Было около шестого часа — способ отсчета времени суток в Ин не до конца ясен, ср. 19:14; 1:39; 4:52. В данном случае по всей вероятности имеется в виду полдень, — время, когда путник естественно испытывает усталость и жажду. Приходит женщина из Самарии — слова из Самарии относятся к женщине и обозначают ее родину, а не то место, откуда она в этот момент пришла (город Самария находился в нескольких милях к северо-западу от Сихаря и Сихема). Иисус говорит ей: дай Мне пить — для четвертого Евангелия характерно, что инициатива в диалогах с людьми исходит от Иисуса. Как ты, будучи иудей — слово иудей, вопреки обычному употреблению у Иоанна, означает в устах самарянки не ‘житель Иудеи’, а ‘еврей, израильтянин’. Не случайно самарянка называет Его иудеем, а иудеи — самарянином (8:48): этим подчеркивается Его чуждость миру. Ибо иудеи с самарянами не сообщаются — это не слова самарянки, а замечание Евангелиста и, поскольку в ряде рукописей они отсутствуют, может быть, даже глосса переписчика. Не сообщаются — глагол в данном случае значит ‘не употребляют совместно’ (здесь — сосуды для питья). Согласно установлению, принятому в 65 г. по Р. Х., “дочери самарянские находятся в кровотечении от самой колыбели”. Это на первый взгляд странное утверждение означало попросту, что поскольку благочестивые иудеи не могли знать, находится ли та или иная самарянка в состоянии ритуальной нечистоты, следовало, чтобы обезопасить себя от осквернения, на всякий случай исходить из того, что она в нем находится постоянно. Нечистота естественно распространялась и на всякий сосуд, который самарянка держала в руках, в особенности если она пила из него. Несмотря на то, что во время евангельских событий эта норма еще не была официально принята, замечание несомненно отражает общее отношение иудеев к самарянам, которое не изменилось ко времени написания Евангелия. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую — Бультман обратил внимание на разницу между этими словами и словами Ананды, ближайшего ученика Будды, который, заметив, что девушка, относящаяся к низшей касте, не решается почерпнуть для него воду, сказал: “Сестра, я не спрашиваю о твоей касте или твоей семье, я всего лишь прошу тебя дать мне воды”.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

В 1988 году Русская Православная Церковь прославила великого угодника Божия в лике святых. III Высшее творческое достижение преподобного Андрея - икона «Пресвятая Троица», которая приобрела мировую известность; это несомненный иконописный шедевр. Мы можем только предполагать, как возник у мастера замысел этого творения, как он постепенно созревал и как воплощался в жизнь. Все это заняло, конечно, немалое время. В основу этого произведения лег известный библейский эпизод. Однажды по иудейской пустыне шли Три Странника; день был очень жаркий, Они очень устали, ноги покрывала горячая пыль, Их мучила жажда. Вдруг Они увидели большое раскидистое дерево (это был Дуб Мамврийский), в тени которого сидел седовласый старец с благородной внешностью - наш праотец Авраам. Увидев Странников, он побежал навстречу и поклонился Им до земли; он понял, что это необычные Путники. -Господи, - сказал он, - если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо недостойного раба Твоего и отдохни под сенью этого Дуба. Потом Авраам позвал слуг. -Принесите воды и омойте ноги наших Дорогих Гостей, - распорядился он. Затем зашел в шатер. -Сарра, - сказал он жене, - поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. Не теряя ни секунды, Авраам поспешил к своему стаду, выбрал нежного, хорошего теленка и передал его слуге, чтобы тот приготовил вкусное блюдо. Вернувшись, он расстелил перед шатром чистое полотно. Молоко, масло, сыр, виноград, инжир, свежий хлеб, телятина - все лучшее, что имелось у хозяина, было предложено Дорогим Гостям. Они приступили к трапезе. Авраам стоял рядом, готовый в любую минуту служить Им. Один из Гостей спросил: -Где Сарра, жена твоя? Он ответил: -Здесь, в шатре. -На следующий год, в это же время, Я снова приду к тебе, и у Сарры будет сын. «Мне ли в моем преклонном возрасте иметь сие утешение», - подумала Сарра. Гость сказал Аврааму: -Отчего Сарра усомнилась в Моих словах? Есть ли что трудное у Господа? Сарра сильно испугалась, услышав это. Путник подтвердил:

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/12/...

