4 стакана гречневой муки, 600 г теплой воды, 25 г дрожжей, 1 чайная ложка соли, 1 чайная ложка сахара. Оладьи с яблоками Дрожжи растереть с сахаром, добавить теплую воду, дать хорошо раствориться дрожжам с сахаром и солью. Всыпать муку, хорошо перемешать. Дать подняться в теплом месте, накрыв салфеткой. Перемешать и ложкой выкладывать на раскаленную сковороду с маслом. Обжаривать с двух сторон. Можно приготовить и оладьи с яблоками. Для этого 2 яблока нарезать на мелкие кусочки и замешать в готовое тесто. Жарить их так же. Готовые оладьи посыпать сахарной пудрой. 25 г дрожжей, 2 столовые ложки сахара, 1 стакан теплой воды, 1,5 стакана муки, соль, растительное масло. НАПИТКИ Сбитень горячий В 1 л воды растворить по 150 г сахара и меда, добавить пряности - гвоздику, корицу, кардамон, имбирь. Кипятить 5-10 минут, снимая пену. Через полчаса напиток процедить. Готовый сбитень подогреть, пить горячим. Сбитень медовый Кипятить 500 г меда в 1,5 л воды, постоянно снимая пену, добавить размельченные зерна кардамона, имбирь, корицу, душистый перец, снова прокипятить и охладить. Развести 50 г дрожжей, смешать с медовым взваром, разлить в бутылки и поставить на 12 часов в теплом месте. После этого бутылки плотно закрыть и оставить в холодном месте на 2-3 недели для созревания. Такой сбитень можно хранить долго. К приготовленному напитку можно добавить 500 г чистого натурального сока клюквы. См. также: - Рецепты православной кухни - Церковный год > > Великий пост Сергей Ганьковский: на реках Вавилонских 05 марта 2002, 11:07 Свящ. Сергей Ганьковский, проповедь в Неделю о блудном сыне, 11.02.2001. Храм св. Владимира, митр. Киевского в г. Королеве Московской обл. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Три раза в году, а сегодня – в первый, – на всенощном бдении поётся грустная песня, песня тоски и печали, песня скорби и горести. Песня изгнания. Мы с вами, живущие под крышей своего дома, мы с вами, корнями своими, могилами предков своих привязанные к этой любимой нами земле, к нашей родной земле, мы можем только догадываться, каково это: быть изгнанником, беженцем, пленником в чужой стране. Мы можем только догадываться, как это горько: смотреть в сторону горизонта, за которым в неведомой дали, “далеко, далеко, где кочуют туманы” – родной дом. И попасть туда, вернуться на родимый порог нет ни сил, ни возможности. И можно только вспоминать, только плакать, только горько сетовать и жаловаться: “На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона” (Пс.136.1)

http://zavet.ru/a/page_all_101.html

Злоба приносит много вреда Когда в начале не пресечется, великия беды делает, не иначе как огнь усилившийся многие домы поядает. Таковая вещь есть злоба, что ежели кто оной в самом начале не пресечет, то она безмерно умножается, не иначе как огнь, сухие материалы нашедший, глаголет Златоуст (5:229). Злоба, как смола, прилипчива и нечувствительно в добрые нравы входит и заражает их (2:209, см. СОБЛАЗН , 954). Злобные погубляют общество Ежели бы вси друг другу мстили, общество бы стоять не могло, ибо вси бы друг друга погубили. От взаимной бо вражды следует взаимная злоба и мщение, а от мщения взаимная пагуба, как то на брани бывает. «Аще друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете», глаголет Апостол ( Гал. 5, 15 ). И тако злобные вредят и погубляют общество: кроткие же пользуют и сохраняют своим терпением (2:362). Кто за Христом идет, того злоба мира сего преследует (4:13, см. ХРИСТИАНИН , 1082). Злоба в сердце, как смертоносная язва (5:136, см. ЗАВИСТЬ , 382). Злоба доводит до слепоты духовной, так как человек хвалится сделанным злом Иные до такой злобы доходят, что исполнивши злобу и хвалятся: «вот-де я дал ему; пусть он мене знает». К таким людям вышеписанный псалом приличествует: «что хвалишися во злобе, сильне?» и проч. (1:132). Злоба так помрачает