В самый день Воскресения утром явился воскресший Господь вначале Марии Магдалине, потомъ – и другим мироносицам. Около вечера того же дня двое из учеников Христовых Лука и Клеопа пошли в селение Еммаус, которое находится от Иерусалима в десяти верстах. Шли они очень печальные. Неожиданная смерть Иисуса Христа убила в них надежду на лучшие дни для Израильскаго народа. На пути они разговаривали между собою обо всем случившемся в эти дни. Главным предметом разговора их был Христос. Подходит к ним какой-то незнакомец и спрашивает их: о чемъ – это вы так разсуждаете между собою и от чего вы так печальны? Удивл такой вопрос учеников Христовых. Неужели ты, один из пришедших в Иерусалим, не знаешь о происшедшем во дни эти? сказали они подошедшему путнику. О чем? спросил их спутник. А что было с Иисусом Назаренином, Который был Пророк сильный в деле и слове пред Богом и пред всем народом, – как предали Его первосвященники и начальники для осуждения на смерть и распяли Его. Но мы не того ждали от Него; мы надеялись, что Он есть Тот, Кому назначено избавить нас, израильтян. И вот теперь уже третий день истекает, как совершилось все это. А между тем некоторыя женщины из наших изумили нас, – оне были рано утром у гроба и не нашли тела Его, и, возвратившись, сказывали, что видели Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу, нашли все так, как женщины говорили, но Его не видели. Тогда приставший к ним путник заметил им: напрасно они колеблются, – страдания Христовы были предсказаны пророками и следовательно должны были постигнуть Мессию. Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? сказал Он им и в доказательство привел все пророчества о страданиях Мессии, начав от Моисея. Ученики дивились. Между тем в разговоре незаметно подошли и к Еммаусу. Незнакомец показывал вид, что он хочет идти далее. Но ученики начали уговаривать Его переночевать с ними, так как наступил вечер. Путник согласился. Вошли они в дом и возлегли за стол подкрепить себя пищею. Путник взял хлеб, благословил его, преломил и подал им.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Они были высокие и неприступные. Снег блестел на их вершинах. В долинах – зеленая трава и цветы. По разбитой тропинке поднимался человек. Он был еще молод. Тяжелые мешки были на его плечах. Посидев на камне, он опять устало пошел вверх. «Господи! – шептал путник, – хоть бы все было благополучно. Ну и времена стали, в горах и то житья нет!» Долго шел незнакомец. Он не раз переходил пропасти, переваливал через ущелья, миновал темные леса, быстрые реки. Вдруг он остановился. Вид его был настолько растерянный и убитый, что он едва не упал в обморок. «Где же они, где мои милые братья? – шептал путник, обводя по дымной площадке взглядом, где только что была пещера отшельников. – Милый брат Иван, Максим, Феодор, Николай, Василий, Тихон, Владимир. Да где же вы, что стало с вами?» Ответа не было. Только ветер взвыл и, подняв облако горячей золы, рванулся с кручи… Бедный путник упал на землю и долго-долго плакал… В борьбе за жизнь в земной тревоге Нам суждены удары в грудь. Но лишь сойдя с большой дороги, Мы обретаем правый путь. Все не сбылось, о чем мечтали, Бредем и мы в толпе калек, Но чрез утраты и печали Растет духовный человек. И если на глазах «скосились» Твои друзья, отдавши жизнь, То не напрасно вы трудились… «Ибо Я не буду больше миловать земли сей, говорит Господь Бог» ( Зах. 11:6 ). «Скажите робким душам: не бойтесь. Вот Бог ваш идет с отмщением и воздаянием» ( Ис. 35:4 ). МИХАИЛ ВЕЛИКИЙ И произошла на небе война. Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли… ( Откр. 12:7–8 .) Испокон веков существует благочестивое поверие, что в последнее время на защиту верующих христиан выступит Великий князь Михаил. Он со своей стальной ратью защитит гонимых и мучимых христиан и даст решительную победу правде над ложью, добру – над злом. И вот верующее сердце, измученное и истерзанное, поднимает свои надежды к Богу – когда же он пошлет им, верным людям, Великого Михаила, защитника мучеников? Но кто же будет этот победоносный воевода? Скоро ли он придет к нам?

