Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ Моисей (Путник), митр. Карловацкий. Портрет. Худож. Дж. Даниель Донат. 1782 г. Моисей (Путник), митр. Карловацкий. Портрет. Худож. Дж. Даниель Донат. 1782 г. (Путник Василий; 25.03. 1728, Петроварадински-Шанац (ныне Нови-Сад) - 28.06.1790, Вена), митр. Карловацкий Сербской Православной Церкви. Род. в семье Алекса и Мили, принадлежавшей к древнему сербскому роду, получившему в 1621 г. венг. дворянство. Учился в г. Сремски-Карловци при патриархе Арсении IV († 1748) и митрополитах Исаии (Антоновиче) и Павле (Ненадовиче) . Считался одним из самых образованных сербов своего времени. Принял монашество в мон-ре Раковац 1 нояб. 1749 г. 11 апр. 1753 г. митр. Павел (Ненадович) назначил его протосинкеллом, в следующем году поставил архимандритом кафедральной ц. свт. Николая Чудотворца в Сремски-Карловци. Был митрополичьим экзархом в Арадской епархии в составе комиссии, боровшейся с распространением унии. Важное значение придавал образованию священства и народа, финансировал богословскую школу. Добился от магистрата Сремски-Карловци выделения участка возле Соборной церкви со зданием семинарии, строительного материала, денежной дотации в тысячу форинтов и выдачи кредита в Народном банке для строительства здания школы. Он хотел, чтобы в новой школе обучались ученики независимо от их вероисповедания, но при этом часть здания была отведена только для правосл. учеников, однако власти назначили в школу немецкоязычных учителей, а серб. учитель П. Полянац был вынужден уйти. В 1757 г. был избран епископом Бачским (см. ст. Бачская епархия ) после смерти еп. Виссариона (Павловича) . В 1774 г. попросил перевести его на Темишварскую епархию , т. к. ее глава Викентий (Йованович Видак) стал Карловацким митрополитом. После смерти митр. Викентия (1780) был администратором Карловацкой митрополии, а 21 июня 1781 г. избран ее главой. В ежегодных посланиях к верующим в честь Рождества Христова и Пасхи М.

http://pravenc.ru/text/2564000.html

В одно воскресное утро, когда вся природа дышала свежестью и ароматами цветов, по сельской дороге шел человек. Он прошел уже много километров, и ему захотелось пить. Недалеко виднелась знакомая деревня. – Эх, – вздохнул путник, – чего-то здесь не хватает. Что-то изменилось. И родная деревня будто не та стала. Ах, да, – вспоминает путник, – ведь на той горке стоял белый, как голубь, храм. Как он был красив! Как он украшал собою всю эту милую, родную местность! Храма нет – вот причина недостатка, – думает путник. – А какая, помню, там была чудная икона Богородицы! Весь округ ездил сюда молиться Ей. Чудотворная, говорили, была. Эх, – вздохнул глубоко путник, – еще маленьким ходил сюда с мамой, свечки Ей ставил. И как я любил Ее... С этими грустными думами путник подошел к самой крайней хате. Хата была совсем худая и повалилась на один бок. – Может быть, кто и жив здесь, – подумал путник, – зайду, напьюсь водички. – Эй, хозяева! – крикнул он громко, – есть кто живой? Ответа не было. Открыв полуразбитую дверь, путник оказался в полутемной, сырой хижине. Всюду был страшный беспорядок, сырость и грязь. – Хозяева, есть кто? – повторил он вопрос. – А што надо? – отозвался старческий голос с печи. – Попить водички мне. Кряхтя и вздыхая, с печи стала слезать старушка. Она, громыхая железным ковшом, полезла в кадушку за водой. Зачерпнув воды, подала его путнику. Напившись, он огляделся и вдруг замер. Устремив свой изумленный взор на полку, где были кадушки, чугуны, горшки, ухваты и метлы, – он стоял, как заколдованный. – Боже мой, – простонал путник, – что я вижу?! В темном углу, между чугунов, немытых горшков, кадушек, стояла икона Божией Матери... Она была, точно привидение, выступающее из темноты. Золотая риза поблескивала из-под дымной сажи. Лик царственной красоты взирал скорбно и покорно... Путник узнал ее. Это она самая, пред которой он еще мальчиком ставил свечки. Это она самая, которой он кланялся и так нежно со страхом целовал ее... Она, Она, Матерь Божия... И где только Она нашла приют себе?!

