И вот, когда они беседовали, излагали друг перед другом свои недоумения и ставили один другому вопросы, к ним присоединился третий Путник и стал прислушиваться к их разговору. Это был воскресший Господь, но они Его не узнали, ибо, как говорит евангелист Лука, – он же и емаусский путник, – «глаза их были удержаны» ( Лк. 24, 16 ). Их очи сначала были земные, оземленелые, неспособные или бессильные узреть Существо Духоносное. «О чём это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» – спросил их третий Спутник ( Лк. 24, 17 ). Собеседникам показалось странным, что есть хотя бы и один человек, который ничего не знает о совершившемся в городе Иерусалиме в последние дни, о чём все говорили. Как свидетели и очевидцы, они рассказали об Иисусе Назарянине и обо всём случившемся с Ним. " А мы, – с грустью заключили они, – надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить» нас ( Лк. 24, 21 ). Значит, что же? – Остается упасть духом, бросить мысль о несбыточном. И вот именно в этот момент – в минуты растерянности и беспомощности – и раздался ободряющий и одновременно обличающий за неверие божественный голос. Уже первые слова Христа Спасителя показали путникам, что Он не только хорошо знал о всём происшедшем, но и мог раскрыть истинный смысл событий. «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» ( Лк. 24, 25 ) – упрекнул Он учеников, смущенных крестной смертью Учителя, и объяснил всё, что было предсказано пророками о Христе, что должно было исполниться и что ныне исполнилось. Смущению и печали был указан верный выход не в земном царстве Мессии, а в Небесном духовном Царстве воскресшего Спасителя – в жизни вечной. Спутники слушали – и сердца их горели. Так они дошли до селения, в которое направлялись, а так как «день уже склонился к вечеру» ( Лк. 24, 29 ), то они просили Собеседника остаться с ними и отдохнуть. Просили они усердно: горящие и всё более разгоравшиеся их сердца подсказывали им такую просьбу. Господь не отказался.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

И вот, когда они беседовали, излагали друг перед другом свои недоумения и ставили один другому вопросы, к ним присоединился третий Путник и стал прислушиваться к их разговору. Это был воскресший Господь, но они Его не узнали, ибо, как говорит евангелист Лука, – он же и еммаусский путник, – глаза их были удержаны ( Лк.24:16 ). Их очи сначала были земные, оземленелые, неспособные или бессильные узреть Существо Духоносное. О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? – спросил их Спутник ( Лк.24:17 ). Собеседникам показалось странным, что есть хотя бы и один человек, который ничего не знает о совершившемся в городе Иерусалиме в последние дни, о чём все говорили. Как свидетели и очевидцы, они рассказали об Иисусе Назарянине и обо всем случившемся с Ним. А мы, – с грустью заключили они, – надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить нас ( Лк.24:21 ). Значит, что же? Остаётся пасть духом, бросить мысль о несбыточном. И вот именно в этот момент – в минуты растерянности и беспомощности – и раздался ободряющий и одновременно обличающий за неверие божественный голос. Уже первые слова Христа Спасителя показали путникам, что Он не только хорошо знал о всём происшедшем, но и мог раскрыть истинный смысл событий. О, немысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! ( Лк.24:25 ) – упрекнул Он учеников, смущённых крестной смертью Учителя, и объяснил всё, что было предсказано пророками о Христе, что должно было исполниться и что ныне исполнилось. Смущению и печали был указан верный выход не в земном царстве Мессии, а в Небесном духовном Царстве воскресшего Спасителя – в жизни вечной. Спутники слушали – и сердца их горели. Так они дошли до селения, в которое направлялись, а так как день уже склонился к вечеру ( Лк.24:29 ), то они просили Собеседника остаться с ними и отдохнуть. Просили они усердно: горящие и всё более разгоравшиеся их сердца подсказывали им такую просьбу. Господь не отказался. В доме была приготовлена трапеза, в которой Он принял участие.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

«Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быти Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:1–21; 7:50–53; 19:39–42 ). Предание говорит, что Никодим, приняв участие в погребении Христа, уже не мог оставаться членом Синедриона и открыто встав на сторону учеников Спасителя, вскоре подвергся преследованиям и был казнен за веру во Христа. Беседа с самарянкой Путешествуя из Иудеи в Галилею, Христос проходил через Самарию. Там, утомившись от пути, в полуденный зной, Он остановился близ города Сихарь у древнего колодца Иакова. Ученики пошли в город купить пищи, и Господь сидел Один. Он хотел пить, а почерпнуть воды было нечем. В это время из города пришла за водой женщина и Христос попросил ее дать Ему напиться. Женщина удивилась, что иудей, как бы совершенно забывая вековую вражду, просит пить у нее, самарянки. Тогда Христос сказал ей: «... если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую ». Женщина говорит Ему: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубокий: откуда же у Тебя вода живая?». Самарянка думала, что неизвестный путник говорит ей об обыкновенной воде, которая необходима для жизни природы и человека. А Христос говорил о жизни духа, о той, что Он Сам и Его учение о Царствии Божием есть «вода живая», текущая в вечность. «... Кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать во век», – сказал Христос. Не совсем поняв иносказательные слова Христа, женщина все же почувствовала, что Господь обещает дать ей какую-то особенную воду. И тогда спросила: «Господин, дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Но для духовной жизни нужна чистая совесть, нужно покаяться в своих грехах. И Господь пробудил душу самарянки к покаянию. Она, пораженная тем, что неизвестный путник видит насквозь ее душу, сама признала себя грешницей и воскликнула: «Господи! Вижу, что Ты пророк». И сейчас же в ней проявились лучшие свойства ее души. Она стала спрашивать Иисуса Христа о глубочайших вопросах духовной жизни, о том, что составляло «святое святых» ее души. – Где Бог ? Как и где Ему молиться? Чья вера правильная – иудейская или самарянская?..

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Смирятся гордые и вознесутся смиренные. Заградят уста свои ругатели и умолкнут, и покроет их срам, и станут в дерзновении, и поднимут головы свои поруганные. Будут в скорби оскорбляющие, и воспримут отраду оскорбляемые. Обнищают и взалчут богатые и насыщенные, и обогатятся нищие, и насытятся алчущие, и ищущие Господа не будут лишены никакого блага (Пс 33:11). Будут отвергнуты изгнавшие, и будут приняты изгнанные. Восплачут смеющиеся и радующиеся с миром сим, и утешатся плачущие. Будут унижены прославляющие себя, и прославятся унижающие себя. Возжаждут и пожелают капли воды на каждый день веселящиеся, и насытятся от тука дома Господня, и потоком сладости Его будут напоены (Пс 35:9) богобоящиеся и служащие Ему. Будет каждому свое. Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Гал 6:7). И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:46). Тогда начнется вечность бесконечная. Одни в небе, вожделенном своем Отечестве будут без конца, после трудов, скорбей, напастей, воспринятых здесь ради благочестия, упокоеваться, радоваться, веселиться, утешаться, царствовать со Христом-Царем, а другие в аду будут также без конца страдать и мучиться с дьяволом и ангелами его. 12) Блажен и мудр, кто здесь, в мире сем живет так, как путник, как странник и пришелец, и, не имея здесь постоянного града, ищет будущего, которого художник и строитель Бог (Евр 13:14; 11:10). Блажен, кто от времени и временного отвращает очи и обращает к вечности и вечному, воистину блажен! Ибо таковой не будет искать на пути богатства, славы, почестей, утешения и этим, как бременем, отягощаться (ибо какая ему нужда во всем том, что скоро или не скоро на пути оставит?), но всегда к желанному своему Отечеству и городу будет возводить очи сердечные так, как странник к дому своему, как путник к цели своей, как изгнанный и пленный к Отечеству своему, как удаленный к отцу своему, как трудящийся к покою своему, как бедствующий к блаженству своему, как сидящий в темнице к свободе своей, как подвижник к чести и славе своей. Ибо где сокровище его, там будет и сердце его (Мф 6:21). Туда желания свои, воздыхания свои и товары