( Пс.25:2 ), ( Пс.138:24 ). Слова Преподобного Никифора о соединении ума с душою во время делания молитвы, как мне кажется, сообразны с учением Преподобного Антония об уме и душе, которое можете видеть в его увещаниях. Например, в § 94 сказано: «Ум несть душа, но дар Божий, спасающий душу, и предтечет и советует душе ум Богоугодный презрети привременная, вещественная и тленная, возлюбити же вечная, нетленная и невещественная благая, и ходити в теле человеку, небесная и Божия, и вся вкупе умом помышляющу и видящу». В § 135 также написано: «Во всяком теле вещество есть, но не во всякой душе ум есть. Темже и не всякая душа спасается». Очевидно, что сей Св. Отец умом называет благодать Божию, вселяющуюся в ум, и действующую в уме и посредством ума, как чрез орган свой, и обладающую умом, и просвещающую его, и возводящую его и низводящую, отлучающую от всего видимого и с невидимым соединяющую во глубине души или сердца. Таковый ум Апостол Павел называет умом Христовым; и мы имеем, говорит, ум Христов ( 1Кор. 2:16 ), дабы знать, что даровано нам от Бога ( 1Кор. 2:12 ). Подумайте, какие утешительные, восхитительные истины открываются в сем изречении Св. Павла? Кто ум Христов имеет, тот имеет и сердце Иисусово, тот един дух с Господом, тот весь Христов, как в другом месте говорит сей же Апостол: вся ваша суть, вы же Христовы, Христос же Божий. ( 1Кор. 3:22, 23 ). Но прежде надобно от всего отказаться, и ничего не иметь своего, и потом уже, когда Отцу небесному благоугодно будет сие, все будет вашим. Сравните с первым из приведенных §§ одиннадцатый стих второй главы послания Павлова к Титу: Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в настоящем веке и т. д. Впрочем, и то справедливо, что как грех есть расстройство душевных сил, так возрождение есть приведение оных к единству, и в едином на потребу для истинного блаженства нашего соединение. Другие Отцы церковные, говоря о уме, как о силе души, пишут, что прежде ум очищается, а потом уже сердце; сердцем они называют основание, глубину души, средоточие сил ее, от которого происходящие ветви суть воображение, память, разум, воля со всеми ее желаниями, как отраслями, ум, совесть. Операции, при очищении сердца совершаемые, по описанию сих искушенных учителей, для внешнего человека ужасны, непостижимы и кажутся нелепостию и сумасбродством.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

В самой постановке этого вопроса в очередной раз проявляется наша оторванность от православного Предания. Все святые Отцы прекрасно знали это видимое противоречие и с удовольствием подчеркивали его в своей полемике с поклонниками светил. Суть их объяснения было то, что Бог создал сутки до солнца, чтобы не думали будто оно творец дня. Также они объясняли сотворение до светил растений. Светила же являются не причиной существования суточного круга, а лишь его управителями (см. Пс.135:9 ). Управитель же не может стать таковым до появления того, чем он должен управлять. Это толкование стало общепринятым в святоотеческом богословии. Особенно его подчеркивал Златоуст и свят. Папа Лев. Подробнее их цитаты будут приведены на своем месте свидетелей защиты. Но, конечно, наиболее часто в защиту этого ложного мнения приводятся две цитаты — из 89 псалма и 2 послания св. апостола Петра. « У Господа один день, как тысяча лет, (здесь они обычно останавливаются — С.Д.) и тысяча лет как один день» (2.3:8). — Даже невооруженному глазу видно, что здесь идет речь не о днях творения, а о вечности Божией, не изменяющейся из-за течения реки времени и не подвластной ее водам, благодаря чему Бог может весьма долго ждать покаяния грешника. Об этом же говорит и следующий текст: «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» ( Пс.89:5 ). Здесь также «забывается» вторая часть цитаты, благодаря чему теряется смысл этих слов. Если так понимать Библию, то получится, что и Христос пришел к ученикам по морю не в 4 стражу ночи, а в 4 ночное тысячелетие ( Мф.14:25 ), да и воскрес Он не в третий день, а в третью эпоху! Очевидна порочность подобных толкований Писания! С другой стороны даже буде мы признаем, что здесь идет речь о днях Творения, который будто бы действительно длились по тысяче лет, то тогда и это ничем бы не помогло сторонникам эволюции. Ведь срок в 6000 лет явно недостаточен для самопроизвольного появления всего многообразия жизни (а ведь даже растениям из этого срока достается только 4000 лет, а морским и сухопутным тварям соответственно по 2000 и 1000 лет)! Так что само это уже аллегорическое толкование нуждается в новом перетолковании, для которого обоснования от Писания, даже столь слабого, еще не предложено. Итак здесь мы имеет двойную аллегоризацию крайне извращающую весь текст!

