Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Плоть – 1) вещественное начало в человеке; вещественная составляющая человека ( Рим.8:5 ; Гал.5:16-17 ; Мф.26:41 ); 2) телесный состав, тело человека ( Мф.19:6 ; Деян.2:31 ; 1Кор.6:16 )/животного ( Быт.41:2 ; 1Кор.15:39 ); 3) человек ( Мф.24:22 ; Гал.2:16 )/животное ( Пс.135:25 ; Сир.13:20 ); 4) мягкие ткани человеческого тела ( Пс.106:1 ; Лк.24:39 )/тела животного. В чем разница между плотью и телом? Эти два термина в некоторых случаях используются как синонимы. Однако они могут использоваться в различных значениях. Под человеческим телом подразумевается совокупность определенных материальных элементов, составленных определенным, характерным для человека, как представителя человеческого вида, образом (особым образом сформированная материя). В зависимости от контекста словоупотребления под телом человека может подразумеваться: 1) человеческий организм, функционирующий во взаимодействии с человеческой душой; 2) мертвый человеческий организм; 3) туловище человека. Под плотью же нередко подразумевается, условно выражаясь, «материал», материальная основа тела. С другой стороны, в то время как понятие «тело» обычно используется вне морально-оценочных контекстов, понятие «плоть», напротив, нередко употребляется для указания на греховность человека, на наличие или даже на преобладание в нем стремлений к низменным греховным удовольствиям. В этом отношении Священное Писание свидетельствует: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» ( Рим.8:5-7 ); «если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» ( Рим.8:13 ). В таком понимании в Писании используются выражения: плотские очи ( Иов.10:4 ), плотские помышления ( Рим.8:6 ), плотские похоти ( Еф.2:3 ), плотская мудрость ( 2Кор.1:12 ), плотский ум ( Кол.2:18 ). К примеру, свт. Филарет проводит следующее различие между понятиями «тело» и «плоть»: «Плоть не то, что тело. Тело, с его естественными свойствами и действиями, создал Бог, и создал не для смерти. После нарушения заповеди Божией и вкушения запрещенного плода тело стало плотью, жребий которой есть смерть… Поэтому под названием плоти надо подразумевать возбужденные в человеке самолюбие и чувственность, проявляющие себя ложной жизнью в страстях и похотях и в делах, управляемых страстями и похотями». Что значит жить «по плоти»?

http://azbyka.ru/plot

И еще: Иисус «укорял» города иудейские (Хоразин, Вифсаиду, Капернаум), сравнивая их с языческими (Тир, Сидон, Содом), говоря, что в Иудее «были силы», каких не было явлено у язычников: но иудеи Христа не приняли ( Мф.11:20 сл.). «Иисус сказал: исповедаю Тебе, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» ( Мф.11:25 ). Давид в Псалме пророчески говорит о «врагах Яхве»: эти «враги и мстители» суть «мудрые и разумные», «первосвященники и книжники» евангельских времен. Та «хвала», которую восклицали дети, и те «силы», которые явил Иисус, произвели свое действие – «упразднили» (от глагола шават , того же корня «суббота») «врагов Яхве» – «мудрых и разумных, первосвященников и книжников». В идейной и социальной сферах иудейские мудрецы будут активны; в святости духовной жизни – они через Христа стали «праздные», безучастные 58 . 3 Поэтому в Пс.1:1 : ашере-ха-иш – «блажен» (множ. число) «муж» (единств. число) содержится такое же грамматическое несогласование по числу, как и в первом стихе Библии: бара Элохим – «сотворил» (единств. число) «Бог» (Элохим – множ. число). Такое формальное несогласование по числу (в первых стихах книг Бытие и Псалмы) находит свое содержательное обоснование в Новом Завете. «Сотворил Элохим» указывает на троичность Единого Божества; «блажен муж» – на заповеди блаженств Нового Завета. 