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня 3.1 Сердце, и в юности, и в старости – всегда глубоко 1. «Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.» (Пс. 25:8). Сердце всегда глубоко Океан, с какого берега на него ни посмотришь, – везде океан, Город, и в центре, и на окраине – везде город. Вода в чистом роднике и утром, и вечером – всегда одинакова, Сердце, и в юности, и в старости – всегда глубоко. 2. «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.» (Мф. 11:27). Дорожный столб на пути в столицу Один человек отправился пешком в столицу. На дороге он увидел старинный указатель, а возле него – толпу. Люди увлеченно спорили о том, в каком веке и при каком царе был поставлен этот каменный столб. Путник подумал, что все они тоже идут в столицу, но вскоре из их разговоров и споров понял, что никто никуда и не думает идти. Их интересует лишь сам указатель. «А сколько километров отсюда до столицы?» – спросил путник. – «Об этом у нас тоже идут споры, так как цифры на столбе стерлись от времени». – «А в какую сторону идти?» – «Мы это тоже выясняем, потому что стрелка направления, уже плохо различима, – ответили ему. – Там, за кладбищем, где похоронены выдающиеся исследователи этого дорожного столба, кстати Вы можете заодно посетить их могилы, есть какая-то дорога. Может быть, она и ведет в столицу, а может быть, и нет. Но если вас интересует история самого столба, то вы можете к нам присоединиться, и мы продолжим дело наших великих предшественников». – «Нет уж, оставайтесь здесь сами вместе с вашими предшественниками, а я постараюсь добраться до столицы», – ответил путник. На некотором расстоянии от указателя он встретил попутчика, и вместе они благополучно дошли до города. 3. «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.» (1Ин. 5:4). Смельчак и оборотень Рассказывают, что давным-давно в одной деревне появился оборотень, который сначала меняя свою внешность привлекал к себе людей, а потом убивал их. За помощью и советом, как одолеть чудовище, жители обратились к древнему старику, живущему на краю деревни. Он сказал, что оборотня можно уничтожить только одним способом.

http://isihazm.ru/1/?id=108

11) Встретит перемена всех, живущих на лице земли, достанется всякому свой жребий. «Праведно Богу» всем «воздать» должное – «оскорбляющим и оскорбляемым» ( 2Фес 1:6–10 ), Богу, Который «воздаст каждому по делам его» ( Мф 16:27 ): тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое», и прочее ( Рим 2:6–9 ). Смирятся гордые и вознесутся смиренные. Заградят уста свои ругатели и умолкнут, и покроет их срам, и станут в дерзновении, и поднимут головы свои поруганные. Будут в скорби оскорбляющие, и воспримут отраду оскорбляемые. Обнищают и взалчут богатые и насыщенные, и обогатятся нищие, и насытятся алчущие, и  «ищущие Господа не будут лишены никакого блага» ( Пс 33:11 ). Будут отвергнуты изгнавшие, и будут приняты изгнанные. Восплачут смеющиеся и радующиеся с миром сим, и утешатся плачущие. Будут унижены прославляющие себя, и прославятся унижающие себя. Возжаждут и пожелают капли воды на каждый день веселящиеся, и  «насытятся от тука дома Господня, и потоком сладости Его будут напоены» ( Пс 35:9 ) богобоящиеся и служащие Ему. Будет каждому свое. «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» ( Гал 6:7 ). «И пойдут сии» (грешники) «в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф 25:46 ). Тогда начнется вечность бесконечная. Одни в небе, вожделенном своем Отечестве будут без конца, после трудов, скорбей, напастей, воспринятых здесь ради благочестия, упокоеваться, радоваться, веселиться, утешаться, царствовать со Христом-Царем, а другие в аду будут также без конца страдать и мучиться с дьяволом  и ангелами его. 12) Блажен и мудр, кто здесь, в мире сем живет так, как путник, как странник и пришелец, и, «не имея здесь постоянного града, ищет будущего, которого художник и строитель Бог» ( Евр 13:14; 11:10 ). Блажен, кто от времени и временного отвращает очи и обращает к вечности и вечному, воистину блажен! Ибо таковой не будет искать на пути богатства, славы, почестей, утешения и этим, как бременем, отягощаться (ибо какая ему нужда во всем том, что скоро или не скоро на пути оставит?), но всегда к желанному своему Отечеству и городу будет возводить очи сердечные так, как странник к дому своему, как путник к цели своей, как изгнанный и пленный к Отечеству своему, как удаленный к отцу своему, как трудящийся к покою своему, как бедствующий к блаженству своему, как сидящий в темнице к свободе своей, как подвижник к чести и славе своей. «Ибо где сокровище его, там будет и сердце его» ( Мф 6:21 ). Туда желания свои, воздыхания свои и товары свои, для этого приличные, посылать будет. Избери и держи крепко, душа моя, блаженство сие.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

7. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. (И безводная будет во езера, и на жаждущей земли источник водный будет: тамо будет веселие птицам, и селитва трости, и лузи). В песчаной пустыне, перед глазами усталого и жаждущего путника, вдали – на горизонте – иногда является заманчивая картина: ему представляются деревья, озера, источники и т.п., которых в действительности там нет (это – мираж, явление, происходящее от преломления и отражения лучей солнца в воздухе, насыщенном мелким песком); но неопытный путник напрягает последние силы и спешит к тому месту на отдых: наконец призрак исчезает и путник жестоко обманывается. Вместо подобных кажущихся озер, в возрожденной пустыне будут действительные, или же прежде пересохшие, и безводные водовместилища впоследствии наполнятся обильно водой; здесь появится роскошная растительность; сюда прилетят птицы и наполнят воздух веселым пением; здесь для них будет место не только на деревьях, но и в траве; воды будет так много, что появятся обширные болотистые пространства, заросшие тростником, и луговые цветоносные низменности. Подобно тому, и в царстве Божием откроется действительный источник истинно радостной жизни для всякой души. 8. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся. (И тамо будет путь чист, и путь свят наречется, и не прейдет тамо нечистый, ниже будет тамо путь нечист; рассеяннии же пойдут по нему, и не заблудят). Путь чистый тот, на котором нет острых камней, ползучих и колючих растений (терновника, кактуса) и никаких других препятствий движения. Путь свят – прямой, безошибочный, ровный, который скоро и верно ведет путника к цели. Таковой путь и будет в возрожденной пустыне: на этом пути здесь уже не будет никакого нечистого – кровожадного и обагренного кровью существа, ни зверя-хищника, ни человека-разбойника, ни завоевателя-злодея. Обыкновенно по пути пустыни путники отправлялись не иначе, как целым обществом – караваном, в сопровождении и под руководством отважного и опытнейшего проводника, чтобы не заблудиться; а по чистому и святому пути в возрожденной пустыне путники пойдут в рассеянии и однако не заблудят. Путь чистый и святой есть образ жизни, чуждой соблазнов и страстных движений, образ мысли, чуждой сомнений, колебаний и ошибок; вообще, это образ правильного развития душенных сил человека, в стремлении его ко спасению. На таком пути жизни нет места человеку нечистому – с греховным настроением и преступной волей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

9 . Человек, как выше сказано, рождается не ради мира сего, но ради перехода в будущий век, и потому в мире сем – странник и путник. Поэтому все в мире сем употреблять должен по необходимости, а не по похоти, должен нужду и требование плоти исполнять, а не похоти угождать. Потому и написано: попечения о плоти не превращайте в похоти ( Рим. 13, 14 ). Пища, одеяние, покой или дом – и довольно для него, как страннику и путнику, а когда стремится обогатиться, почитаться, прославляться, веселиться и наслаждаться в мире сем, – это похоти, а не нужда. Как странствующий к отечеству и дому своему, и путник к центру своему, он ничего в мире не любит, как выше сказано, кроме Бога, Создателя и Благодетеля своего, и ради Бога подобного себе человека, и всегда к небесному отечеству, для которого создан и позван, ум и сердце свое возводит. Так, где сокровище его, там будет и сердце его ( Мф. 6, 21 ). Если в этой мысли всегда находиться будет человек, непременно не пожелает ничего в мире этом, кроме Бога и вечной жизни, которая во Христе сокровенна и в Слове Божием обещана. 10 . Надобно душе, как произошла от Бога, так и возвратиться к Богу без любви мира сего. Примечай это, берегись мира и изойди от него, как Лот из Содома. Прелесть Познай прелесть душегубца врага и твою погибель. Увеселяют тебя прихоти мира сего, но пленяют душу твою. Это диавольские сети, которыми не тела, а души христианские улавливаются. Сладким тебе кажется грех, но горек его плод – пленение и смерть души: ибо возмездие за грех – смерть ( Рим. 6, 23 ). Прелюбодеяние Не прелюбодействуешь телом своим, но в сердце вожделение нечистое имеешь – прелюбодей ты, по учению Христову: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф. 5, 28 ). Ибо не телу говорится: не прелюбодействуй, – не рукам: не укради, – но душе и сердцу нашему. И рука не будет красть, похищать, когда душа не захочет, и тело прелюбодействовать, когда в сердце вожделения не будет. Прибежище Прибежище и помощник христианам есть Бог, как они с Псалмопевцем поют: Бог – нам прибежище и сила, помощник в тяжких скорбях, постигших нас ( Пс. 45, 2 ). И Сам Он повелевает рабам Своим христианам призывать Его в день скорби их: призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и ты прославишь меня ( Пс. 49, 15 ). И Бог христианам есть Отец, потому они к Богу, как дети к отцу своему, во всяких нуждах и скорбях прибегают.