Пс.135:16. Проведшему люди Своя в пустыни.    Чудо прехождения пустыней не меньше чуда прехождения морем; потому что в пустыне многое угрожало смертью: голод, зной, жажда, множество зверей, лишение всего потребного. Но они ходили по пустыне, не боясь ничего. Бог спас их от двух могущественных царей, которые славились силою, могуществом, телесным ростом. Ог, будучи девяти локтей в долготу и пяти в широту, имел и одр железный (Второз. 3:11). Пс.135:19. Сиона царя Аморрейска.    Не без намерения же, оставив других царей, упомянул преимущественно об этих, но напоминая тем народу о богодарованной победе; потому что цари эти славились силою, могуществом и телесным ростом. Пс.135:23. Яко во смирении нашем помяну ны Господь.    Речь сия: «яко во смирении нашем помяну ны Господь» — всего более прилична освободившимся от мысленного, или от чувственного, рабства. Пс.135:25. Даяй пищу всякой плоти.    Попечительность человеколюбивого Бога простирается не на людей только благочестивых, но даже и на бессловесных, потому что каждому дает сообразную пищу. И пророк промышление Его распростирает от чудес на небе до самомалейших тварей на земле. Отсюда же снова восходить на небо; почему, сказав: «всякой плоти», присовокупил: Пс.135:26. исповедайтеся Богу небесному.   Бог, будучи Творцом всего, по преимуществу называется небесным, потому что служат Ему живущие на небе; так как область эта чиста от греха. Псалом 136 Давиду Иеремием. Пс.136:1. На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом.    Слово это извещает, что, по прошествии многих лет, переселенные за беззаконие в Вавилон, будут плакать и скорбеть, желая себе возвращения собственных своих благ. Пс.136:5. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя    или, да не буду иметь помощи свыше. Пс.136:6. Прилпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе.    Ибо что пользы иметь такое орудие слова, которое, по видимому, здорово, но не издает должных звуков? Поэтому, блаженные мужи целую жизнь проводили в попечении о песнопениях, говоря: «воспою Господеви в животе моем» (Пс. 103:33). А город Иерусалим был для них досточестен по богослужению, как сказано прежде: «дому ради Господа Бога нашего взысках благая[п] тебе» (Пс. 121:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Что писателями Псалтири были многие лица, об этом свидетельствует еще самое содержание псалмов и разнообразие в них внешней формы выражения мыслей. В псалмах, напр., встречаются указания на события до-Давидовского времени ( Пс.89 ), Давидовского ( Пс.2–5 и мн. др.), допленного ( Пс.90 , Пс.94 и др.), времени плена вавилонского ( Пс.84 , Пс.105 , Пс.104 , Пс.136 и др.) и послепленного периода ( Пс.117 , Пс.119 , Пс.122 , Пс.124 и др.). Таким образом период времени, обнимаемый содержанием псалмов, в несколько десятков раз превышает среднюю продолжительность человеческой жизни, и одно лицо не могло быть свидетелем и изобразителем событий, указываемых Псалтирью. Есть различие между псалмами и в характере изображения сходных предметов. Если сравнить, напр., Пс. 4 с Пс.79 или с Пс. 136 , то нельзя не заметить, что при сходных предметах содержания (изображении врагов и своего отношения к ним) они разнятся в раскрытии этих предметов и в изображении отношений к ним авторов псалмов. В Пс. 4 автор, преследуемый врагами, верит в помощь ему Бога и обращается к своим врагам с кротким увещанием одуматься, проверить мотивы своих действий и, пока не поздно, принести пред Богом покаяние и исправиться; в Пс. 79 автор рисует свое положение безвыходным, а силу врагов непреоборимой, себя же совершенно оставленным Богом; в Пс. 136 же враги вызывают в писателе чувство ненависти и жажду их гибели. Такое различие в изображении этими псалмами отношений к врагам, свидетельствующее о разнородности чувств их авторов, указывает, что писателями их были разные лица, а не одно лицо, так как последнему невозможно переживать при сходных обстоятельствах различные и даже противоположные чувства. Большое разнообразие в способах выражения мыслей и приемах письма (о чем будет подробнее указано ниже) тоже указывает на происхождение Псалтири от нескольких лиц, а не от одного писателя. Кроме того, в 2Пар. 29:30 мы имеем прямое указание, что во время Езекии славили Бога «словами Давида и Асафа прозорливца». По этому свидетельству за Асафом признается авторство и значение в составлении песней равное с Давидом, что указывает на признание