Царские часы совершаются в сочельники (т.е. накануне) праздников Рождества Христова и Крещения Господня (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу (подвижная дата Страстной седмицы) – ради Страстей Господних. Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе присутствовал император со своим двором. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу. Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое. На каждом Часе читаются псалмы (по три на каждом). При этом от последования обычного часа сохраняется по одному псалму, тогда как два другие заменяются по следующим правилам: на 1-м часе всегда остается начальный псалом (5), тогда как на остальных часах сохраняются заключительные псалмы (соответственно на 3-м – 50, на 6-м – 90, на 9-м – 85). Для примера: в Великую Пятницу на часах положены следующие псалмы: 1-й час: Пс.5, 2, 21 ; 3-й час: Пс.34, 108, 50 ; 6-й час: Пс.53, 139, 90 ; 9-й час: Пс.68, 69, 85 . Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паримия – отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из  Апостола и  Евангелия . Кроме того, поются особые тропари . Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии. Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный. Не забудем же о великих часах, ибо именно с них начинается празднование Рождества и Крещения, и ими предваряется Пасха в Великую Пятницу. Часы пасхальные Часы пасхальные – часть богослужения дня Пасхи (состоящего из утрени, пасхальных часов, литургии и вечерни). В дни Светлой (пасхальной) седмицы поются в храме вместо чтения Вседневных Часов, Повечерия и Полунощницы. Также заменяют собой утреннее и вечернее молитвенное правило.

