит путь для того, чтобы Он пришел. Речь идет о пути в человеческие сердца. Общественное мнение, выражаясь современным языком, Иоанну Крестителю преломить не удалось. Большая часть израильского народа во главе с лицемерными, себялюбивыми и завистливыми архиереями, фарисеями и книжниками осталась враждебна Господу Иисусу Христу, враждебна истинной религии вообще. Они хотели принимать эту религию настолько, насколько она не мешала им жить, наслаждаясь своими страстями, в особенности страстями властолюбия и тщеславия. Простой народ шел на компромисс с совестью для того, чтобы беспрепятственно предаваться своим низменным, грубым, плотским страстям. Иоанн Креститель, который назван здесь Ангелом, должен был приготовить путь именно внутри человеческой души — в сердцах людей, в сердцах избранников Божиих, которые приходили к нему креститься, каялись, исповедовали пред Богом нарушения Моисеева закона, обещали вновь вернуться к исполнению своего долга и таким образом приготовляли свое сердце к принятию Спасителя. «Голос вопиющего в пустыне» — так Исайя пророк называет Иоанна Крестителя. Эти слова можно понимать в прямом смысле: Иоанн проповедовал в пустыне, а можно и в духовном, таинственном: Иоанн — голос, а Вопиющий — это Сам Господь Иисус Христос. Иоанн был Его голосом, голосом Божиим, который вопиял в пустыне, то есть учил в такое время, когда в людях господствовала внутренняя пустота. «Приготовьте дорогу Господу, прямыми делайте пути Его». Приготовьте дорогу Господу в сердце, чтобы Он не затруднялся проникнуть в вашу душу, чтобы Он не шел по извилистым и ухабистым ее «дорогам». Путник с большим трудом идет по дороге разбитой и непригодной для передвижения. Так и Господь с трудом проникает в наше сердце, если мы не сделали прямым путь в нашу душу, то есть если не исправили себя, не стали жить по совести, не изгладили ухабы страстей, не очистили себя покаянием. И далее евангелист Марк, оставив пророчество, прямо говорит (хотя и кратко, но очень впечатляюще) о том, кто был этот Ангел, посланный пред лицом Божиим.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

4. И с увядшим цветком красивого убранства его, который на вершине тучной долины, делается то же, что бывает с созревшею прежде времени смоквою, которую, как скоро кто увидит, тотчас берет в руку и проглатывает ее. (И будет цвет отпадый от надежды славы на версе горы высокия, аки ранний плод смоквин: видевый его, прежде взятия в руце свои, восхощет поглотити его). Цвет, отпадший от славы или лишенный славы, т.е. лишившийся своих привлекательных красок и аромата, совершенно поблекший, не отличается уже ни чем от сорной травы. Самария будет именно как такой цвет; но она лишится не только славы, но и надежды славы, т.е. разрушится и останется в развалинах навсегда, без надежды на восстановление в будущем, следовательно, как все прочие города языческого мира, проклятые Господом. Самария будет как ранний плод смоковницы, которая, обыкновенно, рано цветет и рано приносит плоды; утомленный путник, желая утолить жажду, как только увидит такой плод, то с крайним нетерпением подбегает к дереву, набрасывается на него и берет его плод не руками, а прямо устами. С подобной алчностью и стремительностью нападут враги и на Самарию, быстро возьмут ее, как бы проглотят. 5–6. В тот день Господь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего, И духом правосудия для сидящего в судилище и мужеством для отражающих неприятеля до ворот. (В той день будет Господь Саваоф венец надежди, сплетеный славою оставшымся людем. И оставятся духом судным на суд, и крепость возбраняющих погубляти). В «тот день», когда погибнут жители Самарии, Господь Саваоф, как царь небесных воинств, будет венцем надежды, сплетенным славой оставшимся людям. Пророк вразумляет жителей Иерусалима и Иудеи: если они будут иметь надежду на Господа Иегову, то Он будет венцом их надежды или увенчает эту надежду, потому что они победят своих врагов и восторжествуют над ними. Обыкновенно, у евреев венцы или венки сплетались из живых ветвей и украшались яркими цветами или делались из благородных металлов и осыпались драгоценными камнями. Это и было выражением полной радости и славы увенчанных лиц. Такими венками украсятся и головы имевших надежду на Бога и потому оставшихся от истребления. Они оставятся духом правосудия или духом Господа, как Судьи своего народа – на суд, т.е. для того, чтобы восторжествовала правда воли Божией, по которой надеющиеся на Него и смиренные спасаются, а гордые, каковыми били жители Самарии, погибают. Они будут и крепостью для отражающих неприятеля, т.е., при своей непоколебимой надежде на Бога, они не только спасутся сами, но и послужат как бы крепостью для защитников отечества, пожелавших отразить или воспрепятствовать наступлению его окончательной гибели: ради них, хотя и немногих, но избранных и святых, оно спасется и пребудет (ср.гл.13).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