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   (166, 1) Он не пренебрегает теми благами, которые перипатетики подразделяют на три вида, и пользуется ими. Он пользуется и телом, но скорее как путник, который заехал в дальнюю страну. Он входит в гостиницы и встречные дома, но забо­тится о вещах этого мира и о кровле над головой так же мало, как заботится путник. Оставив все — жилище, имущество, равно как и пользование ими, — и не питая к ним излишней привязанности, он охотно и радостно следует за проводником, выводящим его из этой жизни, никогда не оглядываясь на покинутое, благодаря Бога за земное странствие и призвание, с любовью и благословением приветствуя жилище, приготовленное ему на небе. (2) «Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими, ибо мы ходим верой, а не видением» , — говорит апостол. — (3) «Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа». Эти слова приобретают смысл в сравнении. Сравниваются же вещи, имеющие некоторое сходство. Так храбрейший храбрее храбрых и тех, кто совсем не отличается мужеством. (167, 1) Вот почему Павел прибавляет: «И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть ему угодными», то есть, быть угодными единому Богу, автору и творцу всех вещей, как находящихся в этом мире, так и за его пределами. (2) Великолепно, по моему разумению, сказал Эпихарм.    Славный доблестным нравом, ты и по смерти Зла не потерпишь в духе, вечно живом.    (3) Лирический поэт так говорит:    Души проклятых носятся вихрем под небом    В муках кровавых, вечных оковах греха.    Праведным дом построен над небесами.    В радостных гимнах они великое Благо поют.    (4) Итак, пусть никто не говорит теперь, что душа посылается с неба на землю, чтобы претерпевать здесь незаслуженную горькую участь. Бог все устраивает к лучшему. На самом деле душа, добровольно избравшая наилучшую жизнь по Богу и правде, меняет земную жизнь на небесную.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Возвращаясь из научной лаборатории, спутники долго шли молча, размышляя обо всем услышанном. Проводник . О чем сейчас думаешь? Путник . Об архивах и музеях. Проводник . Да, так и надо, когда думаешь о так называемых законах природы. Однако нравственный закон не может навести на мысль об архивах и музеях. Путник . Догадываюсь, что ты имеешь в виду нестареющую вечность нравственного закона в противоположность сиюминутности законов природы. Проводник . Да, так. Едва ли столетие владели умами ученых так называемые законы природы, лежащие сегодня в руинах, на которых начинает сегодня подниматься новая наука. Между тем нравственный закон Бога действует непрерывно тысячи и тысячи лет. Со времен Моисея прошло пять тысяч лет, однако нравственный закон Бога существовал задолго до него. Послушай, что произнесли самые правдивые уста: Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все ( Мф. 5:18 ). Нравственный закон вечен. И если бы Творец захотел уничтожить этот мир и сотворить новый, Он опять создал бы его на основе Своего святого закона, закона нравственного. XXII. Царский закон Апостол Иаков называет закон Христов законом царским, говоря: Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», – хорошо делаете ( Иак. 2:8 ). И это единственное подобное выражение во всей Библии; у апостола Павла есть выражение закон Христов ( Гал. 6:2 ). Что представляет собой царский закон? Это закон любви. Этот закон содержит всего две заповеди, установленные человечеству не человеком и не ангелом, но Мессией, Господом Иисусом Христом. Вот как Он, слово в слово, изложил эти Свои заповеди: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мф. 22:37–39 ). Установив этот царский закон, Он его тотчас связал со старым всеохватывающим законом, о котором мы здесь всё время говорили, и заключил: на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф. 22:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Да умягчит твою от нищеты скорбь и утешит сердце твое вольная Христова нищета и святых апостолов. 