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Журнал: " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2016 г. В селе Иванищи расположен древнейший на территории Тверской области храм, построенный в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1534-1542 годах богатым сановником великого князя Василии Ивановиче III Иваном Пожогиным. Когда то Успенская церковь была главным храмом Иванищенского монастыря, основанного в конце XV столетия и упразднённого в поздние времена. Успенский храм имел два придела: правый — в честь Сергия Радонежского и левый — в честь Иоанна Богослова. О построении Иванишинской церкви среди местного населения сохранилось следующее предание: «Однажды в летнюю пору мимо Иванишинского монастыря проезжал путник. Прекрасная местность, среди которой был расположен монастырь, привлекла его внимание, и он остановился здесь, чтобы полюбоваться чудной картиной природы и отдохнуть под тенью соснового леса, в котором тогда росло много малины. Нужно заметить, что путник страдал необычным и страшным недугом, а именно: однажды во время сна через открытый рот в его желудок вползла змея, и после того он стал чувствовать мучительные боли, от которых не мог избавиться никакими средствами. Усталый и измученный болезнью путник уснул под тенью леса, и видит сон: ему снилось, что он чувствует невыносимую жажду, но вот пред ним является кто-то и в открытый рот льется ему вода. Путник чувствует, как холодная струя проходит чрез горло; это из него выходила змея, заслышав запах малины. Больной проснулся и увидел, что мучившая его змея, шипя и извиваясь, скрылась в кустах росшего вблизи малинника. После того путник почувствовал себя совершенно здоровым и, в благодарность Господу за исцеление, построил храм, существующий в селе Иваниши и до сего дня». У подножия холма, где ныне горделиво возвышается старинная Успенская церковь, течет речка Иванишка. Село тоже когда-то значилось как Иваниш (или Иванишъ), но человеческий фактор быстро заменил «ш» на «щ». Так и укрепилось в Государственном каталоге географических названий. Первые летописные упоминания села относят к первой трети XVI века. Тогда эти земли числились за Иваном Юрьевичем Поджогиным по прозвищу Шигона, состоящим в ближайшем окружении Великого князя владимирского и московского Василия III. В XVI веке тут уже существовал Успенский мужской монастырь, далеко не бедствовавший при таком значимом покровителе.

http://sobory.ru/article/?object=00009

Настоятели монастыря: А) Игумены: 1) Преп. МАРТИРИЙ. Основатель и Строитель этой обители. Преставился в 1603 году, Марта 1. 2) НИКОДИМ. Упоминается в 1687 году. 3) ИОСИФ. Упоминается в 1763 году. 4) ИОВ. Последний Зеленецкий Строитель Игумен. Упоминается в1769 году. Б) Архимандриты: 5) ВЕНИАМИН I Румовский. Он вместе был с 1770 года по Июль 1774 года и Ректором Александро-Невской семинарии. В 1774 году Указом Св. Синода от 16 Января переведён из Зеленецкого монастыря в Сергиеву пустынь, что на Петергофской дороге, а оттуда по Указу Св. Синода 1774 года в Июле произведён в Епископа Олонецкого. После был Архиепископ Нижегородский и Орденов Св. Александра Невского, Св. Анны 1 класса и Св. Иоанна Иерусалимского кавалер. Скончался в Нижегороде в 1811 году, Марта 16. 6) ТРАНКВИЛЛИН. Указом Св. Синода 1774 года в Июле переведён в Зеленецкий монастырь из Новгородского Антониева монастыря, в коем находясь был он вместе и Новгородской семинарии Ректором. Но в том же 1774 году, по Указу Св. Синода от 27 Августа, переведён в Вятскую Епархию Архимандритом же в Успенский Трифонов монастырь, и там скончался. 