Если случится, что брат, под каким бы то ни было предлогом, оставит общежитие, а потом впадет в недуг, или раскаявшись возвратится; то не презреть должно брата, а принять его о Господе, как собственный свой член. Хотя и согрешил он; но ты делаешь сие не для человека, а для Господа, сказавшего: еже единому сих меньших сотвористе, Мне сотвористе (Мф.25:40). Ибо о себе только одном заботиться запрещено, как сказал Спаситель наш: не пецытеся душами вашими, что ясте, и так далее (Мф.6:25). Почему и присовокупляет Он, говоря: всех бо сих языцы ищут. Потому и чрез Апостола заповедует: не своих си кийждо смотряй, но и дружних (Фил.2:4). И тот же Апостол говорит также: и еще по превосхождению путь вам показую. Аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй. И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничто же есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое во еже сжещи е, любве же не имам, никая польза ми есть. Любы долготерпит, милосердствует: любы не завидит, не безчинствует: не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит, любы николиже отпадает (1Кор.12:31; 13:1-8). Итак прекрасны молитва и пост, но их укрепляет милостыня; ибо сказано: милости хощу, а не жертвы (Ос.6:6). Посмотри, как Пророк обличил немилостивых: занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога и умилена сердцем умертвити, да потребится от земли память его (Пс.108:18.17). И еще: зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша (Пс.68:27). Потому Спаситель ублажает милостивых, говоря: блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф.5:7). Что Ангел говорит Корнилию? Рече: не только молитвы твоя, но и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога (Деян.10:4). Итак приими того, кто заблуждался и кается, востал из мертвых, из глубины небогобоязненности и нерадения. Послушай, что говорит Апостол: утвердите к нему любовь, да не како многою скорбию пожерт будет таковый (2Кор.2:7.8). И еще: молим же вы, братие, вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем. Блюдите, да никтоже зло за зла кому воздаст: но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем (1Сол.5:14.15). Ибо и Господь славы не отверг блудного сына, но принял его, как восставшего из мертвых, и облек его в одежду первую, и дал ему сапоги, и перстень, и заколол тельца упитанного, чтобы возвеселиться при обретении погибшего сына; когда же другой сын оскорбился тем, и его уврачевал вразумлением, сказав: чадо, ты всегда со мною еси, и вся моя твоя суть. Возвеселити же ся, и возрадовати подобаше, яко сей брат твой мертв бе, и оживе: и изгибл бе и обретеся (Лк.15:31.32).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/835/...

104. Сердце, непрестанно хранимое, которому не попускают принимать виды, образы и мечтания темных и лукавых духов, обыкновенно рождает из себя помыслы световидные. Ибо как угль рождает пламень, так много паче обитающий от Святого Крещения в сердце нашем Бог, если находит воздух сердца нашего чистым от ветров злобы и охраняемым стражбою ума, возжжет мысленную силу нашу к созерцанию, как пламень восковую свечу. 105. Должно всегда вращать в пространстве сердца нашего имя Иисус-Христово, как молния вращается в воздушном пространстве пред тем, как быть дождю. Это хорошо знают имеющие духовную опытность во внутренней брани. Брань эту мысленную будем вести в таком порядке: первое дело – внимание; потом, когда заметим, что подошел вражий помысл, бросим на него с гневом слова клятвы из сердца; третье за тем дело – помолиться на него, обращая сердце к призыванию Иисуса Христа, да развеется этот демонский призрак тотчас, чтобы иначе ум не пошел вслед этого мечтания, как дитя, прельщаемое каким-либо искусным фокусником. 106. Потрудим себя, подобно Давиду взывая: Господи Иисусе Христе! – Пусть измолчет (голос потеряет) гортань наша; но умные очи наши да не престанут устремляться горе в уповании на Господа Бога нашего (Пс. 68, 4). 