http://azbyka.ru/chasy

Да будут яко прах пред лицем ветра, и ангел Господень оскорбляя их. Да будет путь их тьма и ползок, и ангел Господень погоняя их ( Пс.34:5–6 ). Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы... Да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живый ( Пс.68:24; 26 ). Внегда судитися ему, да изыдет осужден, и молитва его да будет в грех... Да будут сынове его сири, и жена его вдова... Да взыщет заимодавец вся, елика суть его, и да восхитят чуждии труды его... Да будут чада его в погубление, в роде единем да потребится имя его ( Пс.108:7; 9; 11; 13 ). Или из пророка Исаии: «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли!» – «Тут уж чистая социальная революция проповедуется!» – комментировал герой повести 1133 . Продолжить список было нетрудно, что и сделал приват-доцент (впоследствии профессор) Харьковского университета А.П. Кадлубовский в статье «О ветхозаветном элементе в нашем богослужении» (впрочем, автор указывал, что написал ее еще до знакомства с повестью Софии Благодушной). Я не думаю отрицать высокого поэтического достоинства многих псалмов, – писал почтенный филолог и исследователь древнерусских житий святых, – многие места этих гимнов могут служить хорошим выражением религиозного чувства и для христианина. Но в целом едва ли можно сочувствовать преобладающей роли Псалтири в богослужении. (...) Псалмопевец слишком мало говорит о любви к человеку; напротив, в Псалтири немало проявлений духа ненависти и мести, суровости и нетерпимости – и к врагу Божию и к врагу народа Божия, и даже к личному врагу самого певца. Приведя множество примеров проклятий, содержащихся в псалмах, Кадлубовский продолжал: Если посетитель храма слышит в изобилии такие «яростные» речи, то это уже не вопрос только богослужения, это вопрос и общественной нравственности. (...) Ведь местами это просто проповедь человеконенавистничества. (...) Чтение Евангелия, внушающего любить врагов, делать добро ненавистникам, занимает ничтожное место в богослужении сравнительно с Псалтирью. Сущность дела уменьшается тем, что обычное безобразное чтение, господствующее у нас на клиросе, нередко устраняет мысль о возможности понять текст; но это положение дела не может, конечно, считаться нормальным 1134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В том и другом случае выражение, в каком поставляется имя Давида, не имеет ничего общего с выражением Евр.4:7 и не оставляет ни малейшего сомнения в том, что означенные в них псалмы – 15, 68 и 108 относимы были Апостолами к Давиду, именно как писателю. Если же о других псалмах рассмотренной нами группы мы не встречаем в Н. Завете таких же свидетельств о их Давидовом происхождении, то тесная связь их между собою в содержании, выражениях и пророческом значении, вместе с другими основаниями, достаточно ручается нам, что новозаветные свидетельства о некоторых из них имеют отношение и ко всем, – что они принадлежать одному и тому же писателю Давиду. Другая, еще большая группа псалмов, надписанных именем Давида, напоминает своим содержанием обстоятельства, следовавшие за его падением, – покаяние его пред Богом и Божие наказание за грех , какое испытал он в восстании сына своего Авессалома. Что касается первого обстоятельства, то после 50-го псалма, который в самом надписании своем отмечается как памятник сокрушенного покаяния, принесенного Давидом Богу во грехе своем после обличения его пророком Нафаном, Св. Церковь из числа Давидовых псалмов издавна считала покаянным (Psalmi poenitentiales) псалмы: 6, 31, 37 и 142-й. Имелось ли при этом в виду их историческое отношение к покаянию Давида, подобно как такое отношение всегда признаваемо было за Пс. 50 , мы не знаем; во всяком случае несомненно, что Церковь признавала за этими псалмами преимущественное приличие их состоянию кающихся 575 , хотя бы то и с целью практического их употребления; но, при сопоставлении их с псалмом 50-м и надписании именем Давида, и это уже дает некоторое право предполагает относительное соответствие их и состоянию кающегося Давида. В свою очередь содержание этих псалмов, с присовокуплением не упоминаемого между ними, но тем не менее заслуживающего с таким же правом занять место в ряду покаянных – Пс. 38 -го, совершенно оправдывает такое предположение, представляя полное соответствие с характером и историей кающегося Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Преп. Симеон Новый Богослов говорит об этом так: «Един есть Бог, … имея многие именования, и именуется всем тем, что мы сказали, и не только именуется, но и действительно производит то в нас , как научили нас опытно тому наученные. Хотя о нас говорится многое тому подобное, но это говорится о нас как о людях, а о Нем как о Боге… Слова человеческие – текучи и пусты, слово же Божие есть живое и действенное, равным образом и истина Божия есть – паче ума и слова человеческого – Бог непреложный, сый и живый » (с. 107–108). – То есть, как замечает о. Антоний (Булатович), и людей именуют благими, премудрыми, отцами, сынами, Иисусами (как например, сына Навина или Сына Сирахова), но только как людей, по образу Единого истинно Благаго Бога и Единого Господа Иисуса Христа; но если слова, выражающие обычные человеческие понятия, – текучи и пусты, ибо говорят об ограниченных и текучих предметах, то истина о Боге, выраженная в Его именах, есть Бог непреложный. Защитит тя Имя Бога Иаковля ( Пс. 19, 2 ) – вот обетование о Имени Божием, данное в Ветхом Завете; да исповедятся Имени Твоему Великому, яко страшно и свято есть ( Пс. 98, 3 ) – вот молитва и прославление его. В Писании, как и церковных молитвах, иногда раскрываются отдельные свойства Божии посредством различных имен, а иногда говорится более общо, например: очисти грехи наша Имене ради Твоего (то есть поскольку, в частности, имя Тебе – Благий и Милосердый), или: по Имени Твоему, Господи, тако и хвала Твоя на концах земли (то есть согласно Твоим всесовершенным свойствам, Твоим действиям, о которых свидетельствует Твое Имя). И наконец, на последок дней явилась вершина, средоточие и полнота всего Божественного Откровения: Само неизреченное и Ипостасное Слово Божие плоть бысть и вселися в ны, исполнь благодати и истины. Среди всех Божественных действий, явленных Само-Истиной Богочеловеком Христом, особое место занимают Его живые и действенные словеса. Поэтому, когда многие из прежних учеников оставили Спасителя, Петр отвечал Ему: Господи, к кому идем? – и не добавил: «ведь Ты совершаешь чудеса, исцеляешь больных и воскрешаешь мертвых», – но сказал: глаголы живота вечнаго имаши ( Ин.6:68 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/ne-nam...