свои, для этого приличные, посылать будет. Избери и держи крепко, душа моя, блаженство сие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Смотри, не под видом ли нужды маммоне угождаешь, и где пропитание предлагается, не кроется ли сребролюбие. Похоть лукава и прелестна, много вымышляет ради себя, и всегда, под видом пищи, яд душе замышляет. Помни, что ты путник. А честь, сан, слава, похвала человеческая, которой сыны века сего не менее, чем богатства, желают, для чего нужны, к чему потребны? Какая от них польза? Тело не требует их, жизнь без них сохраняется, ибо многие без славы, чести, похвалы, сана живут. Душа без всего того в оный век пойдет. Какую здесь нужду представит человек, который желает и ищет этого? Что остается сказать и признать, как не то, что «все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин 2:16 ). Видишь, что желание богатства, чести, славы и прочего – это бремя, которое путников обременяет и преклоняет к земле, и не допускает, как людям, смотреть на небо, для которого все созданы и святым Крещением обновлены. О, коль многих это тяжкое бремя обременило и погрузило в бездну! Смотри, рассуждай и берегись. 4) Кто на чужой стороне скрывает сокровище? Не посылает ли его в Отечество? Кто на пути обременяет себя? Не скорее ли свергает с себя? Кто в пленении и ссылке ищет прославления? Не более ли к Отечеству воздыхает и освобождения желает? Странник ты на земле и пришелец, почему же скрываешь здесь сокровище твое? Путник ты, зачем себя обременяешь? В плену и ссылке ты, изгнанный из рая, почему ищешь здесь прославления? Почему к потерянному Отечеству не воздыхаешь, и славы не ищешь его, где честь, богатство и слава вечная, как и жизнь вечная? Знать, чужую страну имеешь вместо Отечества и путь вместо дома, если здесь много ищешь. Горе имеющим чужую страну как Отечество и путь как дом! Ибо «где сокровище их, там будет и сердце их» ( Мф 6:21 ). «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» ( Мф 16:26 )? Какая польза человеку, если найдет временное, которого вскоре лишится, а лишится вечного, которое, будучи найденным, никогда не потеряется?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Совершенное Издали это похоже на неприступную крепость, Подойдешь поближе, оно – как надежное пристанище, Если станешь рядом – не увидишь ничего внешнего, А если войдешь внутрь – не найдешь ничего внутреннего. И тем не менее… это не то, что люди называют «жизнью», и не то, что люди называют «смертью». 39. «…Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.» (Еф. 3:18-19). Чистота человеческого сердца Чище самых высоких вершин, Чище самых чистых озер, Чище самых чистых небес, – Чистота человеческого сердца, в той глубине, которая глубже всех глубин. 40. «Да даст тебе Господь разумение во всем.» (2Тим. 2:7). Разумение Спрячешь понадежнее – именно там и будут искать, Уйдешь подальше – именно туда и придут. Предлагай всем свою помощь – и будешь всем только мешать, Начни заботиться о всех – и люди станут от тебя убегать. 41. «…Все, делающееся явным, свет есть.» (Еф. 5:13). Истина и ароматы Тот, кто имеет дело с ароматами, постоянно благоухает. Тот, кто пребывает в Истине, постоянно ее проявляет. 42. «Дела плоти известны; они суть: …ненависть, убийство…» (Еф. 5:19-21) В стране ядовитых змей В одной стране издревле очень почитали ядовитых змей. Жители находили змеиных детенышей, приносили их к себе домой, кормили и заботились о них, пока те не превращались в больших змей, укус которых был смертелен. В какой-то момент змеи набрасывались на своих кормильцев, жалили их, и те погибали в страшных мучениях. И тем не менее все считали, что так и должно быть, а как же иначе? Однажды в страну почитателей змей пришел путник, который ничего не знал о странных местных обычаях. Он спросил у жителей: «Почему вы так почитаете змей, которые вас убивают?» – «Потому что они наши самые лучшие друзья. Мы всегда носим их на своем теле и согреваем их своим теплом», – ответили они. «Но ведь они же вас губят!» – все больше изумлялся такой странной привязанности чужеземец. «Но мы очень сильно к ним привыкли и не можем без них жить». – «Понятно, – загрустил путник. – Вы и без них жить не можете, – и с ними долго не живете».