646 (Ст. 17–18). Иисус Навин был также на горе с Моисеем, но он не получал откровения; он находился, по-видимому, в отдалении, ибо он не знает ничего об отпадении Израиля, и полагает, что на стан сделано нападение. По свидетельству д-ра богословия Станлея, видевшего лично Синайскую группу, с вершины Раз-Суфсафе идет вниз горная тропинка, которая вьется между ущельями до площадки, выходящей на северную сторону горы, недалеко от подножия ее. Пока путник идет по тропинке, он не видит пустыни Синайской (Ер-Раха), но может слышать звуки, раздающиеся в пустыне. Крутым поворотом выводит дорога на площадку, с которой открывается глазу вся долина и котораянаходится прямо под величественной черной скалою Раз-Суфсафе, которая высится на огромной высоте (см. «Note on the ronte ef the Israelites from Raineses to Sinai», в приложении в книге Исхода в Англ. комм. Библии, каноника Кука со ссылками на съемку Вильсона и Пальмера, и на д-ра богосл. Станлея). 647 (Ст. 19). Сравни Второз. IX, 15–17: «Я обратился и пошел с горы, гора же горела огнем, две скрижали завета были в обеих руках моих.– и видел я, что вы согрешили...... и взял я обе скрижали и бросил их из обеих рук своих, и разбил их пред глазами вашими». Действие Моисея внизу на площадке, под горою, «Горешею огнем» в виду пьяного стана Израильского, было вынуждено гневом, – но оно имело и символическое значение. Он в глазах Израиля разбивал завет Божий с народом, как на горе Господь угрожал разорвать завет свой с Израилем. Этот чувственный образ разбития скрижаль, в которых сосредоточена была религиозная и национальная жизнь этого племени, указывал толпе, что также они будут разбиты и рассеяны по земле среди других народов, как разлетелись в дребезги скрижали, сброшенные с горы Моисеем. 648 (Ст. 20). По-видимому, кроме упомянутых ниже трех тысяч человек, пораженных Левитами (Ст. 28) и которых надо считать упорной шайкой идолопоклонников, весь народ, видевший появление Моисея, на площадке полугоры, и его многознаменательное действие, мигом опомнился от безумия и не оказал никакого сопротивления.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   Вера знает, что против греха стоять, и по­бедить его своей силой, и истинную доброде­тель творить не может, поэтому воздыхает и усердно молится к Богу своему, чтобы Он по­мог в том.    Вера, ведая, что христианское наследие не в мире, но на небесах, где и отечество их со­кровенное есть, — на него взирает, к нему стремится, и достичь старается, и потому в мире ничего не хочет, ни чести, ни славы, ни бо­гатства, ни сладостей, чего сыны века сего ищут, и ни к чему не прилагает сердца своего, и все, пищу, питье и прочее, ради нужды и немощи плотской употребляет, и крайне опасается, чтобы небесного наследия не лишиться. По­этому «со страхом и трепетом совершает свое спасение» (Флп 2:12).    Словом, верное сердце в мире этом пре­бывает как путник на пути, как странник и пришелец на чужой стороне, как изгнанный от отечества и дома своего, «ибо не» имеет «здесь постоянного града, но» ищет «будущего» (Евр 13:14), которого «художник и строитель Бог» (Евр 11:10).    Итак, видишь отчасти, что такое истинная и живая вера, то есть та, живность которой от действий и дел добрых показывается. Этой живой вере противополагается мертвая вера, о которой святой апостол Иаков написал: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мерт­ва» (Иак 2:26). Мертвую веру имеют те, кото­рые христианское имя имеют, но не по-христиански живут; чают, или говорят только, что написано в Символе: «чаю воскресения мерт­вых», но противно вере в воскресение мерт­вых живут; слышат в Писании о вечной жиз­ни и славе ее, но к мирским вещам, чести, славе, богатству, роскоши прилепились и мир этот за отечество и рай себе поставляют. Мертвую веру имеют те, которые в придан­ное дочерям своим многого богатства не жа­леют, а ради имени Христова просящему или ничего не дают, или копейкой и мелкой моне­той довольствуются. О таковых апостол Иаков говорит: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас ска­жет им: идите с миром, грейтесь и питай­тесь, — но не даст им потребного для тела: что пользы», (Иак 2:15—16)?