7) ИОАННИКИЙ Святковский, из Иеромонахов и Ректоров Александро-Невской Семинарии, по Указу Св. Синода 1774 от 5 Сентября, произведён в Архимандрита Зеленецкого монастыря, с оставлением при Ректорской должности; и сии оба звания исправлял он до Июля 1782 года, а потом переведён Рязанской Епархии в Солотчинский второкласный монастырь, где и скончался. 8 . ВЕНИАМИН II Багрянский. определён из Префектов Новгородской Семинарии Архимандритом и Ректором Невской Семинарии 1782 года в Июле; ныне Епископ Иркутский и Ордена Св. Анны 1 класса Кавалер. 9 . ИННОКЕНТИЙ Полянский, из Префектов Московской Академии и Игуменов Московского Знаменского монастыря, по указу Св. Синода, произведён 1784 года, Января 1, в Зеленецкий монастырь в Архимандрита, и определён в Александро-Невской Семинарии Ректором. Но в 1785 году переведён в Новгородский Вяжицкий монастырь; а в 1787 году, по Указу Св. Синода от 27 Мая, в Санкт-Петербургскую Приморскую Троицкую Сергиеву пустынь со степенью Вяжицкой Архимандрии; оттуда же в 1788 году Мая 6, по Именному Указу, пожалован в Епископа Воронежского.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Тогда ясно, что Господь Иисус Христос – последнее лекарство из руки Того, Который через пророка объявил: Я ваш лекарь. Тогда ясно, что люди не могут прислушиваться к совести, не имея в себе Христа и вопреки Христу. Тогда ясно, что никакой закон не несет спасения, если он лишь в формах и параграфах, выхолощен от Христова Духа. Христос животворит совесть и управляет ею. Христос – исполнитель и блюститель закона. Он выше совести и выше закона. Поэтому святой апостол Павел восхваляет не совесть, не закон, но – Христа, говоря: уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ). Христос и наша жизнь. Вне Христа жизни нет, только смерть, как вне Его и совесть, и закон – лишь размалеванный труп. Христос – наша совесть. Христос – наш закон. Христос – наша жизнь. XXIV. Ветхий и Новый заветы Прогуливаясь по святому городу Иерусалиму, путник и его проводник продолжили разговор о законе, разумеется о законе нравственном. Вот они остановились во дворе храма Соломона, и речь начал путник. Путник . По всему, что я сейчас услышал о царском законе, или законе любви, выходит, что этим законом прежний закон полностью отвергнут. Или я ошибаюсь? Проводник . Надеюсь, ты не думаешь, что мы вернемся сейчас к тем острым спорам о законе, которые вспыхнули на этом месте двадцать столетий назад между еврейскими законниками и Спасителем? Знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу ( Ин. 5:42 ), – с укором сказал Господь тем законникам. – Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону ( Ин. 7:19 ). Так Он их изобличил как абсолютных беззаконников, которые и старого закона не исполняют, и новый не усваивают. Путник . Без сомнения, Господь был прав. Однако мое слабоумие спотыкается именно об эти два закона: закон ветхозаветный и закон новозаветный. Мне хотелось бы знать, какой из этих двух законов, данных Богом, действует сейчас? Проводник . Оба закона исходят от одного и того же Законодателя. И это – Бог. Для людей разного поведения, разного характера и разной степени совершенства действует тот или другой закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Проводник . Именно потому и возник антагонизм между капиталом, с одной стороны, и рабочей силой, с другой, что пренебрегли властью морали в отношениях человека к человеку. Вопрос этот прежде всего поставлен неверно – как вопрос взаимоотношений безличного капитала и безличного труда, противопоставленных друг другу как две враждебные бессловесные силы. В сущности, отношения капитала и труда есть вопрос отношения человека к человеку. А любой вопрос отношения человека к человеку имеет нравственную природу и, как таковой, должен подлежать нравственному закону и регулироваться только им. Путник . Я попросил бы тебя остановиться на этом подробнее. Проводник . Апостол Христа говорил: Блаженнее давать, нежели принимать ( Деян. 20:35 ). И в Ветхом Завете сказано: Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет ( Притч. 