писателями Псалтири уже не одного лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Беседа 46 на псалом 136 107 Пс.136:1 . Давида. Иеремиею. На реках Вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. Вавилонский плен пробудил в иудеях пламенную любовь к Иерусалиму и много способствовал их исправлению. – «Если забуду тебя, Иерусалим, да будет забыта десница моя» ( Пс.136:5 ). – Увещание жить так, чтобы не лишиться горнего Иерусалима. – Жажда мести со стороны пленных иудеев, мысль самого пророка и новозаветное учение об этом. 1. Велика любовь у этих людей к городу (Иерусалиму), великое желание – возвратиться туда. Пока они обладали благами, то постоянно были недовольны и дерзки; а когда лишились их, тогда стали желать их; для того Бог и лишил их, чтобы возбудить в них большее желание. Так и часто поступает Бог. Когда мы, наслаждаясь Его благами, не чувствуем этого, Он лишает нас их, чтобы мы вразумились лишением и опять старались приобрести их. Но почему они сидели при реках? Они были пленниками и находились в неприятельской стране; потому и жили вне стен и городов. «На вербах среди него мы повесили органы наши» ( Пс.136:2 ). Другой переводчик (Акила) го­ворит: «псалтири» ( κιθρας). Третий (Симмах): «лиры» ( λρας). Для чего они, отправляясь в плен, взяли с собою органы, которыми не могли пользо­ваться? Это устроено было Богом для того, чтобы и в чужой стране они имели памятники своего прежнего общественного устройства и тем более сокрушались, видя знаки тогдашнего богослужения. «Ибо там спрашивали нас пленившие нас о словах песней и у ведшие нас о пении: «воспойте нам (что-либо) из песней сионских!» ( Пс.136:3 ). Не мало пользы получили они и от того, что инопле­менники приставали к ним и желали слышать их песни. По­смотри и здесь, какое получали они исправление от плена. Те, которые вышли из надлежащих пределов, отступили от своего богопочтения и всеми способами попирали закон, на чу­жой земле вели себя так строго, что даже тогда, когда ино­племенники приставали к ним, угрожали, со всех сторон окружали их и желали послушать, даже и тогда они не скло­нились на их желание, но предпочли закон и строго сохра­нили его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

(Там) агнец, (и здесь) Агнец, только один — бессловесный, а другой — словесный. (Там) овца (и здесь) овца, но (там) тень, (а здесь) истина: явилось Солнце правды, и тень исчезла, так как при солнце тень скрывается. Поэтому, и на таинственной трапезе (предлежит) Агнец, чтобы мы освящались Его кровью. С восходом солнца не может быть виден светильник, потому что бывшее служило образом будущего. 5. Говорю это иудеям, чтоб не думали, обманывая себя, будто совершают пасху, потому что бесстыдной мыслью предваряют они опресноки и восхищают праздник, — иудеям, которые не обрезаны сердцем и тяжко слышат ушами. Как, скажи мне, совершаешь ты пасху, иудей? Храм срыт до основания, жертвенник разрушен, святое святых разорено, уничтожены все жертвы. Почему же ты осмеливаешься преступать закон? Отведенный некогда в Вавилон, ты слышал, как пленившие вас говорили: « воспойте нам » песнь Господню (Пс. 136:3), и ты не исполнил (желания их). Так почему совершаешь пасху вне Иерусалима? Ты сказал: « как нам петь песнь Господню на земле чужой? » (Пс. 136:4) И указывая на это, блаженный Давид говорит: на реке Вавилонской « там сидели мы и плакали: на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы » (Пс. 136:1–2), — т. е. псалтирь, цитру и лиру, потому что ими пользовались в древности и под их звуки пели псалмы. « Там », говорит, « пленившие нас требовали от нас слов песней », и мы ответили: « как нам петь песнь Господню на земле чужой? » (Пс. 136:3–4) Что, скажи мне, говоришь ты? Ты не поешь песни Господней в чужой земле, а пасху в чужой земле совершаешь? Видишь несмысленность иудеев? Когда понуждали враги, они не хотели пропеть псалма на чужбине, а ныне сами по себе, когда никто не принуждает, враждуют с Богом. Поэтому–то и блаженный Стефан говорил им: « вы всегда противитесь Духу Святому » (Деян. 7:51). Видишь, как нечисты опресноки? Как противозаконен иудейский праздник? Была некогда иудейская пасха, но прекратилась. Тогда, говорит (Евангелие), когда они ели и пили, Иисус, взяв хлеб в святые и пречистые Свои руки, возблагодарив и преломив, сказал ученикам Своим: « примите, ешьте, сие есть тело Мое », за вас и за многих ломимое во оставление