В Евангелии от Марка подчёркнуто, что поверить в воскресение можно, только лично встретившись с Иисусом. У Матфея сказано, что воскресение есть победа над смертью, а от Луки мы узнаём, что Иисус воскрес реально – не в мыслях или сердцах учеников, но вполне реально. В рассказе о встрече учеников со Спасителем на дороге в Эммаус есть ещё один бесценный эпизод: двое погружённых в печаль учеников идут по дороге, и Неизвестный Путник, подошедший к ним, спрашивает: «Отчего вы так печальны?» Они остановились, потому что им действительно было очень трудно, и один из них, Клеопа, сказал Ему в ответ: «…Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нём в эти дни? (…) что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк.24:18–21). И сколько печали, сколько боли и горя в этом «А мы надеялись»!.. Они надеялись, а Он не оправдал этих надежд. Правда, женщины бьши утром у гроба и говорят, что видели ангела и что гробница пуста, но они, ученики, сочли это бредом. Ученики не поверили в воскресение, потому что ждали другого Мессию. Не Того, Который пришёл, а того, которого создало их воображение и нарисовала народная традиция. Но Мессия пришёл не таким, каким Он представлялся, а таким, каков Он есть. Бог Фейербаха, наверное, тем и отличается от Бога Авраама, Исаака и Иакова, что Бог Фейербаха ожидаем, – такого Бога, Которого изобразил в своих книгах этот философ, действительно можно выдумать. А Бога наших отцов выдумать невозможно, Он непредсказуем. Он действует не по нашему сценарию, а так, как хочет Он Сам. Мария, увидев Иисуса воскресшим, хочет схватиться за Него, а Он говорит: «Не прикасайся ко Мне» (Ин.20:17). Эти слова трудно понять. Почему Спаситель говорит Марии это странное «Не прикасайся», если Он обладает той плотью, о которой говорится в Евангелии от Луки, если потом Он скажет апостолу Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои» (Ин.20:27)?

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

В покаянных псалмах Давида слышится не только сознание греха и скорбь души о содеянном, но и глубокая уверенность, что Господь прощает прибегающего к Нему с искренним раскаянием. «Я открыл Тебе грех мой, (восклицает Давид в XXXI псалме, ст. 5), я сказал, исповедую Господу преступления мои; и Ты снял с меня вину греха моего». Глубоко также проникло в сердце Давида сознание, что как ни велик содеянный им грех, как ни виновен он пред убитым им, но еще выше этого преступления мысль, что он знал волю Божию и заведомо нарушил ее: «Тебе, Тебе единому согрешил я. Лукавое пред очами Твоими соделал я» ( Nc. L, 6 ). Поэтому-то восклицаешь грешник: «Обветшали кости мои от вседневного стенания моего. Ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя. Свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» ( Nc. XXXI, 3–4 ). Как истомленный путник в пустыне вопиет грешник: «Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония» ( Nc. L, 9–11 ). Затем, подымаясь пророческим духом к разумению таинства обновления человека благодатью, он восклицает: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» ( Nc. L, 11–14 ). Дух Святый, «глаголющий во пророках» 284 , снисшедший на покаявшегося Давида, раскрывающий в псалмах его человечеству неисповедимые пути Господня милосердия и готовящий душу человеческую ко встрече грядущаго Сына Божия во плоти, – открывает ясно человеку еще и ту сторону действия благодати, что она обновляет человека только кроткого и смиренного, только сознающего свое бессилие. Только при искреннем покаянии и только человек смирившийся может соделаться новым человеком ( Nc. L, 19 ). Так и Давид покаявшийся и смирившийся становится новым человеком. Он останавливается в ужасе на пагубном пути, по которому он шел и, идя по которому мог сделаться вполне восточным деспотом, переходя от преступления к преступлению, и совершенно утратить не только чистоту мысли, но и всякие человеческие чувства.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В тот же день два ученика, Лука и Клеопа, шли из Иерусалима в селение Еммаус; дорогою присоединился к ним незнакомый путник. Беседа шла о событиях последних дней, причем незнакомец укорял учеников в незнании Писания. Каково же было удивление их, когда в Еммаусе, во время преломления хлеба, они в незнакомце узнали Господа, Который сделался после сего невидим. Поспешно встав, они возвратились в Иерусалим, и когда повествовали Апостолам о видении, то и от них получили уверение, что Господь истинно воскрес. В это время Сам Иисус стал посреди них и сказал: Мир вам! Испуганные ученики думали, что это дух. Но Господь показал им Свои прободенные руки и ноги и, для большего удостоверения, вкусил пред ними пищи. Потом дал им дар Святого Духа: разрешать и удерживать грехи. Апостол Фома не был тогда с ними и, услышав от Апостолов о явлении Господа, отвечал, что не поверит, пока сам не ощупает ран Иисуса. Через восемь дней Господь опять явился ученикам, среди которых был и Фома. Поднеси перст твой сюда и посмотри руки Мои, – сказал ему Иисус Христос, – поднеси руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим. Фома отвечал: Господь мой и Бог мой! Но Иисус ему заметил: Ты поверил потому, что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие ( Ин. 20:27–29 ). Господь и еще являлся ученикам Своим, и в одно из таких явлений, при Тивериадском озере, троекратным вопрошением Петра: Любишь ли ты Меня? – исправил и загладил троекратное отречение его. Иисус Христос повелел ученикам Своим проповедовать Евангелие во всем мире, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, научая их соблюдать все, что Он заповедал. В сороковой день по воскресении Иисус Христос, явившись ученикам, повелел им не отлучаться из Иерусалима, пока не облекутся силою свыше при сошествии Святого Духа, вывел их из города до Вифании, на гору Елеонскую, и, подняв руки Свои, в последний раз благословил их. Когда благословлял, отступил от них и возносился на небо. Апостолы смотрели вверх во время восхождения Его; вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали, что Иисус так же некогда придет в славе, как теперь возносится. То были Ангелы, возвещавшие Второе Пришествие Христово. Апостолы поклонились вознесшемуся Господу и возвратились в Иерусалим с великою радостию, помня слово Господа, обещавшего всегда пребывать с верующими: се Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

