162 В греческом переводе, хотя не во всех его кодексах, находится надписание: προς τον Γολιϑ, которое принято в переводы латинский и наш славянский. В Таргуме хотя такого надписания и не имеется, но за то выражение стиха 10: «избавляющему Давида, раба Своего, от лютого меча», – толкуется о мече Голиафа. ( ) Тоже и в Мидраше. 168 Si fractus illabatur orbis, impavidum ferient ruinae! – изречение Горация. На основани подобного представления Hitzig отрицает возможность написания Давидом 6-го псалма, как слишком робкого и малодушного для такого героя (См. объясн. его и Delitzscha на этот пс.). 177 Hitzig в объясн. 3 пс., против чего Hengstenberg (на тот же пс.) ссылается на песни Арабов, составленные в самом пылу сражения, и то обстоятельство, что поэт Лебид (Lebid) оставил по себе стихотворения, написанные им пред самою своею смертью. Впрочем можно допустить, что некоторые псалмы из времени гонений Саула на Давида получили окончательную внешнюю обработку свою в позднейшее, более спокойное время, другие же написаны впоследствии по воспоминанию об этом гонении, как Пс.17 надп. ср. 2Цар.22:1 . 179 Естественность этого явления издавна признана в общем сознании различных народов и выразилась в пословице: так по индийской пословице – песнь возникла из страдания – cloka из coka, или в игривом немецком переводе: Das Lied ist aus dem Leid entsprossen (Delitzsch – die Psalmen. S. 7). Известно также изречение Гвидо Арецского (1050 г.) своими начальными словами давшее имя нотным знакам, когда он на вопрос, для чего поет, отвечал: Ut repellam misera fata sollicitisque labors (Spanheim – Histor. Christ. Saec. 11, c. 3. Genebrard Chron. Lib. 4). Здесь уместно также напомнить приведенную выше немецкую пословицу: wo kamen Dawids Psalmen her, wenn er nicht auch versuchet war, хотя ее нельзя понимать в том крайнем исключительном смысле, как Генгстенберг. См. выше, примеч. 180 Бл. Августин все эти псалмы называет псалмами гонения: «Psalmi fugitiv». Но кроме этих Пс. к тому же времени гонений от Саула, судя по содержанию, следует отнести и многие другие, не имеющие в подписаниях указаний о времени их происхождения; таковы псалмы: 11–13, 15, 16, 21, 30, 24, 35, 68, 108. – См. об этих псалмах ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

е. дарованную Тобою власть, которою Саул и его сообщники облечены, как правители царства (меч – символ власти Римл. 13:4 ), отними от них, как врагов руки Твоей, так как они, злоупотребляя своею властью, чтобы преследовать Твоего же избранника, сделались противниками Твоей божественной воли (ср. ст. 7 и Пс.5 :11б). Впрочем, в некоторых гр. Псалт. (у бл. Феодора, Евф. Зиг., в Моск. изд. греч. Библ. 1821 г.) и древне-славянских (в Цетинской 1495 г. и Сербской 1561 г. у Амфилохия встречается и чтение: оружием твоим, – ρομφα; а в сп. слав. Псалтири Моск. Синод. Библ. 1296 г. читается согласно с русским: оружием твоим... рукою Твоею» (Амфилохий). Слав. 14-го ст. Гди, малыхъ земл: раздл въ живот ихъ, и сокровенныхъ твоихъ исполнис чрево ихъ (=Алекс., Альд. и Компл.), требует исправления: после слова земл не должно быть никакого знака препинания, как в учебной Псалтири и в Часослове, а после слов: въ живот ихъ, вм. занятой, надобно поставить двоеточие (=греч. колон); следующий же в греч. чт. союз κα нужно переводить не соедин., а причинным ибо (ср. пер. еп. Порфирия и Пс.59:13 и 107:13 по слав.