( 1Цар.17:46 ). 489 Возражения основываются исключительно почти на употреблении слов будто бы позднейшего происхождения (ст. 4), которое слышится уже в имени первого человека , имеющий в себе подобие, или сотворенный по подобию – ( Быт.1:26 ) – Божию (- из – подобие и прибавочного , по форме образования производных имен , или (V ), (V ) и др. под. См. Fursts – Hebraisch. Handworterb. 1863 r Bd 1 S 2, 23 и 300; ср подобное же словопроизводство в Прав. Собеседн. 1870, ноябрь: «значение имени человек» – что и дало основание параномазии настоящего места: т.е. как бы так: сотворенный по подобию Божию после своего падения стал подобен дуновению, … praef. вм. (ст. 15), встречающегося и в очень древних писаниях, напр. Суд.5:7, 6:17 , Иов.19:29 , также в сложных собственных именах древняго происхождения ( Исх.6:22 , Лев.10:4 ), ( Быт.4:18 ), в трех других псалмах, приписываемых Давиду: 122:4, 124: 1, 2, 6, 133:2 (по евр.) и весьма обыкновенного уже в Писаниях Соломоновых ( Песн.1:7 и мн. др.; Еккл.1, 7:11 и мн. др.), и слова в значении избавлять, освобождать (ст. 7, 10, 11), которое скорее следует отнести к так называемым παξ λεγμενα, составляющим признак древности и оригинальности писателя. 491 Из числа этих псалмов: 11, 12, 16, 34, 68 и 108-й по отношению к Саулову гонению объясняются и в Толков. Псалт. из от. Св. Синода Пр. Иринея. Бл. Феодорит к этому же времени относит еще Пс. 35 . Из новейших толкователей Calmet, Toluck, Hengstenberg, Keil, Delitzsch, Bunsen, Mollu др., также большую часть этих псалмов, хотя и не все одни и те же псалмы объясняют о Сауловом гонении. По изъяснению Преосв. Иринея, в толковании на Псалтирь слова: «удиви милость свою во граде ограждения» – не более как простой образ божественной защиты, подобно таким же образом в ст. 4; почему в русск. перев. Библ. Общ., согласно с переводом Симмаха, приводимом у бл. Феодорита, они передаются с объяснительною прибавкой: «как бы введя меня в укрепленный город». Но почему же не разуметь буквально действительный город Секелаг, доставивший наконец Давиду безопасное убежище, тем более, что со времени поселения его в этом городе начинается уже в его жизни поворот от унижений к возвышению и славе (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Из взаимного влияния древнего соборно-приходского богослужения и настоящих «Правил», особенно Венедиктовых, и выработался нынешний чин римского богослужения, сложившийся в нынешнем его виде к концу VIII b., как видно из того, что в IX b. на него уже пишет подробное символическое толкование Amalarius. Псалтирь выпевается по очереди на службах в течение недели; только некоторые службы имеют постоянные псалмы. В воскресенье на ноктурнах поется 18 псалмов: 1–20 без 4 и 5. в другие дни на ноктурнах только 2 псалмов; в понедельник 26–38, во вторник 38–61 без 42 и 50, в среду 52–67 без 53, 62, 64 и 66, четверг 68–79, пятница 80–96 без 89–92, 94; в субботу 97–108. На Laudes 4 псалма и одна песнь из Ветхого Завета; на первом месте в воскресенье и праздники пс. 92, в будни 50; на втором месте в воскресенье и праздники 99, в остальные дни последовательно 6, 52, 64, 89, 142, 91; на третьем месте и четвертом всегда Пс. 62 и 66, рассматриваемые как один, далее библейская песнь; в воскресенье и праздники — трех отроков, в понедельник — Исаии, во вторник — Езекии, в среду Анны, в четверг Моисея Поим Господеви, в пятницу Аввакума, в субботу Моисея — Слыши небо; затем опять три псалма в одном отделе 148–150. на первом часе в праздники и субботы пс. 53 и два отдела 118 пс. (под двумя первыми буквами — алеф и бет еврейского алфавита). В остальные дни присоединяется в качестве 4-го псалма на первом часе последовательно, начиная с воскресения, такие псалмы: 117, 23, 24, 25, 22, 21. На 3, 6 и 9 часе по три отдела пс. 118. На вечерни ежедневно 5 псалмов, начиная от воскресения, из группы пс. 109–147, за исключением пс. 117, 118, 133 и 134. На повечерии пс. 4 (ср. у нас), затем пс. 30, 1–6, пс. 90 и 133. Порядок служб: на утрени или ноктурнах начало тайно про себя: Отче наш, Ave (Богородице Дево радуйся) и Верую; громко: стихи: Господи устне мои отверзеши, Боже в помощь мою вонми (стих с респонсорием), Слава Отцу, аминь, аллилуиа (последнее, как и в других местах службы не поется в Великий пост и подготовительные недели от недели 70-цы), стих invitatorium сообразно дню с псалмом 94 и утренний гимн; все это вступительная часть к утрене.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