7 По переводу первых псалмов виден стиль работы переводчика. Так, ашере-ха-иш в переводе С.С.Аверинцева – «о, благо тому, кто». Автору перевода важнее остаться внутри собственного впечатления от прочитанного (ашере как восклицание), хотя он отмечает в другом месте, что «с точного греческого эквивалента этому слову, зафиксированного еще Септуагинтой, начинается в Евангелии от Матфея 5:3 Нагорная проповедь Иисуса Христа» (Аверинцев С.С. Псалмы Давидовы. К. – М., 2004. с. 135). 8 Графически древнееврейский текст организован с помощью знаков кантиляции (они объединяют слова в смысловые блоки, указывают ритм стиха, паузы между словами); в Пс.1:1 это выглядит (в дословной передаче) так:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Он же . Так как Он упомянул о земле, а существам, происшедшим из нее и живущим на ней, и облеченным телом земным, нужна соответственная пища, то по необходимости Он присовокупил: «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Он повелел просить хлеба насущного, не для объедения, а для питания восполняющего истраченное в теле и отклоняющего смерть с голода,—не роскошных столов не разнообразных яств—произведений поваров, изобретений хлебопеков, вкусных вин и прочего тому подобного, что услаждает язык, но обременяет желудок, помрачает ум, помогает телу восставать на душу и делает это­го жеребца непослушным вознице. Не этого просить научает нас заповедь, но «хлеба насущного», т.е. обра­щающегося в существо тела и могущего поддержать его. Притом и его заповедано нам просить не на вели­кое число лет, а столько, сколько нужно нам на настоящий день. «Не пецытеся убо», сказал Господь, «на утрей» (Мф.6,34). И для чего заботиться о завтрашнем дне тому, кто может быть и не увидит завтрашнего дня, кто предпринимает труд, а не пожинает пло­да? Надейся на Бога, Который «дает пищу всякой плоти» (Пс.135,15). Тот, кто даровал тебе тело, вдохнул душу, сделал тебя животным разумным и приготовил для тебя все блага прежде нежели создал тебя, как презрит тебя созданного, «иже сияет солнце свое на злыя и благия, и дождит на праведные и неправедные» (Мф.5,45). Итак, надеясь на Него, проси пищи только на настоящий день, а об завтрашнем предоставь забо­ту Ему, как и блаженный Давид говорить: «возверзи на Господа печаль твою, и Той та препитает» (Пс.54,25). Св. Кассиан , разумея под хлебом Господа Иисуса Христа, и пречистое тело Его с Животворящею кровью, говорить: «хлеб наш, т.е. насущный, или, по другому Евангелисту, «ежедневный, даждь нам днесь». Первым словом означается существен­ное его достоинство, по коему он превышает все сущности и превосходит все твари высокою своею святостью, а вторым выражается естественное употребление его и польза. Ибо когда говорится: «ежедневный», то этим показывается, что без него мы не можем ни одного дня продолжать духов­ной жизни; а когда говорится: «днесь», то этим по­казывается, что надобно принимать его ежедневно и что вчерашнее вкушение его недостаточно, если он подобным образом не будет и ныне преподан нам. Поелику же нет дня, в который бы не нужно было укреплять сердце внутреннего нашего че­ловека принятием и вкушением этого «хлеба», то таковая ежедневная потребность должного за­ставляет нас во всякое время проливать о нем молитву. Впрочем, слово «днесь» — можно принимать и в отношении к настоящей жизни, то есть: «Подавай нам хлеб сей, доколе мы находимся в здешнем веке, ибо знаем, что и в Будущей Жизни он будет Тобою подаваем тем, кои заслужили его, но мы просим даровать нам его еще «днесь», ибо кто не удостоится принять оного в настоящей жизни, тот не возможет причаститься его и в Бу­дущей»

http://predanie.ru/book/107534-istolkova...