http://isihazm.ru/1/?id=137

Так и у нас всегда должно быть Отечество Небесное на уме и о том старание, как бы его достигнуть. Так бегите, чтобы получить ( 1Кор. 9, 24 ), – говорит нам святой апостол. Путник чем далее по пути идет, тем более сокращается путь. Так, чем более мы продолжаем путь жизни нашей, тем более к концу приближаемся. Путник, придя в место, куда шел, в безопасности бывает, и успокаивается, и радуется о благополучном окончании своего пути. Так и мы, христиане, когда благополучно окончим наш путь и придем в Небесное Отечество, в безопасности будем, от всех бед и напастей освободимся, успокоимся, радоваться будем в вечном своем блаженстве, которое получим благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Аминь! Очи мои я возвел к Тебе, Живущему на небе. Вот, как очи рабов обращены на руки господ их, как очи рабы обращены на руки госпожи ее, так очи наши – ко Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо много насыщены мы унижением. Премного насыщена душа наша поношением от благоденствующих и уничижением от гордых ( Пс. 122, 1–4 ). Жизнь каждого человека, пока живет в этом мире, – это его путь. Какова жизнь, таков и путь. И как живет, так и идет. И какую жизнь имеет, таким путем и идет. Идет или к вечному блаженству, или к вечной погибели. Благочестиво во Христе Иисусе живет – путем благочестивым идет, и идет в вечную жизнь. Беззаконно живет – путем беззакония идет, и идет в вечную погибель. Ах, идет в погибель, идет тот, за которого Христос умер, идет и пропадет, если не возвратится! Бедный грешник! Удержись, пока еще на пути находишься, возвратись, пока еще не пропал. Как пропадешь, то уже не выйдешь. Вовеки будешь, как мертвец, в погибели и в смерти вечной. Возвратись назад! Христос Господь, Который за тебя пострадал и умер, отзывает тебя и призывает к покаянию. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф. 9, 13 ). Житие наше в веке сем не иное что есть, как путь к будущему веку. На этот путь во время рождения восходим, а во время смерти его оканчиваем.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Тогда таинственный Путник сказал им: «О несмышленые и медлительные сердцем, почему бы вам не веровать всему, что предсказывали пророки? Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» Затем воскресший Господь начал толковать ученикам пророчества о Мессии. Беседуя, они приблизились к Эммаусу. Таинственный Путник сделал вид, что хочет идти далее, но Клеопа и Лука упрашивали Его переночевать в их доме: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру». Христос согласился. Когда же они возлегли за стол, чтобы подкрепиться пищей, Христос взял хлеб, благословил его, преломил и подал ученикам, как это Он делал всегда перед трапезой. В этот момент открылись духовные очи апостолов, и они поняли и узнали, что их таинственный Спутник — это Сам воскресший Господь Иисус Христос. Но Господь стал невидим для них. Пораженные явлением, апостолы с радостью сказали друг другу: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание». После этого оставаться в Эммаусе и спокойно спать они не могли. Надо сейчас же возвращаться в Иерусалим, чтобы сообщить друзьям-апостолам великую радость о том, что их Учитель воскрес. Ликующие, они поспешили обратно в Иерусалим. Клеопа и Лука нашли десять апостолов, собравшихся вместе в Сионской горнице. Они с радостью рассказали ученикам о случае на дороге и о том, как они узнали воскресшего Господа в преломлении хлеба. В свою очередь апостолы рассказали эммаусским путникам не менее радостную весть о том, что воскресший Христос явился Петру. Явление всем апостолам, кроме Фомы. Лк. 24: 36-48; Ин. 20: 19-23 Сионская горница была переполнена радостью. Сомнение покидало апостолов, в их сердца возвращалась вера и надежда. И вот среди радостных восклицаний, благодарственных молитв и братских объятий раздался тихий и такой знакомый голос: «Мир вам?» И все присутствующие увидели посреди горницы воскресшего Господа. Ученики смутились и испугались, думая, что им явился дух, ибо двери в горницу они тщательно закрыли на запор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Человек звонит в колокол и мелодичный звон разносится далеко по округе. Вот он ударяет в колокол последний раз и спускается с колокольни… А звук еще долго плывет в воздухе, постепенно затихая вдали. 