(к ст. 16). Пророческие указания на Иуду заимствуются из двух псалмов68 ( Пс.68:26 ) и 108 ( Пс.108:8 ). Толкуя эти пророчества в применении к Иуде, Св. Златоуст и бл. Феофилакт под «двором» разумеют село (купленное: «ибо что могло бы быть пустее кладбища?») и дом Иуды, а под епископством – апостольское звание. В обоих указанных псалмах Давида изображается невинностраждущий от врагов праведник, произносящий в молитве к Богу о защите (приведенные Петром угрозы врагам). Применение этих угроз к Иуде (с переменою множ. числа на единственное) оправдывается постольку, поскольку изображаемый здесь праведник был прообразом Мессии, невинно пострадавшего от врагов и поскольку Иуда был главным представителем их и виновником успеха их злодейского замысла. Деян.1:21 .  Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пре­бывал и обращал­ся с нами Го­с­по­дь Иисус, Существенным условием для избрания в звание апостола, Петр поставляет то, чтобы избираемый был свидетелем-очевидцем всей земной деятельности Господа, начиная от крещения Иоаннова до дня вознесенья. Это, по-видимому, чисто внешнее условие имело, однако, и важную внутреннюю силу: оно давало более надежд на устойчивость, полноту и зрелость веры и любви к Господу такого лица, и указывало, так сказать, на большую солидность его подготовки – в непрерывавшемся общении с Божественным Учителем всех их. Только такая подготовка – непрерывная и от Самого Господа, всею совокупностью Его дел и учений и событий Его жизни в период общественного служения – давала право на столь высокое служение. Деян.1:22 .  начиная от креще­ния Иоан­нова до того дня, в который Он воз­несся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресе­ния Его. «Быть вместе с нами свидетелем воскресения Его». Так определяется сущность апостольского служения – быть свидетелем воскресения Христова (ст. 8; ср. 1Кор.15 ; Рим. 10, 9 ) – «не чего-либо другого, – говорит Феофилакт, – потому, что кто явится достойным свидетельствовать о том, что евший и пивший с ними и распятый Господь восстал, тому гораздо более можно и должно поручить свидетельствовать и о прочих событиях, потому что искомым было воскресение, так как оно совершалось втайне, а прочее – явно».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так же понимают стихи о краеугольном камне св. Афанасий Великий , бл. Феодорит и другие отцы Церкви. Вследствие мессианского значения 22–23 стт. псалма, св. отцы Церкви объясняют в мессианском смысле и другие стихи этого псалма: 17, 24, 25, 26–27. 17 ст. «Не умру, но жив буду и повем дела Господня». Эти слова, по толкованию свв. отцов, указывают на воскресение Иисуса Христа, в котором Он явился победителем смерти как следствия греха и самую Свою смерть сделал благодеянием для людей ( Ин. 9:25 ). 24 ст. «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Разумеется день воскресения Христова. Но свидетельству св. Иоанна Златоуста , когда в его время этот стих пелся в великий праздник Пасхи, народ от пения слов его приходил в восторг. 25 ст. «О Господи, спаси же». Эти слова молитвы о помощи Божией современными Христу иудеями употреблялись как приветственно-молитвенный возглас в сокращенном виде, выражаясь одним словом «осанна» ( Мф. 21:9 ). 26–27 стт. «Благословен Грядый во имя Господне … Бог Господь, и явися нам». В этих словах псалма, по толкованию Церкви, предсказывается пришествие в мир Сына Божия, имевшего воплотиться от Святого Духа и Девы Марии. Мысль здесь очень глубокая. Высочайшее существо – Бог и Господь, нисходит к нам, людям. Эти стихи, так же как и стт. 22–23 – о краеугольном камне – Христе, употребляются на утрене. 1–4 стт. входят в третий антифон на праздник Крещения Господня. Псс. 39:7–9; 67:19; 94:7–11; 96:1,7–11; 108:8. Кроме пророчеств рассмотренных псалмов, предсказания об Иисусе Христе и Его царстве, по указанию Нового Завета и толкованию св. отцов Церкви, находятся также в псалмах: 39 – о замене ветхозаветных жертв единою Христовою жертвою, предопределенною в предвечном совете для искупления грехов и освящения человечества ( Пс. 39:7–9 = Евр. 10:5–10 ). В псалме 108 , так же как и в псалмах 21 и 68, пророчествуется о подвигах унижения Спасителя, Его врагах, Иуде предателе с указанием их участи ( Пс. 108:8 Деян. 1:20 ; Ин. 17:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Но и здесь в заключение делается нравственная