Пост во времена Ветхого Завета Многие Отцы Церкви – и особенно Василий Великий – утверждают, что пост был установлен уже в раю посредством данной первым людям от Бога заповеди не есть от древа познания добра и зла (Быт.2:17). 20 июня, 2010 Многие Отцы Церкви – и особенно Василий Великий – утверждают, что пост был установлен уже в раю посредством данной первым людям от Бога заповеди не есть от древа познания добра и зла (Быт.2:17). Духовная ценность поста ясно видна на страницах Ветхого Завета. Он является выражением внутреннего обращения к Богу и символизирует раскаяние грешного человека. С помощью поста человек смиряется перед Богом. Это смирение сокрушение, проявляемое постным трудом, дает человеку право призывать Божью милость и помощь. Эту уверенность благочестивого израильтянина выражает во многих своих псалмах царь-пророк Давид (Пс.34, 68, 108:24). Многие Отцы Церкви – и особенно Василий Великий – утверждают, что пост был установлен уже в раю посредством данной первым людям от Бога заповеди не есть от древа познания добра и зла (Быт.2:17). Василий Великий пишет по этому поводу: «Углубись в историю, и ищи древность его происхождения. Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь (Быт.2:17) . А это не ешь есть узаконение поста и воздержания. Сам Бог дал Моисею заповедь о строгом однодневном посте, соблюдавшемся в день Великого Покаяния, или Умилостивления, (Лев. 14:29-30, 23:27-33). Это единственный пост, заповеданный Моисеевым Законом; он был очень строгим и заключался в настоящем неядении. Этим постом израильтяне хотели умилостивить Бога о своих грехах. После вавилонского плена были установлены и другие посты в воспоминание значительных духовных и национальных событий, а также различных бедствий, как, например, в память сокрушения Моисеем двух каменных скрижалей Закона (Исх.32), взятия Иерусалима вавилонянами (4 Цар. 24-25; 2 Пар.36; Иер.52,4), сожжения Соломонова Храма (2 Пар.36,19; Зах.7:3) и других.

http://pravmir.ru/post-vo-vremena-vetxog...

Христос Великий Архиерей. Икона. 1658 г. Иконописец Симон Ушаков (ГИМ) Христос Великий Архиерей. Икона. 1658 г. Иконописец Симон Ушаков (ГИМ) Одной из тем таких дискуссий является вопрос об истоках тех образов, к-рыми пользовались свящ. новозаветные авторы для описания истины И. Преемственность ВЗ и НЗ не подлежит сомнению. Она очевидна в таких целиком ориентирующихся на ветхозаветный материал пассажах, как: Лк 1. 68 (ср.: Пс 39. 14); 2. 38 (ср.: Ис 52. 9); 24. 21; 1 Петр 1. 18-19 (ср.: Ис 52. 3); в этом ряду находятся и новозаветные тексты, представляющие И. как заместительное жертвоприношение, явно имеющие ветхозаветное основание. Тем не менее экзегеты находят возможным говорить об И. и в контексте социальных реалий эллинистического общества, имея в виду практику выкупа и освобождения рабов. Так, внебиблейские источники позволяют определить значение слова λτρον в т. ч. как выкуп за раба, выплачиваемый храмом от лица божества. Выкупленный считался рабом бога данного храма и был свободен от притязаний человека. Г. А. Дайсманом была выдвинута гипотеза, что ап. Павел использовал именно это представление для проповеди И. в эллинистической аудитории ( Deissmann. 1910. P. 323-332). Обоснованность подобных выводов подвергалась сомнению ( Lyonnet, Sabourin. 1970. P. 107-108). В любом случае речь идет не о различных концепциях И., но о средствах его выражения. Совр. критикой была поставлена под сомнение аутентичность высказывания Мф 20. 28 (=Мк 10. 45). Как аргументация критиков, так и убедительные ее опровержения приведены С. Пейджем ( Page. 2010. С. 522-523). В сер. XX в. Ч. Барретт на основании сравнительного лексического анализа 4-й песни Раба Господня (Ис 52. 13-53. 12) и Мф 20. 28 пришел к мнению об отсутствии между ними органической связи ( Barrett. 1959). Сам этот вывод, конечно, никак не может поставить под сомнение понимание новозаветного И. как заместительной Жертвы, что бесспорно подтверждается широким евангельским контекстом. Сомнительно и предпочтение, отдаваемое в этом случае лингвистическим данным перед очевидной концептуальной близостью указанных мест Свящ. Писания, свидетельствующей об их глубокой взаимосвязи (см.: Page. 2010. С. 522).