В центре, в самом средоточии этого поистине космического Сретения старец Симеон говорит свои памятные слова. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко – «Сейчас, в этот самый момент, когда я держу Тебя, неведомым образом Ставшего Младенцем, Владыко, Господи, Ты отпускаешь меня, раба Твоего» – так говорит Симеон которому «было предсказано, Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». Старец знает, что пришло его время умереть, но он совсем не печалится, т.к. именно ради этого момента он и жил. Он как путник, совершивший долгий и трудный путь по пустыне и достигший наконец зеленого оазиса с живительным источником, о котором он так давно мечтал. Ему не надо больше ни о чем заботиться. Его путешествие завершено. По глаголу Твоему с миром; – «Как Ты и обещал, я ухожу с миром». О каком обещании идет речь? Пророк Исаия, рассказывая о будущих мессианских временах писал: «Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам» (Ис. 55,12). Симеон радостно ощущает в себе Божественный мир. Он явственно видит, что пророчество исполнилось, и наступила мессианская эпоха. Яко видеста очи мои Спасение Твое, – «Так как я, не во сне, не в видении, а своими плотскИми глазами, увидел Спасение Твое». О каком Спасении идет речь? Интересно, что в Евангелии слова об ожидании Спасения как бы обрамляют Песнь старца Симеона. Перед ней о самом Симеоне говорится, что он «чаял утешения Израилева». После слов старца повествуется о проповеди пророчицы Анны «всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». «Утешение», «Спасение», «Избавление» – именно об этом рассказывается в одном из песнопений праздника: «Сей же первовечное Слово Отчее воплощенное понесе, и языкам откры Свет, Крест и Воскресение ; и Анна-пророчица показася, Спаса Избавителя Израилю проповедующи». Будучи пророком, Симеон провидел, какую страшную цену придется заплатить за Спасение Израиля Младенцу, которого он держит, и Его Матери. Не случайно, обращаясь к Марии, он произносит следующие слова: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Отец Георгий Чистяков в книге «Над строками Нового Завета» пишет: «Маленькое слово – союз «и», но от него многое зависит; оно здесь почти лишнее, складнее было бы без него. Но это « и Тебе» означает, что Он будет пронзен копием на Кресте и Ей, стоящей у Креста, это копие пройдет сквозь душу. Вот что здесь за этим союзом «и»». Симеон уже знает про Крест, но он также знает и то что «печаль в радость будет» (Ин. 16,20), он провидит Воскресение.

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-odin...