проекция, адресованная всем и особенно дорогая святителю Феофану: угроза противящимся Богу Его праведным гневом и обетование блаженства всем, уповающим на Царя-Мессию 26 . В кратком толковании на 51-й псалом, комментируя слова пророка, святитель Феофан отчасти объясняет и свой уход от мира в затвор: установясь умом в сердце пред лицом Божиим, преподобные уже не отступают всем помышлением и «памятию» от имени Божия и всегда услаждаются им – сладчайшим паче меда и сота 27 . Перед таким блаженством меркнет и даже теряет смысл все остальное, но это блаженство требует полного сосредоточения. Для святителя Феофана было очень важно осознать самому и показать своим духовным детям единую историю спасения, которая определяется замыслом Божиим и Духом Святым, говорившим через пророков, посылаемым Господом от Отца ученикам, пребывающим в Церкви и с каждым верующим. И псалмы, по мнению святителя, очень убедительно свидетельствуют об этом. Так, объясняя по просьбе одного из своих адресатов фрагменты 68-го и 108-го псалмов ( Пс. 68:9–12 ; Пс. 108:6–13 ), святитель пишет: «В обоих псалмах св. пророк изображает свои бедствия во время гонений Саула», однако «оба псалма точно содержат стихи, которые потом применены к Господу», а могут быть относимы и «ко всякому страждущему праведнику, и ко всей святой Церкви» 28 . «Дух Святый воздвигает гнев Давида, и язык его вооружает для выражения наказаний Божиих, чтобы неправедники всех времен видели, чего они стоят, и как бы с ними было поступлено, если бы не милость Божия» 29 . Объясняя своей духовной дочери 101-й псалом, святитель указывает, что молитва нищего и скорбного может быть приложена как «к народу Иудейскому», страждущему в вавилонском плену и чающему избавления, так и «к созданию Церкви Христовой», и ко всякой «грешной душе, обращающейся к Богу» 30 . Так же, истолковывая входящий в Шестопсалмие 3-й псалом, святитель Феофан напоминает, что исторически псалом относится к Давиду, а «применительно может идти ко всякому боримому страстями и демонами и гнетомом внешними скорбями и бедами» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Церкви. Правда, есть некоторое сходство в поступках Иуды и основателя вашей иерархии Амвросия, но они не могут быть примером для других епископов. Иуда оказался предателем, одиннадцать апостолов остались истинными последователями Христа и проповедниками Его божественного учения. Перетрухин говорит, что на Иуде не сбылось Божие обетование. Не верно. Что было предсказано об Иуде пророками, что говорил Господь, всё исполнилось в полнейшей точности. Господь нигде не говорил, что Иуда сядет на престоле, а сядут на двенадцати престолах только апостолы, последовавшие Ему до конца жизни Иуда же таковым последователем не был, следовательно, и обещания ему «о седении на престоле» от Господа изрекаемо не было. Ещё пророк говорил об Иуде: епископство его приимет ин ( Пс.68:26,108:8 ); а этот ин, как видим из книги Деяний св. Апостолов, был Матфий ( Деян.1:15–26 ). Следовательно, обетование Божие об Иуде сбылось; сбылось и обетование Божие о седении двенадцати апостолов на двенадцати престолах, так как лик апостольский и по отпадении Иуды не уменьшился. Перетрухин старается обратить особенно ваше внимание на слова бл. Феофилакта: «множицею бо обещается Бог достойным некиим благая дати, аще ли же на лукавство преложатся, и недостойни будут, отъимает благая». Но ведь в том-то и суть, что Перетрухин до сих пор не привёл ни одного святоотеческого свидетельства, которое бы говорило, что все епископы могут уклониться на лукавство. Иуда уклонился на лукавство – остались одиннадцать истинно-православных апостолов, которые и заменили уклонившегося на лукавство достойным Матфием. И так это заменение недостойных достойными будет продолжаться в истинной Церкви Христовой всегда, а такого события, чтобы все епископы стали лукавыми, в ней произойти никогда не может. Частная или поместная церковь и та может оставаться без епископа, по правилам, только не более трёх месяцев, а по учению Перетрухина даже вселенская Церковь может оставаться без епископа или вдовствовать целых двести лет. Но такое учение – новое, само измышленное, у святых отцов не обретающееся.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но в а) и д) говорится об отдельных личностях: учителе, епископе, а не обо всех епископах; и извергать могут только епископы (12 пр. Карф. соб.), следовательно, истинные епископы будут, т.