человека, что он начинает хвалиться беззаконием Многие такою злобою напоенное имеют сердце, что, исполнивши ее, и хвалятся. Великое безумие хвалиться тем, о чем должно жалеть! Ближнему своему вред сделали; закон Божий, святый и вечный, нарушили; Бога, Вседержителя великаго и страшнаго прогневали; себе сатане записали, и вечному мучению подвергли: и делом сим беззаконным хвалятся!.. Так злоба помрачает око душевное, что бедный человек явной своей пагубы не видит (2:178). Злобные, совершивше злобу, часто тем хвалятся: вот я-де ему дал; пусть он мене знает. Таковым людям приличествует псаломническое слово: «что хвалишися во злобе, сильне?» ( Пс. 51, 3 ). Сей есть запах гнусный и мерзкий злобы: радоватися и хвалитися о повреждении и погибели других (5:229).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Раскаялся я всем сердцем и всей силой в своей зависти, в своем рвении и неприязни к настоятелю, в своем безумстве, в своем недовольстве, положился во всем на Господа, Который печется о нас, как и пекся дивно, благостно всегда. Познал я опытом, сколь тяжек грех недовольства, зависти, уныния, которые происходят от скудости веры и упования в сердце, от нашей алчности и ненасытности. О, как грех истаивает 134 , измождает, расслабляет, омрачает, губит душу и тело! Он не щадит никого; если меня не щадит, то конечно не щадит и всякого грешника, кто бы он ни был, – и настоятеля нашего, и его тнит 135 и тлит, мучает, расслабляет, омрачает, бесчестит, умерщвляет – и потому, избави Боже, от безумия завидовать согрешающему брату, обидчику ли и корыстолюбцу, или пьянице, или прелюбодею, или богачу, или вельможе, или начальнику согрешающему. Довольно с них своей беды от греха, тли, мучения совести, беспокойства, недовольства самим собою. Надо жалеть людей, упоенных своими грехами непрестанно и не чувствующих своей бедности, своего окаянства. А я да уповаю во всем на Господа, яко Той печется о нас всех [ 1Пет.5:7 ]. Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящим беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут. Уповай на Господа и твори благостыню: и насели землю, и упасешися в богатстве ея [ Пс.36:1–3 ]. Не прелюбодействуй [ Исх.20:14 ]. Ты, прелестник, на что посягаешь? На эту добрую, нежную, чувствительную материнскую природу, на этот священный храм любви, на эту будущую мать? Как же ты оскверняешь святыню, какое сердце заражаешь дьявольским ядом? Какого сокровища, сокровища чистоты и невинности, ты лишаешь это слабое существо? Горе миру от соблазнов... кто соблазнит одного из малых сих... [ Мф.8:7–6 ]. Михаилу Фиделину письмо непременно. Всегда исповедаяся тайно Богу и отступити от злых обещаваяся, и на кийждо час согрешаю 136 ... Так, исповедаясь в чревоугодии, в этом ежедневном идолопоклонстве, я продолжаю, окаянный, доселе угождать чревному бесу. Доволни сущими [ Евр.13:5 ], по Апостолу, то есть тем, что Бог дал и дает, не жадничая большего, ибо Сам Господь говорит: не оставлю тебя и не покину тебя [ Евр.13:5 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Хотя книга изображает индивидуальный плач, она, по природе своей, является коллективной и выражает плач целого народа. Такой жанр часто встречается в Псалмах (см. Пс.43, 59, 73, 78:79 ) где особенно отражено поражение в битве. Псалом 136 явно создавался во время или после пленения. Но книга Плача не ограничивается очерченным кругом вопросов, включая и другие темы, такие как выражение доверия (3:2024), смысл страданий (3:25) и молитва (5:1, 2022). Богословские темы Главная тема Плача коренится в богословии завета. Завет требует покорности, которая приносит Божьи благословения, о чем часто повторяет книга Второзаконие. Непослушание приносит проклятия и последующее уничтожение (Втр.28:1568). Плач – это ответ на последствия непослушания Иуды. Книга поразила жителей Иерусалима в самое сердце, ведь