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

2) Соборы не могут бесспорно и непогрешимо определять истины, так как лица, в них участвующие, способны к заблуждению, как свидетельствует Слово Божие: Ис.56:10 ; Иер.6:13, 14:14, 26:8 ; Иез.22:25–26 ; 2Пет.2:1 ; Деян.20:29–30 . Кроме того, собор архиереев и книжников иудейских осудил на смерть Господа Иисуса Христа; многие вселенские соборы после Никейского также отступили от истины (757 б –758 б ). Но все приведенные свидетельства св. Писания не доказывают протестантской мысли о погрешимости соборов: в них говорится не о собраниях, а об отдельных пастырях и учителях и притом – церкви Ветхозаветной, не имевшей тех великих обетований, которые даны церкви Христовой ( Мф.16:18 ; 1Тим. 3:15 ). Кроме того, в указанных изречениях Слова Божия обличаются лицемерие и ложь иудейских лжепророков и фарисеев, а также порицается преступность народных возмущений против вестников воли Божией. Несправедливо замечание протестантов и о погрешимости вселенских соборов после Никейского: вселенские соборы, руководимые Духом Святым, не подлежат заблуждению; если же некоторые соборы отступили от истины, то это были соборы неправильные, не законные, каковы собрания ариан и последователей Македония, Нестория и др. (758 б –760 б ). 3) В связи с мыслию о руководственном значении св. Писания в деле веры протестанты утверждают, что Слово Божие ясно и удобопонятно для всякого. В доказательство этого своего положения они указывают на: Втор.30:11 ; Пс.18:9, 118:105 ; 2Пет.1:19 ; 2Кор.4:3 . В ответ на это мнение «Камень веры» 1) противопоставляет свидетельства св. Писания, в которых говорится о его неясности и трудности для нашего разумения ( 2Пет.3:16 ; Лк.24:27 ; Деян.8:31 ; Мф.13:36, 16:11, 24:15 ; Лк.18:34 ). 2) Указывает на разногласия протестантских сект в вопросах веры, которые необъяснимы при предположении ясности и удобовразумительности св. Писания и 3) дает правильное объяснение приводимых в возражении свидетельств Слова Божия. Из указанных мест св. Писания видно, что иногда оно говорит о своей ясности и удобопонятности, иногда же о своей таинственности и трудности для разумения: значит, что одна часть св. Писания для нас ясна и открыта, а другая – мало доступна для понимания. Если в псалмах Давида говорится о ясности и близости к человеку заповедей Божиих, то с другой стороны в них же содержатся и молитвы св. Царя о вразумлении и просвещении в законе Господнем ( Пс.118:18 , 34, 135). Это кажущееся противоречие в словах св. Писания объясняется тем, что заповеди закона Моисеева ясны и удобопонятны, по своему прямому и буквальному смыслу, но не для всех постижимы, по своему таинственному разумению. Например, ясны прямые повеления шестой заповеди десятословия, или заповеди об агнце пасхальном, но не для всех понятен их широкий и преобразовательный смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Скачать epub pdf Псалом 117 Псалом сей так же, как и несколько предыдущих псалмов, надписывается словом Аллилуиа , и есть благодарственная песнь Богу после победы над врагами. Псалмопевец, по мнению некоторых, – сам царепророк Давид, а по другим, и это всего вероятнее, – один из левитов, последующих составителей псалмов, призывает всех к прославлению Господа (ст. 1–4), ибо Он помогает всем призывающим Его в нужде и ищущим у Него помощи (ст. 5–9). Многочисленные враги – язычники – окружали избавленного и угрожали ему погибелью, но упование на Бога дало ему мужество и Бог помог ему (ст. 10–18). Он входит в храм, чтобы возблагодарить Господа (ст. 19–21). Народ присоединяет при этом выражение и своей радостной благодарности за спасение презираемого врагами их отечества (ст. 22–25). Священники принимают псалмопевца с благословениями и приносят благодарственные жертвы (ст. 26–27). В