к. без их учительного слова миряне могут уподобиться несоленому мясу, порождающему «червие» (Благовестн. Марк. л. 56). б) Под руками, по толк. 55 пр. св. апостол, должно разуметь не епископов, а священников; вместо изверженных священников епископ может поставить других. Иногда разумеюся под «руками», как и в сем случае и «родственники, запинающие ко спасению» (Благ. Марк. л. 55 об.). в) Указать на толк. св. Киприана: «пусть не обольщают себя некоторые» (Твор. ч. 2, стр. 186–187). г) Господь обещал седение на престолах условно: только «пробывшим с Ним в напастях» ( Лк.22:21–22 ); а так как Иуда не пребыл с Ним до конца, то на нем сие обещание и не исполнилось ( Пс.68:28 , Пс.108:8 ), но лик апостольский через отпадение Иуды не уменьшился: апостолы не допускали такового уменьшения ( Деян.1:26 и Толк. Апост. на сии слова). е) Св. Златоуст никогда не учил, что все епископы могут быть злыми по вере. Он учит, что Церковь непобедима, что без епископа она не может быть, что если не будет епископа, то погибнет и развратится и стадо (Марг. л. 144, об. Беседы на 14 посл. стр. 3114). ж) Св. Ефрем Сирин называет христианина церковию в смысле храма, в котором обитает Господь чрез принятие св. Тела и Крови Христовой (195 л.); без священства же не может быть церкви, не может быть и совершения таинств. з) В кн. Кирилловой говорится о некоторых епископах, уклонившихся в унию: «без них мощно быти». Но и по уклонении сих епископов, Церковь Христова без истинных епископов не оставалась (Кн. Кириллова л. 501, 482, Кн. о вере л. 210). После сего следует кратко повторить весь ход беседы и снова спросить собеседника: принадлежит ли он к такому христианскому обществу, в котором соблюдается вера во все евангельское учение, непрерывно от св. апостол ведется трехчинная иерархия и всегда совершаются все седмь таинств?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

В книге же Псалмов написано и пр.: указывая, что ниспадение Иуды из лика апостолов было не случайное, апостол сказал уже выше, что это было предречено от Духа Св. устами Давида (ст. 16 и прим.); здесь приводятся самые подлинные слова этого пророчества об Иуде. Пророческие слова приведены из двух псалмовПс.68:26 и Пс.108:8 . Первое из этих мест приведено с легким изменением против подлинника, второе – с буквальной точностью. В обоих этих псалмах изображается невинно страждущий от врагов своих праведник и содержатся в виде молитвы прещения его на этих врагов и, главным образом, против одного из них. Кто бы ни был этот страждущий, сам ли Давид, как прообраз Мессии, или другое лицо, во всяком случае псалмы эти имеют типологически-прообразовательное значение (ср. о сем прим. к Ин.13:18–19 и парал.), и во всей полноте изображаемое в них исполнилось в лице и обстоятельствах невинно страждущего Мессии. Враги невинного страдальца, изображаемые в сих псалмах, против которых изрекаются прещения, суть враги Господа Иисуса Христа, предавшие Его смерти и особенно один из них, представитель их – предатель Его, Иуда Искариот. Уверенный, что об этом именно враге Господа говорят пророческие слова приводимых псалмов, ап. Петр в первом из приведенных изречений переменяет множественное число (подлинника) на единственное, и прещение против врагов представляет как прещение против одного врага – представителя всех прочих врагов – Искариота. – Да будет двор его пуст и пр.: запустение двора или места жительства есть символ гнева Божия на обитавших там (ср. Ис.34:10–15 и парал.); изгнание с такого места есть кара Божия. В приложении этого образного выражения к Искариоту оно означает: апостольское место его в сонме апостолов будет праздно, оставлено занимавшим его, который, как враг Мессии, должен был быть извергнут из него по суду правды Бога, гневающегося на врагов Сына Его и карающего их, и не должен более занимать его. Но оно не навсегда должно быть праздно, вместо недостойного оно должно быть замещено достойным; об этом также есть пророчество: достоинство его да приимет другой, место врага изгнанного должен занять друг. Принимая слова пророческие в теснейшем смысле, св. Златоуст и бл. Феофилакт под двором разумеют село (купленное: «ибо что могло бы быть пустее кладбища, и кладбища общественного, каковым стало это село»?) и дом Иуды, а под достоинством – начальство, священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