Вера знает, что против греха стоять, и победить его своей силой, и истинную добродетель творить не может, поэтому воздыхает и усердно молится к Богу своему, чтобы Он помог в том. Вера, ведая, что христианское наследие не в мире, но на небесах, где и отечество их сокровенное есть, – на него взирает, к нему стремится, и достичь старается, и потому в мире ничего не хочет, ни чести, ни славы, ни богатства, ни сладостей, чего сыны века сего ищут, и ни к чему не прилагает сердца своего, и все, пищу, питье и прочее, ради нужды и немощи плотской употребляет, и крайне опасается, чтобы небесного наследия не лишиться. Поэтому со страхом и трепетом совершает свое спасение (Флп 2:12). Словом, верное сердце в мире этом пребывает как путник на пути, как странник и пришелец на чужой стороне, как изгнанный от отечества и дома своего, ибо не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего (Евр 13:14), которого художник и строитель Бог (Евр 11:10). Итак, видишь отчасти, что такое истинная и живая вера, то есть та, живность которой от действий и дел добрых показывается. Этой живой вере противополагается мертвая вера, о которой святой апостол Иаков написал: Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак 2:26). Мертвую веру имеют те, которые христианское имя имеют, но не по-христиански живут; чают, или говорят только, что написано в Символе: «чаю воскресения мертвых», но противно вере в воскресение мертвых живут; слышат в Писании о вечной жизни и славе ее, но к мирским вещам, чести, славе, богатству, роскоши прилепились и мир этот за отечество и рай себе поставляют. Мертвую веру имеют те, которые в приданное дочерям своим многого богатства не жалеют, а ради имени Христова просящему или ничего не дают, или копейкой и мелкой монетой довольствуются. О таковых апостол Иаков говорит: Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, – но не даст им потребного для тела: что пользы, (Иак 2:15-16)? Таковые люди живут для мира и прихотей своих, ибо им угождают, а не Богу, Которому не угождают послушанием. Для Бога они мертвы, хотя и живут. Как? Рассуждай. Как мертвый не слышит и не внимает, что ему ни говорится, так и этим духовным мертвецам, что ни говорит Бог в Писании, не внимают тому. Слово Божие для них, как для глухого пение, и как бы к другим, а не к ним слово говорится.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Вид на ночной Иерусалим. Фото: Г.Балаянц/Православие.Ru Мы стоим на «крыше» Палестины, которую с севера на юг пересекает хребет Иудейских гор. Коньком этой крыши является Иудейское нагорье, которое в некоторых местах имеет ширину 1–3 км. Южная часть выше: севернее Хеврона расположена главная вершина – Джебель-эль-Батрак (1025 м). Высота Масличной горы – 800 м. Наша площадка на 26 м выше. С нее видны отдаленные пространства, и повсюду мерцают огни ночного Иерусалима. Как велики контрасты! К западу простирается плодородная приморская долина – Шефела (евр. низменность). На восток уходит знаменитая Иудейская пустыня. «Это целая страна, неуклонно спускающаяся до самой Иорданской долины, холмы, перевалы, то каменистые, то песчаные, кое-где поросшие жесткой растительностью, обитаемые только змеями, куропатками, погруженные в вечное молчание. Зимою там, как всюду в Иудее, льют дожди, дуют ледяные ветры; весною, летом, осенью – то же могильное спокойствие, однообразие, но солнечный зной, солнечный сон (Иван Бунин. Весной в Иудее). На библейском языке пустыня (евр. мидбар) – образ безжизненности. Зной ее символизирует духовную жажду. Пророк говорит о блаженных временах пришествия Мессии: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего» (Ис. 35: 1–2). Гора Кармил и равнина Сарон – плодородные и живописные места вдоль Средиземного моря. В Иудейской пустыне Господь наш Иисус Христос постился 40 дней и ночей перед началом проповеди Евангелия. Здесь приготовил себя святой Иоанн Креститель к великому пророческому служению. В этих местах прозвучал глас вопиющего в пустыне: «И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). Но не только поражает разительное отличие плодородных земель и каменистой пустыни. География Палестины уникальна и в другом отношении. Иерусалим, стоящий на высоком горном плато, является одной из самых высоких столиц мира. Удалившись от Иерусалима на несколько километров на восток, путник оказывается в самом низком месте земного шара: Иорданская долина на 798 м ниже уровня моря.