http://pravenc.ru/text/674968.html

Ибо вспомни слова Его: область имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю (Ин. 10, 18). 29. Впрочем Он претерпел сие, пришед для спасения всех: но народ злом воздал Ему за то. Иисус говорит: жажду (Ин. 19, 28). Тот, Который извел для них из твердого камня воды, просит плодов у винограда, им насажденного. Но что на сие виноград, по рождению происходящий от Святых Отцев, а по произволению от Содомлян? Виноград бо их от виноградов Содомских, и розги их от Гоморры (Втор. 32, 32). Напоивши губу и вонзивши на трость, жаждущему Господу приносит он уксус: и дата в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша Мя оцта (Пс. 68, 22). Видишь ясность предсказания Пророческого. Какую же дали желчь устам Моим? Дали Ему, говорить Евангелие, вино со смирною (Мк. 15, 23); а смирна подобна желчи и горька. Сия ли Господеви воздаете (Втор. 32, 6)? Сие ли виноград приносит Владыке? По справедливости оплакивает вас Исаия, говоря: виноград бысть возлюбленному в розе, на месте тучне (Ис.5, 1). Мы не все будем говорить: ждах, да сотворит гроздие, я возжадал вина его, а он сотвори терние (2). Видишь ли венец, который возложен на Меня? Какой же суд произнесу Я после сего? Облаком заповем, еже не одождити на него дождя (6). И облака, т.е. Пророки отняты от них; Пророки теперь в Церкви Христовой, как говорить Павел: Пророцы же два или трие да глаголют, и друзии да разсуждают (1 Кор. 14, 29); и в другом месте: Бог дал есть в церкви, овы убо Апостолы, овы же Пророки (Еф. 4, 11). Агав, связавши себе ноги и руки, был Пророк. 30. О разбойниках, которые с Ним были распяты, сказано: и со беззаконными вменися (Ис.53, 12. Лк. 23, 32). Прежде сего они оба были беззаконники, а с сего времени один уже не беззаконник. Ибо один до смерти пребыл беззаконником, не приемлющим спасения. Руки его пригвождены были, а язык поражал хулою. Проходящие иудеи кивали главами, ругаясь над Распятым. На них исполнилось написанное: видеша Мя, покиваша главами своими (Пс. 108, 23). И сей разбойник хулил вместе с ними; но другой унимал хулившего и конец жизни был для него началом исправления, предание души получением спасения. Унимая первого, после говорит он: помяни мя Господи (Лк. 23, 42), к Тебе взываю я. Оставь его, помрачены мысленные его очи, а меня помяни; не говорю, помяни мои дела, ибо страшусь я оных. Всякий человек расположен бывает к своему спутнику; а я сопутствую Тебе на смерть. Помяни спутника Твоего; но я не говорю, помяни меня теперь, но егда приидеши во царствии Твоем (Лк. 23, 42).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