107. Помня всегда притчу о неправедном судье, которую изрек Господь в научение нас, что должно всегда молиться и не унывать, (и действуя по ней), – и пользу получим, и отмщение. 108. Как невозможно, чтобы у того, кто взирает на солнце, не блистали сильно зрачки: так невозможно не светиться и тому, кто всегда проникает в воздух сердца. 109. Как невозможно жить теперешнею жизнию без пищи и пития: так без хранения ума и чистоты сердца, – что есть и называется трезвение, – невозможно душе достигнуть чего-либо духовного и Богу угодного или избавиться от мысленного греха, хотя бы кто страхом мук и удерживал себя принудительно от грешения делом. 110. Впрочем и те, которые нуждением некиим воздерживают себя от греха делом, блаженны пред Богом, Ангелами и человеками: потому что нудящие себя суть восхитители Царствия Небеснаго (Мф. 11, 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

32 . – и возвсттъ правд людемъ рождшымс, же сотвор Гдь. – В Вульгате, а также в Псалтири доктю. Скорины, первые слова этого ст. читаются сходно с Пс.49:6 : и возвсттъ нбеса правду ег; но ни евр., в греч. и друг. древние переводы не заключают слова «небеса», и оно, без сомнения, прибавлено в Вульгате, по отсутствию прямого подлежащего. людемъ рождшымс – пер. еврейского =букв. «народу рожденному» подстрочное исправление: родитис имщымъ сделано по греч. переводу, который, как и Вульгата, слово правильно передаёт временем будущим, так как речь о будущем поколении верующих. Последние слова ст. же сотвор Гдь по слав.-греч.-лат. пер. относятся, как определение, к людемъ родитис имщымъ; но с евр. лучше переводить их в изъяснительном синоде, как предложение параллельное выражению: «правду Его»: «возвестят то, что Он (Господь) сотворил» (Русск. Псалт., ср. Мандельштам, Никольский и Пущинский), или «потому что Он сотворил» это – изложенное в Псалме. (Пер. Росс. Библ. Общ.; Лонд.; Амвросия и Амфилохия). Слово Гдь прибавлено в переводах для большей ясности речи. 120 Таково употребление в нём слов и выражений, встречающихся исключительно в псс. Давида и составляющих идиотизмы этого писателя, – каковы: молитвенные воззвания: «не удаляйся» (ст. 12, 20; ср. 34:22; 37:22); «поспеши на помощь мне» (ст. 20; ср. 37:23; 39:14; 69:2:6), наименование души «одинокою» (ст. 21, ср. 34:17), обозначение успокоения, безропотности словом ст. 31, ср. 38:3; 61:2), сравнение многочисленных врагов своих с тучными тельцами (ст. 13; ср. 67:31), со львами (ст.14, ср. 7:3; 9:30; 16:12; 56:5; 57:7) и псами (ст. 17, ср. 58:7:15), и вообще изображение страданий сходно с Псс. 30, 34, 39, 68 и 108. 122 Вслед за Апостолами и все последующие отцы и учители Церкви считали этот псалом пророческим. См. напр. св. Иустина муч. – разг. с Триф. 97, 99; св. Киприана кн. II гл. 20, св. Афанасия, Евсевия Кесар.; бл. Феодорита и Августина на этот Псалом; Тертуллиана против Иудеев, гл. 10 и 13; св. Григория Богослова Слово о Богословии IV (стр. 82–83 по р. п.); св. И. Златоуста на кн. Бытия бес. 10 и др.; Зигабена на этот псалом и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

104. Сердце, непрестанно хранимое, которому не попускают принимать виды, образы и мечтания тёмных и лукавых духов, обыкновенно рождает из себя помыслы световидные. Ибо как угль рождает пламень, так много паче обитающий от святого крещения в сердце нашем Бог, если находит воздух сердца нашего чистым от ветров злобы и охраняемым стражбою ума, возжжет мысленную силу нашу к созерцанию, как пламень восковую свечу. 105. Должно всегда вращать в пространстве сердца нашего имя Иисус–Христово, как молния вращается в воздушном пространстве, пред тем, как быть дождю. Это хорошо знают имеющие духовную опытность во внутренней брани. Брань эту мысленную будем вести в таком порядке: первое дело — внимание; потом, когда заметим, что подошёл вражий помысл, бросим на него с гневом слова кляты из сердца; третье за тем дело — помолиться на него, обращая сердце к призыванию Иисуса Христа, да развеется этот демонский призрак тотчас, чтобы иначе ум не пошёл в след этого мечтания, как дитя, прельщаемое каким–либо искусным фокусником. 