-гр. и русск.). Происхождение такого перевода в греч. т. объясняется тем, что 70-ть слово (от людей) может быть читали (ср. Пс.108:8 ; Еккл. 5:1 ). Вместо слова =удел их (русск.: удел которых) 70-т читали или =раздели их (ср. Быт. 19:7 ). Под малыми от земли переводчики, по всей вероятности, разумели малое число избранных Божиих на земле (ср. Мф.20:16 ) или вообще праведников (халд·), которые в своей жизни большею частью принуждены страдать от преобладающего множества нечестивых (св. Афанасий, также Кирилл Алекс. и Косьма Индок. у Кордерия), и весь этот ст. понимали, как молитву псалмопевца о том, чтобы Господь не откладывал своего воздаяния нечестивым гонителям его до будущей жизни, но уже в здешней жизни отдалил бы их от малого числа угнетаемых ими добрых людей (ср. Пс.68:29 и Евф. Зиг.). Насытишас сынвъ=обильно благословлены детьми ( Пс.127:3–4 и 126:3) до полного удовлетворения желанию многочадия; но, в связи с предшествующими и последующими словами, представляется более правильным чтение: насытимся сыны, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Что чувствовала и думала чистейшая и святейшая душа Богочеловека, вознесенного на крест, среди жесточайших страданий, при виде глумления нечестивого соборища? Эти мысли и чувства задолго до Голгофского события царственный Псалмопевец Давид изобразил в пророчественных чертах от лица самого распятого страдальца. Сонм лукавых одержаша Мя, ископаша руце Мои и нозе Мои, исчетоша вся кости Моя, тии же смотриша и презреша Мя ( Пс. 21, 17–18 ). Уста грешнича и уста льстиваго на Мя отверзошася, – словесы ненавистными обыдоша Мя и брашася со Мною туне. Вместо еже любити Мя, оболгаху Мя, Аз же моляхся, и положиша на Мя злая за благая и ненависть за возлюбление Мое (108, 2–5). Чуждь бых братии Моей (68, 9). Одержаша Мя болезни смертныя, – предвариша Мя сети смертныя (17, 5–6). Еже сотворити волю Твою, Боже Мой, восхотех и закон Твой посреде чрева Моего (39, 9). Аз же молитвою Моею к Тебе, Боже: время благоволения, Боже, во множестве милости Твоея услыши Мя, во истине спасения Твоего (68, 14). искупитель человечества, священнодействуя себя на кресте в жертву за грехи всего мира, ни о чем ином не помышляет, как об исполнении Предвечного совета Божия. Он рек, по слову пророческому: се прииду, – в главизне книжне писано есть о Мне ( Пс. 39, 8 ), – и никакие ужасы, никакие язвы и страдания, никакая глубина уничижения, не могли удержать Его от совершения принятого на себя дела Божия ( Ин. 4, 34 ). На кресте, среди молвы и шума страстей человеческих, он являет послушание даже до смерти, смерти же крестныя ( Флп. 2, 8 ). Не вопли и стоны на устах страдальца, а умилительные слова молитвы всепрощения, в которой выразилась беспредельная любовь Его к самим распинателям, ко всему грешному человечеству. Он не только прощает врагов своих и распинателей в торжественную минуту смерти, не только покрывает забвением все, что они сделали Ему, но еще ходатайствует за них пред милосердием отца своего, просит о помиловании их, старается оправдать их. Он не замечает, что терпит от них, а только помнит и видит, что страждет за грехи их и всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

По истине сии скорби были стрелы Божии, ибо, по попущению Божию, приключались Давиду Вместо— вонзились—Симмах перевел— постигали.   Слова Василия о причине, по которой Бог попустил таковые приключения на Давида: Поелику, будучи укрепляем благодатью Божиею, стал много мечтать о себе иногда, так что, как кажется, в дерзости своей произнес сие: я сказал в изобилии своем, что я не поколеблюсь, то посему справедливо предан искусителю.   И утвердил ecu на мне руку твою. Утвердил—принимается за —низводил на меня часто руку Твою, Господи! то есть, открывавшуюся в наказании силу Твою, посредством частых наказаний меня Или, говорит, что Ты столь тяжкую низводишь на меня руку свою, что не моту перенести ее, как сильно поражающую меня   Слова Бож. Кирилла : Говорит, что рука утвердилась на нем, то есть, поражавшая, притом продолжительно и непрерывно. Ибо прискорбные приключения, посылаемые от Бога на наказуемых, или искушаемых, часто последуют одно за другим. Таковы были приключения Иова: непрерывно одно за другим были возвещаемы ему, хотя он и не поколебался ими. О сем тот же Кирилл говорит: Кто утверждает руку свою на ком, тот возлагает на него неудобоносимую тяжесть, и Феодорит : выражение: Ты утвердил на мне руку свою: положил переносно от уязвляемых и носящих многие раны.   4. Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего. Слова: от лица гнева Твоего, от лица грехов моих, и от лица безумия моего, изречены в этом псалме в значении описания; вместо: по причине гнева Твоего, грехов моих, безумия моего. Итак, нет, говорит, врачевания плоти моей, то есть, облегчения злострадания, которое я сам причинил себе по причине гнева Твоего, иначе —угрозы Твоей и устрашения, сделанных мне чрез пророка Нафана, или объявляемых мне в законах. О подобном злострадании тот же Давид говорит и в других псалмах,—так: и я смирял постом душу мою (Пс.34, 13); и плоть моя изменилась по причине елея (Пс.108, 24); также: прилипли кости мои к плоти моей (Пс.101, 6); или: я утрудился от вопля, замолкла гортань моя (Пс.68, 4) и другие подобные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Как они прилагались в древности к последним, остается загадкой. Некоторый свет на это, быть может, проливают древние чины часов в. пятка. Как мы видели, эта служба в древности стояла в тесной связи с последованием св. страстей. Некоторые из 12 поющихся на ней тропарей встречаются и в антифонах последнего и – что особенно важно – на часах при них сохранились еще и доселе стихи псалмов, опущенные в ночной службе. Без сомнения, эти стихи – остатки антифонных псалмов. В некоторых западных и славянских рукописях XI-XII в. данные антифоны помещаются еще полностью. Вот, например, антифоны из ватиканской триоди 771, – значительная часть их совпадает с антифонами св. страстей: первый антифон 1-го часа – пс. 2 с припевом: «милостив буди мне, Господи», второй – пс. 21 с припевом: «помози ми, Господи», третий – пс. 30 (На Тя Господи уповах) с припевом: «услыши мя, Господи». Антифонами следующих часов взяты псалмы – 34, 35, 36 (Не ревнуй лукавнующим), 37 (Господи, да не яростию Твоею обличиши мя), 40, 58, 68, 70 (На Тя Господи уповах да не постыжуся), 108 (Боже хвалы моея не премолчи), с припевами, аналогичными вышеприведенным 230 ). Изложенный чин, несомненно, восточного, а не западного происхождения: это видно из того, что точно такой же чин находится в Орбельской триоди. Кроме того, названная триодь содержит в себе сильные следы восточного и, в частности, студийского влияния. 231 Наконец, ее чин часов, за исключением полных антифонов, в точности совпадает с таким же чином в иерусалимском «Последовании» 1122 г. 232 : единственное различие между ними то, что в «Последовании» антифонные псалмы сократились до простых стихов при тропарях. Правда, здесь стихи берутся из иных, чем в ватиканской и Орбельской триодях, псалмов, но есть другая западная триодь, именно – Барбериновой библиотеки 339, где для антифонов взяты те самые псалмы, из которых в иерусалимском «Последовании» выбраны стихи для тропарей, а именно: в первом часе пс. 3, 4 и 2, – в третьем: 5, 4 (иерус. 7) и 6, – в шестом: 9, 7 (иерус.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

– К концу стиха образная речь разрешается в простую: и во всем, что он ни делает, успеет, так как «любящим Бога все содействует ко благу» ( Рим.8:28 ), и самые неудачи и несчастия жизни служат к достижению высших и совершеннейших целей ( Быт.45:5 и 7). При исходищихъ. Греч. παρ τς διεξδους с следующим за ним определением τν δτων, значит и: при истоках, и: при потоках вод. Последнее значение соответствовало бы смыслу и еврейск. чтения. д. Не так не так: но к прахъ, возметаетъ втръ лица земл. 4. Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли]. е. Сег ради не воскреснтъ на сдъ, ниж гршницы въ совтъ првныхъ. 5. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. 