Не удалось извлечь искомое из базы (((

в Воскресенском монастыре, когда у Никона несправедливо отняли землю, оспариваемую у него Романом Боборыкиным, хотя земля эта была утверждена за Воскресенским монастырем царской грамотой. Несправедливость этого отнятия у Никона доказывается уже тем, что земля эта была возвращена Воскресенскому монастырю по просьбе архимандрита монастыря и братии при царе Феодоре и Патриархе Иоакиме, даже с прибавлением села из имения Боборыкина (IV, 442 пр.). Патриарх Никон отправился тогда в церковь петь молебен Животворящему Кресту и читать молитву и псалмы 68 и 108, которые полагается читать терпящим насилие по правилам Св. Афанасия Александрийского . Под Святым Крестом, перед иконой Богоматери была положена Никоном царская грамота о пожаловании Воскресенскому монастырю земли, оспаривавшейся Боборыкиным, но записанной за Никоном в Поместном Приказе по указу царя. Хотя Никона обвиняли в том, что он проклинал царя, но он оспаривал это, относя проклятие к Боборыкину (IV, 475), затеявшему это дело. Проклятие на всякого возможного нарушителя этой собственности налагала уже сама грамота. Но, замечает Пальмер (IV, 475 стр.), совесть царя и бояр могла сказать им, что эти проклятия не могли быть выражены против Боборыкина, не задевая и их. Ибо что виновнее, частная ли злоба и жадность в человеке, ищущем клочка земли, или их общественная злоба на Никона? Если бы царь действовал теперь на месте Саула, то могли ли заклятья Давида касаться только Эдомита или заклятия Никона касаться только Одоевского, Стрешнева, Боборыкина и их товарищей? Конечно, они должны были поражать и самого преследователя царя, и с тем большей силой, чем менее это имелось в виду Давидом, почитавшим полу Сауловой одежды, или Никоном, пророчествовавшим, не желая того, против царя Алексея». Пальмер сопоставляет слова псалмов 68 и 108 с тем, что произошло с семьей царя, и видит в этих событиях исполнение гнева Божьего. Слова Псалма 68 говорят: «Излей на них (врагов моих), ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их. Жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущихъ… Да изгладятся они из книги живущих и с праведниками да не напишутся».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

„Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 3. 84 стр. – Кто такова была «девица редкой красоты» по своему происхождению, мнения исследователей расходятся. По мнению Надеждина («Сборник... » В. И. Кельсиева. III. 108 стр.) и Мельникова („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1672 г. 3. 68 стр. 30 примеч. и 89 стр. 32 примеч.) она есть не кто иная, как дочь известного первоскопленника Сафона Попова, бывшая в замужестве с лебедянским мещанином и потом с ним разошедшаяся; по мнению же Реутского она дочь лебедянского купца Николая Гонева и жена лебедянского мещанина Катасонова (Исслед. Реутского, 161 стр.). Чье мнение справедливее – трудно определить. «Девица редкой красоты» замечательная авантюристка в истории скопчества. Она первоначально жила в Москве в доме Колесникова. Принявши на себя двойное самозванство – религиозное и политическое, она приобрела обширную популярность и уважение в среде московских скопцов. Слух о ней достиг даже до Петербурга и Селиванов, всегда искавший и привлекавший к себе людей способных и искусных, решился вызвать ее в себе. Она действительно прибыла в Петербург и жила некоторое время при лжеискупителе. Однако, последний скоро принужден был раскаяться в своем поступке, так как девица эта, при редкой физической красоте, обладала значительным самолюбием, честолюбием и властолюбием, что уже прямо противно было характеру Селиванова. При том, последний находился даже в опасности потерять чрез нее влияние на окружающих. Поэтому он постарался удалить ее от себя и она после этого жила в доме Васильева до 1819 г. («Сборник... » В. И. Кельсиева. III. 108 стр.). Оставив Петербург, она, вероятно, прежде всего прибыла в Москву. Отсюда разъезжала она по рязанской губернии и в 1827 году была поймана в Раненбурге и посажена в острог под именем московской мещанки Елены Павловой („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 3. 82 и 87–88 стр. показание Будылина). Ей, однако, скоро удалось убежать из острога и в 30-х годах она является действующею в Москве и в серпуховском уезде, но снова была поймана и посажена в Серпуховскую тюрьму под именем Ирины Николаевой, иначе Елены Павловой (там же, 107 и 112 стр.). Что стало с этой авантюристкой впоследствии – неизвестно. Если держаться мнения о происхождении ее Надеждина и Мельникова, то нужно допустить, что она последние дни жизни провела в доме моршанского мещанина Артема Познякова и умерла в глубокой старости (более 90 лет) обеспамятевшую старухою (исслед. Надеждина. «Сборник... » В. И. Кельсиева. III. 108 стр. 137 примеч.). Об этой «девице редкой красоты» упоминает Андреянов в своем донесении под именем Елены Савельевой („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 3, 300 стр.) и архим. Досифей в своем сочинении «Открытие тайностей скопцов» под именем «непотребной девки» (там же, 1. 155–156 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Преподобный Исаак Сирин ( 56, 33 ). Влечение и любовь к Богу есть свет. Поэтому, воссияв в боголюбивых душах, любовь тотчас прогоняет тьму страстей и (чувственных) наслаждений и водворяет день бесстрастия ( 59, 68 ). Насколько Ты, Спасе, превосходишь все видимое, настолько сильнее и любовь к Тебе, которая заслоняет всякую человеческую любовь, отвращает от склонности к плотским наслаждениям и скоро прогоняет все похоти ( 59, 68 ). Блага мира сего обыкновенно сопровождаются печалями и мучительными и болезненными трудами, а та жизнь, которой человек живет в Боге, беседуя с Ним и созерцая неизреченные блага, превосходит всякое блаженство и выше всякой славы, счастья, радости и утешения. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 61, 65 ). Ум, прилепляющийся к Богу и пребывающий в Нем молитвой и любовью, бывает мудр, благ, силен, человеколюбив, милостив, великодушен, и просто сказать, носит в себе почти все Божественные свойства. Преподобный Максим Исповедник ( 68, 187 ). Он воссел одесную Отца. Он – Новый Адам, Родоначальник святого племени избранных. Вера в Него вписывает в число избранных; избрание приемлется святым смирением, запечатлевается святой любовью ( 108, 543 ). Узнав волю Божию, мы должны исполнить ее, потому что этого требует любовь. Она не довольствуется изучением воли любимых, она жаждет исполнить ее ( 111, 252 ). Первое духовное проявление любви к Богу открывается в ощущении страха Божия, который, по свидетельству Священного Писания, есть начало Премудрости. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 257–258 ). Любовь возжигает любовь. Восчувствовав, как любит вас Господь, не можете оставаться холодною к Нему: сердце само к Нему повлечется благодарением и любовью. Держите сердце под влиянием такого убеждения любви к вам Господа, и теплота сердечная скоро возрастет в пламень любви к Господу. Когда это совершится, вам не нужны будут никакие напоминания о Боге и никакие наставления, как в этом успеть. Любовь не даст на минуту забыть любимого Господа. Святитель Феофан Затворник .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Самая скрытая из всех душевных страстей – тщеславие. Эта страсть более всех других маскируется перед сердцем человеческим, доставляя ему удовольствие, часто принимаемое за утешение совести, за утешение божественное ( 108, 417 ). Ты познаешь тщеславного по особенной способности его к лести, к услужливости, ко лжи, ко всем подлому и низкому ( 108, 542 ). Тщеславие делает душу неспособной для духовных движений, которые начинаются, когда умолкнут движения душевных страстей, будучи остановлены смирением ( 109, 215 ). Тщеславие в отношении к истинной славе есть блуд ( 109, 216 ). Кровь разгорячают и приводят в движение тщеславные помыслы, а тщеславие, со своей стороны, растет и умножает обольстительные мечты и напыщенное мнение о себе, именуемое апостолами мнением плотского ума... ( 109, 216 ). Тщеславие является от глубокого неведения Бога или от глубокого забвения Бога, от забвения Вечности и небесной славы и потому оно, в омрачении своем, ненасытно стремится к приобретению земной, временной славы ( 111, 68 ). Святые отцы, учители Церкви, при свете Христовом, при свете Святого Духа вглядевшиеся в глубину человеческого сердца... называют тщеславие страстью многообразной, самой тонкой, нелегко различимой ( 114, 70 ). Будем избегать тщеславия и самолюбия как отречения от Креста Христова. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 291 ). Тщеславие губит все добродетели Тщеславен тот, кто делает или говорит что-нибудь ради одной мирской славы ( 8, 202 ). Делание не из любви к Богу, но ради похвалы от людей, каково бы оно ни было, находит себе не похвалу за благочестие, но осуждение за человекоугодие, или за самоугодие, или за честолюбие, зависть, или за иную подобную вину ( 8, 300 ). Будем избегать тщеславия, этого льстивого грабителя духовных богатств, этого червя, подтачивающего добродетели ( 8, 351 ). Тщеславие бывает не только искоренителем добрых дел, но и путеводителем к делам лукавым. Святитель Василий Великий ( 8, 352 ). Тщеславие есть призрак... убеждающий трудиться для добродетели и обращающий эти труды в ничто ( 26, 193 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