106. Потрудим себя, подобно Давиду взывая: Господи Иисусе Христе! — Пусть измолчет (голос потеряет) гортань наша; но умные очи наши да не престанут устремляться горе в уповании на Господа Бога нашего (Пс. 68, 4). 107. Помня всегда притчу о неправедном судье, которую изрек Господь в научение нас, что должно всегда молиться и не унывать (и действуя по ней), — и пользу получим, и отмщение. 108. Как невозможно, чтобы у того, кто взирает на солнце, не блистали сильно зрачки: так невозможно не светиться и тому, кто всегда приникает в воздух сердца. 109. Как невозможно жить теперешнею жизнию без пищи и пития: так без хранения ума и чистоты сердца, — что есть и называется трезвение, — невозможно душе достигнуть чего–либо духовного и Богу угодного, или избавиться от мысленного греха, хотя бы кто страхомъ мук и удерживал себя принудительно от грешения делом. 110. Впрочем и те, которые нуждением некиим воздерживают себя от греха делом, блаженны пред Богом, Ангелами и человеками: потому что нудящие себя суть восхитители Царствия Небеснаго (Мф. 11, 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Христовых Таин и исправлении жизни (Слова во Св.Четыредесятницу), стр. 227. 41 Ср. Письма о христ. жизни, стр. 108–109; Начертание, стр.142; О совершенном обращении к Богу, стр.4; Внутренняя жизнь, стр.87. 44 Ср. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться, стр. 43, 104; Письма к разн. лицам, стр. 157, 199. 53 Там же, стр. 70–71; ср. Письма о духовной жизни, стр. 249; Иноков Каллиста и Игнатия наставление для безмолствующих/Добротолюбие, т. V, стр. 354. 60 Следует заметить, что преосвящ. Феофан держится трихотомической теории, т.е. признает в человеке три составные части: дух, душу и тело. Обозревая психологические основы христианской нравственности, он делит все явления сложной человеческой жизни на три отдела – телесные, душевные и духовные. К душевным явлениям он относит: ум, сердце, волю и низшие способности; к духовным же явлениям, по его мнению, принадлежат высшие силы: совесть, страх Божий и др. – См. Письма к разным лицам, стр. 168–169; ср. Что есть духовная жизнь, стр. 31–33, 49. «Дух – это душа души нашей человеческой», 115. Основание подобному делению он находит в учении Ап. Павла ( 1Фес.5:23 ; Евр.4:12 ), некоторых св. отцов, а также у древних философов Платона и Аристотеля; тому же учит и его собственный духовный опыт. (Начертание, стр. 183 и 188; Пс.118 , стр.441; Письма к разным лицам, стр. 169; Внутренняя жизнь стр. 40–42; О совершенном обращении к Богу, 9, 39). 66 Зарин. Аскетизм по православно-христианск. учению, т. I-й, ч. I, стр. 19–20 (Разбор сочинений преосвящ. Феофана). 68 В книге «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения» преосвящ. Феофан говорит, что нет христианской жизни неподвижнической, не-труженической, не-потовой, и что, кто отказывается от подвига, или что то же от подвижнических добродетелей, тот отступает от истинно-христианской жизни. 73 О совершенном обращении к Богу, стр. 5; ср. Внутренняя жизнь, стр. 91; Ср. Начертание, стр. 185–186. 76 Письма к разным лицам, стр. 172; ср. О совершенном обращении к Богу, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

104. Сердце, непрестанно хранимое, которому не попускают принимать виды, образы и мечтания темных и лукавых духов, обыкновенно рождает из себя помыслы световидные. Ибо как угль рождает пламень, так много паче обитающий от святаго крещения в сердце нашем Бог, если находит воздух сердца нашего чистым от ветров злобы и охраняемым стражбою ума, возжжет мысленную силу нашу к созерцанию, как пламень восковую свечу. 105. Должно всегда вращать в пространстве сердца нашего имя Иисус — Христово, как молния вращается в воздушном пространстве, пред тем, как быть дождю. Это хорошо знают имеющие духовную опытность во внутренней брани. Брань эту мысленную будем вести в таком порядке: первое дело — внимание; потом, когда заметим, что подошел вражий помысл, бросим на него с гневом слова клятвы из сердца; третье за тем дело — помолиться на него, обращая сердце к призыванию Иисуса Христа, да развеется этот демонский призрак тотчас, чтобы иначе ум не пошел в след этого мечтания, как дитя, прельщаемое каким либо искусным фокусником. 