заключение, – новые выражения благодарности (ст. 28–29). По изъяснению св. отцев и вообще христианских толковников, в этом псалме изображается Мессия, Который, по воскресении Своем, славословит Бога и призывает Церковь к славословию Бога, воскресившего Его от мертвых ( Деян.4:10 ) и спасшего от всех врагов. Он называется здесь камнем, егоже небрегоша зиждущии (ст. 22), под которым, по свидетельству Спасителя ( Мф.21:42 ; Мк.12:10–11 ) и апостола Петра ( Деян.4:11 ), должно разуметь Самого Христа, преданного иудеями на смерть и воздвигнутого от мертвых силою Божией. Под днем, который сотворил Господь, дабы радоваться и веселиться в оный (ст. 24), Св. Церковь разумеет день светлого Христова воскресения. Посему псалом сей считается не только благодарственным, но и пророческим. Пс.117:1 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Такими же словами начинаются псалмы 105, 106 и 135. Ими пророк научает, чтобы все люди всегда знали и помнили, что Господь Бог есть благ, добр и милостив, что милость Его пребывает во век, и, помня это, чтобы не боялись и не стыдились, во-первых, исповедать и прославлять Его пред всеми людьми. От таких исповедников Он и Сам не отречется, как говорит Христос Спаситель в Евангелии ( Мф.10:32–33 ; Лк.9:26 ), а кто «постыдится Меня и Моих слов, того постыдится, – говорит Он, – и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами» ( Мк.8:38 ). Исповедуя же благость и милость Божию, люди в то же время должны признавать себя, по грехам своим, недостойными этой милости, должны в то же время исповедать пред Богом грехи свои. Чрез такое исповедание грехов своих, люди покажут свое покаяние пред Богом, желание исправить свою жизнь и таким образом заслужить милость Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

«Благодатная! как мы назовем Тебя? Ты – небо, потому что из Тебя возсияло солнце правды; Ты – рай, потому что произрастила цвет нетления; Ты – Дева, потому что пребыла нетленною; Ты чистая Мать, потому что в Своих святых объятиях носила Сына, Бога всех. Моли Его, чтобы спаслись наши души». Затем: «стопы моя направи по словеси Твоему» и т.д. «Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию. Избавь меня от угнетения человеческого и буду хранить повеления Твои. Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим» ( Пс. 118:133–135 ). Уста мои полны хвалою Твоею, и я воспеваю славу Твою, всякий день величие Твое». Молитва в заключение первого часа: «Христе, свете истинный»... «Иисусе Христе, истинный свет, просвещающий и освещающий всякого человека, вступающего в мир! Яви нам светлое лице Твое, чтобы мы в нем узрели неприступный свет, направь ноги наши к совершению заповедей Твоих, молитвами пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь». Эту молитву обыкновенно читает священник. Уже из этого можно заключить, что ей придается особенное значение. Но, к истинному сожалению, чрезвычайно редко можно встретить, чтобы она вычитывалась именно так, как должна читаться молитва с особенным значением. Обыкновенно не успеет сказать священник: «Христе, свете истинный» как тут же начинают петь «Взбранной Воеводе» и многие уходят из храма. Не должно сего быть, братия. (См. кн. О церк. богослуж. И. И. Беллюстина ). Будем, братия, до конца выстаивать церковные службы, согласно правилам церкви, и, принимая участие в чтении и пении, будем совершать это святое дело с благоговением и страхом Божиим, помня грозные слова: «проклят всяк, творяй дело Господне с небрежением» (Сост. с доп. по указ. источн.) Приложение к беседе 25. Историческая справка о том, почему поется на первом часе «Взбранной Воеводе» Достойно замечания, что на первом часе поется обыкновенно песнь в похвалу Божией Матери – Взбранной Воеводе победительная. Почему же именно поется она на первом часе?