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Пищи, одеяния, покоя или дома довольно для него, как странника и путника, а когда стремится обогатиться, почитаться, прослав­ляться, веселиться, и наслаждаться в мире этом, — это похоти, а не нужды дело. Стран­ствующий к отечеству и дому своему ничего в мире не любит, как выше сказано, кроме Бо­га, Создателя и Благодетеля своего, и ради Бога подобного себе человека, и всегда к не­бесному отечеству, для которого создан и поз­ван, ум и сердце свое возводит, как путник к цели своей. Так, «где сокровище» его, «там будет и сердце» его (Мф 6:21). Когда в этой мысли всегда находиться будет, непременно не по­желает ничего в мире этом, кроме Бога и веч­ной жизни, которая во Христе сокровенна и в Слове Божием обещана.    10) Надобно душе, как произошла от Бога, так и возвратиться к Богу без любви мира се­го. Примечай это, берегись мира и изыди от него, как Лот из Содома.    Спасайся.    Дивишься ты тому, что я в конце написал «изыди от мира». Это не просто надобно разу­меть, но в том смысле, в каком и вышеупомя­нутое письмо написано. Истинные христиане непременно от мира изыдут, не ногами, но сердцами и помышлениями.    Сам ты знаешь, что человек, удалившийся от отечества и дома своего, делает: на чужой стороне обращается, но сердцем и мыслями своими непрестанно в отечестве и доме своем пребывает, всегда думает, как бы в дом здоро­вым возвратиться. Телом и ногами ходит на чужой стороне, но сердцем и душой в доме своем, и ничего там недвижимого не заводит: ни строений богатых, ни садов, и прочего, че­го с собой в отечество взять невозможно.    Мы странники и пришельцы на земле, как и отцы наши. Отечество наше — небо, для ко­торого мы созданы, и святым Крещением об­новлены, и Словом Божиим позваны. Что же нам, странникам и пришельцам, остается де­лать, как здесь в мире этом телом жить и но­гами ходить, пока Бог не позовет нас отсюда, но сердцами и помышлениями в отечестве своем пребывать; и ни о чем, кроме нужного, для жизни этой не заботиться, и не собирать сокровищ себе на чужой земле, «где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но» собирать «себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапыва­ют и не крадут, ибо где сокровище» наше, «там будет и сердце» наше (Мф 6:19—21). Там наше отечество, там дом, там Отец наш, там братия наша, там покой наш, там слава, там радость, там ликование, вечеря великая, и все блажен­ство наше там. Туда сердце наше и помышле­ния наши и желания наши возводить должно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Так бедный человек, потеряв живой воды Источник, Бога, копает мутные кладези в со­зданиях и от них ищет для своей души про­хлаждения! Но копай, копай сколько хочешь, бедная душа, кладезей этих, жажды твоей от них не утолишь, еще и еще будешь жаждать. Знаешь ли где отыскать живую воду? Слушай, вот призывает к Себе живой Источник: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин 7:37); и еще: «Кто будет пить воду, которую Ядам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, те­кущей в жизнь вечную» (Ин 4:14). От этого Ис­точника черпает душа и прохлаждается, на­паивается и увеселяется, так что «не будет жаждать вовек».    8) Известно то, что мир ради человека со­творен, но все вещи в мире — как следы Божии, и свидетельствуют человеку о Боге; и как ручьи, ведут человека к живому и жизни Ис­точнику, и показывают Его, и от Него черпать и прохлаждать души наши учат. Кто же захо­тел бы из ручьев пить, видя сам живой источ­ник?    Хороши создания, и хороши весьма, но несравненно лучше Создатель, Который их хорошими сотворил. Создания благость и любовь Божию к нам показывают и учат нас Бога любить, хвалить и благодарить, как Со­здателя и Благодетеля своего. Не себя они убеждают любить, но как бы так нам говорят: мы к пользе вашей и употреблению сотворе­ны Создателем, Того любите, Который нас ради вас сотворил, а не нас, которые вас лю­бить не можем, и нас к пользе своей употреб­ляя, благодарите Того, Который нас вам по­дал. Он любит вас и, ради любви Своей к вам, нас ради вас создал. Любите же Возлюбивше­го вас и Сотворившего нас для вас. Благодете­ля должно любить, а не благодеяние, и Даю­щего, а не дарование. Благодеяние должно по­мнить и, помня, благодарить Благодетеля.    9) Человек, как выше сказано, рождается не ради мира сего, но ради перехода на тот век, и потому в мире этом — странник и путник. Поэтому все в мире этом употреблять должен по необходимости, а не для похоти, должен нужду и требование плоти исполнять, а не по­хоти угождать. Потому и написано: «Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим 13:14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