106. Потрудим себя, подобно Давиду взывая: Господи Иисусе Христе! — Пусть измолчет (голос потеряет) гортань наша; но умныя очи наши да не престанут устремляться горе в уповании на Господа Бога нашего (Пс. 68, 4). 107. Помня всегда притчу о неправедном суде, которую изрек Господь в научение нас, что должно всегда молиться и не унывать, (и действуя по ней), — и пользу получим, и отмщение. 108. Как невозможно, чтобы у того, кто взирает на солнце, не блистали сильно зрачки: так невозможно не светиться и тому, кто всегда проникает в воздух сердца. 109. Как невозможно жить теперешнею жизнию без пищи и пития: так без хранения ума и чистоты сердца, — что есть и называется трезвение, — невозможно душе достигнуть чего–либо духовнаго и Богу угоднаго, или избавиться от мысленнаго греха, хотя бы кто страхом мук и удерживал себя принудительно от грешения делом. 110. Впрочем и те, которые нуждением некиим воздерживают себя от греха делом, блаженны пред Богом, Ангелами и человеками: потому что нудящие себя суть восхитители царствия небеснаго (Мф. 11, 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Слова «из чрева» не означают, что Бог имеет органы, подобные человеческим, но они означают, что Сын Божий имеет одно существо с Богом Отцом. Выражение «из чрева» должно было пресечь соблазн понимать иносказательно наименование Христа Сыном Божиим. Псалом 71-й представляет собой гимн хвалы Мессии. В нем мы видим Мессию в полноте Его славы. Эта слава должна осуществиться к концу времен, когда Мессианское Царство восторжествует и зло будет уничтожено. Вот несколько стихов из этого полного радости псалма. «И поклонятся Ему все цари, все народы будут служить Ему. Ибо Он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника... Будет имя Его благословенно вовек. Доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его, и благословятся в Нем все племена земные, все народы ублажат Его» ( Пс.71:10–17 ). О Царстве Мессии будет сказано более подробно в приложении. Сейчас же, чтобы у читателя было представление, как обширны и подробны пророчества о Мессии в псалмах, приведем перечень этих пророчеств в порядке их содержания: О пришествии Мессии – псалмы 17, 49, 67, 95–97. О Царстве Мессии – 2, 17, 19, 20, 44, 65, 71, 109, 131. О священстве Мессии – 109. О страданиях, смерти и воскресении Мессии – 15, 21, 30, 39, 40, 65, 68, 98. В псалмах 40-м, 54-м и 108-м – об Иуде предателе. О вознесении Христа на небо – 67. «Ты восшелна высоту, пленил плен», 19 стих, см. Еф.4 и Евр.1:3 . Христос – основание Церкви – 117. О славе Мессии – 8. О страшном суде – 96. О наследовании праведниками вечного покоя – 94. Для понимания пророческих псалмов надо помнить, что Давид, как и другие великие праведники Ветхого Завета, являли собой прообраз Христа. Поэтому часто то, что он пишет в первом лице, как бы о себе, например, о страданиях (в 21-м псалме) или о славе (о воскресении из мертвых в 15-м псалме), относится не к Давиду, а к Христу. Подробнее о 15-м и 21-м псалмах будет сказано в 5-й главе. Таким образом, мессианские пророчества Давида, записанные в его боговдохновенных псалмах, заложили фундамент для веры в Мессию как истинного и единосущного Сына Божия, Царя, Первосвященника и Искупителя человечества. Влияние псалмов на веру ветхозаветных евреев было особенно велико благодаря широкому употреблению псалмов в частной и богослужебной жизни еврейского народа. Пророчества Исаии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Афанасия В. 994 , или, как говорят св. Иоанн Златоуст 995 и св. Кирилл Ал. 996 , – их «неразумие (и) необузданную дерзость (у Злат. – «необузданность») против Христа» Псалмопевец воспевает во 2-м Псалме. Самую неусыпность Иудеев в злоумышлениях против Него пророк изображает словами: «беззаконие