4–5. Как мякина только временно соединена бывает с хлебным зерном и отделяется от него во время веяния, разносимая ветром по земной поверхности: так и нечестивые в земной жизни своей только временно пребывают среди благочестивых и пользуются не принадлежащими им по заслугам земными благами; во рано или поздно наступит для них время праведного мздовоздаяния Божия, когда они не устоят пред судом божественным, будут отделены от сонма праведных и подвергнутся, заслуженному ими наказанию Божию (ср. Иов.21:18 ; Ис.41:16 и Мф.3:12 ). – Суд Божий, постигающий нечестивых, или совершается уже во время земной их жизни (ср. Втор.28:15–68 ), когда они, как Корей, Дафан и Авирон, истребляются из среды общества верующих и благоугождающих Господу ( Числ.16:33 ; ср. Исх.13:14 ; Лев.7:21 и 27; Числ.15:30 и др.), или же окончательно совершится при кончине мира в последний великий день (Таргум; ср. Апок.6:17 ), когда, по изъяснению Христа Спасителя, нечестивые навсегда отделены будут от праведных, как плевелы от пшеницы, и осуждены на вечные мучения ( Мф.13:30 и 40–43; 25:33–46). Слав.-русское: прахъ (ср. Пс.17:43 ) вполне точно соответствовало бы только чтению вульгаты (pulvis); греческое же χνος могло бы быть переведено словом, более соответствующим значению евр. (): «плевелы» (ср. греко-слав. перевод Ос.13:3:1 ). Перевод: не воскреснтъ на сдъ согласуется с объяснением бл. Феодорита, который разумеет здесь будущее воскресение мёртвых, в коем «нечестивые воскреснут не на суд (οκ ες κρσιν), а на осуждение». Но, согласно с прямым значением еврейского () и греческого νστημι (вставать и стоять твердо, прямо в противоположность падению. Пс.17:39 ), слова οκ ναστσονται κρσει точнее могли бы быть переведены так: «не устоят (=сирск. и ар.) нечестивии на суде», т. е. не оправдаются (Таргум: non justificabuntur; ср. Пс.108:7 ), но подвергнутся осуждению и «падут пред грозным приговором Божиим» (св. Афанасий). И во второй половине стиха вм. въ совтъ првныхъ следовало бы читать: «в совете...» (=ν βουλ), разумея под советом собрание, как в русс. пер., или сонмъ, как переводится () по грек.-слав в Исх. 12:3 ; Лев. 8:4 ; Числ. 27:17 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

20–22. 28–32; 15:10–11; 88:27–30; 39:4, 7–9; 131:11, 13, 17–18; 44:3, 4, 6–8, 17, 18; 71:5, 7, 11–14, 17, 19; 23:7–10; 8:5–9; 68:5, 10, 22 и др.). Но большею частью, как в этих, так и во многих других псалмах Давид пророчествовал о Мессии в прообразовательно-пророческой форме (См. напр. 21:1–3, 8–9, 12, 16, 18; 2:1–9; 109:7; 44:5. 9–19, 7–9. 15; 117:22, 25, 26; 40; 54; 87; 108 и др.), по поводу различных обстоятельств своей жизни и жизни близких ему лиц. Конечно, более важны мессианские псалмы с непосредственно-пророческою формою выражения и особенно те, в которых сообщались новые откровения о Мессии, но для богослова не менее дороги и те псалмы, в которых сделаны только прообразовательно-пророческие указания на Мессию; особенно когда эти указания совершались в псалмах не мимоходом (как напр. в 50, 142 пс.), а напротив, когда эти указания имеют самое существенное значение, занимают самые важные основные места (как напр. ст. 7–9, в 39 пс., 5–9 в 8 пс.) и когда поэтому является возможность и даже необходимость мессианского объяснения всего псалма без всяких исключений. Западные и особенно немецкие экзегеты в этом многоразличии форм выражения мессианского учения в псалмах чаще всего ищут оснований для отрицания мессианского значения псалмов, но в нашем исследовании было показано, как эти экзегеты далеки от истины во всех своих отрицательных суждениях, только подрывающих наше уважение к их авторитету, признаваемому у нас очень многими совершенно не по действительному достоинству их. Полное неверие не обращает внимания ни на формы выражения мессианских пророчеств, ни на содержание самых пророчеств, ни на исполнение их, – оно всё без различия считает фикциями, но с этим ум человеческий вступает во врата болезненного, абсолютного скептицизма, для которого не существует уже никакого критерия, которым руководилось и руководится здравомыслящее человечество и в особенности благомыслящие богословы. 1 Под Псалмами здесь очевидно разумеется весь состав 3 части ветхозаветных писаний, известный под названием преимущественно и прежде всего, – книга Псалмов, как самая важнейшая книга этой части.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