грехов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Так (праздновали пасху) они. Зачем? Дабы, когда (говорит Писание), спросит тебя сын твой: «Что есть... сие» ( Исх.12:26 ), – ты сказал, что кровью этого агнца (отцы) помазали косяки дверей и избежали смерти, которую навел (Ангел) губитель на всех живущих в Египте, а благодаря этой крови он не мог войти (в их дома) и навести поражение. Итак, у них жертвы не добровольные, здесь же закалается Христос по Своей воле. Почему? Потому, что та жертва была образом жертвы духовной. И чтобы убедиться тебе, смотри, сколько сродства (между той и другой). (Там) агнец, (и здесь) Агнец, только один – бессловесный, а другой – словесный. (Там) овца (и здесь) Овца, но (там) тень, (а здесь) Истина: явилось Солнце правды, и тень исчезла, так как при солнце тень скрывается. Поэтому, и на Таинственной Трапезе (предлежит) Агнец, чтобы мы освящались Его Кровью. С восходом солнца не может быть виден светильник, потому что бывшее служило образом будущего. 5. Говорю это иудеям, чтобы не думали, обманывая себя, будто совершают пасху, потому что бесстыдной мыслью предваряют они опресноки и восхищают праздник, – иудеям, которые не обрезаны сердцем и тяжко слышат ушами. Как, скажи мне, совершаешь ты пасху, иудей? Храм срыт до основания, жертвенник разрушен, Святое Святых разорено, уничтожены все жертвы. Почему же ты осмеливаешься преступать закон? Отведенный некогда в Вавилон, ты слышал, как пленившие вас говорили: «Воспойте нам песнь Господню» ( Пс.136:3 ), и ты не исполнил (желания их). Так почему совершаешь пасху вне Иерусалима? Ты сказал: «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей» ( Пс.136:4 )? И указывая на это, блаженный Давид говорит: «На реке Вавилонской, тамо седохом и плакахом...; на вербиих посреде его обесихом органы наша» ( Пс.136:1–2 ), – т.е. псалтирь, цитру и лиру, потому что ими пользовались в древности и под их звуки пели псалмы. «Тамо, – говорит, – вопросиша ны пленшии нас о словесех песней»; и мы ответили: «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей» ( Пс.136:3–4 )? Что, скажи мне, говоришь ты? Ты не поешь песни Господней в чужой земле, а пасху в чужой земле совершаешь? Видишь несмысленность иудеев? Когда понуждали враги, они не хотели пропеть псалма на чужбине, а ныне сами по себе, когда никто не принуждает, враждуют с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Пс.136:3 . Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Сими словами Пророк изображает, что пленные Иудеи не ради одной токмо печали повергали свои органы пред очами варваров оных, но и для того, чтоб не предать святыню в поругание Божиим врагам, которые желали слышать пение их с тем, чтоб посмеяться священным песням, которыя обыкновенно петы были в одни токмо праздники Господни. Ибо варвары оные имели намерение не столько уязвить бедных пленников, сколько изблевать хулу на Бога. Почему выражение сие есть ироническое, то есть, с насмешкою соединенное, так как бы варвары сказали Левитам: почто вы умолкли? или Бог ваш умер, пред Которым вы доселе обыкновенно певали? ежели Он увеселяется вашею мусикиею, то зачем вы молчите? Пс.136:4 . Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Пророк влагает здесь во уста верных высокий и благоразумный ответ против гордаго насмешников вопроса, который показывает, что им запрещено в земле оскверненной петь, так как и законных жертв приносить не позволено. Ибо хотя Халдеи думали, что Иудеи в земле их останутся вечно, но Пророк, нарицая Вавилон землею чуждею, означает, что народ Божий в земле оной на время токмо гостит; наипаче же показывает, что Халдейская земля недостойна толикой чести, чтоб воспевать в ней Божии хвалы. Впрочем, хотя известно, что сынове Божии, где бы ни жительствовали, всегда суть странники в мире, но поскольку Бог землю Ханаанскую избрал Себе в единственное достояние, сего ради Пророк праведно нарицает Иудеев пришельцами в чужих странах и потому всегда повелевает им быть готовым к возвращению, прикровенно утверждая пророчество Иеремиино, определившее время плена, дабы никогда не забывали отечества. Между тем твердостию и постоянством вооружает верных, дабы никаких угроз не боялися и с Халдеями не смешивалися. Пс.136:5 . Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Пс.136:6 . Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пленившие их враги – Вавилоняне – требовали от них пения или для своего удовольствия, или, может быть, видя их унылыми, хотели еще более уязвить их, – и с насмешкою, собственно, говорили им: воспойте нам Сионскую песнь. Песнь Сионская, священная, хвалебная песнь Творцу и Господу для них была бы не нужна, даже им ненавистна. И потому в горьком чувстве столь драгоценной потери Иерусалима и отечества бедные пленники ответствуют врагам своим: Как нам петь песнь Господню на земле чужой ( Пс.136:4 ). То есть, как бы так они говорили: место ли нам петь и славословить Творца всяческих среди общества иноплеменных, чуждых нам по вере и чувствам? Уместно ли возвещать славу Божию среди народа развращенного, любящего только служить бесам и идолам? Како воспоем песнь Господню на земле чуждей, когда Иегова – Бог наш заповедал нам воспевать песни во славу имени Его – собственно во храме своём, где Он являет нам своё милосердие и правосудие? Итак, пленники не хотят изменить своей святыне, не хотят в угождение врагам, пленившим их, воспеть песнь Господа, над которою они готовы, может быть, и поругаться. Нет! Они не изменяют святому Иерусалиму, не хотят забыть сего священного места, где заповедано им приносить жертвы Господу. Пусть они далеки от него; но град Божий в их душе, св. Иерусалим в их сердце. Если я забуду тебя, говорят пленники как бы в один голос, если забуду тебя, Иерусалиме, то забудь меня правая рука моя ( Пс.136:5 ), т. е. онемей, не служи более мне, да не буду иметь возможности воспевать священных песней на музыкальных орудиях. Прильпне язык мой ко устам моим ( Пс.136:6 ), – отнимись у меня язык, и я не буду иметь возможности возглашать тех песней в согласие с музыкальным орудием, если не буду помнить тебя, если воспоминание о Иерусалиме не поставлю в первый и главный предмет отрады моей. Слова сии пленники произносят вместо клятвы, твердо обещаются, что они не увлекутся какими-нибудь мирскими увеселениями, не вдадутся в постыдные весёлости. Мысль о святом граде Сионе, мысль о святом храме – селении славы Божией – будет всегда и постоянно занимать их, скорбные сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/6/slova-i-pouc...

Формирование П. Поэтические славословия и гимны возникли еще до Давида, на заре ветхозав. истории. Народ Божий издавна имел обыкновение выражать свои чувства и веру в песнопениях и стихах (см.Исх 15; Суд 5; 1 Цар 2:1–10). Царь Давид сочетал военные и политич. таланты с поэтическим гением. Об этом свидетельствует его элегия на смерть Саула (2 Цар 1:19 сл.) и псалом спасения (2 Цар 22:2 сл.), вошедший в П. (Пс 17). Величественные, отмеченные архаизмом образы многих псалмов вполне могут указывать на авторство Давида, что косвенно подтверждает их сходство с древней ханаанской поэзией (напр., Пс 28). Какие псалмы принадлежат самому Давиду, точно установить едва ли возможно (по мнению это Пс 109, 23, 131, 50). Надписание «Давидов», по аналогии с гимнами может означать, что они пелись для царя или в присутствии царя из дома Давидова. Упомянутые в псалмах сыны Кореевы и Асаф были руководителями храмовых хоров и оркестров. Их имена указывали на среду, в к–рой сформировалась П. Структура П. показывает, что книга складывалась на протяжении долгого времени, пополнялась новыми псалмами, расширяясь в эпоху Плена (см.Пс 136). По–видимому, 5 книг П. возникли примерно в той последовательности, какую они имеют в нынешней Библии. Наиболее ранним разделом были «молитвы Давида». Затем сформировалась «Элохистическая П.», к–рая пополнялась вплоть до 2 в. до н.э. Сравнение П. с псалмами показало, что в Маккавейское время в П. входили н е н о в ы е т е к с т ы, а древние псалмы. Псалмы Соломоновы (см. ст. Апокрифы), написанные ок.63 до н.э., уже не были включены в П., а следовательно, полный корпус канонич. псалмов был уже кодифицирован. Это произошло не позднее 100 до н.э. Надписания псалмов. Кроме имен авторов и указаний на повод составления псалмов (напр., Пс 3), в П. существуют указания для певцов и музыкантов. Они не всегда могут быть расшифрованы. Так, считается, что слова «при появлении зари» (Пс 21) означают, по–видимому, что псалом должен петься на мотив традиционной утренней песни. Аналогичным образом объясняется надписание Пс 56. Слова «на гефском орудии» (Пс 38) могут указывать на филистимский инструмент или мелодию. Слово «аламоф» (Пс 45) связано с исполнением псалма женским хором (от евр. алма, молодая женщина или девушка). Музыкальные паузы в П. отмечены словом села (опущенным в син. пер.).