г) «Пресвитер, подписавшийся под нечестием, должен каяться и горячо плакать, чтобы простилось ему преступленее; но служить, хотя бы без поминовения нечестивца, никак нельзя, но ему следует быть отлученным от священнослужения, пока призрит Господь и даст время православному собору, на котором каждый будет принят по достоинству судом божественным» (т. II, стр. 68–69). д) «Таково положенее: если уклонится один из патриархов, то он должен принимать исправление от равных ему, как говорит божественный Дионисий» (т. II, стр., 323). XIII. Новоканон: а) 6 л. – см. выше стр. 107–108, б) 57 л. – см. выше стр. 108. в) Подобает же духовным и се ведати, еже от духовного и канонного рассуждения, яко да грехи тяжкие и недоуметелные исправлению кающегося, к епископам и к совершеннейшим и благоразумнейшим препосылати. В неких же со искуснейшими советовати несрамлятися, иереев же и протодиаконов грехи, яже извержения томление наводят, епископом суду подлежат, да не дерзает духовник разрешати их. Якоже бо невозможно хиротонисати, сице же ни на священства степень изпадшего паки возвращати. Еже бо во гресех извержения сущему священнодействовати простити и попустити есть аки паче подобающего возводити на священство. XIV. Макариевская Ч. Минея: «Собор поместный в Москве от святого Ионы митрополита. Даниил епископ Владимирский, поставленный Исидором митрополитом русским, по отступлении его от православия на флорентийском соборе, просил от св. Ионы митрополита прощения и принятия в свое общение, – на что получил соборное прощение, принят был и дана ему следующая грамота: По исповедании и по покаянии и по бдагопокорении, еже к Богу и церкви Божией, и к нашему смирению, Даниила епископа Володимирского Берестинского, мы простихом его и благословихом со всеми нашими детьми и сослужебники, со архиепископы и епископы русскими нашей митрополии, елицы в сие время прилучишася при нас, и повелихом ему и литургисати с нами... И отпустихом его с духовною любовью в предреченную во святейшую епархию володимирскую, и на весь предел епископии... вся святительская церковная оправдания, якоже то ивдавна пошло, действовати... в диаконы поставлять, в попы совершать, и то ему учинихом по его челобитию» (месяца августа, л. 3001).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

ριση ανδοχος 228 αναδεια 72, 146, 169, 228, 286 αναδειας αντιμετπιση 280, 287 κ.ε. αναισθησα 126, 130, 156 – καλ 35 ανπαυση εσωτερικ 86, 93, 95–96, 100, 128, 129, 134, 245, 263 – λογισμο βλ. λογισμο επανπαυση – του πλησον 99, 105 ανπλαση πνευματικ 162 ανσταση πνευματικ 165 αναστεναγμς καρδιακς 163 αναστενρια 228–229 αναχωρητς 81, 82 ανδργυνο βλ. σζυγοι ανεξικακα 114 ανευλβεια 45 κ.ε., 50, 64 ανησυχα 128 – καλ 115 κ.ε., 141, 142, 152 ανθρωπαρσκεια 80 ανθρωπισμς 80 κ.ε. νθρωπος 156, 160 – αγιασμνος 29–31 – αναγεννημνος 163 – διαβολεμνος 170 – εγωιστς 214 – καθαρς 214 – καινς 141, 158, 162, 163 – κοσμικς 79, 82, 100, 103 – παλαις 141, 144, 158, 290 – πνευματικς 100, 103, 104, 106, 108, 116, 119 – πονηρς 29–31 – σαρκικς 214 – ταπεινς 214 – τλειος 68 – χαριτωμνος 116 ανιδιοτλεια 24, 114 ανορεξα 47 ανοχ 29 κ.ε., 96, 288 ανταπδοση θεα 80, 102, 104, 120 αντιλογα 89 αντιμετπιση κοσμικ 104 – λανθασμνη 25 – πνευματικ 22 – ταπειν 130 αξιοπρπεια 109 απθεια 147 απαισιοδοξα 57 απατεωνα 228 απελπισα 68, 128, 154–157, 207, 278 – καλ 152, 156 απιστα 105, 107 απλτητα 25 απγνωση 36, 37, 43, 97, 154, 275 απογοτευση 155 απλαυση 119 απολογα μλλουσα 138 απομκρυνση απ Θε 85, 159, 190, 237 απομνωση απ Θε 85 αποταγ βλ. μοναχο αποταγ αποταμευση ουρνια 79–81 απφαση 22 απροσεξα 121 αρετ 98, 114 αρετς απκρυψη 82 κ.ε. – μμηση 82 αρρστια 196 – πνευματικ 141, 145–146 – ψυχικ 47 κ.ε., 49 κ.ε. αρρστιας αντιμετπιση 63 Αρσνιος Καππαδκης γιος 114, 207, 277 Αρσνιος Μγας σιος 44 αρχοντι 77 κ.ε., 108 ασθενς κατ φαντασα 47–49 σκηση 20, 37, 81, 83, 105, 120, 135, 234, 276 – ινδουστν βλ. ινδουστν σκηση – και αγιασμς ψυχς 231 – και αγνας κατ παθν 209 κ.ε. – και υπερηφνεια 209 κ.ε. – ξερ 210 – φιλτιμη 60 σωτος υις 159 κ.ε. αταξα 25 ατιμα 186 αυπνα 47 αυταπρνηση 104, 108 αυτογνωσα βλ. γνση εαυτο αυτοθυσα 108 αυτοκριτικ 51, 87, 97, 128, 138 κ.ε., 139, 143, 153, 169 βλ. και παρακο– λοθηση εαυτο

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010