помысли на ложи своем» ( Пс.35:5 ) 997 . Изображая их упорство в этих злоумышлениях, пророк сравнивает их с «аспидом, глухим и затыкающим уши свои» ( Пс.57:5 ), не желающим «слышать заклинателей и потом отложить свою ярость» 998 . «Было пред­сказано (Псалмопевцем) и то, что после многих благодеяний Его, люди будут отвращаться от Него тщетно и напрасно, не имея повода ни в чем обвинять Его, ни в малом, ни в великом»; об этом именно, по объяснению св. Златоуста, пред­возвестил Давид словами: «с ненавидящими мира бех мирен: егда глаголах им, боряху Мя туне» ( Пс.119:6, 7 ) 999 . Вместо благодарности Он терпел от них всевозможные поношения; посему Псалмопевец от лица Его и говорит: «поношения поносящих Ти нападоша на Мя» ( Пс.68:10 ) 1000 ; их неблагодар­ность ко Христу, вследствие коей они, «хотя много видели бла­годеяний, однако же все это изринули из памяти», он изобра­жает словами: «забыша благодеяния Его и чудеса Его, яже по­каза им» ( Пс.77:11 ) 1001 . За враждебное отношение ко Христу он называет весь народ Иудейский «врагом» и «местником» ( Пс.8:3 ) 1002 , за неверие во Христа – «сыном чуждым» ( Пс.17:45–46 ), а за то, что с ругательством называл Его «Са­марянином» ( Ин.8:48 ), – «врагом гневливым» ( Пс.17:49 ) 1003 ; а так как они еще «называли Его противником Богу и нарушителем Закона», то пророк от лица Его справедливо на­звал их «оболгающими Мя у Господа» ( Пс.108:20 ) 1004 , а о Нем Самом от лица Его говорит: «чужд бых братии Моей», т. е. по плоти, и «странен сыновом матере Моея» ( Пс.68:9 ), т. е. синагоги 1005 . Разумея злоумышления Иудеев против Спа­сителя и ту ложь, которую они против Него выставляли, про­рок опять от лица Его молится об избавлении от сего «лу­кавого рода» ( Мф.12:39 ), говоря: «спаси Мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

546 По мнению Гитцига из рассматриваемых псалмов, кроме 11, 12, 15 и 16, которые и он соглашается отнести к Давиду, и 108-го, относимого им ко времени Маккавеев Иуды и Ионафана, остальные шесть: 13, 21, 30, 34, 35 и 68 принадлежат Иеремии, между тем как из сходных с ними по содержанию 8-ми псалмов, которые по надписаниям относятся к обстоятельствам Давидовых гонений от Саула, он приписывает Иеремии один только 33-й псалом, а прочие, за исключением 7-го, за которым оставляет его Давидово происхождение, приписывает разным писателям, частью времен плена, как 51 и 53-й – придуманному им неизвестному писателю второй части книги Исаии, частью Маккавейского периода, как 55 и 56-й – ко времени Птоломеев, 58-й – ко времени Иоанна Гиркана и 141-й – к Александру Ианнею. Псалом 68-й охотнее относит к Иеремии пророку и Delitzsch (см их замеч. на эти псалмы). 549 Ст. 7: «кто даст с Сиона спасение Израилю? Когда Господь возвратил пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль». 550 Ст. 36–37: «Бог спасет Сион, создаст города Иудины, и поселятся там, и наследуют его. И потомство рабов Его утвердится в нем, и любящие имя Его будут обитать в нем». 552 См такое изъяснение у Преосв. Иринея в Толков на Псалт. изд. Св. Синода 1823, Т.1 стр. 132–133, также у Генгстенберга и у Делича на Пс. 14 ; да и даже Гитциг переводит этот стих не в буквальном смысле о плене, а в переносном об отвращении нечестия от народа Божия: «wenn wenden wolte Jahve seines Volkes Missgeschick. 554 Такое объяснение дают Преосв. Ириней Т. 1, стр. 902–4, Генгстенберг на 69 Пс. И куртц в Zur Theologie der Psalmen S. 107. 562 По изъяснению Иринея Архиеписк. Псковского (в Толков. Псалт. изд. от Св. Синод. 1823 г.) слова: »разделиша ризы моя« ( Пс.21:19 ), в отношении к Давиду могут означать только то, что «враги все имение его по себе разделении, как обыкновенно делают победители, кои или расхищают корысти, или метают жребий, что кому достанется» (Т. 1, стр. 250: ср. 889); а слова: «даша в снедь мою желчь» и проч. могут иметь лишь тот общий смысл, что враги его к совершению лютости своей ничего с своей стороны не опускают (стр. 888).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010