1 . Бог существует ( Рим.1:20 ). 2 . Он Творец ( Пс.18:2 ), но Сам Он нетварен. Если Бог сотворил мир, то Сам Он должен отличаться от творения, т.е. быть нетварным. 3 . Он вечен. Если Бог сотворил мир и время, то Он Сам должен был предшествовать мирозданию. 4 . Он мудр ( Деян.17:29 ). Если Бог устроил такой сложный мир, то Он должен быть очень мудр ( Иер.51:15 : «...утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростёр небеса»; ср. Прит.3:19 ; Пс.135:5 ). 5 . Он силён. Если Бог сотворил такой огромный мир со всей его огромной энергией и управляет им ( Деян 14:17 ), то сам Он должен обладать ещё большей силой. 6 . Он благ. В природе видна Божья забота о человеке («...Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных», Мф.5:45 ). 7 . Он справедлив. Наше нравственное чувство свидетельствует о Божьем законе ( Рим.2:15 ). Конечно, это не значит, что каждый человек обязательно увидит, поймёт и примет общее Откровение. Однако доступность и всеобщий характер свидетельств о Боге помогают уверовать и приготовиться к принятию особого Откровения. Ограниченность общего Откровения. При всей важности общего Откровения нужно понимать, что оно ограничено. Оно может сказать о существовании Бога, но не сможет описать какой Он, какова Его воля по отношению к человеку, какова цель и смысл жизни. Основная проблема здесь в том, что общее Откровение невербально, т.е. не выражено человеческим языком. Понимание фактов в значительной мере зависит от человеческой интерпретации. Более того, чтобы правильно понять общее Откровение, нужно иметь некоторые предварительные понятия о Боге. Таким образом, естественное богопознание возможно только на основании сверхъестественного (особого) Откровения 72 . Кроме этого есть ещё одна причина – человеческий грех . Он изменил восприимчивость человека к Откровению. Природа до сих пор проявляет признаки божественного происхождения, однако она перестала быть для человека ясным Откровением Бога, какой была до грехопадения ( Рим 8:19–22 ) 73 . Повреждённый грехом человеческий ум не только малоспособен к богопознанию, но, как ослеплённый грубой чувствительностью, весьма склонен к неверию ( Рим.1:18,25 ; Ефес.4:18 ; Кол.1:13 ; 1Ин.2:9:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Бог сотворил мир не по необходимости и потребности или потому, что Сам имел некую пользу от него. Бог Сам по Себе — совершенная Полнота блаженства (1 Тим. 1:11; Ин. 5:26), славы, премудрости и силы; в соответствии с этим, Его никто и ничто не может принудить ни к чему и никто и ничто не может Ему увеличить силу или умножить славу. Весь живя в ненарушимом единстве всех Своих абсолютных совершенств, Бог в качестве побуждения и основания к сотворению мира мог иметь только Свою безграничную любовь, которой Он восхотел сотворить мир и, таким образом, и вне Себя открыть Свои совершенства, предоставляя сотворенным существам возможность участвовать в Своей несказанной благости и блаженстве. «Поскольку Благий и Преблагий Бог не удовлетворился созерцанием Себя Самого, но в преизобильной благости Своей восхотел, чтобы возникли существа, которые бы могли наслаждаться в Его благодеяниях и участвовать в Его благости, то Он из небытия ввел в бытие и сотворил все видимое и невидимое». Это значит, что благость Божия, безграничная любовью, является побуждением к сотворению мира, а целью является участие твари в этой безграничной благости Божией.   Безграничная благость Божия, проявляющаяся в отношении к твари как безграничная любовь, свидетельствует, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:16, 8), что только Он благ (Мк. 10:18; Пс. 105:1, 106,1, 135,1-26, Иак. 1:17; Ис. 49:15). Благость как таковая отразилась на творениях Божиих: «Благ Господь всяческих, и щедроты Его на всех делех Его» (Пс. 144:9; Сир. 18:12; Прем. 11:25-27). Цель сотворения мира содержится в самом побуждении Божием к сотворению мира, ибо участие во всесовершенной благости Божией и является целью созданных существ «Мы... созданы на дела благая» (Еф. 2:10; Евр. 13:21; Мф. 5:16). А участие в благости Божией и является участием в блаженстве Божием. Естественно, это проявляется в прославлении Бога со стороны созданных существ. Святые Ангелы непрестанно славят Бога, ибо их жизнь непрестанно добровольно участвует в благости, а тем самым и в блаженстве Трисолнечного Господа (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