http://predanie.ru/tema/psalmy/

Таким образом потом этот праздник стал постоянным напоминанием о спасении. И не только ту пользу получали они, что он напоминал им о древних благодеяниях, но и другую, большую, от того, что он прообразовал будущее. Тот агнец был образом другого Агнца – духовного, овца – Овцы; то была тень, а это – Истина. Когда же явилось Солнце правды, тогда тень наконец исчезла, так как при восходе солнца тень скрывается. Поэтому на самой этой трапезе совершается та и другая пасха, – и прообразовательная, и истинная. Как живописцы на одной и той же доске проводят черты и изображают тень, и потом накладывают на нее истинные краски, так поступил и Христос: на одной и той же трапезе Он и преднаписал прообразовательную пасху, и присоединил истинную. «Где хощеши уготоваем ти ясти пасху?» Тогда была пасха иудейская; но когда взошло солнце, то светильник пусть уже не является; когда наступила истина, то тень пусть уже исчезнет. 5. Говорю это к иудеям, так как они мнят, что совершают пасху; и, необрезанные сердцами, с бесстыдным намерением предлагают опресноки. Как, скажи мне, иудей, ты совершаешь пасху? Храм разрушен, жертвенник уничтожен, Святое Святых попрано, всякого рода жертвы прекращены; для чего же ты дерзаешь совершать эти беззаконные дела? Ты отошел некогда в Вавилон, и там говорили пленившие тебя: «Воспойте нам от песней Сионских» ( Пс.136: 3 ); но ты не согласился. Это выразил Давид, сказав «на реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом... на вербиих посреде его обесихом органы нашя» ( Пс.136:1–2 ), т.е. псалтирь, цитру, лиру и прочее, так как их употребляли они в древности и посредством их пели псалмы. Отправившись в плен, они взяли их с собой, чтобы иметь напоминание о жизни в отечестве, а не для того, чтобы употреблять их. «Тамо, – говорит, – вопросиша ны пленшии нас о словесех песней»; а мы сказали: «Како воспоем песнь Господню на земле чуждей» ( Пс.136:3–4 )? Что говоришь ты? Песнь Господню ты не поешь на земле чужой, а пасху Господню совершаешь на земле чужой? Видишь ли неблагодарность? Видишь ли беззаконие? Когда враги принуждали их, то они не смели даже сказать псалма на земле чужой; а теперь сами от себя, в то время, как никто не принуждает и не заставляет их, воздвигают войну против Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но что говорят о нашей молитве – том «органе», который вложил в наши руки Господь как вернейший инструмент нашего спасения? Как часто мы становимся предметом пререкания! И как часто мы развешиваем «на вербиих органы наша» просто по неумению их использовать! «Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских» ( Пс.136:3 ).«Вавилоняне, насмехаясь над пленными, приказывали им петь, чтобы надругаться над святыми и божественными предметами. Но, бывшие богоотступники и поправшие Закон, евреи на чужой земле вели себя столь строго, что, даже несмотря на угрозы иноплеменнические, не дерзнули нарушить Закон. Видишь ли, как скорбь делает людей сильными, сокрушенными, как смиряет душу?» 57 «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?» ( Пс.136:4 ).«Почему же иудеям непозволительно было петь в чужой стране? Потому что нечистым ушам не следовало слышать этих таинственных божественных песнопений. Мир этот есть область иного, князя века сего (ср.: Ин.14:30 ). Не освободившись от пристрастия к миру, душа не может любить Бога искренно. Ибо житейское пристрастие для нас есть как бы покрывало. Ибо, доколе мысль наша рассеивается и душа возмущается в себе страстями, дотоле не можем петь Богу чистую песнь. Ибо как мы можем петь песнь Господню в сердце, обладаемом страстями? Ибо сердце иносказательно называется землею, а песнь означает чистую и нерассеянную молитву» 58 . «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего» ( Пс.136:5–6 ).«Да слышим это и вразумимся. Ибо как они, когда потеряли свой отечественный Иерусалим, тогда стали искать его, так и многие из нас поверят в то время, когда потеряют свой горний Иерусалим, но первые имели надежду на возвращение, а нам, когда лишимся своего вожделенного града, невозможно будет возвратиться снова: потому что червь их там не умирает, как говорит Писание. Посему должно так устроять настоящую жизнь, чтобы не быть изгнанниками из вышняго града» 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010