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Итак, братие, дело открыло то же, что сказало слово, то есть показало, что подлинно богатство для человека становится гибельным, когда последний алчет его. Какой же из сего урок следует для всех нас? Для тех из нас, которые не обладают богатством, следует тот урок, чтобы мы не искали богатства; а для обладающих богатством следует особый урок, который даёт богатым святитель Тихон Задонский . «Ежели имеешь богатство, – говорит он таковым людям, – берегись к нему сердца своего прилагать, да не тако сердцем твоим отступиши от Бога: «не можете служить Богу и мамоне» ( Мф.6:24 ). Такожде берегись на прихоти и на роскоши расточать Божьего добра. Дано оно тебе от Бога не ради тебя единого, но и ради прочих бедных людей. Помни, что ты строитель, а не господин добра: «Господня земля и что наполняет ее» ( Пс.23:1 ). Буди убо верный строитель Господа твоего, а не расточитель имения Господня; сам ты умеренно довольствуйся, и благодари Творца всего добра, и убогих людей снабдевай. Безответны будут и посрамятся на Суде Христовом и тии, которые, как сторожи, хранят имение свое, и тии, которые на прихоти и роскоши расточают его ( Мф.25:31–46 ). Ты того берегись, да не со злым рабом осудишися» (т. 1, стр. 134–135). Пусть же, скажем в заключение, богатые примут этот урок святителя и поступают по оному; а мы, не обладающие богатством, также постараемся не забыть сказанного святителем Тихоном; а вместе с ним навсегда запечатлеем ещё в сердце и следующие слова Спасителя: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе» ( Мф.6:19–20 ). Аминь. 31-й день 125. Отчего у нас так упорно держится раскол и разные секты (Из жизни преподобной Мелании Римлянины. Чет. Мин. дек. 31) Отчего это, братие, в нашем отечестве так упорно держится раскол? Отчего с ужасающей быстротой распространяются одна за другой новые секты? Отчего так часто появляются ложные учители и почти всегда имеют среди народа огромный успех? Там штунда, там ложное учение не призванного учителя – Толстого, там являются пашковцы, там странники, бегуны, молокане, духоборцы и другие чада погибели, им же имя легион? Отчего это? Ответ простой.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

В 12-й главе труда «О девстве, или о подвижничестве» приписываемого святителю Афанасию, автор, обращаясь к желающим подвижничества девам, напоминает, что всё время жизни, в том числе и ночное, следует проводить в молитве, и указывает, как именно это делать. При восходе солнца уже необходимо иметь в руках Священное Писание , после третьего часа нужно совершать молитвословие, потому что в это время было водружено Крестное Древо, в шестой час должно молиться с чтением псалмов, плачем и молением, ведь в этот час Христос был водружён на Крест, а в девятый час следует, слёзно исповедуя свои грехи, молиться ко Господу «в песнопениях и славословии», потому что «в этот час Сын Божий на Кресте испустил дух» 323 . В 16-й главе того же труда речь идёт о том, что при наступлении двенадцатого часа положено совершать молитву более продолжительную и усиленную с единодушными девами. Отметим, что данный отрывок также подтверждает некорректность буквального понимания слов святителя Афанасия о том, что долгие молитвы Богу неприятны. В конце 12-й и в 13-й главе этого сочинения святитель поясняет, как именно нужно молиться до и после еды: «А после молитвословия девятого часа ешь хлеб свой, благодаря Бога перед трапезой таким образом: Благословен Бог , милующий и питающий нас от юности нашей, даяй пищу всякой плоти ( Пс.135:25 ). Исполни радости и веселия сердца наши, чтобы мы, всегда и во всём имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело ( 2Кор.9:8 ) во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Тебе слава, честь, держава