VI. К священнослужению приготовляясь, всячески старайтесь иметь благоговение и умиление, которое особенно бывает от спасительного размышления о Промысле Христа Спасителя нашего о роде человеческом. Рассуждайте, как Сын Божий, Господь всех, в образ рабский облекся, как Безначальный в утробе Пречистой Девы зачался; как предвечный Бог Младенцем был. Как «имеющий престолом небо» ( Пс.10:4 ) и сидящий на Херувимах в яслях убогих полагался. Как Владыка всей твари обнищал, как «дающий пищу всякой плоти» ( Пс.135:25 ) алкал, жаждал; как утешающий плачущих и «отъемлющии всякую слезу от очес» ( Откр.7:17, 21:4 ) плакал. Как невидимый на земле явился и с людьми изволил пожить; как еще Младенцем был гоним и осужден Иродом на убиение; как из града в град, из веси в весь бегал, как по закону обрезание претерпел, как не Имеющий скверны и порока был рабом крещен. Как искушаемым Помогающий, искушаем был дьяволом; как вышел на проповедь царствия Божия, как проходил города и веси, проповедуя Евангелие, пронося благую весть, отпущение грехов. Как от непокорного и завистливого духа хулу и бесчестие претерпел, как самарянином, льстецом, кощунником, неистовым и бесноватым наречен был, как, наконец, страшные и нестерпимые страсти терпел. Как, молясь к Отцу Небесному, был в подвиге, «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» ( Лк 22:44 ); как за такую малую цену, за тридцать сребряников, Своим учеником продан и предан был нечестивым; как перед архиереями Анной и Каиафой поруган, оплеван, ударяем и, Судья всех, судим был; как связанный, словно пленник, по улицам водим был, и в поругание был одян в различные одеяния; как терновым венцом увенчан, и как царь, в насмешку приветствуем был: «Радуйся, Царь Иудейский!» ( Мф 27:29 ). Как, по сравнению с Вараввой-разбойником, хуже и подлее его толпой вменен был; как, в стольких мучениях и озлоблениях изнемогая, нес Крест Свой; как на Кресте, словно злодей, пригвожден был; как посреди разбойников повешен, мимоходящими поругаем был: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий!спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста» ( Мф 27:40 ). Как, жаждая, вместо воды, уксусом с желчью напоен был; как, наконец, в страдании душу Свою пресвятую предал Тот, смерти Которого вся тварь сострадала, солнце померкло и не дало света своего, земля потряслась, камни расселись, завеса церковная разодралась, гробы отверзлись. Все это милосердный и человеколюбивый Господь ради нас и нашего спасения изволил по безмерной Своей любви претерпеть. Так размышляя, готовьтесь к Божественной Литургии, ибо и святая Литургия образует спасительное Его смотрение, о чем и предлагаю размышление.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Даже и этим словом не удовлетворился, но присовокупил вслед за тем и другое: даждь нам днесь, чтобы нам не сокрушать себя заботою о наступающем дне. В самом деле, если ты не знаешь, увидишь ли завтрашний день, то для чего беспокоишь себя заботой о нём? Это Спаситель заповедал и далее затем в Своей проповеди: не заботьтесь о завтрашнем дне. Он хочет, чтобы мы всегда были препоясаны и окрылены верою и не более уступали природе, чем сколько требует от нас необходимая нужда. Так как Он упомянул о земле, а существам, происшедшим из неё и живущим на ней, и облечённым телом земным, нужна соответственная пища, то по необходимости Он присовокупил: хлеб наш насущный даждь нам днесь. Он повелел просить хлеба насущного – не для объедения, а для питания, восполняющего истраченное в теле и отклоняющего смерть с голода, – не роскошных столов, не разнообразных