5) Помни, что странник ты и пришелец в мире этом, путник на пути мира сего, и к небесному отечеству идешь. Кто в странствовании обогащается! Не собирает ли богатства и в отечество посылает? Христианское отечество – небо. Там собирать себе сокровище повелел нам Христос: «Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф.6:20–21 ). Туда нам предпосылать сокровища наши должно, сокровища не мира этого, но небесного отечества достойные: любовь, терпение, кротость, милосердие, и прочее; там их, без сомнения, обретем. Путник ты, кто идя по пути обременяется? Более того, не свергает ли с себя бремя, чтобы легче творить путь? Бремя человеку, идущему по пути мира сего, богатство, которое мешает на пути ему, и удерживает его, и не допускает к отечеству стремиться. Сколь многих бремя это удержало от неба и погрузило во дно адово! «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь», – говорит Христос ( Мф.7:14 ). Этими вратами и путем не проходят сидящие на высоких колесницах гордости, надменности и пышности и расширяющиеся широтой роскоши и попечений мирских, ибо не вмещаются, а смиренные, кроткие и попечения мирские отложившие идут им. Тебя от того бремени, тяжести и пространства избавил Господь и легким учинил, дабы без задержания шел ты к небесному отечеству. Пищу же дает Бог всякой плоти, не только человеку, но и «скотам и птенцам ворона, призывающим Его» ( Пс.146:9 ). «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» ( 1Тим 6:8 ). 6) Скоро окончится и богатых довольство и утеха, и нищих скудость и скорбь, всему будет конец скоро. Вот скоро будет перемена: вместо нищеты временной, которую терпишь, вечные отверзнутся тебе сокровища благости Божией, и забудешь нищету твою и скорбь. Уже ты более приблизился к концу тому ныне, нежели вчера и позавчера был. И как только придет он, то и нищете твоей будет конец, как и от богатых богатство отойдет.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Другую картину представляли для араба его родные небеса и земля, когда небо покрывалось тучами и грозные раскаты грома раздавались по безлюдной пустыне или по гладкой равнине, а молния поражала его зрение. Ослепленный этим явлением моментального проявления света, человек как бы лишался зрения, погруженный в непроглядный мрак, увеличивающий еще более и без того уже сильное впечатление. Блеск молнии, – как выражается Коран, – почти уничтожает зрение. 161 О тропической грозе мы можем составить крайне слабое понятие, только в жарких странах можно понять все величие и всю грозность этого явления. В Аравии она привлекала внимание поэтов своим грозным величием, и в арабской поэзии есть много восторженных описаний этого явления, так как кочевник среди своих пустынь более, чем где-либо, чувствовал полнейшую беззащитность и беспомощность пред этим грозным явлением природы 162 . Приведем описание аравийской грозы словами уроженца этих стран. «Вот от чего, – говорит Иову Елиуй, – трепещет сердце мое и подвиглось с места своего. Слушайте, слушайте голос Его (т.е. Бога) и гром, исходящий из уст Его. Под всем небом раскат его и блистание его до краев земли. За ним гремит глас; гремит Он гласом величества своего, и не останавливает его, когда голос его услышан. Дивно гремит Бог гласом своим; делает дела великие, для нас непостижимые. Он налагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его. Тогда зверь уходит в убежище в остается в своих логовищах». 163 Действительно, араб должен был видел в этом проявление могущества грозного божества, особенно, поражало это явление ночью, когда среди непроглядной тьмы вдруг заблещет сильная молния, озарит все кругом, и снова все впадает еще в более глубокий мрак; путник в пустыни в это время, совершенно, в беспомощном состоянии, ему некуда укрыться от грозы, он не имеет даже, куда ему направить свой путь, единственные почти в ночное время путеводители пустыни, звезды и луна сокрыты от его глаз. Он не знает направления стран света и своего пути и, естественно, стоит как прикованный к своему месту, не двигаясь ни туда, ни сюда, в ожидании, когда пройдет гроза и снова появятся ясные звезды, освещающие ему путь. Мухаммед, конечно, сам испытавший на себе подобные случаи, говорит в своем Коране: «те, которые при туче небесной, от которой мрак, гром, молния, затыкают перстами себе уши, от ударов молнии опасаясь смерти... Молния почти отнимает у них зрение: как скоро она осветит их, они при ней идут; когда она потемнеет над ними, они останавливаются». 164 Путник пытается в подобную темную непроглядную ночь засветит огонь, но ветер гасит и оставляет путника в непроглядной тьме 165 , объятого страхом, усиливаемым еще суеверными представлениями об ужасах пустыни и ночной темноте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010