и поклонение со Святым Духом во веки веков. Аминь» 324 . Эта молитва схожа с современным возгласом священника после трапезы: «Благословен Бог милуяй и питаяй нас от Своих богатых даров, Своею благодатию, и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков» 325 . Показательно, что некоторые молитвы, указанные святителем Афанасием как читаемые перед трапезой, имеют аналоги в «Дидахе» 326 . Далее святитель отмечает, что хлеб следует троекратно перекрестить. Также перед обедом необходимо читать молитву «Отче наш». Если человек вкушает пищу не один, то и все остальные должны «возносить благодарения на предлежащем хлебе» и таким образом участвовать в молитве. Афанасий Великий пишет, что в случае присутствия на трапезе оглашенной она не должна молиться с верными и разделять с ними хлеб. Кроме того, нельзя вкушать пищу с нерадивыми и смешливыми женщинами, потому что девствующая посвящена Богу, а пища и питие освящаются молитвами 327 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Испрашивая у Бога вещественных или духовных благ, невозможно оставлять кого-либо в стороне. «Наш», «мы» Молитвы Господней – основа для православного обществоведения, благотворения, братства. Эта её строчка напоминает и об умножении Господом пяти хлебов и двух рыб в пустыне ради насыщения голода множества собравшихся( Ин.6:5–11 ). А ещё – об общем владении имуществом первыми иерусалимскими христианами ( Деян.2:44–45 ), и о последующем монашеском общежитии. Сюда же восходит и миссионерство. Можно ли не беспокоиться о том, чтобы Небесный Хлеб достиг тех, кто голоден духом? К.Е. Скурат С этого прошения начинается вторая часть молитвы Господней. Первые прошения относились преимущественно к славословию Имени Божия, хотя с этим славословием тесно связана и наша собственная слава. Следующие же четыре составляют просьбу о благах нашей личной жизни, хотя опять-таки дарование этих благ относится и к славе Имени Божия. «С четвёртого прошения, – читаем в книге «Святоотеческих наставлений о молитве и трезвении» – начинается поворот молитвы». Церковный писатель Тертуллиан видит в этом проявление Божественной Премудрости. «Какой прекрасный порядок дала Божественная Премудрость молитвенным прошениям, – восклицает он, – когда после небесного, то есть Имени Божия, Царства Божия, Воли Божией, дала место прошению и о земных потребностях». Словами четвертого прошения мы молим Господа, чтобы Он дал нам на этот день все необходимое для нашего существования – как телесного, так и духовного. Для телесной жизни нужны пища, одеяние и жилище. Но это попечение о естественных потребностях не должно заглушать памяти о всеблагом Божием Промысле. «Жизнь человеческая однодневна, – поучает святитель Григорий Нисский . Собственность каждого – одно только настоящее, а надежда на будущее остаётся в неизвестности... Для чего мучить себя неизвестным, томить заботами о будущем? Сказано – «довлеет дневи злоба его» ( Мф.6:34 )... Скажи Тому, Кто даёт «пищу всякой плоти» ( Пс.135:25 ): от Тебя моя жизнь, от Тебя да будет и средство к жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Повозочка моя, в которой я ехал во всю дорогу, была весьма похожа на гроб, то есть так же узка и длинна и такой же формы, только тем отличалась от гроба, что на полозьях и на задней части оной был зонт. Не редко случалось ехать по узкой дороге, пробитой между глубокими снегами, и тогда мне казалось или приходило на мысль, что я еду в гробе по длинной могиле; ибо только стоило остановиться и велеть зарыть себя. Более 25 дней проведены вне всяких жилищ, которые или проезжали мимо, или в которые нельзя войти; 7 дней проведены совершенно в пустых местах (при переезде из Олюторской губы в Пенжинскую). Мороз (в 63° Сев. Широты) иногда был очень жесток. Но, благословен Господь, хранящий меня