раньше они были абсолютно уверены в непогрешимости богословия Сиона, которое, похоже, противоречило тексту Второзакония. Это богословие, основанное на книге пророка Исайи, утверждало, что все, доверяющие Сиону спасутся ( Ис.14:32, 31:45, 33:2022, 37:35 ). Проповедь Иеремии, в которой он предвещал разрушение Иерусалима, встретила немалое сопротивление, из-за того, что головы людей были затуманены этим богословием Сиона ( Иер.26 ). Когда же истина оказалась на стороне богословия завета, некоторым показалось, что Бог не сдержал своих обещаний. А потому люди посчитали плач наилучшим ответом Богу. Бог теперь сражался против Иудеи ( Плач.2:45 ). Книга Плача раскрывает проблему народного горя, в противоположность книге Иова, где речь идет о горе личном. К людям, наконец, приходит осознание того, что падения Иерусалима можно было избежать. У Иудеи перед глазами был пример Северного Царства, а предупреждения Иеремии были вполне ясными. Слово Божье получило подтверждение и оставшимся в живых пришлось признать Божью праведность (1:18). Но даже теперь было сложно смириться с этой реальностью. Тем не менее, признание правоты Бога привело к исповеданию греха, и пониманию справедливости страданий (1:5,6,14,1819:22).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

613 Все эти взгляды изложены в выше нами указанной книге д. бог. Олесницкого, к которой мы и отсылаем читателя. Здесь прибавим, что едва ли можно сомневаться в том, что христианство влияет сильно на средневековых раввинов, хотя они отрицают это. 614 Мы заметить, что древний Зороастризм с его учением о Зруана-Аккарана и позже Буддизм сильно воздействовали на иудейских мистиков. 619 Некоторые допускают, что это та Суламита, которая успокаивала последние дни Давида, – в которую влюблен был Адовия и которую полюбил сам Соломон (3 Ц. I и II, 17–24). 620 По Кемпфу (См. Олесн. О. cit. р. 215 sq.), имя пастуха было Аминадав. У нас II. II. VI, 12 по-русски переведено «душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего». Или, – как читает в комментарии на это место Кингсбюри «Амми-надаб» – к народу благородному моему. В переводах же LXX и Вульгате (11-й стих) слова эти приняты за имя собственное: «anima mea contnrbavit me propter quadrigas Aminadab», и по слав. «не разуме душа моя, положи мя на колеснице Аминадавли». 625 Делич между прочим указывает, что в ветхозаветных книгах имя Израиля часто преобразуется в женскую форму или заменяется выражением «дева Израилева». См. у Олесницкого стр. 260. 630 Самые имена Зоровавеля и Ездры подавали повод к игре слов в некоторых выражениях Песни Песней, как указывает Олесницкий (327 и сл.) с указанием на Кайзера. 633 Мы вовсе не хотим однако сказать, чтобы комментарий Бухарева вполне был удовлетворителен, но он разбирает это полное таинственного значения произведение в христианском духе и с такою теплотою души, которая подсказывает ему много прекрасных мыслей, сравнений и сближений. (См. напр. в изд. 1865 стр. 82, 88, 92, 102, 125–126, 128, 149, 167, 204 и мн. др.). Но рядом с этими прекрасными мыслями есть весьма много натянутых объяснений (как напр. стр. 88-ая «радостью радоваться», 89, 90–91, 104, 137, 146). К этому надо прибавить введение им некоторых новейших слов, которые ни­сколько не могут объяснить предметы древнего мира, коих имена он переводит, как напр. пастила (стр. 136), мандарин (известный род апельсина, стр. 192). В некоторых местах он делает не вполне доказанный перевод, как напр. II. II. VIII, 5 вместо «восходящая от пустыни» он переводит «убеленная», хотя в примечании сам сознается, что перевод нашей русской Библии правилен. Еще в VIII, 6 он произвольно пропускает слово ревность на стр. 199, между тем как на страницах 90–91 он на этом именно слове основывает свои доказательства и притом с натяжкой, – так как он утверждает, что всего яснее мысль о