11:24 ). Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать это ( Притч. 3:27 ). Между тем многие и многие люди отмахнулись и от благословения Божия, и от проклятия Господня как от чего-то несуществующего и начали безоглядно соревноваться друг с другом в стяжании ненужных им богатств – так, что действительно навлекли на себя, и детей своих, и на богатство свое проклятие Божие. Вместо того чтобы милосердием и человеколюбием стать сеятелями радости и доброй воли среди ближних своих, они превратились в мрачных сеятелей озлобления и раздражения. Вместо того чтобы жить в соответствии с нравственным законом Бога, они начали изобретать бесчисленные экономические, политические и другие свои законы, основанные на своих собственных интересах, эгоистичных и материальных. Между тем всё великое множество этих законов вместе взятых не может, и никогда не могло, заменить собою Декалогий – десять заповедей Господних. Путник . От чего зависит экономическое положение любой страны? Проводник . От дождя. Путник . А еще от чего? Проводник . От здоровья. Путник . А еще от чего? Проводник . От согласия и единодушия людей. Если засуха погубит урожай, эпидемии унесут жизни людей, а мор – скот и если к тому же меж людьми не будет мира и согласия, то к чему тогда горы теорий на темы хозяйствования? Для чего тогда все хозяйственные законы и регулирующие хозяйственную деятельность людей уложения? Но дождь и здоровье дарует Бог в соответствии с верой, почитанием, послушанием и милосердием народа, как уже не раз было сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Святые начертали образ Господа в душе своей, а изображения дьявольского или совершенно не имели, или стерли. Не сразу удается стереть дьявольское изображение. Подобно тому как художнику, который старается стереть прежний рисунок, чтобы написать новый, это полностью не удается, так и нам, когда подвизаемся, каемся, плачем, стараемся, но не сразу можем стереть дьявольский облик. Бывает: сотрешь главу, наполнишь душу смирением, смиряешься перед обидящими, а сердце еще бунтует и ропщет. Не унывай: как удалось стереть главу дьяволу, так с помощью Божией сотрешь и сердце. Сотрешь сердце, но тревожишься еще помыслами нечистыми, значит, облик дьявола еще в тебе. Не унывай: можешь подвигом и слезами стереть и его. Мало-помалу сотрешь все изображение, и с Божией помощью напишется в душе твоей образ Господа. 13 (26) сентября, всенощная под Крестовоздвижение. Успенский собор г. Дмитрова Среди песнопений, посвященных Кресту Господню, есть одно, где говорится: «Из рова...» Итак, осенняя темная ночь... В непроглядной тьме идет путник. Вдруг под ногами разверзается ров, и он упадает туда. Жутко и темно, холодно, сыро. Гады во рву, змеи. А путник спадает все ниже, до самого дна. Страшно! И вдруг видит: протягиваются к нему руки, выносят наверх, уводят к свету, на воздух, на дорогу. Как не ухватиться путнику за эти руки, как утопающий хватается для спасения? Конечно, ухватиться, дать вывести себя из ужасного рва. Путник, о котором я говорю, друга мои, это – мы, люди. Мы бредем во тьме ночной, которая в наше время особенно темна и мрачна. Ров, куда падает путник, вы знаете, что такое. Я постоянно говорю о страшном, этом ужасном и мрачном рве. Ров – это безбожие. Безбожие, вот наш страшный, невыразимо жуткий ров! Безбожие отцов и матерей, безбожие учителей и учительниц, воспитателей и воспитательниц. И самое