во всех путях моих! не смотря на быстрые и резкие перемены воздуха, воды, пищи, и проч., я и все сущие со мною (их было сначала 6, а под конец 4) были совершенно здоровы; никто из нас, можно сказать, не видал даже неприятности выключая мороза, все во всю дорогу благодушествовали; словом сказать, я готов ещё не один раз проехать по Камчатке, если только буду здоров. В Камчатке церквей очень много, судя по числу людей (10 – на 5,300 жителей), а в Охотске чрезвычайно мало (3 – на 6:000). Просят меня дать Священников жители Острова Павла, Курильцы; Тунгусы! и я нахожу это необходимым. Но нет денег. Августа 1 дня 1843 года Охотск. 5. Слово на память Святителя Алексия, в субботу первой недели Великого поста (февраля 12 дня 1844 г.), говорённое синодальным членом, высокопреосвященнейшим Филаретом, Митрополитом Московским И рече к ним: желанием возжелех сию пасху ясти с вами ( Лк.22:15 ). Одною из принадлежностей праздника обычай полагает праздничную трапезу. Празднику духовному духовная и трапеза, без сомнения, преимущественно приличествует. Но и телесной праздничной трапезы не отвергает праздник, даже духовный: потому что мы не бестелесны; потому что нас учат прославлять Бога не только в душах, но и в телесех наших, и, аще ямы, аще пием, и сие в славу Божию творите (1Kop.6:20, 10:31). Была некогда, и ныне есть, торжественная трапеза, телесная, только не просто телесная, которой желал вкусить, и не стыдился изъявить сие желание даже Неимеющий нужды ни в какой трапезе, потому что Сам дает пищу всякой плоти ( Пс.135:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4:23—24)? «В духе», то есть «умом и душою», «и в истине», ибо в нас действует уже не закон буквы, а духа, «ибо буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6)», совершая поклонение «не телесное только», «не образное, тенистое и указывающее собою на будущее, но служение истинное и не имеющее никаких теней. Ибо таких поклонников ищет Себе Бог: как Дух — духовных, как Истина — истинных».    Не ты ли нуждаешься во враче еще больше, чем те мытари и грешники, с коими разделял трапезу Христос?    Но — уготовала ли ты в себе трапезу радости в ознаменование встречи с Господом, как некогда мытарь Матфей, будущий евангелист, «в великой радости по случаю посещения Христова созвал мытарей — друзей своих», чтобы Господь, «для пользы их», воссел за стол вместе с ними? Смотри, как учит тебя блаженный Феофилакт: Господь всегда принимал яства, когда кто-нибудь приносил их. Делал же это «не потому, будто нуждался в услужении других, ибо Он Сам дает пищу всякой плоти (см.: Пс. 135:25), но для того, чтобы приносящие имели награду и привыкли питать и других».    Уготовала ли ты себя «в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения» (Рим. 12:1), чтобы не потерять награды своей (Мф. 10:42; Мк. 9:41)?     Помилуй мя, Боже,помилуй мя    Мытарь спасашеся, и Блудница целомудрствоваше, и фарисей, хваляся, осуждашеся. Ов убо: очисти мя; ова же: помилуй мя; сей же величашеся вопия: Боже, Благодарю Тя, и прочия безумныя глаголы.     «Мытарь спасся, и блудница уцеломудрилась., и фарисей, хвалясь, осудился. Ибо тот молился, говоря: “Очисти меня, Господи!”; тот — “Помилуй меня»; а этот величался, возглашая: “Благодарю Тебя”, — и прочие безумные речи».     Фарисей тщеславием побеждаем,    и мытарь покаянием приклоняем,    приступиста к Тебе Единому Владыце:    но ов убо похвалився, лишися благих:    ов же ничтоже вещав, сподобися дарований.    В сих воздыханиих утверди мя Христе Боже,    яко Человеколюбец.    Так поет Церковь, вспоминая «мытарево высокотворное смирение» и фарисейское высокоумное тщеславие и прося себе утверждения в смиренных воздыханиих: покаяния, ибо «покаяние — это стихия Православия».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010