ревности Бога Завета к Израилю выска­зана в Песни Песней, совершенно игнорируя целый ряд текстов, как наприм. Исход XX, 5, ср. Второзак. XXIX, 20–26 и Пс. 77 -й 58; Coф. I, 18 ; Зaxap. I, 14 (Ср. 1Кор. Х, 22 ). См. еще ближе о ревности Иеговы у Иезекииля XXIII, 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Итак, обнимая брата, ведет к своему обиталищу и, проходя далее, восходит прося, чтобы умножилась их любовь: ибо не было в них зависти и самолюбия — пороков, которые обыкновенно во многих нарушают права братской любви. Видя их, ангелы и другие души сопровождают и вопрошают их, говоря: кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного (Песн. 8,5). Да не усомнимся и мы в добродетели Валентиниана. да будем уверены свидетельством ангелов, что он, омыв скверну греха, восходит к горнему, что вера очистила его и желание освятило. Будем уповать, что он, восходя от пустыни, то есть от сухого и необитаемого этого места к тем небесным увеселениям, с братом наслаждается вечной жизнью. Блажен я, если молитвы мои чему–либо помогут. Ни один день не пройдет без воспоминания о вас, во всякой моей молитве не оставлю вас забвенных, во всякую ночь не премину молиться о вас, буду приносить за вас жертву. Кто воспретит приносить им хвалу? Кто воспретит поминать и самых непорочных? Если я забуду тебя, Иерусалим, то есть тебя, святая душа, тебя, благочестивая и миролюбивая двоица, — забудь меня десница моя; прилипни язык мои к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего (Пс. 136,5–6). Скорее позабуду сам себя, нежели вас, и если когда умолкнет слово, то будет говорить усердие, хотя замолкнет голос, но не иссякнет любовь, гнездящаяся в сердце моем. Удивляемся, как пали сильные, как пали оба на тех Вавилонских реках, как течение жизни их было стремительнее речных потоков! Вы, любезные дети, Грациан и Валентиниан, сколь тесные имели границы жизни! Грациан, говорю, и Валентиниан! Приятно мне вспоминать ваши имена. Вы нераздельны были в жизни, нераздельны и в смерти. Гроб не разделил вас, соединенных любовью и единым благочестием. Не разделило вас различие добродетелей, ибо единой напоены верой были. Стрела Грацианова не возвращалась вспять, и правда Валентинианова не была тщетна, не была и важность его суетна. Каким образом без сражения пали сильные?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Наконец, здесь покоится прах наших предков; здесь же ляжет со временем прах и каждого из нас. Можно ли нам не любить своей отчизны, не быть приверженными к своему родному народу предпочтительно пред всеми другими народами и не принимать живейшего участия во всех судьбах его? в)  Представим и примеры любви и привязанности к отечеству из священной и церковной истории. Вот некоторые из многих. аа) Пророк Моисей по любви и приверженности к своему родному народу отказывается от спокойной и приятной жизни в доме фараоновом, где он воспитывался, где и его самого так любили, предпочитая страдати с людьми Божиими, нежели имети временную греха сладость (Евр. 11, 25). бб) Пророк Иеремия горько плакал о своей отчизне при ее опустошении, не забыв ни одного из тех благ, которых она лишилась за грехи народа, и не оставив не оплаканным ни одного погибшего соотечественника (см. Плач Иеремии). вв) Отведенный в плен, народ иудейский родину свою ставил выше всякого веселия: аще забуду тебе, Иерусалиме, – взывает псалмопевец от лица его, – забвена буди десница моя; прилпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе; аще не предложу Иерусалима, яко в начале (во главе) веселия моего (Пс. 136, 5–6). И те же иудеи, семьдесят лет проведши в чужой земле и имевшие уже там свои дома и земли, едва услышали о дозволении возвратиться в свое отечество, тотчас же в числе сорока двух тысяч вышли из Вавилона, тогда как первое представляло им теперь одну дикую пустыню и развалины. гг) Высочайший