страшное, ужасное, уродливое – безбожие детей. Да, детей, которые подражают взрослым. Вот ужасный ров, вырытый дьявольским заступом, под ногами людей самим сатаною. И падают люди в адский ров, все ниже и ниже скатываются туда, где находится вход в самый ад. На дне гады, змеи. Страсти наши, возлюбленные мои, страсти – вот эти гады. Неужели отвергнем спасающие нас, протянутые к нам руки Христа? Сегодня Он снизойдет долу, до самого праха спустится. Возлюбленные мои други, паства моя, ухватитесь за эти руки, крепче держитесь, как держится погибающий!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Итак, осенняя темная ночь... В непроглядной тьме идет путник. Вдруг под ногами разверзается ров, и он упадает туда. Жутко и темно, холодно, сыро. Гады во рву, змеи. А путник спадает все ниже, до самого дна. Страшно! И вдруг видит: протягиваются к нему руки, выносят наверх, уводят к свету, на воздух, на дорогу. Как не ухватиться путнику за эти руки, как утопающий хватается для спасения? Конечно, ухватиться, дать вывести себя из ужасного рва. Путник, о котором я говорю, други мои, это – мы, люди. Мы бредем во тьме ночной, которая в наше время особенно темна и мрачна. Ров, куда падает путник, вы знаете, что такое. Я постоянно говорю о страшном, этом ужасном и мрачном рве. Ров – это безбожие. Безбожие, вот наш страшный, невыразимо жуткий ров! Безбожие отцов и матерей, безбожие учителей и учительниц, воспитателей и воспитательниц. И самое страшное, ужасное, уродливое – безбожие детей. Да, детей, которые подражают взрослым. Вот ужасный ров, вырытый дьявольским заступом под ногами людей самим сатаною. И падают люди в адский ров, все ниже и ниже скатываются туда, где находится вход в самый ад. На дне гады, змеи. Страсти наши, возлюбленные мои, страсти – вот эти гады. Неужели отвергнем спасающие нас, протянутые к нам руки Христа? Сегодня Он снизойдет долу, до самого праха спустится. Возлюбленные мои други, паства моя, ухватитесь за эти руки, крепче держитесь, как держится погибающий! Сейчас, когда будут петь «Господи, помилуй!», я недостойный, но по благодати Божией ваш архипастырь, буду воздвигать и ниспускать Крест Живоносный. Не я буду это делать, а Сам Спаситель сойдет к нам, низко, до праха спустится, чтобы вы могли взять Его простертые крестообразно спасающие нас руки. Паства моя, дмитровцы мои родные! Молю Господа я, архипастырь ваш, чтобы вы избегли страшного рва сатанинского, крепко держались за простертые к вам руки, чтобы всем нам воспевать: «Слава Тебе, показавшему нам свет! " " 46 . Служил епископ Серафим в соборе или в храме, где был престольный праздник. А городских церквей в Дмитрове было много: Успенский собор, Благовещенская церковь , тюремная Елизаветинская, Пятницкая, Тихвинская, Троицкая, Спасская, Преображенская, Василия Великого , Ильинская, Введенская кладбищенская, Казанская, Сретенская, Никитская, храмы Борисоглебского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Какая же есть возможность согласить такое вполне определительное свидетельство с утверждением, что именно в этой средине торговой площади находились и остатки претории Пилата и порог, носивший самого Христа Господа в шествии на крестную смерть? Эта невозможность и была совершенно ясна для о. Арх. Леонида. Отводя восточную грань базилики на 1827 метров к западу и тем прекращая всякую связь Константиновского сооружения с найденными на Русском участке древними остатками, о. Арх. Леонид очень естественным образом счел себя свободным от надобности обсуждать и определять, что могло находиться на одном из краев торговой площади, если действительно означенные древние остатки были налицо в 327-м году. Еще одно соображение могло, как мне кажется, укрепить о. Арх. Леонида в мысли, что нет никакой надобности искать претории Пилата ни в связи с базиликой IV века, ни вообще на примыкавшей к пропилеям торговой площади. Это тот рассказ Бордосского путника 333 года, который напечатан был во 2м выпуске Палестинского Сборника в 1882 году (изд. В.