4-е следствие: помрачение разума: св. Златоуст по этому поводу замечает: «Нет ничего хуже греха: вошедши в нас, он (грех) не только наполняет нас стыдом, но и делает безумными людей, прежде разумных и отличавшихся великою мудростию. Смотри, как неразумно теперь поступает тот, кто доселе отличался толикою премудростию, кто самым делом показал дарованную ему премудрость, и даже пророчествовал. Сколько безумие в том, что они стараются укрыться от Бога Вездисущего; от Творца, Который все произвел из ничего, Который знает все сокровенное, создал на едине сердца людей, разумевает на вся дела их ( Пс. 32:15 ), испытует сердца и утробы ( Пс. 7:10 ), ведает самые движение сердца?» (In Genes, homil. XIII, п, 2). 5-е следствие: извращение воли и преклонность ее более ко злу, нежели к добру 108 . Св. Василий Великий говорит: «Вскоре стал Адам вне рая, вне оной блаженной жизни, соделавшись злым не по необходимости, но по безрассудству» (Бесед. о том, что Бог не вин. зла, в Тв. св, отц. III, 155); Афанасий Великий : «Преступивши заповедь Божию, Адам вдался в греховные помышление, не потому, чтобы Бог сотворил эти помыслы, уловляющие нас, но потому, что диавол всеял их обманом в разумной природе человека, впадшей в преступление и удалившейся от Бога, так что диавол утвердил в естестве человека и закон греха, и смерть, царствующую через грех» (Соптг. Apollin. lib. II. п. 6), 6-е следствие: искажение образа Божия. Эту мысль утверждают: а) Василий Великий : «Человек сотворен по образу и по подобию Божию; но грех исказил красоту образа, увлекая душу в страстные пожелания» (Слово о подвиж., в Тв. св. отц. IX, 68); б) Макарий Великий : «Если монета, имеющая в себе образ царев, бывает испорчена; то и золото теряет цену, и образ ничего не пользует: тоже испытал и Адам» (Homil. XII); в) Феодорит: «Он (Адам), возжелавши быть Богом, погубил и то, чтобы быть образом Божиим» (In II Paralipom. quaest. I). 7-е следствие – изгнание из рая. Рай был блаженным жилищем для невинного человека, и уготован был для него единственно по бесконечной благости Творца; теперь, когда человек согрешил и прогневал своего Владыку и Благодетеля, виновный соделался недостойным такого жилища, и справедливо изгнан из рая: «И изгна его Господь Бог из рая сладости делати землю, от неяже взят бысть» ( Быт.3:23 ), мысль, которую весьма часто повторяли учители церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Посему мы исповедуем благодарность не Иуде предателю, а напротив того милосердому Спасителю, положившему душу, как Сам Он сказал, за овны свои ( Ин.10:15 ), то есть за нас. А думавший совершить добро почему говорит напоследок: раскаялся я, предав кровь неповинную ( Мф.27:4 ) , и возврати сребреники, как было написано о нем у пророков: и возвратил тридесять сребреник, цену цененнаго от сынов Израилев ( Мф.27:9 ), и еще у другого пророка: аще праведно есть пред вами, дадите мзду мою, или отрецытеся ( Зах.11:12 ), и еще у другого пророка: и дали серебро, цену цененнаго, и рече: вложи сребро в горнило, и смотри, аще искушено есть, как искушен бых Я от сынов Израилевых ( Зах.11:13 ). Гл. 8. И сколько можно собрать из божественного Писания свидетельств о том, что исполнившееся на Господе нашем зависело не от действования Иуды ко благу, но от того, что Спаситель наш и Господь Иисус Христос, Сын Божий, предал Себя за нас, не по необходимости, но по Своему произволению, на крестное домостроительство во спасение наше! Но знаю, что я умножил бы объем, если бы стал приводить свидетельства, как еще другой пророк говорит: да будет двор его пуст ( Пс.68: 26 ), и епископство его да приимет ин ( Пс.108:8 ). Он ниц быв проседеся посреде, излияся вся утроба его ( Деян.1:18 ); и наконец прибегнув к удавлению, показал, что погубил все дело своего спасения, потому что, по бесчинному своему и дерзкому навету против своего Владыки, и в следствие сребролюбия, простиравшегося до отречения от Бога, лишился надежды. Почему и апостолы поставили Матфея вместо, него в свое число, из которого, как говорили они, испаде Иуда отойти в место свое ( Деян.1:25 ). Какое это место, как не то, которое указал ему Спаситель, говоря, что он сын погибельный? Вот какое определено ему место – место погибельное; там получил он часть вместо прежней части, то есть вместо апостольского епископства, место погибели. Признавая же, что довольно сказанного о сем, перейдем, возлюбленные, по порядку снова к другой ереси, и опять будем открывать стропотные, зверские и ядоносные учения тех, которые впали в остальные ереси, быв оглушены ложным диавольским у мышлением на пагубу миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Если случится, что брат под каким бы то ни было предлогом оставит общежитие, а потом впадет в недуг или, раскаявшись, возвратится, то не презреть должно брата, а принять его о Господе как собственный свой член. Хотя и согрешил он, но ты делаешь это не для человека, а для Господа, сказавшего: «понеже сотвористе единому сих братии моих менших, Мне сотвористе» ( Мф.25:40 ). Ибо о себе только одном заботиться запрещено, как сказал Спаситель наш: «не пецытеся душею вашею, что ясте..». – и так далее ( Мф.6:25 ). Почему присовокупляет Он, говоря: «Всех бо сих языцы ищут». Потому и через апостола заповедует: «Не своих си кийждо, но и дружных кийждо смотряйте» ( Флп.2:4 ). Тот же апостол говорит также: «и еще по превосхождению путь вам показую. Аще языки человеческими глаголю и Ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй. И еще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничто же есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, ни кая полза ми есть. Любы долготерпит, милосердствует: любы не завидит ...не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется о неправде, радуется же о истине: вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает» ( 1Кор.12:31.13:1–8 ). Итак, прекрасны молитва и пост, но их укрепляет милостыня, ибо сказано: «милости хощу, а не жертвы» ( Ос.6:6 ). Посмотри, как пророк обличил немилостивых: «Занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога, и умилена сердцем умертвити ...да потребится от земли память их» ( Пс.108:16,15 ). И еще: «Зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша» ( Пс.68:27 ). Потому Спаситель ублажает милостивых, говоря: «Блажени милостивии: яко тии помилованы будут» ( Мф.5:7 ). Что Ангел говорит Корнилию? «Рече»: не только «молитвы твоя», но «и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога» ( Деян.10:4 ). Итак, прими того, кто заблуждался и кается, восстал из мертвых, из глубины небогобоязненности и нерадения. Послушай, что говорит апостол: «...да не како многою скорбию пожерт будет таковый... утвердите к нему любовь» ( 2Кор. 2:7,8 ). И еще: «Молим же вы, братие, вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем. Блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст: но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем» ( 1Фес.5:14–15 ). Ибо и Господь славы не отверг блудного сына, но принял его как восставшего из мертвых, и облек в одежду первую, и дал ему сапоги, и перстень, и заколол тельца упитанного, чтобы возвеселиться при обретении погибшего сына; когда же другой сын оскорбился тем, и его уврачевал вразумлением, сказав: «чадо, ты всегда со мною еси, и вся моя твоя суть. Возвеселитижеся и возрадовати подобаше, яко сей брат твой мертв бе, и оживе: и изгибл бе и обретеся» ( Лк.15:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/po...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010