а вы за кого почитаете Меня? — воскликнул: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 15—16). Но они не хотели и думать о том, что Мессия-Христос, Сын Божий, может умереть; а так как озлобленные против Него иудеи могли убить Его, если Он опять появится в Иерусалиме, то они, любя Иисуса искренно, хотели отклонить Его от такого опасного, по их мнению, путешествия. Иисус знал, что Ему предстоит умереть и воскреснуть и что все это свершится по воле Отца Его; предстоявший Ему путь был для Него ясен, как бывает ясна дорога для путника, путешествующего днем; Вот почему, желая успокоить Своих Апостолов, Он сказал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним (Ин. 11, 9—10). И как путник идет своей дорогой, пока не прошли эти двенадцать светлых часов дня, и видит все предстоящее ему в пути, так и Я хожу по воле Отца Моего, и ничто непредвиденное не может случиться со Мною. К чему же ваши предостережения? Затем, чтобы показать им Свое всеведение, Он сказал: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить Его (Ин. И, 11). Апостолы, не теряя надежды удержать Иисуса от опасного путешествия в Иерусалим, заметили, что незачем идти, если Лазарь уснул, так как сон есть признак перелома болезни, поворота к лучшему: если уснул, то выздоровеет (Ин. 11, 12). Они не поняли Иисуса, и потому Он вынужден был прямо сказать им, что Лазарь умер (Ин. 11, 14). При этом Иисус добавил, что радуется за них, Апостолов, что Его не было в Вифании, когда Лазарь был болен, так как исцеление его от болезни не могло бы укрепить их веру в Него так, как предстоящее воскрешение. Прекращая этот разговор, вызванный опасениями Апостолов, Иисус сказал: но пойдем к нему (Ин. 11, 15). Видя непреклонную решимость Иисуса идти в Иерусалим на явную смерть, один из Апостолов, Фома, по прозванию Близнец, сказал: «Что же нам после этого делать? Неужели мы оставим Его? Пойдем и мы умрем с Ним» 61  (Ин. 11, 16). Прибытие Иисуса в Вифанию

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

…а не знаешь, что ты несчастен… Человек, не стяжавший благодать, душу которого кусают страсти, как змеи, не может быть счастливым. …и жалок… Он жалок в глазах Божиих. Он цепляется за то, чему дОлжно исчезнуть, живет словно в царстве призраков, напоминая человека, который безмятежно спит в мягкой постели, хотя языки огня уже охватили стены его дома. …и нищ… Тот, кто не стяжал благодать, нищ, хотя бы и владел несметными богатствами, потому что все земное течет, как вода: или богатство оставляет человека, или человек оставляет его в час смерти. Тот, кто не стяжал благодать, останется нищим и бездомным в вечности. …и слеп… Внутреннее око человека – его сердце. Если оно ослеплено, как больные глаза бельмом, то человек не может отличить духовную истину от духовной лжи и блуждает во тьме, точно путник, потерявший ночью дорогу. …и наг. Одежда души – благодать; страсти – нагота души, подобная наготе тела, которую увидел Адам после грехопадения 127 . Эта нагота проявляется на земле в стремлении к нечистоте, в циничном отношении к людям и к самому себе, в потере стыда, в тяготении к тому, что разжигает похоть плоти. Нагота – это диавольская «одежда» страстей и греха, в которую кутается, словно в грязный хитон, несчастная душа. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть ( Откр. 3, 18 ). Советую тебе купить у Меня золото… Золото – это молитва, которую святые отцы называют царицей добродетелей. Иисусову молитву можно назвать по аналогии с Песнью песней «молитвой молитв». …огнем очищенное… Это очищение – внутренний подвиг напряженного внимания в молитве и внешние скорби, которые разбивают камень сердца, как удары молота. …чтобы тебе обогатиться… Молитва – спутница всех добродетелей и дверь в духовную сокровищницу. …и белую одежду, чтобы одеться… Покаяние возвращает человеку потерянную чистоту, слезы раскаяния святые отцы называли вторым крещением.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Блудный сын (Путник). Иероним Босх. Нидерланды. 