Евангелист Марк так и пишет об этом: «С Ним распяли двух разбойников; одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен» ( Мк. 15, 27–28 ). У Захарии, одного из малых пророков, говорится о пронзении: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единственном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» ( Зах. 12, 10 ). У Иоанна Богослова: «...воззрят на Того, Которого пронзили» ( Ин. 19, 37 ). О том, как над Господом ругались и поносили, смеялись над Ним говорит мессианский 21-й псалом; это псалом исключительный, нет ни одного лица в Ветхом Завете, к которому можно было бы вполне отнести события и переживания, описанные в этом псалме. Поэтому он с древнейших пор полагался мессианским. Давид здесь пишет от своего лица, а фактически описывает переживания на Кресте Господа нашего Распятого. Открывается этот псалом словами: «Боже мой! Боже мой! Внемли мне для чего Ты оставил меня?» Господь произнес их на Кресте. В 8 стихе говорится: «Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему» ( Пс. 21, 8 ). Дословно приводит эти слова ап. Матфей ( Мф. 27, 39 ). Об уксусе, который поднесли Господу. Это единственная жалоба, которую зафиксировало нам Евангелие, – на муку жажды. Мука жажды по реконструкции ученых одно из самых жгучих переживаний распятых, они умирают от обезвоживания. Господь на Кресте во время смертных мук Своих изрек единственное слово: жажду! Это 68-й псалом: «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» ( Пс. 68, 22 ) Матфей об этом пишет так: «дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» ( Мф. 27, 34 ). Казалось бы, зачем Евангелистам приводить дружно описание этого уксуса. Ссылка напрашивается на 67-й псалом царя Давида, вот для чего приводится это место. О том, как Господь молился за врагов – 108-й псалом, в котором содержится Давидово проклятие врагов Божиих: «за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь; воздают мне за добро злом, за любовь мою – ненавистью» ( Пс. 108, 4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Библия, изложенная для семейного чтения. Сошествие Святого Духа Избрание апостола Матфия Схождение Святого Духа на апостолов Итак, дело Иисуса Христа на земле совершено и, совершив его, Господь вознесся на небо, в вечное Царство Свое. Вознесся Он от мира земного, но не покинул его, а продолжает пребывать в нем посредством Посланного Им ходатайствующего за людей Духа Утешителя, вдохновляющего последователей Христа исполнять и проповедовать волю Его. Кровь Божественного Искупителя омыла падшее человечество и возвратила его в утраченный рай, на лоно Предвечного Небесного Отца, восстановить и утвердить навеки общение с Ним, нарушенное первобытным грехом. И «не остались сиротами» видевшие Христа восходящим от них на небо, помнили они отрадные слова Его, что Он с ними «во все дни до скончания века» (ср. Ин. 14, 18. Мф. 28, 20). Пребывая все вместе, с радостной верой ожидали они пришествия обещанного им Духа Утешителя, Который просветит их и научит творить заповеданное им дело Господне. Возвратясь в Иерусалим с горы Елеон, избранные одиннадцать учеников Иисуса Христа: Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот и Иуда, брат Иакова, — взошли в горницу на горе Сион (по преданию, ту самую, где Господь совершил Тайную Вечерю). «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его». «И в те дни Петр, став посреди учеников, властно сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови. В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой (см. Пс. 68, 26; 108, 8).

http://pravoslavie.ru/3174.html

Но приимете вы силу, когда найдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетели в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до последних краев земли. И как сказал сие Иисус, так поднялся пред очами их, и облако взяло его из вида. Вознесение на небо И как восходил Он, когда смотрели они на небо, се предстали пред ними два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что стоите вы и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, таким же образом приидет, как вы видели Его восходящим на небо. Апостолы в Иерусалиме Тогда возвратились они в Иерусалим с горы, называемой Елеон, что находится близ Иерусалима в расстоянии субботнего пути. И пришед, взошли на горницу, где и пребывали: Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею Матерью Иисуса и с братьями Его. Избрание Матфия В те дни, когда было собрание братии, человек до ста двадцати, Петр, став посреди учеников, сказал «мужи братия! надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде взявших Иисуса. Он был сопричислен к нам и приял жребий служения сего. Приобрел он землю от мзды неправедной, и когда низринулся, расселось чрево его и выпали все внутренности. Стало это известно всем жителям Иерусалима, так что земля та, на родном их наречии, названа Акелдама, то есть земля крови. В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст и да не будет живущего в нем; и: достоинство его иной да приимет ( Пс.68:108 ). Итак надобно, чтоб один из тех, кои собирались с нами во все время, когда пребывал и обращался между нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, когда вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его». И поставили двоих: Иосифа, нарицаемого Варсавою и прозванного Иустом, и Матфия. Помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двух одного, коего избрал Ты принять жребий сего служения и апостольства, от коего отпал Иуда, чтоб идти в место свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010