http://pravoslavie.ru/30071.html

Видишь, что ни богатство не придает, ни нищета не отнимает истинного блаженства от нас, но делает нас блаженнее богатых. Ибо истинное блаженство не состоит во внешнем виде, но в покое душевном, от которого богатство отводит, но нищета к тому руководствует, как выше сказано. Что пользы человеку внешне показываться, красоваться и блистать, но внутри попечением, печалью и страхом, как яблоку красному червем, снедаться? Это есть богатых блаженство! Напротив, ничем не вредит быть внешне смиренным, умаленным, презренным и уничиженным, но внутри иметь сокровище безопасности, покоя и мира. Это есть нищих состояние! Не тот спокоен, следовательно, и блажен, кто много имеет, но кто ни о чем не печется: к этому нищета ведет нас. Это прими в рассуждение, христианин, и нищеты не бойся, ибо она за тебя, а не против тебя, помогает тебе, а не борет тебя. 4 . В нищете твоей помяни о вольной нищете Христа, Сына Божьего. Знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою ( 2Кор. 8, 9 ), – Он от убогой Матери Девы родился, и положен был в ясли, потому что не было им места в гостинице ( Лк. 2, 7 ); Он пришел к своим, и свои Его не приняли ( Ин. 1, 11 ); Он не имел где приклонить голову ( Мф. 8, 20 ), и убогих учеников и апостолов имел, и повелел им нищету любить: не бери те с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, и прочее ( Мф. 10, 9 и след.). Потому святой Павел о себе и прочих апостолах говорит: мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем ( 2Кор. 6, 10 ). И Петр святой к нищему хромому говорил: серебра и золота нет у меня ( Деян. 3, 6 ). Да умягчит твою от нищеты скорбь и утешит сердце твое вольная нищета Христа и святых апостолов. 5 . Помни, что странник ты и пришелец в мире сем, путник на пути мира сего, и к небесному отечеству идешь. Кто в странствовании обогащается! Не собирают ли богатство и в отечество не посылают ли? Христианское отечество – небо. Там собирать себе сокровище повелел нам Христос: собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф. 6, 20–21 ). Туда нам предпосылать сокровища наши должно, сокровища не мира сего, но того отечества достойные: любовь, терпение, кротость, милосердие, и прочее; там их без сомнения обретем.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Вот о чем говорили двое печальных путников по дороге в Эммаус. И ответов на эти вопросы у них не было. Кто этот странник? Когда они разговаривали и рассуждали так между собою, к ним подошел еще один путник. Выглядел он совсем обычно и по виду ничем не выделялся среди прочих людей, идущих домой с праздника. Но дорога слышала на себе его шаги. Они были совсем другими, не такими как у всех. Обычно, когда человек вставал на дорогу, она чувствовала, что стала для него опорой. И, как могла, старалась помочь путнику - поддерживала его на скользких подъемах, заботливо обводила вокруг скал или просто давала отдохнуть на мягкой траве у обочины. Но этот странный человек, казалось, не нуждался ни в какой опоре. Нет, он не был бесплотным призраком. Дорога чувствовала на себе вес его тела. Однако это было так, будто не человек опирается на дорогу, а наоборот - он сам поддерживает собой и дорогу, и окрестные сады, и далекие горы. Если бы дорога умела удивляться, она бы очень удивилась. Потому что сейчас по ней шел Тот, Кто поддерживает в бытии весь этот огромный мир. Это был… воскресший Иисус! Тот самый, о Котором так горевали Его ученики. Но это их горе было столь велико, что застилало им глаза. И они не узнали Иисуса, даже когда Он Сам подошел к ним и завел разговор. - О чем это вы, идя, рассуждаете между собою и отчего вы печальны? Один из них сказал Ему в ответ: - Ты ведь и сам был в Иерусалиме на празднике. Неужели ты ничего не знаешь о происшедшем там в эти дни? Иисус спросил: - О чем же? Они сказали Ему: - Обо всем, что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом. Как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы-то надеялись было, что Он и есть тот, который избавит Израиль от порабощения римлянами. Что Он и есть долгожданный царь - Мессия. Но вот уже третий день ныне, как это произошло. Иисус умер на кресте. Выходит, мы ошиблись, и Он не был Мессией? Вот мы и думаем теперь, как жить дальше, после такого горя…

http://foma.ru/po-doroge-v-jemmaus-istor...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010