1510 г. В этой притче покаяние представлено как постепенный процесс, начинающийся с того, что блудный сын приходит в себя, вспоминает об отце и решает вернуться к нему. Далее от слов он переходит к действиям. Однако главный герой притчи – не сын, а отец, символизирующий Бога. Когда человек возвращается к Богу и приносит покаяние, Бог не осуждает его, но принимает с распростертыми объятиями. Притча показывает, что покаяние – это всегда встречное движение человека и Бога. Отец в притче не просто терпеливо ждет, пока сын приблизится к Нему: увидев его, он бежит ему навстречу. Из уст отца не слышно ни одного слова осуждения или упрека. Господь Иисус Христос говорит о Себе: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» ( Ин.12:47 ). Женщине, взятой в прелюбодеянии, Иисус сказал: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?.. И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» ( Ин.8:10–11 ). Когда фарисей ожидал, что Иисус осудит женщину-грешницу, помазавшую ноги Его драгоценным миром, Иисус вместо осуждения сказал ей: «Прощаются тебе грехи... Вера твоя спасла тебя, иди с миром» ( Лк.7:48, 50 ). О тех, кто покаялся благодаря проповеди Иоанна Крестителя, Иисус говорил, обращаясь к фарисеям: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» ( Мф.21:31–32 ). Возвращение блудного сына. Рембрандт Харменс ван Рейн. Эскиз Покаяться никогда не поздно Покаяться никогда не поздно, и даже самый закоренелый преступник может на излете жизни принести покаяние и получить прощение от Бога. Это показывает пример благоразумного разбойника, который, будучи распят вместе с Иисусом, осознал греховность своего прежнего образа жизни и обратился к Нему со словами: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» На это Иисус ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною В раю» ( Лк.23:42–43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Было около половины мая, и видимо разносился слух о приближении дикой орды, желавшей воспользоваться израильскими жатвами. Гедеон, украдкой и торопливо, молотил пшеницу, чтобы скорее укрыться от приближавшихся врагов. Работу эту он совершал в виноградном точиле. Точила в Палестине обыкновенно состояли из двух чанов неодинаковой глубины, как можно еще и теперь видеть, где они высечены в скалах и сохранились до настоящего времени 747 . Виноградные грозди давились в верхнем чане, а сок стекал, чрез сделанный в камне желоб, в нижний чан, который обыкновенно был больше, так что в нем можно было скрывать запасы и даже могли находить убежище люди 748 . Чтобы не быть замеченным мадианитянами, которые, быть может, уже рыскали кругом, Гедеон обмолачивал колосья не на открытом воздухе, но именно в точиле, и вероятно высыпал вымолоченное таким образом зерно в чан, предназначенный для вина. Рядом со скалою, где было высечено точило, возвышался величественный теревинф или дуб, который принадлежал также семейству Гедеона и теперь давал Гедеону защиту от палящего солнца. Занятый слышной работой, Гедеон не заметил, как под дубом появился какой-то путник. Но то был «Ангел Господень», который сказал ему: «Господь с тобою, муж сильный!» Приветствие это странно поразило Гедеона и болезненно затронуло в нем чувство угнетенного положения, в котором находился как он сам, так и весь народ. Не злая ли это ирония со стороны незнакомца? «Господин»! отвечал ему Гедеон, «если Господь с нами, то отчего постигло нас все это бедствие? И где все чудеса Его, о которых рассказывали отцы наши, говоря: из Египта вывел нас Господь? Ныне оставил нас Господь и предал в руки мадианитян», с грустью и отчаянием заключил Гедеон. Но Господь, «воззрев на него, сказал: иди с тою силою твоею и спаси Израиля от рук мадианитян. Я посылаю тебя». Такое поручение невольно смутило Гедеона, который, как и все великие люди, меньше всего сознавал свое величие и никогда не имел и мысли о столь великом своем предназначении. Поэтому он смущенно отвечал: «Господи! как спасу я Израиля? Вот, и племя мое в колене Манассиино самое бедное, и я в доме отца своего младший». Но ангел дал ему ободряющее уверение: «Я буду с тобою, и ты поразишь мадианитян, как одного человека». В подтверждение этого призвания, Гедеону дано было чудесное знамение, в виде чудесного появления огня в принесенной жертве; тогда Гедеон убедился в своем высшем предназначении для избавления народа, и в его душе исчезла и та малейшая тень сомнения и отчаяния, которая начала было закрадываться и в его мужественный и верующий дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010