2; ср. у нас). По Магистру на повечерии говорится 3 псалма, респонсорий, чтение апостола и Евангелия, аббат – Rogus Dei и заключительный стих: Положи Господи хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих (гл. 37:30). Римский чин Из взаимного влияния древнего соборно-приходского богослужения и настоящих «Правил», особенно Венедиктовых, и выработался нынешний чин римского богослужения, сложившийся в нынешнем его виде к концу VIII в., как видно из того, что в IX в. на него уже пишет подробное символическое толкование Amalarius. Псалтирь выпевается по очереди на службах в течение недели; только некоторые службы имеют постоянные псалмы. В воскресенье на ноктурнах поется 18 псалмов: 1–20 без 4 и 5. В другие дни на ноктурнах только 12 псалмов; в понедельник 26–38, во вторник 38–61 без 42 и 50, в среду 52–67 без 53, 62, 64 и 66, четверг 68–79, пятница 80–96 без 89–92, 94; в субботу 97–108. На Laudes 4 псалма и одна песнь из В. З.; на первом месте в воскр. и праздники пс. 92, в будни 50; на втором месте в воскр. и праздники 99, в остальные дни последовательно 6, 52, 64, 89, 142, 91; на третьем месте и четвертом всегда Пс. 62 и 66, рассматриваемые как один, далее библейская песнь; в воскр. и праздники – трех отроков, в пон. – Исаии, во вторник – Езекии, в среду Анны, в четв. Моисея Поим (с. 351) Господеви, в пятницу Аввакума, в субботу Моисея – Слыши небо; затем опять три псалма в одном отделе 148–150. на первом часе в праздники и субботы пс. 53 и два отдела 118 пс. (под двумя первыми буквами – алеф и бет еврейского алфавита). В остальные дни присоединяется в качестве 4-го псалма на первом часе последовательно, начиная с воскресения, такие псалмы: 117, 23, 24, 25, 22, 21. На 3, 6 и 9 часе по три отдела пс. 118. На вечерни ежедневно 5 псалмов, начиная от воскресения, из группы пс. 109–147, за исключением пс. 117, 118, 133 и 134. На повечерии пс. 4 (ср. у нас), затем пс. 30, 1–6, пс. 90 и 133. Порядок служб: на утрени или ноктурнах начало тайно про себя: Отче наш, Ave (Богородице Дево радуйся) и Верую; громка: стихи: Господи устне мои отверзеши, Боже в помощь мою вонми (стих с респонсорием), Слава Отцу, аминь, аллилуиа (последнее, как и в других местах службы не поется в вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

с. 5–6.] Будем друг друга умолять, возлюбленные, друг другу внушать страх Божий, друг в друге возбуждать усердие к славословию Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он воскресил нас со всеми возлюбившими явление Его и поставил нас одесную Себя в Царстве Своем. с. 110.] Прекрасны молитва и пост, но их укрепляет милостыня, ибо сказано: милости хощу, а не жертвы ( Ос. 6:6 ). Посмотри, как пророк обличил немилостивых: занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога, и умилена сердцем умертвити... да потребится от земли память их ( Пс.108:16:15 ). И еще: Зане егоже Ты [Господь Бог – С. М.] поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша ( Пс.68:27 ). Потому Спаситель ублажает милостивых, говоря: блажени милостивии, яко тии помиловани будут ( Мф.5:7 ). Что Ангел говорит Корнилию? Рече... не только молитвы твоя, но и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога ( Деян.10:4 ). с. 128.] Если... скажешь: «Хотя брата своего и не люблю, но Бога люблю», то обличает тебя тот же апостол, говоря: Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, егоже не виде, како может любити? ( 1Ин.4:20 ). Посему, кто имеет любовь к брату и ни на кого вражды не имеет, кто исполняет слово апостольское: солнце да не зайдет в гневе вашем ( Еф. 4:26 ); тот истинно любит Бога, тот ученик Христа, сказавшего: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин.13:35 ). Итак, явно то, что ученики Христовы познаются здесь по истинной любви. А кто имеет ненависть к брату и думает, что любит Христа, тот лжец есть и сам себя прельщает. Ибо апостол Иоанн говорит: сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога любит и брата своего ( 1Ин.4:21 ). И еще Господь говорит: возлюбиши Господа Бога твоего яко... сам себе ( Мф.22:37:39 ). Желая же показать силу любви, присовокупил Он: в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят ( Мф.22:40 ). с. 7.] Оставив недостатки других людей, будем ежедневно заботиться о своем преуспеянии. Не станем думать, что нами сделано что-либо, но уверуем, что все создано ради нас, ибо и заповедь любить врагов мы получили ради себя, а не ради них. с. 92.]

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010