яств – произведений поваров, изобретений хлебопёков, вкусных вин и прочего тому подобного, что услаждает язык, но обременяет желудок, помрачает ум, помогает телу восставать на душу и делает этого жеребца непослушным вознице. Не этого просить научает нас заповедь, но хлеба насущного, то есть обращающегося в существо тела и могущего поддержать его. Притом и его заповедано нам просить не на великое число лет, а столько, сколько нужно нам на настоящий день. «Не пецытеся убо, сказал Господь, на утрей» ( Мф.6:34 ). И для чего заботиться о завтрашнем дне тому, кто, может быть, и не увидит завтрашнего дня, кто предпринимает труд, а не пожинает плода? Надейся на Бога, Который «даяй пищу всякой плоти» ( Пс.135:25 ). Тот, кто, даровал тебе тело, вдохнул душу, сделал тебя животным разумным и приготовил для тебя все блага прежде нежели создал тебя, как презрит тебя созданного,«Иже сияет солнце Свое на злыя и благия, – и дождит на праведныя и неправедныя» ( Мф.5:45 ). Итак, надеясь на Него, проси пищи только на настоящий день, а об завтрашнем предоставь заботу Ему, как и блаженный Давид говорит: возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает ( Пс.54:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Сладостно, братия, засыпать и после обыкновенных дневных трудов, приятно возлегать и на ночное ложе с совестию мирною и спокойною, с сознанием исполненного долга, понесенных во время дня трудов, совершенных успешно дел своего звания; тихий сон смыкает наши вежди и готовит нам радостное пробуждение. Тем сладостнее засыпать сном смертным после многолетних неусыпных трудов и подвигов на пользу ближних; тем отраднее и успокоительнее возлегать на ложе смерти, когда земной труженик без укора и зазрения совести может смело сказать: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох ( 2Тим. 4:7 ). И потому верен и непреложен глагол Духа Святого: блажени мертвии умирающии о Господе: да почиют от трудов своих: дела бо их ходят вслед с ними. Но блаженны ли остающиеся в живых после умерших? Блаженны ли мы, лишающиеся доброго сопастыря, ревностного и неутомимого сотрудника, любезного собрата и собеседника? И в особенности блаженны ли юные осиротелые чада, лишившиеся в сем почившем нежнейшего отца, единственной надежной на земле подпоры, единственного в сем мире самого ближайшего к ним наставника и руководителя, друга и утешителя? Что до нас, братия, – мы можем утешать себя тою отрадною мыслию, что сей муж доблестный, пастырь добрый, поборник веры ревностный, первый положил свои кости в сем новом месте нашего общего служения в залог твердости и прочности общего нашего делания в сем вертограде Христовом. Что до юных, кругом осиротелых чад, окружающих безмолвный гроб своего отца, – то веруем и уповаем, что и они после потери столь горестной и неожиданной, потери своих земных родителей, имеют Отца небесного, который дает пищу всякой плоти ( Пс.135:25 ) и призирает даже птенцов врановых призывающих Его ( Пс.146:9 ). Он подвигнет сердце милостивого и сердобольного начальства, расположит родных и знаемых, облагодетельствованных и благодетельных, – и для них сделается все, что нужно и возможно; и, быть может, их будущая судьба, если только будут достойны того, при помощи и по распоряжению промысла Божия, устроится несравненно лучше и счастливее, нежели при их земных родителях. За это ручаются многие самые отрадные и утешительные опыты.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Таким образом положительного — произвольного нет ничего, а все естественно. Положительное существует только для нас, не могущих обнять всего устройства мирового здания.    