Н. Хитрово ). Слова этого знаменитого анонима почти всеми Латинскими Палестиноведами приводятся в доказательство того, что претория Пилата находилась на месте крепости Антонии и там, в 333 г., Бордосский путник «видел стены бывшего дома или претория Понтия Пилата». Такое же толкование приводит и В.Н. Хитрово , издавший Бордосский путник в Русском переводе, хотя замечает притом, что может быть «путник принял за остатки претория древние стены Храма около нынешнего места плача иудеев». Это замечание мотивируется тем, что путник видел стены «внизу в долине». Как видно, в 1882 г. в Палестинском Обществе еще не рождалась мысль о перенесении претории Пилата на Русский участок близ Храма Гроба Господня. Между тем, если внимательно рассмотреть рассказ Бордосского путника и применить к нему новейшие данные (карты К. Циммерманна, Базель, 1876 г.) по нивелировке разных частей древнего Иерусалима, то получится, кажется, самое ясное указание на то, что слова Б. путника столь же мало могут быть применяемы к местности Антонии, как и к Русскому участку близ Голгофы.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hram-s...

В 17-ом и в первой половине 18 века селениями в основном владели 3 – 4 помещика. Так, скорее всего, вначале было и в Кияти: Братья Ишеевы (Богдан, Бибарс, Янбарс), князь Алей Богданович мурза Ишеев, князь Иван (Ибрагим) Алеевич Ишеев примерно до 1680 года?, (Казыевы – до 1700 г.?, Бегичевы - до 1712 г.?). Вероятно, примерно с 1712 года Молоствовы и владели селом Киять до 1796? года (Андрей Дмитриевич с 1712 - 1720? по 1740? Никифор Андреевич с 1740? по 1768?, Дмитрий Львович (племянник Ник. Анд.) (1740?- 1774?) с 1768? по 1774?, Павел Дмитриевич (1764? – 06.1787) с 1774 по 1787 (по малолетству при опекунстве матери Молоствовой (Поливановой) Авдотьи Игнатьевны), Порфирий Львович (09.02.1760 – 29.12.1808) с 1787 по 1796? В 1796? году Родионова (Нестерова) Анна Николаевна (1751-30.12.1827) (жена полковника Родионова Ивана Александровича (1718?-1774), убитого пугачевцами в 1774 году в Казани вместе со старшим сыном Александром) покупает у Порфирия Львовича Молоствова богатое село Киять и дарит сыну - Павлу Ивановичу Родионову (2.06.1769, Казань? -24.03.1823, Киять, Богоявленская церковь). Павел (отставной лейб-гвардии капитан-поручик Семеновского полка, 7.04.1797 года звание переименовано в штабс-капитан) в 1801 году строит каменную (я думаю, его мать начала строить церковь в 1787 году?) . Кроме того, старшая дочь А.Н. и И.А. - Наталья Ивановна Родионова (1770?-1.02.1789) выходит замуж за Порфирия Львовича Молоствова – дворянина Казанской губернии (родной младший брат по отцу Дмитрия Львовича Молоствова, помещика села Киять в 1773 году). Наступил XIX век. В 20-х годах (в 1823?) Надежда Ивановна приобретает во владение богатое село Киять Симбирской губернии Буинского уезда. В 1837? году село переходит во владении сыну Теренина Михаила Козмича (возможно Саврасова Н.И. подарила по родству на свадьбу) – Теренину Николаю Михайловичу. С 1870 по 1899 селом владеет его сын - Теренин Михаил Николаевич (1839,Киять-1899, Киять), затем, вплоть до 1917 года, Теренин Николай Михайлович (1861-?) совместно с братом Терениным Михаилом Михайловичем (1879, Киять-1957, Калифорния) и двумя сестрами: Елизаветой и Надеждой.

http://sobory.ru/article/?object=21811

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010