6. «…Сеется тело душевное, восстает тело духовное.» (1Кор. 15:44). Храни в себе то, что ты понял Наберись терпения и храни в себе то, что ты понял. Настанет время, когда понятое тобой укрепится и преобразится внутри тебя в новую жизнь, которую ты еще не знаешь, но которая принадлежит тебе изначально. 7. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.» (Гал. 3:28). Все мечты, мысли, желания существуют только в том, что начинается и заканчивается. Ни одна мечта, ни одна мысль, ни одно желание не могут проникнуть в то, что находится за этим пределом. Там пребывает новая Жизнь, не имеющая конца. 8. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.» (Евр. 4:12). Человек из города Фантазия Человек жил в городе Фантазия на улице Фантазии. Его работа была фантастической, заработок – тоже. Он имел фантастическую семью и строил самые фантастические фантазии о своей фантастической жизни. А так как все жители Фантазии были фантазеры, то и жизнь у них была фантастически трудной. И этот человек с улицы Фантазии, видя постоянные неудачи в своих фантастических планах, решил найти одну самую главную фантазию, с помощью которой он смог бы поправить свои фантастические дела. Случайно он встретил на улице путника из далекой страны и понял, что тот не из числа его сограждан – фантазеров. «Послушайте, я вижу, что вы не фантазер, – обратился он к путнику. – Подскажите, что мне делать? Помогите мне разобраться в моих фантазиях и найти самую главную фантазию моей жизни, которой мне нужно придерживаться». – «Да, вы правы, я – не фантазер, – ответил путник. – И мой вам совет: оставьте поиски главной фантазии. Просто – перестаньте фантазировать. И тогда вы поймете, что вам нужно делать, и вся ваша жизнь сразу перестанет быть фантазией». – «Но если я перестану фантазировать, как же я тогда смогу жить среди фантазеров?» – «Как? Увидите…» – ответил путник и удалился.

http://isihazm.ru/1/?id=140

10 . Душа говорит: Потому отроковицы возлюбили тебя. Влеки нас, на благоухание благовоний Твоих мы побежим ( Песн.1:2–3 ). И прекрасно благоразумие, но сладко и милосердие, ведь то имеют немногие, а это простирается на всех. Благодаря такому Твоему великодушию, говорит она, души, обновленные Духом, любят Тебя. Поэтому к душе говорится: Обновится, как у орла, юность твоя ( Пс.102:5 ), потому что к душе обращался говорящий: Благослови, душа моя, Господа ( Пс.102:1 ). И поэтому она спешит к Слову и просит, чтобы ее влекли, не оставили случайно позади, ибо стремится вперед Божье Слово и нет Ему препон. Наконец, Он радуется как великан, перед тем как пробежать поприще ( Пс.18:6 ), потому что от края небес исход Его, и шествие Его до края их ( Пс.18:7 ). И, видя себя неготовой к столь великой скорости, она говорит: Влеки нас! Прекрасна душа, которая просит не только о себе одной, но и о всех! Она говорит: Влеки нас! Мы желаем следовать, это желание вдохновляется сладостью Твоих благоуханий: но так как мы не можем сравняться с Твоим движением, влеки нас, чтобы с Твоей помощью мы могли последовать за Тобой. Если Ты повлечешь, мы побежим, и мы уловим скорость духовных дуновений. И тяжкое бремя снимается с тех, кому опорой рука Твоя, и возливается масло Твое, с помощью которого исцелился путник, израненный разбойниками 56 . А чтобы душа не показалась тебе дерзкой, когда она говорит: Влеки нас, услышь говорящего: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ( Мф.11:28 ). Ты видишь, что Он Сам по доброй воле влечет нас, чтобы мы не оставались позади. Но та душа, которая хочет, чтобы Господь повлек ее, бежит, чтобы достичь, и бежит, забыв о прежней жизни и стремясь к тому, что важнее, – так она сможет достичь и получить Христа. Поэтому и апостол говорит: Так бегите, чтобы вы все получили ( 1Кор.9:24 ). Хочет достичь награды и эта душа, которая желает получить. Благоразумно, следовательно, она просит, чтобы Господь повлек, ведь не все могут следовать сами. Так и Петру, спросившему: Куда Ты идешь? – отвечает Слово Божие: Ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною ( Ин.13:36 ). Он вверил ему ключи Царства Небесного 57 , а следовать за Собой счел недостойным. Однако эту душу Господь не изгнал, потому что она просила, а не ожидала как должного.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010