Прикосновенный (доступный) сему возражению есть вопрос о страдании праведников. Главные причины таковых страданий, по Священному Писанию, суть следующие: а) Эта жизнь вообще не есть жизнь, а есть время улучшения. Должно было дать поприще борьбе, иначе добродетель была бы нечиста. Потому апостол Павел ободряет верующих тем, что цель упокоения на небе, а не на земле (Евр. 12:1—3, 22—29). б) Праведники имеют свои нечистоты, а грешники имеют нечто доброе. Поэтому сии здесь награждаются, а те наказываются. в) Многие праведники или от природы, или от воспитания не получили способности наслаждаться настоящими благами и приобретать их; равно как многие грешники имеют все способы быть счастливыми. И потому доставлять первым счастье и лишить последних оного не иначе можно, как посредством чуда; но чудес Бог не творит напрасно.    Праведную волю Божию Священное Писание представляет еще благою, любвеобильною. Нет выражения на языке человеческом, которое бы не было, так сказать, истощено в Священном Писании для выражения сего свойства Бога. И это потому, что благость Божия весьма нужна для падшего человека; она есть его собственность. Поэтому и Иисус Христос преимущественно называется Учителем благости. Вот места Писания, где упоминается о сем свойстве: Пс. 144:9, 135:25, Мф. 7:24, 23:9, 7:9—10, 1 Тим. 6:17. Ин. 9:16, Рим. 5:8, 1 Тим. 2:4, Лк. 1:72, 78, 2 Кор. 1:3,Рим. 2:4, 3:25, 11:23, 15:14, Евр. 1:7.    Как определить благость Божию? Человека называют благим, когда он желает другим столько добра, сколько они вместить могут. Та же благость и в Боге, только в высочайшем смысле. Истину сию видим в мире физическом; каждое существо снабжено всем, что нужно ему. История естественная находит теперь новые существа, но не найдет ни одного, которое бы имело недостаток в чем-либо, нужном для жизни. Есть безобразие относительное; но при внимательном наблюдении и безобразие существ должно быть таковым по своему образу в организме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3210...

21:22. Пророки часто предрекали суд над Иерусалимом. Хотя они обычно подразумевали вавилонский плен (который имел место примерно за 600 лет до Иисуса), этот принцип – суд и необходимость покаяния для полного восстановления – все еще не потерял своей силы. 21:23. Естественные трудности и заботы, связанные с рождением и кормлением младенцев, в этот период усугублялись. Данный текст, возможно, указывает на горе и скорбь в связи с потерей детей (ср.: «2 Вар. 10:13–15). Язык «великого бедствия» эхом отзывается в «пророчествах о великой скорби, которая будет предшествовать окончательному покаянию Израиля ( Дан. 12:1 ). В «Ветхом Завете Божьи суды в истории часто описываются как «гнев» (напр., на Иерусалим – Пл. 1:12), а также как Его грядущий гнев в День Господень (напр.: Соф. 1:14,15 ). 21:24. Все жители Иерусалима погибли во время войны (от голода, болезней, пожаров, военных столкновений между самими евреями и с римлянами) или были порабощены в 70 г. Иерусалим был разрушен до основания; после второго разрушения в 135 г. н. э. Иерусалим был перестроен как языческийгород с языческим храмом на том месте, где некогда возвышался Божий храм. 21:25–38 Будьте готовы Разрушение Иерусалима представляет собой последнее знамение миру перед вторым пришествием Иисуса; получив такое предзнаменование, последователи Христа должны быть готовы к Его пришествию. 21:25,26. «Иосиф Флавий и ссылающиеся на него авторы говорили о знамениях на небе, которые предшествовали падению Иерусалима. Такие знамения были сигналом для нечестивых – убояться ( Ис. 19:16 ; Иер. 4:9 ). Это язык конца времен ( Ис. 13:10; 34:4 ; ср.: 24:23; Иез. 32:7,8 ). Некоторые древние авторы использовали этот язык катаклизмов для изображения исторических событий (в « " Сивиллиных оракулах» так описано землетрясение; ср.: Пс. 17:7–20 ; Иер. 4:20–28 ), но большинство авторов пользовались подобным языком для описания конца времен, преобразования современного мирового порядка и установления вечного Божьего «Царства. 21:27. Иисус иногда описывает пришествие «Сына Человеческого в образах еврейской литературы, обычно относящихся к Богу (ср.: Ис. 19:1 ). Здесь у Иисуса содержится явная аллюзия на Дан. 7:13,14 , где «как бы Сын человеческий» (т. е. напоминающий человека) получает «Царство от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010