пример любви к отечеству показал нам Сам Господь Иисус Христос, когда, пришедши для спасения всего мира, Он благоволил избрать и назвать Своим отечеством бедную и неблагодарную Иудею, в которой не имел даже где главу приклонить и всюду почти видел одну ненависть к Себе и постоянные преследования, хотя осыпал народ Свой всяческими благодеяниями и строго исполнял все отечественные законы и постановления. дд) Точно также учили и поступали и святые апостолы Его. В апостоле Павле, например, любовь к своему родному народу простиралась до крайней степени самоотвержения: скорбь ми есть велия, – пишет он сам о себе, – и непрестающая болезнь сердцу моему. Молилбыхся бо сам аз отлучен быти от Христа (если бы только это было возможно) по братии моей, сродницех моих по плоти, иже суть израилите (Рим. 9, 2–4). Такую же любовь и попечительность о своих присных – близких и родных – внушает апостол и всем последователям Христовым и, напротив, неисполнение обязанностей к ним считает как бы отречением от самой веры и хуже неверия (1 Тим. 5, 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Напротив, по нашему мнению, это слово говорит только о том, что число их чрезвычайно уменьшилось. „Жертв приносится так мало, что их как будто и совсем не приносится“, – вот смысл слова . – Итак, мы думаем, что слова пророка: „прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем“ – говорят не о возможном в будущем прекращении жертв ежедневных, как полагают Гитциг и Кейль, а указывают, что, действительно, прекратились или, – точнее, – весьма редко стали приноситься жертвы от народа 140 . Плачитес жерцы. Евр. , „плачут священники“. LXX-mь перевели: πενϑειτε ο ερες, т. е. вместо прочли в повелит. . Слжащие жертвенник Господню. Евр. , „служащие Иегове, или „служители Иеговы“. Гл. встречающийся только в пиэль – , употребляется для выражения почетного служения, напр., при храме ( Исх.28:35, 43, 29:30, 30:20 ; Вт.18:5, 7; Иер.33:21 , Неем.10:40 ), при царе и высоких сановниках ( Быт.39:4, 40:4 ; 3Цар.1:15 ). В этом отношении противоположно , работал, рабствовал. LXX-mь переводят: ο λοιτουργοντες ϑυσιαστηρ Κυρου 141 , „служащие алтарю Господа“. Вюнше (S. 102) предполагает, что они читали: , но, кажется, вероятнее, что ϑυσιαστηρ прибавлено ими самими для болыпего пояснения слова . Довольно своеобразно переводится в Пешито: „сидят цари в печали и священники“, – и в арабском переводе: ,,печальтесь, священники, служащие алтарю, ибо он в нужде“ (См. Wünsche. S. 102). Стих 10-й. Пророк указывает, почему прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем. к пустша пол: плачис земл, к пострада пшеница, и изше вино, умалис елей. к пустша пол. Евр. , „опустошено поле“. В евр. тексте замечается игра слов (paranomasia): . Гл. заключает в себе понятие плотности, крепости, и в каль имеет собственно непереходное значение – „был крепким, сильным“, отсюда же и переходное „делал крепкое, сильное“, напр., разорял, опустошал страну или город ( Пс.136 ; Евр.137:8 ; Иер.25:36, 48:8, 51:56 и др.). Пиэль сохраняет переходное значение формы каль, только усиливая его. Отсюда пюаль означает „был совершенно разорен или опустошен“ ( Ис.15:1, 23:1 ; Иер.4:13 и др.). Поэтому и в рассматриваемом нами месте словом указывается, что саранчой поля были страшно опустошены. – Слово , поле, от неупотреб. гл. , простирался, протянулся, означает, в противоположность местностям, огороженным изгородью, стенами, или застроенным жилищами, „открытое поле“ 142 , независимо от того, есть ли это возделанное поле ( Быт.47:20, 24 ; Исх.22:4:5 ), или пастбище, или даже местность, поросшая лесом 143 . LXX-mь слова переводят τι τεταλαιπρηε τ πεδα, „ибо пострадали поля“ (славян. „к пустша пол“). Они, таким образом, прибавляют союз τι, чтобы яснее показать отношение к предыдущему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010